От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?
С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.
Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…
Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.
И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.
Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.
Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.
Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…
Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.
А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.
Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.
В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.
Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.
До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.
Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.
До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.
Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.
Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.
В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.
Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.
Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.
Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.
У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.
Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.
Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.
Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?
Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
Предисловие
Любая игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло.
Важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки идеалам воспитания нашего общества. Игрушка должна быть ценной с идеологической точки зрения, вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта.
Игрушка должна удовлетворять стремление ребёнка к активности и возбуждать её. А.М.Горький очень точно подчеркнул это требование, сказав, что игрушка должна вызвать более или менее длительное удивление.
Давайте, посмотрим, какие игрушки наиболее популярные на прилавках наших магазинов. Полки уставлены всевозможными плюшевыми монстрами иностранного происхождения, конструкторами «Лего» и различными космическими агрегатами. Если же вы попросите показать нашего русского Петрушку, то вам в лучшем случае предложат вариант какого-нибудь итальянского Арлекино. А ведь, как было сказано выше, игрушка имеет свой характер, свою роль и функцию, скрытый смысл, а ребенок, как известно, идентифицирует себя с той игрушкой, в которую играет. Постепенно ребенок формирует у себя те качества, которые присущи его игрушке. Именно поэтому сегодня хочется рассказать о народной игрушке-забаве: она проста и понятна детям, все герои знакомы и часто встречаются в сказках, которые мы читаем; она привлекательна и интересна; её простые, на первый взгляд примитивные движения, несут в себе более глубокий смысл, который дети учатся понимать вместе со взрослым. Но чтобы понять её глубокий, на первый взгляд незаметный смысл, давайте обратимся к истории её возникновения.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина.
Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-"пеленашки". Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка
Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, народная игрушка - это игрушка, в которую играл и играет наш народ. Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка – это не просто красивый сувенир, - она несёт в себе всё богатство, мудрость и ценности, которые вложили наши предки в её создании.
Предисловие
Любая игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло.
Важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки идеалам воспитания нашего общества. Игрушка должна быть ценной с идеологической точки зрения, вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта.
Игрушка должна удовлетворять стремление ребёнка к активности и возбуждать её. А.М.Горький очень точно подчеркнул это требование, сказав, что игрушка должна вызвать более или менее длительное удивление.
Давайте, посмотрим, какие игрушки наиболее популярные на прилавках наших магазинов. Полки уставлены всевозможными плюшевыми монстрами иностранного происхождения, конструкторами «Лего» и различными космическими агрегатами. Если же вы попросите показать нашего русского Петрушку, то вам в лучшем случае предложат вариант какого-нибудь итальянского Арлекино. А ведь, как было сказано выше, игрушка имеет свой характер, свою роль и функцию, скрытый смысл, а ребенок, как известно, идентифицирует себя с той игрушкой, в которую играет. Постепенно ребенок формирует у себя те качества, которые присущи его игрушке. Именно поэтому сегодня хочется рассказать о народной игрушке-забаве: она проста и понятна детям, все герои знакомы и часто встречаются в сказках, которые мы читаем; она привлекательна и интересна; её простые, на первый взгляд примитивные движения, несут в себе более глубокий смысл, который дети учатся понимать вместе со взрослым. Но чтобы понять её глубокий, на первый взгляд незаметный смысл, давайте обратимся к истории её возникновения.
История русской народной игрушки
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина.
Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-"пеленашки". Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка
Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, народная игрушка - это игрушка, в которую играл и играет наш народ. Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка – это не просто красивый сувенир, - она несёт в себе всё богатство, мудрость и ценности, которые вложили наши предки в её создании.
Матрешка – пожалуй, самая известная русская игрушка. В чем же секрет ее популярности? Где ее родина? И как получилось, что деревянная расписная кукла стала уникальным феноменом культуры?
Матрешка появилась в середине 90-х годов XIX века, между 1893 и 1896 годами. И стоила от 6 до 8 рублей за штуку. С годами цена ее упала до 35 копеек, что говорит о начале массового промыслового выпуска игрушки.
Удивительно, но на первых порах матрешка не была столь популярна как сейчас. Она стояла в ряду множества подобных изделий «русского стиля».
У истоков создания первой матрешки стояла семья Мамонтовых. Брат мецената Саввы Ивановича Мамонтова – Анатолий Иванович Мамонтов с женой Мариной Александровной – держали в Москве мастерскую с магазином «Детское воспитание», где и появилась новая игрушка.
А в 1900 году матрешку уже ждал успех. Марина Александровна была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже – за игрушки, среди которых была и матрешка.
К сожалению, точное имя создателя первой матрешки кануло в лету. Нет никаких письменных свидетельств. Некоторые исследователи называют создателем матрешки В.П.Звездочкина. О создании игрушки сам токарь рассказывал так: «…Увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и попробовал сам выточить подобие человеческой фигуры. А.И.Мамонтов требовал новых и новых образцов. Выточенная фигурка сначала имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая», то есть не раскрывалась». По словам Звездочкина, именно он придал игрушке женские очертания и формы. А Мамонтов одобрил идею с вкладышами.
Но что же послужило прообразом самой «чурки» для матрешки. Здесь не обошлось без Японии. Деревянные игрушки с росписью – из страны восходящего солнца – и стали теми образцами, которыми воспользовались «мамонтовские» мастера.
Японские «кокейси» представляли собой разъемные вкладные фигурки, изображающие восточных мудрецов. Возможно, кокейси и, правда, повлияли на замысел матрешки. Но становление ее происходило уже на почве русского искусства и на базе народного ремесла.
Существует и русская версия рождения «чурки» для матрешки. В конце XIX века в моде были пасхальные яйца, к созданию которых привлекались известные художники. Им посвящались даже специальные заседания Художественного совета в Кустарном музее. Собственно, принцип сборного яйца с 3-5 вкладышами и мог лечь в основу матрешки. А «расписные яйца с ликом Богоматери или Христа вполне могли подсказать и изобразительный замысел деревянной женской фигурки-матери.
Именно «материнское» в игрушке определило и ее название. В деревне женское имя Матрена с корнем «мат» было самым распространенным. От него веяло добротой и родительской лаской. Но кто точно нарек игрушку этим именем - сказать уже невозможно.
В 1910 году слово «матрешка» еще брали в кавычки – как непривычное для горожанина. Но уже совсем скоро слово стало нарицательным. Оно живет своей жизнью и даже не переводится на другие языки.
Название и форма новой игрушки определили и стиль ее оформления. Известного художника, архитектора и графика Сергея Васильевича Малютина называют автором росписи первой матрешки. Документально это не подтверждено до сих пор. Но, как считают искусствоведы, четко угадывается художественный почерк Малютина, увлекавшегося фольклором и русской стариной.
Благодаря яркой росписи матрешка в одночасье стала игрушкой-сувениром и визитной карточкой страны. Мастерская Мамонтовых уже не справлялась с заказами из-за границы. Магазин выкупил С.Т.Морозов и построил его филиал в Сергиевом Посаде. Уже в 1911 году здесь значится 21 наименование матрешек.
Что уж говорить о настоящем времени. Матрешку можно найти везде. Правда, от старых времен осталась лишь форма.
Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные до стижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их раз личие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одно го великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.
А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскоп ках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.
Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понима ли назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помо гая ему познавать мир.
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посу да, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, ору жие - луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сего дня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из ве ток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соло мы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.
Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движе ния, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписы вали.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно отно сятся к своим игрушкам - быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.
Символические куклы сопровождали другие крестьян ские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Се-мичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хорово ды, а в конце обряда топили в реке.
Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где ра ботали мастера разных профессий: лепщики, резчики, рас красчики, столяры - ведь игрушку стал делать не один ма стер, а несколько.
Народная (традиционная) игрушка - неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх, предназначенный для забавы, умственного, нравственного и эстетического воспитания, физического развития детей в живой увлекательной форме. Народная игрушка является бесценным памятником традиционной культуры каждого этноса, так как отражает его мировоззрение и мироощущение, особенности быта и труда.
Народная игрушка - синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусств с театральными и музыкальными элементами. Игрушка обладает обобщенными типическими свойствами воспроизводимого объекта и обеспечивает воспроизведение соответствующих действий с ним. Она может выполнять в процессе игры самостоятельную роль или определять ее играющему. Художественное своеобразие образной игрушки состоит в создании эффекта движущегося, меняющегося, нередко звучащего образа.
Народная игрушка разнообразна по типам, материалам и технике изготовления, а также по возрастному, половому, социальному и игровому назначению. Игрушки подразделяются также на созданные взрослыми и игрушки-самоделки,созданные детьми. Те и другие используются в разнообразных народных играх, играх-упражнениях, играх-соревнованиях, ролевых играх, играх с правилами (интеллектуальных или подвижных). Среди народных игрушек большое место занимаютдидактические игрушки, способствующие развитию ума, мышления, речи ребенка, дающих ему ряд ценных представлений, знаний, умений, навыков. Играя с ними, ребенок учится распознавать, различать, называть форму, величину, цвет предметов, знакомится с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями, объединяет детали в целый предмет, разбирает его на части.
История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Предшественниками игрушки были, по-видимому, интересные по форме и цвету камешки, плоды, сучки, другие случайные предметы, которыми забавлялись дети.
Предпосылками для возникновения игрушки могли быть и игры-упражнения с уменьшенными копиями орудий труда взрослых (маленькими ножами, луками со стрелами, пращами, арканами, топорами, мотыгами, тележками, веретенами и др.), которые были приспособлены к половозрастным особенностям детей и употреблялись для их более раннего включения в производительный труд. Тип этих орудий зависел от доминирующих форм хозяйственной жизни данного общества. Историки вывели тесную взаимосвязь, существовавшую на поздних стадиях первобытнообщинного строя между развитием производительных сил, усложнением орудий труда, разделением труда и вытеснением детей из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Эти процессы обусловили значительное возрастание игровой функции уменьшенных копий орудий труда, широко использовавшихся в воспитании детей в условиях первобытной культуры.
Прототипами детской игрушки принято считать и произведения малой пластики первобытного общества. Археологи и этнографы, исследуя произведения малой ритуальной пластики, относящиеся к эпохам палеолита и древнейших земледельческих культур, пришли к следующему выводу. Эволюция идейно-образного содержания малой ритуальной пластики, а затем и игрушки шла от скульптурных орнито-морфных и зооморфных языческих тотемов через полиморфные образы предков-тотемов охотничьих групп к антропоморфным образам предков, сначала отождествлявшихся с различными силами природы, а затем превратившихся в сознании земледельческих племен в повелителей этих сил. Таким образом, первоначальное назначение фигурок птиц, животных, людей и полиморфных образов было культовым, а их игровая функция была вторичной.
На территории России и Украины древнейшие из обнаруженных археологами игрушек относятся ко II тыс. до н.э. (фатьяновская культура); при раскопках в Приднепровье найдены игрушки VI-VIII вв. Глиняные фигурки людей, коней, птиц, разнообразные свистульки найдены близ Новгорода, Киева, Твери, Москвы, Рязани, Радонежа. Самый первый промысел игрушки в России - мастерская глиняных игрушек, существовавшая по упоминаниям летописцев в Новгороде в XII в. Вокруг новгородских монастырей, куда стекалось множество богомольцев, возникали базары, ярмарки, на которых коробейники продавали игрушки. С ростом городов и расширением торговли росли и промыслы игрушки вокруг наиболее крупных населенных пунктов, главными из которых были Москва, Нижний Новгород, Вятка.
Хранителями древних традиций русской народной игрушки были крестьяне. Непосредственное влияние на формирование традиционной игрушки и характер игровой деятельности оказали специфические условия жизни крестьянского ребенка: близость к природе и сопричастность обрядово-религиозной стороне жизни, раннее включение в производительный труд взрослых. Эти факторы определяли уровень интеллектуального и физического развития, социокультурных навыков, инициативности, самостоятельности крестьянских детей, достижению которого призваны были способствовать, в частности, специальные игрушки и игры.
Наличие на огромной территории России различных природных и исторических условий стало причиной возникновения большого разнообразия местных «школ» в искусстве русской народной игрушки.
Школа - это исторически сложившаяся уникальная художественная система, творческое содружество индивидов, объединенных общностью нравственных, идеалов, определяющих их общие творческие принципы. Источником творческой активности школы, показателем ее художественного уровня является творчество входящих в нее талантливых мастеров, дающих неожиданную интерпретацию известного в границах традиционной художественной системы с позиций коллективно выработанного народом мировоззрения. По определению М.А.Некрасовой, народный мастер -это лицо, творческая деятельность которого представляет художественную культурную традицию данной местности, региона, нации, основывается на преемственном профессиональном мастерстве, коллективном художественном опыте, обязательно отвечает нормам и принципам школы.
К общим художественно-эстетическим особенностям русской народной игрушки различных местных школ России относятся:
Глубина, многозначность и общечеловеческая ценность образов;
Символичность изображения;
Декоративность, лаконизм и обобщенность формы, ее гармония с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей;
Прекрасное чувство материала и его природных свойств;
Традиционность технологических приемов и композиций при огромном разнообразии их трактовок в любой местной школе и индивидуальном почерке каждого мастера внутри местной традиции;
Юмор, гротеск как утверждение традиционно оптимистического восприятия мира, добродушность и очеловеченность звериных изображений, отсутствие злых и устрашающих образов;
Яркость, условность и импровизационность росписи, использование в ней золота как указания на комизм образа;
Полифункциональность.
Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает определение ее идейно-образного содержания, характера материала и его обработки, статики и динамики пластики и конструкции, меры условности и конкретности, цветового и орнаментального построения, взаимодействия силуэта игрушки с цветом и орнаментом на ее поверхности, наличия звука (с указанием его характера и возможности изменения в процессе игры), значения игрушки в конкретной социально-бытовой среде.
В русской народной игрушке зримо отразились древние поэтические воззрения славян на природу, мифологический и синкретический характер народного художественного мышления. Смысловым ядром системы художественных образов народной игрушки, как всего русского традиционного искусства в целом, стали идеи антропоморфной природы и космического человека, единства человека с природой, плодородя-щей силы земли и солнца, вечного обновления жизни, продуцирующей и сберегающей магии красоты.
Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве в целом является образ женщины-матери. Он развился из древнего матриархата и культа Великой богини, отложился в славянском родовом почитании Рожаниц, а впоследствии в цикле русских обрядов поклонения Мокоши. Образ женщины-матери выступал символом земли и ее плодородия. Более того, по представлениям крестьян, женщина-мать, как и ее изображения, могли оказывать благотворное продуцирующее воздействие на землю и ее плодородие. Подтверждением этого является типичность для народной игрушки (Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Тульской, Калужской областей) культовых по значению глиняных фигурок женщин с обнаженной грудью, держащих на руках детей или птиц.
Широкое отражение в образах русской народной игрушки получила возникшая в бронзовом веке геоцентрическая теория, согласно которой солнце движется днем по небу, влекомое конями или лебедями, а ночью - по подземному океану на лебедях или иной водоплавающей птицы. Образ птицы символизировал связь между землей и солнцем, светом, воздухом, между живыми людьми и их умершими предками. Образ птицы был неотъемлемой частью славянских аграрных обрядов и праздников.
Образы оленя и лося - символы неба, силы, удачного брака, обильной жизни - являются отголосками мезолитических охотничьих культов, которые в результате эволюции заменились культом медведя и коня. Медведь из охотничьего тотема постепенно превращался в образ доброго вестника пробуждения природы, сохраняя традиционную символику оберега, силы и могущества. Образ коня - древний символ, связанный с культом солнца и воды, имеющий охранительный смысл и важное значение в продуцирующей магии плодородия. В фольклоре этот образ получил следующие поэтические выражения: конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила, конь-птица, конь-туча, конь с золотой лучистой гривой.
Образ козла - покровителя урожая, подателя доброй силы, олицетворение творческих сил весенних гроз - относится к числу наиболее распространенных образов русской народной игрушки. На космический характер этого образа указывает, в частности, окраска его рогов в золотой цвет, характерная, например, для абашевской и дымковской народной игрушки.
Символом совокупного единства плодородящей силы земли и солнца в русской народной игрушке является полкан - мифологический образ получеловека - полуконя, в котором как бы слиты воедино природное и человеческое.
К числу распространенных образов русской народной игрушки относится всадник - податель травы, росы, воды, урожая, счастья, олицетворение сказочно могущественного и красивого воина. Постепенно этот образ утрачивал свой магический смысл, сохраняя глубину эстетического воздействия.
Специфической особенностью эволюции традиционной игрушки и всего русского народного искусства в целом является процесс обобщения древних языческих образов и символов, включая новые значения, или снижения их содержания до сказочно-поэтического или бытового наблюдения, но без окончательной утраты в этих колебаниях древней идейно-образной первоосновы.
Образ игрушки в значительной мере связан с материалом, из которого она изготовлена. Каждый материал требует своей формы, особой степени условности и обобщенности. Материалы, из которых изготавливалась русская народная игрушка, главным образом, естественно-природная: глина, дерево, солома, лоза, береста, шишки, мох и др. Материал игрушки во многом определяется географическими условиями жизни и формами хозяйствования.
Так, наиболее широкое распространение получили глиняные игрушки (фигурки людей, животных и птиц), промыслы по изготовлению которых примыкают к художественному гончарству. К числу наиболее известных промыслов глиняной игрушки, действующих и в настоящее время, относятся каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский и слободы Б.Гончары (Тульская обл.), абашевский (Пензенская обл.), дымковский (Дымковская слобода близ Вятки).
Самый крупный в России промысел деревянной реэ-ной игрушки сложился в с.Богородском Московской губ. -вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первое упоминание о нем относится к 1663 г. Здесь чрезвычайно искусно вырезались для детей игрушки с движением: фигурки крестьян, лошадки, коньки, медведи, птицы. Изготавливались и целыехозяйства - группы игрушек из двух-трех десятков фигур, поставленных на коробочки и иногда приводившихся в движение скрытым механизмом. Богородские игрушки не раскрашивались и выполнялись из брусков древесины треугольного сечения (получавшихся при раскалывании полена ради-ально) в уникальной национальной технике смашной (маховой) резьбы, то есть быстрой, без предварительных эскизов, превосходно передающей оперение птиц, шерсть домашних животных. Эти игрушки отражали окружавшую резчика жизнь:
охоту, полевые работы, лавки с купцами, гулянья и крестьян, а также сказочные сюжеты. Характерными для богородского промысла являются игрушки с движением (механические):
«Клюющие куры», «Кузнецы - молотобойцы» и др.
В Сергиевом Посаде 17-18 вв. в большом количестве производились деревянные раскрашенные фигурки купцов, боярынь («дур»), франтов, гусаров, монахов, которыми можно было играть как куклами и использовать для украшения домашнего интерьера. Сергиев-Посадский промысел освоил производство матрешек, китайской мелочи - ярко раскрашенных резных миниатюрных (от 3 до 10 см. высотой) фигурок франтов, модниц, почтальонов, танцовщиков и других бытовых персонажей, напоминавших восточную фарфоровую миниатюру.
Села Нижегородской губернии, расположенные на реке Узоле, с 60-х годов XIX в. прославились резными и столярными игрушками, детской мебелью, нарядно расписанными красным, желтым, зеленым и черными цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта. Выработанная здесь роспись масляными красками по текстуре древесины (лиственных и хвойных пород) и по цветному фону изделий получила название городецкой. Этот промысел широко известен крутошеими коньками, козлами, бычками (с. Городец), щепнымн фигурками (с. Лысково), токарной игрушкой, в том числе матрешками (с. Семенове).
Одним из древнейших видов русской народной игрушки является текстильная кукла, которая изготавливалась из ткани как взрослыми, так и детьми. Повсеместно бытовали куклы-закрутки, выполненные методом скручивания и завязывания лоскутков ткани, куклы с остовом из полена и сшитые куклы (с набитыми ватой или куделью головкой, туловищем, ручками и ножками). Согласно традиционным представлениям крестьянства текстильные куклы изготавливались безликими 10 , так как, по поверью, в кукол с лицом могла вселиться какая-нибудь душа и так или иначе навредить ребенку. Все крестьянские куклы изготавливались с набитой ватой или куделью грудью и воплощали эстетические представления народа о красоте русской женщины.
10 Иногда на лице куклы весьма условно вышивали крестиком черты лица. Рисовать и более или менее реалистично вышивать черты лица у текстильных кукол крестьяне стали на рубеже XIX и XX вв. под влиянием фабричных кукол.
Изготовление кукол и игры с ними детей и даже взрослых девушек всячески поощрялись взрослыми, потому что воспринимались как залог женского плодородия. Изготовление кукол и игра с ними выступали действенными средствами обучения девочек рукоделию, освоения ими традиций костюма родного края, а также умений и навыков предстоящего им ухода за детьми, приобщения детей и подростков к обрядовой стороне жизни". Будучи одетой в традиционный национальный костюм, крестьянская тряпичная кукла превращается в «куклу - произведение искусства», прикладное значение которой заключается в большом объеме этнокуль-турологической и этнохудожественной информации и в возможности не только выступать объектом созерцания, но и быть включенной в сферу игры и воображения, для которых ее безликость и условность фигуры не являются препятствием, а, наоборот, дают простор воображению,
Эстетический и дидактический потенциал традиционной крестьянской куклы был высоко оценен передовыми художниками - педагогами, по инициативе которых в Москве в мастерских «Детское воспитание», принадлежавших А.Мамонтову, в середине 80-х годов XIX в. были изготовлены очаровательные «обучающие» куколки с головками из неглазурованного фарфора, с ручками и ножками из дерева и мастики, одетые в русские народные костюмы. Костюмы для этих кукол искусно изготавливались из традиционных для русского народного костюма материалов как домашнего, так и промышленного производства, с тщательным воспроизведением многих художественно-стилистических местных особенностей русской национальной одежды. После закрытия этих мастерских по инициативе Кустарного музея выпуск этих кукол успешно освоили игрушечники-промысловики Сергиева Посада Московской области. Мастерицы-надомницы одевали кукол в русские народные костюмы различных губерний и уездов России, пользуясь рисунками художников и подлинными образцами костюмов из коллекций этнографического отдела Московского Румянцевского музея, музеев Абрамцево, Мураново, Петербурга.
"" Тряпичные куклы широко использовались, например, при детских и юношеских играх «в свадьбу».
К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименования кукол в этнографических костюмах, имевших большое познавательное и эстетическое значение и использовавшихся для домашнего и школьного обучения."
На рубеже XIX и XX вв. происходит усложнение процесса кустарного производства игрушки, который становится капиталистическим по всем присущим ему особенностям:
появляются заведения типа капиталистических мануфактур, товарное и детальное разделение труда, конкуренция и представители торгового капитала - скупщики. Меняется круг потребителей промысловой игрушки, который начинает включать мещан, купечество, чиновников и лишь отчасти крестьянство. В связи с этим определяющим фактором развития игрушки становится специфика жизнедеятельности городского ребенка. Он гораздо позднее вовлекался в трудовую деятельность, дольше осваивал социальные отношения в форме игры, рос более изолированным от природы, нежели крестьянские дети. На рубеже Х1Х-ХХ вв. преобладающая роль городского потребителя, воздействие фабричной и зарубежной продукции, профессиональной художественно-педагогической деятельности обусловили существенное расширение архаичного круга образов, тем и сюжетов промысловой игрушки, усиление ее эстетической функции, игровой динамики, информативных и дидактических качеств. Таким образом, промысловая игрушка обретает свойства, активизирующие эмоциональное восприятие и интеллект ребенка, развивает его ориентацию в усложняющихся социально-бытовых условиях.
Обогащение художественно-выразительных средств игрушки происходит путем использования помимо традиционных материалов папье-маше, мастики, жести, фарфора, бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнообразных сочетаний.
" В 1892 г. эти куклы получили Почетный диплом на выставке в Чикаго.
Для игрушки русских кустарей этого периода становятся характерными детальная пластическая и колористическая конкретность, правдоподобие, разнообразие цветовых сочетаний, прикладная или автономная роль цвета и его свойств в зависимости от особенностей используемых материалов. Конструктивная подвижность, театральность жестикуляции фигурок, многократность повторения действий, его логическая связь с жизненной ситуацией, возможность изменять ритм и темп движения игрушки в процессе игры, - все эти новые свойства игрушки обеспечивали активную реакцию ребенка на игрушку с движением. Весьма распространенное звуковое сопровождение промысловой игрушки подчинялось ее тематике и пластике.
Прекрасным образцом промысловой игрушки рубежа веков является матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской токарной игрушки («гоко да грума») и русской складной посуды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское воспитание». Авторы этой национальной формы игрушки - сергиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»). Производство матрешки началось в конце XIX - начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной игрушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ.. Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидактическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.
Во второй половине XIX в. начали проводится исследования русской народной игрушки. Большой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как А.А.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, А.Бенуа, Г.М.Блинов, И.Я.Богуславская, В.М.Василенко, В.С.Воронов, Г.Л.Дайн, А.Деньшин, М.А.Некрасова, Н.Церетелли и ряд других. Наиболее крупные и ценные коллекции русской народной игрушки хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования (Сергиев Посад Московской обл.), Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Государственном историческом музее (Москва), Музее народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
В настоящее время русская народная игрушка утрачивает свою игровую функцию и все чаще используется как декоративная скульптура или сувенир. В современной культуре и педагогике народная игрушка воспринимается как действенное средство развития и этнохудожественного воспитания детей, активизации процесса их этнокультурного самосознания.
Литература
Бардина Р. А. Изделия народно-художественных промыслов и сувениров.-М, 1990.
Бартрам Н.Д. Игрушка - радость детей.- М., 1912.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке.-М., 1977.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка: Альбом.-Л., 1976.
Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца.- М., 1991.
Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву ХУП-ХХ вв.- М., 1960.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М., 1981.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.,1994.
Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. - М., 1987.
Деньшин А. Вятские старинные глиняные игрушки. - Вятка, 1926.
Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея/Сост. И.Я.Богуславская.-Л., 1976.
Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986.
Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. - М., 1912.
Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М., 1994.
Можаева Е.М. Русские игрушечныекони. - М., 1976.
Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М., 1969.
Народное искусство Горьковской области. Выставка: Каталог. -М.,1966.
Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. 1: Сб. ст.// Под ред. М.А.Некрасовой, - М., 1985.
Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М., 1983. Русская деревянная игрушка: Альбом - Текст Н.В.Тарановской.-Л.,1968.
Сорокина А.И. Игры с народными дидактическими игрушками-М.,1950.
Церетели Н. Русская крестьянская игрушка, - М., 1933.
Чкалов А. Плотницкая игрушка // ДИ СССР. - 1961. - № 8.-С.31-33.