Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

    Танец азербайджанцев в национальных костюмах Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её… … Википедия

    - (нем. bayrische Tracht) традиционный костюм в Баварии. С … Википедия

    Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно свя … Википедия

    Белорусские национальные наряды, марка (1961) Белорусский национальный костюм сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который исполь … Википедия

    Одежда русских (с вещей, хранящихся в Московской оружейной палате), 1869 г.) … Википедия

    Рубашка, килт с килтпином, ремень с пряжкой, кожаный спорран на цепочке, простые гольфы … Википедия

    Узбекcкий традиционный костюм (1845 1847) Узбекский национальный костюм созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского н … Википедия

    Украинцы(русские) Т. Шевченко, Н. Махно, Л. Украинка, Б. Хмельницкий, С. Тимошенко, А. Довженко, С. Королев, А. Шевченко. Общая численность: 44 45 млн. (2001) … Википедия

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ, национальная, национальное; национален, национальна, национально. 1. только полн. формы. Прил. к нация. Национальное единство. «Мы уничтожили национальный гнет, мы уничтожили национальные привилегии и установили национальное… … Толковый словарь Ушакова

    - … Википедия

Книги

  • , . Цель комплекта "Костюмы народов мира"-познакомить детей с многообразием народов, с их уникальной историей и культурой. Интересные и полезные занятия позволят малышу" посетить" 15 стран,…
  • Большое путешествие. Костюмы народов мира (1037) , . Цель комплекта`Костюмы народов мира` - познакомить детей с многообразием народов, с их уникальной историей и культурой. Интересные и полезные занятия позволят малышу`посетить` 15 стран,…

Публикации раздела Традиции

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы - простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе - труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм - это красота покоя» , - писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток - главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» - рубеж, край. Стало быть, рубаха - сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» - «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще - костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов - темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные - из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково - разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее - расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня - рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт - после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде - светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами» .

Понева

Понева - мешковатая юбка - была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» - обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок - убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма - его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный - всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века - из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Национальные костюмы во всем мире являются важной частью образа страны и культуры. Национальный костюм — способ заявить о себе в государственных масштабах. У каждой страны есть свои традиции, своя история и своя уникальность. И конечно, у каждой из них свои уникальные национальные наряды. Сегодня мы поговорим о самых красочных и интересных костюмах.

Национальные костюмы Россия

На Руси национальный костюм имел свою характерность в зависимости от региона и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом и к какому социальному классу он принадлежит. В народном костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях и семейных событиях.

В русском традиционном наряде существовало чёткое разделение на повседневный и праздничный наряд.

Национальные костюмы Шотландия

Как только речь заходит про национальные костюмы, Шотландия – это одна из первых стран, которая всплывает у нас в памяти. Примечательной характерностью шотландского стиля является клетчатая расцветка ткани, используемая и в аксессуарах, и собственно в одежде, но в принципе, и в пледах, даже не это является наиболее поразительным у них. Самое необычное в шотландских нарядах — это приверженность к юбкам, причем по большей части у мужчин.

В теперешнее время шотландцы одевают свой национальный наряд по важным событиям, по официальным праздникам, на свадьбы или спортивные соревнования.

Национальные костюмы Япония

В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.

Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.

Национальные костюмы Кения

Заповедная зона Кении, является традиционным местом проживания племени Самбуру – племени кочевников-скотоводов, сохранивших до теперешних дней свой древний уклад жизни и свои обычаи. Обряды и танцы Самбуру оставляют незабываемые впечатления.

Samburu носят украсы из металла, кожи, камней, кости, большие бусы из бисера. У них яркая национальная одежда — это всякие обмотки, накидки и повязки.

Национальные костюмы Индия

В Индии ношение сари — это особая традиция, образ жизни, показывающий изящество индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день в своей жизни, и этот виды традиционной одежды показывает не только верность традициям и богатой культуре, но и личность женщины, носящей его.

Национальные костюмы США

В США нет как такового национального костюма, но имеются интересные особенности, какие можно счесть таковыми, например, длинные летящие юбки, ковбойские шляпы, теплые вещи с северной части страны.

Национальные костюмы Бразилия

Одежда в Бразилии славится своей изысканностью и пикантностью, притягательными расцветками и красочным дизайном. Сложно определить, какой костюм является характерным для Бразилии, так как ее территория велика, а население многонационально. Поэтому, в зависимости от региона страны костюм бразильцев имеет свою специфику и различие.

Бразилия популярна на международном уровне своей приметной, стильной и изящной одеждой. Их одежда удобная, красочная, красиво и качественно сшитая и обрамлена различными аксессуары. Традиционная одежда бразильцев несет в себе сочетание различных рас и иммигрантов со всего мира.

Национальные костюмы Индонезия

Более 300 этнических групп проживает в Индонезии, каждая из которых имеет свой вид народного костюма: от набедренных повязок и перьев, которые приняты у папуасов и, заканчивая причудливыми нарядами племен минангкабоу, торайя, украшенных великолепной вышивкой и бисером. Классический индонезийский народный костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Бали и Ява.

Костюмы народа Масаи: красное надевать!

Племя масаев предпочитает одежду ярких цветов: считается, что красный и синий цвет костюма олицетворяют силу и власть. Одежда для мужчин, напоминающая женское платье, называется «шука». Такой наряд - незаменимая вещь в африканском хозяйстве. В нем удобно охотиться, она не сковывает движений, защищает от солнца. К тому же, как полагают масаи, шука отлично подчеркивает воинственность своего владельца.

Филиппины: полосатый рейс

лавная особенность национальной одежды филиппинцев среди костюмов других народов - сочетание ярких цветов и полосатых тканей. Мужчины здесь одеваются в бронг тагалог - просторную яркую рубашку с брюками. Женщины носят блузы с саронгом - куском ткани, обмотанным вокруг бедер. Хотя некоторые филиппинцы вовсе ничего не надевают. В отдаленных горных районах страны мужчины до сих пор щеголяют в одних набедренных повязках.

Швейцария: чепчики с крыльями

Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль‑Иннерродене - чепчиками с крыльями, а в романской части страны - соломенными шляпами.

Мексика: одежда‑трансформер

Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев - сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах - серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шаль‑ребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.

Турция: национальный костюм в стиле унисекс

Главной особенностью, которая отличала традиционный турецкий женский и мужской костюм от костюмов других народов, является то, что он состоял из одинаковых элементов: шаровар, рубахи, жилета и пояса. Правда, девушки поверх рубашки надевали платье до пят с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). К тому же поясом, длина которого достигала 3-4 метра, дамы украшали платья. Мужчины кушаком оборачивали жилет, чтобы хранить в своеобразном «портмоне» деньги, табак, спички и прочие мелочи.

Болгария: шире штаны!

В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» - рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» - одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан‑сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.

Север Таиланда: окольцованные

Женщины народа карен на севере Таиланда носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты и сексуальности. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги только за возможность посмотреть на длинношеих дам.

Грузия: сама элегантность

Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха). Такой наряд выгодно подчеркивал узкую талию и широкие плечи мужчин.

Моравия: национальный костюм‑торт

Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах - даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.

Бурятский национальный костюм

Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого щва), с матерчатыми кушаками. В 14-15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы‑рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.

Нидерланды: лодка‑шляпа

Основная черта женского голландского костюма, отличающая его от национальных одежд других народов Европы - пестрота, желательно до ряби в глазах. Белые рубашки были украшены вышивкой или кружевами. Поверх кофты непременно надевались яркие корсеты. Кстати, эта часть туалета считалась семейной реликвией, передаваясь из поколения в поколения. Вот почему в обыденной жизни голландки прятали корсеты в ситцевые яркие чехлы. Женский костюм дополняли пышные юбки с густыми сборками и полосатый фартук. Особое внимание привлекал чепец, который по форме напоминал лодку.

Испания: национальный костюм в ритме фламенко

Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья - кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.

Комментарии 0

Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили с узким поясом или цветим шнуром. Порты шились суженные снизу до щиколотки. Завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны.





































Кукла в русском костюме XIXв. Орловская губерния. Это южнорусский тип костюма с понёвой. Рубаха, которая тоже являлась древнейшим элементом одежды, состоит из двух полотен, традиционно украшенная по низу цветными нашивками. Головной убор куклы характерен для юга России. Он собран по типу "сороки". С боков под головным убором обычно носили пучки ярко окрашенных перьев или ниток.


Кукла в русском костюме XIXв. Орловская губерния. Женский свадебный костюм. Многопредметный, с обилием разнообразных украшений костюм девичьей и женской одежды с сарафаном широко бытовал по всей территории России. Дополняет костюм нашейное украшение - ожерелье, украшенное бисером, стеклярусом. Ожерелье в костюме куклы также очень точно передано с помощью золотой тесьмы.


Кукла в русском костюме XIXв. Воронежская губерния Самый многодельный элемент костюма - понева. Ее шили из трех полотнищ черной шерстяной ткани в клетку и соединяли прошвой из черной шерсти. На кукле надета белая холщовая рубаха с пышными рукавами, отделанными кумачом и тесьмой, имитирующей черную вышивку по нитям. На голове куклы надета подковообразная сорока. Во многих губерниях сороку надевали женщины первых лет замужества, пряча под нее волосы.


Кукла в русском костюме XIXв. Рязанская губерния. Сапожковский уезд Костюм состоит из рубахи, понёвы, короткого навершника, пояса и головного убора. Туникообразный укороченный навершник без рукавов - это один из древнейших элементов одежды, который бытовал на Рязанской земле во многих районах, в том числе и в Сапожковском уезде. Лапти служили основной повседневной и праздничной обувью, носили их летом и зимой. Они изготавливались из липы и бересты.


В праздничный ансамбль входит сарафан, душегрея и головной убор "почелок". Рубахи, надевавшиеся с сарафанами, отличались более простой отделкой. Поверх сарафана куклы надета душегрея - обязательная часть костюма с сарафаном. Носили душегрею девушки и замужние городские женщины, среди крестьян душегрея являлась также предметом свадебной одежды. Кукла в русском костюме XIXв. Костромская губерния. Девичий костюм


Кукла в русском костюме конца XIX - начало XX вв. Московская губерниия. В такой костюм входят рубаха с юбкой, фартук, два платка, лыковые лапти. В начале 20 века по всей территории России в одежде крестьянок начинают широко употребляться юбки. Они шились достаточно просто. Ткань использовалась либо домотканая одноцветная или полосатая, либо фабричная, как на кукле. Рубаху, как основной элемент костюма, одевали в будни и праздники. Фартук шился из одного прямого полотнища ткани, собирался на обшивку и завязывался на талии.




Кукла в русском костюме XIXв. Московская губерния Костюм состоит из сарафана, рубахи, головного убора "кокошник". Главной его особенностью является рубаха, которая носила название "долгорукавка", т.к. у неё были длинные рукава особого кроя, достигавшие в длину 3-х метров. Кокошник носили замужние женщины, и предназначался он для больших праздников. Фартук, обязательная принадлежность праздничного женского костюма.


Кукла в русском костюме XIXв. Московская губерния. Девичий костюм Это костюм с сарафаном, где преобладает нарядный красный цвет. Обилие красного цвета отличало рубахи девушек и молодых женщин. Рубаха сделана из натурального отбеленного льна и отличается минимальным количеством украшений в виде нашивок из кумача. Также только девушки носили головной убор "почелок", который не закрывал косу. Праздничные сапожки изготавливались из тонкой кожи различных цветов.




Кукла в традиционном костюме жителей Тульской губернии Костюм состоит из красной рубахи, распашной паневы с очень богатым декором, кушака с задником и головного убора "курица"







Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Гамма цветов многокрасочна.




Орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди. Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти. Практическое задание: Нарисовать орнамент на рубашке













Русские национальные наряды – это сочетание насыщенных цветов и большого количества деталей, создающих полноценный образ. Несколько столетий назад всего по одному костюму можно было понять, из какой губернии или деревни приехал его носитель. Кроме того, русские умелицы для каждого особенного события создавали непохожие друг на друга торжественные наряды. Об истории национального костюма и создающих его деталях вы узнаете в этой статье.

Особенности национального костюма

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Тканевая основа дополнялась большим количеством деталей, а также аксессуарами и обувью, которые в комплексе составляли гармоничный образ.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

Отдельного внимания заслуживает и одежда для знати. Она, конечно же, была более дорогой и роскошной. Наряды для знати расшивались золотыми или серебряными нитями, украшались жемчугом и прочими декоративными элементами. Такой дорогой наряд носился не один год. Как правило, его передавали из поколения в поколение, сохраняя в надлежащем виде.

История русского костюма

За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.

Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.

Женский

Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.

Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.

Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.

Мужской

Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.

Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.

Для детей

Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице.

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь