Для многих пожилых граждан России пенсионные начисления являются единственным источником дохода, и они интересуются всеми деталями ФЗ о страховых пенсиях.
Существующий регламентирует порядок и условия выплат материальных средств населению, а также основания, на которых эти средства будут выплачиваться.
Существующий Федеральный Закон о пенсионном страховании действует в согласии с Конституцией РФ и направлен на защиту прав населения.
Правовое законодательство, направленное на страхование пенсионеров, состоит из следующих законов:
Периодически в Федеральный Закон о страховых пенсиях вносятся изменения, которые значительно сказываются на размере и порядке выплат.
Назначение страхового пособия предусмотрено для граждан, вступивших в пенсионный возраст. Такой возраст у женского пола начинается с 55 лет, а у мужского – с 60.
Особое значение играет трудовой стаж. Он должен составлять не менее 15 лет.
Кроме лиц пожилого возраста на получение выплаты могут рассчитывать следующие категории граждан:
Инвалиды могут претендовать на назначение выплат, не зависимо от того, в каком возрасте они утратили трудоспособность. В данном случае не играет роли ни стаж инвалида, ни его доходность, ни возраст.
Важно! Получать страховое пособие по инвалидности могут даже несовершеннолетние.
– закон о страховых пенсиях, распространяется также на лиц, которые потеряли кормильца. Такими лицами могут быть несовершеннолетние дети погибшего, которые находились на его обеспечении, либо граждане, не имеющие возможности работать по причине инвалидности или старости.
Внимание! Если потерявший кормильца не работает по собственному желанию, он не может рассчитывать на получение выплат, предусмотренных Федеральным Законом-400.
Какие следует представить документы для назначения пособия?
ФЗ №400 о страховых пенсиях в 2017 году регламентирует порядок назначения выплат. Когда возникает ситуация, при которой лицо имеет право обратиться с просьбой о назначении пенсии, то следует направиться в Пенсионный Фонд или многофункциональные центры своего города за получением подробной информации об условиях выплаты страхового пособия.
Чтобы оформление прошло успешно, к письменному заявлению о назначении выплаты следует приложить следующий пакет документов:
Данные документы проходят тщательную проверку в соответствующих органах, и если всё в порядке, то назначается ежемесячная выплата.
ФЗ о пенсионном страховании каждый год может претерпевать изменения, за которыми важно следить. Могут меняться условия выплат, расчёт страховой пенсии, но понятия, составляющие закон, всегда остаются теми же.
Для чёткого урегулирования настоящего закона применяются следующие понятия:
Также существуют правовые нормы, определяющие период времени, включающийся в трудовой стаж, который играет немаловажную роль в назначении пособия по старости.
По , в 2017 году в трудовой стаж засчитывается:
Данные периоды времени будут зачтены в трудовой стаж и учтутся при назначении страховой пенсии по Федеральному Закону Российской Федерации.
Например, расчёт страховой пенсии по старости производится по следующей формуле: пенсия*количество баллов, набранных гражданином в период трудового процесса*стоимостной показатель пенсионного коэффициента. Как видно, ни один гражданин не может предугадать размер своих будущих выплат, поэтому расчёт ведётся непосредственно в Пенсионном Фонде, когда собран весь пакет требуемых документов.
Итак, предусматривает выплату пособия по достижению пожилого возраста, по получению инвалидности или по потере кормильца. Данный законодательный акт регулирует порядок и условия выплат, с которыми важно ознакомиться до того, как наступит время для получения выплат.
ФЗ № 400 о страховых пенсиях написан с комментариями, чтобы каждый отдельный человек смог получить ответ на волнующие вопросы. В комментариях к Федеральному Закону лица, приближающиеся ко времени назначения пособия по старости, могут ознакомиться со всеми основными понятиями и вникнуть в суть закона, чтобы по праву получить достойную оплату.
400-ФЗ от 28.12.2013 г. принят во исполнение Конституции и в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года № 167. Цель нормативного акта состоит в обеспечении гражданам гарантий в получении денежных средств в связи с окончанием трудовой деятельности. Рассмотрим далее некоторые положения Закона "О страховых пенсиях".
Рассматриваемый нормативный акт определяет в первую очередь . При этом во внимание принимается существенность трудовой деятельности или другого общественно-полезного занятия людей в государстве с социально-ориентированной экономической моделью. В соответствии с документом формируется материальная основа для финансового обеспечения граждан конкретных категорий для удовлетворения их ключевых жизненных потребностей. На базе этого нормативного акта реализуется субсидиарная ответственность государства.
Лица, имеющие право на страховую пенсию , перечисляются в ст. 4 комментируемого акта. Соответствующие юридические возможности получают:
В законодательстве предусматривается право на досрочное назначение страховой пенсии. Согласно рассматриваемому нормативному акту, им могут воспользоваться граждане, индивидуальный коэффициент которых не меньше 30 и которые работали в особенных трудовых либо природно-климатических условиях. Соответствующие положения устанавливают статьи 30-32.
В российском законодательстве устанавливаются разные. Если статус гражданина предусматривает одновременное получение нескольких выплат, то субъект должен выбрать одну из них. Для некоторых лиц, однако, может быть сделано исключение. Соответствующие случаи установлены в Законе №167. Согласно нормативному акту, допускается одновременное получение выплаты по государственному обеспечению и страховой пенсии. Расчет и предоставление последней при этом осуществляются вне зависимости от накопительной суммы. Обратиться за назначением страховой выплаты гражданин может в любое время с момента возникновения соответствующего права.
Рассматриваемый Закон определяет такие , как:
Для каждого типа предусматриваются общие и специальные правила получения.
Оно устанавливается в соответствии с Законом №167. В нормах определен порядок финансирования выплат страховых пенсий, фиксированных сумм к ним и их повышений. В случае внесения в ФЗ 400 изменений, влекущих увеличение затрат на денежное обеспечение, должны быть приняты корректирующие положения к бюджетному законодательству на текущий и предстоящий периоды. Кроме этого, дополнению подлежит Закон о финансировании ПФР.
Закон "О страховых пенсиях " устанавливает требования, которым должны соответствовать граждане для получения соответствующих сумм. Основными требованиями являются:
ФЗ 400 устанавливает, что возможностью получать денежные суммы данного типа могут воспользоваться граждане, имеющие 1, 2 гр. Признание субъекта инвалидом, установление соответствующей группы осуществляется федеральными учреждениями МСЭ. Правила проведения освидетельствования установлены в Законе №181. Страховая выплата назначается вне зависимости от причины инвалидности, длительности стажа. Не имеет значения, продолжает ли гражданин трудовую деятельность или выполняет другую общественно-полезную работу. Во внимание также не принимается время наступления инвалидности (во время работы, после ее прекращения или до поступления на предприятие). Если у субъекта полностью отсутствует страховой стаж, ему назначается социальное пособие по правилам, предусмотренным в Законе №166.
Правом на получение пенсии обладают нетрудоспособные близкие умершего застрахованного лица, если они состояли на его иждивении. Исключение из данной категории составляют субъекты, совершившие преступление, повлекшее гибель указанного гражданина и установленное в порядке уголовного судопроизводства. Один из супругов, родителей или иной член семьи может получить выплату вне зависимости от того, были ли они на иждивении умершего или нет. В ряде случаев кормилец в семье признается безвестно отсутствующим. При наличии соответствующего решения суда его родственники приравниваются к близким умершего гражданина.
В пункте втором 10 статьи ФЗ 400 определены граждане, которые обладают возможностью получить выплаты вследствие потери кормильца. К ним относят нетрудоспособных:
Близкие умершего будут считаться состоявшими на иждивении, если они получали помощь, которая выступала как постоянный и основной источник дохода, или были на полном содержании умершего. Особое положение в ФЗ 400 предусмотрено для детей. Они считаются иждивенцами по умолчанию, если не объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством или не достигли 18 лет. Нетрудоспособные супруг/супруга или родители, которые не состояли на иждивении, могут рассчитывать на получение выплаты, если вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти застрахованного лица, утратили основной и постоянный источник средств своего существования.
Страховая выплата вследствие потери кормильца-супруга при вступлении в новый официально зарегистрированный брак сохраняется. На пособие могут рассчитывать также усыновители и усыновленные наравне с родителями и родными детьми. Мачеха и отчим имеют право на получение пенсии так же, как и родные мать и отец, если они содержали и воспитывали умершего ребенка не меньше пяти лет. Выплата семье, потерявшей кормильца, предусматривается вне зависимости от продолжительности стажа умершего, времени и причины смерти. Исключение составляют случаи, определенные в 11 статье ФЗ 400. В соответствии с ней при полном отсутствии стажа у умершего или при совершении нетрудоспособными близкими уголовного деяния, повлекшего его гибель, начисляется социальное пособие по правилам Закона № 166.
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Верховный Суд Российской Федерации
2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), а с 01.01.2015 – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в...
Арбитражный суд Республики Северная Осетия (АС Республики Северная Осетия) - Административное
Суть спора: Единый социальный налог - Взыскание обязательных платежей и санкций
В ФФОМС в размере 1 347 605руб. 70коп.; - страховые взносы в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (п.1 ч.1 ст. 30 № 400-ФЗ) в размере 18 459руб. 84коп.; - страховые взносы в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (п.п.2-18 ч.1 ст. 30 № ...
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)
2016 года в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу работников организации, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - закон № 400-ФЗ), поскольку у общества в январе 2016 года отсутствовали результаты специальной оценки труда. ...
Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)
Заключены трудовой договор №31 от 22.03.2013 и дополнительное соглашение №1 от 01.2015 с Кольцовым А.Н., а также трудовой договор №193 от 30 . 09.2015 и дополнительное соглашение к нему №1 от 01.10.2015 с Чайковским С.А., по условиям которых общество, в связи с приглашением специалистов металлургической промышленности...
Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.
При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.
Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.
Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.
Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года .
Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему , подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части , которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой , рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в и их , ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.
Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.
Каждому пенсионеру нормами ФЗ №400 гарантирована ежемесячная выплата страховой пенсии, которая в соответствии со ст.3 представляет собой материальную компенсацию за потерю трудоспособности в связи с достижением преклонного возраста либо ограничением физических возможностей, не говоря уже об утрате источников существования в связи с безвременным уходом кормильца.
То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий :
При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий , оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:
Начиная с 2019 года эти правила применяются с учетом переходных положений. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года право на пенсию по возрасту имеют граждане у которых:
Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.
Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности :
При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.
При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.
После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.
Страховая пенсия, по сути, состоит из двух частей, а именно фиксированной или базовой, которая рассчитывается на основании норм ст.16-17 ФЗ №400? и трудовой, устанавливаемой в соответствии с нормами ст.15 ФЗ №400.
В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии в 2019 году составляет 5334 рубля 19 копеек и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.
Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов в 2019 году составляет 16,2, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.
В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов , которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.
Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия , то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.
При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.
Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.
Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:
Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок . Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы :
Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:
В России в декабре 2013-го года был принят федеральный закон о страховых пенсиях. Позже он вступил в силу и остается актуальным до сих пор. Его основные положения и комментария определили целый ряд изменений. Например, ранее называемая трудовая пенсия начала именоваться страховой. Этот ФЗ определяет размер выплат, условия их назначения и другие особенности всех процессов, связанных со страховой пенсией. Скачать и ознакомиться с этим ФЗ можно по ссылке ниже.
На данный момент федеральный закон РФ под номером 400 состоит из семи глав, в каждую из которых входит определенное количество статей. Всего статей – 36. Ниже приведены основные главы данного нормативно-правового акта:
Особенностью этого федерального закона является наличие пяти приложений, необходимых для расчета различных показателей. Например, есть приложения со списком коэффициентов повышения фиксированной выплаты.
Из названия ФЗ нетрудно понять, о страховых пенсиях федеральный закон о чем гласит. Его основная цель, указанная в общих положениях – защита гражданских прав на предоставление СП. При этом, прежде всего учитывается трудовая деятельность граждан. Именно этот ФЗ определяет размеры и порядок выплаты СП. Право на СП имеют застрахованные граждане, а также в некоторых случаях – нетрудоспособные граждане или лица с иностранным гражданством (или без него). СП выплачивается при потере кормильца, а также по старости и по инвалидности.
Дополнительную информацию о том, что содержит закон 400 ФЗ «о трудовых пенсиях» в РФ, в последней редакции, можно найти .
Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017 с комментариями, принятый в декабре 2013-го, в действие полностью вступил в силу Российской Федерации только в 2015-ом г. Этот ФЗ стал одной из частью комплекса реформирования пенсионной системы. Он реализуется право граждан на СП. Новый установленный порядок выплат должен сбалансировать всю пенсионную систему РФ и даже стимулировать ее. При помощи данного акта ожидают, что в 2030-м г размер СП достигнет 3-кратного прожиточного минимума.
Долгие годы на государственном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы изменить размер выплат или даже полностью их отменить для работающих пенсионеров. Однако внесение таких поправок в проекты будущих редакций не планируется. Более того, действующая редакция закона требует от ПФР ежегодного перерасчета этих выплат для работающих пенсионеров. С учетом дополнительных взносов, которые ежемесячно вносит работодатель за работающего пенсионера, его ИПК будет меняться, а по этому случаю поправки должны быть внесены и в СП гражданина. Перерасчет проводится в августе каждого года.
Все инвалиды 1-3 группы имеют право на СП – это устанавливается российским действующим законодательством. Причины инвалидности являются несущественными для установления этих выплат. Если же лицо-инвалид никогда не было застрахованным, и соответственно его стаж равен нулю, то ему будут выплачивать соцпенсию согласно 166-му ФЗ .
Больше внимания сосредоточено на восьмой статье закона. В ней сказано, что по старости назначается СП в 60 и 55 лет (соответственно – мужчинам и женщинам). Однако возраст – это не единственное условие. ФЗ-400 требует еще и стаж как минимум 15 лет. При этом увеличение минимального стажа – постепенное (начиная с 6 лет). То есть установленные 15 лет будут достигнуты только в 2024 г. Третье условие – индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен как минимум 11,4.
Нетрудоспособным гражданам, находившимся на иждивении умершего человека, закон о страховых пенсиях по случаю потери кормильца гарантирует выплаты от государства. В 10 статье перечислен список нетрудоспособных лиц, которые могут претендовать на СП. Например, в этот перечень входят несовершеннолетние дети, внуки, сестра и братья умершего, а также родители или супруги старше 55 и 60 лет.