Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа , помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности , во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты , хохлома, дымково, филимоновка и др.).Моя задача показать разнообразие и традиции вида : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями . Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации , что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством , обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации , на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи :

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров , научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества , народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов ;

Не следовать формально приемам народного искусства , что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства , проверенные художественным вкусом народа , отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа , затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения) ;

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации ;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации ;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре . Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка» , об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности :

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами.Их главной задачей было : наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор» , «Укрась предмет» .

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня» , «Индюк» , «Весёлая дымка» , «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка» , «уточка» .

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке» , где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами . Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь , в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз» , «толкын» , «туе табан» , «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын . А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

«Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение, уважение к народу, который создает такую красоту, гордость за свою Родину, которая вырастила таких удивительных чудо – умельцев.»

Максим Горький.

Основные направления реформы образования нацеливают на формирование у дошкольников высоких идейных и морально-патриотических качеств, трудолюбия, эстетической культуры, на воспитание детей в духе любви к своей многонациональной Родине, в духе интернационализма и братской дружбы между народами, уважение к национальному достоинству, национальной культуре.

Образование России, основанное на отношениях подлинного равноправия, взаимопомощи и сотрудничества, уважения и взаимного доверия между народами открыло широкие возможности для проявления талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей.

Народное искусство в национальной культуре России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми является аппликация.

Аппликация – древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги.

Основные формы орнаментирования изделий складывалось в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определение явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтения красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.

Остановимся на особенностях народного орнамента в аппликациях народов России, Татарстана, Башкортостана, преобладающих национальностей в нашей республике Башкортостан. Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические , растительные , роговидные фигуры.

Аппликация

по мотивам русского орнамента.

В русском народном декоративно – прикладном искусстве (в последствии н.д.и.) – вышивке, резьбе и росписи по дереву, кружевоплетении, вязании и других видов – получил широкое распространение геометрический орнамент . Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение деревянных наличников окон и фронтонов домов, мебели, домашней утвари, одежды. Особенно много встречается изображение кругов и розеток – наши далекие предки так изображали солнце.

Мотивы тканных орнаментов основу которых составляют простые и красочные комбинации геометрических фигур из квадратов, ромбов, треугольников и полос. В разных областях России были созданы устойчивые черты узорного ткачества. В их изделиях краски звучали единым, слитным аккордом. Для аппликаций также подходят некоторые мотивы геометризированных украшений таких традиционных изделий русского народного быта, как прялки, туески, ковши.

Аппликации из растительных элементов русской народной вышивки .

В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье.

Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для аппликаций. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразность и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста.

Башкирские орнаменты .

Традиционные формы башкирских аппликаций восходят к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви. Среди них широкое распространение имели черпаки к женским седлам, ковры, занавески, обувь с суконными голенищами, чулки из домотканого сукна, украшенные геометрическими узорами.

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники игольчатые линии. Красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом. Распространены сочетания красного, зеленого, желтого, черного цветов. Так на концах полотенец, скатертях, фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленые и желтые орнаменты.

Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью, обусловленной особенностями формы, назначением и размерами изделий. Узоры располагаются то в виде бордюров, то отдельными розетками, а то и сплошной сеткой.

В качестве образцов орнаментов в аппликациях, доступных для воспроизведения детьми, рекомендуются узоры с несложными сочетаниями полосок, треугольников, квадратов, ромбов, в том числе со вписанными друг в друга фигурами. Возможно так же использовать некоторые спиралевидные элементы для украшения традиционных предметов быта, полотенец, фартуков, скатертей, ковров и т.д.

При выполнении аппликаций по башкирским мотивам большое внимание следует уделять цветному оформлению орнаментов. Прежде всего необходимо применять традиционный набор цветов, где главное место должны занимать сочетания красного с зеленым, желтым, черным. Орнамент надо оживить цветом фона. Так, на красной бумаге четко выделяются зеленые, желтые, черные элементы, а на черном, наоборот, - красные в комбинации с зеленым, желтым, белым тонами.

Народное декоративно – прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творчество детей, желание по–своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа, гордость и любовь к Родине, как к малой, Башкортостану, так и к Родине – матери, великой России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

«Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста»

Лаврентьева Людмила Константиновна - педагог дополнительного образования;

Под редакцией Глущенко Н.Н. - замдиректора по научно-методической работе.

Введение……………………………………………………………………….

Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства……………………................................................................

Геометрический орнамент в детских аппликациях………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Введение

Человек по натуре своей - художник. Он всюду,

Так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают

творческое воображение людей и уважение к их труду.

М. Горький

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Данные методические рекомендации, рассматривают последовательность усложнения узоров во время воспроизведения их детьми дошкольного возраста на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Адресованы педагогам дополнительного образования и помогут в обучении детей дошкольного возраста в создании более сложных вариантов орнамента геометрических форм.

Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация -древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Кроме того, рассматривается последовательность усложнения узоров во время воспроизведения их детьми дошкольного возраста на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

Народное декоративно- прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Отбирая мотивы народного орнамента для воспроизведения их в детских аппликациях, надо учитывать доступность техники изображения и степень выразительности образцов в узорах.

Например, в аппликации выразительно выглядят орнаменты, составленные из комбинаций геометрических фигур: квадратов,треугольников,полос, розеток разных окрасок (Рис. 2);

они украшают полотенца, пояса, ткани, ковры. Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетического восприятия и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные (Рис. 3)

и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов. Эти фигуры и их простейшие комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Рассматривая геометрические орнаменты предусматривается овладение умением вырезать узкие и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги и овалы, включая их в содержание узоров. У детей постарше закрепляют эти умения, обучая их создавать более сложные геометрические фигуры и их узорные комбинации. Планируя занятия аппликацией, педагог должен составить наглядные образцы, вписывая узоры из геометрических фигур в силуэты традиционных национальных предметов: платков, фартуков, головных уборов, поясов, (рис.4)сумок, ковров (рис. 5,6).



При отборе и составлении образцов по мотивам народных орнаментов педагог должен учитывать следующие положения:

Элементы орнаментов должны реалистически отображать знакомые детям образы растений, птиц и других элементов, не исключая некоторых черт обобщенности, сказочности в их трактовке. Сказочная интерпретация природных объектов в узорах является своеобразным приемом преобразования действительности, что составляет основу творческой деятельности народных мастеров.

Дошкольников привлекают изделия, украшение которых имеет более яркую цветовую окраску, составлено из сочетаний контрастных тонов в различных комбинациях.

3 .Композиционный строй образцов должен быть четким. В нем легко должны угадываться ритм, порядок чередования элементов по цвету, величине, форме, симметрия расположения частей в зависимости от конфигурации поверхности украшаемого предмета. (Рис. 7)

Образцы аппликаций не должны искажать очертания исходных орнаментальных мотивов, особенности компоновки элементов по композиции, цвету и другим признакам, что, однако, не означает точности, копировки орнаментов. Придерживаясь основных черт народного образца, педагог может по-разному варьировать цветовую характеристику, соотношения элементов по величине, расположению на плоскости украшения.

Геометрический орнамент в детских аппликациях

В русском народном декоративно-прикладном искусстве получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий декоративно-прикладного искусства заключается главным образом в бесчисленных комбинациях одних и тех же фигур (круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки) (Рис. 8)

Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение. Крупные квадраты ритмично повторяются и заполняются геометрической фигурой из соединенных вертикалями половин тех же квадратов. Красные, синие, черные, фиолетовые, белые, оранжевые тона чередуются в них и создают необычайную красоту узора. Эти локальные черты применения цвета характеризуют особенности убранства народного костюма и изделий повседневного и праздничного обихода.Для отображения дошкольниками элементов русского народного ткачества отобраны три группы элементов. Первая включает простые комбинации треугольников, квадратов и полос путем сопоставления их друг с другом в один или несколько рядов. Во вторую группу входят разновидности городчатых фигур, получаемых комбинированием узких полос. Третья группа составлена из сочетаний геометрических форм, образующих стилизованные цветки-розетки. Квадраты вырезают из полос, ширина и длина которых должны позволить получить нужное количество элементов для построения узора. А треугольники получают разрезанием квадратной заготовки пополам по диагонали. (Рис. 9)

Последовательность отображения мотивов народных орнаментов в аппликации предусматривает овладение умениями, во-первых, изображать отдельные элементы по образцу и показу педагогом приемов вырезания, во-вторых, создавать в аппликации комбинации элементов по закономерностям композиции и по колориту, принятым в искусстве данного народа, на основе рассматривания изделий и вариативных образцов, в-третьих, творчески использовать усвоенные умения и мотивы народных образцов при выполнении аппликаций по замыслу. Кроме этого, в распоряжение детей надо дать необходимый набор цветной бумаги, позволяющий подобрать нужные сочетания не только по своему вкусу, но и на основе усвоенных традиций народного искусства. Для более полного развития творческих способностей в распоряжение детей надо давать различные по окраске и форме силуэты изделий, листы разноцветной бумаги. Каждый ребенок должен самостоятельно подобрать как основу, так и элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения.

При составлении украшений из разноцветной бумаги по мотивам народных орнаментов можно использовать технику декоративной мозаики. (Рис. 10).

Мозаику из бумаги можно выполнить из большего количества слоев. Нетрудоемкость обработки бумаги, ее податливость при складывании и вырезании позволяют получить много цветовых вариантов одного и того же узора.

Разные формы использования народного орнамента, сочетание разных видов детской деятельности в создании узоров позволяют разносторонне раскрыть перед детьми красоту и своеобразие декоративного искусства, помочь понять специфический язык народного искусства, культуры.

Народное декоративное искусство является неотъемлемой частью русской народной культуры и активно влияет на формирование художественных вкусов.

Список литературы

Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986 - 207 с.

Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - Москва.: Астрель, 2010 - 224 c.

Лаврешина Анастасия Владимировна, ученица 2 «а» класса, КГУ «Основная школа№2 г Серебрянска», Республика Казахстан, ВКО, г Серебрянск

Руководитель: Лаврешина Ирина Георгиевна; учитель начальных классов, заместитель директора по УВР КГУ «Основная школа №2 г. Серебрянска»; Республика Казахстан, ВКО, Зыряновский район, г. Серебрянск

По мотивам народных орнаментов

Календарный план работы:

Этапы работы

Выбор темы работы

Обсуждение возможных

тем, утвер

ждение темы работы

тельные и отрицатель

ные стороны, утвердить

Лаврешина И.Г.

Лаврешина Анастасия

Ноябрь-декабрь

Изучение теоретиче

ского матери

ала по выбранной проблеме

Обсуждение, выделение главных мы

слей, сбор информации, составление тезисного

тение навы

со справо

чной литературой.

Сбор инфор

ции, подго

товка материала, формули

рование выводов

Лаврешина А.

Определение целей, задач, методов, формулиро

вание гипотезы

Консультации по определению гипотезы исследования, работа над формулиро

ванием цели и задач, выбор оптимальных методов исследования

вание исследо

ских навыков,

Лаврешина И.Г.

Лаврешина А.

январь, февраль, март

Практиче

ский этап

Выполнение орнаментов, формулиро

вание промежу

вание практи

ческих навыков рабо

ты над орна

ментами с учетом полученной информации

Лаврешина И.Г.

Лаврешина А.

риалы, аппли

Создание текста работы

Написание текста

работы, определение выводов, формули

рование заключения

ление соот

ветствия между выдвинутой гипотезой исследова

ния и полу

ченным результа

Лаврешина И.Г.Лав

решина А.

Текст рабо

ты, Аппли

Моя кукла во время игры попросила нарядить ее очень красиво. Я нарисовала для нее платье, шарфик, шапочку, сапожки, а ей не понравилось, потому что вещи не были нарядными, красиво украшенными. В книжке, которая мне попалась, много интересных картинок с красиво украшенными рубашками, поясками, шарфиками, рукавичками. Украшены они были орнаментами разных народов. Мне стало интересно: чем отличаются орнаменты одного народа от орнамента другого народа и чем они похожи, и вообще для чего они нужны? Яркие цвета узоров настолько понравились мне, что мне захотелось своими руками сделать увиденное.

Цель : развитие интереса к народному искусству

Задачи:

1.Познакомиться с орнаментами и его характерными особенностями на примере искусства некоторых народов, проживающих на территории республики.

2.Развивать потребность в создании прекрасного и овладении навыками изображения народных орнаментов.

3. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества, формировать эстетическое восприятие и чувства

Гипотеза : знание особенностей орнамента того или иного народа способствует развитию интереса к народному искусству, стремлению создавать что-то своими руками и, конечно, дружбе между людьми разных народов.

В работе использованы следующие методы : анализ источников по проблеме, сравнение, практические упражнения в овладении навыками изображения народных орнаментов.

Народный орнамент в аппликациях

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют ее образы, а отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, не смотря на то, что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров. Узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни. Они по-своему реальны.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру. Такие примеры в изобилии представлены в узорах русских вышивок, узбекских сюзане, молдавских коврах, татарской узорной обуви, головных уборах, украинских вырезках из разноцветной бумаги, киргизских войлочных изделиях..

Элементы народного орнамента

Для выполнения аппликаций по образам народных орнаментов используются геометрические, растительные и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов.

Геометрический орнамент

Геометрические фигуры- узкие и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги и овалы. Узоры из геометрических фигур входили в силуэты традиционных национальных предметов. Платков, фартуков, головных уборов, поясов, нагрудников, сумок, ковров

Растительные узоры в орнаменте

Растительные орнаменты служат средством художественного убранства таких предметов, как подносы, вазы, головные уборы, передники, обувь, пояса, полотенца, дорожки и т.д. Особенности их украшений могут найти широкое применение в практике обучения детей аппликации для создания разнообразных орнаментальных композиций.

В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора, достигаемое способом сгибания заготовки на части. Это помогает передать в аппликациях такие качества. Соразмерность их распределения от средней оси и центра, одинаковое строение и форму повторяющихся элементов.

Роговидные элементы в орнаменте.

В орнаментальном искусстве народов, занимающихся скотоводством большое распространение получили роговидные фигуры. В виде рогообразного завитка, крестовидных, ромбовидных или восьмиконечных форм с рогообразными ответвлениями. Такие элементы находят художественное выражение в узорном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви. Чаще всего эти орнаменты выполняются в технике аппликации или мозаики из мягких материалов.

Мотивы русского геометрического орнамента

В русском народном декоративно-прикладном искусстве, вышивке, резьбе и росписи по дереву, ткачестве. Кружевоплетении, вязании и других видах получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий декоративно-прикладного искусства заключается главным образом в бесчисленных комбинациях одних и тех же фигур круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки. Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение деревянных наличников окон и фронтонов домов, мебели, домашней утвари, одежды. Элементы русского народного орнамента могут найти широкое применение в оформлении аппликации силуэтов традиционных изделий быта. Прялок, полотенец, подзоров, передников, туесков, ковшей, солонок, наволочек и т.д. Они изготавливаются из цветной бумаги в характерных сочетаниях белого с красным, синим и зеленым, красного с синим и желтым, желтого с красным и зеленым.

Калмыцкие геометрические узоры

Главная особенность калмыцких орнаментов- сетчатость узора. Достигается это сочетанием светлых и темных квадратов. Ромбов и треугольников. Они располагаются в ленточном порядке при украшении поясков, шапок-камчаток в виде пилотки. Каймы бешметов или безрукавок и других предметов калмыцкого костюма. Декоративность простых композиций достигается контрастным сочетанием желтых элементов с белыми, красных с зелеными и белыми.

Калмыцкие орнаменты строятся в основном по принципу взаимодействия отдельных частей с цветом фона, на котором они располагаются. Фон в общем цветовом строе играет активную роль. В украшении вещи цвет фона и орнамента взаимодействовали друг с другом.

Башкирские орнаменты

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, пильчатые линии и сложные комбинации из этих элементов. Красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом. Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью, обусловленной особенностями формы, назначением и размерами изделия. Узоры располагаются то в виде бордюров, то отдельными розетками, а то и сплошной сеткой. Такие орнаменты используются для украшения полотенец. Фартуков, платков, скатертей, кумысниц, сапог.

Аппликации по мотивам орнаментов народов Севера

Сдержанной красотой и строгостью отличаются аппликации народов Севера, выполняемые из меха, кожи, и замши. В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым тепло и нежно отображается скупая прелесть северной природы. Элементы орнамента нашивают в виде отдельно созданных замкнутых фигур, включенных в квадрат, ромб, прямоугольник.

Украинский народный орнамент

В данном орнаменте используются фигуры, в которых наиболее ярко отображены признаки сходства с природными формами растений. Тюльпаном, мальвой, гвоздикой. Водосбором. Они выполнены традиционными для украинских умельцев приемами. Видоизменениями строения лепестков. Их количества и окраски, наклеиванием нескольких фигур друг на друга. Сочетание красных и синих, малиновых, желтых, фиолетовых, зеленых тонов на светлом фоне изделия подчеркивает праздничность, нарядность узора.

Казахский народный орнамент

Художественные традиции казахских аппликаций обусловлены украшением войлочных ковров (сырмаков, тускиизов, текеметов), сумок для хранения посуды(аяк капов), кожаных поясов, сосудов для кумыса(торсык), футляров для пиал. Различные вариации мотива «бараньего рога» искусно вплетаются мастерицами в своеобразные очертания контура этих изделий. Элементы казахского орнамента находят широкое применение в узорном убранстве многих предметов. Так, бордюрные украшения используются для поясов, кайма ковра, тесьмы для стягивания остова юрты(бау). Фигуры с завитками чаще всего вписываются в центральное поле ковров, чехлов на сундуки, сумок.

Татарский народный орнамент

Мотивы тюльпана различной формы, окраски. Основные цвета: Зелёный, синий, желтый, красный, белый.

Киргизский народный орнамент

Для киргизских узоров характерны элементы с рогообразными завитками. Важна правильность организации сочетания узора с фоном, четкая их согласованность.

Народные орнаменты эстонцев

Геометрические орнаменты широко применяются в эстонских вышивках, тиснении узора по коже, тканых изделиях и деревянных инкрустациях. Геометрические орнаменты состоят из комбинаций треугольников, квадратов, кругов, полосок. Ими оформляют ковры, покрывала ткани, полотенца, пояса, головные уборы, ленты и т.д. Преобладают интенсивные оттенки ярких красных, синих, зелёных, жёлтых, малиновых тонов.

Заключение

В ходе выполнения работы мы пришли к выводу: Знакомство с народным искусством, в частности знания особенностей народных орнаментов помогает лучше понять культуру и традиции разных народов, формируют чувство дружбы и взаимопомощи.

Использованная литература

1.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Просвещение 1986г.

2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию Просвещение 1979 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь