Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

О.В.Фетисова, аспирант Московского государственного социального университета.

Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспита-нии своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился роди-тельского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмо-сфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей, од-ной из которых является приемная семья.

Приемная семья как форма устройства таких детей, как показы-вает практика, в любом случае себя оправдывает. Тем не менее она в России создается редко. Так, по официальным данным Минобразова-ния России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве ну-ждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1041 ребенок (что состав-ляет 0,7%) были переданы на воспитание в приемные семьи. И это в то время, как институт приемной семьи в Российской Федерации су-ществует уже более семи лет и назвать его абсолютно новым нельзя. Незначительное количество существующих приемных семей можно объяснить многими причинами. В их числе, во-первых, наличие про-белов в законодательных актах федерального значения, регулирую-щих отношения, связанные с приемной семьей; во-вторых, наличие противоречий по вопросам организации и деятельности приемной семьи в нормативных актах РФ и ее субъектов; в-третьих, отсутствие во многих субъектах РФ правовых актов о приемной семье; в-четвертых, недостаточная полноценная правоприменительная прак-тика в этой области.

При создании приемной семьи наибольший интерес вызывает процесс ее организации, в котором, как представляется, можно выде-лить два тесно взаимосвязанных этапа: преддоговорный и непосред-ственно касающийся заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора о передаче ребенка в приемную семью еще до его заключения. В конечном счете именно эти отношения предопре-деляют успешность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в так называемых замещающих семьях. Скла-дывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Семейном кодексе РФ и Положении о приемной семье 1. Здесь можно выделить следующие основные общие правила:

  • в п. 1 ст. 153 СК РФ и п. 6 Положения о приемной семье установлен перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей;
  • в п. 2 ст. 153 и п. 2 ст. 154 СК РФ, а также в п. 11 и 12 Положения о приемной семье определен порядок подбора родителей воспитателей и детей, передаваемых на воспитание в приемную семью;
  • в п. 3 ст. 153 СК РФ и п. 12 и 16 Положения о приемной семье регламентируются права и обязанности будущих участников договора на стадии преддоговорных отношений;
  • в п. 1 ст. 152 СК РФ и п. 15 Положения о приемной семье даны общие параметры содержания заключаемого договора.

В связи с этим следует обратить внимание на несколько важных моментов.

Из требований Семейного кодекса РФ и Положения о приемной семье можно заключить, что точкой отсчета, свидетельствующей о начале преддоговорных отношений, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления с просьбой дать заключение о возможности быть прием-ными родителями (п. 7 Положения о приемной семье). Именно с это-го момента стороны вступают в правовые отношения друг с другом, направленные в конечном счете на создание приемной семьи. Фор-мирование намерения взять на воспитание ребенка, лишенного роди-тельской заботы, остается за пределами данных отношений, хотя мо-тивы, которыми в каждом конкретном случае руководствуется по-тенциальный родитель-воспитатель, имеют немаловажное значение.

На стадии преддоговорных отношений орган опеки и попечи-тельства проверяет соответствие качеств кандидатов в приемные ро-дители требованиям, предъявляемым СК РФ и Положением о приемной семье к их личности, возрасту, состоянию здоровья. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения служат необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, подлежащих передаче в при-емную семью.

В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из данного достаточно общего положения вытекает следующее:

  • Родителем-воспитателем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста. Для того чтобы в полном объеме осуществлять функции по воспитанию детей, он должен отвечать требованиям ст. 21 ГК РФ о полной дееспособности гражданина. А дееспособность, как правило, возникает только по достижении совершеннолетия. Соответственно, лицо, не достигшее 18 лет, но ставшее полностью дееспособным в результате эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетия, не приобретает права стать родителем воспитателем приемных детей.
  • По смыслу закона, приемными родителями могут быть как 18-летние юноши и девушки, так и лица преклонного возраста. Это утверждение основано на нормах СК РФ, устанавливающих лишь нижний возрастной предел для приобретения статуса родителя воспитателя и не упоминающих о возрасте, с наступлением которого лицо не может создать приемную семью. Представляется необходимым дополнить действующее законодательство о приемной семье положением, определяющим возрастные границы для лиц, намеревающихся создать приемную семью. Это объясняется тем, что деятельность родителей-воспитателей по воспитанию приемных детей требует полной самоотдачи, больших физических усилий, определенного жизненного опыта, а также специальных навыков и знаний. Кроме того, установление четких возрастных показателей позволит избежать ситуаций необъективной оценки своих возможностей в силу возрастных особенностей того, кто хочет заменить родителя. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется разрешение стать приемными родителями лицам в возрасте от 30 до 60 лет.

Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, кото-рые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необхо-димые условия для физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей. К их числу отнесены: лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанно-стей; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, которые по состоянию здоровья не мо-гут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Приведенный перечень является исчерпывающим. Однако в на-стоящее время назрела потребность в его. расширении. Необходи-мость введения новых правовых запретов и ограничений обусловлена в первую очередь интересами несовершеннолетнего (ребенка) в це-лях ограждения его от «недобросовестных» взрослых, способных ухудшить и без того тяжелую жизнь ребенка.

К числу таких ограничений можно, в частности, отнести отсут-ствие у лица, желающего стать приемным родителем, постоянного места жительства и постоянного дохода. Под местом жительства гражданина традиционно понимают место, где он постоянно или преимущественно проживает, т.е. жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение и пр.

Что же касается дохода семьи приемных родителей, то он по меньшей мере должен быть равен прожиточному минимуму, уста-новленному в субъекте РФ, на территории которого создается прием-ная семья 2.

Материальное вознаграждение за деятельность по воспитанию приемного ребенка, на наш взгляд, не должно быть единственным источником дохода семьи родителей-воспитателей. В связи с этим если приемную семью создает супружеская пара, то договор о пере-даче ребенка в приемную семью должен заключаться с одним из суп-ругов, а другой супруг может трудиться по договору найма, зани-маться предпринимательской либо иной деятельностью, приносящей постоянный доход.

Препятствием для заключения договора о передаче ребенка в приемную семью несомненно будет:

Виновное ненадлежащее выполнение бывшим родителем-воспитателем возложенных на него обязанностей;

Совершение потенциальным родителем-воспитателем тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления;

Невозможность для одного из супругов стать родителем-воспитателем в силу имеющихся у него противопоказаний, установленных законодательством РФ о приемной семье.

На вопрос о том, могут ли стать приемными родителями лица, проживающие совместно, но не состоящие в официальном браке, возможен, по нашему мнению, только один ответ: нет. Несмотря на то что между родителями-воспитателями и их питомцами не возни-кают тесные правовые связи, как, например, при усыновлении, тем не менее основным здесь является семейное воспитание детей, лишен-ных родительской заботы, на протяжении длительного промежутка времени. Для «гражданских» же браков, как правило, характерна не-долговременная, основанная лишь на личных отношениях связь. По этой причине существование приемной семьи может быть поставлено под угрозу.

Возникает и иной вопрос: могут ли создать приемную семью од-нополые пары? Все чаще этой проблеме посвящаются многочислен-ные дискуссии у нас в стране и за рубежом. В России данный вопрос пока еще остается открытым, в то время как многие государства уже определили свою позицию. Так, можно констатировать, что в Вели-кобритании, Канаде, Австралии, штате Нью-Джерси (США) гомосек-суальные пары получили право на усыновление (удочерение), опеку, создание приемных семей. И хотя для таких лиц наибольший интерес представляет возможность усыновления ребенка (детей), однако тео-ретически можно предположить, что кто-нибудь из них захочет соз-дать приемную семью.

Решение поставленного вопроса, на наш взгляд, не лежит, да и не может лежать в плоскости права. СК РФ не содержит прямых ука-заний на то, что гомосексуальная ориентация является преградой на пути к созданию приемной семьи. Думается, что эта проблема отно-сится к проблемам нравственности и морали, а ее решение зависит от того, насколько общество готово к «признанию» (в правовом смысле) такой категории лиц и наделению их правами супругов, родителей. Кроме того, не следует забывать о ребенке, его психологическом и

духовном благополучии. Ведь у ребенка, попавшего в семью однопо-лых родителей, может сформироваться искаженное представление о семье, о предназначении мужчины и женщины, матери и отца.

Важной во всех отношениях проблемой на стадии преддоговор-ных отношений является проблема, связанная с порядком подбора и обучения лиц, желающих создать приемную семью. В СК РФ и в По-ложении о приемной семье определен наиболее общий подход к ее решению. В свою очередь субъекты РФ в своих нормативных право-вых актах зачастую дублируют положения федеральных актов о при-емной семье. Такой подход представляется необоснованным. Здесь требуется дополнительная детальная регламентация на местном уровне, с учетом особенностей субъектов Федерации.

Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших желание и способных взять на воспитание ребенка (де-тей) в свою семью. Процесс подбора родителей-воспитателей состоит из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что прежде всего необ-ходимо выявить наличие или отсутствие у кандидата на роль прием-ного родителя способности воспитывать детей. Именно на данном этапе происходит установление мотивов, побуждающих человека к занятию такой деятельностью. Вот почему кандидаты на должность приемного родителя заполняют анкеты, проходят психологическое тестирование и тренинг.

Подготовка будущего родителя-воспитателя к работе по воспи-танию приемных детей включает в себя комплекс мероприятий, про-водимых органами опеки и попечительства в целях приобретения приемными родителями навыков и приемов по воспитанию, обще-нию с детьми, лишенными родительской заботы, что может выра-жаться в ознакомлении приемных родителей с законодательством о приемной семье, с особенностями ее деятельности. Для приемных родителей могут быть организованы лекции по педагогике, детской и подростковой психологии.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье, количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью, как правило, не мо-жет быть более восьми человек, включая родных детей и усыновлен-ных. Словосочетание «как правило» указывает на то, что данное по-ложение не является императивным, т.е. в одной приемной семье мо-гут воспитываться как менее, так и более восьми детей. Представля-ется, что было бы правильнее, если бы количество детей было четко определено, а именно от одного до пяти, а их общее число, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Чис-ленность подопечных приемной семьи должна быть разумной с точки зрения возможности осуществления полноценного семейного воспи-тания в отношении каждого ребенка. Приемная семья - это прежде всего семья, поэтому думается, что по данному признаку не следует отождествлять ее с детским домом семейного типа, где количество детей может быть сколь угодно большим.

В отношении качества детей, передаваемых в семью приемных родителей, ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не содержит никаких ограничений и запретов. И это несомненно правильно. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навы-ки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждаю-щемуся в этом ребенку. Главное, чтобы он мог максимально прибли-зиться к условиям семейного воспитания. Но на практике в приемных семьях часто оказываются дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, а также дети более старшего возраста, т.е. те, которые лишены возможности быть усыновленными. Это не препят-ствует устройству таких детей в приемную семью, если потенциаль-ный родитель-воспитатель предупрежден о действительном положе-нии дел. И если он согласился взять больного ребенка, ему следует помочь при решении проблем бытового, медицинского и педагогиче-ского характера.

Стадия преддоговорных отношений не ограничивается только решением вопросов относительно подбора, проверки кандидатов в приемные родители. Она ценна еще и тем, что будущие стороны до-говора о передаче ребенка в приемную семью - орган опеки и попе-чительства и потенциальные родители-воспитатели - наделяются ря-дом прав и обязанностей, реализация которых ведет к заключению указанного договора. Как следует из п. 12 Положения о приемной семье, гражданин - будущий приемный родитель вправе:

1) посещать воспитательные, лечебно-профилактические учреж-дения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, где находится ребенок, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;

2) подобрать себе ребенка и познакомиться с ним, а также полу-чить исчерпывающую и достоверную информацию о несовершенно-летнем.

В свою очередь орган опеки и попечительства вправе:

  • дать положительное или отрицательное заключение о возможности быть приемными родителями;
  • способствовать подбору ребенка для последующей передачи в конкретную приемную семью.

Орган опеки и попечительства обязан:

  • дать направление будущим родителям-воспитателям для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения);
  • предоставить исчерпывающую, достоверную информацию о физическом и умственном развитии ребенка.

Следующим, наиболее важным и ответственным этапом созда-ния приемной семьи является заключение договора о передаче ре-бенка (детей) в приемную семью, которым оформляются договорные отношения между сторонами. Их суть состоит в том, что стороны вступают друг с другом в отношения, основанные на правовых и до-говорных нормах, определяющих их правовой статус, а также берут на себя обязательства в отношении ребенка, подлежащего устройству в семью. Правовой предпосылкой заключения договора о передаче ребенка в семью служит заявление лица, желающего взять его на воспитание в свою семью (п. 14 Положения о приемной семье). Та-кое заявление подается в орган опеки и попечительства гражданином лично.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между юридическим лицом - органом опеки и попечи-тельства, и физическим лицом - приемным родителем. Ребенок, пе-редаваемый в семью, независимо от возраста участия в заключении договора не принимает.

Общепринятым в теории права является определение договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, измене-нии или прекращении каких-либо прав и обязанностей. Из этого оп-ределения вытекает два важных следствия: во-первых, любой дого-вор - это прежде всего соглашение, под которым понимается совпа-дение воль сторон, направленных на достижение единой для них це-ли; во-вторых, договор представляет собой только взаимное согла-шение, поскольку в нем участвуют как минимум две стороны.

Безусловно, договор о передаче ребенка в приемную семью так-же является соглашением. Оно представляет собой совместную дого-воренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечи-тельства), выражающую их общую волю на установление прав и обя-занностей по поводу передачи ребенка, лишенного родительского попечения, в семью, а также последующего его (их) воспитания и содержания.

Данному договору присущ ряд специфических черт, позволяю-щих выделить его из массы иных, в том числе и гражданско-правовых, договоров. Первым признаком договора о передаче ребен-ка в приемную семью является его определенный субъектный состав. Заключить такой договор могут не любые лица, а лишь те, которые указаны в ст. 151 СК РФ. Индивидуальные особенности этого дого-вора состоят и в особом круге регулируемых им отношений. Сфера его действия ограничена отношениями, связанными преимуществен-но с вопросами организации приемной семьи, передачей ребенка на воспитание в семью приемных родителей, условиями его воспитания и содержания, оплатой труда приемных родителей. Иными словами, содержание договора о передаче ребенка в приемную семью предо-пределено СК РФ и Положением о приемной семье.

Говоря об отличительных особенностях рассматриваемого дого-вора, нельзя не сказать о том, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходи-мые действия по доверенности. В соответствии с действующим зако-нодательством РФ от приемных родителей требуется личное испол-нение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и обязанно-сти по договору другим лицам.

С учетом ныне действующего законодательства о приемной се-мье, а также вышесказанного можно утверждать, что договор о пере-даче ребенка в приемную семью представляет собой соглашение ор-гана опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя) о передаче ребенка, который является сиротой или по другим причи-нам лишен родительского попечения, на воспитание в семью прием-ного родителя на определенный срок за вознаграждение в виде зара-ботной платы.

Вопрос о правовой природе договора о передаче ребенка в при-емную семью является дискуссионным. В научной литературе суще-ствуют три основных мнения на этот счет. Сторонники первого отно сят исследуемый договор к семейно-правовым соглашениям (догово рам); сторонники второго мнения полагают, что этот договор является разновидностью гражданско-правовых договоров: наконец, сторонники третьего мнения говорят о трудовом характере договора о передаче ребенка в приемную семью.

Официальные нормативные правовые акты, регулирующие дан-ный вопрос, не вносят никакой ясности на этот счет. Так, Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие Постанов-ления Правительства РФ о приемной семье» органам опеки и попечи-тельства рекомендовано заключать договор подряда с приемными родителями. Несколько позже в Письме Минобразования России и Минтруда России от 9 июля 2001 г. № 846/28-5 «О порядке оформле-ния трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» такие отношения называются договорными: в основе их лежит договор возмездного оказания услуг. При этом в са-мом названии документа речь идет о трудовых отношениях. Можно дать лишь одно из двух объяснений подобного несоответствия: либо налицо редакционная ошибка, либо государственные органы в лице федеральных министерств не знают ответа на этот вопрос.

Очевидно, договор о передаче ребенка в приемную семью под-чинен общим требованиям гражданского права, основополагающие нормы и принципы которого могут быть применены для регулирова-ния отношений, входящих в частноправовую сферу в субсидиарном (вспомогательном) порядке. В семейном праве такое положение по-лучило законодательное закрепление в ст. 4 СК РФ. Так, исследуе-мый договор подчинен основополагающему принципу договорного права - принципу свободы договора. Его можно рассматривать с точ-ки зрения принятой в гражданском праве классификации сделок. Из этого следует, что договор о передаче ребенка в приемную семью есть взаимное, возмездное и двустороннее соглашение.

Вместе с тем совершенно очевидно, что договор о передаче ре-бенка в приемную семью не имеет прямых аналогов среди граждан-ско-правовых договоров, предусмотренных в действующем ГК РФ. В связи с этим возникает вопрос: можно ли ставить знак равенства ме-жду рассматриваемым договором и договором подряда или договором возмездного оказания услуг?

Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказ-чик обязуется принять результат работы и оплатить его. Основными признаками данного договора являются:

  • предмет договора - выполнение работ, но главное конечный
    результат труда (деятельности), например построенный дом, сшитое
    в ателье платье и пр. Мало того, можно отметить, что, во-первых, со-
    гласно ст. 703 ГК РФ, результат деятельности подрядчика материален (осязаем) и индивидуально определен, а во-вторых, ГК РФ привязывает окончание действия договора к передаче результата работы». Так, при бытовом подряде устанавливается ответственность подрядчика (ст. 737 ГК РФ) за недостатки, обнаруженные во время приема результатов работы, а также ответственность заказчика (ст. 738 ГК РФ) в случае его неявки за получением результата выполненной работы. Что же касается договора о передаче ребенка в приемную семью, то ударение делается не на результате воспитательного процесса, а на самом процессе по воспитанию ребенка. А итог деятельности приемного родителя не облечен, да и не может быть облечен, в материально-определенную форму;
  • сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако, если гражданин занимается подрядной деятельностью без образования юридического лица систематически, он обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Как отмечалось выше, сторонами договора о передаче ребенка в приемную семью являются органы опеки и попечительства и гражданин - приемный родитель. При этом деятельность приемных родителей вряд ли можно назвать профессиональной;
  • оплата за труд подрядчика осуществляется в порядке ст. 709
    ГК РФ и определяется соглашением сторон. Приемные родители по-
    лучают заработную плату в размере, установленном законом субъек-
    та РФ об оплате труда приемных родителей. Следовательно, подрядчик получает вознаграждение в силу договора, а родитель - воспитатель - в силу специального закона;
  • договорные отношения прекращаются после сдачи подрядчи-
    ком результата своего труда и приемки его заказчиком. Договор же о передаче ребенка в приемную семью прекращается, как правило, по истечении срока, на который он был заключен.

Из сказанного следует, что договор подряда и договор о переда-че ребенка в приемную семью не аналогичны: договор подряда - ти-пичный так называемый имущественный договор, а договор о передаче ребенка в приемную семью. В то же время нельзя отри-цать, что между этими двумя договорами есть определенное сходст-во. Так, для трудового договора, как, впрочем, и для догово.ра о пере -даче ребенка в приемную семью, важен не результат выполняемой работы или оказываемой услуги, а сам процесс ее выполнения или оказания. И в том, и в другом случае работнику и приемному родите-лю выплачивается ежемесячная заработная плата. По трудовому до-говору работодатель обязуется обеспечить условия труда работника (рабочее место, спецодежда и пр.). По договору о передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства обеспечивает прием-ную семью денежными средствами на питание, приобретение одеж-ды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг (п. 29 Положения о приемной семье). В обоих случаях отношения прекращаются по истечении сро-ка действия договора. Вместе с тем можно отметить и отличия дого-вора о передаче ребенка на воспитание в семью от трудового догово-ра. Так, приемные родители не имеют трудового отпуска. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в трудовой стаж родителей-воспитателей, в перечне необходимых до-кументов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не значится трудовая книжка, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заклю-чении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю помимо иных документов и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испы-тательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не может быть назначен.

Представляется, что наиболее близким по своему характеру к труду приемных родителей является труд надомников (гл. 49 ТК РФ). Так, согласно ст. 310 ТК РФ, надомниками считаются лица, за-ключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из мате-риалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретенных надомником за свой счет. Как надомник, так и приемный родитель свободны в выборе времени ис-полнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня они не связаны.

На основе изложенного можно утверждать, что помимо договора о передаче ребенка в приемную семью следует заключать еще один специальный договор - трудовой, который закреплял бы права и обязанности органа опеки и попечительства и родителей-воспитателей по поводу осуществления последними трудовой деятельности, связанной с семейным воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание...

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ были введены новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ).

1. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. В случае если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья – на территории другого, то при передаче ребенка в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора.

Примерная форма договора приводится в Приложении № 1 к Положению о приемной семье.

Примерный договор о передаче детей и условиях их содержания включает основные положения, типичные для любой приемной семьи, которые, соответственно, могут быть дополнены или изменены по соглашению сторон. К существенным условиям договора относится социальная, а также психофизиологическая характеристика ребенка (детей), передаваемого (передаваемых) на воспитание в семью: в т.ч. имя, возраст, состояние физического и психического развития ребенка.

Положение о приемной семье указывает, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью (п. 15), но на практике по сроку данный договор может быть двух видов:

– бессрочный. В этом случае он действует до исполнения ребенку восемнадцати лет (если ребенок приобрел полную дееспособность ранее возраста совершеннолетия – до вступления в брак или эмансипации);

– на определенный срок. Срочный договор заключается, например, при передаче ребенка с хроническим заболеванием, ребенка-инвалида.

В последующем в зависимости от состояния здоровья договор либо прекращается, либо продлевается на новый срок.

В соответствии с договором приемные родители обязуются воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Приемные родители должны создавать достаточные условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также осуществлять защиту прав и законных интересов приемного ребенка. В частности, в договоре должна содержаться обязанность родителей обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематическое посещение врачей-специалистов в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка. Что касается обеспечения ребенку получения образования, то приемные родители должны обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) школы, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком школы по состоянию здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

В соответствии с нормами настоящей главы (21) Семейного кодекса, а также Положением о приемной семье договор о создании приемной семьи обязывает приемных родителей осуществлять защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за их жизнь и здоровье, создавать семейную обстановку. Контроль за выполнением этих обязанностей ведут органы опеки и попечительства.

По правовой природе это гражданско-правовой договор и, соответственно, в силу действия принципа свободы договора может содержать любые условия, соответствующие интересам ребенка и сторон договора.

Отличительными особенностями договора о передаче детей на воспитание в приемную семью является то, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходимые действия по доверенности. В соответствии с действующим законодательством РФ от приемных родителей требуется личное исполнение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и обязанности по договору другим лицам.

Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет важное значение для осуществления всемерной защиты прав ребенка. В силу этого текст каждого договора может быть индивидуализирован с учетом индивидуальных особенностей ребенка, потенциального родителя-воспитателя и конкретной ситуации. В этом и состоит основное значение договора. Например, можно предусмотреть в нем предоставление детям отдельных комнат или их переоборудование, приобретение одежды для детей в зависимости от климатических условий местности, где проживает приемная семья, приобретение необходимых учебных принадлежностей или специальных предметов для дополнительных занятий ребенка, и т.п.

Основания и правовые последствия прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью регламентированы нормами ст.153.2 настоящего Кодекса.

2. Оплата за труд приемных родителей осуществляется в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, в порядке ст. 709 ГК РФ и определяется соглашением сторон. Следовательно, родитель-воспитатель получает оплату в силу специального закона.

Приемные родители получают заработную плату в размере, установленном законом субъекта РФ об оплате труда приемных родителей. Размер заработной платы приемных родителей согласно нормам комментируемой статьи зависит, в частности, от количества детей, взятых на воспитание.

Помимо средств на оплату труда приемных родителей и содержание приемных детей существует также ряд льгот и прав, предоставляемых приемной семье в целом.

Положение о приемной семье указывает, что для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется к продовольственным базам и магазинам. Органы опеки и попечительства могут выделять приемной семье средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Наконец, приемная семья (и дети, и родители) имеют право преимущественного получения путевок в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха и т. д. Если приемная семья берет на воспитание троих или более детей и при этом не обладает соответствующим помещением, органы опеки и попечительства могут брать на себя обязанность по предоставлению им жилого помещения – жилого дома или квартиры.

Этап 1. Сначала орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в течение 10 дней с момента письменного обращения кандидата (это отдельное заявление, подписание согласия на направлении на посещение ребенка таким заявлением не считается) выносит решение о назначении кандидата опекуном/попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно (это очень важная оговорка - она обязательно должна быть в решении!).

Этап 2. Затем в течение 10 дней после назначения гражданина опекуном (попечителем) , исполняющим свои обязанности возмездно, опекун и органы опеки и попечительства по месту жительства опекуна - на основании (а) акта о назначении опекуна и (б) письменного заявления кандидата - заключают договор о создании приемной семьи .

Договор о приемной семье должен содержать (ст. 153.1 Семейного кодекса РФ):

  • сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие),
  • срок действия такого договора,
  • условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей; при этом размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые можно найти в разделе "Законодательство" (закладка cправа).
  • права и обязанности приемных родителей,
  • права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям,
  • основания и последствия прекращения такого договора.

О нюансах создания приемной семьи приглашаю почитать в п. 7 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" . Там говорится, в частности, что право заключить договор о приемной семье распространяется на всех граждан, в том числе на родственников ребенка. Также, если орган опеки и попечительства издал акт о назначении ребенку одновременно двух или более опекунов или попечителей, исполняющих свои обязанности возмездно (например, супругов), то возможно заключение договора о создании приемной семьи как с каждым из опекунов или попечителей, так и с супружеской парой.

Любящая семья для ребёнка из детского дома, возможно, главная в жизни мечта. Но чтобы эта мечта стала реальностью, приёмным родителям придётся пройти множество испытаний, чтобы заслужить статус родителей. Окончательным этапом создания семьи является договор о приёмной семье. Этот документ составляется в органах опеки и попечительства и после его подписания происходит передача ребёнка в семью.

Перед тем как принять нового члена семьи, необходимо пройти всевозможные проверки органами опеки и попечительства.

Для этого необходимо подготовить такой список документов:

  • автобиография;
  • характеристика с места работы;
  • свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, которое планируется как место жительства ребёнка;
  • при нахождении в браке копия свидетельства о его регистрации;
  • справка об отсутствии у кандидата серьёзных болезней;
  • выписка с работы о должности и зарплате.

Дополнительно при себе лучше иметь пакет бумаг, состоящий из копий перечисленных документов.

Обеспечить ребёнку достойную и счастливую жизнь и заниматься от и до его воспитанием – обязанность родителей. И неважно, как эта ячейка общества называется, родная или приёмная. Не всегда в родной семье ребёнку хорошо и спокойно живётся. Поэтому, главное, не статус семьи, а атмосфера внутри.

Как и кровные родители, приёмная семья имеет свои права и обязанности перед ребёнком и государством. За контролем их осуществления следят органы опеки и попечительства.

Для того чтобы официально стать приёмной семьёй и взять на воспитание несовершеннолетнего необходимо:

  1. Быть совершеннолетним и дееспособным гражданином РФ.
  2. Иметь постоянный официальный доход.
  3. Не иметь непогашенной судимости и не быть лишённым родительских прав.
  4. Не иметь алкогольной или наркотической зависимости.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не будет соблюдено, в усыновлении откажут.

  1. Приёмный малыш должен чувствовать, что он нужен родителям. Новые мама и папа должны интересоваться жизнью, его увлечениями и планами.
  2. При необходимости посещения медицинского учреждения родитель должен обратиться за помощью к профильному специалисту.
  3. Во время подросткового возраста родитель может по возможности оказать некую психологическую помощь и помочь в решении возникших у ребёнка проблем.
  4. Родитель может помочь определиться с выбором высшего учебного заведения или помочь выучить уроки.
  5. Защищать права и интересы воспитанника.

По сути, приёмный родитель выполняет все те функции, которые обязан выполнять кровные мама и папа.

В Семейном кодексе РФ отведено много статей касательно детей и их содержания.

Причины, по которым дети переходят на воспитание к приёмным родителям:

  • их родные родители лишены родительских прав;
  • родители воспитанников считаются безвестно отсутствующими;
  • дети остались сиротами;
  • оставленные новорождённые.

После прохождения всех этапов отбора в органах опеки и попечительства и после знакомства с ребёнком составляется договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.

Контракт заключается между органами попечительства и приёмными родителями. Правильно заполнить такой документ поможет юридический консультант. По законодательству количество детей родных и приёмных в общем числе не может превышать восемь человек.

Перед заключением договора приёмный родитель пишет о данном желании в соответствующие органы. Проводится проверка условий жизни, в которых будет проживать несовершеннолетний. Тщательно изучаются характеристики всех членов семьи, и проводятся беседы с имеющимися родными и уже усыновлёнными детьми.

После чего, в течение десяти рабочих дней принимается положительное решение в пользу предполагаемого кандидата. При отказе кандидату на усыновление ему выдаётся ответ в письменном виде. При несогласии с решением органов опеки заявитель может обжаловать данное решение в суде. Затем составляется документ на создание приёмной семьи.

Образец договора о приёмной семье можно увидеть в органах опеки и попечительства.

  1. В нём указываются данные ребёнка.
  2. Оговариваются права и обязанности родителей.
  3. Перечисляются причитающиеся законом выплаты на содержание, положенные льготы и социальная помощь.
  4. Перечисляются условия содержания, образования и воспитания усыновлённого.
  5. Срок действия контракта.
  6. Права и обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приёмным родителям.
  7. Срок действия документа и возможные причины прекращения.

Заключить такой договор о приёмной семье могут родственники, семейная пара или одинокий родитель. Как и при оформлении опеки учитывается мнение ребёнка, если ему исполнилось 10 лет. Образец документа имеется в органах опеки.

В документе нужно указать следующие сведения о малыше:

  • дата рождения и возраст;
  • физическое и психологическое развитие;
  • состояние здоровья.

Лучше сведения указывать в полном объёме, чтобы потом не возникло недоразумений. Из регионального бюджета приёмные родители получают выплаты на нового члена семьи. В зависимости от места проживания выплаты могут отличаться.

Помимо ежемесячных выплат, существуют разовые выплаты:

  • на появление в приёмной семье первого приёмного ребёнка выплачивается – 16350 рублей;
  • по окончании срока нахождения в приёмной семье или при попечительстве ребёнку положена выплата в сумме 24000 рублей от государства;
  • при оформлении на работу после школы дети-сироты получают выплату в размере – 79400 рублей.

Помимо указанных выплат, возможны дополнительные начисления из регионального бюджета.

Если у сторон нет претензий друг к другу по соблюдению правил контракта, то он продлевается далее по соглашению сторон. Окончательное прекращение действия документа настанет при наступлении совершеннолетия опекаемого.

Встречается и такие случаи в практике органов опеки, когда приёмные родители не справляются со своими обязанностями. При запутанных и сложных ситуациях проводятся психологические беседы с родителями и детьми. Всеми силами психологи пытаются сохранить семью. Но когда ситуация заходит в тупик и родители больше не хотят тянуть это бремя, заходит разговор о прекращении договора между опекой и родителями.

Основные особенности расторжения договора:

  1. Конфликтные ситуации между детьми и родителями или отсутствие взаимопонимания.
  2. Изменение финансового положения семьи.
  3. Болезнь одного из родителей.
  4. В случае смерти опекуна или ребёнка.
  5. При вступлении опекаемого в брак.
  6. При признании опекаемого полностью дееспособным.
  7. Иные причины.

Соглашение может прекратить своё действие согласно Гражданскому кодексу либо по условиям срока договора. Если одна из сторон не соблюдала установленные условия, то вторая сторона вправе потребовать возмещение убытков.

Также соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке, если ответственные органы заметят нарушения в условиях контракта приёмными родителями. Также при возникновении неблагоприятных условий в семье или при ухудшении оценок в школе. При несогласии с решением органов опеки и попечительства приёмные родители могут обжаловать его в судебном порядке.

При обнаружении незаконных действий по отношению к ребёнку органы опеки обязаны сообщить в правоохранительные органы в течение 7 дней, после получения отчёта. В таких случаях родители будут привлечены к административной или уголовной ответственности. Несовершеннолетний незамедлительно изымается из этой семьи и возвращается в детский дом.

Этапы расторжения договора:

  1. В первую очередь составляется заявление с данными приёмного малыша, датой заявления и объяснением причины расторжения данного документа. Заявление составляется в двух экземплярах, один из них передаётся или отправляется почтой другой стороне. Если инициатором прекращения являются органы опеки, то они составляют постановление на расторжение.
  2. Заключение соглашения. Если обе стороны согласны на расторжение, то его действие прекращается.
  3. При возникновении спора или несогласии о причинах расторжения вторая сторона может решить этот вопрос в суде. На время суда несовершеннолетний возвращается под опеку органов попечительства.

После окончания действия соглашения прекращаются денежные выплаты и льготы. А имущество, которое было приобретено на выплачиваемые из бюджета денежные средства, передаётся в органы опеки.

На данном этапе развития российского законодательства всё больше внимания уделяется обеспечению помощи детям, которые остались без попечения родителей. Все права субъектов регулируются Гражданским и Семейным кодексами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь