Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вместе с воспитанием и активным развитием сына и дочки в период завершения дошкольного возраста перед родителями возникает очень важный вопрос – отдавать ли ребенка в школу? Какие особенности воспитания детей 6 лет могут свидетельствовать о готовности к этим кардинальным переменам в жизни?

Важными критериями в пользу этого решения становится , интеллектуальные способности, логика – дети 6 лет любят играть, решать несложные задачи. Они внутренне готовы к новому взаимодействию и расширению круга общения в школе. Им легче перешагнуть эту черту вместе со своими сверстниками и адаптироваться в новой социальной среде.

В этом возрасте дети не просто хорошо знают название предметов и явлений,

Особенности воспитания детей 6 лет.

но и способны давать им оценку, выражать свое отношение и классифицировать по различным критериям. Легко усваивая новые знания, ребенок в 6 лет достигает нормы развития, даже в случаях и соответствует уровню подготовки к школе.

Особенности воспитания детей 6 лет проводится в разных направлениях и включает в себя познавательное и речевое развитие, художественно-эстетический и социально-коммуникативный уровень, физическую подготовку. Главная задача дошкольной подготовки – создать благоприятную почву для того, чтобы дети могли с легкостью осилить любой преподаваемый предмет в школе и овладеть необходимыми знаниями.

Фундамент всесторонне развитого человека закладывается в дошкольном возрасте. При этом в воспитании стоит придерживаться золотой середины. Если ребенок хочет научиться читать и считать, нужно не ограничивать его в этом стремлении, и вместе с тем, при отсутствии желания не заставлять учить, а использовать элементы игры.

Готовность к школе детей 6 лет.

Дети 6 лет способны уже сосредоточиться не только на играх и занятиях, привлекательных для них, но и на предметах, которые потребуют повышенного внимания и волевых усилий. Ребенок в 6-летнем возрасте легко отвлекается от основного занятия, не всегда усердно выполняет порученное дело. Со временем к игровым интересам добавляются познавательные функции. Он осваивает необходимые навыки и совершенствует их в повседневной жизни, начинает следить за своим внешним видом, становится более аккуратным, старается помочь по хозяйству.

Полную готовность к школе детей 6 лет можно определить по физическому развитию, интеллектуальной подготовке, а также способности, не отвлекаясь, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение 30 — 40 минут. Ребенок 6 лет еще не всегда бывает достаточно внимательным. Однако он очень стремится к новой социальной роли, придающей взрослость, подражает значимым для него взрослым и друзьям старшего возраста.

Готовность детей к школе можно определить простыми тестами по математике, логике, . Также следует определить основные навыки обихода, познания окружающей среды.

В области математики ребенок 6-летнего возраста может правильно выполнять простейшие действия:

  1. Составить небольшой рассказ по детским картинкам, придумать историю, сюжет по рисункам и логический конец;
  2. Выявить общие закономерности для перечня схожих предметов и убрать лишние составляющие;
  3. Составить главный признак для определенных предметов, разделить фигурки в соответствии с формой, применением, назначением.

Важным критерием является отношение к окружающей внешней среде , знание названий явлений природы и окружающих строений, предметов, а также животных и людей.

  1. Какие имена сказочных героев, названия понравившихся сказок, книжек, игр, мультфильмов;
  2. Как зовут маму, папу, дедушку, бабушку, сколько им лет и где живут, в каком городе;
  3. Как называются окружающие вещи в интерьере, мебель, приборы, одежда, цветы, растения;
  4. Какие домашние питомцы проживают вместе с семьей ребенка, как зовут любимцев, сколько их;
  5. Какими бытовыми приборами умеет пользоваться ребенок самостоятельно.

Важным пунктом готовности к школе детей 6 лет является владение навыками обихода , которые нужно выявить перед тем, как дети пойдут в школу. Они включают в себя следующие вопросы:

  • Умеет ли ребенок поднимать трубку и отвечать на звонки, самостоятельно звонить по телефону;
  • Сможет ли сам завязать шнурки, застегивать на одежде пуговицы, привести себя в аккуратный внешний вид;
  • Умеет ли следить за состоянием ногтей, ежедневной прической, одеждой, может ли быть опрятным, не вымазываться в грязь и пачкать других детей;
  • Может ли адекватно вести себя во время обеда за столом, пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, мыть руки до и после приема пищи;
  • Знает ли сегодняшнее число, месяц, год, очередность дней недели;
  • Какие бывают цвета у светофора и что они обозначают;
  • Сможет ли продеть нитку в иголку и пришить себе пуговицу и другие.

При проверке готовности к школе детей 6 лет, особое внимание следует обратить на развитие речи, она должна быть четкая, выразительная, с чистым произношением звуков, правильным построением фраз. Ребенок может рассказать выученные наизусть стихи, пересказывать сказки, литературные произведения. Он использует разные интонации для выражения своих эмоций, отличает вопросительные и повествовательные предложения.

На основании пройденных тестов можно определить, готов ли ребенок к школе или лучше еще немного подождать с этим важным решением. Если все в порядке, приступаем к следующему этапу для развития личности, выбору подходящего школьного учреждения. Родителям важно выяснить специфику и направление обучения в школе, уровень требований, и затем подавать документы.

Период 6-7 лет - возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

Отношения с ровесниками

Всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать его в этом стремлении. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.

В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.

Общение с родителями

Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами.

Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

И помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

Развитие ребенка и подготовка к школе

Психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. И в скором времени ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

Готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. Под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность , то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). Как этого добиться? У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?

Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное - не отбить у ребенка желания учиться!

Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

С точки зрения психолога

Ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

Венгер Л. А. считал, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

На что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

Согласно классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

. связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

. связанные с поведением детей 5 - 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

. связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

. связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

. связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.

Воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

- Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

- Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

- Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

- Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


- Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого - общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет.

Особенности развития ребенка детей в 6 лет

Вашему ребенку исполнилось шесть лет. Поздравляю, это замечательный возраст. В этом возрасте ребенок является уже вполне сформировавшейся личностью с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение в обществе, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения, формирует отношение к окружающим его людям. Каждый самостоятельный шаг ребенка — это своеобразная репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее будет его роль во взрослой жизни. Вместе с тем, определяя степень самостоятельности, нужно, конечно, учитывать возраст ребенка. Во всем хорошо равновесие. На одной чаше весов должны быть права, на другой — обязанности.

Рассмотрим несколько основных аспектов развития ребенка.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

У детей к шести годам двигательная деятельность становится все более разнообразной. Именно в этом возрасте можно начинать регулярные занятия в спортивных секциях. Ребенок уже сознательно относится к требованиям взрослых, у него развивается способность понимать поставленную задачу, стремиться к достижению цели. Часто шестилетние дети сами, по своей инициативе, разучивают какие-либо новые движения, пытаясь освоить то, что плохо получается, проявляя при этом удивительную настойчивость. Через год ребенок пойдет в школу, и учеба потребует от него больших физических сил: рано вставать, проводить пять - шесть часов за партой. Если прибавить к этому недостаток воздуха в закрытых школьных помещениях и домашние задания, отсутствие дневного сна, то становится ясно, что здоровье у ребенка должно быть не просто хорошим, а очень хорошим.

Танцы или гимнастика, ролики, коньки, лыжи — все это полезно для укрепления иммунитета и общего физического развития ребенка. Плавание отлично снимает нервное напряжение, улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы. А при ходьбе, в отличие от других физических упражнений, ритмически сочетаются напряжение и расслабление. Кроме того, занятия спортом на свежем воздухе, подвижные игры обеспечат хорошую координацию движений, ловкость, выносливость.

Но вне зависимости от того, ходит ли ваш ребенок в кружки и секции, следите за соблюдением режима. Ему по-прежнему необходим дневной отдых, пребывание на свежем воздухе.

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка 6 лет

У детей шести лет особое значение имеет воля — способность поступать не так, как хочется, а так, как нужно. В этом возрасте ребенку вполне под силу управлять своим поведением, соблюдать этические нормы. Ребенок активно участвует в любой деятельности, причем как групповой, так и индивидуальной, легко ориентируется в любой обстановке. В связи с этим вам следует преподать ребенку основы личной безопасности (например, как обращаться с бытовыми электрическими приборами, острыми кухонными принадлежностями, как вести себя на улице, с незнакомыми людьми), учить малыша искать выход из трудной ситуации. Вполне уместно будет поручить ребенку посильную домашнюю работу.

Развитие эмпатии у ребенка 6 лет

У ребенка 6-7 лет достаточно высок уровень эмоционального развития — он уже обладает способностью чувствовать чужое настроение, проявлять сочувствие по отношению к другим, предлагать свою помощь. Эмоциональный мир ребенка очень богат, но малыш еще не знает, как в нем жить. Его обуревают чувства, причины и названия которых не всегда ему известны, не всегда он умеет с ними справляться. Вы можете помочь ему разобраться в этом.

Развитие интеллекта ребенка в 6 лет

Ребенок 6-7 лет проявляет активный интерес к новой информации, при этом сохраняя в памяти все полученные ранее знания. В этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание становится в большей мере произвольным, хотя и непостоянным. Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5-6 тысяч слов. Ребенок этого возраста должен верно произносить все звуки родного языка, уметь согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, легко оперировать речевыми оборотами, производить простейший звуковой анализ слов.

В возрасте шести лет дети познают все в наглядно-образном и наглядно-действенном планах. Словесно-логическое мышление пока уступает образному, поэтому большое внимание нужно уделять практической деятельности и наглядному материалу. Умственное развитие ребенка идет параллельно с физическим и чувственным. То есть любые двигательные навыки, например прыжки со скакалкой или вязание на спицах, стимулируют развитие интеллекта. Оригинальный способ стимуляции умственных способностей — чистописание, но необычное: левой рукой, если вы правша, и правой, если левша. Ведь левая рука ничем не хуже правой, как и правое полушарие не хуже левого. А попробуйте взять в левую руку ложку... Попробуйте сами и дайте возможность вашему ребенку научиться владеть обеими руками в полной мере. Обучение игре на любом музыкальном инструменте помогает научиться концентрировать внимание. А также пробуждает в ребенке качества лидера: занимаясь любимым делом, он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей. Вместе с тем уроки музыки не являются самоцелью. Ребенок может и не стать выдающимся музыкантом, но будет развитым человеком. Кроме всего прочего, музыкальный слух поможет ребенку в дальнейшем при изучении иностранных языков.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Присмотритесь к своему чаду и бережно направляйте его стремления. Дети любят не сами игрушки, но потенциал творчества, в них заключенный. Они любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Психологи считают, что обилие игрушек подавляет ребенка, мешает ему сосредоточиться. Если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Есть изумительные вещи, достоинство которых в том, что они не имеют определенной формы или назначения. Это глина, пластилин, цветная и белая бумага. Им можно придать любую форму. Они дают пищу для ума, развивают воображение, творческое мышление, терпение, усидчивость.

Один из способов развития творческого начала в ребенке — это театр или игры по ролям, в них есть возможность прямого и свободного самовыражения.

С переходом на 12-летнее образование детям приходится включаться в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. В связи с этим появляется несколько вопросов. К какому возрасту отнести детей шести лет: дошкольный или младший школьный? Если шестилетний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень? Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение, и каким это обучение должно быть? Все ли дети могут учиться с 6 лет? Психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей школьного возраста. В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Необходимо постоянное включение в урок игровых элементов, проведение специальных дидактических и развивающих игр, поскольку еще сильна потребность в напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни. В этом возрасте ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Капризы - довольно распространённое поведение шестилетних детей. Возникать оно может в силу разных факторов. Давайте разберёмся, почему ребёнок в 6 лет устраивает истерики и как с ними бороться.

Ваш шестилетний малыш часто психует и капризничает? Причинами могут быть:

  • проверка дозволенного. Часто дети пытаются поставить под сомнение запреты родителей. Например, вы говорите, что есть нужно только на кухне за столом, а кроха начинает требовать кушать у себя в комнате или вовсе отказывается от приёма пищи;
  • гиперопека. Многие мамы и папы настолько опекают своего ребёнка, что вообще не дают ему свободы в своих действиях. Это порой вызывает у малыша недовольство;
  • самая распространённая причина - это требование внимания к собственной персоне;
  • всевозможные страхи также могут спровоцировать постоянные истерики у ребёнка 6-ти лет;
  • отказ выполнять что-либо. В общем, если отрицание не приобретает сложную форму (рыдания и брыкания), то он имеет право быть. У шестилетних детей уже существует своё мнение и это хорошо. Возможно, вам стоит к нему прислушаться.

Мы разобрались, почему капризничает малыш в 6 лет. Теперь поговорим о том, как направить его энергию в мирное русло.

Ребёнку 6 лет и у него постоянные истерики, что делать

Родителям вполне под силу без помощи специалистов преодолеть частые истерики у шестилетнего малыша. Главное набраться терпения и последовательно соблюдать следующие правила:

  • никаких угроз. Мамы и папы зачастую при плохом поведении своего чада пугают его врачами, милиционерами и т.д. Этого делать нельзя. Таким образом, у крохи формируются страхи;
  • больше разговаривайте с ребёнком. Выясните, почему он так себя ведёт, объясните, что так нельзя, что это вас огорчает. Разговор по душам - действенный метод. Дайте малышу понять, что вы ему друг и понимаете его, и тогда он тоже начнёт к вам прислушиваться;
  • давайте крохе право выбора, запрещать всё на свете ни к чему хорошему не приведёт;
  • каждый раз, когда ребёнок в 6 лет закатывает истерики, он требует что-то. Вы не должны идти у него на поводу, наоборот, вы всегда можете предложить ему альтернативу. Если, например, малыш хочет, чтобы вы ему что-либо купили, вы должны переключить его внимание на что-то другое. Отвлечение самый действенный метод;
  • во время очередных капризов и истерики дайте малышу успокоиться. Оставьте его на некоторое время одного. При этом вы должны соблюдать абсолютное спокойствие. Отсутствие вашей реакции поставит его в тупик. Ведь любая истерика рассчитана на зрителя. А если такового нет, то она пройдёт также быстро, как и началась. А уже потом проведите с ним беседу по поводу его поведения;
  • обстановка в семье играет важную роль. Дети всегда подражают взрослым. Следите за собой и членами вашей семьи - не повышайте голос, избегайте в присутствии ребёнка конфликтов и ссор.

В воспитании детей все родители должны соблюдать золотую середину. Вы должны дать ребёнку понять, что он не может получить всё, что хочет. Вседозволенность и полные запреты - это то, чего нужно избегать. Больше общайтесь со своим малышом и будьте для него примером того, как нужно себя вести.

Всестороннее развитие малыша – задача родителей. Физическая активность, интеллектуальные упражнения, стимулирование творчества являются классическим стержнем воспитательного процесса. Однако с каждым новым годом жизни ребёнка, в его личностном формировании появляются неизвестные ранее составляющие. Для того чтобы эффективно подготовить своё дитя к школьной жизни, необходимо чётко понимать, что должен уметь ребёнок в 6 лет.

Основные направления развития шестилетнего малыша

Развитие ребёнка 6 лет обусловлено, прежде всего, его будущей занятностью в школе. Активная, ежедневная умственная работа, новые физические нагрузки, невиданная прежде атмосфера коллектива, предполагают специальную предварительную подготовку детей. Существует ряд критериев для оценки эмоциональной стабильности и интеллектуального развития шестилетних малышей. Ими пользуются специалисты по работе с дошкольниками: педиатры, педагоги.

Физические характеристики

Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.

Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:

  • обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
  • ходить по перекладине, удерживая баланс;
  • уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.

Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост. Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада.

Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:

  • держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
  • составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
  • обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.

Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников. С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет. Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.

Интеллектуальные показатели

Логическое мышление малыша, его память, внимание и общие знания также поддаются оценке профессионалов при записи в первый класс. Рассмотрим требования к умственному развитию дошкольников подробнее.

Развитие речи. Дошкольник уже может изъясняться понятно для окружающих. Обладая достаточным словарным запасом, ребята способны даже к недолгому монологу, предпочитая диалоговую форму общения.

Необходимые речевые навыки малыша:

  • контроль эмоциональной составляющей речи – способность к интонации, понижению тембра голоса, шёпоту;
  • деление слова по слогам;
  • использование сложных предложений в речи (при построении фразы возможны задержки, речевые паузы);
  • внедрение синонимов.

Неспособность к чёткому, звучному произнесению буквы «р» может быть сигналом к так называемому ротаризму. Чтобы убедиться, что отставания в речевом развитии нет, лучше отвести ребёнка 5-6 лет к логопеду. В этом возрасте возможные отклонения устраняются быстро. Врачи часто рекомендуют использовать в качестве игры специальные упражнения для развития речи: скороговорки, песенки и считалочки.

Логическое мышление. Знания дошкольника отличаются образностью и красочностью, вместе с тем ход его размышлений не лишён логики. Каковы его умения к шести годам?

  • Последовательное рассуждение.
  • Ориентация в пространстве и времени: может сказать время по часам.
  • Способность написать печатные буквы.
  • Возможность объяснить маршрут из точки А в точку Б.
  • Базовые знания для анализа: причина, следствие, вывод.

Занятия для развития логики направлены на утверждение перечисленных навыков. Упражнения для дошкольников часто включают:

  • ряд предметов и явлений, из которых нужно выделить лишний по некоторому признаку;
  • разгадка ребусов и головоломок;
  • восстановление хронологического порядка событий.

Требования к памяти, вниманию и общим знаниям дошкольника. Считается, что к шести годам малыш уже владеет немалым багажом знаний об окружающем мире. Из сказок, выслушанных перед сном, из разговоров взрослых братьев и сестёр, родителей и друзей, из просмотренных мультипликационных фильмов, формируется его кругозор.

Что знает шестилетний дошкольник?

  • Названия предметов, которые он наблюдает в доме, на улице, в детском саду.
  • Природные явления и представителей животного мира.
  • Ориентируется во времени (названия сезонов, месяцев, дней недели).
  • Счёт до 10 и обратно.
  • Как выглядят основные геометрические фигуры.
  • Как сравнить количество предметов (до пяти).

Считается, что будущий школьник должен уметь концентрировать своё внимание в течение 20 минут. Для шестилетнего возраста этого пока достаточно: излишние усилия для умственной тренировки могут вызвать обратный эффект – оттолкнуть ребят от работы. Интеллектуальные занятия для развития памяти и концентрации внимания у детей 6 лет часто включают запоминание четверостиший и повторение за взрослым ряда незнакомых слов (до десяти). Разучите несколько детских стихотворений и повторяйте их вместе. Во время таких упражнений важно делать пятиминутный перерыв каждые двадцать минут, во избежание переутомления.

Социальные умения

Будущая смена статуса ребёнка предполагает наличие первичных навыков общения. Бывшие воспитанники яслей и детских садов имеют здесь преимущество перед коллегами-«домоседами»: они привыкли выполнять простые требования этикета (здороваться, прощаться и благодарить), играть в коллективе и сопереживать.

В большинстве учреждений дошкольного образования принято «играть в школу»: имитировать работу за партой, готовить домашнее задание по различным предметам и выходить к доске. «Начинающие» школьники пробуют себя в новой роли. Так ребята будут готовы к важному шагу, и пресловутый социальный кризис семи лет им не грозит.

Каковы социальные навыки будущих первоклассников?

  • Умение позаботиться о себе. Ребята способны обойтись без посторонней помощи при принятии пищи и выполнении гигиенических процедур.
  • Желание соучаствовать, помогать родителям и старшим.
  • Контроль над собственными эмоциями и уважение к собеседнику.

Даже если мальчики и девочки 6 лет не имеют соответствующего социального опыта, важно, чтобы психическое развитие позволило им переход к новой, коллективной жизни. Для подготовки таких ребят к переходу важно организовывать им совместные игры с другими детьми на площадке, походы в гости и проведение совместных праздников дома. Участие старших братьев и сестёр, их пример, также отражается наилучшим образом на коммуникативных навыках малыша и его психике.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь