Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В своей повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко показывает, как под воздействием чрезвычайных обстоятельств формируется личность главного героя повести мальчика Васи, сына местного судьи. Со знакомства с «дурным обществом» начинается для главного героя путь к добру и правде.

Вася рано потерял мать. Отец, убитый горем, перестал обращать внимание на своего маленького сына. Мальчик постепенно отдалялся от отца, искал утешения на улице. Вскоре все окружающие стали считать его пропащим человеком. Из-за этого старая нянька запретила Васе играть с сестрой Соней, которую он очень любил. Соня была последней ниточкой, которая привязывала его к семье, к отцу. Но теперь была разорвана и она.

Все в жизни мальчика вело к тому, чтобы он действительно стал плохим человеком. Ведь постепенно он мог озлобиться на весь мир, и тогда уже ничто хорошее не развилось бы в его душе. Но, к счастью, на пути Васи встретился Тыбурций и его дети, Валек и Маруся. Именно они повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Пропитание добывали себе нередко воровством. Но в их семье Вася нашел то, чего ему так не хватало в родном доме – любовь.

Жили Валек и Маруся в подземелье старой разрушенной церкви. Осматривая развалины, Вася и познакомился с детьми. Его поразила Маруся. Она не смеялась, не бегала. Его сестра Соня, ровесница Маруси, была живым, подвижным ребенком. А Маруся больше сидела. Шумные игры Васи вызывали у нее слезы. А еще Васю поразило то, как заботился о сестре Валек. Как он бережно относился к ней. Приноравливаясь к образу жизни своих новых друзей, мальчик старался обуздать свой непоседливый характер.

Вася боялся встречи с Тыбурцием. Но, познакомившись с ним, он увидел, как сильно этот нищий материально, но богатый душой, человек любит своих детей, как самая малая радость делает эту семью счастливой. Рядом с Валеком и Марусей Вася оттаял душой. Из разговоров с новыми друзьями об отце он узнал его с другой стороны, совершенно ему незнакомой. Он стал лучше понимать ставшего чужим когда-то близкого человека.

Случай с куклой показывает, насколько изменился Вася. В его душе теперь жила любовь не только к умершей матери, к Соне, но и к Валеку, а особенно к Марусе, больной девочке, которая умирала у него на глазах. Новый Вася смог понять и простить отца, потому что узнал правду жизни: не только в чистых домах с достатком живут любовь и забота о близких; нищие тоже могут любить, порой сильнее, чем богачи.

«Путь Васи к правде и добру».

Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока.

1.Организация рабочего места.

Проверка д/з «Выставка рисунков».

2. Подготовка к написанию сочинения.

Тема «Путь Васи к добру и правде»

Беседа:

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: “...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом”. Говорить “вернула добрые отношения с отцом” - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: “Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.

3.Идея сочинения.

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

- Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План.

1.Вася-герой повести в «В дурном обществе».

2.Путь Васи к добру и правде.

3.Дружба с обездоленными детьми в жизни Васи.

Итог урока. Рефлексия.

Д/З написать сочинение.

В Дурном обществе — яркий пример того, как внешние факторы влияют на человека, как жизненные условия, трудности и обстоятельства формируют личность. Это читатель наблюдает на примере главного героя Васи, чей путь к добру и правде лежал через знакомство с людьми низшего сословия.

Путь Васи

Произведение знакомит читателя с сыном местного судьи. Его мать умерла, а отца поглотило горе и он просто перестал замечать сына. Мальчик счел, что отец его разлюбил и старался не показываться родителю, убегая из дома. За это его считали бродягой, с этой мыслью стал жить и его отец. Сам Вася страдал от одиночества, ведь отец с ним не общался, а к маленькой сестре, которую герой очень любил, не подпускали. Вот он и бежал на улицу, надеясь отыскать что-то или кого-то.

Как раз эти поиски и стали дорогой Васи к правде и добру, о чем мы и пишем сочинение на тему. Его прогулки по городу познакомили мальчика с нелегкой жизнью . То есть, с людьми, которые жили в нищете, не имели своего жилья, и влачили существование в подвалах да развалинах.

Играя у развалин часовни, Вася повстречал Марусю и ее брата Валека. Эта встреча перевернула весь мир и взгляд мальчика на окружающую действительность. Он увидел нужду, в которой жили его сверстники. В то же время герой замечает, что среди этой серости всегда есть место для любви, чего не было у Васи. Мальчик видит Тыбурция — отца своих новых знакомых, видит его заботу и любовь. Валек, заботясь о сестренке, идет на воровство.

Наблюдая за новыми знакомыми, у Васи просыпается желание помочь. Он стал носить детям яблоки и другую еду. Стал проявлять сострадание. К тому же, общаясь с Тыбурцием и Валеком, Вася по-другому увидел своего отца, который был всегда справедлив, не деля людей на бедных и богатых. Общаясь с Марусей, Вася учится терпеливости. Он проявляет смелость, и решается без спроса взять куклу своей сестры, чтобы порадовать умирающую, бедную девочку.

Дома Вася не признался куда подевал куклу, и лишь Тыбурций, который пришел в дом судьи, дал полное объяснение всего происходящего. Эта ситуация раскрыла глаза и отцу Васи. С того момента он перестал считать сына бродягой и стал уделять ему внимание, больше общаться. Он понял, что его ребенок был добрым, отзывчивым человеком.

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


Путь к добру Васи был непрост. У него большая беда в жизни произошла. Он потерял маму. Остались лишь папа и младшая сестра. Но проблема ещё в том, что папа так сильно страдал… Из-за этого у него начались сложности с сыном. Просто дочка была похожа на маму. Папа девочку баловал. Конечно, Васе стало немного обидно. Он стал часто уходить из дома надолго. Его за это ругали, а он назло стал гулять ещё больше. И связался с плохой компанией. Там были в их городке и нищие, и разбойники. Все говорили, что Вася, значит, точно тоже станет бандитом. Отец не мог с ним поговорить нормально, а сразу начинал ругаться, поэтому Вася и возмущался, продолжал пропадать где-то.

Вася познакомился с детьми одного почти бандита (все этого человека боялись). Но у того была маленькая, которая напомнила Васе его сестре. Ему с ней няньки её почти не давали общаться. Опять же – им казалось, что он может на неё плохо повлиять! А он без неё скучал.

Так вот, та бедная девочка была совсем слаба и больна. И у неё совсем не было игрушек. Вася решил что-то для бедняжки сделать. И ему пришлось взять куклу сестры. Ну, украсть временно. Больная девочка обрадовалась такой красивой игрушке, улыбнулась. Ей даже немного лучше стало. Но это её не спасло… Хотя бы скрасило последние минуты.

А Васю обвинили в краже. Отец готов был его серьёзно наказать. А тут тот самый «бандит» пришел к ним в гости. Куклу вернул, поблагодарил Васю. То есть все разговоры были зря. Вася оказался на самом деле очень добрым и справедливым мальчиком. Думаю, что его отцу в этот момент стало стыдно за своё поведение. Отношения у них должны наладиться!

Всё может привести к хорошему. Вот я видел по телевизору, как один мальчик играл в компьютерные игры, его все ругали за это. А он подрос и выиграл кубок по этим самым играм. Выиграл очень много денег. И ещё развил в себе сообразительность и внимательность. И меня мама ругает за компьютер, а я вот стану чемпионом!

Главное, что Вася стремился делать добро. Он стремился помочь, а не стать плохим. И каждый тоже может стремится стать хорошим. Как я.

Сочинение рассуждение Путь Васи к правде и добру

В повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" показана жизнь низших слоев общества конца XIX века. Автору удалось передать атмосферу того времени; он открыл для нас мир нищеты и беспросветности бездомных людей, не имеющих крова над головой, еды и питья, но тем не менее, несмотря на все трудности и невзгоды, продолжающих бороться за жизнь.

Главный герой повести Вася в шестилетнем возрасте остался без матери, а отношения с отцом были очень сложными: родитель по отношению к сыну был суровым и равнодушным, думая, что мальчик не понимает его, не разделяет скорбь по матери. Вася же, глядя на постоянно угрюмого отца не мог «почувствовать в нем родную душу», пугался и робел. Поэтому мальчик начал часто убегать из дома, гулять по улицам, его стали называть «бродягой, негодным мальчишкой», укорять «в разных дурных наклонностях», так что и Вася, и его отец поверили в это.

Во время одной из таких прогулок Вася познакомился с людьми, которых в Княжье-Вено, именно в этом маленьком провинциальном городе происходили описываемые события, называли "дурным обществом". Это были воры, бродяги, бездомные, просящие милостыню на улицах. Но они открыли Васе глаза на вещи, которые он раньше не замечал. Все эти люди, несмотря на свое сомнительное прошлое и настоящее, нищету, не самый правильный образ жизни, смогли изменить его взгляд на окружающий мир, показали настоящую жизнь такой, какая она есть. Мальчик узнал, как живется людям за чертой бедности, впервые задумался о «взрослых» проблемах. Он увидел «черты тяжелого трагизма, глубокого горя и нужды», понял, насколько жесток и сложен мир, научился терпению, почувствовал себя нужным.

Новые друзья Валек и Маруся пробудили в душе Васи добро и сострадание. С ними пережил и радости, и горе, научился взаимопомощи и поддержке. Сравнивая свою сестренку Соню с Марусей, мальчик начал понимать, как счастливо и беспечно живет его сестренка и насколько беспросветна жизнь его маленькой подружки. Вася почувствовал, какая пропасть лежит между тем кругом, к которому принадлежит он сам, и «дурным обществом», а главное – несправедливость происходящего в мире.

В новых обстоятельствах Васе открылась истина, он взглянул на своего отца с другой стороны и понял его. Мальчик узнал, что, как сказал Тыбурций, его отец - «самый лучший из всех судей, начиная от царя Соломона», потому что неподкупен, справедлив и честен со всеми. История с куклой помогла отцу и сыну разобраться в своих чувствах. Отец осознал свою вину перед сыном, а Вася понял и простил его.

Возможно, влияние "дурного общества" могло быть пагубным для мальчика, но общение именно с этими людьми помогло сформировать и закалить характер Васи, изменить его взгляд на жизнь. Недаром Тыбурций сказал главному герою: «… это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня, - понимаешь?..». И вместе с героем мы понимаем, что эта дорога - путь к добру и правде.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

  • Образ и характеристика Папаши Гранде (Евгения Гранде Бальзака) сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Феликс Гранде, представленный писателем в образе отца главной героини романа Евгении, богатейшего жителя города Сомюр.

  • Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

  • Интернет - добро или зло? сочинение 7 класс

    Так интернет тоже зависит от тебя – сам выбираешь, что смотреть. Тут уж, чего в тебе больше – добра или зла. С детства уже можно смотреть мультики по интернету. Но некоторые родители не разрешают своим детям интернет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь