Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

РЕФЕРАТ

Тема:

«Воспитательная работа с юными спортсменами»

Исполнитель: Н.Н.Савинкова

Воспитательная работа с юными спортсменами.

« Воспитание - это целенаправленное

управление процессом развития личности».

Л.И.Новиков а

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях. В школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах можно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение воспитанниками специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего должны быть тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны колебания его работоспособности. В этих случаях большое мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически.

Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно-полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на моральный облик, на воспитанность самих тренеров. Многие тренеры, одержимые духом соперничества, видимо забыли слова, которые написал еще К.Д.Ушинский: «Ни от чего так не развиваются дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство, и наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувств соревнования».

Необходимым условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий.

В данной работе представлен опыт воспитательной деятельности педагогического коллектива ДЮСШ-2 г.Троицка.

Значимыми средствами и методами в данной работе является следующее:

v Организация вечера посвящения учащихся в спортсмены;

v Организация конкурса «Лучший спортсмен года»;

v Проведение спортивных праздников, турниров и фестивалей, посвященных памяти Ветеранов спорта;

v Оформление фотостенда « Лучшие спортсмены сезона 2004-2005»;

v Привлечение воспитанников к инструкторско-тренерской и судейской деятельности;

v Посещение тренировок ведущих клубов страны с целью преемственности поколений;

v Проведение викторин с целью изучения истории российских и зарубежных достижений;

v Проведение открытых занятий с последующим разбором и обменом опытом по воспитательной работе;

v Оформление экрана результатов ОФП СП по группам;

v Составление и изучение психолого - педагогических карт ученика (см. приложение).

Основой успеха обучающей и воспитывающей деятельности педагога является Его умения, свойства и качества.

v Знание детской психологии;

v Душевное, ровное, заботливое отношение к детям;

v Индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку;

v Толерантность как важнейшее профессиональное качество, когда тренер, как бы ни устал, как бы ему ни было плохо, никогда не накричит, не обидит ребенка;

v Желание, способность и умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и уметь тонко, ненавязчиво, мягко помочь им;

v Умение создавать бодрую, светлую созидательную обстановку в детском коллективе;

v Добровольный отказ тренера от позиции превосходства, желания упрекать, поучать, вторгаться в душу ребенка и принуждать его к откровенности, умение выслушать ребенка и терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться к вам, что сам раскроется и захочет поведать вам тайны своих переживаний и проблем;

v Умение признавать свои ошибки;

v Умение общаться и сотрудничать с детьми;

v Умение видеть и радоваться каждому детскому успеху;

v Умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей;

v Умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости;

v Умение и готовность понять детские интересы, взгляды, настроение, моду, кумиров, и способность исподволь, не оскорбляя, расширить диапазон детских интересов и представлений;

v Умение поддерживать созидательные контакты с родителями;

v Владение разными гранями юмора;

v Тренер, не рассматривающий свое общение и совместную деятельность с детьми, как божье наказание.

Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных карт личности и изучение записей данных учета. Полученные данные обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий. Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах тренировки.

Психолого - педагогическая карта ученика

Воспитанность

Показатели/

Гуманность

Честность

Отношение к своим обязанностям

Дисциплинированность

Принципиальность

Ответственность

Любознательность

Эстетическое развитие

Стремление к физическому совершенствованию

Особенности характера и поведения

Особенности /

Трудолюбие

Настойчивость

Организованность

Самостоятельность

Отношения к старшим

Отношения к сверстникам

Самооценка

Общительность

Особые черты характера

Особенности поведения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. 1. Обсуждаем проблемы воспитания - /под редакцией Е.Н.Степановой, М.А.Александровой/
  2. 2. Физическая культура в школе /№4, 2003г., №№5,8,2004г./
  3. 3. Научно-практический журнал /№8, 2004г./
  4. 4. Система подготовки спортивного резерва /Москва, 1994г./

_________________________________________________________________________________________

УДК: 796.077.5

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

как основа формирования спортивной культуры личности

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

SPORTS EDUCATION AS BASIS OF FORMATION OF PERSONAL SPORTS CULTURE L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow

Key words: junior athletes, educative-training process, sport, value potential.

The purpose of the present research was theoretical substantiation of the phenomenon of sports education as a pedagogical process of formation of personal sports culture.

According to the authors" concept a conversion penetration of the elements of sports culture to physical culture occurs within education, objective preconditions and conditions for psych-physical training of children and teenagers by means of sport are being created. Herewith the goal of formation of sports education of the engaged ones is of special methodological sense, such as mastering the set of actualized values of sports culture, adequate to interests, inclinations, needs and abilities of schoolchildren. The sociopsychological component of the values of sports culture is provided by the level of social consciousness, social opinion, interests, motives of people"s value orientations and the level of relationships built in sport.

Conclusion. Sports education promotes formation of the new idea of sports activity characterizing it sports and educative direction as a form of education of the due level of sports, physical perfection and sports intelligence serving the basis and continuous condition of effective formation of personal sports culture. Without creating corresponding conditions for sports and physical training achievement of any positive shifts in physical (corporal) human sphere and his health level is impossible in any conditions. Herewith without full-value knowledge comprising the intellectual basis of sports and physical culture, its successful formation is also considered problematic.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-воспитательный процесс, спорт, ценностный потенциал.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, как он справляется с новыми требованиями. Гармоническое развитие личности должно стать главным принципом школьного образования.

В энциклопедическом словаре дается определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое . Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Поэтому именно в данном возрасте важно начинать формировать спортивную культуру личности с соответствующими ей содержанием, структурой и ценностями.

Цель исследования - теоретически обосновать феномен спортивного воспитания как педагогического процесса формирования спортивной культуры личности.

В науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельностью (Н. Н. Визитей, 1986; Л. П. Матвеев, 1991; Г. Г. Наталов, 1999; В. И. Столяров, 2002).

До недавнего времени феномен спорта был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. Вместе с тем специфичность этого социально-культурного явления все больше заявляла о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Масштабность спорта определяется глобальным интересом всего мирового сообщества к этой сфере культурной жизни людей. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности. Были найдены новые решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих и здоровьесбе-регающих технологий, обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания и образования подрастающего поколения .

Приходя в спортивную секцию или школу, дети попадают в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Он усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

В связи с этим предпринимаются попытки конкретизировать пути повышения воспитательной роли школь-

ного и детского-юношеского спорта. Предполагается, что в процессе воспитания не стоит вопрос - «соревноваться или нет», нужно лишь избавиться от возможных негативных явлений, связанных с соревнованиями, поскольку они могут порождать зависть к более сильному, высокомерие по отношению к более слабому и т. д. По мнению В. И. Столярова, в сфере школьного и детско-юношеского спорта можно выделить три основные опасности, с которыми нужно бороться: обман (нечестность), гигантизм и шовинизм. Для их преодоления он предлагает следующее:

Не следует ставить спортивные соревнования в исключительное положение; они должны иметь одинаковый статус с танцами, играми, творчеством и т. д.

Не должно быть никаких установок на победу любой ценой;

Необходимо предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы они представляли интерес для всех учащихся;

В школьных соревнованиях, в отличие от соревнований спортивных клубов, следует отдавать предпочтение групповым соревнованиям, поскольку здесь важны именно коллективные усилия: для победы команды очки, полученные за девятое место, столь же важны, как и полученные за первое место;

Мероприятия должны проводиться в рамках спортивных занятий; успех в соревнованиях должен быть следствием школьных занятий спортом, а не какого-то случайного спортивного таланта;

Участие школьников в спортивных соревнованиях должно быть добровольным .

В качестве одной из задач физкультурно-спортивной работы со школьниками принято рассматривать «спортивное воспитание». Уже само название «спортивное воспитание» говорит о том, что речь идет о воспитании, связанном со спортом, или, другими словами, что спортивное воспитание - это составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт. Вопрос о необходимости спортивного воспитания был поставлен еще основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Он указывал на то, что данное движение должно предполагать всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, а также отличаться мужественностью и рыцарским духом, в совокупности с эстетическими и литературными занятиями являться двигателем национальной жизни и очагом гражданственности.

В рамках спортивного воспитания важно различать два аспекта (направления), исходя из того, что оно может иметь две целевые установки и соответственно выступать в двух формах. Первая из них - воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к спорту, системе спортивных ценностей (возможны другие термины - «воспитание посредством спорта», «воспитание со спортивной ориентацией» и т. п.). Вторая - воспитание посредством спорта, т. е. содействовать решению таких целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направлен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

МИХАЙЛОВ Н.Г. - 2011 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Спортивное воспитание

1. Проблема определения сущности и специфики спорта

спорт воспитание соревнование соперничество

Спорт - необычайно сложный и многосторонний социальный феномен. Поэтому существуют различные точки зрения на его природу, специфику: «Каждый по-своему понимает такое явление, как спорт, у каждого есть «свое» понятие о спорте, причем эти представления зачастую могут довольно-таки отличаться друг от друга» [Майнберг, 1995, с. 204].

По-разному спорт понимается не только в обыденном сознании, но и в научных публикациях. Приведем для иллюстрации несколько характеристик спорта в энциклопедиях и словарях: английская энци клопедия: «Спорт - универсальная форма рекреации, одно из важнейших средств самоутверждения» ; французская энци клопедия Вебера трактует спорт «как деятельность в свободное время, целью которой является стремление человека к физическому совершенству, участию в состязаниях и подготовке к ним в соответствии с определенными правилами и установками, дающей возможность в дальнейшем стать спортсменом-профессионалом» . В словаре Вебстера спорт определяется как «любая деятельность или опыт, который доставляет удовольствие или отдых. Эта активность в некоторой степени требует сильного физического напряжения и подчиняется ряду правил» . Всемирный энциклопедический словарь: «Спорт - игровое состязание или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической тренировки» . Комиссия по терминологии международного бюро документации и информации дает такое определение: спорт - «специфическая соревновательная деятельность, где интенсивно используются формы занятий физическими упражнениями с целью обеспечения человеку или коллективу совершенствования морфофункциональных и психических возможностей, концентрированно отраженных в высоком результате» [Определения., 1971]. В «Манифесте о спорте» под спортом понимается «всякая физическая деятельность, имеющая характер игры и предполагающая борьбу человека с самим собой, с другими людьми или с силами природы» [Манифест о спорте. 1971, с. 11]. Близкие друг другу определения спорта даются в Советском энциклопедическом словаре и в «Толковом словаре спортивных терминов»: «Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений» [Сов. энциклопедический словарь, 1980, с. 1269]; спорт - «составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью» [Толковый словарь. 1993, с. 278]. Понятию «спорт» даются и другие определения [их обзор см. в: Гуджер, 2005; Доклады. 2007; Евстафьев, 1980б, 1985; Материалы Всесоюзного симпозиума. 1974; Столяров, 1984б, 2007д, е, 2010б, 2011б; Meier, 1981].

Трудность решения обсуждаемой проблемы связана уже с тем, что под спортом, как правило, понимается комплекс совершенно различных явлений, в которых казалось бы трудно найти что-то общее. Существуют разнообразные виды и формы спорта: массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений, спорт для любителей, спорт для наживы, «народный» спорт, спорт для элиты, школьный спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), спорт для реабилитации и т.д. В разных регионах и странах спорт имеет свои особенности. Определенные его качества изменяются и в ходе исторического развития. На этом основании делается вывод о том, что «спорт не поддается простому определению, так как включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, часто не имеющих ничего общего. Спорт

Это собирательный термин, и в настоящее время он включает множество несопоставимых между собой форм деятельности» .

Вместе с тем многообразие различных интерпретаций понятия «спорт» дает повод некоторым исследователям [см., например: Fielding, 1976, р. 125; Gallie, 1956, р. 167] относить данное понятие спорта к числу «принципиально дискуссионных» нормативных понятий, т.е. таких понятий, которые якобы вообще не поддаются уточнению. С такой оценкой понятия «спорт», да и вообще с признанием «принципиально дискуссионных» понятий, вряд ли можно согласиться. Автором данной работы сформулированы упомянутые выше логикометодологические принци пы, которые позволяют унифицировать и такого рода понятия. Используем эти принци пы при введении понятия «спорт».

Прежде всего следует отметить, что при всех разногласиях в понимании спорта большинство исследователей (особенно отечественных) к числу наиболее существенных признаков спорта относит соревнование (соперничество).

Вот примеры такого подхода к пониманию спорта: «Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 71]. «Соревнование предопределяет специфику спорта как особой сферы деятельности. сфера спорта - специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (соревновательных проявлений)» [Брянкин, 1983, с. 5, 69]. «Спорт - это прежде всего соревнование. Спорт - соревновательная деятельность» [Визитей, 1986, с. 39]. «Сделать хорошо - значит сделать лучше другого, оказаться первым, показать себя первым. Для доказательства такого превосходства создается специальная сфера, ядром которой является соревнование, организованное соперничество. Эта сфера получила название - спорт» [Красников, 2003, с. 36]. «Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самую его природу, внутренне присущи ему. Он утратил бы свой смысл, если бы не было соревнований» [Кучевский, 1972, с. 5]. «Спорт - .соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью» [Толковый словарь. 1993, с. 278]. «Спорт представляет собой деятельность, базовой (ядерной) сущностью которой являются спортивные соревнования» [Чернов, 1984, с. 20]. «Идея борьбы или продолжительного усилия составляет главную сущность спорта. Эта идея означает непременное стремление сделать больше или лучше того, что уже было сделано другим или самим действующим лицом, иначе говоря: улучшить, сравняться, превзойти или победить, смотря по тому, что является объектом усилия» [Эбер, 1925, с. 9].

С.И. Филимонова в книге «Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности», в которой дан обоснованный целостный анализ этой проблемы, затрагивая вопрос о специфике спорта, пишет: «Уникальность положения человека в спорте состоит в том, что это единственная официальная сфера социальной деятельности, которая требует от индивида прежде всего вступить с другим индивидом в соревнование, правила которого оговорены заранее, и стремиться в этом соревновании выиграть». Конечно, отмечает она, межличностные соревнования имеют место и в других социальных сферах - в труде, искусстве, науке, политике и т.д. «Однако исключение состязательного момента из перечисленных выше видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента - соревнования - полностью утрачивает свой смысл и свою специфику» [Филимонова, 2004, с. 206, 207].

Рассматривая состязательность как существенный признак спорта, важно учитывать многообразие форм и видов соперничества. В процессе эволюции общества оно принимает различные исторические формы,

Так, например: в сфере оно выступает как соревнование различных социально - экономических систем, стран, государств, конкуренция производителей, банков, фирм и т.п., «социалистическое соревнование» и т.д.; в сфере образования науке - как соперничество ученых; в техническом творчестве искусстве игровой военной

В связи с этим возникает вопрос о том, что представляет собой спортивное соревнование: какое соперничество следует считать спортивным - любое или какое-то особое , специфическое.

2 . Сп ортивное соревнование как особая разновидность соперничества

Многообразие соревнования (соперничества) связано с тем, что в ходе эволюции общества оно принимает различные исторические формы, а вместе с тем приобретает специфические черты и особенности, выступая как элемент структуры различных социальных систем, сфер общественной жизни (материального производства, экономики, политики, права, образования, науки, искусства, техники, досуга и др.), видов социальной деятельности.

Так, например, в сфере материального производства, экономики и политики соперничество может выступать как соревнование различных социально - экономических систем, стран, государств, конкуренция производителей, банков, фирм и т.п., как «социалистическое соревнование» и т.д.; в сфере образования - как соперничество учеников, а также педагогов и их учеников; в познавательной деятельности и в науке - как соперничество ученых [Хэгстром, 1980], как конкурсы «знатоков» и т.п.; в техническом творчестве - как соперничество за приоритет в тех или иных технических достижениях; в искусстве - как соперничество (конкурсы) музыкантов, певцов, художников и т.д.; в игровой деятельности - как соревновательные игры; в спорте - как спортивные соревнования; в военной сфере - как военные сражения и т.д.

Многообразие форм соперничества прекрасно показал - в основном применительно к античной культуре - Й. Хёйзинга в своей книге «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» [Хёйзинга, 1992]. Он характеризует такие разнообразные формы соперничества, как спортивное соревнование, военное сражение, судебный процесс как «словесный поединок», средневековые диспуты, формы поэтических и музыкальных состязаний, состязания в изобразительном искусстве, философский диалог и др. Среди них много и весьма необычных - например, «потлач» («спор ради чести»), «завоевание престижа через демонстрацию своего богатства», «древнеарабские турниры чести», «греческие и древнегерманские состязания в хуле», «тяжба мужей», «состязание ради невесты», «эскимосское состязание на барабанах», «состязание в мудрости», «состязание в отгадывании загадок», «состязание в вопросах и ответах на жизнь и на смерть», «космос как борьба» и др. При этом все виды соперничества, все состязания Й. Хёйзинга относит к сфере игровой деятельности: «.на вопрос, правомерно ли подчинять состязание как таковое категории игры, можно положа руку на сердце дать утвердительный ответ» [Хёйзинга, 1992, с. 64].

При выделении разновидностей соперничества следует иметь в виду и разнообразие элементов соревновательного отношения.

Как отмечают Дж. Лой, Б. Макферсон и Дж. Кеньон, элементами «отношения соперничества между людьми, а также другими объектами природы, как одушевленными, так и неодушевленными» могут быть:

Состязание между отдельными людьми, например, бой двух боксеров или бег на 100 м;

Соревнование между отдельными командами, например, хоккейный матч;

Состязание между отдельными людьми или командами с живыми объектами природы, например, бой быков или охота на оленей;

Состязание между человеком или командой с неодушевленными предметами природы, например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание;

Борьба отдельного человека или команды с некоторыми стандартными условиями или с идеальным эталоном (например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м; баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей; соревнование человека с самим собой - так, в айкидо не допускаются поединки соперников; здесь оценивается уровень демонстрируемой техники при сопоставлении ее с идеальным эталоном).

Возможны и различные комбинации этих соревновательных ситуаций. Например, спортсмен, участвующий в кроссе, может быть одновременно включен в борьбу: как человек против человека, как член команды против команды соперников и как индивидуум или член команды против «идеального» стандарта (при желании побить рекорд кросса в личном или командном зачете) .

Из категории соперничества указанные авторы не исключают также проводимые человеком состязания между животными (например, конные скачки) или между животными и искусственной приманкой в виде животного (например, собачьи бега за «зайцем») . Основанием для этого, по их мнению, является положение П. Вайса о том, что «когда животные или машины состязаются в скорости, скорость становится косвенным доказательством высоких качеств человека как тренера, дрессировщика, наездника, водителя и т.д., т.е. главным образом подчеркивает превосходство человека и его умение управлять, а также выдвигать определенные суждения, стратегию и тактику» [цит. по: Loy, McPherson, Kenyon, 1978, р. 24].

Г.Я. Головных предлагает различать два вида соперничества: «агонисти - ку» - «соперничество в качестве игры» и «конкуренцию» - состязание, соперничество, которое ориентировано исключительно на практический успех. «Если на стороне агонистики свобода, то на стороне конкуренции - необходимость, выживание, стремление к успеху в утилитарной, практической сфере жизни» [Головных, 1998, с. 51].

Наличие правил или их отсутствие;

Направленность соревнований (гуманные или антигуманные);

Предмет соперничества (например, соревнования, в которых сравниваются и демонстрируются двигательные, физические возможности человека, отличаются от соревнований в интеллекте, памяти, внимании и других психических способностях);

Мотивы участия в соревновании (достижение победы, общение и т.д.);

Продолжительность соревнований;

Включенность соревнования в разные виды деятельности (оно может быть элементом: трудовой, производственной, экономической деятельности - например, конкуренция фирм, банков; учебной деятельности - соревнования в учебе; познавательной и научно-исследовательской деятельности - например, конкурсы ученых; художественной деятельности - конкурс танцоров, музыкантов и т.п.; военной деятельности - военные сражения и т.д.);

Место соревновательной деятельности в той или иной общественной системе (например, в условиях социализма или капитализма) и др. [см.: Брянкин, 1983; Визитей, 1986; Красников, 1989, 2003, 2007; Куторжевский, Смирнов

В.А., 1974; Надирашвили, 1976; Социалистическое соревнование. 1978; Социально-психологические. 1977; Хэгстром, 1980; Чернов, 1984; Loy, McPherson, Kenyon, 1978].

В связи с многообразием форм (разновидностей) соревнования возникает вопрос о том, какое из них следует считать спортивным - любое или только особое , специфическое. Данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных при характеристике спорта.

Многие исследователи не делают попытки отграничить спортивное соревнование - соперничество, присущее спорту, - от каких-то других соревнований, т.е. фактически любое соревнование рассматривают как спортивное. Вот примеры такого подхода: «Спорт - соревновательная деятельность» [Визитей, 1986, с. 39]; Спорт - «любой вид состязания, выявляющий психофизические и интеллектуальные возможности индивидуума» [Ермак, 1999, с. 17]. «Основным стержнем в спорте - состязании всех видов, - является, как и в искусстве, игра» [Устиненко, 1989, с. 160].

В терминологическом плане возможен вариант, при котором термин «спортивное соревнование» применяется для обозначения любого соревнования. Но такой вариант вряд ли целесообразен, поскольку противоречит сложившейся языковой практике и приводит к существенным трудностям. При его последовательной реализации придется причислить к спорту не только футбол, волейбол и другие аналогичные соревнования, которые традиционно рассматриваются как спортивные, но и такие (например, производственные соревнования, конкуренцию и даже военные сражения и уличные драки), которые никогда не относились к числу «спортивных».

Поэтому при определении сущностных и специфических характеристик спорта важно решить вопрос о том, какие именно соревнования являются спортивными, какими основными чертами спортивное соревнование отличается от других соревнований.

По данному вопросу высказываются различные точки зрения.

Одну из них высказывает Н.Н. Визитей. Отходя от собственной позици и отождествления спорта с любым соперничеством, иногда он пытается выяснить особенность тех соревнований, которое присущи спорту. К числу таких особенностей спортивного соревнования прежде всего он относит то, что «это официальное, систематически возобновляющееся (повторяющееся), организованное в соответствии с принципом «честного соперничества», соревнование». Однако, как отмечает сам Н.Н. Визитей, этих признаков недостаточно для отличения спортивного соревнования от других, так, «нетрудно привести примеры ряда официальных, регулярно проводимых соревнований, которые к спортивным видам деятельности не относятся» (например, «художественные конкурсные соревнования, а также состязания трудовые, производственные») [Визитей, 2006, с. 52]. К этому следует добавить, что и указываемый им признак спортивного соревнования - «честное соперничество» вряд ли является его существенным и специфическим качеством. Если термин «честное» понимать как соперничество в соответствии с правилами, то такой его характер в полной мере относится и ко многим другим соревнованиям, в том числе художественным конкурсам, трудовым соревнованиям и т.д. Если же этот термин понимать как соперничество в соответствии с нормами нравственности, то такая особенность соперничества также присуща многим другим (в том числе указанным выше) соревнованиям, а самое главное, вряд ли свойственна многим спортивным соревнованиям (особенно в спорте высших достижений и профессиональном спорте).

Пытаясь решить эту проблему, Н.Н. Визитей в одной из своих ранних работ основное существенное качество спортивного соревнования усматривает в следующем: «Характерной чертой спортивной деятельности является то, что соревновательная борьба в ней представлена в наиболее чистом виде». Он так разъясняет это не совсем понятное утверждение: «Спорт не может существовать без соревнования, и если спортивную деятельность лиши ть (в нашем воображении) соревновательного характера, то перед нами останется не полноценная человеческая деятельность, а бессмыслица (у футбольной команды или боксера «отняли» соперника) или просто некоторое движение как таковое, как физиологический в конечном счете акт». Именно этим, по его мнению, спортивные соревнования отличаются «от любого иного официального соревнования», «например, от конкурсных соревнований в сфере исполнительской художественной деятельности или от производственного социалистического соревнования: и здесь, и там устранение соревновательной ситуации всегда оставляет нам полноценную социальную деятельность (производственный труд, исполнительское творчество), которая вполне может существовать и часто существует без каких-либо официально организуемых соревнований» [Визитей,

1979, с. 33, 34, 39]. Тот же аргумент Н.Н. Визитей повторяет и в более поздних работах: «Лишение спорта официального соревновательного момента полностью подрывает, по сути, возможность данному процессу (данному случаю человеческой активности) выступить в качестве какой бы то ни было полно - ценной социальной деятельности или во всяком случае предельно ослабляет такого рода его способность. Чаще всего перед нами в таких обстоятельствах остаются просто бессмысленные действия. Спорт в силу сказанного можно определить как «чисто соревновательную» деятельность, или как самую соревновательную деятельность из всех официально организуемых, регулярно повторяющихся соревнований» [Визитей, 2006, с. 53-54, 62; 2009, с. 156-157].

С такой аргументацией, которую используют и некоторые другие ученые, трудно согласиться.

Устранение соревновательной ситуации в спорте действительно приводит к тому, что он перестает быть спортом, если соревновательность рассматривать как его существенное и специфическое качество. «Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курам - ши н, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 71]. «Уникальность положения человека в спорте состоит в том, что это единственная официальная сфера социальной деятельности, которая требует от индивида прежде всего вступить с другим индивидом в соревнование, правила которого оговорены заранее, и стремиться в этом соревновании выиграть». Конечно, отмечает она, межличностные соревнования имеют место и в других социальных сферах - в труде, искусстве, науке, политике и т.д. «Однако исключение состязательного момента из перечисленных выше видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятель - ность без своего главного составного элемента - соревнования - полностью утрачивает свой смысл и свою специфику» [Филимонова, 2004, с. 206, 207]. Но устранение соревновательной ситуации в спортивной деятельности не приводит к превращению этой деятельности в «бессмыслицу» или простой «физиологический» акт. В этом случае она просто преобразуется в определенную несоревновательную деятельность, которая может выступать как игра, как средство физического воспитания, отдыха, развлечения и т.д. (например, игра с мячом в футболе, бег в легкой атлетике).

К этому следует добавить, что устранение соревновательного момента из других видов соревнований (например, социалистического соревнования) также приводит к тому, что они утрачивают свою сущность и специфику.

Другие исследователи при характеристике специфики спортивных соревнований и спорта в целом часто подчеркивают их связь с движениями человека. «Спортивными» считают соревнования в двигательной деятельности, т.е. такие, которые имеют своей целью выявление, сравнение, развитие и демонстрацию двигательных возможностей человека, его физических качеств и способностей.

Так, В.М. Выдрин считал, что спорт - это «игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества», «исторически сложившаяся состязательная форма двигательной деятельности» [Выдрин, 1980]. Для А.Э. Григорьянц спорт - это «определенная совокупность физических упражнений в единстве со специфическими общественными отношениями, являющаяся составной частью сферы культуры» [Григорьянц, 2005, c. 13]. Роже Кайуа в книге «Игры и люди» под спортивным соревнованием понимает «мышечный агон» - соревнование, в котором сопоставляются физические качества: «Главным принци пом соперничества с очевидностью является исходное равенство шансов, так что для игроков разного класса его даже восстанавливают с помощью форы, то есть в рамках изначально установленного равенства шансов вводится некое вторичное неравенство, пропорциональное предполагаемому соотношению сил между участниками. Показательно, что такой обычай существует как для мышечного agon"a (спортивных соревнований), так и для agon"a умственного (например, в шахматах, где слабейшему игроку дают вперед лишн юю пешку, коня, ладью)» [Кайуа, 2007 с. 52-53]. Л.И. Лубышева характеризует спорт как «уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества» [Лубышева, 2001, с. 235]. В работах Г.Г. Наталова формулируется положение о том, что спорт - это «исторически сложившаяся состязательная форма проявления, развития, сравнения и демонстрации способностей, необходимых в сфере двигательной деятельности и связанных, с перемещением в пространстве», «социальный институт формирования культуры двигательной деятельности», «система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения [Наталов, 1974, 1976, 1993, 1994]. К. Хайнеман во «Введении в социологию спорта» выделяет следующие особенности спорта: «Спорт является физическим движением, движением тела; спорт подчиняется принципу высших достижений; спорт регулируется социальными нормами; спорт непродуктивен» . С. Кретчмар к числу основных форм проявления движений человека относит спорт, танцы, физические упражнения, спортивные и подвижные игры . Авторы книги «Спорт и социальные системы» рассматривают спорт как формализованную игру, требующую демонстрации физической силы . А. Воль считает, что спорт - это «современная форма культурной двигательной активности» .

В терминологическом плане такого рода характеристика спортивных соревнований возможна, но нецелесообразна хотя бы потому, что из числа спортивных придется исключить шахматы, шашки и другие аналогичные соревнования, которые традиционно включаются в мир спорта.

При определении спорта, выяснении особенностей спортивного соревнования часто фигурирует также ссылка на игровой характер спортивного соперничества [см.: Кайуа, 2007; Люшен, 1979; Пономарев Н.И., 1972].

Американский социолог Х. Ибрахим, например, так характеризует спорт: «Спорт, свойственная человеку форма самовыражения, развивается из кинетической игры и санкционируется культурами как свободная деятельность. Спортивные цели достигаются в ситуации соперничества, в рамках серии правил, по поводу которых существует предварительное соглашение, т.е. правил, выносимых на третейский суд». В соответствии с таким подходом к числу необходимых условий спорта (а значит, и спортивного соревнования) он относит самовыражение, соревнование и наличие третейского суда, а к числу достаточных условий его существования: 1) игру, которая рассматривается как единственная теоретическая предпосылка спортивной ситуации и 2) кинетическое участие, что предусматривает и спортивного зрителя .

Иногда признается не только тесная связь спорта и игры, но он рассматривается как разновидность игровой деятельности. Так, например, спорт характеризуется как «всякая физическая деятельность, имеющая характер игры и предполагающая борьбу человека с самим собой, с другими людьми или с силами природы» [Манифест о спорте. 1971], как «любая формализованная игра, требующая демонстрации физической силы» , как «игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» . С. Мозер в статье «Исходные пункты философского анализа спорта» высказывает мнение о том, что спорт имеет все те компоненты, которые олицетворяют игру: свои правила, свободные, доставляющие удовольствие действия, определенное и ограниченное место игры, повторяемость, «порядок и ритм», «напряжение и разрядку», «неопределенность», «необычность, элементы приключений, экономическую бесполезность» и т.д. Даже альпинизм, по его мнению, является «игрой», однако «серьезной игрой» с риском для жизни: гора в этом случае выступает в качестве «гипостазированного противника», символизирующего задачу подняться на гору .

Высказываются и другие мнения о специфике спортивного соревнования.

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающие в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы, и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями [нередко превосходящими возможности спортсмена] в условиях непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им; равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

7) сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивнотехническими и духовными ценностями.

8) наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «спортсмен-разрядник», «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 74-75].

Некоторые авторы к числу существенных особенностей соревнования в спорте (и спорта в целом) наряду с указанными выше относят такие его черты, как «непродуктивный» характер и подчинение «принципу высши х достижений» [Воронин, 2003; Heinemann, 1980а], религиозно - магический (и даже мистический) характер [Блеер, Неверкович, Передельский, 2012; Передельский,

2007, 2011а, б; Передельский, Коников, 2010].

Ссылка при характеристике спортивного соревнования на указанные выше его особенности, по-видимому, также требует уточнения и дополнения. Одни из них (например, наличие соревнования, его строгая регламентация, правил и т.п.) не являются специфичными для спортивного соревнования, другие (например, игровой характер спортивной деятельности, ориентация на высшие достижения, соревнование в двигательной деятельности и т.п.) не присущи некоторым разновидностям спорта (например, спорту высших достижений), а третьи (например, религиозно - магический характер соперничества в спорте) свойственны спорту лишь на определенном этапе его исторического развития (например, в Древней Греции).

Позиция автора данной монографии в понимании спортивного соревнования (и спорта в целом) изложена в его ранее опубликованных работах [Столяров, 1997д, 1998з, 2002в, 2004в, 2005а, 2011 г. и др.]. В данной работе она излагается с некоторыми уточнениями и дополнениями.

Ответ на вопрос о том, что такое спортивное соревнование и чем оно отличается от других соревнований, существенно облегчается, если обратиться к роли и значению соперничества людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Соперничество, безусловно, играет определенную позитивную роль в жизни людей [Соревнование и конкуренция. 1983]. Как отмечено выше, при определенных условиях оно позволяет человеку сравнить, сопоставить свои способности с другими людьми, выяснить, в чем он превосходит их или, напротив, уступает им. Тем самым состязание побуждает людей к активности, к формированию, развитию, совершенствованию своих способностей. Напомним известные слова К. Маркса: «…уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц…» [Маркс, 1980, с. 337].

Но соперничество может иметь и негативные последствия.

В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон. Наиболее ярким примером соперничества с таким его последствием является война. Кроме того во многих жизненных ситуациях - например, в процессе трудовой или познавательной деятельности людей - затрудняется объективная сравнительная оценка способностей, поскольку у разных людей их деятельность, как правило, проходит в различных условиях.

В связи с этим издавна возникла важная социальная задача: найти пути, формы, методы для того, чтобы сохранить, максимально полно использовать позитивные стороны соперничества, устранить (хотя бы смягчить) его негативные стороны, т.е. содействовать гуманизации соперничества (повышению его гуманистической ценности для личности и отношений между людьми).

Предпринимались и предпринимаются разнообразные попытки решения этой задачи. Чтобы придать военным сражениям более «гуманный» характер, запрещается, например, использование определенных видов вооружения.

Некоторые черты «гуманности» по сравнению с обычным военным сражением имеет дуэль. X. фон Кроков пиш ет по этому поводу, что «дуэль уже сама по себе является средством для обуздания насилия, причем двойственным образом. С одной стороны, она желает монополизировать право на насилие для высших слоев. С другой стороны, она ритуализирует насилие. Уже дерутся не в порыве мгновения, а вежливо договариваются на следующее утро для того, чтобы в присутствии секундантов в борьбе разрешить конфликт» . Организация дуэли в Западной Европе, как отмечает А.Н. Круглов, «предполагала в большинстве случаев максимально достижимое равенство возможностей, шансов противников, ибо только в этом случае исход поединка мог считаться справедливым». Для иллюстрации он приводит несколько правил дуэли на холодном оружии из русского руководства начала XX века: «Если один из противников не владеет холодным оружием, ему дается срок (3-4 месяца) для изучения дуэльного боя, причем в этот промежуток времени противник его не имеет права практиковаться»; «На месте секунданты наблюдают, чтобы шансы противников были равны: грунт, освещение, оружие и пр.» [Круглов, 2000, с. 170].

Определенные писаные и неписаные правила, нормы поведения вводятся и в других видах соперничества (к примеру, юридические нормы конкуренции, правило «лежачего не бьют» в русской народной рукопашной битве «стенка на стенку») и т.д.

Все это не позволяло в полной мере решить указанную проблему гуманизации соперничества.

Однако в ходе поисков был найден магистральный путь ее решения - заменить обычные соревновательные ситуации жизнедеятельности людей на такие искусственно созданные, которые должны отвечать следующим основным требованиям :

по возможности обезопасить гуманным;

создать для соперников равные условия их способностей.

Социальный «механизм» создания такого рода искусственных ситуаций соперничества предусматривает следующее:

- предметы, с которыми действуют в обычных жизненных ситуациях соперничества и которые имеют утилитарное (прикладное) значение, заменяются на иные («условные», «игрушечные»), не имеющие такого значения и приспособленные для указанных целей;

Соответствующим образом модифицируется место (пространство ) соперничества;

Формулируются правила, уточняющие, что можно делать соперникам и что им запрещено (правила-запреты);

Вводятся особые лица (судьи), обеспечивающие соблюдение данных правил и дающие оценку выступлению участников соревнования.

Значит, на основе указанной социальной процедуры возникает особая форма (разновидность) соперничества. Ее особенность состоит в том, что соревнование проходит в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые призваны обезопасить здоровье и достоинство личности егоучаст - ников, а также обеспечить унифицированное сравнение, объективную оценку их качеств и способностей на основе создания для соперников равных условий, введения определенных правил и людей (судей), следящих за их выполнением.

По отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям такого рода соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств.

Такое соперничество имеет общие черты с игровой деятельностью. Как и игра, оно проходит в искусственно создаваемых условиях, подчиняется определенным правилам и тем самым носит гуманный характер.

Поэтому для дифференциации данного соперничества от других его форм можно использовать понятие «игровое соперничество». При этом вслед за авторами книги «Спорт и социальные системы» данная разновидность соперничества (соревнования) понимается как «любой вид состязания, характеризуемый одним или несколькими атрибутами игры» .

Вместе с тем анализ тех соревнований, которые традиционно относят к сфере спорта, показывает, что они обладают существенными признаками игрового соперничества: проходят в искусственно созданных ситуациях, отвечающих указанным требованиям, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.

Именно этими качествами, например, соревнование в боксе отличается от уличной драки, а спортивное фехтование как один из видов спорта - от боевого фехтования, настоящего, или утилитарного, боя.

А.Н. Круглов подразделяет утилитарный бой на «сражение, поединок без правил и на поединок по определенным правилам (дуэль)». При этом он указывает, что «точка зрения А. Люгарра, высказанная им в начале XX в., выражает промежуточную ступень движения от боевого фехтования к фехтованию спортивному. А. Люгарр выделяет три элемента в фехтовании: гимнастику (приспособление себя к основным движениям тела и оружия), искусство (легкое, пластичное, красивое применение на практике того, что дает гимнастика и теория фехтования) и, наконец, науку. К последней он относит «все касающееся в фехтовании ума и сознания: изучение общей схемы боя, понятие сущности тактики нападения и защиты, усвоение этики фехтования, выяснение себе значений ответных и, главное, контрответных ударов, глубокое знание комбинаций защит с атаками, умение быстро изучить противника, его тактику, его нервы и характер» [Круглов, 2000, с. 186].

История возникновения и развития наиболее популярной спортивной игры - футбола также показывает, как постепенно в ходе исторического развития формируется соперничество, обладающее указанными особенностями.

В начале своего развития (около 200 лет назад) футбол был грубой игрой. Каждый игрок действовал как ему заблагорассудится, и во многих случаях футбол был ничем иным, как проявлением неограниченной агрессивности. Это приводило ко все более серьезным травмам. Неудивительно, что в этих условиях общество осуждало футбол как варварскую игру. В Англии в этот период футбольные команды часто сравнивались с первобытными ордами, сметающими все на своем пути [Штемме, 1981, с. 21]. Для смягчения агрессивных импульсов и контроля за социальными конфликтами посредством известной формы дисциплины в футболе возникла потребность учредить комплекс правил. Эти правила должны были отвечать ряду требований: 1) быть достаточно простыми; 2) не лишать игру интереса; 3) соблюдаться всегда и полностью. Такие правила были введены в Англии примерно в 1850 г. Это соответствовало духу того времени: общество стремилось ограничить грубость и насилие не только в футболе, но и во всех областях жизни.

В результате введения правил футбол претерпел существенную модификацию. Из динамической формы деятельности, в которой конфликты между индивидами и группами разрешались силой или угрозой нанесения ущерба другой стороне, он был преобразован в цивилизованную «отдушину» для агрессивности и межгрупповой напряженности. Тем самым было положено начало тому футболу, который всем нам ныне знаком. В Америке развивается футбол, отличный от европейского. Первоначально он также был неразрывно связан с увечьями игроков. И только в 1905 г., когда во время футбольных матчей погибли 18 человек и 159 получили серьезные увечья, президент Рузвельт распорядился принять меры, ограждающие жизнь и здоровье спортсменов. Под его нажимом в правила игры были внесены некоторые изменения [Штемме, 1981; Dunning, 1971].

Аналогичная модификация соперничества характерна для бокса , который появился Америке в 1750 г. Длительное время он был «кровавым» спортом, так как противники выступали без перчаток, а схватки продолжались по 45, а то и более раундов и заканчивались, когда один из жестоко избитых соперников сдавался или валился замертво. Широкие протесты общественности заставили конгресс подготовить закон о полном запрещении бокса по всей стране. Лишь после введения в 1896 г. правил маркиза Куинсбери бокс стал более или менее «цивилизованным» [Киселев, 1986; Reeks, 1985].

Такие же изменения происходят и в спортивной борьбе в ходе ее истории.

На это указывает Н. Элиас в своей работе «Генезис спорта как социологическая проблема». Согласно правилам Олимпийских игр от января 1967 г. в борьбе свободного стиля были запрещены определенные приемы, такие как захваты с удушением, двойной нельсон с давлением использованием ноги как нарушение правил, удар кулаком, подножка, удар в голову. Борьба продолжается не более девяти минут и проходит три раунда по три минуты с одноминутной паузой; контроль производится судьей на ринге, тремя судьями по очкам и одним секундометристом. Борьба (панкратия) в Древней Греции не была регламентирована в такой высокой степени. Хотя там был судья, но не было хронометриста и никакого ограничения по времени. Борьба продолжалась, пока один из противников не сдавался. Н. Элиас приводит такие иллюстрации: «Леонтис из Мессины, дважды выигрывавший на соревнованиях по борьбе в первой половине V в. до н.э., получил олимпийскую корону не за победы, а за то, что он, бросая своих противников, ломал им пальцы. Аррахион из Пигалии, дважды олимпийский победитель в панкратии, в 564 г. до н.э. был задушен во время его третьей попытки выиграть олимпийскую корону; но перед смертью ему удалось сломать палец ноги своего противника, и тот от боли вынужден был уступить в борьбе. Судьи объявили Аррахиона победителем посмертно» [Элиас, 2006, р. 48-49].

Сходный процесс имел место в других видах спорта [см.: Donnelly, Young К.М., 1985; Dunning, 1979; Petryszak, 1977].

Соревнования в других видах спорта также обладают существенными признаками игрового соперничества: проходят в искусственно созданных ситуациях, отвечающих указанным требованиям, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников. Поэтому эту разновидность соперничества целесообразно рассматривать не только как игровое , но и как спортивное соперничество.

Итак, спортивное соревнование - это соревнование, которое проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых искусственно созданных условных ситуациях, которые создаются, чтобы:

а) обезопасить участников соперничества от трагических последствий, от нанесения вреда их здоровью, от унижения достоинства их личности, а значит, сделать соперничество гуманным;

б) создать для соперников равные условия и тем самым обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их способностей.

Такая организация спортивного соперничества предполагает введение определенных правил и особых лиц (судей), обеспечивающих их соблюдение и оценивающих результаты соперничества.

Отдельные указанные выше существенные признаки спортивных соревнований отмечают многие исследователи.

Чаще всего отмечается наличие правил в этом соперничестве.

Так, Дж. Липьец (Польша) считает, что спорт является формой борьбы, но борьбы, оговоренной правилами, определенными средствами. Мы не знаем, отмечает он, кто, в конечном счете, добьется успеха на стометровке, но мы не с о - мневаемся, что в этой игре конкуренты начнут дистанцию в одной и той же точке, в одно и то же время, что они будут следовать по своим дорожкам по финишн ой линии и время будет измерено для них согласно общему расчету. Никто не знает результат футбольного матча, потому что, пока мяч находится в игре, может случиться все что угодно. Известно, что игроки должны избегать игры рукой, что главными очками в игре являются голы, а не число поданных угловых, что за фолы пробиваются штрафные и что гол не может быть забит из аута. Мы не знаем, какой тяжелоатлет победит, но мы заранее можем сказать, что это будет тот, у кого сумма поднятого веса будет больше, чем у соперников, а если таковой будет равным, победа будет присуждаться тому, кто меньше весит. Лучши м пловцом вольного стиля окажется не тот, кто задержит под водой большее количество соперников, а тот, кто, плывя по своей дорожке, наиболее эффективно преодолеет данное расстояние за более короткое время, чем остальные соперники .

Отмечается «гуманный» («гуманизированный» ) характер спортивного соревнования. Эту его особенность отмечают многие исследователи [см., например: Боген, 1989; Григорьянц, 2005; Демин, 1975; Ермак, 1999; Матвеев Л.П., 1997, 2001; Elliot, 1974; Lipiec, 1999 и др.].

Г. Люшен указывает, например, на то, что благодаря развитию в институциональных рамках (правила соревнования, провозглашаемые и неявные договоры, ограничивающие пространственные и временные условия) спорт превращается в развлечение и удовольствие, которое более не ведет к уничтожению проигравшего; само же соревнование оказывается наполненным напряжением и риском .

Н. Элиас и Э. Даннинг отмечают, что благодаря принятию правил, вписывающих состязания в определенные - свои для каждого вида спорта - рамки, за которые участники обязуются не выходить, жестокость, в прошлом неизменно сопутствовавшая спорту, постепенно была смягчена; кроме того, были выработаны запреты на упражнения, сопряженные со слишком большой опасностью .

Д. Моррис считал, что человеку изначально присущ охотничий инстинкт, и рассматривал спортивную активность как такую существенно модифицированную форму охоты, в которой изначальная цель убийства животного заменяется символической - победить. Проводя различие между воинственно кровавым спортом прошлого столетия и бескровным спортом современного человека, он подчеркивал важное значение современного спорта как активность, уменьшающую шансы развязывания войны .

Л.П. Матвеев возникновение спортивной деятельности связывает с тем, что «противоборствующее начало в ней гуманизировалось и обретало неантагонистический характер». Он обращает внимание на то, что «гуманные основы спортивного движения обязывают включать в сферу спорта лишь те виды действий и типы поведения, которые выявляют жизненно ценные свойства индивида и способствуют утверждению достоинств личности», и подчеркивает, что «с этих позиций принципиально недопустимы все еще предпринимаемые кое-кем попытки придать статус «видов спорта» потешн ым состязаниям типа тех, какие по сути унижают достоинство человека и чреваты ущербом для здоровья (к примеру, таким, как состязания. в плевках на дальность или на рекорд в поглощении пива)» [Матвеевв, 1997, с. 9, 11]. Р. Эллиот считает, что спорт - «область состязаний, в которой реальный ущерб избегается, а реванш за поражение можно взять только на этих же условиях» .

Подобные документы

    Методы и цели развития у молодого поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Условия надежного функционирования системы спортивно-патриотического воспитания молодежи, его важнейшие задачи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2013

    Биологическое тело человека и процесс его развития. Социокультурное тело и процесс его формирования. Значение телесной культуры и ее взаимоотношение с другими элементами культуры. Проблема ценностной ориентации современного телесного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Спортивное питание как элемент физического развития юного организма. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов в питании школьника. Вклад физической культуры в формирование здорового образа жизни. Развитие способности к саморегуляции во время занятий.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2015

    Проблема эстетического воспитания подростков на сегодня. Основные теоретические концепции и воспитательный потенциал медиаобразования, его роль в формировании информационно-правовой культуры молодежи. Аспекты экранной культуры современного подростка.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Зарождение физического воспитания в Финляндии. Основные программы подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии, главные направления по подготовке кадров. Дошкольное образование и особенности обучения в стране.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Интегративный характер и место дисциплины "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" в комплексе предметной подготовки. Профессиональная направленность физического воспитания. Повышение эффективности процесса подготовки спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2012

    Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Формы и методы работы социального педагога с современными подростками в процессе нравственного воспитания. Программа индивидуальной и групповой работы с учащимися. Приемы формирования нравственного опыта у подростков на основе гуманистических ценностей.

Цаллагов Марат Солтанович

старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физического воспитания и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Аннотация: Физическая культура в системе высшего профессионального образования выступает как средство профессионального и личностного становления студентов – будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, профессионально важных качеств, как средство достижения высокого физического самосовершенствования. Именно профессиональной образовательной организации принадлежит роль ведущего компонента всей системы высшего образования в стране и интеллектуального потенциала государства.

Ключевые слова: высшее образование, физическая подготовка, физическое воспитание студентов, физическая культура, физическое развитие

Physical training as means of education of personal qualities of students

Tsallagov Marat Soltanovich

senior lecturer, department of physical education faculty of physical education and sport, North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

Abstract: Physical education in the system of higher education is a means of professional and personal formation of students – the future experts, active improvement of the individual, professionally important qualities as a means of achieving a high physical self-improvement. That belongs to the professional educational organization as the lead component of the overall higher education system in the country and the intellectual potential of the state.

Keywords: higher education, physical education, physical education students, physical education, physical development

Физическая воспитание - это один из основных структурных компонентов общего воспитания, в процессе которого закладывается фундамент для полноценного физического развития и дальнейшего совершенствования человека. По мнению большинства специалистов, (Б.А. Баскаев, А.С. Бузоев, И.Н. Воробьева, Д.Ю. Карасев, Э.Р. Кочиева, B.C. Кузнецов, Ф.Г. Хамикоев, Ж.К. Холодов, А.М. Хубецов и др.), полноценное и гармоничное развитие подрастающего поколения возможно при правильной постановке физического воспитания в органической связи с другими направлениями воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым. Такая связь может проявляться как в открытой (явной) форме, так и в скрытой (опосредованной) форме.

Открытая форма связи заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие трудовых, умственных, эстетических способностей студентов. На занятиях постоянно появляются учебно-познавательные ситуации, связанные с овладением искусством и техникой физических упражнений, их совершенствованием, овладением более эстетичными приемами практических действий, например, как выполнить физические упражнения выразительно, точно, плавно, красиво, как распределить силы на длинные дистанции и др.

Преподаватель физической культуры специально создает на занятиях познавательно-проблемные ситуации различного уровня сложности. Обучающиеся сами должны принимать соответствующие решения, творчески подходить к разрешению поставленных перед ними дидактических проблем и активно действовать. Такой подход с использованием новых разнообразных приемов в рамках физического воспитания, как отмечают некоторые исследователи (Г.Н. Германов , А.В. Коробков , B.C. Кузнецов , П.Ф. Лесгафт , Н.В. Михайлова , Ю.С. Симонкина , А.В. Чесноков ), служит духовному обогащению студентов, способствует формированию и развитию их умственных способностей, позволяет более результативно использовать традиционные средства и методы физического воспитания в спортивной деятельности обучающихся.

Скрытая формапроявляется в том, что укрепление и сохранение здоровья, как отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт, развитие физических сил в процессе физического воспитания студентов составляют необходимое условие для их нормального умственного развития. В своем научно-методическом издании «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт утверждал: «Между физическим и умственным развитием личности существует тесная взаимосвязь, полностью выясняющаяся при содержательном изучении человеческого организма и особенностей его периодических отправлений. Умственное развитие требуют соответствующего физического и физиологического развития и наоборот» . В результате реализации физкультурно-оздоровительных задач физического воспитания поднимается общая жизнедеятельность и жизнеспособность организма, его сопротивляемость различным негативным явлениям, что ведет к высокой продуктивности в результате умственной деятельности.

Немаловажную роль играет физическая культура студентов и в их нравственном воспитании. С одной стороны, как считают некоторые ученые (И.Н. Воробьева , В.А. Головин , Д.Ю. Карасев , Е.В. Коломийченко , В.А. Масляков , Ж.К. Холодов , Д.И. Цись ), методически грамотная организация физического воспитания способствует формированию положительных личностных качеств морального облика студентов. В процессе усиленной тренировочной деятельности испытываются и формируются моральные качества обучающегося, закаляется и крепнет его воля, приобретает опыт нравственного, эстетического поведения. С другой стороны, от уровня нравственного воспитания студентов, их дисциплинированности, трудолюбия, организованности, настойчивости, воли и других личностных качеств зависит продуктивность занятий по физической культуре.

Говоря о единстве нравственного и физического развития личности, П.Ф. Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, когда физические упражнения выступают не только как средство физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека .

На нравственной основе осуществляется воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни, к физической культуре, развитие спортивного трудолюбия, приобретение способности к преодолению проблемных ситуаций, сильной воли и других значимых личностных свойств.

Занятия по физической культуре создают благоприятные педагогические условия также и для эстетического воспитания студентов. В процессе физических занятий формируется прекрасная осанка, осуществляется слаженное развитие тела, воспитывается осознанное восприятие красоты и изящества движений . Это все помогает воспитанию у студентов эстетических вкусов, представлений, способствует проявлению позитивных эмоций, оптимизма, чувства жизнерадостности. Эстетическое воспитание, как отмечают ученные (В.А. Головин, ДА.В. Коробков, В.А. Масляков), развивает человека морально, духовно, позволяет также правильно осознавать и оценивать интересное, увлекательное, прекрасное, стремиться к позитиву .

Люди с развитыми нравственно-эстетическими вкусами, как правило, стремятся создавать нравственно-эстетические ценности, осуществляя нравственные поступки действия и, которые в различных формах обширно представлены в спорте. Связь эстетического воспитания и физической культуры основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Одним из важнейших критериев воспитанности личности, по мнению большинства ученых (Г.Н. Германов, А.В. Коробков, А.В. Чесноков) является отношение к трудовой деятельности . Это отношение у студентов характеризуется устойчивостью и стабильностью выполнения производственных заданий, требований дисциплины, проявления инициативы в трудовой деятельности, личным вкладом в достижениях коллективного труда. Если говорить о влиянии физической культуры на трудовое воспитание, то следует отметить, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию организованности, настойчивости, способности преодолевать трудности, преодолению собственного нежелания или неумения заниматься физическим развитием, и в конечном итоге воспитывают ценностное отношению к трудолюбию у студентов. Кроме того, выполнение студентами различных поручений педагога по ремонту спортивного инвентаря, самообслуживанию, оборудованию временных спортивных площадок и другое, содействует формированию устойчивых трудовых навыков . Можно также утверждать, что результаты трудового воспитания по формированию определенных личностных качеств оказывают непосредственное положительное влияние и на эффективность процесса физического развития.

В заключении отметим, что физические упражнения, двигательная активность являются основным средством формирования и развития познавательных потребностей, интересов и возможностей студентов. Поэтому, по нашему мнению, система высшего профессионального образования не может существовать без четко организованной, стройно структурированной системы физического образования; физические упражнения должны быть в полном соотношении с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. При этом термин «образование» должно использоваться шире, чем оно представлено сегодня. Образование – это обучение, воспитание, формирование личности, а физическое образование, – по справедливому утверждению П.Ф. Лесгафта – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Список литературы:

1. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1. (16). С. 37-40.

2. Германов Г.Н. Физическая культура школьников: учебное пособие для школьников и абитуриентов при подготовке к экзамену по предмету «Физическая культура» /Г.Н. Германов; М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: ВГИФК, 2008. – 333 с.

3. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№4. (15). С. 88-91.

4. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности //Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. №4. С. 11-15.

5. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1983.

6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста //Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: ФиC, 1987.

7. Михайлова Н.В. К вопросу о культуре – в профессиональную физическую культуру будущих педагогов //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 966.

8. Симонкина Ю.С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования //Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 55-57.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

10. Цись Д.И. Спортивная направленность занятий физической культурой – один из факторов повышения физической подготовленности студенческой молодежи //Слобожанський науково-спортивний вісник. 2013. №1 (34). С. 5-7.

Чесноков А.В. Определяющая роль предмета «теория и методика физической культуры» в процессе совершенствования подготовки педагога физической культуры //Философия образования. 2009. №1. С. 226-232.

Спорт... что же такое спорт, каким видом спорта лучше заниматься, кого выбрать себе в учителя и кумиры, в каком возрасте лучше начинать заниматься спортом, наверно большинство людей ставили перед собой такие вопросы. Особенно, это касается людей, в которых подрастают маленькие дети.

Множество людей сейчас хотят чтобы их дети с самого маленького возраста начинали заниматься спортом, различных видов. И, наверное это правильно с их стороны. Ведь, хорошее физическое воспитание детей и молодежи помогает растить закаленных, ловких, смелых, а главное здоровых людей. Физические занятия и упражнения воспитывают выносливость, инициативу, настойчивость, решительность. Ответственность за здоровые и физическое воспитание на себя берут родители и семя.

Они должны организовать здоровый досуг, заботиться о физическом закале, здоровые, режиме и влечение в физкультурно-спортивную работу. Что сейчас только не делают родители чтобы увлечь ребенка к занятиям спорта: это и спортивные школы, и телевидение, например программа "Прыг скок-команда" (спортивная, веселая разминка для малышей и даже родителей). В семьях, где родители поддерживают своих детей в занятие спортом, будь это спортивные игры, физкультура, спорт, строгий режим дня, режим отдыха и роботы, активный просмотр "Прыг скок-команда " или других программ, в таких семьях дети здоровее, крепче, более дисциплинированы. Правильное физическое воспитание вообще, и физическое воспитание детей это прежде всего соблюдение режима дня.

Школы сейчас предлагают распределение работы и отдыха. Такое, строгое выполнение это только плюс, потому что ребенок учится дисциплине, учится точно и аккуратно выполнять учебные задания. Такой строгий режим способствует правильному развитию физических сил и укреплению здоровья. Учеба требует большого напряжения физических и умственных сил тех, кто учится. Отсутствие отдыха приводит к расстройству здоровья, а в последствие к плохому физическому развитию. В этом режиме нужно обязательно учесть нахождение ребенка на свежем воздухе, а также питание, свободное время для ребенка. Все это зависит от родителей, семьи, воспитания. Детям будет полезно бегать на коньках, заниматься на лыжах, ездить на велосипеде, играть в футбол, баскетбол, волейбол, плавать. Не надо забивать, что нужно соблюдать советы врача.

Давайте своему ребенку заниматься спортом и он будет здоровым и активным.

Похожие статьи:

Воспитание у дошкольников любви к природе (9008 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Упрямство и неприязнь к родителям у детей в раннем возрасте (6171 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Такое поведение не редко наблюдается у детей ещё в возрасте от одного года. В годовалом возрасте ребёнок начинает спорить с матерью, а в два с половиной года зачастую противоречит самому себе. Ему с трудом даётся...

О некоторых ошибках воспитания детей (4634 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Какой-то единой идеальной методики воспитания, видимо, такая система и не может существовать. Ведь с течением времени частично изменяется совокупность взглядов и принципов, которые родители воспитывают в своих...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь