Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

, Босс: Крок-убийца
Поиски Пингвина , Босс: Дефстроук .
Лэйси Тауэрс .
Полицейский участок .
Канализация .
Коммерческий банк Готэма .
Сталелитейный завод , Босс: Медноголовка .
Отель Gotham City Royal , Босс: Бэйн .
Тюрьма Блэкгейт .
Поиски Бейна .
Мост пионеров , Босс: Светлячок .
Тюрьма Блэкгейт , Босс: Бейн , Босс: Джокер

Прохождение уровней:

Тюрьма Блэкгейт

Высаживаемся на открытом тюремном дворе. Проползаем в проход под упавшей вывеской (нажимаем клавишу «Ctrl»). Бежим по коридору (клавиша «пробел»), проползаем ещё раз, и встречаем начальника тюрьмы и избивающего его бандита в черной маске. Сразу же проводим контратаку (нажимаем «правую кнопку мыши»). Обезвредив бандита, отбиваем атаку начальника тюрьмы.

Идём дальше, спускаемся на нижний этаж. Здесь сражаемся с четырьмя бандитами (нажимаем «левую кнопку мыши (ЛКМ)» для ударов). Появление линий-молний над головой врагов означает, что они готовятся нанести удар, в это время обязательно проводим контратаку (нажимаем «правую кнопку мыши (ПКМ)»).

Входим в следующие двери, видим перед собой разведывательный дрон – беспилотник. Побив ещё троих врагов, используем крюк (клавиша «F»), для того, чтобы забраться в проход высоко над дверью. Внизу встречаем сильного противника, не пробиваемого обычными ударами. Бьем его оглушающим ударом (нажимаем «среднюю кнопку мыши (СКМ)»), а затем добиваем обычным способом.

Забираемся с помощью крюка ещё на одну возвышенность. Включаем детективное зрение (клавиша «X»), видим несколько полицейских и девушку в плену бандитов. Выбираем бетаранг (клавиша «1»), прицеливаемся (нажимаем ПКМ) и бросаем его в кнопку справа от запертой двери. Бежим и проскальзываем (зажимаем «пробел», нажимаем «Ctrl») в открывшийся проём. Бьем бандитов, нажимаем ещё одну кнопку на стене. В открытой шахте лифта выбираем взрывчатый гель (клавиша «3»), наносим его на полуразвалившийся пол (зажимаем ПКМ, нажимаем ЛКМ), отходим и взрываем гель (зажимаем ПКМ, нажимаем СКМ).


Внизу видим главаря Черную маску. Подходим к вентиляционной решетке слева, открываем её (клавиша «пробел»), дальше идём по вентиляции. На выходе сбиваем одного заключенного, ещё четверых добиваем врукопашную. Остался один бандит в черной маске за решеткой. Идём в камеру справа от бандита, выбираем беткоготь (клавиша «2»), выстреливаем в решетку под потолком (зажимаем ПКМ, нажимаем ЛКМ), тянем решетку на себя (клавиша «пробел»), а затем забегаем по стене в вентиляцию. В следующей комнате наносим взрывчатый гель на стену и взрываем его.

Приходим в помещение с высоким потолком и с дверью, закрытой на два замка. Выстреливаем сразу два бетаранга (прицеливаемся в рычаги, быстро нажимаем «1», «1»). Внутри подбираем флешку из разбитого беспилотника. С помощью крюка забираемся вверх по этажам.


Босс: Крок-убийца (Killer Croc)


Выходим на крышу тюрьмы. Из всех бандитов здесь остался всего лишь один мутант, похожий на крокодила. Атакуем его оглушающим ударом (СКМ), а затем добиваем. На подмогу ему будут постоянно спускаться по два обычных бандита. Когда Крок-убийца начнёт поднимать бочку, прицеливаемся и стреляем по бочке бетарангами, в итоге она взорвётся у босса в руках. Когда Крок-убийца схватит Бэтмена, постоянно нажимаем «пробел». А выбравшись из захвата, быстро нажимаем «W», «пробел», «пробел», чтобы уклонится от удара босса.

Здоровье босса показано зеленой строчкой в правом верхнем углу экрана. Когда запас здоровья опустится до нуля, битва будет выиграна.


Убежище Бэтмана

Расшифровываем найденную флешку из беспилотника. Получаем информацию о 8 профессиональных убийцах, нанятых Черной маской для убийства Бэтмана.

Поиски Пингвина
Batman: Arkham Origins. Прохождение

Задание: Вырубить глушилку (Вышка связи Ковентри).


Высаживаемся на верхнем этаже вышки связи GCR в Ковентри. Проходим первую пустую комнату. Во второй комнате внизу пара бандитов держат заложника. Нас сразу замечают, поэтому нужно скрыться из вида: выбираем дымовые гранаты (клавиша «6»), бросаем гранату под себя (нажимаем ПКМ). Крюком (клавиша «F») цепляемся за парапет сверху. С помощью крюка прыгаем по парапетам под потолком. Встав над бандитом, подвешиваем его на верёвку (нажимаем ПКМ). Дальше движемся по вентиляции, врагов убиваем решающими ударами через стенку. Обезвредим третьего бандита, сворачиваем в неприметную дверь в левом ближнем углу. Крюком забираемся наверх, скидываем вниз четвёртого бандита.

Подходим к двери, запертой на ключ-карту. Включаем детективное зрение (клавиша «X»). Здесь мы находимся в особой зоне, где было совершено преступление, поэтому включается режим поиска улик. Смотрим в разрушенный туалет напротив двери, сканируем найденный труп (клавиша «пробел»), затем сканируем разбитую стену впереди. Зажимаем ЛКМ, чтобы в уме восстановить ход событий, видим как человека отбросило взрывом от панели перед дверью. Сканируем панель. После этого перематываем историю событий вперёд (нажимаем ПКМ), видим как ключ-карта улетает за решетку вентиляции. Снимаем решетку, сканируем найденную за ней ключ-карту. Теперь мы можем подобрать шифр к цифровому замку. Подходим к двери, выбираем дешифратор (клавиша «0»). Клавишами «A» и «D» управляем изменением левой части кода, клавишами «ЛКМ» и «ПКМ» - управляем правой частью. Добиваемся того, чтобы слово было чётко видно – дверь откроется. Только что мы раскрыли первое преступление.

Внутри так же нужно взломать дешифратором панель управления вышкой связи. Взломав её, получаем сообщение от Энигмы – человека-загадки. Именно он взял под контроль все вышки связи в Готеме. Его штаб-квартира предположительно находится в юго-восточном квартале Берни. Наведаться к нему – это дополнительное задание. Основное же задание сейчас – выследить Пингвина в северо-восточном квартале Бауэри.


Задание: Допросите торговца оружием, работающего на Пингвина.


Выходим на крышу здания, ориентируемся по карте (клавиша «Tab», вкладка «Система навигации»), выбираем в какую сторону нам дальше идти. Почти на каждой крыше можно встретить бандитом. Перемещаться можно, планируя вниз с помощью плаща, и забираясь наверх с помощью крюка.

Появляется информация о совершении преступления на Готемском мосту пионеров. Идём туда, это по дороге к основному заданию. На мосту разнимаем драку обычных уличных бандитов и бандитов в черных масках. Пересекаем мост, идем в левую сторону.

Дальше поверху не пройти, спускаемся вниз, по проходу в левом здании заходим в квартал Бауэри. Здесь видим разбитую стеклянную крышу, а под ней рождественская ёлка на Дзежебел плаза. Дожидаемся бандитов, а затем вступаем с ними в бой. После победы допрашиваем (зажимаем ПКМ) бандита в шапке Санта Клауса. Бандит не знает месторасположение Пингвина, но нам может помочь его телефон. Чтобы прослушать разговоры, нужно отключить высокочастотную глушилку и в этом районе.


Задание: Отключите глушилку (Вышка связи Бауэри).

Поднимаемся на вершину вышки связи, обезвреживаем всех бандитов. Перед нами закрытая дверь, а справа от неё есть пролом в решетке, через который проходит электричество. Как проникнуть внутрь? Для этого придётся использовать радиоуправляемый бетаранг (клавиша «=»). Запускаем такой бетаранг и автоматически переключаемся на управление им в полёте (при управлении бетарангом направления вверх и вниз инвертированы, нужно нажимать клавиши наоборот). Наша задача пролететь бетарангом в проём с электричеством и попасть в распределительный щиток на дальней стенке. После успешного попадания дверь будет открыта. Входим внутрь, взламываем панель управления вышкой связи. После этого на карте можно увидеть расположение 10 ретрансляторов, которые нужно уничтожить в качестве дополнительного задания. Взламываем частоту SIM-карты (вручную водим мышкой по экрану частот, направляем на тёмное пятно).


Задание: Найдите первую SIM-карту для определения местонахождения Пингвина.

Движемся в район Парк аттракционов. Там на одной из крыш засели бандиты. Обезвредив врагов, подходим к желтому устройству, лежащему на ящиках. Взламываем частоту сим-карты.


Задание: Найдите вторую SIM-карту для определения местонахождения Пингвина.

Идём в квартал Промышленный район. Находим высокий кран, держащий контейнер. Под ним на узкой площадке обезвреживаем бандитов и взламываем устройство, стоящее на деревянных ящиках. Определяем источник сигнала.


Задание: Проникните на лайнер «Final Offer».


Используя плащ Бэтмана, летим к кораблю, пришвартованному к востоку от Парка аттракционов. На корабле сразу же забираемся крюком на самую высокую мачту и снимает оттуда снайпера. С мачты пикируем на высокий контейнер, где стоит второй снайпер. После этого осталось бесшумно обезвредить ещё пятерых автоматчиков. Можно по одиночке сбивать их пикированием, а затем вновь забираться наверх, и снова пикировать. Можно спрятаться в канализационных тоннелях и поджидать врагов там. Разобравшись с врагами, спускаемся в трюм корабля, входим в дверь.

Внутри оглушаем двух бандитов с ножами.

В следующей комнате в первую очередь оглушаем двух головорезов с автоматами, остальных добиваем потом. Осматриваем беспилотник идём дальше.

На затопленной палубе нельзя падать в воду.

Идём через разрушенную комнату, запрыгиваем на периллу над водой, по ней переходим на другую сторону. Оглушаем ещё одну банду.

Впереди в воде притягиваем беткогтем плавающую деревянную платформу. Встаём на платформу, начинаем попеременно притягиваться беткогтём к кольцам на стенках (чтобы отцепиться от них, нажимаем «Ctrl»). В конце ломаем развалившийся потолок слева, и забираемся туда.

Входим в Бойлерную. Центральная дверь закрыта, идём в обход направо. Паровые отверстия обходим тогда, когда они на время перестают работать.

По вентиляции попадаем в самый центр бойцовского ринга.

На бой с Бэтменом выходит Электрошокер. Разбегаемся и с одного удара вырубаем босса! На арену выходит куча бандитов, расправляемся и с ними.


Задание: Проникните в офис Пингвина.


Как обычно, напрямую в офис не попасть, идём вправо в область Коридор на палубу.

Забираемся наверх по ледяному помещению, на вершине обезвреживаем двух бандитов.

В следующей комнате убиваем ещё троих. Пройдя дверь с электричеством, смотрим на потолок, цепляем крюком свисающее кольцо, забираемся наверх.

Входим в казино. Здесь придётся сразиться с целым десятком бандитов. После этого заползаем в трубу вентиляции в северо-западном углу, там в маленькой комнатке взламываем панель и тем самым открываем все двери в комнате. Возвращаемся в центральное помещение.

Заходим в лифт. Наверху запираем в клетку помощницу Пингвина – Трейси. Взламываем устройство на столе Трейси. Теперь у нас есть шифр для всех дверей на корабле. Возвращаемся в центральный зал, входим в южную дверь, но оттуда нас выпинывает здоровенный громила. Побеждаем его и проходим дальше.

Через фойе проходим в театр. Внутри театра бесшумно устраняем несколько бандитов так, чтобы заложник остался в живых.

Входим в дверь, которая ведёт к офису пингвина.

Пингвин и его вторая помощница Кенди пытают сына Альберто Фальконе, для того, чтобы устранить конкурента на рынке продажи оружия. Вмешиваемся в процесс, избиваем несколько бандитов, а потом допрашиваем Пингвина. Допрос прерывает один из ассассинов – Слейд Уилсон по прозвищу Дефстроук. Он выпинывает нас вниз, обратно на арену.


Босс: Дефстроук


Дефстроук (Deathstroke) – один из cамых сложных противников в игре. Он орудует стальной палкой, легко уворачивается от метательного оружия, оглушающих ударов, и почти всегда контратакует наши обычные атаки. Тактика победы над Дефстроуком следующая:

Самое главное! Если после нанесения своих ударов видите, что Дефстроук начал контратаковать (включается вид сбоку), то нужно срочно прекратить нажимать кнопки!!! Смотрим как Дефстроук наносит свои удары, во время его последнего удара у нас появится кнопка «контратака», нажимаем её – останемся невредимы. (Если нажать какие-то кнопки до этого момента, то кнопка контратаки попросту не появится, и Дефстроук нанесёт нам урон).


После потери двух делений здоровья, Дефстроук кинет под ноги дымовую гранату и исчезнет. Сразу же нажимаем кнопку контрудара несколько раз – босс накинется на нас сверху, а мы будем отбиваться от него локтями. Отбив его атаку, тут же начинаем наносить ему удары. Получится комбо из 15 ударов. Проведя первое успешное добивание Дефстроука, видим как у него слетает маска. В таком виде он становится сильно похож на одноглазого героя Солид Снейка из игры Metal Gear Solid.

Отбавляем боссу ещё пару делений здоровья методом контратак. Дефстроук применит новый приём – выстрелит гарпуном в грудь Бэтмана, другой конец гарпуна выстрелит в бочку. Быстро нажимаем кнопку контрудара, чтобы поймать приближающуюся бочку и кинуть в босса. Если отбить не получилось, то придётся уворачиваться от автоматных очередей. В этом случае двигаемся к боссу с помощью перекатов (клавиша «пробел»), или несколько раз притягиваем его бэткогтем. Этот приём Дефстроук повторит ещё пару раз чуть позже.

Босс снова исчезает в дымовой завесе, снова контратакуем его воздушную атаку. В этот раз получится комбо из 20 ударов. Бэтман ломает палку Дефстроука, в замен босс достаёт свой меч. Теперь после контратаки, нужно усиленно нажимать кнопку удара, чтобы перебороть Дефстроука. Быстрым бэткогтем можно ударять просто так, но нужно подгадывать правильный момент.

Дефстроук в третий раз бросит себе под ноги гранату и нападёт сверху. Контратакуем его, проводим комбо в 25 ударов. Сложнейший босс повержен!!!


За победу над Дефстроуком получаем его оружие - управляемый коготь (клавиша «8»). Опробуем новое устройство на бочках. Прицеливаемся (нажимаем ПКМ), расставляем две точки-мишени для двухстороннего гарпуна (нажимаем СКМ на точках), выстреливаем гарпуном (ЛКМ). Затем, точно так же соединяем гарпуном две точки на верху противоположных стенок. На подвешенный гарпун теперь можно забраться с помощью обычного бэткогтя (клавиша «F»).

Планируем на балкон в виде самолёта, пытаемся открыть дверь в офис Пингвина, но он наглухо закрылся, теперь его не достать. Хотя, информация уже добыта, и можно продолжать поиски Черной маски. Спрыгиваем вниз, выходим из зала через южную дверь.

Идём на выход с корабля. По дороге ещё раз используем управляемый коготь. По телевизору видим нового героя – Анарки, так же вступившего в бой с преступностью в городе. Выходим из трюма на поверхность корабля.

Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680
+ Добавить комментарий

Настоящее имя: Роман Сионис.

Прозвища:

Преступный Король, Черная голова, Орфей.

Текущее прозвище: Черная Маска.

Личность: Общеизвестна.

Вселенная: Новая Земля, Земля Один.

Пол: Мужской.

Позиция: Зло.

Рост: 185 cм (6 футов 1 дюйм).

Вес: 89 кг (195 фунтов).

Цвет Глаз: Белый.

Цвет Волос: Отсутсвуют.

Родственники:

Неназванные родители (мертвы).

Принадлежность к Группам:

Организованная преступность Готэма, Фальшивые Лица, Тайное Общество, Корпус Черных Фонарей.

Враги :

Бэтмэн, Робин, Женщина-Кошка, Красный Колпак.

Гражданство: Американское.

Семейное положение: Холост.

Детство

Роман Сионис, оригинальная Черная Маска, родился в богатой семье в Готэме. Его родители были частью Готэмской элиты и, как следствие, заботились больше об их социальном статусе, нежели об их собственном сыне. Через несколько минут после рождения врач уронила его на голову, это его родители пытались скрыть, опасаясь, что другие семьи скажут о них. Много лет спустя его семья снова пыталась скрыть инцидент, когда на него напал бешеный енот. Его семья дружила с Уэйнами, и в результате он был вынужден подружиться с Брюсом Уэйном. Это сильно отпечатолось в характере, потому что его ужасно оскорбляли его родители. За это время Роман начал обижаться на свою семью из-за масок, которые они носили для того, чтобы подружиться с Уэйнами.

Убийство родителей и начало ненависти к Уэйну

После школы он получил высокую должность в компании своего отца, Янус Косметикс. Именно здесь он познакомился и позже влюбился в секретаршу по имени Цирцея. Тем не менее, из-за ее статуса, его родители запретилиему видеть ее. В результате разъяренный Роман сжог их дом вместе с родителями внутри. После их смерти Роман унаследовал все состояние своей семьи и бизнес своего отца. Однако он не был своим отцом, в результате чего фирма пошла под откос и еле держалась на плаву. В своем желании доказать, что все не так плохо и чтобы остановить разорение и распад в компании, он издал продукт, который в конце концов окозался смертельным токсином. Цирцея, невеста Романа,порвала с ним в присутствии всего коллектива, это унижение жутко смутило Сиониса. В то же время, Брюс Уэйн, который был очень успешным бизнесменом, предложил спасти компанию но, с условием, что он назначает своих собственных сотрудников. Сионис согласился, но он был в ярости и посетил могилы своих родителей, разбив крышку гроба своейматери. Один из обломков гроба Роман взял с собой. Он сделал из него маску и стал суперзлодеем, известным как Черная Маска.

Черная Маска

Сионис оказался прирожденным преступником, и вскоре создал собственную банду под названием Общество Лживых Лиц, работавшую на него. Отличительной особенностью этой преступной группы было то, что каждый ее член должен был выбратьмаску из обширной коллекции Сиониса. Роман обязывал их носить ее на работе и в его присутствии. Как Черная маска, он начал крестовый поход против миллиардера БрюсаУэйна. Вначале он стал похищать сотрудников предприятий Уэйна. Когда Роман брал работников в плен, то надевал на них маски, содержавшие смертельный макияж Сиониса, который убил сотни женщин. Позже Роман взял в заложники Цирцею и изуродовал ее при помощи химикатов, пытаясь восстановить их отношения. В конце концов она покончила с собой, и тогда, чтобы заменить Цирцею, Черная маска сделал манекен, с которым он общался, будто бы тот живой человек. Вскоре жертвы похищений Сиониса были найдены мертвыми или изуродованными. После этого Бэтмен начал свое расследование. Он сталразрушать криминальную семью Романа, и в конце концов Черную маску нашли в руинахдома Сионисов. Пытаясь бежать, Черная Маска вновь поджег свой дом, однако он сам попал в кольца огня и умер бы, если бы не Бэтмен, пришедший к нему на помощь. По иронии судьбы маску прижгло к его лицу, сильно его изуродовав.

Второе Пришедствие

Черная маска провел некоторое время в Лечебнице Аркхэм, но, когда Бэйн выпустил пациентов Лечебницы во время Падения Рыцаря, Роман сбежал. Послевосстановления Общества Лживых Лиц и выдвижения нового заместителя, Татуировки Роман вновь начал крестовый поход, против Уэйн Интерпрайзис, на этот разон поджог главные здания компании и похитил генерального директора — Люциуса Фокса. Вскоре Бэтмен проник в ряды банды, спас Фокса и избил Татуировку, однако сам Черная маскаускользнул от него.

Криминальный лорд и Ничейная земля

Когда Черная Маска вновь появился, он закончил свой крестовый поход против Уэйна, сосредоточив свое внимание на том, чтобы стать Криминальным царем Готэма. Он заключил союз с Пингвином. Во время Ничейной земли он управлял большей частью Преступного мира Готэма. После этих событий он снял свою маску, используя вместо нее свое травмированное лицо. Он сформировал культ, участники которого изуродовали сво лица. Те же, кто отказался, были убиты немедленно. Но Бэтмэн и Охотница остановили культ, и в скором Черная Маска был заперт в БлэкГейт.

Конфликт с Женщиной-Кошкой

Спустя некоторое время Роман сбежал, прежде чем Готэм вернулся к своей прежней славе. Когда Сионис вернулся в Готэм, он создал наркосиндикат в Ист-Энде Готэма. Однако Черная Маска не знал, что эту часть Готэма поклялась защищать Женщина-Кошка. В результате Женщина-кошка украла деньги Романа, сделав его бизнес менее удачным. Она также покалечила многих из его парней. Черная Маска был разъярен и скоро нашел старого друга Женщины-Кошки, который сказал, что настоящее имя героини Селина Кайл. Тогда Сионис начал личную кампанию против Селины, взорвав молодежный центр, который она поддержала. Он похитил сестру Кайл вместе с ее мужем. После этого Черная Маска убил мужа ее сестры, заставив несчастную супругу смотреть на это. Затем Роман съел останки плоти и глаза убитого. Когда Женщина-кошка прибыла, она обнаружила Черную Маску, который довел ее сестру до безумия, и собирался прикончить друга Селины — Холли Робинсона. Однако Робинсон оказал сопротивление злодею, и тогда Черная Маска пал. После боя все считали его мертвым.

Очередное возвращение

Позже, оказалось, что он выжил, и в течение определенного времени Сионис прятался. Черная Маска финансировал Найлза Глэсса. Тот, в свою очередь, спрятал у себя Черную Маску. Найлз устроил смертельное веселье и убил почти всех криминальных лордов. Глэсс делал это, пока его не остановил Бэтмэн.

Военные игры

Спустя некоторое время новым напарником Бэтмэна стала Стефани Браун по кличке Спойлер. Однако вскоре Уэйн понял, что Браун не подходит на эту роль, и уволил ее. Тогда Стефани решила использовать план действия Бэтмэна на случай непредвиденных ситуаций. Он заключался в том, чтобы поставить всех королей преступного мира Готэма под контроль Орфея, агента Брюса. Однако этот план не сработал, в результате чего началась война между бандами. Спойлер, полагая, что еще не поздно все исправить, нашла Орфея и рассказала тому о его роли. В этот момент Черная Маска перерезал горло агенту Уэйна, после чего стал пытать Спойлер, чтобы получить оставшуюся информацию.

Затем Роман, используя маску и актерский талант, занял место Орфея, сумев одурачить даже Бэтмэна. После этого Сионис объединил все преступные элементы и повел их в разрушительную войну против Готэма и в частности против Уэйнов. Затем Роман вернулся к себе в логово, где обнаружил, что Спойлер сбежала. Догнав ее, Черная Маска вступил в бой с героиней, во время которого он был повержен. После этого Сионис пробрался в Башню Оракула, где его настиг Бэтмэн. Во время сражения Черная Маска активировал бомбу, которую он предварительно установил в Башне. Благодаря этому Роман сумел сбежать.

Позже Сионис стал королем преступного мира Готэма. Объединившись с репортером Артуром Родригезом, Черная Маска организовал компанию против Бэтмэна. Для этого он преднамеренно убил нескольких человек, подставив Уэйна. Родригез, в свою очередь, осветил все соответствующим образом в газете. Однако планам злодеев помешал Джокер, желавший убить Романа. В конце концов, два преступника столкнулись друг с другом. Бой продолжался до тех пор, пока не вмешался Бэтмэн, который схватил Сиониса и очистил свое имя.

Смерть

Спустя некоторое время Дефстроук обратился к Черной Маске с просьбой присоединиться к его Обществу. Вскоре Красный Колпак напал на след банды Романа и стал уменьшать его власть в Преступном мире Готэма. После нескольких стычек с Колпаком вмешался Бэтмэн, который не хотел, чтобы Общество находилось в Готэме. После этого Сионис обратил свое внимание опять на Женщину-кошку. Желая испытать себя, он стал угрожать друзьям и семье Селины. В конце концов они столкнулись лицом к лицу. Роман знал, что у Селины есть кодекс, по которому она не убивает людей. Однако Женщина-Кошка все же выстрелила Сионису в голову, отстрелив ему челюсть и тем самым убив его.

Темнейшая Ночь

Во время Темнейшей Ночи Роман был возвращен к жизни как член Корпуса Черных Фонарей и жаждал отомстить Женщине-кошке. Во время борьбы с Сионисом Селина не демонстрировала эмоций, которые были нужны злодею для победы. Поэтому скоро он разыскал ее сестру. Женщина-кошка перехватила Черную Маску и победила его с помощью Ядовитого Плюща и Харли Квинн. Роман был пойман на заводе Айвм, который разлагал его каждый раз, когда он возрождался. Предполагается, что Сионис застрял там на всю Темнейшую Ночь. После падения Некрона, Роман возвратился к статусу покойного.

Силы

Роман обладает обыкновенной силой, ростом и телосложением для человека своего возраста, регулярно занимающегося спортивными тренировками.

Способности

Гений преступного мира: Романа считают одним из лучших командиров и организаторов Преступного мира Готэма. Он отличается навыками талантливого и хлоднокровного руководителя.

Мастер рукопашного боя: Сионис — чрезвычайно хороший боец. Он сражался наравне с такими героями и злодеями, как Найтвинг , Робин, Красный Колпак, Женщина-кошка и Бэтмэн.

Стрелок: Черная Маска — очень хороший стрелок, одинаково хорошо владеющий двумя пистолетами.

Мастер пыток: Сионис — мастер пыток. Он способен физически и мысленно мучить своих жертв до такой степени, что практически все они теряют рассудок и сходят с ума.

Мастер Маскировки: Уровень маскировки Романа на уровне Бэтмена. А один раз Сионис даже смог опередить Уэйна в этом деле.

Снаряжение

Два пистолета: Черная Маска всегда носит с собой два пистолета, которые он использует для стрельбы по своим врагам.

Черная маска: Маска Романа представляет собой кусок от гроба его матери (в других источниках, это похоронная маска его отца). Впоследствии эта маска была намертво прекрепленна к лицу Сиониса.

Чёрная Маска (Black Mask ) - суперзлодей, который появляется во вселенной . Оригинальный персонажем является, Роман Сиони , который впервые появился в комиксе под названием Бэтмен #386 (август 1985 год) и был создан Дугом Мончем и Томом Мандрейком. После событий Batman: Battle for the Cowl , появляется Чёрная Маска II, а под маской скрывается Доктор Джеремия Аркхэм . Персонаж является одним из врагов .

Персонаж занял 10-ое место в списке "10 лучших и худших врагов Бэтмена " по версии IGN.

Биография

Роман Сиони

Роман Сиони родился в состоятельным и совершенно эгоцентричной семье в Готэм-сити. Его родители больше заботились о своём социальном статусе нежели о своём сыне. В момент его рождения , доктор небрежно обошелся с ним и уронил его. Родители Романа были менее обеспокоены не тем , как чувствует себя их сын , а тем как скрыть данный инцидент от общества богатых друзей, опасаясь, что они плохо отреагируют на информацию о травме их сына . После этого люди, включая его родителей отмечали, что глаза Романа содержали "странную глупость". Также, в детстве, на него напал бешеный енот, когда тот находился в родовом поместье Сиони и вновь, его родители запретили ему рассказывать о данном инциденте кому-либо, вновь предпочитая скрыть это .

Далее на него повлияла " дружба " его отца с одних из уважаемых людей Готэм-Сити, Томасом Уэйном; оба родители Романа не любили Уэйна и его жену Марту , и очень красноречиво отзывались о них, когда оставались наедине, но они продолжали общаться с ними , чтобы не потерять свой социальный статус , они даже заставили Романа подружиться с их сыном Брюсом . Лицемерие е го родителей , оказало сильное влияние на него , и он стал ненавидеть и его возмущают их " маски " , которые его родители носили на публике.

После окончания средней школы, Сионис занял высокий пост в компании своего отца, Янус Косметикс (Janus Cosmetics). Там, он встретил и влюбился в Цирцею (Circe), которая была среднего класса и работала секретаршей. Его родители не одобряли их отношения и дали ему понять, что они хотят, чтобы он закончил эти отношения. Взбешенный, Сионис сжёг особняк и убил обоих родителей. После их смерти, он унаследовал семейное состояние и бизнес. У Романа не было такой же деловой жилки как у его отца, и в итоге разорил компанию Янус Косметикс, в результате финансирования неудачной линии косметики. В отчаянии, он вложил все оставшиеся деньги в создание нового продукта, чтобы спасти компанию. После создания новой косметики, товар сразу же был отправлен на рынок, но так как не прошёл надлежащее тестирование, оказалось, что она содержит смертельный токсин, который изуродовал несколько сотен женщин.

После этого случая, Цирцея, стала ненавидеть Сиониса и рассталась с ним на глазах у всего персонала. Брюс Уэйн, который теперь глава Уэйн Энтерпрайзис (Wayne Enterprises), предложил выручить его компанию, при условии, что Сионис откажется от управления и позволит Уэйну назначить собственный Совет директоров. Сионис согласился, но был в ярости от унижения, который он перенес. Не желая винить себя в своих неудачах, Сионис ворвался на кладбище, где были похоронены его родители; за секунды до того, как он открыл склеп, его ударило молнией, распахивая дверь, его швырнуло на камень. Сионис воспринял это, как предзнаменование его "перерождение", он вошел в склеп, разбив чёрную крышку гроба своего отца. Одну из частей, он использовал для создания маски, которые символизировала его новую личность: криминального авторитета Чёрная Маска.

В течение месяца , Чёрная Маска собрал десятки мелких преступников Готэма , назвав их организацию, Общество фальшивых лиц Готэма , используя склеп Сионисов в качестве базы . Каждый член общества носил маску , Общество фальшивых лиц Готэма быстро распространилось по Готэму , в конечном счете привлекли внимание как полиции, так и Бэтмена .

Чёрная Маска начал свою вендетту против тех, кто как он считает, обидел его. Он убил трех руководителей Уэйн Фундамент (Wayne Foundation), используя маски, которые были пропитаны токсичным макияжем (косметика Янус). После этого, он похитил Цирцею, которая к этому времени стала моделью журнала, он заставил её надеть маску с одним из видом токсичного макияжа, она не лишилась своей жизни, но её лицо было изуродовано. Затем, Чёрной Маска потребовал, чтобы Цирцея присоединиться к ним. Ей больше ничего не оставалось и Цирцея согласилась, ей специально была дана маска "манекена", чтобы поиздеваться над её прежней жизнью.

Тем временем, Бэтмен узнал настоящую личность Чёрной Маски, и предугадал, что следующей целью Сиониса будет Брюс Уэйн. Надеясь, устроить ловушку для Чёрной Маски, он устроил бал-маскарад в особняке Уэйна, зная, что Сионис не сможет перед этим устоять. Его догадки оправдались и Сионис вместе с Цирцеей явились на бал и смешались с гостями. Сионис впоследствии заманил Брюса в зимний сад особняка, намереваясь убить его из пистолетом. Брюсу удаётся обезоружить Сиониса, который впоследствии сбегает и тем самым даёт возможность Робину (Джейсон Тодд) проследить за ним до его убежищего.

Джеремия Аркхэм

В комиксе Battle for the Cowl , появляется второе воплощение Чёрной Маски. Он накачал заключенных Аркхэма (среди которых были Большая Белая Акула, Ядовитый Плющ, Виктор Зсасз, Джейн Доу и Пугало) наркотиком, которое может убить если будет активировано. Чёрную Маску быстро признали в качестве лидера группы, когда он взрывает лечебницу, а затем готовится к своему восхождению, уничтожив Двуликого и господство , тем самым став преступным лидером Готэма в очередной раз.

Личность Чёрной Маски была определена как Доктор Джеремия Аркхэм, который стал Чёрной Маской после перенесенного психотического срыва из-за воздействия различных психотропных веществ от различных злодеев Бэтмена. После его захвата и поражения от нового Бэтмена, Дика Грейсона, он отправлен в тюрьму в восстановленном Аркхэме. Он также появился в трех выпусках, Arkham Reborn , где он начинает манипулировать пациентами, сюжетная линия, завершившееся в Detective Comics .

Способности

Очень опытный стрелок, Чёрная Маска обычно использует два пистолета. Он также использует меч в различных комиксов. Он опытный рукопашный боец, способный постоять за себя даже в бою против таких опытных противников как Бэтмен и Женщина-кошка. Он обладает отличной стойкостью и выносливостью и тем самым, не смотря на многочисленные повреждения, может продолжать сражаться. Чёрная Маска является блестящим стратегом, который очень длительное время планирует свои планы, прежде чем ударить по своему противнику. Он мастер побега, который несколько раз сумел сбежать из тюрьмы. Тем не менее, наиболее важным оружием Чёрной Маски являются умение внушить страх и запугивание своей жертвы. Он известен своими жестокими и садистскими методами пыток. Чёрная Маска также использует свои связи в преступном мире для того, чтобы собрать информацию о своих врагах, а затем нанести им удар с той стороны, где они наиболее уязвимы (например, семья или друзья).

В СМИ

Мультсериалы

Чёрная Маскапоявляется в мультсериале " " вышедший в 2004 году, роль персонажа озвучил Джеймс Римар. Эта версия Чёрная Маски является влиятельным криминальным авторитетом с большим количеством подчинённых , которые используют высокотехнологичное оружие . Его правая рука человек по имени "Н омер Один " , который выступает в качестве второго лидера . Чёрная Маска, которую он носит неснимаемая, и у него нету отпечатков пальцев или других отличительных особенностей , что делает его невозможным для идентификации .

Чёрная Маскапоявляется в мультсериале " ", роль персонажа озвучил Джон Ди Маджио. В этой версии Чёрной Маски, егогубы и зубы двигаются, в то время как его зубы остаются закрытыми, когда он говорит. Его правая рука, человек по имени Татуировка, который командует Обществом Лживых Лиц.

Анимационные Фильмы

Чёрная Маскапоявляется в " ", роль персонажа озвучил Уэйд Уильямс. В этой версии Чёрная Маска, показан как первый человек, который взял под свой контроль весь Готэм-сити, а его правая рука Миссис Ли. Он, один из криминальных лиц с кем планирует разобраться Красный Колпак.

Чёрная Маскапоявляется в " ", роль персонажа озвучил Стивен Блум. Показано, что у него война с бандой Еретиков, он проводит сделку по продаже оружия , когда он сталкивается с Бэтменом (на самом деле, он сталкивается с Ночным Крыло, который заменяет в этот момент Бэтмена, когда тот пропадает ) и Робином .

Игры

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Dark Tomorrow".

Чёрная Маскапоявляется в игре "DC Universe Online".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Lego Batman: The Videogame Lego".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman 2: DC Super Heroes".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham Asylum".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham City".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham Origins".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham Origins Blackgate".

Чёрная Маскапоявляется в игре "Batman: Arkham Knight".

Двое персонажей в комиксах DC носили прозвище «Чёрная Маска » (Black Mask) , и первым был Роман Сионис, представитель богатого рода Сионисов. Его проблемы начались ещё в детстве - сразу после рождения врач уронил его головой на пол, а через несколько лет его покусал бешеный енот. Родителям Романа на всё это было абсолютно наплевать, для них главным было сохранить лицо семьи. Роман ненавидел лицемерие своих родителей - они дружили с семьёй Уэйнов, но на самом деле ненавидели и Томаса, и Марту. При этом родители заставляли Романа дружить с Брюсом.

Когда Роман вырос и закончил институт, то унаследовал родительский бизнес - фирму Janus Cosmetics. Роман тут же влюбился в секретаршу, родители это не одобрили, Роман психанул и сжёг их поместье вместе с ними. После чего выяснилось, что руководитель из него так себе. Компания обанкротилась и была выкуплена Брюсом Уэйном, а секретарша при всех бросила Романа. Кроме того, оказалось, что одна из выпущенных линеек косметических средств, недостаточно проверенных, была токсичной. Беда за бедой. Всё это ещё сильнее расшатало психику Романа.

Когда нервы окончательно сдали Роман отправился на кладбище, высказать покойному отцу всё, что о нём думает. Прямо у дверей склепа Сионисов в Романа попала молния, он воспринял это, как знак свыше, вломился в склеп, разломал гроб отца, сделанный из эбенового дерева, и сделал себе маску. Весьма очевидно назвав себя Чёрной Маской, Роман основал Сообщество Ложного Лица (False Face Society) , каждый член которого носил маску. Считалось, что такие маски делают людей смелее, выносливее и безрассуднее.

Став Чёрной Маской, Роман начал убивать высокопоставленных сотрудников компании Уэйна. Главной целью стал Брюс Уэйн, и разумеется, с ним у Романа ничего не вышло. В расстроенных чувствах Чёрная Маска пришёл к выводу, что в его поражении виновата личность Романа Сиониса, и от неё нужно избавиться. Роман поджёг собственное поместье, и когда сердобольные Бэтмен и Робин пытались спасти долбанутого преступника из огня, он запутался ногами в тросе, упал лицом в костер, и маска намертво приклеилась к его голове.

После землетрясения Роман на время избавился от маски, основав культ, чьи участники покрывали свои лица шрамами. Впрочем, он вернулся к обычной карьере и к образу Чёрной Маски. Роман серьёзно ранил, и, как считалось, убил Стефани Браун, помощницу Бэтмена, носившую прозвище «Спойлер» и недолго пробывшую Робином. Правда, оказалось, что она подделала свою смерть.

Роман неоднократно был помещён в Аркхэм и всегда сбегал оттуда, в основном не организовывая побег, а пользуясь шумихой во время крупных беспорядков. Однажды Брюс Уэйн внедрился в его банду, взяв прозвище «Череп» (Skullface) , и уже почти поймал Маску, но тот сбежал. У Бэтмена от этого обострился кризис среднего возраста - «Второсортного злодея поймать не смог! Старею…». Роман постепенно «прокачался» и стал чуть ли не главным мафиози Готэма… пока Готэм не был уничтожен землетрясением в сюжетке .

Роман Сионис был убит Женщиной-Кошкой, при этом обвинили в этом другую Женщину-Кошку, сменившую Селину на её посту. Роман вернулся в виде мертвеца во время Темнейшей Ночи и напал на Женщину-Кошку. С мертвецом расправилась Ядовитый Плющ, заключив его в объятия кислотного растения, постепенно растворявшего его плоть, и переправившая растение на болото, подальше от людей.

Во время «Битвы за Капюшон» роль Чёрной Маски примерил Джеремайя Аркхэм, дальний потомок того самого Аркхэма, основавшего небезызвестную клинику. Новый носитель Маски быстро подмял под себя кучу разноуровневых злодеев (включая Крока, Виктора Зазза, Пугало и Светляка) и захватил власть над криминальным миром Готэма. Впрочем, и он спасовал перед силой семьи Фальконе.

Джеремайя Аркхэм стал Чёрной Маской из-за того, что свихнулся. А свихнулся он из-за того, что нанюхался всякой дряни. Реально, в Готэме полно злодеев, помешанных на химии. Джокер со своим веселящим газом, Ядовитый Плющ, Пугало, Испуг…каждого понюхаешь, так и свихнуться можно. Джеремайя был окончательно побеждён , на тот момент примерившим роль Бэтмена.

В сериале «Готэм» Чёрная Маска – бизнесмен по имени Ричард Сионис, устраивающий соискателям на работу в его фирме самый жестокий стресс-тест - соискатели должны принять участие в подпольных боях насмерть. Кроме этого Чёрная Маска появлялся в мультсериалах «Бэтмен» 2004 года и «Бэтмен: Отвага и Смелость» и засветился в игре «Batman: Arkham Origins».

Смотрим ролик. Из него узнаем, что за окном канун Рождества. Вдруг передают, что иденцифицирован подозреваемый Черная маска. Коммисар Лоуб захвачен в плен. Далее Брюс Уэйн надевает свой костюм и летит в тюрьму, не смотря на напоминание Альфреда о Рождестве. У героев не бывает выходных.

Приземлившись, заходим в полуразрушенное здание и идем по коридору. Слышим диалог начальника тюрьми и мафиози. Угрожающе подходим сзади к противнику и заставляем его наложить в штаны, после того, как он увидел тень на стене. Противник атакует, делаем контрудар и он лежит. Начальник тюрьмы тоже пытается противостоять неизвестному, но Бэтс забирает у него кусок трубы и отпускает. Выясняем местонахождение коммисара Лоуба и Черной маски у начальника.
Проходим дальше. Попадаем в тюремный блок А. Спускаемся по лестнице и оказываемся на "арене". Даем отпор пару тройке врагов и после допроса одного из них узнаем, что Черная маска идет с Лоубом в камеру для казней. А теперь даем мафиози отдохнуть, оглушив его.


Идем в следующую дверь и натыкаемся на дрона. Убираем следующую группу за углом. Отчаянные парни, ведь они не знают кто перед ними. Решетка заперта. Подтягиваемся Бэткогтем на уступ сверху и перебираемся на другую сторону. Проходим дверь, идем по коридору. Опершись на стены лежит оглушенная охрана. Смотрим вставку. И вот уже видим Крока-Убийцу в действии. На пути у нас стоит бронированный злодей. С ним обычные удары не пройдут, его нужно предварительно оглушить, нажав [СКМ], и только потом уже наносить серию мощных ударов. Опять цепляемся когтем за выступ и поднимаемся. Заходим в помещние и включаем "Режим детектива". Нужно открыть дверь, чтобы наказать следующих бандитов. Пускаем Бэтаранг в кнопку, активирующую дверь и проскальзываем под дверью. Показываем следующей группе врагов кто тут Бэтмен и опять включая "режим детектива" обнаруживаем кнопку запуска лифта.
Смотрим вставку. Открываем решетку вентиляции и пробираемся в камеры смертников. Так рассправляемсся с очередной кучкой преступников. Что же мы видим? С одной стороны дверь, с другой бандита за решеткой, который точно не откроет её нам. Как выясняется дверь закрыта. Включаем "режим детектива" и видим стену, которую можно взорвать гелем. Так и делаем. Заходим в камеру Календарника, это понятно судя по развешенным везде календарям, и ломаем решетку вентиляции. Проходим дальше и распыляем гель на стену. Подрываем стену и вместе с ней преступника.

Проходим за дверь и следующую дверь кинув 2 бэтаранга в кнопки. Идем через какую-то процедурную в вентеляцию. Посмотрев в просвет видим Черную Маску и его подельников. Вылезаем из вентиляции и смотрим вставку, как сажают в газовую камеру Лоуба. Разбиваем стекло и врываемся в камеру казни. Лоуб мертв. Устраняем вбежавших в комнату головорезов. Выходим в коридор, в конце два пути: налево и направо, куда пойдем? Направо.

Там забираем карту памяти. Расшифровать можно будет только в бэтпещере. Поднимаемся наверх. Смотрим ролик, где завязывается битва между Бэтсом и Кроком. Теперь быстро нажмите уклонение, чтобы избежать удара, и оглушите рептилию, нажав [СКМ], теперь можно нанести серию ударов. В нужный момент опять уклонитесь от атаки, когда Крок оклемается. Далее, чтобы взорвать контейнер с топливом у него в руках, пустите быстрый бэтаранг. Затем опять оглушите его, только теперь будут мешать головорезы. Лично мне они не мешали я бил Крока и попутно успевал контратаковать злодеев. Ещё пару раз провести серию ударов над ним, избегая злостных челюстей и он повержен. Смотрим ролик, где Бэтмен допрашивает Крока и тот говорит ему, что на Бэтса открыта охота. Появялется Гордон и наш герой скрывается на своей "Летучей мышке" в пещеру.

Охота на Пингвина

Прибываем на место. Смотрим ролик как проводится сделка. Досмотрели? А теперь отделываем парней и допрашиваем "Санту". Он оказался злым и не принес подарок Бэтману, за что и был подвешен на горгулье. Когда тот очнулся после оглушения и понял где он, язык сразу развязался, но было поздно...


Чтобы взломать SIM-карту нужно отключить вышку, которая блокирует сигнал оборудования Бэтмена. Летим к ней, на крышt орудует пару ребят с битами. Быстренько их уделываем и к делу. Далее пускаем управляемый бэтаранг через электрическое поле и направляем в блок предохранителей. Теперь дверь открыта. Спокойно входим и открываем следующую дверь. А за ней...да, за дверью глушилка, которую нужно взломать. Теперь можно считать информацию с SIM-карты, которую Бэтс забрал у торговца оружием (тот самый "Санта"). Наводимся на яркое желтое пятно и сканируем. Для местонахождения Пигвина нужно найти 2 переносные станции, где можно найти SIM-карты и сканировать их.

Отправляемся к первой, где вырубаем очередную группу последователей Кобблпота и сканируем карту. Для точного месторасположение Пингвина надо найти ещё одну станцию с картой. Осторожней, некоторые враги на ней вооружены, но я думаю это не будет трудностью. Сканируя SIM-карту узнаем, что Пингвин скрывается на лайнере Final Offer. Что ж, пора полетать.

Лайнер Final Offer

Прибываем на лайнер. Проникнуть внутрь нам мешают снайперы. Скидываем одного с вышки, на другого можно спрыгнуть сверху. Заходим внутрь.
По словам Бэтса, Пингвин устраивает бойцовский турнир. И мне что-то подсказывает, что нам дадут показать себя. Пройдя за дверь двигаемся по коридору и доходим до следующей двери, где поджидают нас головорезы. Пробуем набрать рекордную серию ударов, если не получилось, то не беда, они всё ровно будут лежать. Входим в следующий коридор, нам направо...и опять дверь, сколько тут дверей.
Попадаем на Палубу 1. Бежим по коридору, перепрыгиваем канализацию, ещё немного и доходим до разрушенного корпуса. Здесь явно произошла какая-то авария. Прыгаем на трубу и по ней перебираемся на другую сторону. Дальше у нас враги. Стоящего к нам спиной убираем в полете и начинаем замес. Теперь необходимо попасть на другую сторону. Но есть преграда - вода. Подтягиваем бэткогтем к себе плот и став на него, цепляемся за кольцо на стене, таким образом подтягиваемся и переплываем на нужную сторону. Поднявшись на уступ идем по лестнице вверх и заходим в дверь. Мы в бойлерной. Осталось только выйти на арену. Смотрим ролик.

Сексуальная блондинка приглашает на бой какого-то типа с электичеством. Злодей отказался говорить, где Черная маска. Ну что ж, поехали. Воу что это случилось? Выпендрежник пропустил первый удар и отправился в нокаут. Сильно. Ну если он не смог, может ребятки доставят нам веселья? В конце боя добпрашиваем здавшегося преступника. Выясняем, где находится Кобблпот. Входим в дверь с надписью Exit.

Поднимаемся по лестнице и идем прямо в следующую дверь. Попадаем в коридор, идем по линейному маршруту преодолевая препядствия. Проскальзываем в щель и приземляемся около ледяной стены, которую в последствии разрушаем взрывающимся гелем. Послушаем диалог преступников по поводу нового корабля Пингвина. Довольно забавно. Перебираемся на другую сторону и оказываемся у стены на которую нужно прыгнуть, чтобы найти точки зацепления крюком. Поднимаемся по кругу башенки и залезаем на конечную, где ведут диалог милые ребята. Дальше ребята уже не только милые, но и спокойные...лежа мордой в пол. Идем прямо. За дверью нас ожидает немного парней. Теперь нужно найти помошницу Пингвина - Трейси. Пройдя дверь нужно включить "режим детектива", чтобы увидеть место в потолке, которое можно сломать. Далее ломаем панель с помощью управляемого бэтаранга и электричества, которое видели при входе над дверью. Открыв проход в вентиляцию, оказываемся в баре, где видим дверь в казино, куда нам и нужно. Внутри 3 головореза, один вооружен и ходит по территории. Остальные 2 стоят спиной и что-то рассматривают. Вырубаем по тихому преступника с автоматом и двух остальных. Отбиваемся от выбежавшей поддержки.

Теперь наша задача проникнуть в офис Пингвина. Включаем режим детектива, видим решетку вентиляции, там находится панель открытия двери, которую нужно взломать. Рассправляемся с вышедшими бандитами и идем внутрь, в лифт. Там сажаем в клетку Трейси и взламиваем систему безопастности. Теперь все двери открыты. Заходим в дверь театра, предварительно отразив очередную атаку приступников. Там же нас ожидает тоже не хилая кучка. Рассправившись с ней, входим в кабинет, где Пингвин с Кинзи допрашивают Альберто Фальконе. Теперь настало время Бэтмена допросить Пингвина.

Он спрашивает, где скрывается Черная маска, который назначил награду за голову Летучей мыши. Но тут появляется Дэфстроук и утягивает Бэтса на поле битвы. На самом деле поединок заставил меня попотеть 3 раза, но я всё таки его прошел. Самое важно это вовремя нажимать кнопку контрудара. И не в коем случае раньше положенного. Потом выходим из здания.

Преступление в Лэйси Тауэрс

Теперь можно покинуть корабль и следовать к месту преступления, чтобы собрать улики. Поступил сигнал, якобы жертва - Черная маска. Прибываем на место и подключаемся к полицейской частоте. Теперь мы можем слышать их переговоры. Обнаружив два полицейских на балконе, идем туда, там и есть вход в Лэйси Тауэрс. Зайдя внутрь, следуем направо. За дверью - место преступления. Полиция обвиняет в убийстве Черной маски Пингвина. Нужно включить Режим детектива и просканировать место и восстановить картину убийства.

Сначала сканируем тело убитого, дальше тело подруги Черной Маски, подвешенной на люстре. На полу лежат остатки от коктейля Молотова. Воспроизводим картинку и понимаем, что помещение подожгли с целью замести следы. Изучаем след от пули на теле убитого. Повторно сканируем тело подруги Черной Маски. Изучаем отпечатки пальцев Пингвина на стене рядом с телом. Подробно сканируем следы на полу. Изучаем след на полу под телом на люстре. Отматываем назад, чтобы обнаружить ткань одежды на оконной раме балкона. Сканируем след на стойке. Медленно отматывая время назад можно заметить, что у девушки отлетел телефон. В последнем отправленном сообщении фигурирует Джокер.

После расследования, Бэтмен понимает, что Пингвин побывал тут после убийства. Также выяснилось, что тут было гораздо больше людей, чем казалось. В списке побывавших людей появляется некий Джокер. Нам нужна Национальная уголовная база данных для выяснения личности. По словам Альфреда, она находится в полицейском участке. Не помешало бы сперва заглянуть в пещеру за новым снаряжением.

Полицейский участок

Внутрь нужно попасть, используя вход с крыши. Её охраняют, придеться подраться. Внутри спускаемся по лестнице и с помощью геля проникаем в лифтовую шахту. Нужно найти серверную, это будет не просто. Но, чтобы узнать, что случилось в Лэйси Тауэрс Бэтмен пойдет на все. Проходим по вентиляционной шахте, из разговора полицейских можно понять, что они должны найти Бэтмена раньше головорезов. Доходим до конца и вырубаем одного, стоящего у решетки. Проходим в следующую комнату и видим, как несколько парней смотрят телевизор. Я, например, стянул двоих управляемым когтем и одного добил так. Двери заперты и секвинатором их не взломаешь. Смотрим наверх и видим вентеляцию. Дальше нужно пробраться мимо кучи копов, обсуждающих что-то внизу. Для этого используем управляемый коготь и преодолеваем препядствие по тросу. Но я, забавы ради, попробовал прыгнуть к ним в компанию, спустя секунд 20 меня убили. Но думаю если поднапрячься, то можно их положить. Ну, ближе к делу. Спрыгиваем вниз и проходим мимо них, оглушив копа, который покупал кофе в автомате. Заходим в дверь. Нужно отмутузить копов и зайти в допросную, эта дверь справа. Ого, это же наш "Санта", разбираемся с копом и начинаем допрос. Узнаем, что деструктор находится в комнате вещдоков, который открывает электронные замки. Опять вырубаем нашего друга.


По пути натыкаемся на сброд полиции избивающих гражданских. Преподаем им урок. Обходим закрытую дверь, разбивая окно заделанное досками. Попадаем в раздевалку. Выслушав проблемы копа, нейтрализуем его и лезем в вентиляцию, дальше будет выступ, на который забираемся и поднимаемся по лестнице. Нужно устранить всех копов, а потом спокойно пройти дальше. Попадаем на стрелковый полигон. От двух парней слышим, что Брэнден заключил сделку с Черной маской, чтобы устранить Бэтмена. Стягиваем крюком и оглушаем их. Новая система безопастности не дает взломать панель для открытия двери. Бэтс вспомнил про деструктор в хранилище улик. Направляемся туда. Лезем в лифтовую шахту, взломав панель. Пройдя по коридору, оказываемся в тюремных камерах. Тут встретится большая группа врагов. Используйте детонатор для облегчения себе жизни. Жмем на кнопку и идем в помещение Лазарета. Слева подрываем хлипкую стену и проникаем в шахту. Цепляемся тросом и поднимаемся. Далее растянем крюк Дэфстроука и лезем в вентиляцию. Взяв нужное оружие, возвращаемся назад к заблокированной двери. Используем найденное устройство для выключения заглушек. По пути будет много преступников, сбежавших из своих камер. Смотрим ролик, после чего уходим по вентиляции.На выходе глушим охрану и открываем дверь. Нам налево. Выходим к лифту и поднимаемся. У выхода натыкаемся на Гордона. Бросаем дымовую гранату и вырубаем налетевших копов.

Канализация

Необходимо проникнуть в канализацию под полицейским управлением. Вход будет чуть ниже маркера. Открываем люк и прыгаем. Внутри мы встретимся с мастерами единоборств, они немного сложнее обычных врагов и могут блокировать атаки и контратаковать. Разносим хрупкую стену, нанеся жидкий гель. Поднявшись на самый верх нажимаем кнопку, хватаем крюком за люк и открываем его, перенаправив поток пара. Теперь растягиваем трос и перелетаем на другую сторону. Там взламываем панель и летитим на врага внутри тунеля. Далее нужно спланировать в лифт и активировать его. Поднявшись наверх разбираемся с головорезами. Альфред сообщает, что нужные нам провода находятся прямо у нас под носом. Провидим анализ. Оказывается Роману Сионису принадлежит Коммерческий банк Готэма. Найденной информации хватило, чтобы распутать дело в Лэйси Тауэрс. Смотрим картину происшествия.

Коммерческий банк Готэма

Вход внутрь находится на крыше. Рядом с закрытой дверью есть стена, которая поддастся взрыву. Внутри отключаем сигнализацию, выстрелив из деструктора. О господи, сколько же трупов! Пройдя в вентиляцию слева от входа взрываем пол гелем и смотрим ролик. А вот и Джокер. А с ним ещё одна сумасшедшая, которая смеется не успокаиваясь. Теперь нужно аккуратно перебить вооруженных бандитов, вошедших внутрь. У одного из них глушилка. Будет разумным вырубить его первым, чтобы отслеживать перемещение остальных. Последний живой преступник сдается. Из допроса узнаем, что Джокер перебил многих ребят Черной маски, которые отказались подчиняться. Также, он забрал Сиониса на сталелитейный завод и может убить. После всего этого можно сканировать тело женщины. Как выяснилось, она не смеялась, а медленно умирала. Это был яд. На выходе из здания будут ждать копы.

Сталелитейный завод

У входа на завод охраны будет не мало. Лучше всего все сделать по стелсу, подкрадываясь к врагам сзади и вырубая их. Войдя внутрь приподаем урок безоружным клоунам и идем в левую дверь на второй этаж в офис Сиониса. Чтобы избежать засады лучше пройти через вентеляцию над входом. После поединка взламываем компьютер в уютном уголке, чтобы узнать код доступа двери.

Следуем через помещения до склада. Хм...потайная комната. Надо пробраться внутрь. Но сперва уничтожим врагов. после выбегут ещё и вместе с ними Каратель - бронированный, как Железный человек головорез. Победить можно, сняв с него броню и потом добить большим кол-вом ударов, как собратьев поменьше. Нажимаем кнопку и передвигаем кран с балками ближе к стене. Потом хватаем крюков за одну сторону балок и оттянув разбиваем стену. Входим в лифт. Сканируем приехавшего в нем мафиози. Он был отравлен. А Джокер всё развлекается. Спустившись в тех. помещение опять разбираемся с врагами и идем ломать дверь. В следующем помещение довольно много врагов. Можно сделать все тихо. Входим в кабинет и застаем "бывшего короля" подвешенным. Далее Бэтмен спрашивает его о Джокере и ломает ему пару ребер. Но всему помешала медноголовка. В итоге Сионис скрывается.

Бой с боссом Медноголовкой

Вас отравили. Возвращайтесь назад. Вокруг все зеленое, у Бэтмена начались голюцинации - жертвы, которых он не спас разговаривают с ним...


Когда достигните круга, бой будет основан на обычном отражении атак и нанесения своих. Ещё момент, надо отпрыгивать от синих лучей, из которых вылетают клоны. Как прилетит контейнер с антидотом, вколите его и затем спокойно схватите Медноголовку.

Отель Gotham City Royal

Отправляемся на Готэмский мост пионеров, где ловим сигнал. Далее ищем местонахождение по датчику электромагнитных волн. Похоже, что сигнал идет из округа Даймонд. Электрошокер засел в отеле Gotham City Royal. На входе нас поджидают не очень дружелюбные копы. Впрочем не беда. Входим на паркову и отделав немного преступников, взламываем панель и отключаем электрический ток, который мешает попасть наверх. После же рястягиваем сверху трос и поднимаемся наверх. Нажимаем кнопку, которая откывает ворота к лифтам. Поднявшись, идем в вестибюль. А тут красиво, всё украшено. Далее следует проникнуть в помещение охраны. Исследуя помещения по камерам, Бэтс нашел Джокера. Дальше следует небольшой ролик.



Забираем электрические перчатки Электрошокера. Теперь пора попасть в пентхаус. используем лифт, зарядив его энергией от перчаток. Кто-то забыл закрыть окно. Влетаем в него и мы уже на восточной башне. Добраться до Джокера будет трудно, по крайней мере это нельзя сделать на лифте. Что ж, придется по старинке. Но людей безбашенного психопата, поджидающих нас на лестницах тоже никто не отменял. Идем и по дороге заряжаем панель перчатками, чтобы поднять решетку и начинаем веселье. Новые перчатки с электричеством устраивают феерическое шоу. Далее идем направо. В прачечной через вентиляцию пролазим в лифтовую шахту. Заряжаем панель и поднимаемся вверх. Там ни в чем не подозревающие головорезы Джокера. Идем дальше по коридору. Так, мы нашли бар. Осталось перебраться на другую сторону. Цепляем трос и перелетаем с здания на здание. Опять закрытая решетка. Что ж, попробуем зарядить панель. БАХ! Около стены стоит оружие, которое стреляет, стоит только близко подойти. Давайте отключим его деструктором и спокойно откроем дверь. Поборов парней идем дальше и забираемся на самый верх вентиляционной шахты.

Там выходим в коридор через прачешную. Идем по коридору и заходим в дверь, где Джокер оборудовал танцевальный зал. Спускаемся справа по шахте на самый низ. Разбираемся с парнями и открываются ворота с модным клоуном над входом. Джокер решил опять повеселится? Нужно поторопится, чтобы вовремя спасти привязанных к стулу головорезов. Сначала швырните 2 бэтаранга в кнопки, потом растяните канат и забравшись на него проберитесь дальше, взрываем доски гелем и взламываем панель. Браво, опладирует нам Джокер! Далее нужно стать на кнопку и метнуть управляемый бэтаранг. Вылетев из одного глаза клоуна, зарядившись энергией, его нужно направить через второй глаз, чтобы сломать панель.

Над нами открылся проход, поднимаемся. Наверху очередная головоломка. Нужно попасть по четырем шарикам, но только в том порядке, в каком загорятся маски. Попробуйте ошибится и преступника ударит разряд тока. Далее планируем на арену и бьем кого только видим. Взлетаем на балкон и активируем панель. Стреляем тросом в голову куклы и проходим в следующую комнату. Заложник говорит, что у них есть ещё люди и их надо спасти. Пролазим по вентеляции и нейтралируем угрозу. Далее на 28 этаже в помещении обезвеживаем бомбу, после чего таймер переходит на 14 секунд. Прыгаем в окно и цепляемся за вертолет. Спрагнув с него, нужно будет серьезно повозится с головорезами. Далее в здании убираем всех по тихому. Поднимаем на лифте в пентхаус. Смотри ролик, как Бэйн бьет Бэтмена. Потом нам дают пару раз ударить Джокера и...


...Бой с боссом Бэйном

Сначала можно просто бить Бэйна. Когда он включит токсин, то делаем так: когда он захочет ударить, над ним появится красный индикатор, прыгаем ему за спину и наносим три удара оглушения и потом уже делаем комбо. Вырвав ему зеленые жилы он выкенет Бэтса в окно.

Теперь Бэйн атакует с разбега. Уворачивайтесь. Затем три удара оглушения [СКМ+СКМ+СКМ], делаем комбо (много раз [ЛКМ]), решающий удар [Е] + [ЛКМ+ПКМ] для включения электроперчаток. Выползающих врагов желательно убивать, если хотите успешно выполнить комбо. Далее идет долгий и красивый ролик.

Играя за Джокера просто бейте врагов и после просто идите вперед. Играя за Бэтмена возьмите новый гаджет в пещере и отправляемся снова в Готэм.

Просканируйте труп в морге полицейских

Прибыв на место отразите атаку копов и спускайтесь в канализацию. Воспользуйте клеевой гранатой, чтобы остановить пар и пройти дальше. Дойдя до места, нужно будет хакнуть панель и забраться по лестнице наверх. Теперь надо осмотреть тело с помощью сканера улик. Закончив работу, возвращаемся. Сработал маячок Бэйна.

Укрытие Бэйна

У входа поставлена охрана. Вырубаем их и вырубив источник помех у двери входим внутрь. По пути встретятся преспешники Бэйна, среди них будет парень с веномом. Далее разбиваем стену и создаем плот с помощью клеевой гранаты. Хватаясь и подтягиваясь за кольца, достигаем другого "берега". Там нас выталкиваяют враги, не успев мы войти внутрь. Бэйн нашел маячок и оставил на столе. А ещё он знает и о секрете Бэтмена. Надо спешить в пещеру. Могут пострадать невинные. Возвращаемся на поверхность.

Готемский Мост Пионеров

По пути нам сообщают о заложниках на мосту. Взломаем канал Светлячка, чтобы слышать переговоры. Прилетев на мост смотрим ролик. Светлячок начинил мост бомбами и если сунутся копы - мост будет взорван. Надо предупредить капитана Гордона о бомбах. Сообщив, ломаем панель лифта и забираемся наверх. По пути ломаем решетку и заряжаем панель перчатками, чтобы отодвинуть лифт. Теперь кидаем 3 клеевые гранаты в трубы и пройдя прыгаем на балку. Зайдя в дверь придется расправится с охраной. Последний сдастся, его то мы и допрашиваем.Выясняется, что всего у нас 4 бомбы. Первую можно обезвредить прямо здесь. Снимаем крышку и ломаем систему. Нужно за определенное время ввести 3 пароля. Бомба обезврежена. Ещё три.

Вторая бомба будет на железнодорожном вокзале. Убираем охрану и идем в комнату управления, чтобы опустить вагон и выпустить заложников. Обезвреживаем бомбу и идем к следующей.Мы под мостом. Корабкаясь по обломкам доходим до твердой поверхности. Обезвреживаем снайперов. Внутри нас ждет куча врагов, охраняющих взрывчатку. Но дались они легче, чем я ожидал. Жмем кнопку для отключения электричества и ломаем бомбу. Осталась последняя на другом конце моста. Возвращайтесь в то место, где спасли людей в вагоне. Валим охрану и идем в пожарную дверь. Там последняя бомба.

Бой с боссом Светлячком

Первая фаза
Т.к. он летает, его нужно бить дистанционными атаками. Сначала бросаем клеевую гранату , потом закидываем бэтарангами и на последок подтягиваем к себе бэткогтем . Дальше бежим до момента проскальзывания под грузовиком, уворачиваясь от луча Светлячка.

Вторая фаза
Теперь придется многократно уворачиватся от луча, а дальше все как в первой фазе.

Третья фаза
Светлячок зажгет поле боя. Подтянитесь к нему [F]. Пару раз нажмите [ПКМ], когда будет нужно. После долгой борьбы в воздухе враг будет повержен.

Бэйн пробрался с логово Бэтса. Прилетев нужно найти Альфреда. Почините компьютер, используйте Режим детектива, чтобы найти Альфреда. Вызволяем из под обломков и воскрешаем разрядами тока из перчаток.

Побег Джокера

По полицейской частоте передают, что Джокер сбежал из камеры в Блэкгейт и организовал бунт, есть многочисленные жертвы. Высадившись в Блэкгейт, отмордуем преступников во дворе. Бэтмен прикажет копам охранять выход, чтобы никто не сбежал. Теперь пора спустится в канализацию. Пройдя дальше подорвите пол и спуститесь вниз. Перелетите через разрушенный мост, также можно использовать канат для переправы. А вот чтобы перебратся через электричество, без каната не обойтись. Взорвав хрупкую стену планируем на ту сторону и разбеваем панель. Когда электричество иссякнет, перебераемся на ту сторону с помощью плота.
Идем в комнату слева. Включив кнопку кидаем управляемый бэтаранг в окно и проводим через электрическое поле напротив и направляем в панель. Теперь сделаем плот клеевыми гранатами и подорвем стену.

Попав внутрь залепливаем трубы гранатами. Соорудив очередную посудину и клея, нужно плыть, заделывая трубы, мешающие продвижению. В конце пути заделываем 3 трубы на стене, чтобы после взрыва залететь в проем. Деремся с парнями в робах и поднимаемся по лифтовой шахте. Вырубив в следующем помещении всех головорезов и спасаем девушку. Далее идем по тюремным коридорам и мутузим всех попавших под "шоковую" руку Бэтса врагов.

Бой с Бэйном в психушке

Бэйн надел кардиометр и теперь каждый удар серца будет заряжать электрический стул. Либо Бэтмен убьет Бэйна, либо умрет сам от руки Бэйна.

Первая фаза
Схема с ним.


Вторая фаза
Когда Бэйн вколет себе TN1, он превратится в огромного монстра. Нужно кинуть клеевую гранату, затем дымовую и зайдя Бэйну за спину воткнуть его в стену или электрическую решетку. Но у меня выходило так изредка. Я прятался за решетками и в момент подхода Бэйна делал решающий удар. Или можно подкрастся тихо к нему за спину и тоже сделать решающий удар. После просмотра ролика нужно будет нажать два раза мышью в определенный момент.


Идем дальше, помогаем Гордону справится с преступниками. Наш вечно улыбающийся друг совсем рядом. Добравшись до колокольни останется поколотить Джокера. Смотрим ролик и титры. ИГРА ПРОЙДЕНА!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь