Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Классный час

Тема: «Моя семья – мое богатство»

Разработала и провела:

Братанова Марина Сергеевна

Сургут, 2018

Классный час «Моя семья – мое богатство»

Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

У. Фоскало

Цели :

способствовать приобщению обучающихся к духовным и культурным ценностям;

помочь обучающимся осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Задачи :

расширить представления о семье,семейных богатствах, о важности и роли семьи в жизни человека;

воздействовать на эмоциональные чувства;

способствовать формированию у обучающихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.

Предварительная подготовка:

Проведен подготовительный классный час, на когтором проделана следующая работа:

обучащиеся пишут сочинение – размышление «Моя семья – мое богатство», по вопросам, приложение 1.

рассказать историю создания герба семьи и что он из себя представляет. Выдано домашнее задание продумать план или схему герба идеальной семьи, собрать необходимый материал. Приложение 3

2. Активные студенты группы готовят выступление – рассказ о своей семье, который сопровождается наглядным материалом: презентация, генеалогическое древо семьи, фото альбом…

3. Подготовить выставку фотографий, смешных рассказов из жизни семьи…

4. Украшение кабинета: фото плакаты, высказывания о семье…

Ход классного часа

Ведущий : Добрый день ребята, гости нашего мероприятия. Я очень рада видеть вас на нашем классном часу, который называется «Моя семья – мое богатство». А начать наш классный час мне бы хотелось со слов: зачитать эпиграф.

Студент 1.

Семья моя – мое богатство
Любовь защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придают
Все вместе праздники встречают
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья
Что в жизни главное – семья.

Ведущий : Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи

Скажите мне пожалуйста: Кто входит в семейный круг?

Муж и жена, которые с рождением детей становятся отцом и матерью. Все вместе они составляют единение настоящей семьи. Если есть семейный круг, то значит есть и будущее.

Департамент образования администрации Владимирской области ГБОУ СПО ВО "Муромский промышленно - гуманитарный техникум" Классный час "МОЯ СЕМЬЯ - МОЁ БОГАТСТВО" Классный руководитель группы ТО-112 Пушкарёва Н.И. Цель классного часа: Определить значимость семьи в жизни каждого человека. Задачи: Формировать понятия семейных ценностей. Воспитывать культуру межличностных отношений. Уметь решать конфликтные ситуации в семье. Подготовительная работа: Подбор стихотворений о семье. Подбор музыкальных композиций. Приглашение родителей. Организация фотовыставки "Моя семья " и поделок. Написание мини-сочинений "Моя семья - моё богатство". Оборудование: Презентация, Набор пословиц Актуальность данной темы: Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Вступление. Звучит мелодия "Родительский дом" Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей. Какие же определения семьи существуют? Слайды 3-4 Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Поэтому государство стоит на страже интересов семьи, для этого создана законодательная база - семейный кодекс слайды 5-6 Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом. Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление. Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других. Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности. В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в "Иванов, не помнящих родства". Поэтому семья - это первооснова родины. Как появилось слово семья - легенда (выступление студента)слайд 8 Стихотворение о хорошей семье (выступление студента) слайд 10 Характеристика основных тенденций в семье слайды 11-12 Значение семьи от великих людей. - ...Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально "не могут жить друг без друга". (Чернышевский Н. Г.) - Лучшая школа дисциплины есть семья. (Смайлс С.) - Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни. (Х. Цзычен) - В семейной жизни главное - терпение. (Чернышевский Н. Г.) - Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. (Гете И.) - От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи) - Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес) - Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа... Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите? (Руссо Ж.) - Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. (Екатерина Великая) - К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ) Народная мудрость слайды 14-15 Пословицы слайд 17 Конкурс "Продолжите пословицы..." 2команды. На разных листочках напечатаны начало и конец пословицы и сложить пословицу, (или по слайду 18) - Дом без хозяйки... (сиротка) - Дом вести... (не бородой трясти) - В гостях хорошо... (а дома лучше) - Не нужен клад... (когда в семье лад) - Чем богаты... (тем и рады) - Один в поле... (не воин) - Семья в куче... (не страшны и тучи) - Когда семья вместе... (так и душа на месте) - Дома и стены...(помогают) - Мой дом...(моя крепость). Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. Конкурс "Мой дом - моя крепость" (2 команды или фронтально) - Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата) - Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка) - Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля) - Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка) - Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш) - Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка) - Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира) -Продолжите фразу А. Герцена " Семья начинается с..." (детей). -Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна). -Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался "чертовым яблоком"? (картофель). -"Чем меньше женщину мы любим, тем..." (легче нравимся мы ей.). -Закончите известное выражение М. Горького "Дети - это живые цветы..." (земли). -Автор " Свадебного марша"? (Мендельсон). -Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина). -Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. "Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну" (А.С. Пушкин). -Кто такая свояченица? (сестра жены). -Что такое бутоньерка? (маленький букет). -Как называется книга - свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой). Вопрс: Что же делает семью счастливой? Беседа. Слайды 19-20 Правила для детей слайд 21 Песня родительский дом. Исполняется всеми участниками. слайд 24 Конкурс "Умелые руки не знают скуки" У каждого - свои увлечения, и правильно говорят: "Всегда найдется дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг". Посмотрим на все, что сделано умелыми вашими руками и руками родителей. (Члены семей показывают свои поделки, рассказывают о них). Стихотворение. Читает ученик: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, Им интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже на этой сказочной земле. Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме. В семейной жизни всем желаем счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут несчастья. И солнечным пусть будет каждый час! Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда! Звучит песня "Мы желаем счастья вам" Викторина слайды 25-26 Пожелание слайд 27 Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже на этой сказочной земле. Заключение. Хочется верить, что наш классный час помог и детям и взрослым понять, насколько важно знать и помнить всех своих родных и близких, что близкие люди нуждаются в нашей любви и внимании - именно любовь, внимание, уважение и есть то богатство, которым должен пополняться каждый семейный очаг. Список используемой литературы: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980 Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994. Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт. 1927. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А.Иванов.- М.: Сов.Россия, 1986. Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т.Лихачев.- М.: Педагогика, 1983. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании.- М.: Профиздат, 1989. Ханхасаева, И. Растет дочка, растет сын / И.Ханхасаева.- М.: Педагогика, 1991.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ - МО Ё БОГАТСТВО»



«Моя семья – моё богатство»

Актуальность: в настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Разнообразные формы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание учащихся.

Цели классного часа : содействие расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах; формирование ценностного отношения к семье, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.

Форма проведения : час общения.

Оформление.

На закрытой доске : Эгоизм (от лат. Ego я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами.

На центральной доске:

Идеальные родители – это

Идеальные дети – это

Идеальная семья – это

План классного часа.

    Вступительное слово.

    Интерактивная беседа. Эгоизм и альтруизм.

    Решение проблемной задачи «Гадкий утенок».

    Воспитывающие ситуации.

    Работа в группах.

    Заключительное слово.

    Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа:

1. Вступительное слово.

Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы будем разговаривать с вами, обсуждать, убеждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

О чем же будем говорить? Конечно же, о семье. Сегодня мы постараемся выяснить, почему некоторые семьи называют себя несчастливыми, что мешает им стать благополучными; поговорим об идеальных родителях и детях, постараемся найти оптимальные решения для проблемных ситуаций. Я надеюсь, что сегодняшний классный час поможет вам понять ваших родителей, побудит вас хотя бы постараться сделать свою семью хоть чуточку счастливее.

2. Беседа.

Все вы читали сказки. И многие из них заканчиваются свадебным пиром. Увы, в реальной жизни все не так хорошо, и со свадебного пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда.

Скажите, а от одного ли конкретного члена семьи зависит ее счастье, благополучие?

Чтобы семья была счастливой, нужен упорный труд всех ее членов. У одних это получается, и тогда рождается счастливая, благополучная семья, где все чувствуют теплоту, заботу и любовь, а у многих этого не получается. Тогда люди просто живут под одной крышей. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: « Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по – своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?

Неблагополучных и несчастливых семей сейчас немало. И не всегда это связано с материальными трудностями.

Многие психологи утверждают. Что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? Кто такие эгоисты?

Ваше понимание недалеко от истины (далеко от нее).

В словаре С. И. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (открыть доску): « Эгоизм (от лат. Ego– я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по–вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

3. Решение проблемной задачи.

Все знают сказку Г. Х Андерсена «Гадкий утенок». Как многие из нас, наверное, переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. А как радовались, когда этот гадкий утенок превратился в лебедя. Послушайте рассказ одного психолога, который я назвала «Гадкий утенок».

Однажды на прием к психологу пришла мама 14 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мам в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

В сказке Андерсена из гадкого утенка вырос лебедь. А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм – признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

4. Воспитывающие ситуации.

Мы живем среди людей. Общаясь, мы стараемся соблюдать определенные правила. Но есть одно «золотое» правило, которое мы, куда бы судьба нас не завела, должны исполнять. Об этом правиле мы говорили на многих уроках литературы. Какое это правило?

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. А когда мы приходим домой, расслабляемся и позволяем себе то, что на людях не всегда можем позволить. Дома же нет тех, кто осудит со злом. Мама, бабушка, папа, дедушка – все свои. Потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, которые правят в обществе. Семья никогда не сделает нам ничего плохого, ее, прежде всего, надо любить и уважать. А как поступаете вы?

Хочу предложить вам испытания. Проверим, как вы относитесь к своим домашним, цените и уважаете ли их?

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро и четко принять решение. Если класс одобряет, то поднимает руки, если же нет, участник остается на месте.

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки. Включили музыку, приготовились помечтать, отдохнуть. И тут началось.

Ситуация №1.

Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама.

Ситуация №2.

Бабушка заглянула: «Ну – ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!».

Ситуация №3.

Папа тоже подоспел со своими указами: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь прополоть картошку».

Ситуация №4.

Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год. Подпиши – ка всем открытки».

Ситуация №5.

Собаку хотел – иди по темноте выгуливай!» - сказал папа.

Ситуация №6.

«Опять куда – то очки запропастились», - попросила бабушка найти ее очки.

Ситуация №7.

«Да выключи ты эту дурацкую музыку» - закричали все.

Тем, кто не справился, дополнительные ситуации.

Прием в школу разведчиков вы прошли.

5. Работа в группах.

Что ж, во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они частенько расстраиваются, грубят. И тогда не выдержит никакой ребенок и тоже ответит грубостью. Давайте постараемся не расстраивать членов нашей семьи, и тогда они будут отвечать нам взаимностью.

Мы уже много говорили и о родителях, и о детях. Вспомните тему классного часа - «Моя семья – мое богатство». Ведь родители и дети – одна семья. И ее нужно сохранить, ею нужно дорожить, ни один человек на свете не сделает для вас того, что делают для вас ваши родители. Какими бы плохими не были дети, родители все равно их будут любить. Вспомните хотя бы притчу о блудном сыне. Поэтому постараться нужно не расстраивать нашу семью.

Казалось бы, чтобы не расстраивать маму и папу нужно быть идеальным. А многие из нас родителей хотят сделать таковыми. В любом случае, каждый хочет, чтобы его семья называлась образцовой. Что для этого нужно? Чтобы все были идеальными. А каков он, идеал? Разберемся. Поработаем в группах.

Первая группа составляет портрет идеальных детей, вторая – идеальных родителей, а третья думает над вопросом об идеальной семье.

Чтение получившихся результатов.

Ну что ж, слово «идеал» обозначают высшую цель деятельности. Будем считать, что цель такую вы получили. Желаю, чтобы каждый из вас ее достиг, и в вашей семье царила гармония.

6. Заключительное слово учителя.

Наше общение подходит к концу. Обратимся к названию. Согласны ли вы с предложенным мною выражением?

В заключении хочу дать вам один совет: доверяйте своим родителям, делитель с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну. Постарайтесь не обижать их. Ведь родители – единственные на земле люди, которые самоотверженно и бескорыстно любят нас, а не это ли в нашем мире самая главная ценность?

7. Рефлексия.

Полезен ли для вас был сегодняшний классный час? О чем задумались? Что решили? Напишите, пожалуйста, дома мини-сочинение на тему «Моя семья».

Тема:
Цель:
Оборудование
:
Орг. момент:
Учитель:
Ученик:
Учитель:
Задание:
Классный час в 4 классе
Воротникова С.О.
Моя семья – мое богатство
1. Определить значимость семьи в жизни каждого
человека.
Формировать понятия семейных ценностей.
2. Воспитывать культуру межличностных
отношений
3. Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Презентация, макет дома,
Ход классного часа
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего
классного часа, нужно отгадать кроссворд.
1. Ребус “сон” о – ы
2. Для мамы он отец, а для вас кто?
3. Первое слово, которое говорит малыш?
4. Ребус “ночь” н – д.
5. Последняя буква в алфавите.
- Семья- это не просто родственники, живущие
рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к
жизни.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? В современной
песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет…
- Думаю, что вы согласитесь со справедливостью
этих слов. Что может быть важнее уютного дома,
где тебя всегда поймут, посочувствуют,
поддержат? Как же построить такой дом? С чего
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
слайд

Учитель –
ученик
Ученик:
Учитель:
начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
на «кирпичиках», предложенных вам, записать
как можно больше слов, которые «приходят в
голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
- Все мы понимаем, что основой семьи является
любовь, уважение, взаимопонимание. И чтобы эти
«кирпичики» стояли крепко в вашем фундаменте
дома необходимо, чтобы каждый член семьи
проявлял самые лучшие свои качества характера.
Давайте вспомним всё, что есть хорошего в наших
близких.
Игра: Если б я был идеальным.
Дети – Если б я был идеальным родителем я
бы________
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Каждый человек хочет чтобы его семья не знала
трудностей и бед. И мы можем принять активное
участие в этом т.е.помочь нашим родителям. Для
этого я предлагаю выработать заповеди (правила)
идеальной семьи. Для этого я предлагаю вам
ситуации, а вы находите на них решения.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или
гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я
для вашего обсуждения
«Как повысить настроение папе и маме?»
Вы предложили много способов для того, чтобы
повысить настроение своим родителям. Я думаю,
что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
« Подари родителям радость»
2. Семья складывается не только из родителей.
Слайд

Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и
дедушки. А каких вы еще знаете родственников?
Попытаемся выяснить.
свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же
лицо, поскольку женщина может быть снохой
только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин,
деверь, золовка, свояченица. Кто они? Ответы
детей.
1. Шурин – брат жены
2. Деверь – брат мужа
3. Золовка – сестра мужа
4. Свояченица – сестра жены
Теперь вы узнали, как называются ваши
родственники. Дарить радость можно и нужно не
только маме с папой, но и другим родственникам.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
« Проявляй заботу и участие к близким и
дальним родственникам

»
3.Особое значение для каждой семьи имеют ее
обычаи и традиции. Какие обычаи и традиции есть
в вашей семье?
(ответы детей)
Третья заповедь семейной жизни:
« Свято храни традиции своей семьи»
4.Но без проблем в семье не бывает. Представьте
себя в роли родителей. Итак, уважаемые
«родители», вам необходимо решить неожиданную
для вас семейную ситуацию. Как?
Вы родители, у вас 10-летняя дочь Лена. Дочь у вас
развитая, умная, хорошо учится, занимается
музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали
иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные
отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-
то случился такой разговор) доверила…
Оказывается, ваша дочь стесняется того, что мама
ходит вместе с классом на экскурсии, в походы. А у
других детей родители не приходят. Что вы
ответите дочери?(обратиться к книгам, психологу,
беседы)
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
« Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»

.
Пятая заповедь семейной жизни:
«Семейное счастье зависит от каждого из
членов семьи»

.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайды
Ученики:
Учитель:

И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Ребята, а семья это только родственники или мы
еще где-то можем применить это слово? Конечно
наш класс это тоже настоящая семья. По каким
признакам мы можем назвать себя семьей?
Конечно мы с вами настоящая семья. Я сейчас хочу
чтобы мы с вами произнесли клятву настоящей
школьной семьи.
Мы будем


Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.


Мы не будем


Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.

У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте
посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе всех активней
слайды

И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Четвертый, класс,конечно же
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Четвертый, класс, конечно же
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Четвертый, класс, конечно же
Четвертый класс наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Мы с вами богатые люди у нас большая
дружная семья, любящие родители.
Конечно, семья это самое главное в жизни
человека и мы должны ее беречь
Песня «Родительский дом»
Итог

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.

3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семьи.

Подготовка к классному часу:

1.Организация фотовыставки “В кругу семьи”.

2. Найти мультфильм “Малыш и Карлсон”.

3. Написание мини-сочинений “Моя семья – моё богатство”.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.

1. Ребус “сон” о – ы

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус “ночь” н – д.

5. Последняя буква в алфавите.

2. Основная часть.

Итак, сегодня поговорим о семье. Тема занятия “Моя семья – моё богатство” (запись в тетради).

(Записать в тетради)

Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

По словарю ТЕРРА ЛЕКСИКОН

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Основные исторические формы семьи: (вывешивается на доску)

  • Парная (раздельное имущество и неустойчивые связи между мужчиной и женщиной);
  • Большая (включающая несколько поколений родственников);
  • Полигамная (многожёнство, многомужество),
  • Моногамная (иметь только одного супруга), возникла в первобытное общество и стала нормой брака.

Большинство современных семей состоит из супругов и детей (нуклеарная семья)

Рассказ учителя о семьях в разные эпохи.

Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся)

  • Сестра

Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка (Записать на доске и в тетради).

Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

  • Двоюродные братья, сёстры.
  • Прабабушки
  • Прадедушки.

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический – значит родословный. (Запись в тетрадь)

Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

Вот посмотрите, какое родословное древо семьи у царей.

Показ древа царей.

Сегодня мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.

Посмотрите, как оно должно выглядеть. Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения. Составлять мы будем с вами упрощённое древо. Смотрим на шаблон. (Рисунок4)

Индивидуальная помощь детям.

Итак, кто хочет показать свою родословную.

Показ детей

Молодцы! А дома вы попробуете сделать полную родословную своей семьи.

Подведение итогов

А сейчас, мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма “Малыш и Карлсон”. И вам сразу задание: Определить всех членов семьи Малыша.

Просмотр фрагмента мультфильма.

Назовите всех членов семьи мальчика.

  • Сестра

3. Заключительная часть.

Подведём итоги.

  • Что же такое семья?
  • Какие родственники бывают?
  • Что же такое генеалогия?
  • Чем ещё занимались на уроке?
  • Что понравилось на уроке?

И подведём итоги фотоконкурсу: “В кругу семьи”.

Спасибо за урок. Всего хорошего.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь