Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Закатной значок

Варианты размера и окраса значка

В Поронайске провели обряд кормления духа - хозяина моря


В субботу в Поронайске представители коренных народов Севера провели традиционный обряд кормления духа - хозяина моря. Этот древний обычай нивхов всегда предшествовал началу хода лососей и, очевидно, сродни славянским, еще языческим, зажинкам - празднику начала сбора урожая. Так как нива нивхов - море, то и мифология этого народа связана с ним самым тесным образом.
Обычай кормить духа моря передавался у нивхов из поколения в поколение, и даже в наши дни обряд проводят старейшины в местах традиционного проживания этого народа. В последнее время в Поронайске, благодаря усилиям местной организации коренных малочисленных народов Севера, кормление хозяина моря стали отмечать как праздник. В этом году - межмуниципальный, но в планах организаторов сделать его областным. Организаторы - это также администрация городского округа и региональный совет КМНС. Единственный спонсор - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед".
Главными участниками праздника стали команды районов - Поронайского, Смирныховского, Ногликского, Охинского, а также Южно-Сахалинска. При этом Поронайский и Охинский районы были представлены двумя командами. Им предстояло показать гостям свое творчество и посостязаться в национальных видах спорта. Обряд провели на берегу залива Терпения на южной окраине Поронайска. С раннего утра там уже ждали гостей сцена, полевая кухня с ухой и чаем, полицейские, пожарная машина, спасательный катер, цистерна с водой, туалеты и мусорные баки... Хорошую работу организаторов стоит отметить особо. А также - чистоту берега, на котором практически весь мусор - ракушки и морские звезды.
Большая часть поронайцев пришли на праздник пешком, вдоль моря, поэтому не было ни пробок, ни скопления машин.

Первое задание командам - построить "палеодеревню". На сооружение древних жилищ пошли жерди, еловые ветки и подручные материалы. Рядом развесили юколу, развели костер, повесили медвежью шкуру. Завершающий штрих - в "палеодеревню" привезли трех добродушных лаек-мамутов.

Организаторы и команды-участницы приготовили для дегустации национальные блюда.Довольно часто - перед началом и в перерывах соревнований - из динамиков на сцене звучал нивхский фольклор - сказания, напевы. Особый колорит происходящему придавало и то, что многие вокруг были в национальных костюмах - организаторы, участники и зрители.
Мероприятие началось традиционно - с приветственных выступлений официальных лиц, представления команд и танцевального номера поронайского коллектива "Серебряные узоры".
Затем приступили к главному - собственно обряду.

Кормление хозяина моря доверили старейшинам двух команд - из Поронайска и Некрасовки. Вслед за ними к краю воды устремились многочисленные зрители и операторы.Хозяина моря угостили разнообразной национальной снедью - всем понемногу, кроме рыбы.
К этому времени над поронайским пляжем установилась замечательная погода. Было нежарко, но ясно и безветренно.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.

Следующий вид - стрельба из лука. От каждой команды по участнику - пять зачетных выстрелов. Многие попадали в мишень, но "десятка" в центре так и осталась нетронутой.К середине дня на берегу собралось довольно много поронайцев. Мамы с детьми в колясках и за руку, целые семьи. Полевая кухня угощала ухой, в палатке рядом жарили шашлыки и чебуреки.

А в палатках команд-участниц можно было попробовать национальные блюда.
При этом все состязания собирали много зрителей.Особенно плотное кольцо окружило стол, за которым соревновались в разделке рыбы. У каждой мастерицы свои секреты, не обошлось без споров - как правильнее резать и какой толщины должна быть юкола.Тем не менее, по общему решению, вот она, "правильная" юкола - "15 минут, и на нее не сядет ни одна муха".Затем команды соревновались в починке снастей - с помощью специального челнока - игилички, и клубка бечевки нужно было заштопать дыру в рыболовной сети. Заштопали все, но, как выяснилось, не все правильно.

В программе были также ловля "условного оленя" с помощью маута и тройной прыжок (вместо прыжков через нарты). Очень азартными были соревнования в перетягивании каната и национальной борьбе на поясах.
Труднее всего командам дался фольклорный конкурс. Не все смогли побороть страх перед сценой, однако на суд зрителей все же были представлены прыжки через канат, "танец с веточками", сказка на нивхском языке - "о мифических животных, живших давным-давно"...
Затем с несколькими номерами выступили более опытные артисты - из поронайского ансамбля "Серебряные узоры". А завершилось субботнее мероприятие награждением победителей призами, которые предоставила компания "Эксон".

Наталья Крапивина.
ИА Sakh.com

В этом году (2013), в Поронайске так же прошел традиционный фестиваль праздник коренных народов Сахалина. Старейшины провели древний обряд Кормления духа Моря, Земли и Огня.

Каждый из пяти районов - Охинский, Ногликский, Тымовский, Смирныховский, Поронайский и Южно-Сахалинский в качестве визитной карточки представил юрту. Самой зрелищной, безусловно, стала юрта хозяев фестиваля. Впрочем, и во многих состязаниях и конкурсах коренной народ Поронайского района был лидером. Но и гости не отставали. Сородичи из Охи, Тымовска и Ноглик продемонстрировали бойцовские качества, смекалку и мастерство.

Несмотря на прохладную и пасмурную погоду, на фестивале было многолюдно. Гостей хлебосольно потчевали горячей ухой и традиционными блюдами коренных народов.

Фото 2013 от Шулуновой С.В.

Отдельное спасибо за подаренный значок Шулуновой Стелле (г.Поронайск, Сахалинская область)

Праздник- обряд кормления духа хозяина моря

Шулунова С.В.

Земля нивхов со всех сторон омывается «голубым континентом», их земля на материке находится в бассейне великой реки Амур и многочисленных ее притоках, а также озер. На востоке нивхскую землю омывает Охотское море. Это обстоятельство нашло отражение в мировоззрении нивхов и их древней духовной культуре. Вода у нивхов также одухотворена. В местах горных источников, по представлениям нивхов, живет хозяин (хозяйка) горного источника, а на дне Охотского моря и Тихого океана - седовласый хозяин моря, которого нивхи называют тол-ыз. В мифологии он известен как Тайр-надз. «Бог моря Тайр-надз живет на дне Охотского моря. Это глубокий старик с седой бородой, который живет со своей старухой в подводной юрте. В юрте масса ящиков с самой разнообразной икрой, которую он время от времени пригоршнями бросает в море. Это он в определенное время посылает несметные отряды лососей, без которых жизнь гиляка была бы невозможна; это он рассылает касаток наводить порядок в морях и гнать навстречу гиляку всяких зверей морских».

Среди нивхов распространены предания, в которых описывается жизнь в морской пучине. Морем, как говорится в мифологии, управляет семья седовласого старика. Нередко в голодные годы, особенно в годы плохих промыслов рыбы, нивхи отправлялись на поклон к хозяину воды/моря и показывали ему хвосты сушеной рыбы. Так они «сообщали» о том, что голодают.

В преданиях есть немало описаний, как нивхи добирались до хозяина воды. В плохие промысловые годы нивхи решались отправить в дальнее путешествие к хозяину воды кого-нибудь из молодых людей, сильного и выносливого, знающего дорогу. При встрече с «хозяином воды» посланец излагал просьбу своих сородичей и соплеменников послать им рыбу и позволить добывать ее в нужном количестве. Выслушав посланца, «хозяин воды» с пониманием относился к просьбе людей, всегда принимал гостя, угощал его и беседовал с ним, во время разговора расспрашивал о жизни людей и выяснял подробно их нужды. Затем провожал гостя домой, брал горсть икры разных рыб и бросал вслед за гостем. Икра превращалась в косяки рыб и устремлялась к реке, на побережьях которой живут нивхи. Таким образом нивхи обеспечивали хорошие промыслы и средства для существования.

В свою очередь, нивхи дважды в год устраивали большие ритуальные праздники «кормления» воды: весной во время вскрытия реки и морских побережий ото льда и глубокой осенью перед самым становлением льда на реках и на море. Люди тщательно и серьезно подходили к этому празднику, готовили ритуальные блюда: мось - студень из рыбных кож и ягод, разные ягоды с рыбьим жиром, юколу - вяленую сушеную рыбу, табак, съедобные травы и т.д. Всю еду клали в специальные блюда в форме рыб разных пород, морских зверей, водоплавающих, птицы-гагары. Каждая семейно-родовая группа на своем берегу устраивала «кормление», бросая в воду пищу из этой посуды. Оставшуюся еду и посуду уносили домой, и каждого члена семьи обязательно угощали ритуальной едой. Угощали этой едой и членов других родов. Но так как большинство нивхских семей были малочисленными и в них жили представители родственных семей, то все семьи совместно устраивали праздники «кормления» воды - «тол ардъ». Ритуальную посуду хранили старейшие нивхи в амбарах. Ее использовали только на празднике «кормления» воды.

В повседневной жизни нивхи устраивали «кормление» воды во время плавания по реке, бросая табак или еду, приговаривая «Тол-ыза нъын намагур хумгуя, колавтилыгыр вигуя» - «Хозяин воды, позволь нам хорошо жить и без болезни ездить».


http://skidbladnir.ru/forum/index.php?topic=119.0
Сама техника взята из Сибирского шаманизма, но может быть использована кем угодно. Обряд проводится для не прямого обращения к определенным духам, как правило используется учениками шаманов или простыми людьми, у которых нет бубнов. Говоря другим языком, с помощью этого обряда можно о чем-то попросить духов или за что-то поблагдарить без выхода в глубокий транс и без использования специальной атрибутики.

Нельзя проводить обряд с Зимних Ночей до Дисаблота! В это время лес спит и ваши действия только разозлят духов

Необходимые вещи: пиала или чаша, молоко, подношения духам (мягкие конфеты, вафли, хлеб, мед, кусочки мяса (не сырого!), яблоки, табак), венчик или специальная обрядовая ложка (нельзя использовать ложку который едят люди), венчик можно заменить еловой веточкой найденной не земле или травой, шапка или платок, смесь для окуривания (артыш, можжевльник,

1) Определитесь с целью обряда. К каким духам вы собираетесь обратиться, что вы хотите от них добиться (конкретная просьба, просто удача или благославление, исцеление, благодарность и т.п.).
2) Идите в лес и найдите поляну, ручей или дерево около которого вы хотите провести обряд. Это должно произойти интуитивно (или вы должны выбрать место специально, если собираетесь обращаться к духу местности или духу конкретного дерева/источника).
3) Сложите костер из веток, найденных на месте, где вы будете проводить обряд или из принесенных с собой дров. Костер не должен быть слишком большим. Можно либо сложить простой костер шалашиком или колодец и сверху него шалашик (но не в коем случае не просто колодец, на такие костры приходят злые и темные духи, души умерших). В костер положите подношения духам. Еду нужно класть так, чтобы она вся сгорела. Вниз положите бумагу или кору. Дрова можно использовать любые, кроме еловых. Нужно сложить костер так, чтобы он загорелся сразу, но не используйте специальные смеси для розжига. Лучше зажигать костер от спичек.
4) Окурите пространство вокруг костра три раза по часовой стрелке. Также окурите сам костер, себя и всю атрибутику которую вы принесли. Укройте волосы шапкой или платком (если надеваете шапку, то надевайте ее наобарот, биркой вперед).
5) Зажгите костер (с этого момента костер трогать больше нельзя). Налейте в пиалу молока и венчиком или ложко начните разбрызгивать его на четыре стороны света начиная с востока. На каждую сторону нужно брызнуть молоком девять раз проговаривая что вы приносите жертву духам этой стороны света. Потом брызните девять раз духам неба и духам земли. Остальное молоко можете выпить или вылить в землю рядом с костром (но не на сам огонь).
6) Садитесь около костра (или стойте) лицом с востока (то есть на запад). Можете раскурить трубку или самокрутку с хорошим табаком, думая о том, что выдыхаемый дым вы отдаете духам (не курите слишком много, это притупляет ощущения).
7) Пока горит костер, проговорите свою просьбу сложив руки на груди или смотря на огонь и сидите около костра пока он не прогорит. У вас может возникнуть желание что-то сказать, спеть или станцевать, можете это сделать, но не выходите за круг и не отходите от костра.
Когда костер прогорел посмотрите на пепелище. Если вся еда и дрова прогорели, это хороший знак, вас услышали и приняли жертву. Если осталась еда это плохой знак, если остались только дрова, ничего страшного. Рассмотрите пепел, форму пепелища, может быть вы увидите какие-то знаки или символы, которые подскажут вам что делать. Но не в коем случае не трогайте угли! К костру запрещено прикасаться с тех пор, как он был розожжен.
9) Можете взять немного пепла с костра сбоку и положить в мешек, этот пепел будет приносить удачу и может быть использован для освещения. Поклонитесь костру и лесу в знак благодарности (можете обойти костер три раза по часовой стрелке и поклониться), оставьте немного табака или какое-то подношение просто на земле и уходите.

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря наблюдаю третий год. Проводится он в июле перед летней путиной. Поронайск- город Сахалинской области, в который раз гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера из других муниципалитетов области и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палеодеревня, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка, ведущая праздника объявляет соревнования и конкурсы. Несмотря на то, что на улице довольно прохладно (около +8 С) зрителей немало. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня КМНС (коренных малочисленных народов Севера), "ловля оленя" (бросают маут на рога оленя), просто общение- всё это необычно и интересно мне, родившейся и выросшей на материке в степных районах Прибайкалья. Что заинтересовало и "зацепило", с тем и делюсь. В 2011 году на этот праздник приезжала группа "Таинственной России", в этом году представители областных СМИ. Принимают участие в конкурсах и соревнованиях только коренные малочисленные народы Севера. А теперь смотрим.

Ушица свежая, горячая и вкууусная!

У чума в палеодеревне

Маут готов. А вот и "олень"

Ещё можно встретить афрокосички.

Конкурс мастериц юколы

Вот эти ровные тонкие пласты рыбы готовы для сушки. И будет потом юкола.

Операторы за работой, а в это время...

Такая милая пара на песке пекла куличики. Вокруг них соревнования, а им... а у них своё священнодействие.

Хомовна, так любя её называют. Людмила Хомовна Минато, учительница уйльтинского языка, одна из старейшин кмнс Поронайска, ей всегда доверяют кормить Хозяина моря. Сирюко Минато, её официальное имя. Душевная и очень простая женщина, соавтор уйльтинского букваря.
А вот и кормление.

В этом году кормили духов Моря, Огоня и Земли. В море я не пошла из-за прибрежной волны, а вот процесс кормления земли сфотографировала. Фотографировать сложно, т.к. страждущих сделать снимок огромное количество и очень сложно пробиться через толпу. Что получилось, то получилось.

Старейшины разговаривают с Духом Земли, просят для всех благоденствия.

Куда уж без детей. Дети самые благодарные зрители.

Ещё одно конкурсное испытание. Участникам нужно быстро и качественно починить сеть.

Соревнуются борцы

Болельщики

Тем временем...
слушаем игру на варгане

Игру на музыкальном бревне

Рассматриваю наряды и головные уборы сахалинских мастериц.

Вот так вкратце. не успела сфотографировать прыжки через нарты, перетягивание каната, соревнование лодок, прыжки через канат. Надеюсь, что в 2014 году восполню это.
Спасибо, если просмотрели материал до конца.
С уважением, Shulunova Stella.
г. Поронайск, Сахалинская область, 2013 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь