Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать этические качества личности учащихся;

— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.

Ход классного часа

Обсуждение рассказа о честности

Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.

Затем учитель читает рассказ:

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял ее и прочитал — вся задача была решена...».

Учитель : Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше.

Выслушав мнение ребят, продолжить чтение:

«... Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка — это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

Учитель предлагает учащимся вопросы:

1. Как вы оцениваете поступок Гены?

2. Почему Гена решился на нечестный поступок?

3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?

4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?

5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

6. Почему? (Ответы учеников)

Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка»

О Василии Ивановиче Чапаеве, герое Гражданской войны, известно много. И про знаменитую папаху Чапаева ребята, верно, знают. Даже про шашку, быть может, слышали. А тут речь пойдет о ложке, об обыкновенной солдатской ложке. Инструмент для солдата, конечно, необходимый. Но не сравнишь ее с винтовкой или шашкой.

И все же история с ложкой запомнилась многим чапаевцам, которые и рассказали ее мне. А я только записал их рассказ.

В дивизии Чапаева сражалась школьница из Самары Лида. Переодевшись мальчишкой, Лида ушла из захваченного белыми города и попала к Василию Ивановичу.

Вместе с другими ходила девочка-боец в походы, стреляла по врагу и даже была ранена. Рана у Лиды быстро зажила, и она о ней скоро забыла. Но вот случилась другая неприятная история с девочкой-бойцом: потеряла она свою солдатскую ложку.

Подумаешь, велика беда — ложку потеряла. Но без ложки в самом деле плохо бойцу. Подвезут полевую кухню, выдадут порцию каши или супа, и, если ложка при тебе, ешь из котелка все горячее. Ну, а потерял ложку — жди, когда поест товарищ. Невесело это, когда живот от голода подводит.

Шли однажды чапаевцы по деревне. Подбежала Лида к крестьянской избе, попросила попить. И пока пила, заметила у кастрюлек да мисок ложку с красивой витой ручкой.

Хозяйка ушла в дом. А Лида оглянулась — никого нет, взяла и сунула ложку в сапог и пошла своей дорогой, как ни в чем не бывало.

Когда сели обедать, бойцы на привале спрашивают: откуда у Лиды ложка такая интересная.

Лида ест да помалкивает. А иному скажет: нашла на дороге. И все тут.

Но случилось вскоре Лиде зайти в избу, в которой остановился сам Чапаев. А у Чапаева дом всегда полон гостей. Вместе с ним за стол усаживались и командиры, и бойцы, и чапаята-разведчики — их было немало в дивизии.

Увидев Лиду, Чапаев и говорит:

— Садись и ты, боец, за стол с нами!

Молча похлебали щей. Подали кашу. Тут Василий Иванович и заприметил блестящую ложку в руках девочки-бойца.

— Откуда у тебя такая красивая ложка? — спросил Василий Иванович и как-то особенно посмотрел на Лиду.

А Чапаеву врать нельзя: он все равно узнает правду. Это всем было ведомо. Лида встала, тихая, бледная, и говорит:

— Да в деревне одной... Столовкой называется. С крылечка взяла.

— А что, пустой дом, брошенный?

— Да нет, — ответила, потупясь, — не брошенный.

Рассердился Чапаев вовсе. Встал из-за стола да как крикнет:

— На коня — в Столовку! Отдашь ложку и расписку принесешь. Без того не являйся!

Помчалась Лида в темень по лесной дороге. Хотя нетрусливого была десятка, но страшно ей показалось в этом лесу. Потому страшно, что совесть была у нее нечиста, что нарушила она закон чапаевцев: не трогать чужого.

Доскакала все же девочка до Столовки. Робко постучалась в окошко того дома, где ложку взяла. Хозяйка долго не могла понять, про какую ложку речь идет.

И только когда Лида рассказала про Чапаева и его приказ, отворила хозяйка дверь и при свете лучины написала каракулями расписку под диктовку Лиды: «Получена металлическая ложка в единственном числе». Дальше шла подпись.

Погоняя усталого коня, возвращалась Лида к дому, где остановился Чапаев. Василия Ивановича она не застала. Но ей передали:

— Чапаев, мол, спрашивал, доставила ли девочка-боец расписку на какую-то ложку.

Чапаев никогда не забывал проверять свои приказы. И не прощал тем бойцам, кто брал крестьянское имущество. Одного молодого солдата даже отдал под суд за то, что тот залез в хозяйскую банку с вареньем.

— Нам такие любители чужого варенья не нужны, — сказал Чапаев. — Пусть судят по закону этого сладкоежку.

