Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1 из 11

Презентация - Классификация детского фольклора

2,364
просмотра

Текст этой презентации

Классификация детского фольклора
Ялынычева М. А.

Детский фольклор - это
Произведения, перешедшие к детям из устного творчества взрослых и сочиненные самими детьми.

Жанры детского фольклора
«Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора» М.Н. Мельников

Г.С. Виноградов
5 основных разделов детской народной поэзии: игровой потешный сатирическая лирика бытовой календарный
Поэзия пестования – особая область фольклора взрослых. Он относил к детскому фольклору только сказки, созданные самими детьми.
колыбельные песни или байки произведения, связанные с игровыми действиями - произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий
Теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию.
О.И. Капица

Структура детского фольклора
Произведения устного народного творчества, созданные специально для детей. Произведения устного народного творчества, сочинённые самими детьми. Произведения, перешедшие из устного народного творчества взрослых.

Виды детского фольклора:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Календарный – заклички и приговорки. Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши. Дидактический – скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.

«Поэзия пестования» «материнская поэзия»
Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения УНТ, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. Пестушки («пестовать» – «няньчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаютдвижения младенца в первые мясяцы жизни. Потешки – песни, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор
Заклички («закликать» «звать, просить, обращаться») – обращение к солнцу, радуге, дождю, слова, которые выкрикиваются хором нараспев. Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребёнком поодиночке.

Игровой детский фольклор
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Дразнилка - рифмованное прибавление к имени. Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Небылицы перевёртыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.

Дидактический фольклор
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей. Вторая часть поясняет первую. Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

Детский фольклор дразнил дразнилки ки заклички пестушки считалки колыбельные песни "Малые жанры" детского фольклора и их место в современной жизни Автор: Еремеев Сергей, ученицк 5б к ласса МОУ «Шемуршинская СОШ“ Руководитель: Синякова Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Шемуршинская СОШ“ Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы. Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова. исследовать особенности малых жанров детского фольклора; способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны. Жив ли детский фольклор в современном мире? Действительно ли детский фольклор является одним из способов общения в детском сообществе? 1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления презентации. 3. Анкетирование учащихся и родителей 5б,7а классов, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Подведение итогов работы над проектом. Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения. Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах. Устная форма Коллективность Народность Непосредственный слушателя контакт исполнителя и Детский фольклор - народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора. Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения ваши родственники, друзья? Какие малые жанры фольклора вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и других жанров. Помните ли вы колыбельную, которую пела вам мама? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор? 1 2 3 Знают, что такое фольклор 95% Назвали жанры детского фольклора 81% Считают фольклор нужным в современной жизни 97% Встречают фольклор в повседневной жизни 100% 4 5 Исполняют фольклорные произведения 100% Колыбельные песни 55% Click to add T 15% 12% 8% Заклички Считалки Дразнилки 10% Скороговорки Потешки Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. Киса, кисанька, коток, Киса - серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока. Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки - ходунюшки А в ручки - хватунюшки, А в роток - говорок, А в головку - разумок. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Бабка-ежка, костяная ножка!.... Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. В древности люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок. Тара - бара Домой пора Коров доить, Тебе водить. Вĕт вĕлтĕрен хушшинче Сарǎ кайǎк чĕппи пур, Эс те чипер, вǎл та чипер, Чǎн чиперри сик те тух. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку Рак за руку грека - цап! От топота копыт пыль по полю летит. Опрошено 48 учеников 5 и 7 класса. Постоянно используют фольклорные жанры - 31. Редко используют - 17 . Совсем не используют - 0. 60% 25% 15% Считалки Дразнилки Колыбельные песни Детский фольклор – одно из важных средств общения детей. В фольклоре сохраняется память поколений. 1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. 2.Василенко В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: педагогика, 1991. 3.http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/ z0000017/st004.shtml

1 слайд

«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов

2 слайд

Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.

3 слайд

4 слайд

Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок? Для чего нужны скороговорки? На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы?

5 слайд

Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов; Работать в команде над решением единой проблемы; Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность; Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов; Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений; Формирование грамотности в области детского фольклора; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.

6 слайд

Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать умения выделять специфику каждого жанра; формировать способность к сочинительству; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.

7 слайд

Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA

8 слайд

Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.

9 слайд

Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников. 2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации. 5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта. 13 урок - предзащита презентации и публикаций. 14 урок - предзащита веб-сайта. 15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.

10 слайд

Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора» Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…» Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка» Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»

11 слайд

Критерии оценивания Критерии оценки презентации Критерии оценки публикаций Критерии оценки web-сайта Результаты проектной деятельности

12 слайд

Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.

«Экспериментирование в ДОУ» - Взаимодействие с родителями. Организация детского экспериментирования. Колокольчик. Мастер-класс по обучению педагогов района. Систематичности работы. Педагогический тренинг. Повышение профессиональной компетентности. Экспериментальная деятельность для развития личности ребенка. Материал. Экспериментирование на прогулке.

«Детское художественное творчество» - Образовательная область. Программно-методическое обеспечение. Результаты мониторинга развития интегративных качеств. Развитие личности ребенка. Совместная деятельность в режимных моментах. Организация предметно-развивающей среды. Детский рисунок. Результаты мониторинга. Реализация принципа интеграции.

«Социально–личностное развитие» - Задачи воспитания. Мир взрослых. Познавательные интересы. Виды деятельности. Развитие. Интериоризация. Основные понятия. Вид деятельности. Социально-личностное развитие. Наблюдение. Игровая деятельность. Развитие дошкольников. Представления о людях. Умение понимать окружающих. Работа в подгруппах. Потребности ребенка.

«Народное творчество для дошкольников» - Сегодняшний день. Приобщать детей к красоте родного слова. Ожидаемые результаты. Папка с потешками. Устное народное творчество. Альбом песенок. Задача воспитателя. Картотека "Народных подвижных игр". Картотека "Словесных игр". Целенаправленная работа. Книжный уголок. Паспорт проекта.

«Конструирование в ДОУ» - Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ. Формирование конструкторских умений и навыков у детей. Конкурс детского творчества. Методическое обеспечение рабочей программы "Мы играем в Лего". Девиз программы. Дидактическая игра "Собери модель по памяти". Взаимодействие с родителями.

«Экспериментирование в детском саду» - Дети очень любят экспериментировать. Причинно – следственные связи. Образовательная область. Средняя группа. Содержание исследований. Видеть проблемы. Задачи познавательно-исследовательской деятельности. Характеристики детского экспериментирования. Новенький ребенок. Подготовительная группа. Экспериментирование.

Всего в теме 16 презентаций

Цели.

Обучающие:

– обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

– развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);

– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);

– развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других);

– развитие памяти, артистических способностей,

Воспитательные:

– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров детского фольклора, звукозапись русской народной песни “Два веселых гуся”; куклы, костюмы для инсценирования.

Ход урока

1.Орг.момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

– С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

– А можете ли вы предположить, о чём мы сегодня пойдет у нас разговор? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

У – Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕС

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

– Какие жанры фольклора вы знаете? (Дети перечисляют.)

(Вывешиваются таблички с названиями жанров.)

СЛАЙД

Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора, и проведем мы его в форме устного журнала. (Вывешиваются карточки, учащиеся записывают названия жанров в тетради)

СЛАЙД

*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы,
*считалки,
*скороговорки,
*частушки.

(Постепенно под карточку с названием жанра вывешивается самодельная книга по жанру.)

1 страница. “Колыбельные песни”

– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?

(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)

Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.

Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.

– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)

2 страница “ПЕСТУШКИ”, “ПОТЕШКИ” (или “ПРИБАУТКИ”)

– От какого слова произошло слово “пестушки”?

(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!

– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?

С гуся вода,
С Пети худоба.

– Чем пестушки отличаются от потешек?

(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.)

Приведите примеры.

Физминутка.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

Потешки собственного сочинения.

Наша Поленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду.
Сладка ягодка в саду.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.

– Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Инсценирование.

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.

Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.

Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!

3 страница “ЗАГАДКА”

– В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (Загадки собственного сочинения)

Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)

Кто сидит в конуре?
А потом она во дворе на траве
Прыгает и скачет,
Лает и играет. (Собака.)

Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)

Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)

4 страница “ПОСЛОВИЦЫ”

– У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

– Предлагаю 2 пословицы записать.

Русский язык богат яркими, образными выражениями – это пословицы, поговорки. Крылатые слова и, конечно же, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)

Конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет – читаю второе высказывание. У вас три– четыре попытки. И так начнем. (Приложение 1)

Домашнее задание: найдите как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.

5 страница “СЧИТАЛКИ”

– Что же это за жанр?

(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

ИГРА “Шире круг”

Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:

Шире, шире, шире круг.

У... (имя ребёнка) сто подруг.

Эта, эта, эта, эта,

А любимая вот эта.

По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону - целуются в щёчку. Если в разные стороны - кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне меняется имя ребёнка.

6 страница “СКОРОГОВОРКИ”

– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки?

– Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из группы будет участвовать.

(Скороговорки в исполнении детей.)

7 страница “ЧАСТУШКИ”

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

(Исполнение частушек.)

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Итог урока. Рефлексия.

– Вот и подходит к концу наш устный журнал.

– Все ли поставленные цели вы осуществили?

Закончи предложение...

– Я положительно оцениваю…

– Мне нужно обратить внимание…

– Я хочу поблагодарить…

– Мне было интересно…

– Каковы основные трудности встретились вам и как вы с ними справились?

СЛАЙД

Благодарность за урок!

Показ книжек-самоделок учащимися.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь