Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей
– отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды - это песчинки, которые над головой,
А песчинки - это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.
Песок- это дар природы,
и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире - это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.
Добрый день, дорогие читатели!
Песок завораживает и манит детей. Вспомните, с каким удовольствием они копаются в песочнице! К сожалению, зимой песок недоступен.
Но песочная терапия для детей дошкольного возраста способна не только заинтересовать ребенка творческим процессом, но и нормализовать моральное состояние. Что же это за методика?
Песочная терапия – это методика в психотерапии, направленная на снятие психологического напряжения. Он позволяет ребенку прикоснуться к своему глубинному «Я», создать целостную картину миру, сотворить уникальный образ.
Родоначальниками этого направления были З. Фрейд и Э. Эриксон. Благодаря их учениям в 1930-е годы песочная терапия стала применяться для лечения взрослых и детей, а также для раннего детского развития.
Чтобы понять, как помогает этот способ психологического лечения, нужно попробовать самому. Вспомните, с каким наслаждением вы пересыпали песок на пляже, строили вместе с малышами замки и при этом ощущали успокоение и отдаление от всех стрессов и проблем.
Так же действует методика и на маленьких деток: они успокаиваются, становятся менее нервозными, когда пересыпают песок, создавая из него картины.
Песочная терапия помогает справиться со многими состояниями у детей:
Также применяется, если есть особые показания к лечению или просто стремление детей к творчеству и самовыражению.
Педагогическая технология, несмотря на кажущуюся простоту и вседоступность, имеет противопоказания:
Психотерапевт обязательно учитывает противопоказания, так что самостоятельно определять, может ли ребенок заниматься песочной терапией можно, если вы уверены, что ваше чадо полностью здорово.
Задания на занятиях по песочной терапии даются поэтапно. Постепенно они усложняются, и из простых игр перерастают и настоящие художественные произведения.
Это начальный этап внедрения в песочную терапию. Далее можно проводить с малышами игры, создавать различные картинки.
Чтобы провести занятия, понадобится следующий инвентарь:
Набор для песочной терапии можно приобрести в магазине или изготовить самому. Занятия можно проводить и дома. Если вы проводите занятия в группе, лучше приобрести специальный набор. Стоимость его можно разделить на всех участников, так как цена набора немаленькая – от 2 тысяч рублей.
Чтобы провести занятия, следует приобрести пособия и книги с конспектами занятий:
Можно найти еще много значимых пособий , которые помогут разобраться в методике первое время. Если вы наблюдаете тревожность и подверженность стрессам у себя или ребенка, займитесь песочным творчеством вместе: это занятие пойдет вам на пользу.
В центре «Слухон» проходит увлекательное представление, в котором нужно принимать активное участие. Это песочная терапия для детей дошкольного возраста. Рассмотрим положительные моменты:
Обучение анимации проходит под руководством опытного педагога.
Стоимость | |
Разовое посещение | 1200 |
Абонемент
(4 занятия) |
3600 |
Продолжительность:
45 минут.
Занятия
проходят в группе до 6 человек или индивидуально.
Возраст
ребенка от 3 до 7 лет.
Адрес:
Москва, ул. Академика Пилюгина, дом 8, корпус 2. Удобно посещать жителям ЮЗАО (Новые Черемушки, Академическая, Проспект Вернадского, Профсоюзная, Ленинский и Нахимовский Проспект, Гарибальди, Вавилова, Новаторов, Удальцова).
Работа с песком, глиной, пластилином, стимулирует общее развитие у детей, начиная с 1,5 — 2 лет. В этом возрасте ребенок уже понимает, что не нужно тянуть в рот все в руки, но все еще хочется попробовать на вкус любую субстанцию. Поэтому занятия песочной терапией для детей проводятся только под руководством взрослого.
Это метод психотерапии, который заключается в лечении с помощью самовыражения в искусстве, творчестве. Он возник на основе разработок и исследований аналитической психологии. Прослеживается определенное сходство с терапией рисунка, где также внутреннее напряжение воплощается в фигурах, цвете, их расположение на листе бумаги.
Преимущество песочной терапии заключается в большей мобильности, когда рисунки не только дополняются, но и перетекают один в другой, изменяются, приобретают новые формы с помощью углубления линий. Совместные занятия с родителями помогают лучше понять внутренний мир ребенка, его страхи и надежды, найти точки соприкосновения и сделать общение более доверительным.
Ограничения верхней планки по возрасту для игры с песком не существует. Радость творчества и созидания присуща всем. Песочная арт — терапия для детей дошкольного возраста полезна в профилактических целях.
Она оказывает комплексное воздействие цветом, текстурой, возможностью свободно излагать свои мысли и ощущения посредством кратковременных рисунков на поверхности песочницы. Такая деятельность помогает преодолеть застенчивость, совершенствовать коммуникативные навыки при занятиях в группе сверстников.
Лечебное направление песочной терапии применяется для детей с неврозами, навязчивыми страхами, немотивированными капризами. Например, рисуя фигурки, ребенок визуализирует свой страх, а потом стирает его, символически избавляясь от причины душевного дискомфорта.
Завораживающее действие сыплющегося сквозь пальцы песка знакома каждому. Удовольствие, соединенное с пользой приносит успокоение и душевное равновесие. Дети очень быстро приходят в возбуждения и остановить их бывает очень сложно. Другое дело, если предложить им в качестве занятия игры с песком. Они вырабатывают внимание, усидчивость, повышают сосредоточенность и процессы произвольного запоминания.
Профилактические меры, направленные на сохранение эмоциональной стабильности и психологического здоровья дошкольников, несут общеразвивающий характер, через песочные рисунки сбрасывая излишнее напряжение.
Часто у детей с особенностями развития наблюдаются коммуникативные трудности, особенно, если состояние усугубляется плохо развитой речью. Ребенок затрудняется объяснить свое состояние, внятно высказать потребность или желание. В таких ситуациях рисунки на бумаге, песке послужат дополнительным средством общения.
Игровая терапия используется в коррекционных целях для детей с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития, эмоциональной расторможенностью, повышенной агрессивностью.
Играть интереснее в компании, это относится и к песочной терапии в ДОУ. Групповые занятия направлены на:
Обязательно следует учесть противопоказания, которыми становятся легочные заболевания, эпилепсия, аллергические реакции на мелкие частицы пыли и песка.
Цель песочной терапии в детском саду, развивающем центре, клубе заключается в свободном творчестве без правил и ограничений, ведущем к развитию образного мышления, фантазии. Прорисовка букв и цифр подготавливает руку к письму, ускоряет запоминание символов, увеличивает время произвольного внимания. Песочные картинки помогают осознать понятия времени, смены сезонов, развивают способность ориентироваться в пространстве.
Уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми навыками и качеством произношения. Поэтому для профилактики дефектов речи и коррекции нарушений развивают чувствительность и гибкость пальцев. Например, с помощью рисования на песке.
Проговаривая определенные звуки и слоги, дошкольник рисует их на песочной поверхности, добавляя по желанию глазки и улыбку, превращая буквы в смешных человечков. Метод распределения внимания направлен на снятие напряжения лицевых мышц.
Отвлекаясь на рисунок, ребенок больше полагается на слух при проговаривании логопедических упражнений, начинает свободнее владеть речевым аппаратом, внутренне раскрепощается, начиная полноценно общаться. То, что он пока не может произнести, он непринужденно дополняет рисунками.
Для проведения занятий нужно иметь программу действий, где определены цели, задачи, методы их реализации, ожидаемые результаты. Особенно это касается коррекционной работы лечебного профиля для детей с отклонениями в развитии. Первая программа была разработана на основе исследований А. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга в 20-х годах XX века.
Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, адаптируясь к изменяющимся социальным условиям. На классической основе создано множество авторских программ, наиболее известны работы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д, Большебратской Э.Э, Н. Сакович. В них подробно разработаны конспект занятий, дан список методической литературы, описания игр, трактовка полученных результатов.
Для проведения занятий понадобится:
В песочной терапии для дошкольников используется крупный и мелкий речной, кварцевый, мраморный, кинетический песок. Он может быть цветным или радужным. Песочницей служит неглубокий деревянный или пластиковый короб, таз, ванночка. Если предполагается рисование на подсвеченной поверхности, то понадобится стекло или прозрачный лист пластика.
В зависимости от цели и задач, выбирается вид песочницы.
Площадь рабочей поверхности зависит от типа занятий: индивидуальное или групповое.
Основным материалом для занятий станет обычный мелкий речной песок. Его нужно просеять, промыть и нагреть в духовке для обеззараживания. Температура прогрева составляет не выше 80 градусов, иначе нарушится структура материала.
В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.
Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.
Игрушки для песочной терапии :
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.
Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей
Предложите детям проделать следующие действия с песком:
Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.
Упражнения для песочной терапии
Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?
Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.
Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.
Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.
Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.
Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).
Примеры проективных игр:
В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:
Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.
Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:
Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.
Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.
Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.
Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.
Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.
Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.
В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.
Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».
Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.
«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.
Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.
Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.
Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.
Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.
Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.
Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.
Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.
Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.
Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.
Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.
Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.
Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.
Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.
Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:
Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».