Про Чапаева сказывали, что он был отдан мальчиком в лавку к купцу. Доволен был купец расторопным продавцом. Все Вася понимал с полуслова. Летал стрелой, считал — мигом. Только обвешивать да обманывать не умел, да и не хотел. Хотя хозяин и учил его: будто греха в том нет, а без обмана и прибыли не будет. Но не мог Вася Чапаев лгать.

И от своих бойцов Чапаев всегда требовал быть честными.

Храбрость да честность — словно два пехотинца, лежащие в окопе, или два конника, что в одном строю конь о конь мчатся на врага. Они всегда должны быть вместе.

Учитель: Какие качества характера особенно ценил Чапаев? Почему?

Чтение рассказа Е. Мари об А. Гайдаре и его вере в слово. «Арбузы и волки»

Жили мы в лесу на берегу реки Урал — я, Аркадий Гайдар, еще три наших товарища и девушка Наташа. Жили хорошо и весело, охотились и ловили рыбу.

Но однажды Гайдар вернулся в лагерь задумчивый и грустный. Мы сразу поняли: что-то случилось. Даже маленького щенка Кутьку Гайдар не погладил. Обиделся Кутька, отошел в строну и лег под кустом, накрыв морду лапами.

Наташа взглянула на Гайдара и вздохнула, а я спросил по нашему обычаю прямо и просто:

— Кто тебя огорчил, друг?

Тогда Гайдар расстегнул патронташ, повесил его рядом с ружьем на кол у палатки и сказал:

— Огорчило меня, товарищи, чрезвычайное событие. Знаете ли вы в лесу большое высокое дерево, у которого молния расщепила верхушку?

— Есть три дерева в том лесу с расщепленными верхушками, — сказал я.

— Одно упало вчера, когда ветер был, — сказала Наташа.

— Правильно говоришь, моя хорошая!—обрадовался Гайдар, потому что радовался он каждому верному слову. — Но не о том дереве разговор. Мое дерево стоит на краю большого оврага, и наверху у него в расщепе гнездо большого орла с белой головкой и разными глазами.

— Знаем, — сказали мы все вместе.

— Так, хорошо... — сказал Гайдар. — А теперь, охотники, расскажу я вам про самое главное. Вышел я на охоту на рассвете и возле того самого дерева сел отдохнуть. Я сидел так тихо, что старый тетерев-косач подобрался ко мне на пять шагов и полчаса ходил вокруг, бормотал, ругался: кто-то оборвал на том месте самую лучшую ежевику.

— Ежевику я собирала, — сказала Наташа. — Только нечего ругаться старому косачу — ее вон там сколько...

— Не знаю, — сказал Гайдар, — но только вдруг шарахнулась эта птица через кусты в большом страхе. А я, заметьте, не шевелился и увидел, как из-под яра на тропинку вылезает волк...

— Подумаешь, невидаль! — сказали мы. — Рассказывай, не волнуйся. Каждую ночь волки воют на Толстой гриве.

— Но этот волк был не простой, — сказал Гайдар.

— Какой же? — спросили мы. — Синий, черный, белый? Ростом с лошадь?

— Волк был серый и даже немного облезлый, — сказал Гайдар, — но дело в том, что шел он по дну пересохшей старицы и катил впереди себя арбуз...

— Понятно, — сказали мы. — Хорошо, что не воз с сеном.

— Так я и знал, что вы мне не поверите, — грустно сказал Гайдар.

Покрутили мы головами и больше ничего товарищу не сказали. Но никто из нас не слышал, чтобы волки катали по лесу арбузы.

И не верить Гайдару мы не привыкли, и поверить ему тоже не могли.

Всем лагерем мы вышли к старой осине, шли долго. Мой охотничий пес два раза делал стойку, и я убил старого тетерева с белой лирой и огненными бровями. Но серого облезлого волка мы так и не встретили. А через неделю приехал к нам в лагерь из поселка Коловертного дед Захар — старый рыбак и колхозный сторож.

— Помогите, охотники, отбиться от волков! — сказал он. — Бахчи разоряют, спасу нет. Полное наступление открыли на колхозные арбузы. Не столько едят, сколько портят. Сорок арбузов разгрызет серый черт и только сорок первый съест.

Гайдар подошел поближе к старику.

— А бывает так, что волки с бахчи арбузы укатывали? — спросил он.

— Почему же не бывает? — сказал дел. — В позапрошлом году я сидел под яром, ловил сазанов, так он меня чуть не убил арбузом. Докатил до яра да спихнул арбуз в воду. Как бомбой ударил!

— Ну, а ты что?

— А я его удилищем.

— А он что?

— Убег, — сказал дед.

С вечера мы сели в засаду на колхозных бахчах, сами увидели, как волки грызут арбузы, а на рассвете попросили прошения у Гайдара за то, что не поверили его рассказу о лесной встрече.

— То-то, — сказал он, крепко пожимая руку. — Как же можно товарищу не верить, если вы сами настоящей правды не знаете!

Учитель : Почему А. Гайдар вернулся однажды в лагерь такой грустный? (Ответы детей.)

Обсуждение пословиц о честности и долге

Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:

— Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

— Нет большего позора, как не выполнить уговор.

Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей.)

— Приведите еще пословицы о честности и долге.

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.

Зачем человеку быть честным?

Классный час

«Зачем человеку быть честным?»

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I.Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем и скажем:

«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

А потом и выполнять!»

Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа

Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.(на доска запись: тема классного часа)

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос:всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос:какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос:какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос:хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (запись на доске)

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость - это соответствие слов делам.

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Задание 1.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена....»

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами)

Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)

Задание 2.Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль:Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа:Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)(доверие, искренность)пишу

3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

Задание3.Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу.

IIIЗаключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

IVРефлексия

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.(по цепочке выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Предлагаю исполнить песню «Дорогою добра»

Кл. рук- ль:В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать (солнце)

И подарить его людям!

(Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность.Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»

Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Наш час общения закончен.

Зачем человеку быть честным?

час общения

(7 класс)

Классный руководитель:

Борискина С.А.

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
  2. Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
  3. Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
  4. Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Подготовительная работа:

  1. Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.
  2. Анкетирование учащихся по теме классного часа.
  3. Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, компьютер.
  2. Свеча, столик для свечи, скатерть.
  3. Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

“Ложь...приносит всегда вред в окончательном результате”

Н.Г. Чернышевский.

“Правда - воздух, без которого дышать нельзя”

И.С. Тургенев.

  1. Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.

Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?

Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь». Вначале послушайте сказку.
«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры: одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, гордой; а Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сеять зерно, чтобы урожай вырастить, а ложь тут как тут: «Что вам тут трудиться, да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный народ ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву; ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это – голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Правда и корила, и стыдила, а ей хоть бы что, знай себе, врет и обметывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее избавиться».
- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи? Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).
- Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?

Справедливость, правда, смелость, порядочность.

А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).
- Ребята, скажите, а что значит быть честным? (никогда никого не обманывать, говорить только правду, не лгать, не врать ).

«Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, честность, благородство души и чистая совесть.

Выдающийся немецкий учёный Иммануил Кант о достоинстве высказался так:

« Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своём собственном лице».

Обратимся к Конституции России:

Статья 21

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жёсткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

2.Как должны вести себя подростки, чтобы сохранить свою честь и достоинство.

А) Диалог. « Сводкой дружить - здоровье губить» .

Ученик 1. Гони двадцатку, пацаны за водкой сбегают, нужно 23 февраля отметить.

Ученик 2. Нет у меня Двадцатки!

Ученик 1. Ну, я тебе займу, потом отдашь.

Ученик 2.Да нет, у меня правило: никогда не брать взаймы.

Ученик 1. Ладно, мы тебя угостим, раз ты такой бедный.

Ученик 2. Я не бедный. Просто пить не хочу.

Ученик 1. Ну, так посидишь за компанию.

Ученик 2. За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.

Ученик 1.Так ты что, откалываешься от коллектива?

Ученик 2. Нет, просто мне это не интересно.

Кто из учеников ведёт себя в данной ситуации с честью и достоинством?

Б) Вирус сквернословия .

Добавляет ли человеку достоинства сквернословие?

Ученик: Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка- сквернословие – очень опасно для здоровья человека. Причём вредно не только говорить, но и слушать матерные слова. Учёные провели такой эксперимент: возле семян одного растения они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов учёные сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Учёные установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат - это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

В) Нормы поведения и безопасность подростков.

Разбор ситуаций.

Многие правила поведения обусловлены конкретной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания, в общественных местах (на улице, в магазине, транспорте) такое стремление может привести к недоразумениям и конфликтам.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстников можно двусмысленным поведением, а порой и просто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать молодому человеку, девушка тем самым даёт ему основание рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие встречного интереса может вызвать у молодого человека агрессию по отношению к девушке.

Требования старших к девушке соблюдать скромность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в глазах окружающих, но и стремление обезопасить её безопасность

Анкетирование.

Первый вопрос : что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным?

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул?

Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Задание I. Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых они должны продолжить фразы, которые они уже писали, выполняя анкету для учителя.

  1. В классе я -
  2. Дома я -
  3. Среди друзей я -

На карточках, на которых ребята написали предложения, свое имя писать не нужно. Затем все карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку, К зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь. Если ребята угадывают правильно, но по какой-то причине ученик не хочет это признавать, он может это не делать. Но, как правило, ученики седьмого класса с удовольствием играют в эти игры и не отказываются от написанного текста на их карточках.

Задание II. Учащимся предлагается поиграть в игру, которая называется “Волшебная шапка”. Учащимся можно сказать следующее: Представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных.

  • Если бы вы надели шапку на уроке, в кого бы вы хотели превратиться;
  • Если бы вы надели шапку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться?
  • Если бы вы надели шапку дома, в кого бы вы хотели превратиться?

Ребята могут отвечать на вопросы вслух или письменно. Будет очень интересно, если ребята смогут привести аргументы собственных превращений в то или иное животное.

Учитель: Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость?

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость - это соответствие слов делам. Давайте послушаем одну историю.

Послушайте рассказ В. Осеевой «Что легче?», но только начало, а вы подумайте, что произойдет дальше.

“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам …
А теперь послушайте, что произошло дальше.
Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.

Нет, говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.

Учитель: Ребята, в чем суть этого рассказа?

Ученик: Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.

Ученица: Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.

Учитель : Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду - потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.

Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать - в любом случае низко и глупо.

Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:

“Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Находка», подумайте, что заставило мальчика поступить честно?
Я выбежал на улицу
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Недруг по той шел улице,
По той же мостовой.
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
И вдруг я вижу девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: Твой?
Я нож беру уверенно,
Кладу его в карман.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
и я догнал ее,
и я спросил у девочки:
- Твое? Скажи, твое?
- Мое, - сказала девочка, -
Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.

- Что бы выбрали вы: горькую правду или сладкую ложь? (
Если не сказать правду, то будет стыдно. Ложь бывает сладкой, но она всегда наказуема. Правда всего сильней ).
- Кто из сказочных героев часто прибегает ко лжи и обману?
- Как вы думаете, что испытывает человек, когда обман раскрывается?
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о правде и лжи? Продолжите пословицы и поговорки.
Правда дороже …… (
золота ).
Кто правдой живет, …… (
тот добро наживет ).
Ложь человека ……. (
не красит ).
Правду, что шило, ……. (
в мешке не утаишь )
Лучше горькая правда, чем ……. (
сладкая ложь ).
Правду, как ни прячь, ….. (
все равно наружу выйдет ).
- Сегодня мы с вами говорили о правде и о лжи. Правда и ложь, так же, как и добро и зло, ходят рядом. Пока вы только школьники, но учитесь понимать эти понятия и поступать честно.
- Чему мы научились на уроке, что поняли, расскажет об этом стихотворение:
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
Как в этом разобраться?
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А, правда, так горька,

Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!

Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным. Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

«не берет чужого»

  1. Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент,что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать (слайд 10,солнце )

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность.

Домашнее задание:

  1. Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.
  2. Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?
  3. Сочините стихотворение о честности, о честных людях.

Рефлексия

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

Наш час общения закончен, идите на переменку отдыхать.


Классный час «Зачем человеку быть честным?»

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:
Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Подготовительная работа:
Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.
Анкетирование учащихся по теме классного часа.
Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).

Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер.
Свеча, столик для свечи, скатерть.
Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды
С. Смайлс
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Ф. Бэкон

Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.
Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?

Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. (слайд №1, тема классного часа)
Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.
Первый вопрос звучал так: (слайд №2, открываю постепенно шторку) что значит быть честным человеком?
В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.
Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.
Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.
Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.
Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.
По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? (слайд №1, показываю на тему классного часа)
«Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)
Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?
Справедливость, правда, смелость, порядочность.
А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).
Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф (слайд №1)
О чем эти высказывания, как вы их понимаете?
Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена»
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
А как бы вы поступили в подобной ситуации?
(слайд № 3 Круг)
это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?
(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)
Сценка «Лгун» (слайд № 4)
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.
М: Волк! Помогите, волк!
Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)
Р: Но вот и вправду прибежал волк. (слайд № 5) Мальчик стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (слайд №6) (мальчик плачет)
Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.
(участники сценки садятся на свои места)
Вопросы для обсуждения:
Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)
Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)
Слайд №3 с кругом
Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.
1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (слайд №3 круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)
2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
-промолчите;
-поссоритесь;
-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)
3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
(слайд №3 с кругом, пишу «не берет чужого»)
Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (слайд № 7 , ребята работают на интерактивной доске)
- Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы. (слайд № 8 с пословицами)
- Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)
Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
(слайд №9) Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она
- Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?
Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то (слайд №3 с кругом) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)
- Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (слайд 10,солнце)
И подарить его людям! (Сергей Островский)
(показываю на солнце, слайд 10)
Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.
Домашнее задание:
Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.
Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?
Сочините стихотворение о честности, о честных людях.
Рефлексия
(слайд № 11) На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» Л.Вовенарг.«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» В.Гюго.«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь» А. Дюма (сын).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь