Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Маленький посёлок на стыке границ трёх стран – России, Норвегии и Финляндии. Вместе с детьми – 260 человек. Взрослые работают в основном на Пазском каскаде гидроэлектростанций. Крайний Север, 100 км от райцентра, невозможная дорога. Но красивая природа, добротное жильё, хороший клуб. Пять лет назад мы создали православный приход. Пытаемся скопить средства на строительство храма Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери. Устраивали благотворительные ярмарки, а перед ними концерты, соревнования, конкурсы. А год назад решили поставить спектакль «Они ушли от нас святыми… Реквием», посвящённый Царственным мученикам.

Идея его родилась давно, когда в газете «Вера» мы прочли о подобной постановке, прошедшей в своё время в Перми. Написали пермякам, её организаторам, в частности матушке Ольге Ануфриевой. Та быстро откликнулась, прислала и сценарий, и фонограмму музыкального сопровождения композиции, за что ей большое-большое спасибо. Правда, мы несколько переделали сценарий, перечитав предварительно немало литературы о Царственных страстотерпцах.

Для участия в постановке пригласили детей из местной школы при ближайшей погранзаставе. Роль Императора поручили молодому инженеру ГЭС Ивану Вишневскому, Императрицу сыграла заведующая детским садом Елена Савина. Премьера состоялась в феврале 2016-го – в месяц, когда династия Романовых впервые появилась на мировой исторической арене, и в феврале же 1917 года она была свергнута. Мы знакомили зрителей с документальными свидетельствами жизни Царской Семьи, начиная с венчания на царство Императора Николая II и до расстрела их всех в Ипатьевском доме. В конце спектакля прозвучали пронзительные строки стихотворений М. Волошина и Е. Евтушенко, исполненные мыслями о покаянии за совершённый тяжкий грех, говорящие о необходимости исправления «всем миром», чтобы «высветлить» будущее нашей многострадальной Родины.

В этой постановке не было задумано актёрской игры как таковой, скорее её можно назвать литературно-музыкальной композицией. Но нам показалось важным, чтобы на сцене были живые люди в образе членов Царской Семьи – как иллюстрация того, что Царственные страстотерпцы жили среди нас. И больше того – что они и сейчас с нами, уже как святые, которым можно молиться.

Действие началось со сцены фотографирования Семьи за круглым столом (они любили и фотографировать, и фотографироваться – такие красивые, улыбчивые, дружные). На столе – рукоделия, прислонённая к большому подсвечнику Библия (вечерами читали её вслух). И закончился спектакль у этого же стола, когда дети прижались к старшим, закрыв лица, в ужасе от надвигающейся катастрофы. Заключительная сцена – Семья выстраивается на авансцене так же, как расположены они на иконе, у каждого в руках его крест. Композиция почти беспрерывно сопровождалась записями классической музыки (Рахманинов, Чайковский), духовными песнопениями в исполнении хора Оптиной пустыни, песнями в исполнении Людмилы Кононовой, Светланы Копыловой, Жанны Бичевской.

Зрители были очень внимательны, постановка произвела на них сильное впечатление. После спектакля долго молча разглядывали в фотоклубе нашу фотовыставку, подготовленную заранее. Материалов мы собрали много, с любовью оформили большой стенд.

Благодарим и сотрудников редакции любимой газеты «Вера», которые прислали нам по нашей просьбе некоторые материалы к спектаклю. Мы повторили представление в апреле на сцене районного Дворца культуры в пос. Никель. Судя по отзывам зрителей, спектакль тронул многие сердца. А в фойе ДК была развёрнута благотворительная ярмарка. Спасибо юным и взрослым жителям нашего посёлка Раякоски, кто своими добрыми руками сотворил чудесные вещи и сувениры! Нам удалось собрать пожертвования в сумме 12 тысяч рублей, которые пойдут на строительство храма.

Зовут нас и в города Североморск, Заполярный, в норвежский Киркенес, где много наших соотечественников. Постараемся выступить и там.

Михалёва Нина Васильевна, врач пос. Раякоски, режиссёр и ведущая спектакля

Вступительное слово учителя. Сегодня мы вспомним о Святых Царственных Страстотерпцах: последнем российском императоре Николае II, императрице Александре Федоровне и царственных детях: цесаревиче Алексии и великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии. Судьба последних представителей династии Романовых является одной из трудных для изучения, трагических и загадочных страниц отечественной истории. Память царственных мучеников с каждым днем вызывает в сердцах людей все больше любви и сочувствия. В 2013 году Россия отметила 400-летие Дома Романовых, династии, которая создала мощную Российскую империю, дала миру православных святых, в том числе – святого императора Николая II.

Слайд 4. “К святости ведёт такой ясный путь” А.Ф. Романова

Слайд 5. Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. “Мне нужны нормальные здоровые русские дети” - такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование - знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.

Слайд 6. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью - принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса - дома ее звали Аликc - была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище “Санни” (Солнышко). Дети гессенской четы - а их было семеро - воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

Слайд 7. Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича.

Слайд 8. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей. В 1894 году, непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие - по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. 20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.

Слайд 9. Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года. Наступившие затем дни семейного счастья вскоре сменились для нового Императора необходимостью принятия на себя всего бремени управления Российской империей.

Слайд 10. Руководством для Императора Николая II было политическое завещание отца: “Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести”.

Слайд 11. С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.

Слайд 12. 1896 год был ознаменован коронационными торжествами в Москве. Венчание на царство - важнейшее событие в жизни монарха, в особенности, когда он проникнут глубокой верой в свое призвание. Над царской четой было совершено Таинство миропомазания - в знак того, что как нет выше, так и нет труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения, Господь... даст крепость царям нашим. С этого мгновения Государь почувствовал себя подлинным Помазанником Божиим. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней. И одной из важнейших своих обязанностей почитал Государь хранение веры православной.

Слайд 13. Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь - Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года).

Слайд 14. Но эта радость была не без примеси горечи: заветным желанием Царской четы было рождение Наследника. Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров.

Слайд 15. Через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни.

Слайд 16-17. Духом православной веры было проникнуто с самого начала воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям.

Слайд 18. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, она является подлинным образцом праведной жизни.

Слайд 19. Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора Николая II.

Слайд 20. Но, несмотря на искреннее стремление Государя к миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам.

Слайд 21. В 1904 году без объявления войны начала военные действия против России Япония - следствием этой тяжелой для России войны стала революционная смута 1905 года. Как великую личную скорбь воспринимал Государь происходившие в стране беспорядки...

Слайд 22. Россия находилась в это время на вершине славы и могущества: невиданными темпами развивалась промышленность, все более могущественными становились армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа. Казалось, что все внутренние проблемы в недалеком будущем благополучно разрешатся. Но этому не суждено было осуществиться: назревала первая мировая война.

19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну, которая вскоре стала общеевропейской.

Слайд 23. Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает различные секторы своей огромной армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы - одним словом, все, что играло роль в ведении этой грандиозной войны.

Слайд 24. Императрица с самого начала посвятила себя раненым.

Слайд 25-26. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми - Великими княжнами Ольгой и Татьяной - она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете, помня, что требует Господь любить дела милосердия.

Слайд 27. 22 февраля Государь выехал в Ставку - этот момент послужил сигналом для врагов порядка. Им удалось посеять в столице панику из-за надвигавшегося голода.

Слайд 28. На следующий день в Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с подвозом хлеба, они скоро переросли в забастовку под политическими лозунгами - “Долой войну”, “Долой самодержавие”. Попытки разогнать манифестантов не увенчались успехом. В Думе тем временем шли дебаты с резкой критикой правительства - но в первую очередь это были выпады против Государя. В столице наступило полное безвластие. Революцией были охвачены только Петроград и окрестности, а авторитет Царя в народе и в армии был еще велик. Все окружающие Государя убеждали его в том, что отречение от престола - единственный выход. Особенно на этом настаивали командующие фронтами.

Слайд 29. После долгих и мучительных размышлений Император принял выстраданное решение: отречься и за себя и за Наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича. Государь покидал верховную власть и главнокомандование как Царь, как воин, как солдат, до последней минуты не забывая о своем высоком долге.

Слайд 30. Его Манифест - это акт высочайшего благородства и достоинства.

Временное правительство объявило об аресте Императора Николая II и его Августейшей супруги и содержании их в Царском Селе. В последний раз Николай II обратился к своим войскам, призывая их к верности Временному правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы. Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души Государя, его любовь к армии, вера в нее, был скрыт от народа Временным правительством, запретившим его публикацию.

Слайд 31. Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, Государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней Императора. “Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду”. Святой праведный Иоанн Кронштадский.

Слайд 32. 9 марта арестованного накануне Императора перевозят в Царское Село, где его с нетерпением ждала вся семья. Начался почти пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили размеренно - в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении и общении с родными людьми. Однако при этом жизнь узников подвергалась мелочным стеснениям - Государю было объявлено А.Ф. Керенским, что он должен жить отдельно и видеться с Государыней только за столом, причем разговаривать только по-русски. Караульные солдаты в грубой форме делали ему замечания, доступ во дворец близких Царской семье лиц воспрещался. Однажды солдаты даже отняли у Наследника игрушечное ружье под предлогом запрета носить оружие.

Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности Императора, но несмотря на все старания обнаружить хоть что-то, порочащее Царя, ничего не нашли - Царь был невиновен. Когда невиновность его была доказана, и стало очевидно, что за ним нет никакого преступления, Временное правительство вместо того, чтобы освободить Государя и его Августейшую супругу, приняло решение удалить узников из Царского Села.

Слайд 33-34. В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск - сделано это было якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой которых могла сделаться Царская семья. На деле же тем самым семья обрекалась на крест, ибо в это время дни самого Временного правительства были сочтены.

Слайд 35. 30 июля, за день до отъезда Царской семьи в Тобольск, была отслужена последняя Божественная литургия в царских покоях; в последний раз бывшие хозяева своего родного дома собрались горячо помолиться, прося со слезами, коленопреклоненно у Господа помощи и заступления от всех бед и напастей, и в то же время понимая, что вступают они на путь, предначертанный самим Господом Иисусом Христом для всех христиан: Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в темницы, и поведут пред правителей за имя Мое (Лк. 21, 12). За этой литургией молилась вся Царская семья и их уже совсем малочисленная прислуга.

Песня “Молитва Царской Семьи”. (Приложение 1)

Слайд 36. 6 августа Царственные узники прибыли в Тобольск. Первые недели пребывания в Тобольске Царской семьи были едва ли не самыми спокойными за весь период их заточения. 8 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, узникам позволили в первый раз отправиться в церковь. Впоследствии и это утешение крайне редко выпадало на их долю. Одним из самых больших лишений за время жизни в Тобольске было почти полное отсутствие всяких известий. Письма доходили с огромным опозданием. Что же касается газет, то приходилось довольствоваться местным листком, печатавшимся на оберточной бумаге и дававшим лишь старые телеграммы с опозданием на несколько дней, да и те чаще всего появлялись здесь в искаженном и урезанном виде. Император с тревогой следил за разверзавшимися в России событиями. Он понимал, что страна стремительно идет к гибели.

Слайд 37. В письмах и дневниках членов Императорской семьи засвидетельствовано глубокое переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишает Царственных узников силы духа, веры и надежды на помощь Божию.

“Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть. Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью (раз не в силах наших помочь). И Он спасет, долготерпелив и многомилостив - не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...

Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Слайд 38. Я чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, - мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала... но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную...

Крепко верю, что время страданий проходит, что солнце опять будет светить над многострадальной Родиной. Ведь Господь милостив - спасет Родину...” - писала Императрица.

Слайд 39-41. О екатеринбургском периоде заточения Царской семьи свидетельств осталось гораздо меньше. Почти нет писем. В основном этот период известен лишь по кратким записям в дневнике Императора и показаниям свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. Условия жизни в “доме особого назначения” были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Как только Государь и Государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Спать Царской чете и Княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду. Прогулка в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут, а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. В почти полной изоляции от внешнего мира, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.

Слайд 42. В одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: “Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь”.

Слайд 43. В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать - они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы.

Слайд 44-45. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: “Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей”. Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: “Что? Что?” Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные, каждый заранее знал свою жертву. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал - в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик - шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...

Слайд 46. “...Не зло победит зло, а только любовь...” Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями.

Слайд 47. “Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество.

Слайд 48. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти”.

Слайд 49. Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды.

Слайд 50. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы об упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи, во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг Царской семьи.

Слайд 51. Мы представим балладу Светланы Копыловой. (Приложение 2)

Слайд 52. К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи - об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников.

Песня к иконе “Святым Царственным Страстотерпцам” (Приложение 1)

(Все участники выходят со свечами)

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Песня (для молитвы) “Святым Царственным Страстотерпцам”. (Приложение 1)

Во время звучания песни демонстрируются слайды 53-60.

Слайд 61. По окончании звучания песни все участники произносят вместе: “Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!”.

Они пройдут, чудовищные годы,
Свирепою, кровавою пятой,
Поколебав все царства и народы
Безудержной, безумной мечтой.

Они пройдут, кошмары слез и муки,
Мятежные, преступные года,
Года скорбей, лишений и разлуки,
Разбившие надежды навсегда.

Они пройдут, носители невзгоды,
Разрушившие грезы о добре,
И вспомним мы о позабытом Боге,
И об убитом Ангеле-Царе.

Поймут обман очнувшиеся хамы,
И, вновь ютясь к родимым очагам,
Воздвигнут вновь разрушенные Храмы
И вновь поклонятся поруганным богам...

Свечу пудовую затеплив пред иконой,
Призвав в слезах Господню Благодать,
Начнет народ с покорностью исконной
Своих царей на службах поминать.

Песня Валерия Малышева “Посвящение Святым Царственным Мученикам”. (Приложение 1). Во время звучания пни демонстрируются слайды 65-74.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Благослови молитвой нас…»

(Звучит духовная музыка) .

Над Парижем лучи блещут в сотни каратов,

А бульварный листок равнодушно кричит,

Что в России убит государь император

И тайком палачом царевич убит.

Что Ипатьевский дом залит липкою кровью

Не соборным крестом, а позором покрыт.

В алтарях не звучать ничьему сословью,

Только выстрелам ждать эха каменных плит.

Стыдно вам, господа, быть вдали от России,

Когда смерч октября над страною кружит,

Золотые поля, купола золотые

Затоптать не должны сотни тысяч копыт.

На лоскутья в Москве рвут трехцветное знамя,

Каждый в собственный флаг завернуться спешит.

Что империю ждет? Что свершиться над нами?

Самодержец Руси на Урале зарыт!

Значит, вновь пароход, значит снова вагоны, -

Общность русской судьбы - наш единственный щит.

Золотые поля, золотые погоны…

Пусть Россию и нас Первозванный хранит!

(Сергей Белов)

1. Ведущий.

В ночь на 17 июля 1918 года царь Николай II и его семья были зверски убиты в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Злодейское убийство невинных людей, среди которых были ребёнок и молодые девушки, - само по себе уже страшное преступление. Но екатеринбургскую традицию называют убийством ХХ века и считают исторической катастрофой по особой причине.

Николай II был не просто человек и добрый христианин: он был Божьим помазанником. Ибо русские цари, восходя на престол, вторично принимали таинство Миропомазание. Николай, принявший помазание на Царство, стал священной особой. Поэтому его убийство было тем страшным святотатством, которое навлекло Божий гнев на Россию и имело для её судьбы роковые последствия.

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие прекрасные лица,

И как это было давно…

Какие прекрасные лица,

Но как безнадёжно бледны -

Наследник, Императрица,

Четыре великих княжны!

2.Ведущий.

Каждое воскресенье и по большим праздникам они ходили в храм. Молились утром и вечером.

3. Ведущий

Сам государь вставал в 7 утра и после завтрака дотемна работал в своём кабинете. Николай II любил ездить на прогулки верхом и здесь не упускал случая побеседовать с крестьянами об их нуждах, чтобы потом помочь им.

4.Ведущий.

Великая княжна Ольга - старшая среди сестёр. Спокойная и немного застенчивая. Она поражала всех своей добротой, простотой в обращении и глубиной чувств. В беседе с окружающими была любезна и всегда понимала собеседника, угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Незадолго перед смертью она переписала стихотворение С.С. Бехтеева «Молитва», которое было найдено в доме Ипатьева после расстрела там Царской семьи.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже Правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С твоею крепостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, страшный час.

(С.С. Бехтеев)

1. Ведущий.

Великая княжна Татиана больше походила на мать - императрицу. Самая высокая и стройная из сестер, она была энергична, целеустремленна, могла сама принимать серьезные решения.

2.Ведущий.

Великая княжна Мария была самой весёлой из всех сестер. Темно- русая, с розовыми щеками и такими большими темно- синими глазами, что в семье их называли «Маринины блюдца»; она отличалась силой, носила на руках больного Наследника. У неё было простое, доброе, любящее, подлинно русское сердце.

3.Ведущий.

Великая княжна Анастасия - самая младшая из сестер была в семье главным шутником. Своими остротами, воспроизведением мимики и жестов окружающих она могла развеселить каждого. В детстве она вела себя как мальчишка.

Все сёстры были исключительно дружны. Все, знавшие царских детей, отмечают, что они были патриоты. Любили Россию и всё русское.

«Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - говорил царевич Алексей.

«Он был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все надежды и ожидания. Сёстры обожали его. Он был радостью родителей. Когда наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался. И всё в нём, казалось, как бы плавало в солнечном свете».

4 .Ведущий

Когда кризисы болезни проходили, Алексей ничем не отличался от других детей. По характеру он был непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, катание на санках. В нём отсутствовало показное самодовольство тем, что он - Наследник.

1. Ведущий.

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестёр, которые играли на фортепиано, наследник упорно старался научиться хорошо играть на балалайке.

(звучит духовная музыка)

2.Ведущий.

«В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его - самая добрая почва для добрых семян. Если сумеют их насадить возрастить, то Русская земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека», - говорил о царевиче один из его учителей.

3 Ведущий.

В 1914 году началась первая мировая война. Наследник проводил всё время в ставке и в разъездах с отцом.

Ему шел только тринадцатый год, но он уже выглядел мужественным и взрослым. Господь готовил его к тяжким испытаниям.

(звучит духовное песнопение)

4 Ведущий.

В марте 1917 года царь Николай II отрекся от престола. Вскоре вся Царская семья была арестована. Последний день рождения наследника 12 августа 1917 года прошел тревожно. Утром принесли чудотворную икону Божьей Матери. Последняя ёлка была зажжена 24 декабря 1917 года в Тобольске, куда перевели их из Царского села, а потом в Екатеринбург на Урал в дом Ипатьева, где всех их ждала мученическая кончина.

1Ведущий.

Ночью 17 июля 1917 года было совершено зверское убийство Царской семьи и её верных слуг, оставшихся с ними. Стреляли в упор. Первыми пали Государь и его супруга Государыня. Штыками и прикладами убивали детей. Алексей и Анастасия мучились дольше других.

2 Ведущий.

Роковой ночью за ними пришли, сказали, что их вывозят из города. Вместо того они были сведены в подвал, здесь стояло несколько стульев и Государь с Наследником на руках сел посередине. Комиссар Юровский объявил о расстреле. До сих пор на России лежит тяжесть греха цареубийства.

Через Государя Николая II воля Божья явила себя в мире.

«Мне не удается ничего, что бы я не предпринимал. У меня нет удачи. Впрочем, воля человека так бессильна». «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божья ».

3 Ведущий

Николай II был убит не как беспомощный, беззащитный человек, изумительное мужество его поведения, отказ от эмиграции - всё это говорит о том, что в его душе была святая готовность к жертвенному страданию.

4 Ведущий.

«Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направит его» (Притча 21: 1).

Царь обрел новые духовные силы - помощь в преодолении собственной естественной ограниченности и слабости. Как в церкви Глава - Христос, как в семье глава - отец, так Царь был главой государства Российского, отцом русского народа.

(Звучит духовная музыка) .

« … я питаю твердую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Чтобы не случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил».

Чтец. Душеполезное чтение.

«В тот час мы были с тобой, мученик - царь! (Из воспоминаний соловецкого узника Борис Ширяев).

И нам бы не мешало бы панихиду по государю императору отслужить.

А чем это пахнет, если узнают, представляете? - возразил кто - то. Пахло действительно скверно. Всего за месяц до этого прибыла на Соловки группа царскосельских лицеистов. Они были сосланы на большие сроки именно за такую панихиду по Государю. 6 или 7 инициаторов поминовения были расстреляны. Но желание помолиться о душе царственного мученика здесь, на острове мучеников, было сильно. Нелегко было найти священника. Выбор оставили на отце Никодиме, предупредив его о риске.

Это всё, как Господь пошлёт. Не нашего ума дела, а вы вот что: постарайтесь мне крест да епитрахиль достать. Достали из музея, куда потом всё вернули. Место панихиды - поляна за Святым озером в глуши, у каменного креста на крови. Вместо свечей - просмоленная бечева от морского каната. В заговоре участвовало 22 человека, больше собрать боялись.

Россия, Русь, Великая, Могучая, Единая во множестве племён своих, - ныне поверженная, кровоточащая, многострадальная.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!

Отец Никодим почти шепчет слова молитвы, но каждое слово его звучит в ушах, в сердцах собравшихся на поминовение души Первого среди страстотерпцев распятой России, мучеников сущих и грядущих принять свой венец.

Отец Никодим, иерей в рубище, поет беззвучно русские песнопения, но все мы слышим разливы невидимого, неведомого хора, все мы вторим ему в своих душах.

Николая, Алексия, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и всех, иже сними живот свой за Тя, Христе положивших…

Со святыми упокой, Христе, души раб твоих…

22 соловецких каторжника в тот час молений о погибших, были с тобою, Русь, в бесконечной жизни твоей… С тобой, Мученик - царь, принявший вину и грехи наши на душу свою!

Вечная память!»

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы -

Молиться кротко за врагов.

1. Ведущий

Святые дети - особые избранники Божии. Им даны от Бога особые дары - венцы добродетелей, сияющие славой несравненно большей, чем венцы царские. Многих царей люди давно забыли, а святых не забудут никогда. В Царствии Небесном они рядом со Христом и Божией Матерью за то, что смиренно претерпели мучения и убиение за веру Христову. Святые и праведные дети, молите Бога о нас!

(Перед алтарем зажигаются свечи Песнопение «Величаем»)

2 Ведущий

Последний российский император вместе со своей семьей канонизирован Православной церковью на соборе в 2000году в лике святых страстотерпцев. Царь Николай - небесный предстатель за Россию, молитвенник за русский народ.Память мученического подвига царской семьи 4 /17 июля.

*Чтение АКАФИСТА

« Святым царю

мученику и иже с ним царственным мучеником и исповедником русским, и всем от безбожных пострадавшим».

*Молитва Святому великомученику и страстотерпцу царю Николаю, канонизированному Русской Церковью в 2000году.

Разработка урока истории « Последние Романовы»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)

Цель урока:

для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами метода учебного проекта

- для учащихся:

1. Привитие интереса к истории России, развитие высоких нравственных качеств;

2. формирование представлений о времени деятельности «Последних» Романовых; их роль в развитие нашего государства в конце ХIХ века;

3. понимание определения основных направлений российской внутренней и внешней политики политики;

4.понимание причин, по которым правление Романовых, неоднозначно трактовалось в истории.

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о династии Романовых;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

    Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, проекты обучающихся, презентация по теме «Эпоха Романовых», фрагмент из фильмаГ.Панфилова «Романовы. Венценосная семья». портреты Николая II, его семьи, великих князей.

Цитаты-эпиграфы:

«Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Николай I.

Цели этапов урока

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

Создание рабочей атмосферы на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, дневника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: определение темы урока и постановка цели занятия:

Российская история полна различными событиями, отрицать которые, а тем более забывать не следует. Их необходимо помнить, разбирать во всех тонкостях и не торопиться с оценками.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (4 мин.)

Цель этапа:

подготовить

учащихся к активной учебно-познавател.

деятельности

4. Изложение нового материала (25 мин.)

Цель этапа:

осмысление и

первичное

запоминание знаний и способов действий

Делит класс на 4 группы:

5. Контроль усвоения (5 мин.)

Цель этапа:

дать возможность оценить степень усвоения нового учебного материала

В чём причина успеха борьбы с ханствами и неудач в Ливонской войне?

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа:

самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

П3, П19, Р7, Л11, Л10

7. Домашнее задание (2 мин.)

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания

§ 21, подготовить опережающее задание (2 недели):

подготовьте эссе на темы «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси», «Иван Грозный - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»

Записывают задание в дневник

    План урока:

Этап урока

Формы деятельности

Организационный эта

Создание рабочей атмосферы на уроке

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Определение темы урока и постановка цели занятия:

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности: фронтальный опрос

Изучение нового материала

Выступления учащихся с готовыми индивидуальными проектами:

1.Первые Романовы.

2.Великие князья: Николай Николаевич Романов, Александр Михайлович, Елизовета федоровна, Геогргий Александрович

3. Николай Константинович Романов

Контроль усвоения

Вопросы оценки степени усвоения нового учебного материала

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания, подготовить опережающее задание (2 недели): подготовьте эссе на темы «Выдающиеся представители семьи Романовых»

Записывают задание в дневник

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего отца Никиты Романовича и деда Романа Юрьевича Захарьиных. Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. д.).

Генеалогическое древо Романовых https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовы#/media/File:House_of_Romanov_family_tree_(1347-2014)_by_shakko_(RU).jpg

Учитель: Ребята! Теперь откройте страницу 53 учебника и найдите документ из воспоминаний Великой княжны Ольги Александровны. (Чтение документа).

В 1913 году, в России, состоялись торжества в честь 300-летия дома Романовых. К удивлению многих, они сопровождались всенародным проявлением монархических чувств. Великая княжна Ольга Александровна вспоминала о поездке царской семьи по Поволжью: «Где бы мы не проезжали, везде мы встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников

и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет».

Начиная с сыновей Павла I все великие князья делятся на две категории: старшие – наследники-цесаревичи, будущие императоры, и все остальные.

На первый взгляд, участь этих вторых завидная: сразу после рождения – все высшие награды империи, которые любому другому, даже родовитому, даже талантливому, даже отдающему все силы на благо царя и Отечества, не всегда удается заработать за долгие годы безупречной службы. А еще – двести с лишним тысяч золотых рублей ежегодно. Только за титул. А еще – бессчетное число преимуществ, которые дает принадлежность к императорской фамилии: собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, возможность путешествовать, куда вздумается, и многое, многое другое. В общем, заслуг никаких и обязанностей, казалось бы, никаких, зато возможности – неограниченные. Есть чему позавидовать.

Недаром Николай I, отец семерых великих князей и княжон, учил своих детей: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». И научил. Никто из Романовых, в отличие от нуворишей, никогда не кичился ни богатством, ни вседозволенностью. Правда, от зависти это их не уберегало.

А то, что видит поверхностный, и уж тем более завистливый взгляд, чаще всего далеко от действительности. На самом деле мало кто вынужден был жить по такому строгому регламенту, как великие князья. Они были лишены свободы выбора – того, что крайне необходимо человеку мыслящему.

Род занятий был им предопределен с момента рождения – только военная служба.

Семейная жизнь тоже была запрограммирована: жениться только на равнородных чужеземках, преимущественно на немецких принцессах. Великие княжны тоже обречены были выходить замуж за иноземных принцев, и никто не спрашивал, нравится им жених или не нравится. Отсюда и несчастливые браки, которые в семье Романовых не были редкостью. Те, кто восставал против навязанных правил, в большинстве случаев расплачивались жестоко. О таких непокорных я обязательно расскажу.

Любопытно, что лишь один из русских царей, Николай I, был императором дольше, чем великим князем. А его старший брат Александр I оставался великим князем до 24 лет и ровно столько же носил корону. Большинство российских императоров значительную часть своей жизни были великими князьями (то есть оставались на вторых ролях). Самые яркие тому примеры – Петр III (21 год великий князь – полгода император), Павел I (42 года – 4 года), Александр III (36 лет – 13 лет).

Очевидно, что их характеры не только сформировались, но и достаточно ярко проявились за те долгие годы, что они ждали своей очереди на трон. Но великокняжеский период жизни монархов известен гораздо меньше, чем годы их царствования. А знать, как они жили до восхождения на престол; кто их учил и воспитывал, кто были их друзья юности; какие страсти владели сердцами будущих монархов, интересно хотя бы потому, что это знание помогает понять истоки некоторых черт характеров самодержцев, которые со временем оказали существенное влияние на жизнь России.

Но на ход событий в стране влияли и те великие князья, что не были рождены для трона: младшие братья, дети и внуки самодержцев (дважды именно они неожиданно оказывались на троне). Об их служении Отечеству, впрочем, как и о недостойных делах некоторых из них, известно очень немного. Этот пробел в знаниях и предстоит заполнить предлагаемой книге.

Ее героями станут 34 человека, в течение двух веков игравшие весьма заметную роль в русской истории. Всего великих князей Романовых было 38, пятеро из них умерли в младенчестве или в ранней юности, так что сказать о них нечего, кроме слов сочувствия. Первым персонажем книги станет великий князь Петр Федорович, родившийся в 1728 году и ставший ненадолго императором Петром III; последним же из законных великих князей Романовых – великий князь Дмитрий Павлович, доживший до 1942 года.

О законных и незаконных – история любопытная и не лишенная поучительности. Придет время, я ее обязательно расскажу.

Привожу список великих князей, с которыми предстоит познакомиться читателям. Он поможет разобраться в непростых семейных связях героев этой книги. Не называю большинство великих княжон, так как они еще в ранней юности были выданы замуж за границу и не оставили заметного следа в отечественной истории.

Данный урок по истории России составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень) лицея 410 г. Пушкин СПб. При работе над учебным материалом учитывались требования ФГОС второго поколения для средней школы. конспект представлен в форме технологической карты урока, введенной в нашем лицее с нового учебного года. Технологическая карта предполагает регламентировать деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Главная цель урока - научить работать с различными маткриалами, перерабатывать учебный материал так, чтоб он стал понятен ученику. В разработке упоминается ЗАДАНИЕ А - прочитайте текст, найдите и выделите основные факты, события и явления, составьте схему, таблицу или рисунок.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь