Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Запоминание списков слов и словосочетаний – это хорошая тренировка зрительной (вы сами читаете список) и слуховой памяти (воспринимаете на слух).
В этом разделе приведены примеры списков, которые вы можете использовать для тренировки и отработки таких технологий, как метод Цицерона, нелепой связи, «матрешки», «мультфильма», создание произвольных и непроизвольных ассоциаций и многих других.

У каждой технологии есть свои правила, особенности применения и алгоритм запоминания. Об этом вам рассказывал преподаватель на занятиях. Вспомните их перед тем, как начать самостоятельную тренировку.

Часто нас ученики спрашивают: «Зачем запоминать списки? Как это пригодится в жизни?».
Дело в том, что большое количество информации в обыденной или учебной, рабочей жизни вам приходится запоминать именно списками. Например: список продуктов (что купить в магазине), последовательность правителей, состав продуктов, список дел или вещей (что нужно взять в командировку). А может быть, вам нужно запомнить планеты или созвездия, географическую номенклатуру или всех богов Древнего мира, города Золотого кольца? Все это и многое другое запоминается парочкой или цепочкой.

Материалы, представленные на нашей сайте, являются частью учебно-методического комплекса "Аксонии". Просим вас при полном или частичном использовании данных материалов делать ссылки на нашу школу.
Вы всегда можете обратиться к методистам и педагогам «Аксонии» за инструкциями, разъяснением заданий и с вопросами, касающимися программ и технологий развития памяти, внимания и скорочтения.

Успешных вам тренировок!

Запоминаем списки слов.

Группа 1

Группа 2
Группа 3
Группа 4
Группа 5

море
шкаф
книга
телевизор
каша
бабушка
собака
холод
каска
обои
лопата
кофта
пирожок
лимон
шуба
платок
чай
кран
розетка
форточка
хлеб
ложка
тапочки
носки
тумбочка
ручка
раковина
цветок
пижама
йогурт
копейка
трава
рак
спички
ковер
труба
перо
ноты
журнал
стекло
свеча
кнопка
микроскоп
доллар
кубик
пружина
глаз
пень
дельфин
дырка
Группа 6
Группа 7 Группа 8 Группа 9 Группа 10
сон
мышь
уши
грабли
ров
червяк
тост
рюмка
комар
испуг
виноград
булка
луна
коньки
крот
смола
часовой
корова
звонок
кит
рука
пуговица
каша
макароны
руль
ссора
компот
крюк
порох
вышка

дорога
пожар
адрес
кукуруза
дерево
корабль
ребенок
мама
елка
леденец
ветер
книга
танец
хор
тишина
болото
ананас
береза
бабочка
колесо
кувшин
люстра
кузнечик
палка
гном
праздник
врач
зеленка
молоток
веник

документ
каша
радуга
весы
мыло
балерина
следопыт
гвоздь
яблоко
чучело
колобок
сухари
петух
приз
яйцо

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара “очки – почта” (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию” луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для : лук -врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю “газета”;

– буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово “горчица” вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.

Метод локи назван так вовсе не в честь скандинавского бога. Наименование происходит от латинского слова loci - «местоположения». Иначе этот мнемонический метод называют Дворцом памяти или ментальной прогулкой.

Метод локи был разработан ещё в Древнем Риме, когда мастера не могли пользоваться записями и всю информацию для многочасовых выступлений держали в памяти. Суть метода заключается в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным вам локациям. Факты могут быть любыми, например:

  • иностранные слова;
  • материал для выступления на конференции;
  • список покупок для праздничного обеда.

Кстати, метод локи использует Доминик О’Брайен (Dominic O’Brien) в мнемонических соревнованиях.

Доминик О"Брайен

Итак, как же запоминать информацию с помощью Дворца памяти?

Этап 1. Постройте Дворец памяти

1. Выберите место. Это должно быть хорошо знакомое место, которое вы с лёгкостью представляете и по которому можете мысленно прогуливаться. Например, ваша квартира. Чтобы техника была эффективной, не просто представляйте квартиру, а создавайте маршрут прогулки по ней.

2. Составьте список отличительных деталей этого места. Для квартиры это могут быть предметы мебели или декора. Старайтесь проанализировать пространство методично, например в соответствии с тем маршрутом, по которому вы обычно делаете .


shotsstudio/depositphotos.com

3. Отпечатайте в своё место. Тут может потребоваться некоторое время, но именно этот шаг станет залогом того, что метод локи будет работать эффективно. Если для вас это сложно, воспользуйтесь одним из дополнительных шагов:

  • пройдите ещё раз по маршруту и зафиксируйте детали на бумаге;
  • начинайте всегда с одного места;
  • мысленно возвращайтесь в своё место как можно чаще.

Этап 2. Создайте ассоциации

Построив Дворец памяти, приступайте к размещению в нём пунктов для запоминания.

Подходите к этому творчески. Например, вы хотите запомнить список покупок. Представьте, как яйца падают с дивана, подкиньте скворчащий бекон, чтобы он прилип к двери, отведите сельдерею, капусте и порею определённое место за столом и представьте, как они беседуют о погоде. В ванной комнате пусть чистит зубы кондиционер для белья, а средство для чистки кафеля принимает душ. Чем бредовей и смешней будут , тем лучше!

Этап 3. Пройдитесь по Дворцу памяти

Повторите созданную картинку, чтобы удостовериться, что вы ничего не забыли.

Всё! Готово! Можно идти в магазин.


lightpoet/depositphotos.com

Естественно, список покупок не единственное применение данного метода. К тому же в магазине, пожалуй, даже удобней будет использовать настоящий список на бумаге или в смартфоне. Однако запоминание перечня покупок хорошо подходит для освоения метода. После вы сможете перейти к более сложным данным.

Также со временем вы можете создать несколько маршрутов, чтобы держать в больше информации. Например, в отпуске постарайтесь запомнить обстановку любимого отеля, по пути на работу обратите внимание на самые яркие здания или сходите в парк, который больше всего любили в детстве.

Как запомнить список покупок

Если вам нужно посетить несколько магазинов, вы можете использовать способ для запоминания распорядка дня.

Если же речь идет только о списке для покупок в одном магазине, используйте способ воображаемых ассоциаций. Вам достаточно запомнить одну - две покупки, остальные запечалятся в вашем мозгу автоматически.

С этого дня откажитесь от составления списка покупок. Запоминайте их. Это очень легко сделать благодаря описанным способам. Кроме того, вы будете быстро прогрессировать. После нескольких дней упражнений вы гораздо быстрее сможете делать ассоциации. К тому же, это дополнительная работа для вашего механизма памяти; знайте, чем больше вы потребуете у памяти, тем больше она вам даст.

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Продумывание покупок Формируя свой гардероб, откажитесь от спонтанных, импульсивных покупок. Они могут привести вас впоследствии к разочарованиям. Чтобы этого не произошло, каждая покупка должна быть тщательно продумана заранее.Я хочу рассказать вам об одном приеме,

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Правило совершения удачных покупок Если вы стремитесь к облику современной и изысканной женщины, то советую вам выработать у себя еще одну полезную привычку, которая поможет вам воплотить это желание в жизнь. Что это за привычка? Предположим, вы хотите купить какую-либо

Из книги Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь автора Баумгартнер Дженифер

Как мгновенно запомнить список В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.Посмотрите на рисунки - и

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Как запомнить место, вы положили какую - то вещь Создавать ассоциации необходимо в момент, когда вы кладете /прячете/ вещь. Например, вы кладете отпускные фотографии в ящик рабочего стола. Они будут находиться между вашим паспортом и складным метром. Вообразите паспорт,

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Как вырваться из замкнутого круга покупок Кажется, что вырваться из замкнутого круга невозможно. Независимо от того, требует ли ваша страсть к шопингу врачебного вмешательства или вы находитесь в «пределах нормального». Желание купить может быть очень сильным, а

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Мудра для выгодных покупок 1. Поставьте руки перед собой на уровне груди, ладонями вверх. Пальцы, почти соприкасаясь кончиками, сходятся под прямым углом, направленным вперед, от вас.2. Соедините в щепотку большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки,

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава 9 Как запомнить имена и лица? Нравится вам или нет, но в скором времени вы закончите учебу и вступите в новый этап своей жизни: начнете строить свою профессиональную карьеру, а также создавать сеть нужных знакомств, которые помогут вам в этом.Вы будете посещать

Из книги Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча автора Илиф-Вуд Мария

Из книги Китайское исследование на практике [Простой переход к здоровому образу жизни] автора Кэмпбелл Томас

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Глава 15 Меню и список покупок к плану Кэмпбелла Человек, который готовит дома, как правило, ест всего несколько блюд. Время от времени какие-то из них наскучивают, их отвергают и находят другие. Важнее всего удобство и легкость приготовления. У большинства из нас особого

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Список покупок к плану Кэмпбелла Приведенный ниже список выглядит громоздко, но я хотел добавить всё без исключения, чтобы вы могли приготовить блюда на первые три дня. Некоторые продукты базовые и нужны для многих рецептов из этой книги, поэтому заменять их надо будет

Из книги Тайна денег. Книга самой богатой ученицы Кийосаки автора Закхайм Наташа

Как запомнить, чтобы вспомнить Как мы уже убедились, между физической и умственной активностью существует тесная связь, поэтому движения тела способны оказывать влияние на образ мыслей. И что бы вы ни делали: двигали глазами, свободно прогуливались или принимали

Из книги автора

Не читайте с целью запомнить Проблема многих студентов, впервые изучающих эти методы, заключается в том, чтобы научиться читать материал с целью его понять. Никогда, ни в коем случае не читайте текст с целью его запомнить! Если вы это делаете, происходит странная вещь: вы


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов
Метод связанных ассоциаций

При запоминании списка слов (или других элементов, о которых речь пойдет в дальнейшем) методом связанных ассоциаций вам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов. Каждое слово нового списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку вам уже будет не нужно "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций.

Связывать нужно лишь два слова между собой так, как вы это делали в самом начале (помните, "апельсин" и "мыло", "кот" и "молоко"?). Атак как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для вас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности. Напомню, что для того, чтобы воспользоваться этим методом, надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.

Например, я хочу запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА... , используя метод связанных ассоциаций. Для этого я должна связать "кастрюлю" с "огурцом", "юлу" с "лодкой", "каплю" с "комаром" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который я запомнила очень хорошо (кстати говоря, вы можете взять в качестве вспомогательного любой хорошо известный вам список).

Я представляю, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ ; у ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА ; КОМАР утонул в КАПЛЕ ; распечатываю КОНВЕРТ , а оттуда вспыхивает ПЛАМЯ (если использовать более логичную в данном случае связь: "конверт сгорел в пламени" то ее легко можно забыть). Продолжите запоминание самостоятельно, по-моему, здесь нет ничего сложного, и это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций (сюжета). Вот продолжение ряда слов: ...БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА - свяжите по очереди с уже известными вам словами, "белку" с "гусеницей", "фотоаппарат" с "книгой" и т.д. (или со словами выбранного вами ряда слов).

Теперь воспроизведите слова нового ряда. Подсчитайте ошибки. Подумайте, с чем они могут быть связаны? Предполагаю, что вам уже надоело запоминать скучные и "бессмысленные" ряды слов. Попытаюсь добавить вам капельку оптимизма. Во-первых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции нашего мозга в целом.

Можете сравнить это с занятиями на велотренажере или с упражнениями с гантелями - во всех этих случаях непосредственной, видимой пользы вроде бы и нет. Польза от этих занятий отсрочена во времени, но тем не менее вполне очевидна. Иными словами, я предлагаю относиться к запоминанию не связанных с реальностью слов, цифр и т.д. как спортивным тренировкам.

Во-вторых, вы можете представить, что предлагаемые слова - это список необходимых дел, смешанный со списком необходимых покупок. Или же это ключевые слова текста, который вы хотите усвоить. Надеюсь, что в этом случае запоминать ряды слов вам будет не так скучно, занятие это уже не будет казаться вам столь оторванным от жизни, и вы сможете уделить ему побольше времени. Умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.

*** Упражнение 5.

Попробуйте запомнить в заданном порядке следующие 15 слов, используя метод связанных ассоциаций. Для их запоминания можете использовать любой хорошо усвоенный ранее ряд слов. СОБАКА, МЕТРО, КОВЕР, РАСЧЕСКА, ПАРАШЮТ, ЛОПАТА, КНОПКА, ГЛОБУС, ДОЖДЬ, БАССЕЙН, ТУШЬ, СИГАРЕТА, ЧЕСНОК, ПЕРЧАТКИ, ШНУРОК.

Попробуйте воспроизвести эти слова в прямом и обратном порядке. Подсчитайте количество ошибок. Если их больше двух и связаны они с неудачно построенными ассоциативными связями слов старого списка со словами нового, то вернитесь к Упражнениям №1-3 и поработайте над созданием хороших для запоминания ассоциаций.

Ваши ошибки при воспроизведении ряда слов могут быть также связаны и с тем, что в качестве вспомогательного вы использовали список, который не был достаточно хорошо вами усвоен. Быть может, имеет смысл поупражняться в применении метода связанных ассоциаций еще. Списки слов для запоминания вы найдете в Приложении . Совсем не обязательно делать это прямо сейчас, вы можете заняться этим в любое другое время.

Оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. На мой взгляд, у каждого из них есть свои преимущества. Что же касается запоминания списков слов в реальной жизни, то, как показывает практика, для запоминания небольшого списка (примерно до 7 элементов) Удобнее пользоваться методом последовательных ассоциаций, если же список включает большое количество пунктов, целесообразнее применить метод связанных ассоциаций, для которого, напомню, у вас в запасе должен быть приготовлен любой твердо заученный список слов. В любом случае, решать вам.

Несколько слов о "твердо заученном списке слов". Во-первых, не поленитесь, пусть это будет список слов с запасом", то есть пусть он состоит не менее чем из 20 пунктов. А во-вторых, он должен быть действительно вашей палочкой-выручалочкой, для этого его надо знать также твердо, как таблицу умножения, то есть не тратить время на его вспоминание. Для создания этого вспомогательного списка вы можете взять любые удобные для вас слова.

Это может быть какая-то давно известная вам последовательность (ваши соседи или друзья, расставленные по определенному принципу и т.п.), тогда составлять специальный список уже не потребуется. Или же (обратите внимание, отличный способ!) это могут быть ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который в качестве вспомогательного часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И. А. Крылова "Ворона и лисица".

Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово - например, "мелиорация"). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди - без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус.) Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы. ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность. Посмотрите, как можно связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами такого вспомогательного списка.

Вот неотложные дела на завтра:
1. пропылесосить квартиру (запоминаем слово "ПЫЛЕСОС "),
2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО ),
3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА ),
4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА ),
5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО ),
6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ ),
7. вымыть окно (ОКНО ),
8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА ),
9. 10, 11, 12. купить: СВЕКЛУ, КАПУСТУ, МАЙОНЕЗ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ,
13. оплатить счет (СЧЁТ ),
14. подготовить доклад (ДОКЛАД ),
15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ ).

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел. Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ ; из ДУБА льется МОЛОКО ; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ , вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов быстрого запоминания , о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания. К запоминанию цепочек слов мы с вами еще вернемся не раз, а эту главу мне хочется закончить словами, касающимися в первую очередь проблемы сохранения хорошей памяти в пожилом возрасте.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является отличным упражнением (наряду с другими) для поддержания вашей памяти в боевом духе, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти, которая, напомню, является базовой частью человеческого разума и без уверенного функционирования которой невозможна активная жизнедеятельность человека.

На предыдущую |

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь