Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Итак, нам уже исполнилось полных 6 месяцев. Приступаем к прикорму… то есть постепенному приучению ребенка к обычной человеческой еде.

Всех читающий предупреждаю сразу, что все здесь написанное не мои личные выдумки. Во всех своих действиях я основывалась на специализированной литературе с доказанной эффективностью. И я не давала своему ребенку 10 разных фруктов-пюре не потому, что мне жалко или лень, а потому, что нельзя предлагать в таком маленьком возрасте слишком большой выбор. Последствия гипер-разнообразия могут быть плачевными, вплоть до отказа от прикорма совершенно.

С шести до семи месяцев.
Схема начала прикорма:
Начинаем заменять второе кормление. Кормимся сразу из ложки. Используем кефир 1% , творог «Тема». Даем прикорм перед основной едой. После прикорма мамы сколько съест, а смеси добавляем до нормы)))

1-й день - кефир - 10 мл. + мама/смесь - 195 мл.
2-й день - кефир - 20 мл. + мама/смесь - 180 мл.
3-й день - кефир - 40 мл. + мама/смесь - 155 мл.
4-й день - кефир - 80 мл. + мама/смесь - 100 мл.
5-й день - кефир - 120 мл. + мама/смесь - 45 мл.
6-й день - кефир - 120 мл. + в него добавляем и тщательно размешиваем творог - 10 гр. + мама/смесь - 30 мл.
7-й день - кефир 120 мл. + творог 20 гр. + мама/смесь - 15 мл.
8-й день - кефир 120 мл. + творог 30 гр. - это уже полностью замененное кормление, маму/смесь уже давать не нужно.

Если в процессе прикорма возникают какие-то проблемы со здоровьем ребенка, то норму не увеличиваем, а может даже и уменьшаем, или полностью останавливаемся, в зависимости от состояния.

Все остальные кормления в сутках это мама или смесь. И в таком режиме целый месяц до исполнения полных 7 месяцев.

Все как и положено, еду начали давать из ложки. Первые два дня Катюша ела хорошо. На третий закапризничала и ни в какую не захотела есть из ложки. Я все перелила в бутылку и ребенок сам все из соски выпил. На четвертый день начала давать из ложки и все было хорошо съедено. Дальше процесс шел хорошо. Вместе с едой в рот всегда тянутся и руки… но они то вымыты, так что это не страшно, а в дальнейшем это идет как процесс приучения к самостоятельной еде. В связи с тем, что ребенок еще не сидел самостоятельно, мы усаживали свою кнопку в прогулочную коляску в полу лежачее положение. И так кормились почти до 8-ми месяцев, когда уже можно было переместиться в стульчик для кормления.

За месяц набрали 200 гр. Педиатр таким показателям начала удивляться, но когда я сказала, что с 6, 5 месяцев мы уже активно ползаем, а до этого 2-3 недели ползали назад и все время переворачивались, ни секунды на месте, то она и меня и себя успокоила тем, что тогда это в порядке нормы.

С семи до восьми месяцев.
Начинаю давать кашу гречневую безмолочную, т.к. мы кормимся кроме мамы и смесью NAN, то этот выбор был сделан только с целью не смешивать разные виды молока в смеси и в каше. Кашу даю на ночь из соски. Для гречневой сперва взяла соску для каши, но она оказалась слишком быстрой. Пришлось выбирать другую, менее быструю.

1-й день - каша 2,5 гр., вода 15 мл., смесь 0,25 мерных ложек, после смесь - 190 мл.
2-й день - каша 5 гр., вода 30 мл., смесь 0,5 мерных ложек, после смесь - 170 мл.
3-й день - каша 10 гр., вода 60 мл., смесь 1 мерная ложка, после смесь - 125 мл.
4-й день - каша 15 гр., вода 90 мл., смесь 1,5 мерных ложек, после смесь - 85 мл.
5-й день - каша 20 гр., вода 120 мл., смесь 2 мерных ложек, после смесь - 40 мл.
6-й день - каша 25 гр., вода 150 мл., смесь 2,5 мерных ложек - это уже полностью замененное кормление.

Все усваивалось отлично.

В 7 месяцев у нас уже появился первый зуб, через неделю и второй. Но т.к. более важным в прикорме я посчитала кашу, то пюре яблочное дала только через неделю после того, как мы уже полностью ели вечерами кашу, то есть в 7,5 месяцев. Пюре мы едим пока между кормлениями, когда после обеда через часа 2, когда после ужина через часа 2 (в общем, когда вспомню про него, тогда и даю:-))

В 7 месяцев и 3 недели начала давать детское печенье Heinz. Добавляю его прямо в кефир с творогом. Первый день - одно, дальше по два.

За месяц набрали 500 гр.

На приеме у педиатра меня потянуло спросить:

Я: Какие будут рекомендации?
Педиатр: Вы мясо уже даете?
Я (недоумевая, какое такое мясо, если прикорм только начали недавно…): нет.
Педиатр: так с 7 месяцев уже нужно мясо давать, а с 8 можно и печенку.
Я: (открыла рот от недоумения, выслушала все ее рецепты и пошла домой еще раз уверившись в правильности своих действий согласно пословицы: тише едешь, дальше будешь.)

С восьми до девяти месяцев.
Пришла очередь овощей.

Сдвигаю кормление кефиром на 18 часов. И овощами заменяю второе кормление.

Схема прикорма (отвар давала из соски, а пюре овощное уже из ложки):

1-й день - овощной отвар 20 мл., после смесь - 190 мл.
2-й день - овощной отвар 40 мл., после смесь - 170 мл.
3-й день - 20 гр. овощей, после смесь - 185 мл.
4-й день - 40 гр. овощей, после смесь - 165 мл.
5-й день - 60 гр. овощей, после смесь - 140 мл.
6-й день - 90 гр. овощей, после смесь - 105 мл.
7-й день - 120 гр. овощей, после смесь - 70 мл.
8-й день - 150 гр. овощей, после смесь - 35 мл.
9-й день - 175 гр. овощей - это уже полностью замененное кормление.

Меню этого месяца:
утро: мама + смесь;
обед: овощи;


перед сном ночным: каша гречневая.

Подробности процесса.
В первый и второй день отвар выпивала в целом хорошо. Варила я его из картошки, морковки, капусты и лука. Я вычитала, что в овощи еще и молоко добавляют… Но я сама попробовала какая это выходит годость и не стала так делать.

На третий день, когда дала овощи из ложки, то это нужно было только видеть))) Ребенок прилично так кривился… и Катюша съела не всю приготовленную мной порцию. Но я знаю, что на этих ранних этапах лучше не насиловать. Я даже была готова к тому, что придется вернуться к молочной еде. Но для эксперимента решила купить овощи в банках в магазине, думаю, а вдруг те будут вкуснее, и ребенок будет лучше есть. Но не тут то было. Попробовав эти магазинские овощи Катя так скривилась, что больше заставить есть это нельзя было. И я сразу предложила свое домашнее. Вуаля! Все было съедено до последней ложки)))

В дальнейшем я решила отказаться от использования лука в еде и готовить овощное пюре из морковки, картошки и капусты (иногда без нее) в разных пропорциях. В конце приготовления добавляю соль и лавровый лист на 5 минут. И все перекручиваю в блендере. Готовлю я всегда на три дня и закрываю в баночки уже готовое пюре по 175 гр. с крышками-закрутками (использую 200-граммовые из под фруктового пюре). В выборе продуктов ориентируюсь только на свой вкус, а не всякие рекомендации умных дядей и тетей. Считаю, что если я не ем спаржу, то и ребенку это ни к чему и так далее во всех продуктах.

Спросите: почему на 3 дня? Да по тому, что лучше я проведу время играясь с ребенком, нежели каждое утро вместо этого стоять у плиты. Потому как когда ребенок спит, у меня есть и другие важные дела, нежели приготовление пищи.

За этот месяц прибавка в весе 50 гр.

С девяти до десяти месяцев.
Итак, нам полных 9 месяцев. Пришла очередь мяса. Использую филе куриное. Варю суп-пюре.

Действуем постепенно.

Купила филе, разделила его на следующие части в отдельные пакетики и заморозила: 30 гр., 60 гр., 60 гр., 60 гр., 90 гр., 120 гр., и все что осталось, если осталось, то все по 130-140 гр. уже по желанию собственному, но до года не более 45 гр. мяса за один раз.

1-й раз - варим 30 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, варим до готовности, измельчаем в блендере, опять доводим до кипения и закрываем в 3 баночки по 175 гр. Кормим овощами на мясном бульоне 3 дня и смотрим на реакцию. Если все хорошо, идем дальше.
2-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, отдаем коту. В мясной отвар добавляем овощи, далее как в первый раз. Если все хорошо, идем дальше.
3-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, достаем, половину отдаем коту, остальное смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
4-й раз - варим 60 гр. филе 15-20 минут, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
5-й раз - варим 90 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
6-й раз - варим 120 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня. Если все хорошо, идем дальше.
7-й раз - варим 130-140 гр. филе, все сваренное мясо смешиваем с овощами. Варим. Кормим 3 дня.

Если кому-то кажется, что это слишком медленно, то решать лично вам, а лично мне очень нравится в этом деле поговорка: «Тише едешь, дальше будешь».

Меню этого месяца:
утро: мама + смесь;

полдник: кефир, творог, печенье;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.

В этом месяце из овощей я добавила салатный перец. Из фруктов - постепенно перешли на пюре яблоко с персиком. И пюре фруктовое начала давать сразу после обеденного кормления, т.к. если давала в промежутках между едой, ребенок сильно требоваль больше, чем ему положенно. Пробовала давать печенье, горбушку хлеба. Все было хорошо, но когда это все размокало, то откусывались большие куски, которыми ребенок давился. Перешли на принцип добавления хлеба прямо в овощи с мясом.

За месяц прибавка в весе 400 гр. Ребенок веселый, активный. Уже чаще поднимается на ножки и передвигается по перметру дивана:-)

С десяти до одиннадцати месяцев.
В этом месяце мы меняем гречневую кашу на овсяную. Пришлось поморочиться с соской. "Для каши" оказалась опять слишком быстрой, а "быстрая" не пропускала частички каши. Пришлось дополнительно в "быстрой" соске пропезать отверстия по типу "для каши", но не такие большие и меньшее колличество. Из фруктов постепенно переходим на свежие персики 50 гр. после обеда, а в конце месяца добавляю фрукты и на вечер после кефира с печеньем, и с баночного яблока с персиком постепенно переходим на свежие груши по 50 гр. Все остальные кормления и продукты остаются прежними.

В связи с тем, что жевательных зубов еще у дочки нет, все фрукты тщательно перетираются.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом - он же суп-пюре, фруктовое пюре;

второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 300 гр.

С одиннадцати до года.
В начале этого месяца в овощное пюре я добавила буряк. В связи с тем, что появились свои яблоки и груши в большом количестве, начала делать яблочно-грушевое пюре собственного приготовления. На 1 литр пюре добавляю 2 столовые ложки сахара. Все остальные продукты остаются прежними.

Наметила план действий по замене дорогого печенья Heinz за 26 грн. на обычное взрослое по 2.60 грн. за тот же вес. Первый главный год подходит к концу. Теперь можно постепенно отходить от чисто детского питания. В планах также после года добавить в детский компот курагу и чернослив, начинать давать куриную печенку, говядину, можно попробовать давать рыбу, а также начинать к зиме давать желток яйца.

За две недели до первого Дня рождения я не даю никаких новых продуктов, т.к. в год будут делать пробу манту и прививку КПК. Лучше поберечь ребенка от нововведений.

Меню этого месяца:
утро: смесь;
обед: овощи с мясом - он же суп-пюре, фруктовое пюре;
полдник: кефир-творог-печенье, фруктовое пюре;
второй полдник: смесь в не полном объеме 120-150 мл. по желанию ребенка.
перед сном ночным ужин: каша гречневая.

Прибавка в весе 50 гр.

В заключение добавлю, что мой ребенок все это время, а особенно, когда уже активно подниматься на ночки стала, все время перед кормлением просто выпрашивала еду и всем своим видом показывала, что она безумно голодная. В промежутках между кормлениями дочка не получала никакой другой еды (потому что не просила сама, а я намеренно ничего не предлагала зная, что могу перебить аппетит), только пила свой компот. Дочка ползала-бегала активная и веселая! А это самое главное. И все, кто сталкивался с процессом кормления моей дочери были глубоко удивлены, что ее не нужно заставлять есть.

Конечно, я не говорю, что у меня никогда не будет проблем. Они могут возникнуть. Но это будет потом.

Желаю всем хорошего аппетита!

Юный член семьи растет и приобретает все новые навыки. В этот период особенно важно не сравнивать своего малыша с детьми подруг или книжными таблицами. Один ребенок будет уверенно сидеть уже в 6 месяцев, другому для этого понадобиться больше времени. Кто-то рано пойдет, а кто-то будет ползать до года.

Развитие всегда индивидуально, радуйтесь достижениям своего ребенка, предлагайте и показывайте ему новые игры. Эта статья - не перечень заданий, а скорее набор идей, как помочь малышу осваивать новое.

6-7 месяцев

В возрасте полугода ребенок уже сидит в детском стульчике, у него освобождаются обе руки. Он уже может начать осваивать такие игры как «ладушки», предлагать сразу больше игрушек. Это будет способствовать развитию мыслительной деятельности и координации движений, побуждать ребенка делать выбор между несколькими предметами.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку и показать, захватив его кулачек, как зачерпнуть еду и поместить в рот. Это не только первый шаг на пути к самостоятельности, но и упражнение для развития мелкой моторики.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку...


Хорошей идеей будет познакомить ребенка с его первыми книжками. Они должны быть с толстыми страницами, которые будет легко ухватить и перевернуть.

Для развития речи по-прежнему хороши стишки , потешки , песенки . Во время купания и переодевания постоянно называйте части тела ребенка. Показывайте ему жесты «да», «нет» и «пока». Детям проще дается изучение новых слов, если они подкреплены движением.

В этот период малыш учится управлять нижними конечностями, и развитие координации движений будет способствовать становлению навыка ходьбы в дальнейшем. В играх с ребенком можно использовать легкий мяч, положенный в кроватку. Предложите малышу вытолкнуть мячик, покажите, как это сделать.

7-8 месяцев

С 7 месяцев стоит использовать игры на развитее памяти. Именно она необходима ребенку в первую очередь для освоения новых знаний. Поиграйте в «прятки» с игрушками - поместите предмет в коробочку и закройте крышкой. Можно использовать для игры платочки, пластиковые стаканчики, обычное полотенце. Попросите ребенка найти: «куда же он спрятался?». Откройте коробочку и покажите: «а вот он!». Предложите малышу самому найти игрушку.

Когда ребенок освоится с условиями игры, усложните задание - предложите ему найти игрушку в одной из трех коробочек. Не забывайте, что цель таких игр - развитие памяти и внимания. Ребенок должен видеть, куда именно вы положили предмет.

Каждая мама знает, что в этот и последующий период разговаривать с ребенком надо очень много. Проводите экскурсии по дому, знакомьте ребенка с предметами окружающей обстановки, действиями домашних животных, комментируйте, что делаете сами. Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Часто дети в этом возрасте норовят поиграть с едой - им хочется размазать кашу по столу, раскрошить хлеб. Наберитесь терпения и не одергивайте малыша. Такое занятие подготовит его к взрослому приему пищи, познакомит с новыми тактильными ощущениями, будет способствовать пониманию причинно-следственных связей. Возможно, стоит предложить ребенку пальчиковые краски.

8-9 месяцев

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться очень полезный навык - «пинцетный захват» (когда малыш берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем). Окончательно он появится примерно в 10 месяцев, но уже сейчас можно помогать ребенку в управлении пальцами.

Детям в этом возрасте очень нравится все, что может менять свою форму. Малышу будет интересно играть с обычной бумагой, фольгой, мять их и разрывать. Можно совмещать игру с бумагой и «прятки» - заворачивайте в нее игрушки, и пусть юный исследователь найдет их.

В 8 месяцев уже можно предложить ребенку простейшие игры, связанные с конструированием. Покажите ему, как сложить башню из кубиков, собрать пирамидку. Запаситесь терпением, возможно, показать придется ни один раз, прежде чем малыш сам попробует сложить что-то.

Для развития речи будет полезно использовать игрушки-помощники. Игрушка может «показать» ребенку как держать ложку, правильно складывать пирамидку, «прокомментировать» свои действия.

Добавляйте все новые звуки в число повторяемых. Как «звучит» кастрюля, если по ней постучать: «бум-бум», как звенит колокольчик: «динь-динь». Простейшие слоги ребенку проще всего освоить в первую очередь, но для копирования, ему необходимо постоянно их слышать.

9-10 месяцев

Когда ребенок уже хорошо сидит, ему могут понравиться игры с мячом. Покажите, как можно толкнуть мяч от себя. Сначала действие нужно будет проделывать, управляя руками малыша. Аналогичным образом можно показать, как ловить мячик. Эта игра будет способствовать развитию координации движения и доставит удовольствие.

Полезно для развития мелкой моторики все то, что обычно ребенку нельзя - нажатие на различные кнопки, вращение ручек, закрывание и открывание шпингалетов, задвижек. Чтобы подобные занятия не создавали проблем, необходимые предметы можно прибить к доске или куску фанеры.

Интересно малышу будут и застегивать-расстегивать кнопки для одежды, змейки, можно попытаться застегивать пуговицы. Мы для этой цели сделали специальную книжечку, из ткани, где были вшиты различные элементы.

Ребенок уже умеет или учится манипулировать сразу двумя предметами и этот навык так же следует развивать. Покажите ему, как можно постучать двумя кубиками друг об друга, используйте для этих целей ложки, погремушки, пластмассовые шарики.

Стараетесь, чтобы ребенок запоминал расположение различных предметов. Спрашивайте его чаще, где находится та или иная игрушка, или предмет гардероба.

10-11 месяцев

Как правило, в этом возрасте ребенок уже перемещается достаточно свободно. Поиграйте с ним в настоящие «прятки». Если малыш растеряется, покажитесь и скажите: «ку-ку». Такая игра сыну очень нравилась, а мне позволяла удерживать его внимание и контролировать направление движения.

Становлению речи могут способствовать различные ритмичные упражнения, сопровождаемые стихотворением. Детям обычно очень нравится зарядка в такой форме. Подбирайте или заменяйте действия, исходя из освоенных движений, постепенно добавляйте новые.

Захват двум пальцами уже появился? Теперь для игры ребенку можно давать мелкие неострые предметы. Например, крупные фасолины, горошины, пуговицы. Их можно складывать в баночки, коробочки или просто перебирать руками. Сначала они должны быть достаточно крупными, постепенно их размер будет уменьшаться. Главное следить за малышом, чтобы «игрушка» не попала в рот.


Складывайте небольшие предметы в коробочки...


В этом возрасте ребенок начинает сравнивать различные предметы между собой. Это хороший повод разнообразить игры освоением новых понятий: «большой - маленький», «широкий - узкий». Можно начинать знакомить ребенка с формами предметов.

11-12 месяцев

Если ребенок уже ходит, учите его перешагивать через препятствия. Для этого можно поместить на полу небольшую игрушку или натянуть веревочку. Для малышей, предпочитающих ползать как можно дольше, тоже можно подготовить подобные «полосы препятствий» из полотенец или подушек. Это будет не только интересно ребенку, но и позволит ему научиться лучше управлять своим телом.

Игры в песочнице или снегу в этом возрасте будут очень кстати. Наполнение ведерка способствует становлению кисти. Сначала используете наиболее простые действия - пусть ребенок пересыпает, наполняет формочки и ведерко, копает ямки.

Если для игры с песком ребенок использует не только совок, но и руки - не запрещайте ему. Он знакомится с новой текстурой, а такой «массаж» будет полезен детским ладошкам. Пересыпать, лепить, рисовать на песке - интересуйте малыша новыми вариантами.

Для игр в песочнице слишком холодно или сыро? Развивать координацию движений помогают и другие игры. Наполните миску водой и дайте ребенку большую ложку. В миску поместите небольшие пластмассовые шарики и предложите их выловить. Можно «покормить» какую-то игрушку. Мы из ложки поливали цветок - он же тоже хочет пить.

1 год

В этом возрасте уже можно широко использовать первые ролевые игры. Уложить игрушки спать, накормить и причесать куклу, покатать ее в коляске. Так ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, учится играть самостоятельно. Возможно, малыш попытается поиграть и с родителями. Участвуйте в игре малыша, благодарите его и поощряйте подобные действия.

Спрашивайте малыша обо всем. Сначала это должны быть простые вопросы, предполагающие положительный или отрицательный ответ. Если ребенок не дает ответа - ответьте за него, но после некоторой паузы.

Просите ребенка что-то принести, показать, найти. Таким образом, Вы помогаете юному члену семьи накапливать словарный запас, лучше понимать обращенную речь и вовлекаете его в процесс общения.

Старайтесь, чтобы в окружении малыша на прогулке и в гостях были и другие дети. Даже если ребенок не станет сразу включаться в совместную игру, у него появится возможность понаблюдать за поведением и действиями других ребятишек, а не только родителей.

Количество игр и игрушек, с которыми справляется малыш, уже достаточно широк. Этот перечень будет расширяться тем быстрее, чем больше новых интересных занятий Вы сами предложите ребенку и покажите, как с ними справляться.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?

  1. Капуста
    Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.


    Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.
  2. Туннель
    Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
    Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами.
  3. Преодолеваем преграды
    В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.


    Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
    Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости.
  4. Шуршунчики
    Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
    Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации.
  5. Коробочки
    Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
    Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
    Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия.
  6. Стаканчики
    Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.


    Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
    Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей.
  7. Угадай мелодию
    Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
    Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.).
  8. Домашний сортер
    В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.


    Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой.
  9. Расфасовка
    Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
    Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики.
  10. Кто сильнее дунет
    Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.


    Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
    Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.

Развитие интеллекта ребенка от 6 месяцев до 1 года происходит стремительно. От 6 месяцев до 1 года дети обретают некоторую самостоятельность и относительную свободу.

Ребенок учиться сидеть, стоять, затем и ходить и изолированный мир кроватки или манежа становиться мал для него. Отношения малыша с родителями переходят в форму совместных занятий, при которой ребенок готов часть работы выполнить сам (например, донести ложку с едой до рта).

В этот период интенсивно формируется речь – сначала первые склады, следом первые слова. Ребенок в год, уже разговаривает с нами на своем своеобразном языке. Так котенок может стать «ки», конфетка может называться — «канька», водичка – «ика». Обычно переводчиком с такого языка является мама.

Развитие ребенка в 7 месяцев:

  • меняет позу, занимая удобное положение;
  • сам выбирает интересную ему игрушку, долго держит в руке;
  • перекладывает предмет из руки в другую руку, держит два предмета одновременно;
  • если вторая игрушка на стороне свободной руки, малыш берет и ее в руку;
  • отзывается на свое имя, стремится привлечь к себе внимание различными звуками. Отказываясь от еды, сжимает губы.

Развитие ребенка в 8 месяцев:

  • сам садится, переворачивается со спины на живот и обратно;
  • различает людей, знакомых и незнакомых, наблюдает одновременно за двумя игрушками, переводит взгляд с одной на другую;
  • достает предметы из-за преграды, берет вторую игрушку со стороны занятой руки;
  • осознает некоторые запреты, хватает или толкает руку матери, чтобы помешать утереть нос или рот;
  • произносит сочетания типа «дай-дай», «да-да-да», «тата-та».

Развитие ребенка в 9 месяцев:

  • встает и стоит на ногах придерживаясь за опору;
  • играет со взрослыми в прятки;
  • если не хочет мыть, прячет руки;
  • произносит звуки, отражающие отношение к происходящему «ай» «бу», «да» и др.

Развитие ребенка в 10 месяцев:

  • сидит уверенно;
  • находит спрятанные на его глазах игрушки;
  • берет мелкие предметы, катит мячик, снимает кольца с пирамидки;
  • машет ручкой «до свидания», требуя внимания тянет взрослого за одежду, отдает игрушку на короткое время;
  • старается выражать свое желание с помощью звуков.

Развитие ребенка в 11 месяцев:

  • переступает, держась за опору
  • достает интересные ему вещи из ящика или сумки, из карманов;
  • собирает игрушки в коробку;
  • кидает предметы чтобы взрослый поднял и дал ему снова.

Развитие ребенка в 12 месяцев:

  • самостоятельно ходит
  • внимательно рассматривает картинки;
  • отзывается на свое имя;
  • листает книги, царапает картинки;
  • постоянно кидает предметы на пол;
  • указывает на предмет, в случае несогласия качает головой;
  • начинает произносить понятные только маме слова.

Развитие интеллекта ребенка

Малыш научился ходить и границы мира для него раскрылись. Именно в этот период начинается полноценное понимание пространства. Все что можно изучить и обследовать может способствовать развитию малыша. Но теперь ребенка может подстерегать много опасностей. Поэтому, как только ваше чадо научиться ползать проведите строгую проверку вашей квартиры. Обойдите все комнаты, внимательно осмотрите и попытайтесь представить, что может заинтересовать вашего безустанного исследователя. В семье должны быть приняты строжайшие правила и меры безопасности ребенка. Однако родителям необходимо помнить, что переизбыток запретов подавляет личность, замедляет ее становление. Поэтому на каждое «нет» должно приходиться три «да».

Правила безопасности:

  • убрать из поля досягаемости все бьющиеся предметы;
  • убрать все мелкие предметы, которые малыш может проглотить, или засунуть в нос;
  • малыш не имеет никакого понятия об опасности кипятка, ножей, иголок, утюга и электротока (закройте розетки заглушками и не в коем случае не оставляйте в них зарядные устройства);
  • особое внимание уделите кухне, откажитесь от скатертей, дабы ребенок не стянул все со стола;
  • чистящие средства и лекарства спрячьте так, чтобы ребенок никогда не имел к ним доступа;
  • никогда не открывайте окна настежь, в случае с москитной сеткой дети думают, что на нее можно опереться так же как на стекло.

Развитие интеллекта ребенка с помощью методики Н. Зайцева

Подносите малыша к кубикам, поставленным на полку, читайте склады и указывайте на них. Поставьте на полку знакомый малышу предмет, а из кубиков соберите его название. Заниматься лучше перед сном, это лучшее время для запоминания. Задавайте вопрос где найти нужный склад и сами же отвечайте, покажите ребенку. Придет время, и он сам укажет вам на соответствующий кубик. Стройте дорожки из кубиков пропивая склады, написанные на них. Хорошо если вы подключите к этому любимую плюшевую игрушку, которая будет напевать и показывать склады малышу.

Месяц 6. Когда пора вводить прикорм?

Некоторые педиатры придерживаются довольно жесткой позиции относительно начала введения в рацион ребенка густой пищи и считают, что это можно делать не ранее 6 месяцев (если речь идет о детях, вскармливаемых исключительно грудным молоком). Действительно, Всемирная организация здравоохранения сформулировала данный принцип, но уточнила, что введение прикормов с 6 месяцев может вести к дефициту железа, а также имеется риск возможной задержки роста и развития дефицита отдельных питательных веществ.

Кстати, для России характерны более поздние фактические сроки введения прикормов по сравнению с Европой: по статистике, в нашей стране каши попадают на стол к малышу примерно в 4,5-5,5 мес., в Европе – в 3,5-4 мес.

С чего начать?
Раньше педиатры рекомендовали начинать введение прикормов с соков. В последние годы доказано, что введение соков в рацион ребенка практически не сказывается на витаминизации пищи, поэтому начинать введение прикормов можно с овощного пюре, особенно если у ребенка есть склонность к запорам, имеются признаки диатеза (покраснение, шелушение кожи щек, конечностей, ягодиц), малыш родился недоношенным, интенсивно растет.

Начинать лучше с пюре из одного вида овоща: это позволяет избежать пищевой аллергии, которая может появиться при использовании пюре из нескольких овощей, а если аллергия проявится, то будет легче распознать вызвавший ее продукт. Для «дебюта» подойдет овощное пюре промышленного производства – специальное детское питание в баночках – или овощное пюре, приготовленное в домашних условиях. Какой овощ предложить первым, выбирайте сами: кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква, морковь. Картофель содержит слишком много крахмала, который вызывает пищевую аллергию. Поэтому, несмотря на то, что сделать из картофеля пюре дома проще всего, в рацион ребенка его добавляют позже и не более 1/3 от общего объема овощного пюре.

Для самостоятельного приготовления овощного пюре необходимо взять один вид овощей, например цветную капусту, тщательно ее промыть, залить небольшим количеством воды и тушить в закрытой эмалированной посуде 15 минут. Готовый овощ в горячем виде протереть вместе с отваром до получения однородной массы.

Помните, что в период введения прикорма ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении (вряд ли капризничающий или плохо чувствующий себя малыш способен к положительному восприятию нового вкуса). Для «знакомства» с новыми продуктами выберите время в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма: понаблюдайте за состоянием кожи (не покраснеет ли она, не появится ли сыпь), за характером стула (не участится ли он, не появится ли в стуле примесь слизи, зелени, комочков и пр.).

Первое знакомство с «взрослой» пищей

Итак, торжественный момент настал: овощное пюре приготовлено или открыта баночка с готовым продуктом. Малыш одет в красивый и еще чистый фартучек и водружен в свежекупленный детский стульчик или на колени. Ложечка еще разок ополоснута кипятком и остужена. Сколько же можно съесть в первый день после таких долгих приготовлений? Совсем немного – всего 1-2 чайные ложки пюре (5-10 г). А затем предложите крошке грудь или бутылочку со смесью (в зависимости от вида вскармливания), как в обычное кормление.

То есть меню в первый день введения пюре выглядит примерно так:


14.00 – овощное пюре 5-10 г + смесь 180,0 или грудное молоко;

На второй день (если состояние кожи и характер стула не изменились), малышу уже можно дать 30-40 г овощного пюре.

К концу недели рацион выглядит следующим образом:

6.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 – овощное пюре 150 г + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 – смесь 200,0 или грудное молоко.

Все это время мы предлагали ребенку лишь один вид овощей. Следующую неделю можно ничего не менять в рационе, наблюдая за усвоением новой пищи (стулом, кожей, прибавкой в весе).

Последующие две недели можно вводить в меню новые виды овощей, обязательно таким же ПОСТЕПЕННЫМ образом.

Например, ребенок уже ест кабачок, вводим тыкву (следим за кожей и стулом):

6.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
10.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
14.00 – пюре из кабачка 130,0 + пюре из тыквы 20,0 + смесь 50,0 или грудное молоко;
18.00 – смесь 200,0 или грудное молоко;
22.00 – смесь 200,0 или грудное молоко.

Если вы готовите овощное пюре дома, после введения полного объема (150 г) добавьте 5 мл растительного масла (лучше оливкового, полученного при первом холодном отжиме без использования химикатов, в этом случае на этикетке ставится пометка «Extra Virgin»). При использовании продуктов промышленного производства внимательно прочитайте состав пюре: если растительное масло в него не входит, можно добавить его самим. Пюре промышленного производства лучше выбирать без добавления соли, специй, крахмала (особенно картофельного).

Если что-то не ладится...

Не всегда знакомство с новой пищей бывает для малыша желанным: он может выплюнуть пюре, отвернуться от ложки или заплакать. Готовых рецептов на эти случаи нет. Можно попробовать сделать перерыв до следующего кормления или на день-два, предложить через несколько дней другой вид пюре (например, вместо брокколи дать ребенку кабачок), добавить в пюре грудное молоко (возможно, знакомый и любимый вкус маминого молочка «подтолкнет» малыша к новому блюду). Главное, не сердиться и не показывать ребенку, как вы недовольны: ничего страшного не происходит.

Следующий вид прикорма – кашу – можно вводить примерно через месяц после введения овощей.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 7-ой

Каша для малыша

На очереди – каши. Традиционно любимую манную кашу отложим до года, так как она содержит глютен (у некоторых детей данный белок может вызвать глютеновую энтеропатию), и обратим внимание на безглютеновые сорта: рисовую, гречневую и кукурузную (речь идет о специальной детской кукурузной каше). Причем, если у малыша склонность к запорам, начните с гречки, при наличии экссудативного диатеза – с рисовой или кукурузной каши. Переходить на молочные каши (с коровьем молоком) в первый год жизни ребенка совсем не обязательно, и уж тем более не стоит варить каши на цельном молоке. Лучше использовать смеси, предназначенные для детей 6-12 мес.

Как готовить кашу?

Переберите и хорошо промойте крупу, сварите кашу – желательно на воде, затем можно добавить сцеженное грудное молоко. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, в сваренную кашу можно добавлять используемую в питании смесь. Затем кашу лучше протереть через сито и вновь довести ее до кипения. Возможен и другой вариант – заранее перемолоть крупу в кофемолке (при условии, что последняя хорошо вымыта и в ней нет остатков кофе). Соотношение крупы и воды для домашнего приготовления постепенно меняется: в первые 2-3 недели ребенок получает 5%-ю кашу (то есть 5 г крупы на 100 мл воды), в дальнейшем при хорошей переносимости продукта – 10%-ю (то есть 10 г крупы на 100 мл воды).

Можно также приобрести готовые кашу промышленного производства. Выбирайте те, что не содержат сахара – вкус ребенка отличается от вашего, а рано приучить малыша к сладкому не стоит.

В первое время разводите каши точно по инструкции, в последующем можно быть менее точным, с возрастом постепенно увеличивая густоту каши. Но даже очень жидкую кашу нужно обязательно давать с ложечки, а не использовать для этого бутылочку.

Каша вводится в меню примерно так же, как и овощное пюре. Но, в отличие от овощей, кашу дают на завтрак:
6.00 – грудное молоко или смесь (200 г)
10.00 – безмолочная каша (10-15 г) плюс грудное молоко или смесь (185-190 г)

В 10-часовое кормление постепенно увеличивайте объем каши до 150 г. и уменьшайте объем смеси до 50 мл.

К концу недели у вас получается следующее меню:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)
10.00 – безмолочная каша (150 г) плюс грудное молоко или смесь (50 г.)
14.00 – овощное пюре (150 г) плюс смесь (50 г.)
18.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)
22.00 – грудное молоко или смесь (200 г.)

Так же, как и при введении овощного пюре, нужно следить, как малыш усваивает новый для себя продукт. Обращайте внимание на состояние кожи, стула, прибавку в весе. После введения в рацион полного объема каши (150 г) в готовое блюдо добавляют сливочное масло (5 г масла на 150 г каши).

И не забудьте: что в ночное время ребенку-естественнику можно дать грудь, а малышу на искусственном вскармливании – только водичку, но не смесь.

С особой осторожностью

Некоторые родители уже в возрасте 3-4 месяцев начинают вводить в рацион малыша соки и даже фруктовые пюре. Вряд ли такой подход к питанию можно считать правильным, но если это произошло и фрукты нормально усваиваются организмом,

Меню будет выглядеть следующим образом:

6.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)
10.00 – безмолочная каша 150 г плюс грудное молоко (сок или фруктовое пюре – 30 мл)
14.00 – овощное пюре 150 г плюс грудное молоко (сок или фруктовое пюре – 40 мл)
18.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)
22.00 – грудное молоко (смесь 200 г.)

Количество сока и фруктового пюре на сутки рассчитывается по следующей формуле: N х 10 мл, где N – возраст ребенка в месяцах. Таким образом, семимесячный ребенок может получать 70 мл сока или 70 мл фруктового пюре в сутки.

Еще один продукт, который можно ввести в рацион малыша в этом возрасте – яичный желток, сваренный вкрутую. Этого ценный источник полезных жиров, витамина А, а также железа, фосфора и некоторых других минеральных веществ, но поначалу ребенку дают попробовать лишь несколько крупинок При отсутствии аллергической реакции, количество можно увеличивать до половинки 1 желтка 2 раза в неделю, а к году – до 1 желтка через день (или полжелтка каждый день). Желток перетирают с грудным молоком или смесью, дают с кашей или овощным пюре.

Глютеновая энтеропатия – заболевание кишечника, связанное с недостаточной выработкой ферментов, расщепляющих глютен – растительный белок, содержащийся в некоторых злаковых: ржи, ячмене, овсе, а также в пшенице, из которой делают манную крупу.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 8-ой

Мясо для малыша

Мясо – ценный источник животного белка и минеральных веществ (фосфора, калия, железа). Это может быть нежирная говядина или телятина, постная свинина, конина, оленина, мясо кролика или курицы, а также язык.

ВНИМАНИЕ. Телятина и курятина требуют осторожности. Если у ребенка непереносимость коровьего молока, от телятины лучше отказаться, а курятина в некоторых случаях может вызвать аллергическую реакцию.

Готовим дома. Если вы готовите мясное пюре дома, помните, что должно оно быть очень хорошо измельченным, потому что жевать как следует малыш еще не в состоянии. Мясо без жира, очищенное от жил и пленок, отварите и дважды проверните через мясорубку, затем протрите через сито. Но и в этом виде оно поначалу может не понравиться малышу, потому что по своей консистенции отличается от привычной кашицеобразной пищи. Чтобы у ребенка не возникло отрицательной реакции на этот необходимый продукт, можно в первые дни смешивать мясной фарш с овощным пюре. Через неделю-другую попробуйте уже не смешивать его с овощами, а дать отдельно. Чтобы фарш не был сухим, разотрите его с грудным молоком или смесью, а пюре положите на тарелку сбоку, как гарнир.

В 9 месяцев ребенку можно предложить фрикадельки, а в год – паровые котлетки. Мясные бульоны в питании детей первого года жизни не используются – в них содержатся вещества, вываренные из мяса и способные негативно повлиять на детский организм. Гораздо полезнее для приготовления мясных блюд использовать овощные бульоны без соли и специй (они тоже будут весьма полезны и для молодой мамы, часто страдающей от лишнего веса, накопленного во время беременности). Все приготовленные мясные блюда используйте сразу, не храните.

Пюре из магазина. Если вы предпочитаете покупать готовое детское питание, выбирайте пюре, сделанное из мяса одного вида (монопродукт) без добавления специй и картофельного крахмала. Это особенно важно, если ребенок склонен к пищевой аллергии. Подбирать мясной продукт для него нужно с учетом индивидуальной переносимости. В дальнейшем можно расширить ассортимент мясных блюд за счет введения мясо-растительных консервов, но все же нужно обращать внимание на их состав и степень измельчения (возраст, с которого можно использовать этот продукт, указывается упаковке). Многие мясо-растительные консервы содержат в своем составе морковь, к тому же она часто входит в состав разнообразных соков – здоровым детям эти продукты можно давать не чаще 1-2 раз в неделю, иначе избыток бетта-каротина будет откладываться в коже, и она может пожелтеть.

На первых порах удобно использовать баночки детского питания с пометкой «1-я ступень». В них объем продукта небольшой, а мясное пюре подвержено наибольшей степени измельчения.

Содержимое баночек стерильно, готово к употреблению и независимо от сезонности включает в себя необходимые питательные вещества.

Выбирая для ребенка пюре, следует обращать внимание на указанные возрастные рекомендации, то есть сроки, с которых данный продукт можно вводить в рацион малыша. К сожалению, эти указания не всегда совпадают с рекомендациями отечественных педиатров и диетологов. Поэтому, прежде чем купить и тем более дать вашему ребенку что-либо новое, стоит предварительно проконсультироваться со специалистом.

Приучаем постепенно

Начинать вводить мясное пюре в рацион ребенкаможно буквально с половины чайной ложечки, затем, на следующий день, – при хорошей переносимости продукта – чайную ложку (5 г). В течение последующей недели объем прикорма доводят до 5-6 чайных ложечек (25-30 г). Полная порция мяса на 9-м, 10-м месяце – 40 г, а к 11-12 месяцам – 50-70 г в сутки.

Меню малыша 8 месяцев может выглядеть примерно так:
6:00 – грудное молоко или смесь (200 г.);

10:00 – безмолочная каша (150 г), Ѕ желтка (после введения мяса желток желательно перенести на завтрак), грудное молоко или смесь (50 г);

14:00 (обед) – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (30 г), грудное молоко или смесь (50 г.). Конечно, можно дать не просто бульон, а фактически овощной супчик (овощной бульон и немного размятых овощей);

18:00 – грудное молоко или смесь (200 г);

22:00 – грудное молоко или смесь (200 г).

Если соки и фруктовые пюре были введены ранее (в 3-4 мес.), то меню может выглядеть иначе:

6:00 – грудное молоко (смесь 200 г);

10:00 – безмолочная каша (150 г), Ѕ желтка, сок (20-30 мл), фруктовое пюре или грудное молоко (30-40 мл);

14:00 (обед) – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (30 г), сок или грудное молоко (30-40 мл);

18:00 – грудное молоко или смесь (160-170 г), фруктовое пюре (30-40 мл);

22:00 – грудное молоко (смесь 200 г).

Напомним, что объем каждого кормления составляет примерно 200-250 мл. Таким образом, за сутки (при пятиразовом режиме кормлений) ребенок получает около 1000 мл пищи.

Покупая мясные консервы впрок, обратите внимание на срок годности: он должен быть «с запасом» до полутора лет.
Разогревайте мясные консервы непосредственно перед употреблением.

Открытую стеклянную баночку с неиспользованным пюре можно хранить в холодильнике, но не более суток.

Содержимое вскрытой жестяной баночки следует переложить в стеклянную посуду с крышкой и также хранить в холодильнике. Есть и другое решение: недоеденное съест кто-либо из домочадцев.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 9-ый

Творог, по официально существующим в нашей стране методическим рекомендациям, можно вводить в рацион уже с 5-6 мес. На практике же такое раннее введение творога в меню здорового ребенка не всегда обоснованно: избыток белков в питании малыша в раннем возрасте может неприятным образом «отозваться» во взрослой жизни – повышенным артериальным давлением и нарушением обмена веществ. Некоторые педиатры настаивают на том, что пока малышу не исполнится 1 год, нужно воздерживаться от творога. Но чаще всего ребенка предлагают «знакомить» с этим белковым продуктом примерно с 8-9 месяцев (после введения каши, овощного и мясного пюре).

Введение кефира также требует внимательного отношения. Исследования последних лет показали, что делать этого не стоит, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Дело в том, что более раннее его применение может пагубно сказаться на детском организме: употребление 400 мл кефира в сутки способно вызывать кровоизлияния в кишечнике с развитием анемии.

При введении кисломолочных продуктов имеет значение и вид вскармливания ребенка. В последнее время в публикациях отечественных диетологов рекомендуется следующий порядок введения блюд прикорма. Для ребенка-естественника: овощное пюре, затем мясо, каши, творог, кефир и т.д. Для ребенка-искусственника порядок назначения прикорма может соответствовать традиционным рекомендациям: овощное пюре, каши, мясо, творог и т.д.

Творог
Творог, как и любой кисломолочный продукт, малышу дают один раз в день. Вводить его лучше в 18-часовое кормление: в первый день можно дать не больше Ѕ чайной ложки. Увеличение должно проходить как можно медленнее: сначала объем доводится до 20 г, затем до 30-35 г и только к году объем творога можно увеличить примерно до 50 г в сутки.

Конечно, использовать в питании крохи творог, купленный в обычном магазине, не допустимо – для этих целей годится только специальный детский. Впрочем, творожок можно приготовить и дома (он хранится в холодильнике не более 24 часов). Отечественные диетологи предлагают два варианта приготовления: пресный (кальцинированный) и кислый (кефирный).

Кальцинированный творог готовится с использованием купленного в аптеке раствора хлористого кальция. К 3 мл этого препарата добавляют 300 мл молока, которое предварительно кипятят и остужают. Полученную смесь размешивают, доводят до кипения (желательно использовать эмалированную посуду), затем охлаждают до комнатной температуры. Полученный творог откидывают на покрытое чистой марлей сито, отжимают и перекладывают в стерильную посуду.

Для приготовления кислого творога используется детский или однопроцентный кефир. Его наливают в банку, которую помещают в кастрюлю с водой. На дно кастрюли предварительно кладут матерчатую салфетку (чтобы банка не лопнула). Через 5 минут после закипания воды образовавшийся в банке сгусток откидывают на чистую марлю. Как только творог остынет его можно давать малышу. Для получения 50 грамм творога вам потребуется примерно 100 гр. кефира.

Кефир, как и творог, обычно предлагают на «ужин» – в 18-часовое кормление. Начинайте также с малого объема (20-30 мл) и постепенно доведите его до 200 мл. Превышать рекомендуемый объем не стоит. Кормление проводите обязательно из чашки.

Конечно, это должен быть не «взрослый» кисломолочный напиток, а его детский вариант («Тема», «Агуша» и др.), состав и качество которого в наибольшей степени соответствует потребностям вашего малыша.

Возможно использование кисломолочных смесей, предназначенных для детей в возрасте от 6 до 12 мес. (особенно, если вкус традиционного кефира ребенку не нравится). Как и в случае с другими продуктами, не стоит кормить ребенка насильно. Но лучше не оставлять порцию недопитой (в крайнем случае, если порцию некому допить, чашку можно оставить в холодильнике до следующего дня).

Когда кисломолочные продукты будут введены в полном объеме, меню может выглядеть так:

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), грудное молоко или смесь (50 мл)

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 мл), мясное пюре (35-40 г), грудное молоко

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (170-180 мл), творог (20-30 г)

Другой вариант меню – для малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), сок или грудное молоко (20-30 мл)

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), сок или грудное молоко (60-70 мл)

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре или грудное молоко (50-60 мл)

22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл)

После любого приема пищи по желанию ребенка можно дать ему грудное молоко.

Хлеб и другие продукты

Если у вашего малыша уже есть передние зубы (к этому возрасту их может быть четыре-пять), то вместе с кефиром вы можете предложить ему специальное детское растворимое печенье. Попадая в рот, такое печенье легко растворяется под действием слюны, так что опасность поперхнуться практически исключена. Однако ребенок все рано должен есть только в вашем присутствии. Начинайте с малого, буквально с 3-5 г печенья, затем доводите до 10-15 г.

С того момента, когда малыш начал знакомиться с новой пищей отличной от грудного молока или смеси, большая часть времени была потрачена на постепенное введение новых продуктов и наблюдение за их усвоением. Поэтому возможности для разнообразия блюд практически не оставалось. Но после того, как вы убедитесь, что ребенок хорошо переносит кефир и творог (не болит животик, нет высыпаний на коже, нормальный стул), попробуйте вводить новые виды каш, овощных и мясных пюре. И не забудьте: все должно происходить постепенно. В день можно вводить только один новый продукт, не больше, причем начинать нужно с малых доз.

Анемия – малокровие, состояние, для которого характерно снижение содержания гемоглобина в крови. Поскольку гемоглобин переносит кислород, его нехватка ведет к болезненным изменениям, связанным с плохим снабжением организма кислородом.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 10-ый

Соки и фруктовые пюре

Если за прошедшие месяцы введение новых продуктов в рацион ребенка проходило без осложнений и болезненных реакций организма, если вам не приходилось прерывать процесс, откладывая дальнейшее расширение меню, значит, ваш малыш готов к появлению в его меню соков и фруктовых пюре. На сегодняшний день среди специалистов нет единого мнения о сроках их введения. Но в одном они сходятся: соки и фруктовые пюре в меню первогодки могут появиться гораздо позже, чем рекомендовалось ранее (в 3-4 мес., как первый продукт прикорма). Ведь, основной целью введения новой пищи в детский рацион является получение организмом малыша большей энергии и питательных веществ, необходимых для активного роста и развития, в то время, как грудное молоко или молочная смесь уже не могут обеспечить потребности довольно большого ребенка в основных питательных ингредиентах. Установлено, что питательная ценность фруктовых соков и пюре не велика, они всего на 2% обеспечивают организм крохи в витаминах, а также могут оказывать раздражающее действие на кишечник, вызывая вздутие, урчание, боль в животе и неустойчивый стул или аллергические реакции. Такие явления откладывают введение новых прикормов, и малыш остается в «проигрыше». Исходя из этого, педиатры и детские диетологи в первую очередь рекомендуют обогащать рацион ребенка продуктами, действительно имеющими питательную ценность: овощными пюре, кашами, мясными пюре. Появление же фруктовых соков и пюре в меню малыша можно рассматривать, как приятное дополнение. Поэтому одними из вариантов срока введения соков может быть такой: введение их после всех основных продуктов прикорма, примерно в 10 месяцев. Конечно, если ребенок переведен на искусственное вскармливание, то ему вполне можно вводить соки и фруктовые пюре в более ранние сроки (в 4-5 месяцев; считается, что желудочно-кишечный тракт малыша-искусственника успевает к этому сроку приспособиться к «чужой» пище), что соответствует методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития России, существующим в настоящее время. Обычно знакомство начинают буквально с нескольких капель яблочного сока (как наименее аллергенного, обладающего хорошей усвояемостью и низкой кислотностью) в одно из утренних кормлений. Если сок пришелся крошке по вкусу, стул не изменился, а на коже нет высыпаний, то на следующий день смело увеличивайте порцию напитка до чайной ложки, а в дальнейшем постепенно доведите ее до 100 мл. Совсем не обязательно давать всю порцию сразу: разделите на два приема (на завтрак и обед; хранить открытую баночку следует в холодильнике). При использовании детских соков промышленного производства выбирайте осветленные и без добавления сахара. Для приготовления сока в домашних условиях Вам потребуется соковыжималка и простерилизованная посуда (для готового сока), но возможно и использование пластиковой терки (хорошо отмытые зеленые яблоки обдайте кипятком, очистите, натрите на терке, переложите в стерильную марлю и отожмите сок). Полученный сок обязательно разведите кипяченой водой (из расчета 1:1).

После привыкания к яблочному соку, крошке можно предложить и другие виды сока: грушевый, сливовый, вишневый, абрикосовый, персиковый, черносмородиновый; а также овощные: морковный, капустный, свекольный. Виноградный сок желательно отложить на более поздний период (после года), так как он усиливает газообразование в кишечнике, вызывая вздутие и боль в животе.

Поскольку ребенок уже хорошо знаком с густой пищей, после введения полного объема яблочного сока (и при условии его хорошей переносимости), можно предложить и яблочное пюре (начиная с 5-10 г и буквально за несколько дней доведя суточный объем до 100 г).

Таким образом, меню малыша может выглядеть следующим образом:

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), яблочное пюре (30-40 мл), яблочный сок (20-30 мл);

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), яблочный сок (60-70 мл);

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), яблочное пюре (50-60 мл);

Но введение новых видов сока и фруктового пюре, опять же, должно быть постепенным (с наблюдением за стулом и кожными покровами).

Обратите внимание: некоторые виды соков и пюре обладают закрепляющим действием – способны вызывать запоры (черничный, черносмородиновый, гранатовый, вишневый соки, пюре из яблок и бананов), поэтому они полезны детям с неустойчивым стулом (конечно, не заменяя необходимое лечение при возможной патологии). А яблочно-абрикосовое пюре, пюре из чернослива, капустный и свекольный соки можно давать детям со склонностью к запорам.

Мясные блюда
Что еще изменится в рационе малыша десяти месяцев? Мясное пюре можно чередовать с фрикадельками, суфле или тефтелями. В магазинах или отделах детского питания продаются готовые фрикадельки из индейки или телятины в бульоне, выпущенные специально для детей (без добавления специй, консервантов, других вредных для детского организма добавок). Но их нетрудно готовить и самостоятельно.

Мясные рецепты

Фрикадельки: мясо очищают от пленок, жира, пропускают через мясорубку вместе с размоченным в молоке пшеничным хлебом, вторично пропускают через мясорубку. Добавляют немного молока (смеси), сливочное масло и желток, хорошо вымешивают, формируют фрикадельки и варят в кипящей воде 10-15 минут.

Суфле из мяса животных или птиц: мясо, очищенное от пленок и жира сварить, пропустить дважды через мясорубку, добавить молоко (смесь), муку, яичный желток и тщательно перемешать, затем ввести взбитый в пену яичный белок. Массу выложить в смазанные маслом формочки и запечь в духовом шкафу до полной готовности примерно в течении получаса.

Опасность аллергии

Если у малыша отмечались аллергические реакции на какие-либо продукты, то с введением в рацион куриного мяса и рыбы стоит подождать (как минимум до возраста 1-1,5 лет). Таким детям рекомендованы мясо кролика, конина, индейка, постная свинина, говядина. Напоминаем, что к продуктам с высокой аллергенностью (то есть чаще других вызывающим аллергические реакции) относятся цельное молоко, рыба, яйца, морепродукты (креветки, мидии, кальмары и др.), морковь, помидоры, клубника, малина, апельсины, мандарины, киви, ананасы, гранаты, манго, дыня, хурма, шоколад, грибы, орехи, мед, пшеница, рожь.

Из продуктов со средней аллергенностью (но тоже не редко вызывающих аллергические реакции) следует отметить бананы и куриное мясо. Как правило, подобные продукты рекомендованы для использования в детском питании уже после того, как малышу исполнится год (а орехи, грибы, морепродукты – после 3 лет).

Необходимо помнить, что для здорового ребенка десяти месяцев необходимо до 100-150 мл дополнительной жидкости (ее можно предложить между кормлениями): это может быть кипяченая вода, отвар шиповника, а также настой из яблок. в сутки, а в жаркую погоду – до 180-200 мл. Приготовить отвар из шиповника совсем не сложно: вымойте и высушите плоды шиповника, измельчите, опустите в кипящую воду на 10 минут, затем настаивайте 3-4 часа (лучше в термосе). После этого процедите и добавьте немного фруктозы. Примерно так же готовится и настой из яблок: тщательно промойте яблоки, порежьте, залейте кипятком и прокипятите в течение 10 минут, а затем настаивайте в течение суток. В готовый настой можно добавить фруктозу.

Меню ребенка по месяцам. Месяц 11-ый

Чем, как и в каком объеме кормить малыша – одна из любимых тем долгих разговоров и дискуссий у молодых мам на детской площадке. Ведь здоровье малыша напрямую зависит от правильного питания. Конечно, об этом можно судить лишь по ряду факторов. Если малыш хорошо набирает в весе и прибавляет в росте (при этом вес ребенка соответствует его росту – нет избытка или дефицита массы тела по отношению к росту), если кроха весел, не раздражителен, спокойно спит, у него вовремя прорезываются зубы, психомоторное развитие соответствует возрасту, анализ крови в норме (количество эритроцитов и показатели гемоглобина нормальные, т.е., нет признаков анемии), при этом вы придерживаетесь рекомендуемых объемов кормления и набора продуктов, то, скорее всего, рацион ребенка правильный.

Одиннадцать месяцев – это тот возраст, когда малыш, с одной стороны, уже настолько подрос, что может получать практически все виды пищи (каши, овощи, мясо, творог и другие кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты), с другой – его питание имеет свои особенности.

Напомним:

– некоторые виды продуктов желательно вводить в более старшем возрасте (в 1-3 года), например, продукты, обладающие высокой способностью вызывать аллергию: экзотические фрукты, цитрусовые, орехи, цельное молоко, рыба и т.д.;

– степень измельчения пищи еще отличается от «взрослой»;

– отсутствие в пище специй, картофельного крахмала и других добавок;

– пища готовится на пару или отваривается. Предлагать жареные или приготовленные на гриле блюда не стоит минимум до 3-х лет.

Итак, меню ребенка в возрасте одиннадцати месяцев выглядит примерно следующим образом:

6.00 – грудное молоко или смесь (200 мл);

10.00 – каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), фруктовый сок (20-30 мл);

14.00 – овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), фруктовый сок (60-70 мл);

18.00 – кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре (50-60 мл);

22.00 – грудное молоко или смесь (200 мл).

После каждого кормления (да и в любое время – по желанию ребенка) можно предложить грудное молоко.

Как разнообразить рацион малыша?

Что можно предложить ему, к примеру, на обед в качестве мясного блюда? Это и паровая котлетка, и суфле из различных сортов мяса, и фрикадельки. На гарнир – пюре из овощей (картофель, кабачки, тыква, морковка и т.д.). В качестве «закуски» к году здоровому ребенку разрешаются и салаты из сырых овощей (например, морковь, заправленная растительным маслом или салат из огурцов и помидоров с растительным маслом или натуральным йогуртом, или детскими сливками). Овощи натирают на терке. В конце обеда предложите малышу сок, кисель, компот из фруктов, настой шиповника.

Постепенный переход к «взрослому» режиму питания приведет к формированию завтрака, обеда, полдника и ужина плюс стакан детского кефира (детского питьевого йогурта) перед сном.

Завтрак – каша, желток, фруктовое пюре.

Обед – салат из овощей, суп, овощное пюре, мясное пюре (котлета, фрикадельки и т.д.), сок.

Полдник – кефир (детский питьевой йогурт), творог (творожное суфле), сок.

Ужин – овощное пюре, мясо или крупо-овощное блюдо, фруктовое пюре или сок.

Перед сном – кисломолочный напиток.

У некоторых мам может сложиться впечатление, что теперь нужно проводить на кухне целый день. Но все не так страшно. Вы вполне можете сочетать приготовление детских блюд в домашних условиях с продуктами промышленного производства. К примеру, приготовить овощной суп и добавить в него готовое детское питание – фрикадельки из индейки или говядины. Кстати, такие фрикадельки можно приготовить самостоятельно из свежего мяса, затем сформировать порции (например, 8-10 шт. в зависимости от их размера и возраста малыша). Хранить такие полуфабрикаты можно в морозилке и использовать по мере необходимости. Можно перемешать «домашнее» картофельное пюре с готовым пюре в баночке из моркови, кабачков или тыквы. Ассортимент предлагаемых в детских магазинах каш промышленного производства тоже весьма широк. Можно разнообразить завтраки, смешивая различные каши (к примеру, овсяную кашу с молоком и персиком и гречневую кашу).

И не забывайте о том, что готовить пищу нужно только в хорошем настроении, не говоря уже о том, что процесс кормления должен быть радостным и приятным как для вас, так и для ребенка

Меню ребенка по месяцам. 1 год

Если вы относитесь к мамам, до сей поры сохранившим лактацию, не спешите отлучать любимое чадо от груди. Исследования, подтверждают ценность даже эпизодических кормлений грудью ребенка второго года жизни. Итак, утром и вечером (или в любое время и в любом месте) продолжаем дарить малышу не только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в маминой любви.

Значительно расширился за это время и рацион малыша: теперь это не только грудное молоко или смесь, но и другие виды продуктов. Разберем подробнее.

Итак, на завтрак можно предложить кашу плюс половину желтка, фруктовое пюре (фрукты можно добавить в кашу). Годовалому малышу можно дать как безглютеновые (кукурузная, гречневая, рисовая), так и глютенсодержащие каши (пшеничная, овсяная, манная). Объем каши остается прежним – 150 – 200 мл. Не забывайте добавлять в кашу сливочное масло (5 г). Из напитков – чай, настой из фруктов, сок. Другой вариант завтрака – паровой омлет, причем как из желтков, так и из белков. Суточная норма потребления яиц – Ѕ штуки, но так как вы дадите омлет всего 2-3 раза в неделю, разовая порция соответственно увеличится. К омлету – кусочек хлеба с маслом (в возрасте от года до полутора лет малыш может получать до 15 – 20 г сливочного масла в день) или сыром и напиток (компот, кисель). Хлеб для ребенка этого возраста лучше выбирать белых сортов, так как он легче переваривается (объем – до 40 г в сутки).

Обед можно начать с салата из овощей – из огурцов, помидоров или моркови, мелко покрошенных или натертых на крупной терке, с добавлением растительного масла (5-7 г) или сметаны (5-10 г). Варианты супов: молочный с вермишелью (обратите внимание: макаронные изделия дают не часто – примерно 1 раз в неделю, в небольшом количестве 30-35 г), овощной (из цветной капусты, щи, борщ и т.д., в том числе и супы-пюре). На второе – овощное пюре (после двенадцати месяцев к уже употребляемым овощам добавляют репу, свеклу, редиска, зеленый горошек, фасоль) и мясное блюдо (обратите внимание – мясо варится отдельно, не в супе) – пюре, суфле или тефтели. Не следует злоупотреблять картофелем, так как он содержит большое количество крахмала, способного провоцировать аллергию, учащенный стул, повышенное газообразование, избыточное накопление жировой клетчатки). Поэтому лучше, если объем картофеля будет составлять не более 1/3 от общего объема овощного пюре. После года рацион малыша расширяется за счет субпродуктов (язык, сердце, печень) и куриного мяса. Жирные сорта свинины, баранины, а также трудноусвояемое мясо утки и гуся для таких малышей не рекомендованы. И уж, конечно, не нужно предлагать ребенку колбасы, сосиски или сардельки. 1 – 2 раза в неделю вместо мяса дают нежирные сорта речной или морской рыбы (при отсутствии аллергической реакции) – например, хек или минтай. Введение рыбы в рацион должно проходить по всем правилам введения новых продуктов прикорма: с малых количеств (5 – 10 г), постепенно увеличивая объем, наблюдая за переносимостью (стул, состояние кожи). Суточная норма потребления рыбы для ребенка этого возраста составляет около 25 – 30 г, значит, предлагая рыбу пару раз в неделю, вы можете дать ребенку около 70 – 80 г рыбы за один раз. Из напитков приготовьте кисель, компот, настой фруктов или предложите ребенку сок (как свежевыжатый, так и промышленного производства, но обязательно специализированный детский).

На полдник (кроме уже знакомого малышу детского творога и кефира) возможно приготовление блюд из творога (творожное суфле, творожники со сметаной, ближе к полутора годам (счастливым обладателям большого количества зубов) – блинчики с творогом (конечно, не часто – раз в неделю). Кроме этого, дайте сок или фруктовое пюре, а также – нежирные сорта печенья (например, через день). Обратите внимание на необходимость использования в питании малыша только специализированных детских кефира и творога (контроль качества изготовления и состава детского питания выше, чем «взрослых» продуктов). Но из обычного покупного творога вы можете приготовить творожники и суфле (то есть предлагать малышу «взрослый» творог стоит только после тепловой обработки).

Ужин годовалого малыша может состоять из овоще-мясного или овоще-крупяного блюда (варианты, предлагаемые отечественными диетологами – суфле из кабачков с мясным пюре, каша овсяная с тыквой, свекла тушеная с яблоками, рагу из овощей с мясным пюре) плюс сок или фруктовое пюре. Ассортимент предлагаемых фруктов (а также пюре и соков) в этом возрасте пополняется за счет введения так называемых экзотических фруктов (например, киви), а также цитрусовых (апельсины), клубники, других видов (если ребенок не пробовал их ранее) – крыжовника, малины, ежевики, вишни и клюквы. Обычно малышу предлагают не более 100 мл сока и не более 100 г фруктового пюре в сутки.

Перед сном – грудное молоко или кисломолочный напиток (детский кефир).

В рацион ребенка не должны входить (как бы этого не хотелось маме и – особенно бабушкам и дедушкам) торты, пирожные и тем более шоколадные конфеты. Если уж хотите побаловать крошку сладеньким – выбирайте пастилу, джем, варенье (лучше, если они будут на фруктозе), мармелад.

И помните основные правила: питание малыша в возрасте от года до полутора лет – четырех-пятиразовое, то есть с перерывом между кормлениями около 4 часов. Старайтесь соблюдать режим питания достаточно строго, чтобы у ребенка выработался условный рефлекс (то есть к определенному времени пищеварительная система будет готова к принятию и перевариванию пищи). Калорийность приемов пищи различна: самым калорийным должен быть обед, далее по убывающей – ужин, завтрак, полдник. Суточный объем питания (не считая жидкости) – 1000 – 1200 мл (подобные рекомендации сохраняются примерно до полутора лет).

Обязательно соблюдайте правила введения новых продуктов, следите за свежестью пищи и чистотой посуды малыша (а также его и своих рук) во избежание кишечной инфекции.

Глютен – растительный белок, содержащийся в некоторых злаковых: ржи, ячмене, овсе, а также в пшенице, из которой делают манную крупу, способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки – целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

Перепечатала на случай удаления той страницы. И больше для себя, поэтому без грязи, но с толковыми комментариями велком.

Если кому поможет- гуд)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь