Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский
Пояснительная записка
Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.
Актуальность проекта:
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта:
Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Формы работы над проектом:
Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.
Ожидаемые результаты проекта.
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:
НОД на темы:
-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».
Беседы с детьми на темы:
-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».
Речевое развитие:
Чтение детям художественных произведений:Социально-коммуникативное развитие:
Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.
План реализации проекта.
I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.
1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.
3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.
II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.
1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.
6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)
Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным городом или посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике
Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов.
Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.
Кроме того, ряд указов Президента России:
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
Патриотические мотивы возрождения России в последнее время звучат всё громче, однако, противоречивость реальной ситуации в том, что старые идеологические установки канули в Лету, а новые не обрели понятных очертаний. Правительство РФ в сотрудничестве с Министерством образования РФ уделяют повышенное внимание вопросам патриотического воспитания, одной из ведущих задач дошкольного образования становится формирование гражданского самосознания подрастающего поколения и воспитание детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей и исторического прошлого своего народа.
Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по зарождению уважения к её духовно-нравственным ценностям, а также атрибутам государственной символики начинается с раннего детства. Ребята постепенно начинают понимать, что необходимо стать развитой, реализованной личностью, много учиться, а затем работать, чтобы помочь родному городу стать процветающим и современным. Жизнь их самих, семьи, друзей, знакомых в стабильной и благополучной стране будет радостной, счастливой и интересной.
Цели:
Для реализации обозначенных целей требуется решение таких задач:
Воспитатель рассказала ребятам об истории возникновения кукол. Дети узнали о разнообразии и назначении традиционной русской куклы: в гости к ним пришли кукла Крупиничка (внутри куклы крупа), кукла Колокольчик (кукла добрых вестей), кукла Кувадки (яркая куколка или куколки вешались над кроваткой малыша для его развития) и т. д
Принципы воспитательной работы:
Направления и формы организации работы по формированию патриотического сознания воспитанников:
Тематические блоки:
Пространство группы необходимо дополнить зоной нравственно-патриотического воспитания, где дети могут получить информацию, размещённую на специально оформленных стендах с изображениями видов природы, фотографиями достопримечательностей, изделий декоративного-прикладного искусства, уголком государственной символики.
Критерии оценивания:
Высокий:
Средний:
Низкий:
Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.
Цель:
Формы:
План мероприятий:
1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:
2 блок «Мой любимый детский сад»:
3 блок «Город, в котором я живу»:
4 блок «Мир природы родного края»:
5 блок «Как прекрасен этот мир!».
Цели:
План мероприятий:
Цели:
План мероприятий:
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей, к сожалению, не всегда достаточно свободного времени и желания воспитывать у своего ребёнка чувство любви к родному краю. В этих условиях задачей педагогов становится формирование у детей полноценного, эмоционально яркого образа Отечества. Важно, чтобы дети научились быть благодарными, были внимательными и заботливыми, преодолевали эгоизм и учились бескорыстному поведению, т. е. могли не только брать, но и отдавать. Ведь настоящая любовь всегда проявляется в действии, а не в громких лозунгах.
, Патриотическое воспитание
Цель и задачи проекта
Цель: Создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Задачи:
.Участники проекта:
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта обусловлена
социальной значимостью духовно-нравственного
развития личности ребенка, когда его восприятие
открыто к формированию духовно-нравственных
ценностей. Особую актуальность данная задача
приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе
дошкольного образования.
Проект «Моя семья» ориентирует на
взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в его реализации, в создании условий
для полноценного и своевременного развития
ребенка, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Привлечение родителей
к участию в образовательном процессе,
участниками всех проектов, независимо от того,
какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями. Работа в условиях
реализации новых ФГОС требует интеграции
семейного воспитания и дошкольного образования,
изменения стиля и форм взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет
содействовать выработке общих принципов в
работе по развитию личности дошкольника,
формированию общего образовательного
пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Проблема исследования
Гипотеза исследования
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если взаимодействие детей, родителей и воспитателей будет совместно.
Результаты исследования :
Организация проекта
I этап
Цель: самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.
Проводимая работа:
В соответствии с гипотезой и проблемой исследования дети вместе с воспитателями и родителями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
Результаты исследования:
Оформление выставки «Генеалогическое
древо моей семьи»
Консультация для родителей «Традиции семьи»
Разработка анкет для родителей по
нравственно-патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Оформление папки «Наши семейные традиции»
II этап. Организация исследования в рамках проекта: коллективный поиск нравственно-патриотического, духовного и художественно-творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей
Цель : организация и проведение мероприятий проекта.
Проводимая работа:
III этап. Заключительный
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Презентация результатов исследовательской деятельности
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»
Октябрьского района
630017 г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/9
ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Календарь интересных дат»
Аксюкова Наталья Михайловна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Никишина Оксана Ивановна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Новосибирск, 2017
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».
В. А. Сухомлинский
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств.
В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест-ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. Заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат, можно увидеть, что кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Все вместе - дети, родители, педагоги - из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.
Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями - залог успешной деятельности ДОУ.
Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувст-во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Проект направлен на формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования предметно-развивающей среды, которая создаёт условия для их развития, через интересные события и даты.
В результате реализации проекта будут созданы условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей и интересов, развития познавательного интереса, формирования у детей нравственно-патриотических качеств в различных видах деятельности. Повысится квалификация педагогов. Будет обеспечена психологическая подготовка родителей и детей, необходимая для успешного обучения в школе. Будут созданы детьми совместно с родителями и педагогами картины, альбомы. Коридоры сада и группа украсятся выставочными работами.
Проект будет реализовываться сотрудниками МКДОУ ЦРР д/с №501: воспитателями, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом познавательного цикла, вовлечены в совместную деятельность родители воспитанников, старший воспитатель ДОУ. Проект рассчитан на один год (подготовительная к школе группа). Предполагаемая стоимость проекта 41280рублей.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.
Лицензия: регистрационный № 10190 от 16.02.2017 г.
Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.
Педагогический состав:
С высшей квалификационной категорией - 6 человек
С первой квалификационной категорией - 25 человек
Образовательный уровень:
Высшее педагогическое образование - 25 человек
Средне-специальное педагогическое образование - 13 человек
В детском саду 330 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6 до 7 лет, из них 18 детей с нарушением слуха.
Функционирует: 8 групп общеразвивающих, 4 логопедических; 2 специализированные группы для слабослышащих детей и детей кохлеарными имплантантами.
В качестве ведущих направлений создание и совершенствования развивающей среды является:
Выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы;
Создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;
Создание «домашних» уголков;
Выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
Создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;
Оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;
Полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка;
Создание музыкальной среды;
Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой, сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажёрная комната.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придаётся большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит свою страну, в которой он родился и растёт, её историю, культуру и язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС ДОУ к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе совместной деятельности основанной на знакомстве с «Календарём интересных дат» у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с окружающими его людьми.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных .
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома .
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.
Задачи:
Создать культурно - образовательную среду в детском саду;
Объединить усилия семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
Формировать краеведческие знания у детей;
Расширять и уточнять знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;
Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
Воспитывать нравственно - патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств, своего родного края, страны.
МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Сроки | Ответственные | Результат |
|
Подготовительный | Август | Намечены этапы и планы реализации проекта |
||
Диагностический | Август-сентябрь | Психолог, воспитатели | Анкетирование детей, родителей |
|
Информационный | Сентябрь | Старший воспитатель, воспитатель | Подбор литературы, «Календарь знаменательных событий и дат», родительское собрание |
|
Развивающий | На протяжении всего проекта | Воспитатели Родители | Подготовка и проведение разноуровневых занятий, ознакомление с традициями, международными и всероссийскими праздниками; развитие толерантности, чувства сопричастности; привлечение детей к активному участию в подготовки Совместная деятельность родителей и детей в создании поделок, альбомов, участие в подготовке и проведении праздников |
|
Организационный | На протяжении всего проекта | Воспитатели Старший воспитатель | Сбор, оформление альбомов, выставок. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды. Помощь в подборе диагностического материала, осуществление контроля за проведением диагностики и её анализ. Подбор методического материала по проблеме. Подготовка и проведение конкурсов, выставок. |
|
Этап контроля | На протяжении всего проекта | Старший воспитатель | Контроль над созданием развивающей предметно-пространственной среды |
МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
|
Составление этапов и плана реализации проекта | Август | Старший воспитатель, воспитатели |
|
Анкетирование родителей Педагогическая диагностика мотивационной сферы дошкольников | Август-сентябрь Август-сентябрь | Старший воспитатель, психолог, воспитатели |
|
Мини-проект «Школа пешеходных наук» | Август | Воспитатели |
|
Проект «Скоро в школу мы пойдём» | Сентябрь- май | Старший воспитатель, психолог, воспитатели, педагог познавательного цикла |
|
Мини-проект «Международный день животных» | Октябрь | Воспитатели |
|
«День пожилого человека» | Октябрь | ||
Проект «Сердечко для мамы» | Ноябрь | Воспитатели |
|
Мини-музей «Загадочный мир кошек» (День домашних животных) | Ноябрь | Воспитатели |
|
Проект «Новый год шагает по планете» | Декабрь | ||
10. | Мини-проект «День именинника» | Январь | Воспитатели |
11. | Краткосрочный проект «Зарница» | Февраль | Старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, воспитатели |
12. | Март | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели |
|
13. | Мини-проект «Масленица» | Март | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели |
14. | Краткосрочный проект «День птиц» | Апрель | Педагог познавательного цикла, воспитатели |
15. | Проект «День Победы» | Апрель - май | Старший воспитатель, педагог познавательного цикла, музыкальный руководитель, воспитатели |
16. | Мини-проект «День защиты детей» | Июнь | |
17. | Проект «Мы живём в России» | Май-июнь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
Будет создана культурно - образовательная среда в детском саду;
При объединении усилий семьи, педагогов и социальных партнеров будут сформированы у старших дошкольников нравственно - патриотические чувства;
У детей будет развит интерес к настоящему и прошлому своего народа, расширены знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;
Будут сформированы краеведческие знания у детей;
Пополнится пособиями (альбомами, настольными играми) развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;
Оформятся стены группы и фойе ДОУ рисунками и картинами;
Будут созданы условия для проявления нравственных качеств дошкольников в различных видах деятельности.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:
Экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
Социологические опросы педагогов и родителей;
Анализ результатов конкурсов, выставок творческих работ.
РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)
Смета предполагаемых расходов
Основные расходы | Всего | Имеется | Требуется |
Оборудование: Компьютер pintel ( r ) Celeron ® CPU 2.20 GH Лазерный принтер XEROXPHASER 3130 PCL Копировальный аппарат CANONFC 206 Фотопринтер EPSONMP-DM1 | 27539.16 7113 9809 3800 24709.7 | 27539.16 7113 9809 3800 24709.7 | |
Всего по оборудованию: | 72970,86 | 72970,86 | 00 |
Расходные материалы: Тонер для принтера Тонер для копировального аппарата Краска для заправки СНПЧ Бумага офисная белая Бумага цветная Бумага для рисования Наборы цветной бумаги Клей карандаш Карандаши (простые, цветные) Краски (гуашь, акварель) Кисточки Ватманы Краска для фотопринтера Фотобумага Картон | 400 680 400 3000 1500 2000 300 500 1500 1000 500 500 500 500 | 400 680 400 3000 1500 300 500 1000 500 500 500 500 |
|
Всего по расходным материалам: | 13280 | 00 | 13280 |
Призовой фонд: Грамоты, благодарственные письма | 8000 | 8000 |
|
Всего по призовому фонду: | 8000 | 00 | 8000 |
Пополнение и обновление материально-технической базы: Методическая литература Настольно-печатные игры Аудиовизуальные средства: (видео, аудио диски, МР3) | 2500 8000 | 2500 8000 |
|
Всего по материально-технической базе: | 10500 | 00 | 10500 |
Транспортные расходы: Закупка и доставка расходных материалов, грамот | 1500 | 1500 |
|
Всего по транспортным расходам: | 1500 | 00 | 1500 |
Оснащение методического кабинета: Ксерокопирование, распечатка материалов из интернета | 8000 | 8000 |
|
Всего по оснащению методического кабинета: | 8000 | 00 | 8000 |
Всего по основным расходам: | 114250,86 | 72970,86 | 41280 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Работа ДОУ по формированию нравственных качеств, предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития ребёнка - патриота и реализации этих качеств в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.
Реализация проекта позволит:
Воспитанникам:
- способствовать приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Родителям:
Получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.
Воспитателям:
Разработать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
Повысить свою квалификацию по воспитанию нравственных качеств.
Дошкольному образовательному учреждению в целом:
- создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, развития толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам, и обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»
«СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»
«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМЫ»
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОШЕК»
«НОВЫЙ ГОД ШАШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»
«ДЕНЬ ИМЕНИННИКА»
«ЗАРНИЦА»
«МАСЛЕНИЦА»
«ДЕНЬ ПТИЦ»
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Победовский детский сад
Тверская область ржевский район
Воспитательно – образовательный проект
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Воспитываем патриотов»
Разработала: Воспитатель первой категории
Смородкина Нина Евгеньевна
Ржевский район 2014
Проект:
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
Тип проекта
Творческий, фронтальный, долгосрочный
Актуальность: Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Гипотеза. Воспитать патриота своей Родиныпринимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)
Цель проекта:
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
Задачи:
Стратегия реализации проекта:
цель |
участники |
||
Занятия познавательного цикла 1. «Я люблю тебя Россия» 2. «Отчизны верные сыны»
чтение литературы «Князь Владимир» В. Воскобойников
беседа «Тот герой, кто за Родину горой». Чтение художественной литературы Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение» Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя» А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), «Окраина Москвы» (1941) П. Корин. Маршал Г.К.
«Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «День Победы» Д. Тухманова.
(цикл занятий) Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто». |
Расширять и обогащать представления детей о русских богатырях. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны. Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному. Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства. Обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций. Формировать патриотические чувства у детей. Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии. Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны. Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам. |
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети воспитатели Воспитатели, дети, музыкальный руководитель Воспитатели, дети, родители |
|
Заучивание наизусть : В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова. Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского, «Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича. Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр. С.142. «Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение. С. 145 «Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв. Стар. Стр.103. «Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв. Стр107 Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской» |
Воспитание патриотических чувств. Знакомство с творчеством поэтов. Создавать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега. Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей |
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель Музыкальный руководитель, дети Музыкальный руководитель, дети, родители |
|
Рисование «Наша Армия родная», «Война глазами детей» Лепка «Военная техника». Конструирование «Поделки для пап и дедушек» Аппликация «Флажок». Оформление в группах уголков по нравственно-патриотическому воспитанию «Память» -Оформление стенда «Гордость и слава Отечества» -Семейное творчество: рисуем,сочиняем «Что я знаю о войне» |
Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов. Визуальное знакомство с государственным флагом Российской Федерации. Способствовать возникновению у детей внимательного, уважительного отношения к ветеранам. Побуждать детей выражать свои чувства через художественное творчество. |
Воспитатель Воспитатель, родители, дети, Родители. |
|
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я |
Музыкально-спортивные досуги: «Богатыри земли Русской». Театрализованная игра «Наша Армия» «Будем в Армии служить!» спортивное развлечение; Уголки в группах «Память». Семейный клуб: «Самый сильный папа мой!» (музыкально-спортивное мероприятие) Фестиваль «Солдатское братство» Праздник « Светлый День Победы» Издание альбома «Война глазами детей» Заучивание стихов, песен и игр. |
- Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологичекого и других компонентов. |
Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители. |
Предполагаемый результат: