Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

При помощи вспомогательной репродуктивной технологии на свет появились сотни тысяч детей, однако не каждая пара решается на такой способ преодоления бесплодия.

Вынашивание ребенка женщиной, которая не является его генетической матерью, стало достаточно распространенным явлением. Несмотря на это, не все знают основные преимущества и проблемы суррогатного материнства. Для многих чуждо суррогатное материнство, за и против многие пары взвешивают очень долго.

Плюсы и минусы суррогатного материнства

Перед экстракорпоральным оплодотворением мать, которая будет вынашивать малыша, обязана пройти комплексное медицинское обследование, что позволит исключить возможные проблемы. После соответствующего подтверждения о здоровье женщины, генетические родители получат гарантию рождения здорового малыша.

Кроме этого приятного момента, отметим другие плюсы суррогатного материнства:

  • Это порой единственная возможность бездетным парам иметь кровного ребенка, сохранив семейное счастье;
  • Неприродного вмешательства в процессе нет, все исполняется традиционно, сперматозоид проникает в яйцеклетку, после чего эмбрион вынашивается обычным путем;
  • Можно исключить дорогостоящее лечение от бесплодия, которое иногда не приносит позитивных результатов;
  • Принуждение женщин и их эксплуатация в программе исключается, все базируется на любви к детям с обеих сторон. Мать, которая будет вынашивать малыша, получает приличное материальное вознаграждение.
  • Генетическая мать может подарить супругу сына или дочь, не мучая себя долгие месяцы негативными симптомами беременности, а в последующем болезненными родами;
  • Во время вынашивания малыша «временной» матерью, генетические родители могут свободно заниматься работой или путешествовать.

Проблемы суррогатного материнства иногда приводят к сомнению. Однако минусов у данной репродуктивной технологии не так много, ведь негативные последствия суррогатного материнства для женщины, которая вынашивает ребенка, отсутствуют.

Среди недостатков можно отметить следующие:

  • некоторые прослойки общества ссылаются на религиозный аспект, выражая большой протест к такому методу преодоления бесплодия, который якобы противоречит традиционным правилам семьи и брака;
  • поскольку ребенок вынашивается другой женщиной, иногда генетические родители ощущают психологическое отчуждение;
  • нередко после рождения малыша сурмама сталкивается с серьезной психологической травмой.

Иногда генетические отцы ощущают нежные чувства к суррогатной матери, что влечет за собой разрушение семьи. Несмотря на эти негативные факторы, множество пар все-таки соглашаются на проведение данной технологии в надежде стать счастливыми родителями.

Предупредить проблемы

По мнению Европейского общества репродукции человека (ESHRE) предупредить отрицательные последствия суррогатного материнства вполне реально.

Для этого следует учитывать несколько важных аргументов и правил:

  • никакие моральные аспекты и возможные риски не могут стать причиной запрета использования данной репродуктивной технологии;
  • в договоре нужно зафиксировать все расходы, связанные с вынашиванием малыша, чтобы предотвратить эксплуатацию;
  • генетические родители на протяжении всей беременности обязаны взять на себя практически все финансовые вопросы по возмещению утраченного дохода, медпомощи, обследованию и т.д.
  • в договоре должны быть учтены интересы обеих сторон, включая моральные обязательства суррогатной матери и генетических родителей.

На сегодняшний день вспомогательная репродуктивная технология считается прорывом в современной медицине. Множество знаменитых пар воспользовались этой услугой и приобрели счастье в лице маленького чуда. Все мы знаем благополучною историю Аллы Пугачевой, Рики Мартина, Николь Кидман и других звезд мирового масштаба.

Критика

Православная церковь выражает по этому поводу критическую оценку, акцентируя внимание на том, что ущемляются чувства женщины, вынашивающей ребенка. Однако все происходит по договоренности и обе стороны остаются максимально удовлетворенными. Благодаря суррогатному материнству многие любящие пары могут реализовать себя в качестве родителей, если им не удалось зачать и выносить малыша природным путем. К счастью, в России суррогатное материнство законодательно разрешено.

Обратившись в клинику «АльтраВита», вы можете рассчитывать на высокоэффективный подход по преодолению бесплодия. Наши специалисты используют новейшие методы диагностики, а также применяют ультрасовременные технологии экстракорпорального оплодотворения, которое позволит вам сдать родителями.

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ранее комментировал законодательное регулирование вопроса о суррогатном материнстве.

“Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.

Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества”.

Может ли суррогатная мать оставить себе своего ребенка?

Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова рассказывает, что

“В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери”.

Почему суррогатное материнство безнравственно?

Как считает протоиерей Димитрий Смирнов ,

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», — отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Протодиакон Андрей Кураев комментировал ситуацию относительно известных людей, которые завели ребенка от суррогатной матери:

“Главный догмат их секты: «Если мне что-то удалось, значит, Бог именно этого и хотел, а я исполнил просто свою, но и Его волю!». Ну да, Берии и Геббельсу удалось обустроить концлагеря – это что, тоже Божья воля? Чикатило удалось осуществить не один десяток своих мерзких планов. Тоже исполняя Божью волю?

Богословие различает понятия «Божья воля» и «Божье попущение». Есть то, что Господь желает, а есть то, что Он терпит, становясь «бессильным» перед нашей тупой и эгоистической волей: «Сколько раз хотел Я,.. и вы не захотели!» (Мф. 23,27). Но это слишком сложная концепция для их ухоженных головок.

Когда им удобно – они вспоминают про Библию. Когда им удобно – дают совершенно идиотские толкования библейских текстов (Лолита заявила, что Дева Мария зачала Христа от голубя; мало того, что это зоофилический бред, так и по сути: разве Мария поступила как суррогатная мать – продала своего Сына Ироду?)”.

Правильно ли крестить младенца, который родился от суррогатной матери?

Мнения священников по этому поводу различны, однако большинство склоняется к тому, что крестить ребенка людей, сознательно совершающих грех, не желающих исправляться и не собирающихся воспитывать дитя христианином – нельзя.

“Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям”, – считает иеромонах Димитрий Першин.

“Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься”, – отмечает протоиерей Александр Ильяшенко .

В жизни бывают разные обстоятельства, которые сложно преодолеть. Это касается и женщин, лишенных возможности выносить и родить малыша. Она ходит по магазинам, думая о возможности появления в ее жизни нового дорогого человека, при виде детей ощущает тяжесть на душе от одной только мысли, что возможно никогда не сможет завести своих. Но на сегодняшний день медицина достигла многих высот, и суррогатное материнство в их числе.

Кого собой представляет суррогатная мать?

Это порядочная женщина, у которой есть физиологическая и психическая возможность стать матерью. Главное-это, чтобы она была здоровой.

В случае суррогатного материнства, женщина, согласившаяся выносить ребенка чужой пары, является неким инкубатором, за услуги которого необходимо заплатить. Здесь ее генетические данные никакого влияния не могут оказать на будущего малыша.

У такого вида вынашивания детей есть как сторонники, так и противники.

Аргументы "против"

  • Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка очень плохо сказывается на психике женщины, оскорбляя ее чувства;
  • вынашивание чужого ребенка за материальное вознаграждение расценивается как торговля детьми. Малыш превращается товар, а все трудности беременности достаются исполнителю, а заказчик получает готовый результат;
  • у женщины, являющейся биологической матерью нет связи с новорожденным. У нее могут отсутствовать чувство привязанности, так как кроха родился от чужой женщины;
  • суррогатное материнство не является естественным природным процессом;
  • суррогатная мать может оказать негативное влияние в психологическом плане на отца ребенка, тем самым подвергнув семью риску распада;
  • С позиции православия и мусульманства суррогатное материнство приводит к искажению брака, нарушая процесс зачатия.
Аргументы "за"
  • Главный аргумент защитников суррогатного материнства - это то, что для бездетных пар этот путь единственным выходом является из сложившейся ситуации;
  • женщины, дающие согласие на вынашивание чужих детей, принимают решение добровольно, преследуя свои цели в плане материального улучшения своего благосостояния;
  • суррогатной матерью может стать ближайшая родственница или подруга, тогда вся процедура не будет стоить так дорого;
  • материнский инстинкт либо есть, либо его нет, и не важно, сама рожала женщина ребенка или нет. Ведь бездетные пары уже давно наполнены чувством любви, только ждут момента, когда ее проявить.

Алгоритм процесса

Вначале осуществляется процедура ЭКО - в лабораторных условиях соединяют мужскую сперму с женской яйцеклеткой, затем готовый эмбрион подсаживается в матку другой женщине (суррогатной маме). Она вынашивает и рожает малыша.

Показания к процедуре

  1. Полное отсутствие матки
  2. существование сложных заболеваний, несовместимых с вынашиванием и родами
  3. самопроизвольные выкидыши.
В реальности делается ЭКО, только участников на одного больше.

Какой должна быть суррогатная мать

Женщина должна быть в возрасте между 20 и 37 годами. У нее обязательно должны быть дети и не один, стабильное психическое и физическое состояние здоровья. Она не должна курить или употреблять спиртных напитков, а также обязана выполнять все требования врачей и сдавать в необходимый срок анализы. Будущие родители должны быть спокойны за поведение суррогатной мамы, а также быть уверенными в ее честности и порядочности, относительно не рожденного крохи.

Сколько стоит суррогатное материнство

Определённая сумма денежного вложения колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч евро. Сюда входят затраты на обследование, содержание матери в нужных условиях, обеспечение ее определенными удобствами. Например, снятие квартиры на весь период вынашивания малыша.

Для поиска подходящих кандидатур существуют специальные клиники, можно выбрать из близкого окружения или через интернет и наконец, воспользоваться базами суррогатных матерей.

Гарантии исполнения обязательств обеих сторон

Важно наличие договора между исполнителем (суррогатная мать) и заказчиком (потенциальными родителями). Необходимо каждую деталь обговорить и прописать в документе.

Использование услуг суррогатной матери является одним из самых важных, но в тоже время самых сложных и трудоемких способов лечения бесплодия. Тем не менее, оно остается единственным способом иметь детей тем парам, у которых наблюдаются серьезные проблемы в сфере репродуктивного здоровья, включая деформацию или врожденное отсутствие матки или различные противопоказания для вынашивания и родов. Безусловно, каждый решает сам, как ему относиться к суррогатному материнству. С самого начала у явления суррогатного материнства появилось очень много сторонников и противников, каждый из которых предъявляет свои аргументы за и против.

Доводы сторонников суррогатного материнства:

  1. В мире существует огромное количество пар, для которых использование услуг суррогатной матери - это единственный способ иметь ребенка.
  2. Только с помощью суррогатного материнства однополые пары могут иметь ребенка, который будет генетические родным хотя бы одному из них.
  3. Вознаграждение, которое выплачивается суррогатной матери, более чем привлекательно, и помогает решить множество финансовых проблем, а значит, затраченное время и труды были не напрасны.
  4. Биологическая мать будущего ребенка может оставаться активной и продолжать работать, не выбивается из привычного ритма жизни.
  5. Если рассматривать ситуацию в целом, суррогатное материнство - это один из способов преодоления демографического кризиса.

А вот аргументы противников суррогатного материнства:

  1. Считается, что таким образом дети превращаются в товар. Хотя на самом деле это сложно назвать правдой, ведь суррогатная мать не отдает своего ребенка, она всего лишь занимает ответственное место, вынашивания малыша для пары, страдающей от бесплодия. Именно поэтому работу суррогатной мамы часто сравнивают с работой няни, только более сложной: ее задача - просто обеспечить комфорт и спокойствие малышу, а затем вернуть его генетически родным родителям.
  2. Для суррогатной матери расставание с ребенком, которого она вынашивала в течение 9 месяцев, может обернуться серьезной психологической травмой. Это один из самых веских аргументов противников суррогатного материнства. С одной стороны, действительно, так или иначе женщина привыкает к этому ребенку, и иногда не хочет с ним расставаться. Но то же самое можно сказать о тех же нянях, которые воспитывают детей много лет, и обязаны затем вернуть их родителям. Кроме того, в центрах суррогатного материнства работают специалисты-психологи, чья задача - обеспечивать максимальный психологический комфорт суррогатной матери. Именно по этой причине в программу выбирают женщин, у которых достаточно психологической устойчивости, чтобы понимать, что они вынашивают ребенка, который не имеет к ним самим никакого отношения. К обязательным требованиям к суррогатным матерям относится и тот факт, что у них должен быть как минимум один генетически родной ребёнок. Таким образом, суррогатная мать будет только рада наконец-то вернуться к родному малышу и привычному образу жизни, и не будет скучать по ребенку, за которым она ухаживала 9 месяцев.
  3. Биологические родители не будут испытывать настоящей родительской любви к ребёнку, которого выносила суррогатная мать. Этот вопрос гораздо более сложен, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, действительно, у женщины возникает некоторая ревность из-за того, что ее малыша вынашивает другая. Однако на самом деле всё это очень быстро проходит, когда бесплодная пара впервые в жизни берёт на руки своего родного малыша. Важно понимать, что процесс беременности и родов - это еще не гарантия родительской любви, ведь много женщин не любят своих детей, хотя сами их выносили и родили. А вот люди, которые с помощью суррогатной матери лечатся от бесплодия, очень долго ждали возможности завести малыша, а значит, они готовы к его появлению и точно будут ему рады. Кроме того, ребёнка недостаточно любить, к нему очень важно относиться с вниманием и в каком-то смысле с уважением к этой маленькой, но уже личности. В этом плане детям, рожденным суррогатами матерями, повезло даже больше, ведь их родители уже точно знают, для чего им нужен ребенок, и обеспечат его всем необходимым. Очень редки случаи, когда биологические родители малыша, впервые взяв его на руки, не испытывают к нему теплых чувств. Но даже если всплеска родительских чувств не последовало, всё равно родители ребенка полюбят его, знакомясь с ним понемногу каждый день.
  4. Бывают случаи, когда суррогатная мать не хочет отдавать ребёнка, несмотря на подписанный контракт. В этом плане украинское законодательство идет впереди планеты всей, оно одно из самых демократичных и точно прописанных в плане вспомогательных репродуктивных технологий. В украинском законодательстве очень четко указано, что ребенок, выношенный и рождённый суррогатной матерью, является ребенком той пары, которая проходила курс лечения от бесплодия с помощью услуг сурмамы. Это означает, что биологических родителей ребёнка защищает не только контракт, но и законодательство, и суррогатная мать не имеет права оставлять себе чужого ребенка.
  5. Представители церкви активно выступают против такого явления, как суррогатное материнство. Это один из самых сложных вопросов и доводов противников суррогатного материнства. Ведь, если вдуматься, суррогатное материнство как явление относится еще к библейским временам, и даже в библии можно найти персонажей, которые использовали суррогатных матерей для рождения собственного ребенка. Кроме того, суррогатное материнство - это не торговля детьми или что-то подобное, это просто один из способов борьбы с бесплодием, ведь даже с точки зрения церкви каждый человек имеет полное право на полноценную счастливую семью.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь