Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ковалевская Алена Александровна
МБДОУ детский сад 250 г.Екатеринбург
Воспитатель

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи: Воспитывать интерес к экспериментированию.

1) Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

2) Развивать умение детей решать проблемные задачи.

3) Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

4) Развивать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая»

5) В процессе экспериментирования показать особенности взаимодействия пены и краски.

6) Развивать воображение, фантазию.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

\Дети здороваются с гостями\.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал.

\Входит ежик\

Воспитатель: Здравствуй, ежик, а почему ты такой грустный?

Ежик: Ребята, мне на день рождения подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель: Ребята, поможем ежику разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

\Дети предлагают разные версии\

Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

\Дети предлагают свои варианты\.

Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Ежик, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А ветерок - это что? \Движение воздуха\

Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.

Вывод: воздух движется.

Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты ежик? \Ответы детей\

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Вывод: воздух невидимый.

Воспитатель: А ты, Рома как думаешь? А ты, Настя?

Воспитатель: А ежик так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите на салфетке шарик и надуйте его.\Дети надувают шарики\.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?

Дети: Из шарика выходит воздух.

Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды.

Вывод: воздух легкий, он легче воды.

А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Витя, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?

Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему?

\ответы детей\

Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.

Вывод: камешки тяжелее воды.

Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут.

Ежик: Как это всё интересно! Как много интересных опытов я узнал. А у меня тоже есть мой любимый опыт. Хотите я вам покажу? \ответы детей\

Проведение опыта.

Ежик: Опыт называется «Дождик в стакане»

Для этого мне нужна прозрачная емкость с водой. Посмотрите, как я сделаю облако. (в стакане поверх воды наполняю пену для бритья). Я пускаю пену в стакан.

Посмотрите, какое у меня получилось облако - воздушное, белое, легкое.

Теперь нам надо, чтобы пошел дождик. Посмотрите, я сейчас возьму пипетку, наберу в нее синюю водичку и полью свое облако. чтобы оно стало тучкой и пошел дождик.

Какого цвета я взяла водичку (синего).

А теперь я предлагаю вам с помощью наших родителей сделать «Дождик в стакане», проходите к столам, занимайте удобное для вас место.

Дети с помощью родителей выполняют опыт, воспитатель проговаривает, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на ваши облака, пойдет ли дождик?

Посмотрите, пошел дождик! Какого он цвета?

Ежик: как здорово у вас получилось!

Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам ежик, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у ежика шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

Считалка: Плыл по берегу пескарик,

потерял воздушный шарик,

помоги его найти,

сосчитай до десяти:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!

\Выбирают. Ребёнок надувает шарик и отдает ежику\.

Ежик: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.

\Ребята благодарят\.

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть. \Дети дуют\.

Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна, и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Ход НОД:

Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И споём для них весёлую песню:

А у нас в саду дела –

Эксперименты снова.

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!

(Включается волшебная музыка и световой шар).

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?

Дети: Да, наверно это волшебная страна.

Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.

Вокруг себя вы повернитесь

И волшебниками окажитесь.

(Дети кружатся и одевают колпачки).

Входит волшебник.

Волшебник: Здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию.

(Звонит телефон, волшебник отвечает).

Волшебник: Ой, ребята, мне срочно нужно вас покинуть, помочь моим подружкам феям Винкс. Но я постараюсь быстро вернуться (убегает).

Воспитатель: Ну конечно, он же волшебник, у него всегда дела. Но вы не расстраивайтесь, давайте без него продолжим экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного.

(Идут по залу, находят волшебную палочку).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети : Волшебная палочка.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.

Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Краски и воду.

Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

«Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель:

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Воспитатель :

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.

-А теперь давайте опять посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Как называется этот цветок?

Дети: Кувшинка.

Воспитатель : Где он растёт?

Дети: На озере, в пруду.

Воспитатель : Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.

«Живые цветы».

На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.

Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь!

Лепесточки раскрывайтесь!

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему лепестки цветов стали раскрываться?

Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.

Физкультурная пауза:

Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Замыкают дружно круг.

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут

Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)

«Крекс, пекс, фекс»

Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)

Ножками потопают, (топают ногами)

Ручками похлопают, (хлопают руками)

Очень быстро приседают, (приседают)

Всем на свете помогают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

-Что вы видите?

Дети: Ключ.

Воспитатель: А для чего нам нужен ключ?

Дети: Чтобы открывать замки.

Воспитатель: А из какого материала состоит ключ?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент.

«Непослушный ключик».

Дети подходят к столу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?

Воспитатель достаёт ключ.

Воспитатель: Стёпа, прикрепи ключ к вертикально расположенному листу картона, вот сюда (показывает волшебной палочкой).

Ключ падает.

Воспитатель: Стефан, прикрепи ключ вот сюда (показывает).

Ключ опять падает.

Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:

Ключик, ключик не ленись,

И к крючочку прикрепись!

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Воспитатель: Ну а теперь, Полина, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).

Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?

Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).

(Появляется волшебник).

Волшебник: Ну вот и я. Пойдёмте я проведу для вас экскурсию по моей волшебной стране экспериментов.

Воспитатель: Не надо, мы уже сами справились и отгадали все секреты твоего волшебства.

Волшебник: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?

Дети: Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; вешали ключ на крючок.

Волшебник: А что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Волшебник: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».

-А я вам хочу подарить за это медали.

(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).

Волшебник: До свидания, ребята.

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь,

И в саду вы окажитесь.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»

Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Материал: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, термос с горячей водой, зеркальце, аудио запись «шум воды».

Словарь: обогатить словарный запас детей.

Предварительная работа: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудиозаписи «Шум дождя».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

Скажите, ребята, что такое вода? Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша знакомая Капелька.

Капелька: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой. Она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.

1. Скатерть бела

Всю землю одела. (снег)

2. Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся. (дождь)

3. Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою

Чуть солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (сосулька)

Вот видите, ребята, вода бывает разной.

Воспитатель: Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

  1. Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

(Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки.)

Воспитатель: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Дети: Где налита вода, там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

  1. ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода? (Льется, течет, переливается.)

Почему? (Потому что она жидкая.)

А еще вода умеет шуметь, послушайте.

(Слушаем аудиозапись «Шум воды»).

  1. ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет. (Для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавлены ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Дети: Ничем не пахнет.

ВЫВОД: у воды нет запаха.

  1. ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

Предложить детям попробовать воду.

Воспитатель: Есть ли у нее вкус? (Нет.)

(Из другого стакана попробовать апельсиновый сок.)

Есть ли у него вкус? (Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.)

Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

  1. ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».

Воспитатель: Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед? (Из воды.)

Если взять лед в руку, то что с ним произойдет? (Он начнет таять.)

Почему? (Потому что рука теплая, а лед холодный.)

ВЫВОД: лед – тоже вода.

  1. ОПЫТ «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА».

(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце.)

Воспитатель: Что мы видим на стекле? (Воду.)

ВЫВОД: пар – это тоже вода.

  1. ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».

(Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом горячая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода.)

Воспитатель: Ребята, как получить теплую воду?

В реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали – теплую или холодную? (Ответы детей).

Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых морях или в холодных? (Ответы детей).

В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Капелька: Ребята, что вызнаете о воде, какая она?

ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть в виде пара или твердой в виде льда, быть теплой и холодной) .

Воспитатель: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.


Наталья Чернышова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема «ВОДА »

Цель : Познакомить со свойствами воды

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении

2. Познакомить со свойствами воды

3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей

4. Воспитывать бережное отношение к воде

5. Формировать навыки экспериментирования

Оборудование : волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.

Ход экспериментирования:

Дети входят в группу .

В :Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении.

Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются.)

А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.

Прошу вас собраться в кружок.

Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за воспитателем) .

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг (дети встали в круг и взялись за руки) .

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте с вами поздороваемся веселой песенкой :

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.

Здравствуй, носик, бум-бум-бум.

Здравствуйте, ребятки!

В : Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,-

Сундучок я здесь нашла.

А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.

(воспитатель достает «сундучок» - небольшую коробочку).

Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения детей)

В :Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать.

Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды) .

Дети высказывают свои предположения.

В : Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.

Нужно отгадать загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : …. воды!

В : Так что же в сундучке?

Д : Вода !

В : Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)

В : Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода .

А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.

Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять :

1 Слушаем внимательно воспитателя.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

В : Прошу вас одеть фартучки.

(Дети проходят в «лабораторию» , надевают фартучки.)

В : Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.

Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)

В : Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)

В : Что мы видим? Ваши предположения?

Д : Мы видим воду.

В : А какая она?

Д : Чистая, прозрачная

В : Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ, прозрачная вода или нет . Вы согласны?

Дети : Да!

В : Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица прозрачная?

Д : Нет!

В : Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети берут пуговицы и опускают в воду)

В : Что мы видим?. мы пуговицу видим?

Д : (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде видны) .

Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

В : Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно проведенным экспериментом , где мы с вами доказали, что вода прозрачная ! И что помогло нам увидеть это?

Д : Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная .

В : Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.

В : Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас к опыту №2

В : Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта к следующему столу нашей лаборатории.

На втором столе стаканчики с водой.

В : Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах . А как мы можем это определить?

Д : Мы можем понюхать

В : Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом . Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане. (дети нюхают воду)

В : Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха .)

Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

В : Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы выяснили, что вода не имеет запаха ! У меня остался в этом эксперименте один вопрос , что помогло нам определить, что вода без запаха ?

Д : Нам помог наш нос.

В : Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.

В :Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая интерес) Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.

Дети подходят к столу.

В : Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?

Д : высказывают свои предположения.

В : Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?

Д : Мы можем попробовать воду.

В : Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.

Дети пробуют воду.

В : Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус ?

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса .

В : Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?

Д : Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.

В : Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.

Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

В : Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.

Дети садятся на стульчики.

В : Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?

Д : Сегодня мы узнали, что вода прозрачная , без запаха, без вкуса.

В : А как мы узнали, что вода прозрачная ? Что помогло нам определить это?

Д : Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли увидеть нам наши глаза.

В : Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?

Д :Глаза.

В : Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?

Д : Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха . Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.

В : Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.

В : Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?

Д : В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса . Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.

В : Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное обозначение.

На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда. Дети рассматривают, берут в ладошки.

В : Что же это такое?.

Д : Это лед.

В :А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое ?

В : Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для проведения опытов со льдом?

Д : ДА!

В : Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.

В : В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» , за успешное проведение научных опытов.

Вручение сертификатов.

Дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.

Инна Лаинская
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды»

Цель : обобщить и расширить знания детей о свойствах воды .

1. Образовательные :

Учить на практике выявлять физические качества воды и льда .

Формировать познавательные интересы детей , желание экспериментировать.

Учить делать выводы , на основе проведенного эксперимента.

Развивать познавательную активность .

2. Развивающие.

Развивать речь, обогащать словарный запас : лаборатория , лаборант , научный эксперимент, изобретение, прозрачность, вкус, твердость, и т. д. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать логику, память, внимание.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к профессии ученого, желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир .

воспитывать усидчивость, терпение, дисциплину на занятии.

4, Мотивационные моменты.

Письмо от ученых.

Замороженные во льду бусинки.

Материалы и оборудование :

Раздаточные - прозрачные одноразовые стаканчики с водой, чайная ложка, салфетка, гуашь, кисти, монеты, сахар - рафинад, формочки для песка, веревочки длиной 10 см.

Демонстрационные - письмо от ученых, чайник с горячей водой, 2 прозрачные стеклянные емкости,горелка спиртовая, бусинки во льду, ноутбук.

Ход занятия.

Ребята, сегодня на сайт нашего детского сада пришло письмо. Давайте почитаем его. Интересно от кого оно? (воспитатель демонстрирует красочное письмо на ноутбуке) .

Дорогие друзья! Пишут вам ученые из "Лаборатории Волшебной воды "! Нам очень важно изучить свойства воды , но не хватает помощников - лаборантов . Пожалуйста, помогите

нам в этом научном эксперименте.

Ребята, вы хотите стать лаборантами и помочь ученым ? Тогда закройте глаза и считайте до трех. На счет "три", у меня появятся волшебные очки , я превращусь в ученого, а вы - в моих помощников - лаборантов . Раз, два, три! (воспитатель одевает очки) . Итак, уважаемые лаборанты , отправляемся в Лабораторию Волшебной Воды !

Станция 1.

Давайте вспомним, для чего нужно человеку вода?

Кто и что еще в природе не может без воды ?

Сейчас мы выясним, какая вода на вкус.

Эксперимент №1.

Дети пробуют воду.

К-акая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?

Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Как вы думаете, что будет с водой если мы добавим соль?

Воспитатель помогает сделать вывод : вода не имеет вкуса. Она безвкусная. Ей можно придать вкус с помощью наполнителей.

Эксперимент № 2 .

Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?

Возьмите монетку и бросьте ее в воду. Посмотрите, вы видите монету через воду?

Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?

Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что нибудь через окрашенную воду?

Воспитатель помогает сформулировать вывод : вода прозрачная, бесцветная. Ей можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности., окрасится.

Даже самые великие ученые должны отдыхать от научных трудов. Предлагаю встать и немного размяться.

Физкульт минутка с элементами пальчиковой гимнастики "Снежок".

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили. (имитируем движения лепим снежок) .

Белый, круглый, очень гладкий. (вращение сжатыми в кулак ладонями)

Но совсем - совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз - подбросим, (имитируем бросок вверх с прыжком)

Два - поймаем, (имитируем ловлю снежка, с приседанием)

Три - уроним, (имитируем бросок в пол)

И сломаем! (топчем снежок)

Молодцы, ученые. Пора работать. Мы переходим во вторую станцию нашей лаборатории .

Станция 2.

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой. В мороз -

в прозрачный превратился мост.

Правильно, это лед. (воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Ребята, вчера вечером я уронила в лужу браслет. он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда!

Как это можно сделать?

Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду. Воспитатель разбивает детей на 3 подгруппы .

1 подгруппа наблюдает таяние льда на батарее.

2 подгруппа наблюдает таяние льда на горелке.

3 подгруппа наблюдает таяние льда в горячей воде.

Дети перемещаются группами от одного объекта наблюдения к другому.

В каких условиях лед растаял быстрее?

Вывод делают дети : лед быстрее растаял в горячей воде.

Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

У меня снова будет красивое украшение. А вы хотите, сделать украшения из воды ? Мы с вами вернемся в первую лабораторию .

Станция 1.

Посмотрите, после эксперимента у нас осталась окрашенная краской цветная вода. Сегодня я научу вас делать из нее украшения для нашего участка.

Дети переливают воду в формочки- песочницы, вкладывают нитку, сложенную попалам.

Что нужно сделать, чтоб вода снова превратилась в лед?

Когда мы пойдем на прогулку, мы выставим поднос с формочками на улицу и оставим на ночь, чтоб вода хорошо замерзла. А завтра украсим наш участок красивыми ледяными игрушками!

Наш рабочий день в лаборатории Волшебной Воды подошел к концу . Сейчас вы закроете глаза, посчитаете до трех, и мы снова окажемся в детском саду.

Раз, два, три! Мы дома, посмотри! (воспитатель снимает"волшебные очки ")

Ребята, давайте напишем ученым отчет о нашей работе. расскажите, о каких свойствах воды вы узнали в ходе наших экспериментов. А я буду писать письмо ученым.

Дети подводят итог, самостоятельно формулируют выводы об экспериментах . Воспитатель пишет письмо на ноутбуке.

Какой интересный день мы провели в Лаборатории Волшебной Воды . Большое спасибо всем лаборантам , наша работа закончена!

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности детей в средней группе «Лаборатория маленьких экспериментаторов» Программное содержание: формировать знания детей о свойствах магнита; учить детей проводить элементарные опыты, стимулировать к самостоятельному.

Цели: – углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять,.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности по формированию знаний о свойствах воды с детьми подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153. (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно –экспериментальной.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры» Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры» Задачи: 1. Создать условия для применения детьми знаний о комнатных.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь