Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

На сегодняшний день уровню и качеству отделки деревянной мебели уделяют все большее внимание. Одной из наиболее сложной, но и наиболее востребованной отделкой деревянных изделий является качественная высокоглянцевая отделка лаками или красками по дереву. Глянцевая мебель визуально расширяет пространство, добавляет свет в интерьере, создает эффект дополнительного пространства. При этом, растущие требования конечного клиента в уровню и качеству глянцевого покрытия постоянно заставляют производителей мебели совершенствовать технику и способы получения такого высокого глянца.

Одним из таких способов является полировка финишного слоя лака. Качество полировки лака играет весьма важную роль, так как от полученного результата будет зависеть внешний вид и привлекательность готовой деревянной мебели. Существуют ряд основных правил, которые должны строго выполняться при полировании лака или любого другого лакокрасочного покрытия.

В первую очередь, очень важно знать, чем отличаются одни полировальные материалы от других.

Абразивно-полировальная паста

Абразивно-полировальная паста является твердым продуктом, который поставляется в виде брусков разных размеров ч различной зернистостью абаразива. Такие продукты предназначены для полировки на автоматических многобарабанных полировальных станках (от 1 до 12 барабанов).

Абразивно-полировальный воск

Полировальный воск - полужидкий состав с различной степенью зернистости, который предназначен для полировки лака гибкими торцевыми шайбами или на автоматических станках с одним или двумя спаренными барабанами или перекрестными барабанами.

Полироли

Полироли - жидкие составы с различными свойствами для автоматических станков, полировальных орбитальных машинок или для полировки лака ручными мягкими дисками из поролона или натуральной шерсти.

Добавки

Добавки представляют собой жидкие смеси, специально разработанные для разведения воска и увлажнения поверхности фетровых или меховых полировальных вальцов.

Основные правила полировки лака

Прежде чем начинать полировку лака необходимо сначала правильно подобрать пасту для полировки, воск или полироль в соответствии с типом лака (лаковой пленки) и подобрать полировальный диск или круг. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на результаты полировки, можно выделить следующие:

  • твердость лаковой пленки - высокая твердость лаковой пленки является основой для получения наилучших результатов полировки. Если лаковая пленка не имеет достаточной твердости или недостаточно высохла, то из-за сильного нагрева (из-за трения во время полирования) она может сильно деформироваться. На сегодняшней день, компания MIRKA выпустила для ручной и машинной полировки не подвергающуюся нагреву от трения при полировки.
  • качество шлифования - чем меньше зернистость и чем выше качество полировальных кругов, тем лучше результаты применения полировальной пасты. Полировальные диски для орбитальных полировальных машинок должны подбираться в соответствии с типом полируемого лака.
  • давление полировального оборудования на лаковую пленку - температура на полируемой поверхности должны поддерживаться в оптимальных пределах от 20°С до 40°С. Превышение данного температурного режима при недостаточной твердости лаковой пленки приводит к ее деформации и отрицательно влияет на окончательный уровень глянца покрытия.

Полировка полиуретанового лака

Полиуретановый лак начинают полировать абразивом с большой зернистостью Р320, продолжают полировать абразивом с более мелким зерном и заканчивают полировку полировальной пастой Р800 и поролоновым диском (если лак с очень твердой пленкой) и полировальной пастой Р1200 с полировальным диском из натуральной овчины.

Шлифование поверхности не должно производиться только в одном направлении. При смене зернистости направление движения полировального диска нужно менять на перпендикулярное. Последующие полирование должно производится в направлении движения последнего полировального диска.

Полировальная система лаков от MIRKA

В деревообработке чаще всего используются полировальные пасты (для одношаговой полировки) и (для начальной полировки или полировки очень твердых лаков).

Теперь поговорим о методах и оборудовании для облагораживания поверхности готовой лаковой пленки. Принципиально могут быть три вида структуры этой поверхности - шелковистая, матовая, глянцевая.

Шелковистый блеск обычно бывает у покрытий, образованных лаками, содержащими летучие растворители (например, нитроцеллюлозными). Для таких покрытий характерна малая толщина, вследствие чего они копируют поверхность подложки, т. е. волокнистую структуру древесины.

Матовая (или, как иногда говорят, матированная) поверхность может быть получена двумя способами - специальной шлифовальной обработкой глянцевого покрытия или при использовании лаков с матирующими добавками. В последнее время используется в основном второй способ.

Значительное распространение получили глянцевые покрытия (их можно еще называть зеркально-гладкими). Они образуются лаками, пленкообразование у которых происходит без испарения растворителей. Но сразу после отверждения готовые глянцевые покрытия практически не получаются. Необходимо их облагораживание для снятия неровностей, которые являются следствием погрешностей разлива лака, сушки покрытий, попадания на поверхность пыли, копирования неровностей подложки и т. п.

У читателя может возникнуть вопрос, какая структура покрытия предпочтительней. Ответ не может быть однозначным. Здесь влияет и экономика (самое дешевое покрытие - шелковистое), и вкус изготовителя и покупателя (в СССР и в ряде зарубежных стран долгое время предпочтение отдавалось глянцевым покрытиям), и технологические возможности (для получения глянцевых покрытий нужно сложное оборудование по облагораживанию, о котором речь пойдет ниже, а для матовых- специальные, пока относительно дефицитные лаки).

Автор должен обратить внимание читателя на то, что структура и качество поверхности лакокрасочного покрытия - одна из важнейших характеристик качества всего изделия, особенно мебели. Для изготовителей это обстоятельство осложняется тем, что чувствительность человеческого глаза к неровностям поверхности, особенно полированной, очень велика, (глаз различает неровности равные даже 1/5 мкм!). Поэтому при получении нужной структуры отделанной поверхности большое внимание уделяется всему, что способствует ее качеству: конструкции изделия, материалам, механической обработке, конечной фазе производства - облагораживанию покрытия.

Поверхность покрытия в большинстве случаев выравнивается шлифованием. В том случае, когда покрытия способны растворяться, выравнивание поверхности может производиться тампоном, смоченным в растворителе. Последний способ зачастую используют для криволинейных поверхностей.

Шлифование или шлифовка имеет большое значение для выравнивания полиэфирных покрытий: удаляется слой парафина, уменьшаются микронеровности до размеров, когда покрытие можно полировать, поверхность выравнивают под плоскость. При шлифовании удаляется слой толщиной 0,05-0,1 мм. Высота неровностей (шероховатость) перед полированием не должна превышать 2 мкм.

Поверхность сначала шлифуют более грубой шлифовальной шкуркой (№ б и 7). Большое значение имеет направление шлифования - оно должно быть перекрестным. Станки предпочтительны с механической подачей проходного типа, оснащенные шлифовальными лентами, шлифующими при первом проходе поперек движения щита (грубое шлифование) и вдоль щита (вдоль волокон, если щит облицован древесным шпоном) при тонком шлифовании.

Из физики известно, что поверхность является зеркальной, если величина неровностей на ней меньше половины длины волны видимого света, т. е. менее 0,2 мкм. Мы уже говорили, что после шлифования остаются неровности, высота которых может доходить до 2 мкм. Вот эти неровности и удаляются полированием, которое производится пастами (иногда жидкостями, растворяющими покрытия). Полировочные пасты представляют собой смесь абразивных порошков с жидкой или твердой связкой. Полирование производят на ленточных или барабанных шлифовальных станках. Рабочий инструмент на них уже не шлифовальная шкурка, а мягкий текстиль, сукно, фетр, на которые нанесена паста. В станках может быть один или несколько барабанов (лент). Если станок проходного типа, их может быть 6 и даже 8. Барабаны расположены под углом к направлению движения щита (8-12°). Иногда, чтобы избежать рисок, барабану придают осциллирующее движение, т. е. медленное движение вдоль оси.

Из всего рассказанного в седьмой беседе ясно, что для отделочных работ необходимо проводить специальную подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями в области физики и химии, механики и электроники, печатного дела и бумажного производства. Все чаще в отделочных цехах можно встретить узких специалистов - химиков, физиков, электронщиков, печатников.

Автор полагает, что в ближайшей перспективе можно ожидать появления в отделке новых важных усовершенствований на базе новейших достижений науки и техники, что потребует еще более высокой квалификации персонала.

С тех пор как появился лак для матовых покрытий, техника шлифования лакового покрытия оказалась почти забытой. А когда мебельщики получили в свое распоряжение водорастворимые акриловые лаки, то больше внимания стали уделять составу лака, чем его воздействию на дерево. Чтобы устранить эту несправедливость, мы хотим рассказать, как правильно нанести и отшлифовать лаковое покрытие.

Рабочее помещение без пыли

При нанесении лака очень важно не допустить попадания в него пылинок и крохотных волокон, которые своим электростатическим зарядом могут вытеснить частички содержащихся в лаке веществ и тем самым образовать микроскопические кратеры. Поэтому во время нанесения лака необходимо придерживаться такого правила: работать только в чистом помещении и, пока лак не высох, избегать сквозняков, которые могут принести с собой пылинки и различные волокна.

Шлифованное лаковое покрытие

Еще недавно понятие «матовая лакировка» ассоциировалось с чем-то безвкусным и мещанским. При этом подразумевались вычурные туалетные столики в стиле «барокко» и помпезные спальные гарнитуры с отшлифованным лаковым покрытием. Но справедливости ради надо отметить, что далеко не все предметы мебели, имеющие такое покрытие, выглядят пошлыми.

Нанесение лака с последующим шлифованием — довольно сложная процедура. К тому же лак наносят слой за слоем и каждый тщательно шлифуют, причем не сразу, а лишь после того, как слой лака полностью высохнет, затвердеет. Понятно, что на все это уходит немало времени. Но иначе нельзя. Только при полном и точном соблюдении всех правил покрытие получится безупречно ровным и красивым.

Не случайно шлифованное лаковое покрытие, выполненное вручную по всем правилам, выгодно отличается от аналогичного — по определению, но не по качеству — покрытия, которое можно видеть на мебели фабричного производства, что, кстати, и стало причиной плохой репутации матовой лакировки.

Для домашнего мастера использование техники шлифования лакового покрытия может стать хорошей практикой в освоении различных способЪв отделки изготовленных им предметов мебели.

Шлифованное лаковое покрытие считается безупречным, если на нем не видно ни одного углубления или застывших пылинок. После Завершающей шлифовки поверхность должна стать равномерно матовой. Поэтому непросто избежать искушения нанести еще один слой лака и отшлифовать его, чтобы получить идеальную поверхность, не теряющую с годами благородного «бархатного» блеска.

Подходящие лаки

Шлифованное лаковое покрытие уже в процессе нанесения подвергается значительно большей нагрузке, чем обычное лаковое покрытие за время всей своей службы. Поэтому для матовой лакировки поверхностей рекомендуется выбирать только лучшие лаки. Они должны покрывать основу тончайшим и вместе с тем очень прочным слоем, чтобы его можно было шлифовать.

Акриловые лаки для этой цели не годятся. Хорошие результаты дают лаки из алкидной смолы. Впрочем, о качестве лака можно судить и по тому, сколько он стоит. Дешевые лаки, как правило, не подходят для такого способа обработки поверхности.

Неплохо поддаются шлифовке лаки для матового покрытия и блестящие непрозрачные лаки. Но первые все же предпочтительнее, поскольку они содержат меньше твердых частиц, которые могут поцарапать поверхность. Однако независимо от того, какой лак вы выберете — матовый или непрозрачный, каждый слой должен сохнуть минимум двенадцать часов и только после этого можно приступать к его шлифованию.

Подготовка поверхности

Получится ли шлифованное лаковое покрытие красивым, во многом зависит от качества основы. Безупречно подготовленная поверхность — одно из условий ее успешной отделки.

Однако для покрытия лаком годится только твердое дерево с устойчивой структурой. У изделия из древесины мягких пород, структура которой неоднородна (она меняется по мере старения дерева), поверхность спустя какое-то время начинает напоминать стиральную доску, и внешний вид изделия — с лаковым покрытием или без него — естественно, оказывается испорченным. С твердыми породами этого не случается.

Первый этап подготовки поверхности — шлифовка, которой сглаживают неровности и удаляют торчащие надрезанные волокна. Появившуюся древесную пыль следует тщательно собрать пылесосом. Последний имеет большое преимущество перед щеткой или метелкой, так как не поднимает пыли.

Грунтовка

На отшлифованную поверхность наносят грунтовку. Она заполнит поры древесины, укрепит ее структуру. Также благодаря грунтовке наносимые следом шпаклевка и первый слой лака не проникнут в дерево слишком глубоко. Грунтовку наносят толстым слоем. Она должна хорошо просохнуть. После этого наждачной бумагой зернистостью 180 зачищают поднявшиеся волокна и сглаживают все неровности.

Необработанную древесину зачистите наждачной бумагой в направлении волокон. Шлифовальная колодка обеспечивает ровную контактную поверхность между бумагой и деревом.

Грунтовку наносят толстым слоем и после высыхания шлифуют. Наждачную пыль следует удалять очень тщательно.

Шпаклевание и шлифование

Загрунтованная и отшлифованная поверхность еще не может служить основой для первого слоя лакового покрытия. Дополнительно ее выравнивают специальной шпаклевкой, которую наносят эластичным шпателем, ведя его поперек волокон древесины.

Когда зашпаклеванная поверхность полностью высохнет, ее шлифуют, используя наждачную бумагу зернистостью 180, тончайшую пемзовую пудру, которая смягчает воздействие абразивного покрытия бумаги на обрабатываемую поверхность. В результате после шлифовки на ней не остается царапин. Чтобы взаимодействие наждачной бумаги и пемзового порошка было более эффективным, их предварительно увлажняют (порошок после нанесения на поверхность обрызгивают водой).

Устранение изъянов

В процессе шлифовки бобышку, обернутую наждачной бумагой, перемещают по поверхности кругообразными движениями с очень легким нажимом. Старайтесь как можно равномернее вести обработку. Завершив шлифование, тщательно очистите поверхность влажной губкой или тряпкой.

Если результаты работы вас не вполне удовлетворяют, нанесите шпаклевку еще раз и снова отшлифуйте поверхность. Устранять обнаруженные изъяны, неровности лучше на этой стадии обработки, так как сделать это после нанесения первого слоя лака уже не всегда удается.

Шпаклевку наносят и распределяют по поверхности японским шпателем. Ведут его под небольшим углом, чтобы лучше заполнить поры древесины.

Затвердевший слой шпаклевки обрабатывают увлажненной наждачной бумагой и пемзовой пудрой до тех пор, пока поверхность не будет гладкой.

Первый слой

На очищенную от остатков пемзовой пудры и наждачной пыли поверхность нанесите первый слой лака. Чем выше качество лака, тем лучше, ровнее он ложится. Поэтому использование хороших, дорогих лаков фактически с самого начала окупает себя.

Кисти

Кисти также должны быть хорошего качества — такие, что равномерно впитывают краску или лак и так же равномерно распределяют их по поверхности. Дешевые кисти, которые применяются при нанесении обычного лака, в данном случае не годятся.

Перед нанесением лака кисть нужно обработать — «помассировать» щетину кончиками пальцев, чтобы удалить все непрочно закрепленные волоски. Подобно пылинкам волоски, «потерянные» кистью и попавшие в слой лака, могут испортить всю работу.

Сначала лак наносят параллельными мазками в направлении волокон древесины, затем — поперек. В завершение слегка проводят кистью вдоль волокон древесины, чтобы прижать приподнявшиеся кончики волокон и таким образом окончательно сгладить поверхность.

Наносите первый слой лака как можно равномернее и так, чтобы не были видны следы кисти.

Войлок

Для шлифования лакового покрытия вам потребуются самодельная шлифовальная колодка и пемзовая пудра. Делается такая колодка из отрезка доски и куска войлока, который можно найти в любом магазине стройматериалов. Войлок толщиной 10 мм прикрепляют к деревянной пластине (она будет служить рукояткой) с помощью ленты, обработанной с обеих сторон клеящим составом.

Щадящее воздействие

Войлок способствует равномерному распределению пемзовой пудры, смягчает ее воздействие на лаковое покрытие, в результате на поверхности не остается бороздок и царапин. Вода, которой смачивают порошок из пемзы, также оберегает слой лака от повреждений. Каждый раз после шлифовки войлок нужно промывать, так как он впитывает в себя часть шлифовальной пасты. Удаляется она легко.

Тонкий войлок, который используют, к примеру, в качестве покрытия для пола, не годится для шлифования. Удовлетворительных результатов можно добиться только при работе толстым войлоком, имеющим ровную поверхность, чего нельзя сказать о войлочном покрытии для пола, испещренным бороздками. Из-за них пемзовая пудра не будет распределяться равномерно.

Самодельное приспособление для шлифования лакового покрытия: к деревянной пластине, которая служит рукояткой, приклеивают кусок толстого войлока.

Попеременно лакировать и шлифовать

Когда первый слой лака полностью высохнет, принимайтесь за обработку поверхности: нанесите на нее смесь из пемзовой пудры и воды и шлифуйте участок за участком самодельной колодкой. Постарайтесь обработать всю поверхность, включая углы и края, — это очень важно. Если вы считаете, что достигли цели, протрите чистой тряпочкой небольшой участок поверхности и проверьте, в каком она состоянии и нужно ли продолжать работу.

Если качество шлифовки лакового покрытия отвечает вашим требованиям, очистите от пемзовой пасты всю поверхность как можно тщательнее мокрой тряпкой, дайте поверхности высохнуть, а затем удалите оставшиеся разводы сухой тряпкой. После этого можно наносить следующий слой лака.

Слой за слоем

После нанесения второго слоя лака поверхность также шлифуют, а затем тщательно очищают. Если результаты вас удовлетворяют, работу можно считать законченной. Но по всем правилам необходим еще один — третий — слой лака. Не исключение — пять и даже шесть слоев. Именно при многослойном лаковом покрытии поверхность приобретет равномерную окраску.

Смесь из пемзовой пудры и воды втирают в слой лака. В результате прозрачное и блестящее покрытие становится матовым. Поверхность очищают от пасты сначала мокрой тряпкой, затем — сухой.

Нужно нанести и отшлифовать минимум три слоя лака, чтобы поверхность стала безупречной. Но и пять, и даже шесть слоев — не исключение.

При изготовлении изделий из древесины часто возникает вопрос: «Как полировать дерево?» используя полировку для придания защитного покрытия. Чаще всего полировка применяется при отделке мебели и поделочных изделий. Полированная поверхность позволяет сохранить текстуру дерева и придает изделию красивый внешний вид.

Применение полировки для отделки

Для отделки используется несколько методов для чего, применяются вещества:

  • политура;
  • олифа;
  • восковая паста.

При отделке изделий из дерева, когда для полировки применяется лак, образуется защитный слой, который придает поверхности товарный вид. Процесс полировки заключается в нанесении специального состава политуры, содержащей в три раза меньше смол, чем в лаке. Покрытие образующиеся на древесине имеет прозрачную структуру и глянцевый оттенок.

При выборе метода отделки и полировки необходимо учитывать вид древесины. Для изготовления мебели наиболее подходят породы древесины:

  • красного дерева;
  • березы;
  • груши;
  • самшита;
  • клена;
  • яблони.

Также широко используются, но достаточно трудоемки в обработке породы:

  • дуба;
  • сосны.

Средства, используемые для полировки дерева

Для полировки дерева в торговых предприятиях предлагается большой перечень различных отделочных веществ:

  1. Шеллачный лак – используется для отделки мебели.
  2. Алкидный лак – применяется для покрытия паркета.
  3. Акриловый лак – используется для обработки изделий из древесины.
  4. Полиуретановый лак – применяется для защиты деревянных изделий от атмосферных осадков.
  5. Нитролак – используется для обработки деревянных изделий.

Можно изготовить политуру для полировки дерева, в домашних условиях используя определенные вещества:

  • смолу шеллака — 60 г;
  • этиловый спирт 90* — 500 мл.

Процесс изготовления достаточно прост. В стеклянную тару засыпается смола и заливается спиртом, хорошо перемешивается, закрывается плотной крышкой и настаивается до полного растворения смолы. Далее состав фильтруется и применяется по назначению для полировки деревянных изделий.

Технология полировки

Процесс полировки древесины проводится в несколько этапов:

  1. шлифования поверхности;
  2. нанесения грунта;
  3. располировки;
  4. отполировки.

Шлифование поверхности

Процесс шлифования не представляет особых затруднений, но требует много времени для придания дереву необходимого вида. Поверхность древесины, предназначенная для отделки недолжна, иметь заусениц, сколов, трещин и других неровностей. Для этого дерево обрабатывается в 3 этапа:

  • наждачной бумагой № 46-60;
  • наждачной бумагой № 80-100;
  • наждачной бумагой № 140-170,

до придания поверхности гладкого ровного глянцевого состояния.

Шлифовка производится деревянным бруском, обернутым наждачной бумагой вдоль волокон древесины. После шлифовки поверхность протирается сухой чистой ветошью, смачивается водой и вытирается сухой ветошью повторно. Выдерживается пауза до полной просушки в течение 2-х час и обрабатывается наждачной бумагой № 120-140 до полного удаления оставшихся волокон древесины. При необходимости операция повторяется несколько раз до придания дереву глянцевого покрытия.

Нанесение грунта

Процесс грунтовки осуществляется с использованием специального тампона путем нанесения лака на деревянную поверхность. Тампон должен быть изготовлен в обязательном порядке из льняной ткани (не оставляет ворсинок ткани).

Все рабочие процессы выполняются в следующей последовательности:

  • тампон пропитывается лаком и с его помощью обрабатывается вся поверхность древесины до образования однородного покрытия;
  • выдерживается пауза до полного высыхания лака, зачищается мелкозернистой наждачной бумагой и протирается чистой сухой ветошью;
  • наносится дополнительно 2 слоя лака;
  • готовится состав, состоящий из 1 ч. политуры и 1 ч. лака, которым покрывается вся поверхность;
  • проводится сушка дерева в течение 2 суток.

Располировка

Процесс располировки заключается в нанесении политуры на дерево и выполняется в следящей последовательности:

  • на льняной тампон наносится небольшое количество растительного масла для лучшего скольжения по обрабатываемой поверхности;
  • тампоном, смоченным политурой аккуратно протирается вся поверхность;
  • операция обработки проводится 3 раза с паузами после нанесения каждого слоя до полного высыхания политуры;
  • дерево обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой и протирается сухой ветошью (после каждого раза нанесения политуры).

Отполировка

Для того чтобы отполировать дерево до идеального состояния выполняются рабочие операции, производимые несколько раз до достижения необходимого результата.

Производятся следующие работы:

  • дерево обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой смоченной в растительном масле;
  • на тампон наносится небольшое количество растительного масла и политуры и обрабатывается вся поверхность (операция приводится несколько раз).

При проведении операций полировки, когда используется лак или политура необходимо соблюдать весь технологический процесс для создания прочного, ровного, глянцевого покрытия древесины. При наличии определенных навыков и соответствующих веществ можно проводить отделку деревянных изделий и в домашних условиях.

Вы использовали подходящие отделочные составы и правильно их нанесли. На поверхности изделия образовалась прочная защитная пленка, и вам нравится, как она выглядит. Что делать дальше? Возможно, ничего. В некоторых случаях пора выносить готовый проект из мастерской, чтобы все могли его увидеть. Однако чаше всего последний слой покрытия недостаточно хорош, чтобы вы могли гордиться своей работой. Внимательно обследуя поверхности глазами и кончиками пальцев, можно легко обнаружить присохшие пылинки, шагрень или шероховатость. Избавьтесь от этих дефектов с помощью полировки. Эта операция заключается в выравнивании пленки покрытия и придания ей желаемой степени блеска с помощью мелкодисперсных абразивов. Вы сможете получить идеально гладкую, как стекло, поверхность, используя несложную технику, похожую на шлифовку нижележащей поверхности древесины. Мы не можем дать вам пощупать готовую поверхность с отполированной лаковой пленкой, но можно увидеть разницу, сравнив фото А и В.

В первую очередь нужно полировать изделия с поверхностями, расположенными на виду, к которым часто прикасаются. К ним относятся крышки столов и дверцы. Начинайте оттачивать мастерство именно на них. Полировка – дело несложное, и она с лихвой окупает затраченные усилия.

Для начала перечислим способы полировки

МЕТОДЫ ПОЛИРОВКИ ПОКРЫТИЙ

Тип покрытия

Выравнивание

Матовый или полуматовый блеск

Зеркальный глянец

Масло или масляно-лаковая политура

Водостойкая наждачная бу­мага № 320 и отделочный состав в роли смазки

Полирование белыми абра­зивными подушечками с восковой пастой

Недостижимо

Полиуретан, алкидно-масляный лак, составы на водной основе

Нитролак и шеллак

Водостойкая наждачная бу­мага № 600 или белые абра­зивные диски для эксцен­триковой шлифмашины

Полирование шерстяным валиком с полиролью или белыми абразивными поду­шечками с восковой пастой

После получения шелковисто-матового блеска полируйте шерс­тью с тонкой полировочной пастой или наждачной бумагой №800-1500

Первым необходимым условием для полировки является пленка покрытия, которая должна быть достаточно толстой, чтобы не протереть ее насквозь. Для этого на предыдущем этапе отделки требуется правильно нанести несколько тонких слоев лака. Кроме этого, необходимо терпение. Прежде чем начать полировку, дайте пленке окончательно затвердеть. Помните, что недостаточно твердой, эластичной пленке невозможно придать блеск. В зависимости от использованных отделочных составов, толщины пленки, температуры и влажности сушка покрытия может длиться в течение месяца.

Если желаете добиться зеркального глянца, особенно важно, чтобы поверхность древесины под лаком была идеально гладкой. Заполните открытые древесные с помощью специальной пасты-порозаполнителя или используйте метол мокрой шлифовки.

Вам потребуются различные абразивные средства (фото С). Все абразивные материалы создают мелкие риски-царапины на поверхности пленки, размеры этих рисок влияют на отражение света поверхностью (рис. 1). Чем мельче частицы абразива, тем меньше и тоньше царапины и тем более блестящей будет поверхность. Крупные частицы абразива оставляют грубые царапины, и поверхность будет иметь тусклый блеск. Хорошо отполированный глянцевый лак выглядит как стекло, отражая свет и окружающие предметы.

Любой другой лак содержит некоторое количество матирующих добавок, главным образом, в виде мелких частиц кремнезема. Эти добавки отражают свет в разных направлениях, придавая покрытию мягкий блеск. Можно уменьшить степень блеска покрытия, но вам не удастся сделать матовый лак таким же блестящим, как глянцевый, поэтому следует заранее определить желаемую степень глянца и выбрать соответствующий состав для отделки.

Глянцевый лак предоставляет больше возможностей. Его блеск легко уменьшить вплоть до матового. Если вы решите, что перестарались, то сумеете вернуть ему первоначальный глянец. Помните, что на не слишком блестящих поверхностях дефекты покрытия становятся менее заметными, а на глянцевых проявляются отчетливо. Чтобы получить зеркальный глянец, пленка покрытия должна быть очень твердой. Такую пленку можно получить, используя для отделки шеллак или нитролак. Полиуретановые, пентафталевые и водные лаки дают более мягкую, эластичную пленку, и их, как правило, не удается отполировать до высокой степени блеска. Поверхность будет, в лучшем случае, полуматовой с легким шелковистым блеском. Масляные лаки и масляно-лаковые политуры почти всегда остаются матовыми, лишь немного увеличивая блеск.

Шлифовка и полировка: если правильно то это совсем просто

Начните освоение техники полировки с самого простого способа. Нанесите слой восковой пасты на поверхность, отделанную масляно-лаковой политурой. Когда покрытие полностью высохнет, с помощью мягкого тампона из нетканого материала распределите по поверхности пасту из смеси мягкого пчелиного и твердого карнаубского воска (фото D). Растирая пасту, вы заглаживаете все следы пылинок, делая поверхность гладкой и приятной на ощупь.

Фото: A – B: При нанесении покрытий распылением на поверхности нередко образуется так называемая шагрень, напоминающая кожицу апельсина (слева). Сделать такую поверхность гладкой и блестящей можно с помощью полирования (справа). C: Полировочные пасты можно найти в магазинах автокосметики, валик из овечьей шерсти и наждачную бумагу – в строительном супермаркете, а фетровый блок, диски Abralon, абразивные губки и подушечки – в специализированных магазинах, торгующих всем необходимым для профессиональной отделки. D: Мелкие царапины на ореховом столе, отделанном масляно-лаковой политурой, можно отполировать неткаными абразивными подушечками, используя темно-коричневый воск Briwax. E: При сухой шлифовке нитролака мелкозернистой бумагой верхний слой пленки превращается в белую пыль. Чаще меняйте бумагу, чтобы избежать ее засаливания. Закончив шлифовку, очистите поверхность тканью или сжатым воздухом.

Вероятность протереть пленку покрытия насквозь невелика, а изделие приобретает мягкий сияющий блеск. На поверхностях, отделанных шеллаком, нитролаком или алкидно-масляным лаком, как правило, больше дефектов, чем на тех, которые покрывались масляно-лаковой политурой. Часто можно обнаружить пылинки, следы кисти, пузырьки и потеки. Если дефекты незначительны, полировка окажется такой же простой, как и в предыдущем случае. При этом на поверхности пленки создаются многочисленные микроскопические риски-царапины, придающие покрытию мягкий блеск.

Открытые поры, бугорки и другие дефекты никуда не исчезнут, но на полуматовой поверхности они будут менее заметны. Вы можете использовать уайт-спирит, мыло или любую другую смазку вместо воска, но лучше устранить дефекты с одновременным нанесением воска.

Больше дефектов – больше работы

Теперь представим более толстую пленку покрытия с несколько большим количеством дефектов, среди которых чаше встречаются присохшие пылинки, особенно на медленно сохнущих масляно-лаковых покрытиях. Большинство из них нетрудно соскоблить лезвием ножа после высыхания очередного слоя. Удерживайте лезвие большим и указательным пальцами почти вертикально и осторожно скоблите поверхность, делая плавные движения на себя.

Будьте аккуратны и избегайте появления царапин на пленке. Присохшую пыль можно удалить шлифовкой , но лезвие позволяет сделать это быстрее и с меньшими усилиями, особенно на плоских поверхностях. Криволинейные, профильные и резные участки следует шлифовать. Метод скобления лезвием также уменьшает риск сквозного повреждения пленки покрытия, как это случается при шлифовке на краях плоских поверхностей. Нанесенный в жидком виде отделочный состав словно стремится к середине поверхности, образуя вдоль краев слой меньшей толщины, где его можно легко повредить.

Нанесение отделки методом распыления позволяет увеличить толщину пленки на краях, но добиться плавного перехода с помощью кисти или окунания практически невозможно. Соскоблив пылинки, требуется дополнительно отшлифовать покрытие, чтобы его выровнять и избавиться от остальных дефектов. Эта операция не займет много времени, если в процессе нанесения покрытия высохшие слои последовательно шлифовались. Аля выравнивания пленки лучше всего подходит водостойкая абразивная бумага с зернами карбида кремния, обернутая вокруг бруска с приклеенным фетром, сукном, пробкой или резиной (фото Е). Если есть желание шлифовать по сухому, бумага со стеаратным покрытием (обычно серая) – лучший выбор. Такая бумага содержит похожее на мыло вещество, предохраняющее абразив от засаливания. Однако ее не следует применять, когда собираются наносить дополнительный слой покрытия. Для шлифования лаков на водной основе и полиуретана лучше использовать водостойкую бумагу с карбидом кремния (обычно черную).

Если предпочитаете мокрое шлифование, выбирайте простую водостойкую бумагу без стеаратного покрытия. Смазочные вещества предохраняют абразив от засаливания частицами покрытия, слипающимися в мельчайшие комочки и застревающими между зернами абразива.

Эти комочки могут оставить заметные следы на пленке покрытия. В качестве смазочных веществ можно использовать мыльную волу, уайт-спирит, керосин, воск или масло. Экспериментируйте с ними, чтобы почувствовать их свойства. С мыльной водой процесс идет активнее, но бумага быстрее забивается. С маслом шлифование замедляется, но бумага долго остается чистой. Ускорение процесса может показаться эффективным способом экономии времени, но это нередко приводит к сквозной шлифовке покрытия (фото F). Вероятность этого существует при использовании любых смазочных веществ. Вы можете удалить большой участок покрытия, создав трудно исправимый дефект, и даже не заметить этого до тех пор, пока смазка не высохнет.

Чтобы выровнять пленку покрытия, шлифуйте осторожно и понемногу. Затем очистите поверхность и направьте на нее яркий свет. Если заметны блестящие участки, поверхность еще не выровнена. Продолжайте шлифовать всю поверхность, а не только блестящие места.

Каждый новый слой состава на (нитролака или шеллака) размягчает предыдущий слой и прочно соединяется с ним, образуя практически единый слой (рис. 2). Однако каждый слой так называемых реактивных (или полимеризуюшихся) составов высыхает как отдельный слой, что может создавать проблемы при шлифовании и полировке. Если вы шлифуете покрытие неравномерно, можно удалить часть верхнего слоя и затронуть нижний, что приводит к появлению участков неправильной формы с резко очерченными светлыми границами. Выровняйте пленку покрытия, чтобы она стала приятной на вид и на ощупь, затем нанесите слой восковой пасты, используя абразивную губку, как и в предыдущих случаях.

Рисунок 1 (вверху) : Как полировка изменяет блеск

Рисунок 2 (внизу): Два типа покрытий: составы на органических растворителях и полимеризующиеся

Каждый новый слой состава на органических растворителях, такого как нитролак или шеллак, прочно соединяется с предыдущим, поэтому подобное покрытие легко полируется. Полимеризующиеся (реактивные) составы, подобные полиуретану, образуют отдельные слои. Сквозное шлифование верхнего слоя приводит к появлению неприглядных полос.

Как добиться зеркального глянца

Если хотите, чтобы отделанная нитролаком или шеллаком поверхность блестела как зеркало, сначала выровняйте ее, как описано ранее. Затем продолжайте полировать, постепенно переходя к более мелким абразивам, пока не будет достигнут желаемый результат. Можно применять абразивную бумагу зернистостью 800-1500 единиц, полировочные пасты и микроабразивы, зернистость которых измеряется многими тысячами единиц.

Выравнивающие и полировочные пасты, а также полирующие жидкости (полироли) для автомобилей, подходящие и для наших задач, нетрудно найти в продаже, и они отлично справляются с мебельными покрытиями. Большинство выравнивающих паст, имеющих оранжевый или розовый цвет, позволяют добиться матового блеска. После их применения переходите к белым полировочным пастам для получения глянцевой поверхности.

Эти пасты можно растирать по поверхности вручную или с помощью машины. Для их нанесения подойдет кусок фетра или тампон с коротким ворсом. Полировать покрытие лучше валиком из овечьей шерсти (фото G). Такие валики обычно используются при отделке паркетных полов, и их можно найти в хозяйственных магазинах. Ускорить обработку больших плоских поверхностей поможет специальная полировочная машина, но можно использовать и обычную эксцентриковую. Многие модели комплектуются дополнительной подошвой для полировки (загляните в инструкцию производителя).

Фото 2: F: Если пленка покрытия тонкая, ее легко протереть наждачной бумагой насквозь и обнажить древесину, как это случилось с оправой для зеркальца. G: Валик из овечьей шерсти удобно держать двумя руками, производя давление в нужных местах. Полирующие составы продаются в магазинах автокосметики, автосалонах.

Как правильно уложить паркет на... Вторая жизнь блока питания компьютераВ...

  • Гладкая и блестящая поверхность дерева:...
  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь