Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Паспорт

социального проекта

Ветюгова О.Ю.

Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»

г. Шахунья

2017г. Оглавление.

  1. Оглавление……………………………………………………………………….2
  2. Информационная часть………………………………………………………...3-4
  3. Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
  4. Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6
  5. Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
  6. Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
  7. Заключение и выводы………………………………………………………......8
  8. Литература……………………………………………………………………......9
  9. Приложение……………………………………………………………………….10-42
  10. Фотоприложение…………………………………………………………………43-47

Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок»

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть .

Цели и задачи проекта

Цель проекта

Задачи проекта:

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта.

Сроки выполнения проекта

2016-2017уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

Музыкальный зал;

Тренажерный зал;

Социально-эмоциональные уголки в группах;

Атрибуты для коммуникативных игр;

Методическая литература;

Наглядный материал;

Картотеки коммуникативных игр;

ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат.

Актуальность проекта

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.

Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта : информационный, игровой.

По продолжительности : долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников : групповой, фронтальный.

Участники проекта : педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта : 2016-2017 уч.г.

Проблема.

В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме : «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.

Этапы реализации проекта.

Этапы

I этап

Организационный

1.Изучение методической литературы .

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).

3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).

5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение).

6.Игровые задания для домашнего общения.

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение).

8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»

9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

II этап

Практический

1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.

3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).

III этап.

Заключительный

1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).

Ожидаемые результаты проекта .

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

Профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

Образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
  4. Итоговое занятие « Путешествие в страну Эмоций».

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».

Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
  2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
  4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
  5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
  9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
  10. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
  11. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
  12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
  14. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  15. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
  16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
  17. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
  19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
  20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  21. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
  22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
  23. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
  24. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
  25. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.

– проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.

– это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.

Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).

Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.

Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.

Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.

2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»

2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»

2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»

2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»

2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»

2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству

Астрид Линдрен)

2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»

Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»

В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.

Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.

  • Ребенок вместе с взрослым совершает экскурсию по территории детского сада.
  • На плане территории выбирается место, которое ребенок хотел бы изменить, обводится кружочком. Далее ребенок предлагает свои варианты оформления данного участка. Допускаются любые фантазии, взрослому не следует критиковать ребенка. Инициатива принадлежит ребенку, взрослый при необходимости лишь помогает, предлагая свою точку зрения, не навязывая ее.
  • Если ребенок и взрослый затрудняются в наглядном воплощении своей идеи, то на помощь могут прийти различные журналы, просмотр телепередач, посвященных ландшафтному дизайну, поездки с ребенком в парки и т.д.
  • Желательно, чтобы семья имела возможность осуществления идеи своими силами. Одним из критериев оценки предложенного проекта является реальность выполнения.
  • Желаем удачи и вдохновения!

    В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.

    На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.

    В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »

    В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».

    Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».

    На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.

    Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.

    Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.

    (Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).

    «Любовь к Родине начинается с семьи»

    Ф.Бэкон

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

    Организатор проекта:

    ГОУ детский сад № 1734

    Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.

    Цели и задачи проекта:

  • Формирование у детей чувства гордости за свою Родину, за свою семью, зарождение чувства своей сопричастности к истории России.
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Укрепление связей между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников.
  • Укрепление социального партнерства между дошкольным учреждением и окружным Управление образования.
  • Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год

    2010-2011уч.год (продолжение)

    2011-2012уч.год (продолжение)

    2012-2013 уч.год (продолжение)

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.

    2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

    3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;

    понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.

    4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1-ый этап подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)

    Работа педагогического коллектива:

  • Создание творческой группы, ответственной за работу над проектом; разработка плана работы.
  • Работа с родителями воспитанников:

  • Заседание «Клуба современных родителей» на тему: «О чем рассказывает военная фотография?».
  • Консультация для родителей: «Как организовать беседы с ребенком о войне, о родственниках – участников Великой Отечественной войны».
  • Консультирование родителей участвующим в проекте, по выполнению «домашнего задания».
  • Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):

  • Родители (или другие члены семьи) находят фотографии (военного времени) родственника - участника ВОВ.
  • Родители (или другие члены семьи) рассказывают о родственнике ребенку-дошкольнику, либо просят ныне здравствующего родственника рассказать о событиях ВОВ ребенку.
  • Фотографию родственника «отцифровывают» и печатают необходимого размера. Такого же размера печатают фотографию ребенка – воспитанника детского сада. Если участник ВОВ жив, то делают совместную фотографию его и ребенка. Приносят в детский сад фотографии и сообщение о родственнике (дата рождения, где воевал или работал, какие награды имеет и т.д.)
  • Родители составляют и готовят для совместного выступления со своим ребенком небольшой рассказ-сообщение о родственнике – участнике ВОВ (презентация).
  • 2-ой этап (январь-февраль 2010г.)

    Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:

  • Оформление в одном стиле фотографий и сообщений, подготовленных родителями.
  • Оформление фотогалереи на одной из центральных стен детского сада.
  • Приглашение на утренник, посвященный Дню Российской армии (23 февраля) ныне здравствующих участников ВОВ – родственников воспитанников детского сада.
  • Подготовка и организация совместного праздничного выступления родителей и ребенка (членов семьи участника ВОВ) на утреннике.
  • 3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)

    Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.

    Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:

  • Организация выставки-фотогалереи «Мы-потомки победителей» в здании детского сада №1734, затем - перенос выставки в помещение дошкольного отдела ЮВАО для родителей и педагогов округа.
  • Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением ветеранов ВОВ – родственников воспитанника детского сада.
  • Поздравление и вручение памятных подарков ветеранам ВОВ администрацией детского сада и специалистами дошкольного отдела ЮВОУО.
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »

    Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».

    Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.


    Давыдова Ирина Вадимовна

    Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

    Описание материала : Предлагаю вам педагогический проект "Все работы хороши, выбирай на вкус!" для детей старшего дошкольного возраста.
    Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Он поможет педагогам познакомить детей с различными профессиями, используя разнообразные формы работы с детьми, их родителями и социумом.
    Вид проекта: педагогический.
    Тип проекта:
    1) по количеству участников: фронтальный.
    2) по содержанию: интегративный.
    3) по продолжительности: краткосрочный (в течение октября 2015 года).
    4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
    5) по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.
    Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

    I. Целеполагание
    Актуальность
    «Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
    Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
    Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
    Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
    И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
    Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

    В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
    Цель : формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
    Задачи:
    1. Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.
    2. Формирование знаний о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
    3. Формирование уважительного отношения к труду взрослых.
    4. Формирование понятий о значимости родителей в жизни общества.
    5. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
    6. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх о профессиях.
    7. Воспитание гордости за родителей и уважение к ним.

    Предполагаемые результаты реализации проекта:
    1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
    2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
    3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
    4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
    5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
    6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т.д.
    7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.

    II. Разработка проекта
    1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение октября 2015 года.
    2.Обратиться за помощью к родителям (законным представителям): Волковой Н.А., Старушонковой В.Н., Меркушевой Ю.А., Коротиной Н.Л.,Колобову Н.К.
    3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта:
    Т.В.Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях», 2005г., Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?», 2007г., О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду; Образовательная область «Чтение художественной литературы»,-М.: Издательство «Скрипторий».
    4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
    5.Подготовить перспективный план работы по проекту.
    6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
    7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
    1) Словесные:
    беседы
    чтение художественной литературы
    дидактические игры
    развлечения
    моделирование ситуаций
    наблюдения
    2) Наглядные:
    сбор иллюстраций, фотографий
    рассматривание иллюстраций
    пример взрослых
    3) Практические:
    создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
    моделирование ситуаций

    8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта:
    Формы работы
    С детьми:
    1.Организованная образовательная деятельность
    2.Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
    3.Экскурсии
    С родителями:
    1.Анкетирование
    2.Консультации
    3.Творческие мастерские
    4.Презентации
    С общественностью:
    1.Экскурсия на работу к родителям
    2.Экскурсия в библиотеку
    3.Встреча с интересными людьми

    Перспективный план
    1.Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии».
    2.Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях.
    3.Чтение книг С.Михалкова «А что у вас», В.Маяковского «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».
    4.Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню.
    5.ООД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные».
    6.Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
    7.Виртуальная экскурсия на почту.
    8.Драматизация отрывков из художественных произведений: К.И.Чуковского «Айболит», С.Я.Маршака «Почта», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
    9.ООД по социализации «Профессия полицейский».
    10.Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?"
    инструменты?»
    11.Экскурсия в библиотеку.
    12. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта»,
    «Библиотека», «Кондитерская».
    13. Слушание песен о труде, разучивание частушек о профессиях.
    14. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии».
    15. Экскурсия на работу к родителям.
    16. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».
    17. Составление рассказов о профессиях своих родителей.
    18. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
    19. Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда?»
    20. Презентация детско-родительских проектов.
    21. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».

    Презентация проекта
    1.Проведение интегрированной ООД по художественному творчеству (лепке) «Поможем кондитеру испечь пирожные».
    2.Выставка детско-родительских работ по художественному творчеству (рисованию) «Моя мама на работе».
    3. Выступление педагога на педагогическом совете с опытом работы по теме «Знакомство детей с профессиями».
    4. Участие в окружном конкурсе педагогических проектов «Все работы хороши-выбирай на вкус!»

    Выставка книг по теме "Профессии"


    Дидактические игры на тему "Профессии"


    Игра "Угадай профессию"


    Игра "Отгадай профессию по действию"


    Игра "Что лишнее"


    Пословицы и поговорки о труде


    Альбом "Профессии наших родителей"

    Управление образования администрации городского округа

    «Город Йошкар – Ола»

    Муниципальное бюджетное образовательбное учреждение

    общеразвивающего вида «Детский сад №19

    г.Йошкар – Олы «Василёк»

    Исследовательский проект

    «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»

    Чуксеева Елена

    Александровна

    /ст.воспитатель/

    г.Йошкар – Ола

    Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
    В.А. Сухомлинский

    Введение

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

    Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

    Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

    Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

    Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

    Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

    Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

    Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

    Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

    Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

    В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

    Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

    Актуальность проекта

    Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

    Цель проекта

    – создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

    - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

    Задачи теоретического плана:

    • Изучить научно – методическую литературу по проблеме социально – личностного воспитания дошкольников;
    • Выявить уровень развития детей дошкольного возраста по социально – личностному развитию;
    • Изучить позицию родителей по данной проблеме;
    • создать единую систему системы работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;

    Задачи практического плана:

    • Научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а так же понимать эмоциональные состояния других людей
    • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
    • совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
    • формирование у детей основ личности будущего гражданина;
    • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем

    Срок проведения проекта:

    Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

    База проведения проекта: МДОУ №50 «Солнышко»

    Объект исследования : дети дошкольного учреждения

    Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.

    Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы накчим детей чувсивовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности

    Методы исследования:

    Теоретические : изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта .

    Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, экскурсии, культурно – досуговая деятельность, предметно – развивающая среда.

    Значимость: проект, по нашему мнению, имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.

    Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.

    Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,

    Этапы реализации

    этапы

    результат

    Октябрь – ноябрь

    «Я»

    В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках.

    Декабрь – январь

    «Я и сверстники?»

    Умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу.

    Февраль - апрель

    «Я и другие»

    Умение уважать окружающих,знать, любить и ценить свою семью, вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо.

    Этап

    Сроки

    1.Организационный

    1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников.

    сентябрь

    2.Основной

    Совместная деятельность

    1.Раздел «Я»
    В совместной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы.
    Раздел «Я и сверстники?»
    В этом разделе представлены занятия, посвященные формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»; используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
    Мир чувств, мир эмоций: радость, грусть, страх, злость.
    Раздел «Я и другие»
    В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций.

    2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации.

    3. Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников.

    4. Картотека практических ситуаций проблемного характера.

    5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей.

    6. Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников.

    7.Проведение консультаций для воспитателей.

    8.Проведение совместных мероприятий со школой.

    9.Проведение семинаров – практикумов.

    Взаимодействие с семьёй.

    1.Оформление портфолио дошкольника.

    2. Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл»

    3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой».

    4. Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице»

    5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука», “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня»

    Участие родителей в реализации проекта

    1. Участие в конкурсе фотографий «Я и моя семья».
    2. Участие в организации и проведении различных выставок (“Дары природы” “Веселый светофор”, в познавательном занятии “Встреча с интересным человеком”(встреча с родителем работающим в МЧС, а так же с дедушкой участником войны»
    3. Участие родителей в конкурсах, совместных праздниках, проводимых в ДОУ

    Октябрь - апрель

    Предполагаемы е конечные результаты.

    • Повышение качества социально-личностного развития детей.
    • Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
    • Развитие креативных способностей и практических умений дошкольников.
    • Создание портфолио дошкольника.

    Результаты проекта

    • творческие работы родителей и детей, которые были представлены на муниципальных конкурсах ,
    • презентация опыта работы на республиканских семинарах по реализации проектной деятельности;
    • положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
    • совершенствование работы с детьми по данной проблеме.
    • стало традицией проведение семейных творческих проектов, посвящённых 23 февраля, 8 марта, дню Победы, Дню защиты детей
    • накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
    • активное участие родителей в качестве исполнителей ролей на утренниках, открытых мероприятиях.
    • повышение профессионализма педагогов МДОУ
    • обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

    Перспективы развития

    В процессе проведения проекта «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное

    развитие» это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

    Перспективу своей работы вижу в работе над темой «Я человек», которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.). Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.

    Список литературы

    1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

    2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.

    3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.

    4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

    5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

    6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.

    7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..

    8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.

    9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.

    Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

    Представления, умения, навыки

    Диагностические методики

    Ребёнок и взрослые

    1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.
    1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
    1. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
    1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

    5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

    6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

    1. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

    Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

    Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время?

    Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать?

    Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях?

    Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

    Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

    Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?

    Ребёнок и сверстники .

    1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.
    1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
    1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
    1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.
    1. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

    Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

    Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.

    Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

    Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

    Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

    Отношение ребёнка к самому себе

    1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.
    1. Знает родословную семьи.
    1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.
    1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.
    1. Знает элементарные правила дорожного движения.
    1. Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.
    1. Имеет представления о школе, жизни школьника.
    1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.
    1. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

    Индивидуальная беседа с ребёнком.

    Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?

    Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

    Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?

    Д/И на правила дорожного движения.

    Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д.

    Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?

    Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.

    Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.

    Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

    Сводная диаграмма результатов воспитательно – образовательной работы по теме

    Диагностика проводилась по трехбалльной системе:

    НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

    СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

    ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

    Анализ проведённой работы показывает:

    1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. Результат улучшился на 0,4 единицы.

    2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.

    3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.

    Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.


    ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

    Описание объекта социальной действительности

    Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

    Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.

    1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)

    Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.

    Подход I – подход Е.В. Субботского:

    вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.

    реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира

    ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

    Диагностическая карта

    Таблица 1 – Диагностическая карта

    Критерии Показатели Диагностические методики
    1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной
    происхождении предметов рукотворного мира
    наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).
    2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности;
    -умение использовать предмет в качестве заместителя Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
    -умение проггназировать Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).
    3.стремление к творческому преобразованию предметного мира -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
    -умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В
    - степень самостоятельности при составление замысла Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА



    Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

    В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

    Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

    Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.



    По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

    Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

    Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

    Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

    Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

    Спонтанно-исследовательский.

    Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

    Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

    Вариативный.

    Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

    Преобразующий.

    Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

    Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

    ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

    Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

    Задачи проектируемого процесса:

    1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

    1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.

    1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.

    1.3Формировать у детей представления предметным миром.

    2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:

    2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

    2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

    2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.

    3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

    3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

    3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.

    3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

    3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.


    2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

    Этап Цель / задачи Способы и формы работы Результат
    продукт эффект
    мотивационный Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. - интерес детей к предметам прошлого, истории; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.
    Содержательно-деятельностный Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»; - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу.
    рефлексивный Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей. - создание выставки книг, рисунков предметов; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!» - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире; - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.

    2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.

    3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.

    4. Информационные условия:

    ЛИТЕРАТУРА

    Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.

    Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.

    Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.

    Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.

    Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.

    Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.

    Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.

    Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.

    Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.

    Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.


    Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»

    ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    (область социальной действительности «Предметный мир»)

    Выполнил:

    Шелоухова М. Н.

    ППОбз-1301

    Преподаватель:

    Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

    дошкольной педагогики и психологии

    Тольятти-2017

    1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста
    1.1 Семиотический аспект диагностики
    1.1.1 Описание объекта социальной действительности
    1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста
    1.2. Технический аспект диагностики
    1.2.1 Диагностическая карта
    1.2.2 Описание диагностических методик
    1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста
    2. Проект социализации детей дошкольного возраста
    2.1 Актуальность проекта
    2.2 Целевой компонент
    2.3 Процессуальный компонент
    2.4 Условия реализации проекта

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь