Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной.

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить.… А из ребра, чтобы быть бок о бок с ним. Из-под руки, чтобы быть защищенной. И со стороны сердца, чтобы быть любимой. Современный мир извратился, и психологическое насилие со стороны мужчины воспринимается пусть не с позиции нормальности, но молча.

А между тем это самое глубокое заблуждение, которое может постичь женщину. Оно стоит бок о бок с несправедливыми, но популярными мифами, что “настоящих мужчин не осталось” и “меня никто не полюбит”. Именно они подпитывают третий миф - “бьет - значит, любит”. Итак, что же сигнализирует о том, что ваши отношения вас разрушают?

1. Запреты встречаться с друзьями

Если мужчина запрещает вам общаться с вашими подругами и кругом людей, которых вы знали до знакомства с ним, он желает видеть вас своей собственностью. Поэтому он всячески старается ограничить чужое влияние на вас. Мужчина не хочет понять, что, кроме личного, у вас есть и другие фронта - родные, друзья, коллеги.

2. Оскорбления

Вы должны понимать, что любые унизительные прозвища, пусть даже позиционируемые как юмор, несут в себе цель задеть и обидеть. Если вы возмутитесь, то мужчина, скорее всего, будет стараться себя выгородить. В таком случае он станет обвинять вас в обостренном восприятии, обидчивости и постарается убедить, что на многие вещи следует смотреть проще. Интуитивно вы будете понимать, что такого обращения не достойны. Но подобное обращение нужно пресекать.

3. Обвинения в его неудачах

Вас должно насторожить, если мужчина систематически обвиняет вас в собственных проблемах. Закатывание истерик - не лучшее поведение мужчины. Именно так мужчина старается доказать, что он ни в чём не виноват, и пытается переложить на вас ответственность.

4. Алкоголь и наркотики

Алкоголь и наркотики - частые спутники жестоких мужчин. В результате вы получаете не просто тирана, а животное - бесконтрольное, грубое и лишенное человеческого лица.

5. Страх

Мужчина должен вызывать у вас ощущение надежности и безопасности, а не страх. Даже если вам кажется, что “вам кажется”, это не так. Интуиция сильна даже у забитых и напуганных женщин. Если мужчина пытается унизить вас или запугать, то такие отношения лучше закончить. И чем скорее, тем лучше.

6. Наказание за время “без него”

Такое поведение свойственно мужчинам, которые также запрещают женщинам встречаться с другими людьми. Если вы на несколько часов уходите на встречу и делаете это без согласия партнёра, то далее следует наказание. Вероятнее всего, мужчина в такой ситуации станет кричать и оскорблять вас, угрожать, что применит более действенные методы, включая физическую силу

7. Рабыня

Мужчина, склонный к психологическому насилию, уверен, что он уникальная личность. Как следствие из собственной исключительности рождается требование от вас покорности. Здесь не работает правило каменной стены. Она тоже выше. Но она окружает защитой и заботой. А если от вас требуется покорность рабыни, то это уже перегиб, и сильный.

8. Болезненная ревность

Ревность, кстати, тоже не признак любви. Это маячок собственника. Когда вас ревнуют ко всему, что движется - знакомым, друзьям, фантазиям, любимому актеру, то тут попахивает тотальным контролем и клиникой.

9. Контроль женщины собственными эмоциями

Иными словами, ваш мужчина манипулятор, притом талантливый. К примеру, если вы с ним не согласны, он демонстративно обижается и угрожает разрывом. Чтобы наказать вас. Он будет то и дело вызывать у вас чувство вины в попытках отстоять собственную позицию.

10. Физическое насилие

Это, пожалуй, самое кошмарное, что может быть в отношениях. Если мужчина проявляет агрессию, то со временем она перерастает в побои. А, собственно, если он может унизить вас словом, то что ему мешает поднять на вас руку? В такой ситуации не нужно ждать чуда, не нужно ждать, что он исправится ради детей. У него не существует никаких моральных рычагов, иначе бы такого просто не произошло. Мужчина, который позволил себе поднять руку на женщину, вряд ли может называться мужчиной.

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2 :21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало. Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это - тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы. А эта - заметим, прекрасная - сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно. И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека - это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие - не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов. Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком. Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется. Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения. Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг. Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем - хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров. Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов - взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»). И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная». В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина - помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11 :11). Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин - не богинь, а земных исторических персонажей, - которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

December 29th, 2015

Христиане возмущены работами специалиста по анализу библейских текстов, профессора Американского еврейского университета в Бел-Эр Зайони Зевита, выдвинувшего новую версию происхождения Евы.

После изучения библейских текстов ученый пришел к выводу, что Бог создал женщину не из ребра Адама, как указано в священной книге, а из приаповой кости. Эта самая «кость» была изъята из пениса Адама, считает ученый.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Библия. Ветхий Завет. Бытие 2:21−22.

«Решив дать Адаму подругу, чтобы ему не было одиноко, Бог вверг его в глубокий сон, вынул одно ребро из его груди, сделал из него женщину и закрыл рану. Когда Адам проснулся, то сказал: „Она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]… и будут [два] одна плоть“. Имя, которое он дал ей, было Ева, то есть „Мать Всех Живущих“».

Зевит полагает, что «ребро», из которого была создана Ева, на самом деле - неточный перевод термина «бакулюм». Бакулюм (лат. baculum - палка, посох), она же приапова (os priapi) или желобовая кость (os penis) современной науке хорошо известна. Эта часть тела находится в соединительной ткани половых органов многих млекопитающих, включая человекоподобных, за исключением человека.

Вопросом ее отсутствия или исчезновения у человека занимаются ученые. Зевит же отмечает, что она пропала у людей именно после того, как Адам отдал ее Еве. Ученый вместе с коллегами, среди которых основатель Библейского археологического общества США Гершель Шенкс, считает это логичным объяснением того, поэтому эта кость и сейчас отсутствует у человека, в то время как все ребра сохранились.

«У большинства самцов млекопитающих есть бакулюм - кость для жесткости пениса. Люди являются редким исключением и используют гидравлику вместо кости. Бытие 2:21−23 может обращаться к тому, что Адам и был лишен этой кости. Бакулюм, в отличие от ребра, ассоциируется с размножением. Закрытие плоти, упомянутое в Бытии 2:21, может обращаться ко шву на половом члене и мошонке. Библейский иврит не обладает словом для обозначения пениса, поэтому и пришлось использовать другое слово», - поясняет ученый.

Книга ученого «Что на самом деле произошло в Эдемском саду» предсказуемо возмутила религиозных читателей, которые посчитали автора «ненаучным, антибиблейским богохульником». Церковные деятели назвали теорию теорию полностью неубедительной, смешной и диковинной.
Зевит ответил читателям, что древнеиудейское слово tsela, которое обычно переводится как ребро, обозначает на самом деле крайнюю плоть полового члена. Защищая свою теорию, он пишет, что выводы о происхождении Евы основаны на анализе текстов на библейском иврите - первом языке евреев, распространенном в Древнем Израиле.

В свою очередь ученые, специализирующиеся на языках древнего Шумера, также полагают, что история с «женщиной из ребра» - ошибка переводчиков.

Существует шумерская история о боге Энки, боге воды и мудрости, одном из центральных и самых популярных божеств шумерского пантеона, и о райской стране Дильмун (совр. Бахрейн). Дильмун географически расположен к востоку от Шумера, а в Библии Эдем находится «на востоке». Согласно мифу, Дильмун - чистое и яркое место, где нет болезней и смерти - страна жизни, страна бессмертия.

Тем не менее Дильмун испытывает недостаток источников воды. Бог воды Энки создает реку, которая превращает Дильмун в божественный сад с изобилием фруктовых деревьев, цветов и зеленых лугов. Затем шумерская великая богиня-мать Нинхурсаг создает в этом божественном саду восемь разных плодовых деревьев.

Когда Энки съедает плоды с этих деревьев, которые приносит ему слуга Исмуд (бог с двумя лицами), Нинхурсаг приходит в ярость и насылает на Энки смертельное заклятие. Болезнь поражает восемь органов, частей тела Энки, по числу съеденных плодов. Его состояние стремительно ухудшается, остальные боги не могут помочь с выздоровлением. Однако в конце концов лиса убеждает Нинхурсаг вернуться. Та берет Энки на колени и спрашивает, что у него болит. Затем она создает восемь богинь-целительниц, по числу больных органов, и вскоре Энки выздоравливает.

Ученые-языковеды отмечают, что одна из частей тела Энки, пораженных болезнью - ребра, а шумерское слово для обозначения ребра - «ти». Богиню, созданную для исцеления ребер Энки, зовут «Нин-ти», что означает «женщина для ребра». В то же время шумерское слово «ти» также переводится как «жизнь» или «давать жизнь», таким образом «Нин-ти» также означает «женщина, дающая жизнь». Эта тонкость, судя по всему, ускользнула от авторов Библии, считают эксперты, поскольку Ева на иврите (Chavvah) напоминает, опять же на иврите, слово chay («жизнь»), но слово «ребро» (tsela) на иврите звучит совсем по-другому.

«В итоге вместо „женщины для ребра (целительницы ребра), дающей жизнь“ получилась „женщина из ребра, которой даровали жизнь“», - заявляет немецкий профессор Рагнар Боршеим.

Ребро Адаму вырезать пришлось,
А женщину Господь из кости создал:
Ребро – была единственная кость,
лишенная какого-либо мозга.

И. Губерман, «Гарики на каждый день».

Действительно, среди женоненавистников нашего времени бытует такое мнение: женщина была создана из ребра мужчины, кости, лишенной какого-либо мозга. И, соответственно, женщина глупа, она ниже мужчины и обязана во всем ему подчиняться.
Для разрешения данного вопроса обратимся к Библии… Действительно, Бог создал первого человека (Адама) из глины по образу и подобию своему. Женщина же была создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра. В рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу. (Это, кстати, послужило основанием для того, чтобы впоследствии поставить вопрос: является ли женщина вообще человеком; он серьезно обсуждался на одном из церковных сборов в IV веке; «реабилитация» Евы состоялась на фоне напряженнейших и принципиальнейших для самой сущности христианской доктрины дискуссий о природе Христа; природа Спасителя - богочеловеческая (все остальное было объявлено ересью), а поскольку он является сыном Господа и Девы Марии, постольку женщина является человеком; в противном случае от кого Христос унаследовал человеческую природу?).
Вместе с тем в Книге Бытия есть тезис, который в дальнейшем стал краеугольным камнем теологической апологии женщины: "В день шестой Бог создал человека по своему образу и подобию и сделал человека мужским и женским". Здесь, как мы видим, нет ни слова о более позднем сотворении женщины; природа же человека трактуется как андрогиническая, мужеженская.
Интересен тот факт, что с развитием культа Девы Марии укрепился идеалистический взгляд на женщину. Параллельно с благоговейным отношением к Богородице развилась и идея превосходства женского начала над мужским. Один средневековый автор весьма недвусмысленно заявляет: «Женщине следует отдать предпочтение перед мужчиной во всем, а именно: в материале, потому что Адам был сделан из глины, а Ева – из ребра Адама; по месту, потому что Адам был сотворен вне рая, а Ева – внутри его; в зачатии, потому что женщина родила Бога, а мужчина не мог этого сделать; в явлении, потому что Христос после воскрешения явился именно женщине; в возвышении, а именно Дева Мария парит над хором ангелов».
Большое внимание уделялось проблеме женской природы в раннехристианской литературе. Остановимся на взглядах тех христианских мыслителей, которые оказали влияние на средневековые представления.
Ведущей уже со II века стала традиция негативного отношения к женщине, хотя амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, сохраняется.
Одним из классиков женоненавистничества считается Тертуллиан (ок.160 - после 220). В своем сочинении "О женском убранстве" Тертуллиан утверждает, что пока стоит этот мир, остается в силе и вина Евы. Вместе с тем тот же Тертуллиан полагал, что женщина может преодолеть слабость своего пола, что в браке духовном жена равна мужу.
Среди наиболее благосклонно относившихся к природе женщины отцов церкви следует назвать Амвросия Медиоланского (ок. 339-397). Амвросий фактически критикует точку зрения, согласно которой мужчина и женщина по своему происхождению не равны. Слова Господа о том, что "нехорошо человеку быть одному", сказанные после сотворения Адама, он трактует как указание на то, что человечество будет совершенным только в том случае, если прибавить к мужскому полу женский.
Конечно, женщина виновата в грехопадении, однако - и это принципиально - Адам несет за это гораздо большую ответственность. Ева первая поддалась соблазну, но ведь и Адаму Бог дал заповедь, которую тот нарушил. Между тем женщине может быть найдено оправдание, а мужчине нет: ведь она сопротивлялась могучей силе дьявола, а мужчина не сопротивлялся даже ей, слабой Еве, и покорно вкусил запретный плод из ее рук.
Если же говорить о современности, то давно канули в Лету времена, когда женщина считалась ниже мужчины. Элементы дискриминации все равно сохранились, особенно в духовной сфере, но по сравнению со средними веками, когда женщина не имела практически никаких прав и фактически была собственностью мужа – прогресс на лицо.
Мужчины же, которые считают, что женщина создана из ребра только потому, что эта кость не имеет мозга, сами себя обрекают на жизнь с "пустотой". Но забери у них эту "пустоту"... Что тогда? Кем они станут без Той, которая всегда была спутницей, другом, любовницей, женой и матерью, берегиней, хранительницей домашнего очага? Ведь женщина без мужчины проживет, она по природе своей более вынослива и жизнеспособна, менее восприимчива к боли, сильна и отважна. Еще в доисторические времена женщина носила на себе многокиллограмовую добычу, убитую мужчиной на охоте. А вот мужчина без женщины вымрет как мамонт в ледниковый период. Медленно, но верно и необратимо.
Так почему же Бог, создавая женщину, выбрал именно ребро?

Если обратиться к анатомии, то можно увидеть, что роль реберных костей сильно отличается от роли всех остальных и, в отличие от опорно-двигательного аппарата, они, прежде всего, формируют область для уютного расположения всех жизненно важных органов и в то же время являются их поддержкой и надежной защитой. Ребро - это самая близкая кость к сердцу человека. Его защита. К тому же в женщине нет "закостенелости", зацикленности на Одном, в том числе на собственной персоне. Женщина собирает по жизни крупицы мудрости, она никогда не считает себя умной от рождения (в отличии от мужчины), она открыта всему новому. Меняя себя и мир вокруг, легко идет по жизни, не впадая в крайности. Она наделена небывалой чувствительностью к опасностям, подвохам и скрытым течениям, которые не способен разглядеть мужчина. Она ощущает моральную и духовную обстановку в семье и первой бьет тревогу, если что-то идет не так. Женщина выдерживает множество гормональных и физических изменений при зачатии и вынашивании ребенка, обладает небывалой силой и мужеством родить его и наделена исключительным терпением и нежностью его взрастить, воспитать и поставить на ноги. Разве мужчине такое под силу?
Никто, даже из самых лучших друзей, не может стать более близким другом, чем женщина. Ведь она есть АБСОЛЮТНОЕ дополнением мужчины! И не только физически, что также, к сожалению, общепринято, но и духовно. Только женщина может быть одновременно как грозной защитницей семьи, так и нежной, ласковой женой и матерью. Только ей свойственно загнать мужчину в глубочайшую депрессию и вывести его из нее. Из-за женщин начинались войны и из-за них же они прекращались. Да и если обратиться к истории, то создается впечатление, что для мужчины нет невыполнимой цели, если она поставлена в стремлении покорить женщину.
Так что же можно сказать про тех мужчин, которые смеют так грубо унижать женщин и тем самым за их счет возвеличивать собственное «Я»? Они - Пустота, пусть и созданная по образу и подобию Бога, которого никто никогда не видел. В данном случае можно говорить о том, что мужчина не имеет ни Начала, ни Конца. Появился из Ниоткуда и развиваться ему Некуда. Его сущность замкнута на догадках и предположениях, которые никогда не найдут подтверждения. Да и вообще, может ли человек, способный опустить образ Женщины к своим ногам, без Женщины состояться как мужчина, или хотя бы называтьcя мужчиной? Лучше ничего не говорить, а просто ему посочувствовать.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь