, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Паспорт
социального проекта
Ветюгова О.Ю.
Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»
г. Шахунья
2017г. Оглавление.
Информационная часть
Информационная карта
Наименование проекта | «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» |
Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок» |
|
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть . |
Цели и задачи проекта | Цель проекта Задачи проекта: |
Краткая аннотация содержания проекта | Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта. |
Сроки выполнения проекта | 2016-2017уч.г. |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база: Музыкальный зал; Тренажерный зал; Социально-эмоциональные уголки в группах; Атрибуты для коммуникативных игр; Методическая литература; Наглядный материал; Картотеки коммуникативных игр; ИКТ (музыкальный центр, компьютер). Проект не предполагает материальных затрат. |
Актуальность проекта
«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.
Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта : информационный, игровой.
По продолжительности : долгосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников : групповой, фронтальный.
Участники проекта : педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : 2016-2017 уч.г.
Проблема.
В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Именно поэтому я решила обратиться к данной теме : «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы | |
I этап Организационный | 1.Изучение методической литературы . 2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение). 3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей. 4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием). 5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение). 6.Игровые задания для домашнего общения. Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. 7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение). 8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников» 9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения» |
II этап Практический | 1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др. 2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности. 3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения. 4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение). |
III этап. Заключительный | 1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение). |
Ожидаемые результаты проекта .
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
У педагогов повышается:
Профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
Образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта:
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.
Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.
В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».
Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.
– проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.
– это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.
Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).
Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.
Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.
Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.
2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»
2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»
2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»
2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»
2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»
2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству
Астрид Линдрен)
2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»
Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»
В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.
Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.
Желаем удачи и вдохновения!
В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.
На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.
В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »
В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».
Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».
На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.
Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.
Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.
(Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф.Бэкон
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
Организатор проекта:
ГОУ детский сад № 1734
Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.
Цели и задачи проекта:
Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год
2010-2011уч.год (продолжение)
2011-2012уч.год (продолжение)
2012-2013 уч.год (продолжение)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.
2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;
понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.
4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-ый этап – подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)
Работа педагогического коллектива:
Работа с родителями воспитанников:
Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):
2-ой этап (январь-февраль 2010г.)
Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:
3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)
Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.
Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »
Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».
Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
Описание материала : Предлагаю вам педагогический проект "Все работы хороши, выбирай на вкус!" для детей старшего дошкольного возраста.I. Целеполагание
Актуальность
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Цель
: формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Формирование знаний о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Формирование уважительного отношения к труду взрослых.
4. Формирование понятий о значимости родителей в жизни общества.
5. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
6. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх о профессиях.
7. Воспитание гордости за родителей и уважение к ним.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т.д.
7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.
II. Разработка проекта
1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение октября 2015 года.
2.Обратиться за помощью к родителям (законным представителям): Волковой Н.А., Старушонковой В.Н., Меркушевой Ю.А., Коротиной Н.Л.,Колобову Н.К.
3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта:
Т.В.Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях», 2005г., Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?», 2007г., О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду; Образовательная область «Чтение художественной литературы»,-М.: Издательство «Скрипторий».
4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
5.Подготовить перспективный план работы по проекту.
6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.
7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
1) Словесные:
беседы
чтение художественной литературы
дидактические игры
развлечения
моделирование ситуаций
наблюдения
2) Наглядные:
сбор иллюстраций, фотографий
рассматривание иллюстраций
пример взрослых
3) Практические:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
моделирование ситуаций
8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта:
Формы работы
С детьми:
1.Организованная образовательная деятельность
2.Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
3.Экскурсии
С родителями:
1.Анкетирование
2.Консультации
3.Творческие мастерские
4.Презентации
С общественностью:
1.Экскурсия на работу к родителям
2.Экскурсия в библиотеку
3.Встреча с интересными людьми
Перспективный план
1.Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии».
2.Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях.
3.Чтение книг С.Михалкова «А что у вас», В.Маяковского «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».
4.Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню.
5.ООД по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные».
6.Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
7.Виртуальная экскурсия на почту.
8.Драматизация отрывков из художественных произведений: К.И.Чуковского «Айболит», С.Я.Маршака «Почта», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
9.ООД по социализации «Профессия полицейский».
10.Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии», «Кому нужны инструменты?", "Угадай профессию", "Что лишнее?"
инструменты?»
11.Экскурсия в библиотеку.
12. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Почта»,
«Библиотека», «Кондитерская».
13. Слушание песен о труде, разучивание частушек о профессиях.
14. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии».
15. Экскурсия на работу к родителям.
16. Конкурс рисунков «Моя мама на работе».
17. Составление рассказов о профессиях своих родителей.
18. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
19. Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда?»
20. Презентация детско-родительских проектов.
21. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Презентация проекта
1.Проведение интегрированной ООД по художественному творчеству (лепке) «Поможем кондитеру испечь пирожные».
2.Выставка детско-родительских работ по художественному творчеству (рисованию) «Моя мама на работе».
3. Выступление педагога на педагогическом совете с опытом работы по теме «Знакомство детей с профессиями».
4. Участие в окружном конкурсе педагогических проектов «Все работы хороши-выбирай на вкус!»
Выставка книг по теме "Профессии"
Управление образования администрации городского округа
«Город Йошкар – Ола»
Муниципальное бюджетное образовательбное учреждение
общеразвивающего вида «Детский сад №19
г.Йошкар – Олы «Василёк»
Исследовательский проект
«Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Чуксеева Елена
Александровна
/ст.воспитатель/
г.Йошкар – Ола
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Актуальность проекта
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Цель проекта
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Задачи теоретического плана:
Задачи практического плана:
Срок проведения проекта:
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
База проведения проекта: МДОУ №50 «Солнышко»
Объект исследования : дети дошкольного учреждения
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы накчим детей чувсивовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности
Методы исследования:
Теоретические : изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта .
Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, экскурсии, культурно – досуговая деятельность, предметно – развивающая среда.
Значимость: проект, по нашему мнению, имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.
Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.
Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,
Этапы реализации
этапы | результат |
|
Октябрь – ноябрь | «Я» | В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. |
Декабрь – январь | «Я и сверстники?» | Умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. |
Февраль - апрель | «Я и другие» | Умение уважать окружающих,знать, любить и ценить свою семью, вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо. |
Этап | Сроки |
|
1.Организационный | 1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников. | сентябрь |
2.Основной | Совместная деятельность 1.Раздел «Я»
2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации. 3. Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников. 4. Картотека практических ситуаций проблемного характера. 5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей. 6. Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников. 7.Проведение консультаций для воспитателей. 8.Проведение совместных мероприятий со школой. 9.Проведение семинаров – практикумов. Взаимодействие с семьёй. 1.Оформление портфолио дошкольника. 2. Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл» 3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой». 4. Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице» 5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука», “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня» Участие родителей в реализации проекта
| Октябрь - апрель |
Предполагаемы е конечные результаты.
Результаты проекта
Перспективы развития
В процессе проведения проекта «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное
развитие» это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Перспективу своей работы вижу в работе над темой «Я человек», которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.). Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.
Список литературы
1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.
3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.
4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..
8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребёнок и взрослые |
|
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. 6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
| Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время? Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать? Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях? Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.) Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? |
Ребёнок и сверстники . |
|
| Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры. Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность? |
Отношение ребёнка к самому себе
| Индивидуальная беседа с ребёнком. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были? Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия? Д/И на правила дорожного движения. Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника? Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так? |
Сводная диаграмма результатов воспитательно – образовательной работы по теме
Диагностика проводилась по трехбалльной системе:
НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Анализ проведённой работы показывает:
1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка , дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. Результат улучшился на 0,4 единицы.
2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.
3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.
Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.
ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Описание объекта социальной действительности
Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)
Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.
Подход I – подход Е.В. Субботского:
вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.
реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира
ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Диагностическая карта
Таблица 1 – Диагностическая карта
Критерии | Показатели | Диагностические методики |
1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру | наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; | Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной |
происхождении предметов рукотворного мира | ||
наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; | Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина). | |
2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром | - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; | |
-умение использовать предмет в качестве заместителя | Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной). | |
-умение проггназировать | Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина). | |
3.стремление к творческому преобразованию предметного мира | -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет | Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина). |
-умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их | Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В | |
- степень самостоятельности при составление замысла | Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина). |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.
Задачи проектируемого процесса:
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:
1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.
1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.
1.3Формировать у детей представления предметным миром.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:
2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.
2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:
3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.
3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.
3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.
3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этап | Цель / задачи | Способы и формы работы | Результат | |
продукт | эффект | |||
мотивационный | Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. | - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. | - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. | - интерес детей к предметам прошлого, истории; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. |
Содержательно-деятельностный | Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. | - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»; | - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». | - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу. |
рефлексивный | Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей. | - создание выставки книг, рисунков предметов; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!» | - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире; | - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.
2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.
3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.
4. Информационные условия:
ЛИТЕРАТУРА
Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.
Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.
Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.
Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.
Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.
Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.
Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.
Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.
Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.
Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»
ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(область социальной действительности «Предметный мир»)
Выполнил:
Шелоухова М. Н.
ППОбз-1301
Преподаватель:
Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии
Тольятти-2017
1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста |
1.1 Семиотический аспект диагностики |
1.1.1 Описание объекта социальной действительности |
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста |
1.2. Технический аспект диагностики |
1.2.1 Диагностическая карта |
1.2.2 Описание диагностических методик |
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста |
2. Проект социализации детей дошкольного возраста |
2.1 Актуальность проекта |
2.2 Целевой компонент |
2.3 Процессуальный компонент |
2.4 Условия реализации проекта |