В этой статье мы рассмотрим деятельность такого доктора, как врач-педиатр. Ведь эта профессия зарекомендовала себя во всех развитых странах как одна из наиболее необходимых и важных, включающих широких спектр знаний из разных областей медицины. Мы опишем должностные обязанности врача-педиатра и объясним, в каких случаях необходимо обращаться за помощью к данному специалисту.
В переводе с греческого языка термин «педиатрия» переводится дословно как «лечение ребенка». Еще со времен античности врачевателями тех лет были отмечены особенности протекания различных заболеваний у детей и их лечение. Многие годы педиатрия существовала неотъемлемо от акушерства. То есть врачи одновременно принимали роды и лечили детей.
Выделение науки в специальное направление произошло в 1802 году. Именно тогда была воздвигнута первая больница для детей в Париже.
В отечественной медицине проблемой создания отдельного направления, специализирующегося на лечении детей, занимались выдающиеся ученые и врачи. Среди них можно отметить М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, И. И. Бецкого, а также С. Г. Зыбелина.
В России были построены детские больницы в Петербурге (1834 г.) и Москве (1842 г.). И только в 1865 году была открыта первая в нашей стране кафедра детских заболеваний.
После того как наука педиатрия была классифицирована в отдельное медицинское направление, внутри нее самой стали выделяться узкие специализации, соответственно, появились разные категории врачей-педиатров. А именно сформировались такие веяния:
Учитывая все вышесказанное, несложно сделать вывод, что врач, который работает в сфере педиатрии, называется «педиатром». Исходя из того, в каком направлении работает доктор, формируются его должностные обязанности.
Врач-педиатр, который работает в детской поликлинике, осуществляет функции диагностики и лечения малышей. Этого специалиста можно считать первым «настоящим» доктором новорожденного крохи. Он будет наблюдать ребенка с самого рождения до 16 лет. То есть на протяжении возрастного этапа, отличающегося быстрым физическим становлением и развитием человека, этот врач будет всесторонне следить за здоровьем маленького пациента.
Педиатр имеет познания из разных областей медицины, так как он должен разбираться в симптомах самых разных болезней, характерных для детей.
Обязанности детского врача в первую очередь заключаются не столько в непосредственном излечении от болезни, сколько в профессиональной своевременной диагностике нарушений состояния здоровья крохи.
Историю родов вместе с заключением неонатолога передают в детскую поликлинику именно педиатру. Предоставленная информация может быть крайне важной для последующего осмотра ребенка и постановки диагноза.
Если сказать в общем, то врач-педиатр лечит такие детские заболевания :
Педиатр вправе давать направления на анализы, а также на консультации к узким специалистам в случае необходимости. Так, например, детский врач может заподозрить нарушение зрения у малыша, но лечение такого недуга он не занимается. В таком случае врач-педиатр участковый направляет кроху к детскому окулисту.
Самыми распространенными болезнями, которые лечит такой специалист, являются:
Но главной задачей детского врача является проведение профилактических осмотров и своевременное определение заболеваний малыша, а также постановка правильной дальнейшей схемы действий в конкретной ситуации.
Одной из важных функций педиатра является ведение так называемого патронажа новорожденных. Что это такое? Еще в роддоме молодую маму просят указать адрес фактического проживания малыша. Эта информация необходима для того, чтобы в первые двое суток (чаще всего на второй день) после выписки из родильного отделения участковый врач-педиатр вместе с медсестрой провел первый плановый осмотр ребенка на дому.
Для чего это нужно? Так как новорожденный требует особого медицинского наблюдения и специального ухода, то посещение врачом крохи крайне важно для сохранения здоровья малыша и его дальнейшего полноценного развития.
Педиатр проведет стандартный осмотр - проверит роднички, осуществит пальпацию животика, оценит процесс заживления пупка, тонус и рефлексы ребенка. Кроме того, именно при патронажном посещении врач даст маме новорожденного рекомендации по грудному вскармливанию и уходу за малышом.
Малышу уже исполнился месяц от рождения. С этого момента маме необходимо ежемесячно приходить на плановый осмотр к педиатру в детскую поликлинику. Обычно для таких посещений специально предусмотрен «день грудничка», когда врачи принимают лишь здоровых малышей до года. Таким образом, создаются условия для безопасного посещения поликлиники крохой.
Для чего нужно ходить каждый месяц к детскому доктору с ребенком первого года жизни? Такой прием врача-педиатра предусматривает взвешивание и измерение крохи, прослушивание сердцебиения и дыхания. Также специалист выслушает жалобы и вопросы, ощупает живот на наличие вздутия и колик, проверит рефлексы малыша. Такой осмотр крайне важен для своевременного обнаружения отклонений в развитии ребенка. Именно в первый год жизни маленький человек развивается наиболее активно.
К первому посещению детской поликлиники нужно отнестись ответственно с целью сохранения здоровья новорожденного. В первую очередь заранее запишитесь на прием, дабы исключить длительное стояние в очереди под кабинетом к педиатру. Затем позаботьтесь об удобной одежде для малыша. Врач-педиатр будет осматривать тело на наличие высыпаний и покраснений, поэтому наряд крохи должен легко сниматься и надеваться, чтобы не задерживать доктора и следующих пациентов. В зависимости от времени года, выбирайте удобную и в меру теплую одежду, чтобы, находясь в коридоре во время ожидания врача, малыш чувствовал себя комфортно.
Важно запастись сменным комплектом одежды и подгузников, а также не забыть салфетки, любимые игрушки крохи и питание (в случае искусственного вскармливания).
Подумайте над тем, какое средство переноса малыша удобнее взять. Так, коляска удобна по дороге от дома до поликлиники и обратно, но вот в самом медицинском учреждении такое средство передвижения необходимо будет оставить в холле или в специально отведенном месте. Внутри помещения удобным станет переносная люлька или кресло - так малыша не придется все время держать на руках, а при желании кроха может немного вздремнуть в такой удобной кроватке.
Инструкция врача-педиатра включает плановые осмотры детей с целью сохранения их здоровья. В первую очередь внимание уделяется малышам первого года жизни, которые приходят вместе с мамой к врачу ежемесячно.
Кроме того, плановым посещением считается вакцинация. Это касается не только новорожденных, но и детей старшего возраста. Нередко администрация школ организовывает проведение вакцинации или медицинского осмотра учеников непосредственно в учебном учреждении.
На плановом осмотре врач-педиатр взвесит ребенка, измерит его рост, прослушает сердцебиение и равномерность дыхания, оценит состояние кожных покровов, проверит рефлекторные реакции. Кроме того, внимательно изучит анамнез, выслушает жалобы, даст рекомендации.
Детский врач-педиатр имеет право давать направление на необходимые анализы и диагностические исследования. Чаще всего в профилактических и клинических целях проводят общий анализ мочи и крови, бактериальный посев. По показаниям назначается УЗИ, ЭКГ и другие меры диагностики заболеваний. Также педиатр направляет на различные физиотерапевтические процедуры.
Плановыми считаются и осмотры перед поступлением ребенка в детский садик или школу. Именно педиатр даст направление к необходимым специалистам, а также порекомендует сдачу анализов, после чего выдаст заключение в виде формы 086-У, которое подтверждает, что ребенок может посещать детский коллектив.
К сожалению, несмотря на плановые осмотры, дети нередко болеют. При обнаружении у ребенка различных патологических симптомов, не нуждающихся в скорой медицинской помощи, взрослым следует отвести малыша в первую очередь к педиатру. После осмотра пациента специалист определит дальнейшие действия. В одном случае врач поставит диагноз и назначит лечение или дополнительные анализы, в другом - направит к узкому специалисту.
Симптомы, при которых следует обратиться к педиатру:
Работа врача-педиатра заключается не только в приеме детей в поликлинике, но и в посещении маленьких пациентов непосредственно в домашних условиях. Так, при наличии вышеуказанных симптомов специалиста можно вызвать на дом, позвонив в регистратуру поликлиники.
Выбор врача для ребенка - процесс крайне ответственный и серьезный. Ведь от профессионализма этого специалиста зависит здоровье, а иногда и жизнь малыша.
При выборе важно учесть, чтобы врач имел квалификацию именно педиатра, желательно с опытом работы от 10 до 15 лет. Почему именно такие цифры? Да потому, что важность практического опыта неоспорима. Но в то же время специалист, работающий давно, может не быть знакомым с современными новинками в медицине, инновационными методами лечения.
К сожалению, выбрать врача для ребенка достаточно сложно - непрофессионалу невозможно оценить уровень знаний и умений педиатра. Нередко осознание неправильного выбора приходит в критический момент, когда врачебная ошибка уже произошла. Можно порекомендовать прислушиваться к отзывам о докторе таких же молодых родителей, но и этот способ выбора специалиста достаточно субъективный по ряду причин.
Если выбор стоит между государственной поликлиникой по месту жительства и частной больницей для детей, то тут стоит отметить, что последняя заметно отличается в лучшую сторону наличием современной аппаратуры и сферой обслуживания. Что касается квалификации специалиста, то тут бывают разные случаи - одни клиники заинтересованы в собственном процветании, тем самым формируя высокопрофессиональные кадры, другие не акцентируют на данном вопросе внимание и приглашают на работу разные категории врачей-педиатров.
В государственной детской поликлинике по месту жительства прием педиатра абсолютно бесплатный. А вот в частных клиниках консультация такого специалиста обойдется от 500 до 1500 рублей. Все зависит от уровня учреждения, квалификации врача, предоставляемых им услуг.
Подводя итоги, можно отметить, что врач-педиатр - это самый важный медицинский специалист для детей. Следуйте его рекомендациям и не пропускайте плановые посещения в целях сохранения здоровья подрастающего малыша.
17.05.18 15:48:59
-1.0 ПлохоСлучайно увидел слова благодарности заведующей педиатрическим отделением Гриневич Д. В. Решил понять, за какие заслуги этого врача можно благодарить, ставить руководителем. С 2012 года лекарь от гастроэнтерологии Гриневич Д. В. лечит мою дочь Софью, 01.04. 2006 г. р., выписывая без объяснений (типа "Вам знать причины не надо"), покупайте дорогие препараты и пейте. Жена добросовестно, не взирая на дороговизну, ребенок ведь (хоть детей в семье четверо), все покупала, питание только отварное, диета строгая и т. п. В результате при очередном обращении с просьбой дать определение группы здоровья для обучения не просто в школе, а школе-пансионе дневного пребывания, что в общем одинаково, лишь разница в соблюдении режима питания (строго по времени) и улучшенном процессе обучения, госпожа Гриневич Д. В. ставит 3 группу здоровья, что по положению об отборе в пансион исключает возможность обучения. Вот вам и лекарь! 5 лет лечила, типа «Я знаю как лечить» в результате налечила на 3 группу здоровья. Обращаюсь к главному врачу Ключниковой Ирине Викторовне: как же так лечила, а теперь 3 группа? Я же не прошу вообще дать заключение, что дочь здорова. 2 группа - это не факт незаконного завышения, это решение лечащего 5 (пять лет) врача Гриневич. Ответ, достойный Д. Медведева: «Ну, что я могу? Вы там попросите, может, они и так примут.» Я, возможно, чего-то не понимаю. За 59 лет не приучился к таким ответам. "Как-то лечили не от того", или "Лечили, но Вы поймите, это не вылечивается за 5 лет…" Как это? А вот обратился к пожилому врачу в 12 гарнизонной поликлинике в Лефортово и, оказывается, главное в лечении воспалительного процесса, который проходит в легкой форме в желудке и двенадцатиперстной кишке, – это строгий режим питания по минутам, чтобы желудочный сок выделялся на своевременно полученную в желудок пищу. А это нам знать не нужно было. «Главное дорогие таблетки и диета» - так лечит Гриневич Д. В. Возмущает безразличие в достижении результатов лечении детей и халатность в исполнении своих обязанностей госпожи Гриневич Д. В. Да и позиция главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская городская поликлиника №150 Департамента здравоохранения города Москвы» Ключниковой Ирины Викторовны также не понятна. Или я живу в другом измерении и понимании морали. Прошу понять меня, объяснить, в чем я не прав? Ветеран боевых действий, подполковник в отставке, инвалид военной службы, многодетный отец Зеленин Владимир Иванович.
18.05.18 18:58:32
Уважаемый Владимир Иванович!
В ответ на Ваш отзыв администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ» сообщает следующее.
Ваша дочь наблюдается у гастроэнтеролога с 2011 года, страдает хроническим заболеванием. Данное заболевание относится к III группе здоровья на основании приказа МЗ РФ от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
За время наблюдения по поводу данного заболевания Ваша дочь 8 раз осмотрена гастроэнтерологами, в т.ч. 3 раза заведующей педиатрическим отделением и врачом-гастроэнтерологом Гриневич Д.В. и 14 раз врачом-педиатром участковым.
Все гастроэнтерологи делали назначения в соответствии со стандартами ведения данной группы пациентов.
В 2018 Вы обратились к гастроэнтерологу с требованием снятия диагноза и изменения группы здоровья для поступления в кадетский корпус.
С целью независимой диагностики Вашей дочери 14.03.2018 рекомендовано проведение гастроскопии в Филатовской детской больнице, выдано направление. Однако, до мая 2018 на исследование Вы не записались.
14.05.2018 Вы обратились на прием к главному врачу Ключниковой И.В. с той же просьбой: изменить диагноз и группу здоровья. Поскольку данные действия относятся к разряду служебных преступлений, Вам было отказано.
Но был предложен компромиссный вариант: сделать 15.05.2018 (в срочном порядке, без записи) гастроскопию в филиале №1 ДГП №150.
15.05.2018 Вы повторно обратились к главному врачу с результатами гастроскопии. К сожалению, исследованием диагноз подтвержден, однако была отмечена выраженная положительная динамика (по сравнению с 2014). Ребенок направлен к гастроэнтерологу.
18.05.2018 состоялся прием врачом-гастроэнтерологом Шаталовой Н.А.; диагноз – прежний, группа здоровья – III, сделаны назначения в соответствии со стандартами.
Вашей дочери необходимо продолжить наблюдение у врача-педиатра и, при необходимости, у гастроэнтеролога. Данный диагноз снимается после 5 лет стойкой ремиссии.
С уважением,
Администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ»
Детская поликлиника является основной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детям при обращении в поликлинику, на дому, в учреждениях образования на территории обслуживания.
Детские поликлиники подразделяются:
– по мощности, определяемой числом посещений в смену: 5 категорий поликлиник (от 1- ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день)
– организационному принципу: самостоятельные и объединенные со стационаром.
Принципы оказания амбулаторной медицинской помощи детскому населению:
– профилактическая направленность;
– доступность;
– широкое применение диспансерного метода;
– система активного патронажа;
– преемственность в работе врачей, оказывающих медицинскую помощь детям;
– этапность;
– гигиеническое воспитание и обучение как родителей, так и детей;
– участково-территориальное обслуживание;
– социальная направленность.
Выделяют следующие задачи детской поликлиники:
1. Оказание медицинской помощи детскому населению в поликлинике и на дому.
2. Организация и осуществление комплекса профилактических мероприятий, в том числе динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми.
3. Организация и осуществление лечебно-профилактической работы в ДДУ и школах.
4. Организация и осуществление противоэпидемических мероприятий (совместно с ЦГЭ).
5. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.
6. Совершенствование организационных форм и методов работы поликлиники, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностической работы и медицинской реабилитации, внедрение в практику работы стационарозамещающих технологий.
7. Анализ состояния здоровья детского населения.
Структура детской поликлиники представлена следующими функциональными подразделениями:
1. Руководство.
2. Фильтры-боксы для приема больных детей, которые имеют отдельный вход изнутри и выход наружу (бокс Мельцера–Соловьева).
3. Регистратура.
4. Лечебные отделения или кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов, кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.
5. Кабинет здорового ребенка (где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики) 1должность на 10000 человек.
6. Прививочный кабинет .
7. Кабинет (отделение) медицинской помощи организованным детям (1 должность на 600 детей дошкольного возраста или на 2000 школьников).
8. Кабинет подростка (должность врача подросткового кабинета вводится из расчета на 1500 детей 15–17 лет).
9. Клиническая лаборатория.
10. Диагностические кабинеты.
11. Отделение медицинской реабилитации.
12. Социально-правовой кабинет (1должность на 20.000 человек)
13. Центральное стерилизационное отделение.
14. Административно-хозяйственная часть.
Район деятельности поликлиники и график ее работы устанавливаются руководством здравоохранения административной территории. Участково- территориальный принцип деятельности поликлиники обеспечивает деление всей территории обслуживания на отдельные участки, медицинская помощь детскому населению которых оказывается участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 20. 06. 2007 г. № 811 «Об утверждении государственных минимальных стандартов по обслуживанию населения» 1 должность врача-педиатра участкового рассчитывается на 800 детей. На один участок вводится 1,5 должности медсестры (0,5 - для патронажной работы). Закрепление на медицинское обслуживание осуществляется по месту проживания в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».
На протяжении рабочего дня выделяется время на осуществление приема пациентов в поликлинике (3 часа) и обслуживание вызовов на дому (3 часа ). Распределение времени может быть иным в зависимости от эпидемической обстановки, удаленности участка от поликлиники, возрастного состава детского населения участка. За один час работы врач-педиатр должен принять 4 пациента на первичном или повторном приеме (15 минут на
пациента) или 6 человек на профилактическом осмотре (10 минут на 1 ребенка). Нормы нагрузки при обслуживании вызовов-2 вызова за 1 час.
Система единого педиатра, при которой врач-педиатр наблюдает за ребенком от рождения до 18 лет, обеспечивает непрерывность наблюдения на всех этапах развития. Прием участкового врача в поликлинике организован по скользящему графику для того, чтобы родители могли выбрать удобное для них время. В детской поликлинике осуществляется прием здоровых, выздоравливающих детей и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями и за- болевшие впервые в остром периоде болезни обслуживаются на дому.
В течение недели у педиатра выделены:
Прием больных детей, находящихся в периоде реконвалесценции (понедельник, среда, пятница ). Если на прием приходят дети с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися сыпью или диареей, то они направляются в фильтры-боксы. Медицинская сестра вызывает участкового врача-педиатра либо врача-инфекциониста. В боксе врач осматривает ребенка, решает вопрос о госпитализации или назначает лечение на дому.
Прием детей, не имеющих острых заболеваний, осуществляется во вторник и четверг . Прием здоровых детей раннего возраста и детей до 6 лет педиатр проводит по вторникам, в День здорового ребенка .
Больные дети, находящиеся на диспансерном учете, посещают педиатра по приглашению медсестры по четвергам.
Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как активный реабилитационный процесс после выписки из стационара. Детская поликлиника обеспечивает медико-санитарную помощь детям в учреждениях образования на территории обслуживания.
В каждой детской поликлинике организована работа врачей-специалистов: отоларинголога, окулиста, невролога, хирурга, стоматолога, кардиоревматолога. Должности других специалистов (пульмонолог, аллерголог, гематолог, уролог, нефролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гинеколог) вводятся в штат консультативной детской поликлиники города (области) либо в штат консультативных кабинетов детских больниц. Определенные профили специализированной помощи оказываются в диспансерах (психоневрологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологическом, дерматовенерологическом, эндокринологическом и др.).
Показатели:
1. Характеристика детского населения в районе деятельности поликлиники :
а) возрастной состав детей на конец года:
б) среднее число детей на одном участке:
в) среднее число детей первого года жизни на участке:
Спасибо
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
+7 495 488-20-52 в Москве
Или
+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге
Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.
Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.
В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.
Поводом для перевода ребенка в отделение неонатологии могут быть:
Во время осмотров ребенка 1 года жизни врач обязан:
С профилактической целью педиатр должен осматривать:
Если у женщины уже есть дети, врач может поинтересоваться их возрастом, состоянием здоровья, а также перенесенными заболеваниями. Это поможет выявить предрасположенность к тем или иным патологиям (например, если у уже родившихся детей было выявлено какое-либо наследственной заболевание, высока вероятность того, что оно передастся и вновь родившемуся ребенку ). Также врач оценивает состояние здоровья самой будущей мамы (опрашивая ее о перенесенных заболеваниях ). На основании полученных данных он может предположить, какие патологии могу угрожать новорожденному ребенку. О своих выводах он должен проинформировать женщину, что позволит ей принять соответствующие меры профилактики и, тем самым, снизить риск заболеваемости новорожденного малыша.
Пройдя всех специалистов и получив результаты лабораторных исследований нужно вновь посетить педиатра. Врач проанализирует данные исследований и заключения врачей-специалистов, после чего напишет свое заключение, в котором укажет, допускается ли конкретный ребенок к определенным занятиям, посещению детского сада, школы и так далее.
Если в процессе обследования у ребенка будут выявлены какие-либо заразные инфекционные заболевания, доступ в публичные учреждения ему будет закрыт, а врач направит его к соответствующему специалисту для дополнительной диагностики и лечения. После прохождения лечения ребенку придется вновь пройти все обследования. Если их результаты будут удовлетворительными, педиатр выдаст ему необходимую справку.
Кабинет педиатра должен быть оснащен:
Во время обследования врач изучает:
Детский врач может назначить:
Педиатр может назначить:
С момента получения полиса ребенок имеет право на бесплатные консультации и обследования педиатра и других специалистов, бесплатные анализы и инструментальные исследования, лечебные процедуры и так далее. Кроме того, стоит отметить, что все дети в возрасте до 3 лет (а дети из малообеспеченных или многодетных семей – до 6 лет ) имеют право получать бесплатные лекарства, внесенные в специальный список, утвержденный Министерством Здравоохранения.
В то же время, стоит отметить, что сегодня существует множество частных медицинских учреждений, в которых также работают врачи-педиатры. Посещение такого специалиста, а также выполнение всех назначенных им исследований будет платным.
Стоит отметить, что вызов на дом участкового педиатра также является бесплатным (при наличии полиса ). В то же время, вызов педиатра из частной клиники родителям придется оплачивать самостоятельно.
************************************************************************************************************
Женщина с дочкой на приеме у педиатра:
-Доктор, выручайте, с моей девочкой что-то не так! У нее улыбка до ушей, постоянно что-то «мычит», а глаза из орбит вылезают!
-Хм, попробуйте немного ослабить ей косички…
*****************************************************************************************************************************************************************
Звонок педиатру. В трубке перепуганный мужской голос:
-Доктор, мой трехлетний сын выпил флакончик зеленки!!!
-И что?
-Как что!? У него весь рот зеленый, зубы зеленые, он мне язык показывает – тоже весь зеленый! Что мне делать, доктор???
Врач, смеясь, отвечает:
-Фотографируйте, потом будет что вспомнить!
Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.
Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.
Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.
Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.
Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.
В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.
В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.
1. Педиатрическое отделение
Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.
На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.
Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.
Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.
Задачи участкового врача-педиатра:
1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;
2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;
3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;
4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;
5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;
6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;
7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;
8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;
9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;
10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;
11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.
Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.
В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.
Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.
Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.
Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.
Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.
Задачи отделения медицинской реабилитации:
1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;
2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;
3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;
4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.
Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах
Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.
2. Структура детской городской поликлиники
В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.
В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.
На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.
Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.
В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.
В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.
Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.
Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.
Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.
В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.
В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.
Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.
Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30-100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.
Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.
В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.
Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.
После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.
В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.
Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.
В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.
Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:
1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;
2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;
3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.
В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.
Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.
Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.