Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Я не из тех женщин, по которым сходят с ума и которым посвящают стихи (лишь разве пара - тройка человек что – то такое придумали). Не из тех, к чьим ногам бросают состояния и честь, не из тех, кто кочует из отношений в отношения или из брака в брак. Нет, я обычная. У меня были замечательные отношения и страстные романы. От меня теряли голову, и я теряла тоже. Были очень достойные мужчины, были, и совсем нет. Но вот чего никогда не было, это любви, от которой сердце заходилось бы в полном восторге. От которой бы трепетали душа и каждая клеточка тела, от той всепоглощающей любви, о которой мечтает наша тоскующая женская душа. Вот такого не было никогда. Да я и не хотела, по правде. Хотелось спокойных и уважительных отношений, партнера именно партнера. А роковой любви - нет. От такой любви одни неприятности и никогда, ничем хорошим она не может закончиться. Чувства на пике – это приговор. Но в глубине души ползал такой червячок желания, ползал и ползал… доползался.

Мы никогда и ни при каких обстоятельствах не должны и не смогли бы быть вместе. Мы вообще не должны были встретиться. Отношения с человеком его уровня невозможны, а тем более чувства. Ни к нему, ни от него. Нет, он не олигарх, и не женат, и не преступник, все иначе. Но есть веские основания, почему я не имею права рассказать о том, кто он. И почему мне выпала честь обрести его любовь… И потерять. У нас изначально не могло быть будущего. Был лишь один вопрос, устоим ли мы перед напором чувств или нет. Мы не устояли.

Знакомство, от которого не отвертеться, когда уважаемые друзья просят вас подвезти уважаемого гостя. Отказать невозможно. Да и не хочется. Потому что как только мы посмотрели друг на друга, то оба все поняли. От начала и до самого конца. С этого момента уже ничего было не изменить, как в поговорке «коготок увяз - всей птичке пропасть».

- Надеюсь, ты хорошо водишь . Его улыбка ярче солнечного света, открытая доброжелательная.

- Удовлетворительно , - бубню я, слегка ослепнув то ли от его улыбки, то ли от последнего осеннего солнышка.

Он улыбается и садится в машину. Он всегда неизменно спокоен. Монументально. Я стараюсь не обращать внимания на его мужественный профиль, вообще не обращать внимания, чтобы он не мог даже подумать о бурях, бушующих во мне.

Мы поговорили ни о чем, так какие – то общие вопросы. Я старалась отвечать односложно, чтобы не было возможности продолжить диалог. И мечтала скорее добраться до места и смыться. По жизни, чувство самосохранения у меня зашкаливает и я прекрасно понимала, что если что-то между нами произойдет, я от этого только пострадаю.

К счастью, мы доехали быстро, и я с облегчением выдохнула, но он…

- Подожди меня, пожалуйста. Я быстро здесь.

Ну конечно…

Маленькая девочка Алиса внутри меня, завопила от радости. Я же, покорно кивнула.

Он действительно вернулся быстро и я повезла его в контору, надеясь, что в этот раз уж точно от него отделаюсь.

Разумеется, не вышло…

- Чем ты занимаешься, Алиса?

Я отчаянно пытаюсь ответить нормальным, а не блеющим от волнения голосом.

- Журналист, начинающий писатель.

- Любопытно. О чем пишешь?

По итогам разговора выяснилось, что в их контору такой человек и нужен, причем очень. Ему в помощь, разумеется.

Приехав, мы зашли к нему на работу. На нас посматривали. В кабинете он объяснил мне задачи и напоил чаем с вареньем. А я мечтала только об одном – скорее исчезнуть отсюда и вернуть душевный покой. Но кровь кипела и лицо пылало. Я не могла оторвать глаз от его рук и губ. У него необыкновенно мужественная внешность, он красив, настоящей мужской красотой и умен, практически энциклопедичен.

Единственное, своим спасеньем я считала то, что живу в другом городе, а сюда приезжаю по делам лишь раз в два – три месяца.

Увы, моя надежда лопнула как мыльный пузырь. Он попросил меня приезжать раз в месяц, а все остальное время мы будем работать дистанционно, загрузки не большая, так что я смогу совмещать с основной работой.

- Отлично - говорит он и смотрит мне в глаза, я упорно отвожу взгляд.

В общем, я взяла задания и уехала. Но через несколько дней он стал звонить и писать. Так мы начали общаться. Так мы начали дружить.

Признаюсь, я даже верила, что дружбой все ограничится и отчаянно искала романа или скоропостижного замужества, чтобы оградить себя от возможных любовных отношений с ним. Это Табу, понимаете? Табу – любовь с ним. Так бывает, просто поверьте. Так тоже бывает.

Мы стали делиться всем. Нам всегда было о чем поговорить, кроме рабочих дел. У нас общие интересы, взгляды на жизнь, мы вообще похожи невообразимо, даже внешне. Но он, безусловно, во всем лучше.

Так, за разговорами, я безнадежно привязывалась, так за разговорами, стало появляться то глубокое чувство, что в последствие скует нас узами, которые уже никому не разорвать.

Прошло несколько месяцев, мы общались, я приезжала как и договаривались. Уже так не тряслась при его виде. Просто любила и была счастлива, ничего не ожидая.

- Почему ты избегаешь моего взгляда?

Я недоуменно поднимаю глаза от бумаг.

- Ты никогда не смотришь мне в глаза.

Замечали, наверное, в фильмах, перед первым поцелуем или фатальным сближением, герои всегда долго смотрят друг другу в глаза. Этот безмолвный диалог – некий договор о переходе на новый уровень, после этого люди связаны и ничего уже не может быть, как было до того.

Я поднимаю лицо и смотрю ему в глаза. И не могу оторваться и этим срываю замки с нашей безумной страсти.

- Я не могу так больше .

Он встает и идет ко мне. У меня, кажется, температура 120’C, и мне нет дела до всего мира. Я поднимаюсь ему навстречу, и он буквально набрасывается на меня, вжав стену.

Как же я этого ждала! Когда тебя так целует самый желанный и крутейший мужчина на Земле, вся эта Земля уходит из - под ног. Остаются лишь его сильные и горячие руки, его нереально жадные губы. Мы так впились друг друга, словно можем стать одним целым и раствориться. Мы срываем все, что мешает, чтобы уже ничего не оставалось.

Улыбаясь, лежим и смотрим. Он на меня, я на него. Мы так похожи, так влюблены, так желанны и обожаемы. Так счастливы. Два человека наконец-то получивших друг друга, давших волю своим чувствам. Два преступника - нарушивших законы и табу. Точнее преступник я. Потому что в нашем мире всегда и во всем виновата женщина. Она источник бед. Ну, разумеется, а как иначе.

Но пока мы счастливы. Пока нас не найдут, ни обличат и не осудят. До тех пор – мы свободны.

Кажется, прошло полгода, но ничего не поменялось. Мы по-прежнему не можем насытиться друг другом. Едва встречаясь, мы не в силах расстаться, чувства все так же бурлят, огонь так же силен.

Он всегда так неистов, я все так же желанна.

Он лучшее, что могло со мной случиться. Две половинки одного целого, нашедшие друг друга на этой огромной Земле, чтобы познать свое короткое счастье. Но мы не думаем об этом, пока еще есть шанс сохранить Нас в тайне. Но взглядов все больше, я просто вдыхаю этот воздух враждебности и подозрений. Слишком часто мы вместе, это нельзя не заметить. Люди не слепы.

Он гладит меня по щеке, водит пальцем по губам. Целует. Я растворяюсь в сумасшедшем удовольствии его прикосновений.

- Пойдем.

Он берет меня за руку и я, укутавшись в простыню, следую за ним в сад. Лежа на благоухающей травой земле, мы смотрим в небо. Я беру его ладонь и целую. Он сводит меня с ума. Мне плевать на будущее, точнее его отсутствие, здесь мы сполна отдаемся нашим чувствам. Здесь и сейчас.

Он смотрит на меня и вновь гладит по щеке.

- Я так люблю тебя.

Я улыбаюсь и отвечаю в духе своей любимой Рапунцель-

- А я тебя больше.

Он целует мои разбухшие от страсти губы.

Дальнейшее, пусть лучше останется между нами…

- С каждым днем ты нужна мне все больше.

Мы в его кабинете, с его текстами. Он словно не замечает, что уже давно мы привлекаем внимание и никто не верит в платонизм нашего сотрудничества. Все стало слишком очевидно.

- Алиса, ты нужна мне рядом.

Это нас погубит, но ему все равно. Потому что он выпутается, а я нет. С каждой минутой, что мы вместе, все то, что существует между нами все крепче и крепче. Мы все ближе к краю. И я точно не хочу падать. Как бы ни было сильно опьянение, трезвость – всегда со мной.

- Я всегда тебя любил.

О да, это те слова, о которых я мечтала, и только он мог сказать их, потому что я чувствую тоже. С первой секунды мы узнали друг друга.

Многие мечтают о такой любви. Многие мечтают о таком отношении. Люди, не испытавшие подобного - считают себя несчастными. Но самые несчастные это те, кому разрешили познать это чувство. А потом лишили всего. Оставив память, что никогда не сотрется. Оставив любовь, что никогда не угаснет. Оставив пустоту, которую ничто не заполнит. Оставив необратимость. Самые несчастные – это мы и нам подобные. Те, у кого был целый мир, которого больше нет. И мы никогда ничего не можем уже изменить.

В этот раз, сидя на его кровати, вдыхая его неповторимый запах, испытывая космическое чувство, которое мне подарила вселенная, я благодарила ее за столь щедрый дар. Все так, как должно быть. Я приняла решение. Эта ночь была особенной: такой чувственной, словно мы уже не отдавались друг другу сотни раз до этого, как в последний раз. Мы будто стали одним целым, пожалуй, это даже невообразимо описать. Но я не могу и пожелать такого никому, чем больше дар, тем выше плата. Всегда. Я отдала все и все взяла, наутро уехав.

Мне кажется, он чувствовал, что я никогда не вернусь. И он не будет искать, потому что никогда не найдет.

Прохладный осенний вечер, мы с друзьями в теплом ресторане. Отмечаем мой отъезд. Завтра, я уезжаю в Англию, меня пригласили помочь организации, которая спасает диких животных. Чтобы получив опыт там, я смогла создать подобное в России.

Нет ни дня, чтобы я не вспоминала о нем. Но наши отношения подвергали риску не только меня. Я не любитель трагедий, лучше так, чем публичная казнь. На письмо, что я отправила ему, он не ответил, да и что тут можно было ответить?

«Я люблю тебя невообразимо. Неописуемо. Помилосердствуй, прошу. Нам нельзя дальше. Твоя А.»

Я закрыла все средства связи с ним. И я прекрасно знаю, что он согласен со мной. Мы чувствуем друг друга и не встречаясь.

Не будь он тем, кто есть, все безусловно было бы иначе. Можно карать меня за малодушие, что сбежала, что не боролась, что не искала варианты. Безусловно. Но есть вещи невозможные. И это было лучшим выходом для нас всех.

Сказать, что я не скучаю? Я знаю, что он существует и мне этого довольно. Я всегда буду любить его всем сердцем, это не может исчезнуть. Не может забыться. Но это не должно мешать жить.

Мы поднимаем бокалы с вином, и я вижу его. Там, за панорамным окном ресторана он ждет меня. Ничего удивительного нет в этом, это же Он.

Мы стоим прижавшись друг к другу лбами. Мы никогда не будем вместе, но всегда будем любить.

Сына назови Михаилом.

Он, безусловно, это знал. Не догадывался, а именно знал. Это так очевидно, благодаря нашей связи. Он гладит меня по еще маленькому животику я, улыбаясь, киваю. Он будет похож на него. Он уже похож. Часть его всегда будет со мной. Я беру его ладонь в свою руку и целую, в последний раз вдыхая неповторимый аромат его кожи, его тепло. И ухожу, не оглядываясь назад.

Он догоняет меня. Мы так неистово целуемся, что со стороны может показаться, что мы вот-вот друг друга съедим. Мы бы и съели, будь такое возможно. Чтобы уже всегда быть вместе. Его лицо мокрое или это мое, уже не разобрать. Нет лучше него мужчины, и никогда не будет. Потому что он мой, а я его. Нас создавали друг для друга. Нас сотворили, чтобы мы не могли быть вместе.

П.С. Я люблю тебя всегда.

Англию я любила с детства. Начиталась рыцарских романов, насмотрелась исторических фильмов. Эта страна всегда мне была родной. Бесконечные поля и зеленые холмы; вековые дубы Гринвича, окутанные легкой дымкой водной взвеси. Архитектура, уклад, - эта некая английская чопорность и сдержанность, все всегда мне было близко. Не удивительно, что поездка проходила отлично. У нас общее дело, интересы, цель. Я оказалась среди друзей, а мое положение обеспечило мне еще и необыкновенно трогательное отношение. Я бесконечно гуляю среди этих неповторимых пейзажей и не могу надышаться чарующим воздухом.

Неподалеку от нашего небольшого городка, расположено огромное старинное поместье. В нем живет одинокий, загадочный и еще довольно молодой Лорд. Его зовут Ричард и ему чуть за сорок. Его мать и сестра давно переехали в Лондон и изредка приезжают в гости. Только женщины этого рода свободны в выборе своей деятельности. Семья благородной крови, чьи мужчины всегда жили в поместье, служили своему небольшому городу, являясь его меценатами и общественными деятелями. Такой уклад в этой семье заведен не одно столетье. На пожертвования от доходов поместья и прочих владений, содержатся местная библиотека, больница, проводятся детские мероприятия, и, конечно же, полностью финансируется деятельность организации, которая выручает всех попавших в беду зверушек Графства. Той, которая пригласила меня.

Разумеется, мы не могли не встретиться с Ричардом. Это совершенно неизбежно. И, разумеется, когда мы познакомились, мое прилично подросшее «положение» говорило само за себя.

Но мы стали часто общаться и сдружились. Виной тому - взаимная симпатия. Я стала ассистировать ему в его благотворительных проектах, что еще больше нас сблизило. Он чем-то похож на Бэтмена, честно). Такой же загадочный, образованный, сильный, печально-одинокий и такой надежный. Решительный и смелый, но при этом ранимый и довольно ласковый, с отличным чувством юмора и стальным внутренним стержнем. Говорит, что ждал меня всю жизнь. Наверное, он мой подарок, такой поощрительный приз за тот разрыв.

Сегодня вечером, сидя у камина в его гостиной, я рассказала ему свою историю. Конечно, без подробностей. И запивая горячим облепихово – имбирным пуншем. Его совершенно не смутило ни мое положение, ни история. Он никогда ни о чем не спрашивал, ожидая, когда я наконец сама все расскажу. Правда…

- Наконец-то, а то я уж было собрался нарушить все приличия и расспросить тебя о твоей жизни.

Он улыбается и поднимает бокал, типа cheers , отхлебывает свой дымящийся пунш. Я утыкаюсь носом в свою кружку. Ну надо же, такой благородный мужчина. Не будь той истории, я бы без памяти в него влюбилась.

Мы продолжаем общаться и он никуда меня не торопит, пока просто дружим, хотя очевидно, что движут нами совсем не дружеские чувства. И он совсем не претендует занять место в моем сердце, что принадлежит другому.

У нас общие интересы, мы оба любим природу, обожаем книги и читаем друг другу вслух по вечерам. Такие старомодные, надо сказать, мы оба. Часто гуляем вдвоем, забираясь высоко в горы. Нам идеально быть вместе. Скучно? Нет, поверьте. Мы как – то очень разумно подошли друг к другу, да без сумасшедшей любви, но так оно и лучше. Сколько можно пылать? Он на редкость достойный человек и мне крупно с ним повезло.

Когда Мише исполнится семь, мы расскажем ему правду. А в шестнадцать, я открою ему, кто его отец. Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать, что сын сразу рванет к нему (слишком они похожи). Не думайте, Ричарда он очень любит и считает папой, а для Ричарда он всегда был и будет сыном. Лучше отца сложно даже пожелать. Но… Миша всегда хотел жить в России, а теперь тем более. Эти двое копии друг друга и вполне справедливо, что одну часть жизни сын провел со мной, а другую рядом с родным отцом. Хорошо, что у Ричарда есть наша Аврора, он хоть и мужественный очень, но довольно тяжело перенес расставание с Мишей. Дочка здорово помогла ему, скрасив разлуку.

По правде, все складывается наилучшим из возможных, образом. И как бы ни тосковала временами душа, она знает, что мы непременно встретимся. Пусть и не здесь.

Ленька не был в числе лучших учеников в классе. Не видел в этом необходимости. По его мнению, чтобы стать отличником в школе, много ума не надо. Программа рассчитана на средний уровень интеллекта. Чтобы ее освоить, достаточно проявить усидчивость и дисциплинированность. «Пока, - размышлял он, - в этом нет необходимости». Четверки и даже тройки его устраивали вполне. Зато не приходилось напрягаться в учебе. Читал книги, какие нравились. Играл в шахматы до одури, иногда по двадцать пять партий сразу. Увлекался настольным теннисом, ну и, конечно, преферансом. Бывало, просиживал за картами до утра. Не на деньги, а так, на интерес. Родители не докучали «моралью строгой», и педагоги относились к ученику терпимо.

Но однажды, в одиннадцатом классе, к ним прибыла из другого города ученица Вера. Сначала, как новенькая, девушка какое-то время находилась в центре всеобщего внимания. Она не была привлекательной. Невыразительное лицо немного бледноватое. Узко посаженные глаза серого цвета. Жидковатая пепельная косичка. Очень даже ординарная юная особа. Характер, правда, покладистый. Поэтому новенькая легко вписалась и вскоре стала равноправным членом ученического коллектива. Все относились к ней так, будто знали с детства. Ни завышенных требований, ни льгот прибывшей уже не полагалось. В общем, стала своей.

И только один Леонид разглядел в девушке что-то такое, из-за чего его сильно потянуло к ней. Сначала возникла просто симпатия, но потом он влюбился, да так, что места себе не находил.

Ученице нравилось, как парень пожирает ее страстными глазами, вертится возле нее, оказывает какие-то услуги. Она даже поощряла это. То попросит показать достопримечательности города, то обратится за консультацией по физике или математике.
Леньке все предметы давались без труда. А тут он из кожи лез вон, чтобы не ударить в грязь лицом. Выучивал все по программе и читал дополнительную литературу. Новый материал объяснял однокласснице не хуже преподавателя.

Почти все свободное от занятий время они проводили вместе. Все считали парочку женихом и невестой. Никто не догадывался, какая чисто платоническая была у них любовь. Парень не сводил глаз с девушки, не отходил от нее, но ни разу не поцеловал и даже не делал попыток.

Как-то Вера завела разговор на эту тему:
-Почему это в кино, да и в жизни все влюбленные целуются? Это что, обязательная составляющая любви?
-Я думаю, что поцелуи и секс только опошляют любовь. Это что-то от животных. Человек - высшее существо, и его чувства должны быть совершеннее. Настоящая любовь - субстанция не физическая, не материальная, а духовная, - растолковывал юный философ.

Вероятно, в этот момент Вера впервые насторожилась. Ничего не сказала, но у нее стали появляться причины, чтобы на вечер-другой «оторваться» от своего поклонника. То она уезжала к дальней родственнице за город, то ходила с мамой на вечерние курсы кройки и шитья. Кавалер дожидался ее в подъезде. Сначала удовлетворялся объяснениями, а затем стал высказывать упреки:
- Ты меня не любишь, ты избегаешь меня.
Девушку это забавляло, но упреки стали перерастать в подозрения и обвинения:
- Ты, наверное, полюбила другого. У тебя кто-то есть. Ты с ним целуешься. Думаешь, я не могу? Вот, - он неожиданно обнял девушку и поцеловал.
Тут она впервые сорвалась:
- Что ты себе позволяешь? Разве я давала повод? Разве я говорила, что люблю тебя? Оставь меня в покое. Не ходи за мной. Мне это надоело.

Леня побледнел, медленно отступил на шаг, затем, словно ошалелый, убежал. Дома закрылся в ванной комнате и прорыдал несколько часов. Родители пытались всячески успокоить влюбленного неудачника, а он все бился в истерике. На следующий день в школу не пошел. Неизвестно, что было бы дальше, но после уроков забежала Вера:
- Извини, Ленечка. Я, наверное, дрянная девчонка. Ты хороший мальчик. Помиримся?

Окончили школу, поступили в политехнический институт. Причем, парень сначала думал об институте связи, но изменил мечте, чтобы быть с девушкой рядом. Теперь они вместе шли в институт и вместе возвращались. Влюбленность у Леонида не проходила. Но Вера через некоторое время стала избегать своего воздыхателя. Снова начались упреки и скандалы, пока однажды девушка не сказала:
- Я люблю другого и выхожу замуж. А с тобой мы останемся друзьями. Хочешь?

Леонид прибежал домой, закрылся в ванной и вскрыл себе вены. Родители, почувствовали неладное, вышибли дверь, увидели умирающего сына, вызвали скорую помощь. Медики спасли, выходили несчастного. В наши дни сватовство не модно. Но здесь отец и мать, пренебрегая гордостью, пошли к родителям возлюбленной своего чада и стали умолять отдать дочь за их сына. Все вместе принялись уговаривать девушку, ссылаясь на то, что любовь - благородное чувство, и что ей посчастливилось быть так сильно любимой. Уговорили. Молодые поженились.

Но недолгим было их счастье. Муж буквально подавлял волю жены, лишил всякой свободы, так деспотична была его любовь. Молодая женщина не выдержала и ушла к родителям. Тогда он вышел на балкон и прыгнул с третьего этажа. Покалечился основательно, но остался жив. С сотрясением мозга, переломами ног и нескольких ребер был доставлен в больницу. Приходя в сознание кричал, что все равно жить не будет. Утихомирился только, когда его стала навещать жена.

Через несколько месяцев выписался домой. Целыми днями ожидал Веру из института, расспрашивал о том, что делала, где была. Наконец поправился и сам приступил к занятиям. Опять молодые весь день вместе. Муж не сводит влюбленных глаз с жены.

Вскоре Вера почувствовала, что у нее приближается нервный срыв. Вероятно, супруг был из числа вампиров, которые питаются биоэнергией других. Она заявила, что порывает с ним, иначе станет истеричкой. Собрала вещи, чтобы уйти. Леонид закрыл дверь на защелку, вышел на балкон, облил себя бензином и позвал жену. Она решила еще что-то сказать на прощание, вышла, но, почувствовав странный запах, хотела убежать в комнату. Муж задержал ее одной рукой сзади, другой чиркнул зажигалкой. Пламя мгновенно обхватило парочку, но Вера успела вырваться и занавеской с окна загасила огонь на себе. Как-то открыла дверь, позвала соседей, а те бросились спасать самоубийцу. Наконец пламя сбили, Леонид упал без сознания на пол. Прибывшая скорая помощь зафиксировала, что ожогом поражено семьдесят процентов кожи. Некоторые участки просто обуглились.

На этот раз Леонид пролежал в больнице около семи месяцев. Что только не делали врачи. С немногих уцелевших участков кожу пересаживали на пораженные очаги. Она плохо приживалась, раны гноились из-за почечной недостаточности и интоксикации крови. Наступил летальный исход. Умер больной в страшных мучениях, но не произнес ни одного плохого слова о возлюбленной и не выразил сожаления по поводу содеянного.

А Вера выздоровела. Более-менее все обошлось благополучно. Правда, на затылке волосы расти не будут, так как там был сильный ожог. Ну да это не страшно - можно прикрыть отращенной косой или париком. Она постепенно успокоилась, стала регулярно посещать кладбище, где похоронен муж. Подолгу сидела молча, уставив отрешенный взгляд в одну точку. Родителям покойного, конечно, было приятно, что сноха постоянно приносит цветы на могилку. Но им стало жалко ее:
- Верочка, дорогая, не надо так убиваться. Ты молодая, живая, следует думать о будущем. А Ленечку уже не воскресить.
Вера обычно отмалчивалась или говорила что-то о злой судьбе, а своим сокурсникам объясняла:
- Я воздаю должное самой любви. Несчастье в том, что мне довелось встретиться с роковой страстью, но многим ли дано быть так любимыми, как была я...

Однажды Жорж Санд, измотанная до предела двухлетней страстью к Альфреду Мюссе, написала ему, ставя точку в их отношениях: «Прощай, прощай, я не хочу тебя покидать и не хочу брать тебя снова. Я не хочу ничего, ничего… Я не люблю тебя больше - и обожаю навеки. Я не хочу тебя больше - но не могу без тебя обойтись. Кажется, только одна небесная молния могла бы излечить меня, уничтожив. Прощай, оставайся, уезжай, но только не говори, что я не страдаю. Только это одно может заставить меня еще больше страдать, моя любовь, моя жизнь, мое сердце, мой брат, моя кровь, - уходи, но убей меня, уходя».

Судьба даровала им всего полгода безоблачного счастья. Остальные полтора были заполнены ужасными скандалами и разрывами, которые чередовались с бурными примирениями и страстными объяснениями в любви. Мюссе ревновал, обвинял Санд в измене, доводя и себя, и ее до сильнейших нервных срывов. Они были созданы друг для друга, но вместе жить не могли. Безумная страсть изматывала влюбленных, высасывала из них все соки. Хотя и дала миру два блистательных романа - «Она и он» Жорж Санд и «Исповедь сына века» Мюссе.

Еще более ощутила на себе последствия невероятной любви к мужу Елена Бальмонт. Довольно молодая женщина, по рассказам знакомых, «превратилась в темноволосую, беззубую, высохшую мумию, в которой жили лишь странные трагические глаза». Постоянные нервные потрясения явились причиной не только ухудшения здоровья, но и изменения в психике.

Роковая любовь расшатала союз Гумилева с Ахматовой. Страсть настолько захватила Анну, что, по признанию мужа, «ей по-прежнему хотелось вести «любовную войну» - мучить и терзать, устраивать сцены ревности с бурными объяснениями и бурными примирениями... Для нее игра продолжалась азартно и рискованно».

По тому же сценарию развивались отношения Есенина с Айседорой Дункан. «Они оба друг для друга обладали притягательной и отталкивающей силой. И «роман» их-не только «горький», но и счастливо-несчастный... И другим быть не может», - писали биографы...

И дело тут вовсе не в характерах супругов, не в их темпераменте и даже не в знаке гороскопа, где заключен код личности каждого из нас. Весь хаос в отношения этих пар внесло так называемое «векторное кольцо», в которое угодили они, решив соединить свои судьбы.

Ничего подобного ни древние создатели восточного гороскопа, ни любые другие астрологи не предлагали и не обнаруживали, - рассказывает один из первооткрывателей «векторного кольца», астролог Григорий КВАША.

По образованию Григорий Семенович - химик. Долгие годы увлекался математикой, философией, психологией. Но потом вдруг забросил эти науки и замкнулся на восточном гороскопе с 12-летней цикличностью, заподозрив, что есть в нем еще что-то «недокрученное». Подвигла его к такому шагу и личная заинтересованность.

Я обнаружил, что у меня, родившегося в год Лошади, как-то странно складывались отношения со всеми женщинами-Крысами. Стал расспрашивать друзей-одногодков: как у них? Выяснилось - так же. Какие-то аномалии возникали в отношениях с дамами и у двух моих друзей: у Тигра с Быками, а у Собаки с Петухами.

Если сложились уже три пары, почему не предположить существование других? Так, сопоставляя зоологические аналогии и практические случаи, мы вместе и выявили еще девять таких же странных пар, в каждой из которых есть свой «слуга» и свой «хозяин». Даже исходя только из одного зоологического названия знаков восточного гороскопа, нетрудно понять, кто есть кто. Крысы никогда не страшатся лошадиных копыт - они их просто грызут, Лошади копытами побивают Кабанов, Кабаны наводят ужас на Драконов, Драконы гипнотизируют Котов, Коты гоняют и поедают Петухов, Петухи заклевывают Собак, Собаки преследуют Быков. Быки затаптывают Тигров, Тигры - гроза Коз, Козы - Змей, а Змеи завораживают Обезьян, которые, в свою очередь, имеют власть над Крысами...

- Действительно, получилось кольцо, состоящее из двенадцати пар. Но почему оно векторное?

Обычно отношения между людьми имеют маятниковый характер. Достигнув своего предела, упершись в тупик, они обязательно качнутся в другую сторону. Поэтому в обычных парах верх по очереди могут брать оба супруга. Отношения же кольцевых пар колебаний не имеют. Перетекание энергии здесь идет только в одном направлении: от более слабого «слуги» к более сильному «хозяину», властвующему безраздельно. А у каждого знака есть свой «слуга» и свой «хозяин». Вот вам и векторные отношения, векторное кольцо... Структура, надо сказать, уникальная. Прежде всего по степени непредсказуемости проявлений.

- Значит ли это, что векторные взаимоотношения не подчиняются законам знаков векторных супругов - Лошади, Крысы, Быка и так далее?

В том-то и дело! Не подчиняются! И это вызывает бесконечное удивление. Исходя из моего структурного гороскопа, который я открыл несколько позже векторного кольца, в ста двадцати вариантах браков из существующих ста сорока четырех определяющую роль играет именно суть знаков. Скажем, если мужчина-Лошадь женится на женщине-Коте, то их ждет духовный брак. Если соединяются мужчина-Кабан и женщина-Обезьяна, их союз будет интеллектуальным. Ну а муж-Собака с женой Крысой проживут в романтическом браке.

Отношения же в остальных двадцати четырех браках - двенадцати парах - определяются векторным кольцом. А оно перекрывает законы брачной структуры: человек лишается своей знаковой сути, происходит искажение его личности. При таком мощном давлении кольца и «слуга», и «хозяин» просто не могут не вступить в бурную реакцию между собой. Встречаясь в жизни с векторной парой, не надейтесь предугадать ход событий. Вероятность того, что ваша любовь окажется роковой, очень велика. А в ней накал страстей таков, что невекторным парам даже не снился. Он подобен энергетической буре, тайфуну, беспределу. В векторных отношениях нет никакой логики, над ними не властен разум - они развиваются помимо воли и желаний человека, неосознанно.

Любовные страсти чередуются с мордобоями, жуткие разлуки с пламенными встречами. Прямо как в мексиканских сериалах. Жить в такой обстановке невозможно. Но есть люди, которых такой накал чувств абсолютно устраивает. Они даже начинают упиваться своими страданиями, сложностью взаимоотношений. Ведь все остальные браки по сравнению с векторным просто примитив. Возьмите того же Мюссе - натуру художественную, утонченную. Он так и писал: «Что-то же во мне жаждало всего этого, вот этих извращенных отношений».

Большинство векторных супругов не лишены здравого смысла. Их бросает в дрожь от того, что они не владеют ни своей жизнью, ни своей личностью. Сплошной хаос в отношениях. Бешеная страсть и полная непредсказуемость. Вспомните Гумилева с Ахматовой, Есенина и Дункан, Мюссе и Жорж Санд...

- А внешне ведь они выглядели идеальными парами».

Векторное кольцо всегда создает такие. Супруги воспринимаются чем-то единым целым. Они и на самом деле как самостоятельная единица перестают существовать. Словно влезли в один скафандр. Об Алексее Толстом с супругой говорили, что они производят впечатление удивительно спаянной пары и что у них общее кровообращение. О Есенине с Дункан писали: «Они мазаны одним миром, скроены на один образец». То есть внешне - божественная гармония, а внутри бушуют такие страсти, что разобраться в них не дано и самим героям.

- Наверное, постоянное нервное напряжение не проходит для векторных супругов бесследно.

Конечно, оно выливается в ревность, ссоры, рукоприкладство. Но что еще страшнее, все эти потрясения необратимо ухудшают здоровье и разрушают психику. Роман Мюссе с Жорж Санд вообще можно назвать романом болезней. Сплошные нервные горячки. Векторное кольцо творит страшные вещи. Оно разрушает все защитные оболочки человека. Разумеется, в таком состоянии он больше подвержен болезням - иммунная система-то ослаблена. Векторные супруги живут с оголенными нервами, обнаженным сердцем и как бы содранной кожей. Точнее их состояние и не определишь.

- Я понимаю: векторные браки - это непредсказуемость и хаос. Но должны же быть какие-то общие сценарии развития отношений и в них.

Они есть, но это вовсе не означает, что в каждой новой векторной паре дело не пойдет по свежему, оригинальному пути. Ну вот, например, самый распространенный вариант: не можем вместе, не можем и врозь. Только сойдемся - сразу ссоримся, деремся; разбегаемся - от тоски чуть ли не руки на себя накдады ваем. Следующий сценарий тоже не редкость, но я его считаю самым страшным - когда супруги не расстаются двадцать четыре часа в сутки. При этом они настолько сливаются, что наступает полная потеря индивидуальности. Перед нами предстает настоящий двуглавый монстр. Знаменитую векторную пару - Николая и Елену Чаушеску, - кстати, так и называли. Скандалов в таких семьях обычно нет - отношения там можно сравнить разве что с гипнозом. Когда супруги Чаушеску, например, ненадолго разлучались, между ними возникала телепатическая связь.

Ну и еще один вариант - классический. Когда «слуга» доводит себя до такого состояния, что деградирует, превращается в тряпку Если это мужчина, у него, как правило, разрушается карьера, он теряет интерес к жизни, волю, а дома ходит такой пришибленный, что даже жену стесняется взять за руку. Если же «слуга» - женщина, она перестает за собой следить, опускается. На все же нужны силы. А их нет. В обоих случаях «слуги» злоупотребляют алкоголем. Это вообще частое явление в векторных браках. Надо же хоть иногда расслаблять оковы роковой любви.

- Интересно, а бывают векторные браки без любви?

Бывают. Векторному кольцу настолько закон не писан, что оно может лишить супругов и этого чувства. Разойтись же у них не получится - кольцо держит цепко, заставляет жить вместе. Вот, например, у Куприна был такой брак. Он не любил свою первую жену, Марию Карловну, но брак разорвать не мог. Супруга-«хозяйка» не отпускала от себя «слу-гу»-мужа. Дошло до того, что Куприну стало невмоготу даже работать дома. Живя в одном городе со своей женой и ребенком, он снимал комнату в гостинице или уезжал писать в деревню!

- Драматическая ситуация. Но я бы хотела понять типичное поведение «слуги» и «хозяина» в векторных браках.

Насколько бы «слуга» ни превосходил «хозяина», он всего лишь пьедестал, благодаря которому «хозяин» становится выше, сильнее, умнее. Но «слуга» воздвигает этот пьедестал добровольно, с любовью и обожанием. «Слуга» -- это мученическая фигура. Если «хозяин» не очень порядочный, он может бесконечно издеваться над «слугой», игнорировать его, парализовать волю, и тот будет это безропотно терпеть. Мораль в таких браках отсутствует напрочь. Видимо, это связано с растворением защитных оболочек. Вместе с ними исчезают и понятия - что можно, а что нельзя.

Многие «слуги» находятся в такой рабской зависимости от своих «хозяев», что совершают жуткие вещи! Иначе как гипнозом это и не назовешь. Знал я одну пару. Они не были женаты, «хозяин» сильно пил. Когда деньги у него заканчивались, он придходил домой к своей девушке-«слуге», и она молча отдавала ему все, что было в шкафу: шубу, кожаное пальто, снимала с себя золотые украшения. И так много раз. Причем он не бил ее, не угрожал. Но настолько парализовывал волю, что она чувствовала себя раздавленной, ничтожной тварью, готовой для «господина» на все.

В векторном кольце обожание и всепрощение «слуги» обычно провоцирует эгоизм «хозяина». Жена Ходасевича Нина Берберова вспоминает: «... ночами Ходасевич пишет. Я сплю, прижав к груди его пижаму, чтобы она была теплой, когда он захочет ее надеть... Часто ночами он будит меня: давай кофе пить, давай чай пить, даваи разговаривать. Я клюю носом». Нередки и грубость с хамством. Причем замечено: привыкнув таким образом общаться со «слугой», «хозяева» переносят эти отношения и на окружающих.

- Если уж вырваться из векторного кольца трудно, неужели у бедного «слуги» нет никаких шансов облегчить свою участь?

К счастью, есть. И самый удачный из них - «откупиться» от «хозяина». Большой зарплатой, положением в обществе, активным участием в домашнем хозяйстве. Смягчить жизнь в векторном браке может и большая разница в возрасте супругов. Своей молодостью и красотой «слуга» тоже дает сильную компенсацию «хозяину». Недавно я консультировал женщину, которая взяла себе в мужья молодого парда. И просто безумно счастлива. Помешана на сексе. А секс в векторном браке - бешеный, по крайней мере поначалу, пока «хозяин» из «слуги» всю кровь не выпьет. А потом опять начинается охлаждение отношений. Дальнейший сценарий - известен.

Я как-то пошел в одну психиатрическую клинику и попросил данные о пациентах. Меня интересовали года рождения этих людей и их супругов. Так надо мной там только посмеялись. Поэтому проследить, сходят ли люди с ума в векторных браках, не получилось. Данных о том, накладывают ли они на себя руки, тоже нет. Хотя некоторые случаи известны. Из-за любви к Валерию Брюсову, например, в двадцать два года застрелилась Надя Львова. В самоубийстве Мэрилин Монро тоже тень отношений с ее векторным «хозяином», Робертом Кеннеди. Я абсолютно уверен: пятьдесят процентов бытовых преступлений, а может быть, даже и больше связаны именно с векторным кольцом. Я столько раз видел мужей и жен, уже державших ножи в руках. Еще секунда - и все! Смерть! Жертвы чудом спасались.

- Да от таких связей надо бежать без оглядки!

Надо! Но если «хозяин» не отпускает, то у «слуги» из этого ничего не выйдет. Впрочем, рано или поздно «хозяину» станет скучно. Он потеряет бдительность. Тогда и появится возможность вырваться из кольца. Закономерность здесь такая: чем хуже векторный брак, тем больше шансов спастись. Самые жесткие варианты векторного брака, как правило, не живут. Они кончаются либо разводом, либо криминалом.

- Но если векторное кольцо так сильно, не потянет ли разведенных супругов снова друг к другу?

Такие случаи сплошь и рядом. Проведенные мной исследования показали, что отпущенный из кольца «слуга» сразу же начинает добиваться успехов во многих сферах. Он преображается, расправляет плечи, к нему возвращается былая привлекательность. Ну как тут экс-«хозяину» не подумать о возобновлении отношений? Часто этим дело и заканчивается. И все идет по второму кругу. «Хозяин» снова гробит «слугу». Кольцо не знает гуманизма. Другой вариант развития событий, когда освободившиеся от векторного брака «слуги» снова попадают в те же отношения с другими «хозяевами». Я знал одного Тигра, который трижды женился на Козах. Человек очень больной, в этих браках он как бы компенсировался.

- Значит, в векторных браках есть и свои плюсы?

О, плюсы могут быть совершенно бешеными. Особенно для людей творческих Профессий, которым нужна постоянная эмоциональная подпитка. Ничего этого искусственно им в векторном браке добиваться не надо. Душа и без того обнажена. Требуются слезы на сцене - они всегда близко, истерический смех - никаких проблем творческая среда - единственная, где можно хоть как-то оправдать векторный брак. Хотя людей, не имеющих к творчеству отношения, он тоже одаривает незабываемыми ощущениями. Их любовь порой зашкаливает, счастье не знает границ, секс превосходит все ожидания - настолько гармоничен. То есть жизнь обретает краски. Огромная энергия этого брака - источник и больших потрясений, и высочайшего взлета. Ни в одном-другом браке человек не может так высоко подняться в своих ощущениях и переживаниях, как при векторных взаимоотношениях.

Во времена застоя в моей среде вовлеченность в векторные браки составляла девяносто пять процентов! Жизнь-то была серой, скучной. Сейчас процент векторных браков резко пошел вниз. И без этого потрясений хватает. Хочется тыла, покоя. Впрочем, в жизни каждого из нас всегда есть место кольцу. Даже самый осторожный может оказаться в его сетях.

- Поясните, пожалуйста...

Как теперь выяснилось, одно из грандиозных значений векторного кольца - во взаимодействии с годом-«хозяином». Допустим, наступает год Обезьяны, кармический год для Крысы. И хочешь не хочешь, а триста шестьдесят пять дней «слуга»-Крыса будет в лапах своего векторного «хозяина». Весь мир ополчится против нее, последуют сплошные неприятности. Вот Ельцин-Коза (по многолетним, перепроверенным мною на сотнях людей данным, все четные годы восточного гороскопа наступают в районе 1 января, а нечетные - около 15 января) в девяносто восьмом попал в свой кармический год - Тигра. И что с ним происходило? Только ленивый его не пинал. Но вот кармический год кончился. И следующий будет менее напряженным. Все шишки достанутся Петухам, у которых векторный «хозяин» Кот.

- Если векторное кольцо так вездесуще, значит, оно может ворваться не только в личную жизнь человека?

И в дружбу, в творческие союзы и даже в политику. Но чем хороши в политике векторные пары. Между ними возникает колоссальная скорость информационного обмена: один только подумал - другой уже сказал. У каждого большого деятеля всегда на подхвате «маленький хозяин». У Ленина, например, им был Бухарин, у Хрущева - Аджубей, у Брежнева - Чурбанов, у Горбачева - любимый переводчик Палажченко. Все, что происходит в политике при Ельцине, тоже процентов на семьдесят- восемьдесят - векторное кольцо. Под его действием президент совершает большинство своих поступков.

- Давайте на этом остановимся поподробнее...

Ельцин родился в год Козы. Человек большой, энергичный, сильный. Поэтому естественно, что чисто визуально ему приятнее видеть рядом своих векторных «хозяев». Он их опекает, поднимает до себя. Посмотрите, ведь у Ельцина ни разу в ближайшем окружении не было фигуры, с которой бы он не состоял в векторном союзе. Коржаков был Тигром, Лебедь - Тигром, Черномырдин и Кириенко - тоже Тигры. Причем «хозяева» Козы. И очень разные... Наверное, вокруг Ельцина не только эти четыре Тигра обретались, а клюнул он именно на них. Почему? В векторном кольце тактика такая, опять же подсознательная: нужно прикинуться, чтобы рыбка заглотнула крючок. Лучше всего это удалось Кириенко. Просто невинная овечка по сравнению с Ельциным-«слутой». Единственный, кто в данной ситуации не маскировался, так это Лебедь...

- Ну и это не помешало ему стать отлученным...

С «хозяевами», конечно, приятно. Но они отнимают слишком много сил. Вот и из Ельцина четыре Тигра постепенно высосали все соки, доведя его до полного физического истощения. Когда, наконец, Ельцин окончательно обессилел, он впервые решился сменить векторных «хозяев» на векторных «слуг». Сначала появился Ястржембский, родившийся в год Змеи, потом Примаков и Сысуев того же знака.

А вот Горбачев, тоже появившийся на свет в год Козы, человек совсем другого масштаба. Он, наоборот, с первых же дней окружил себя только «слугами». В его Политбюро было девять Змей, то есть людей, которые и хотели бы сказать против него слово, но не могли. Находились в векторной зависимости.

- Такой подбор кадров происходил подсознательно?

Абсолютно. Выбор «слуги» или «хозяина» зависит от масштаба личности. Слабый всегда выберет «слугу», то есть того, кто еще слабее, чтобы можно было им помыкать. Вспомните, как Горбачев вил веревки из Рыжкова - хорошего человека, но векторно зависимого от своего «хозяина». А сильный потянется к еще более сильному. Но векторный «хозяин» «пьет кровь», со «слугой» скучно - он постоянно заглядывает в рот, пытается угодить. Вот Ельцин, набравшись после болезни сил, опять же подсознательно и сделал рывок из векторного кольца.

В его окружении появились люди по романтической линии, то есть линии взаимного уважения. Одни Петухи и Быки. Маслюков - Бык, Геращенко - Бык, Бордюжа - Бык. В принципе, серенький знак, чиновничий, но для государственной службы - идеальный. Очень работоспособный. Юмашев, кстати, с Ельциным тоже в романтической паре - Петух. Но он, увы, векторный «хозяин» Березовского. За что, наверное, и поплатился. Ну а дочь Ельцина Татьяна... Это кровь. Она сильнее любого гороскопа. Любой бы другой президент взял к себе на службу не столько приятного человека, сколько полезного, но у нашего Бориса Николаевича в этом отношении все наоборот...

Ирина МАСТЫКИНА,
обозреватель «Совершенно секретно»

09.04.2018

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ

Роковая женщина, роковой мужчина - знакомые характеристики, не правда ли? Но по какой причине они появляются в нашей судьбе, заставляя повиноваться их магическому притяжению? Почему эти личности, со своим особым шармом и магнетизмом, наделены судьбоносным влиянием на всех, кто находится рядом? А любовь с ними - роковая, смесь жгучих страстей и неудержимой романтики?

Интервью с Еленой Мэйли о любви, о власти рока в нашей жизни, роковых пристрастиях и рациональной силе исцеления, мы продолжаем наш спецпроект «Эзотерика в лицах”. Елена Мэйли, член-корреспондент РАНМ, лауреат конкурса “Лучший целитель России последнего десятилетия ХХ века”, наследница рода ведических целителей.

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА

Ее побаиваются - и втайне ненавидят женщины. О встрече с ней мечтают мужчины. Однако никто из них не в силах разгадать Ее по-настоящему. Или хотя бы на миг приоткрыть вуаль Ее тайны.

Чарующе недоступная - и оттого бесконечно желанная. Безумно заманчивая - и почти всегда недосягаемая. Именно этот, сводящий с ума, тип женщин и порождает испокон веков особенные, ни с чем не сравнимые эмоции, вызывая необъяснимое желание подражать им у остальных женщин - и разжигая в мужских сердцах испепеляющий огонь страсти и жажду обладать. Она не спешит раскрывать свои секреты - а лишь приумножает их. Она рождена изменить мир, и не всегда готова продолжить его существование в материнстве. От нее веет мистицизмом… Оттого встречу с ней и помнят всю жизнь. На то она и Роковая женщина!

РОКОВОЙ МУЖЧИНА

Имя Дон Жуана давно стало нарицательным для обозначения неотразимого сердцееда. Вот только не все помнят, что внешность героя была весьма далека от идеала. Он выглядел скорее демоном, чем Аполлоном. Именно в этой художественной параллели и кроется главный секрет неразгаданного типажа Рокового Мужчины. Мистически притягательным для женщин самых разных вкусов Он становится подчас вопреки общепризнанным канонам брутальной мужской красоты. Неотразимым его делают совсем иные черты: cила личности, темперамент, яркий характер и – разумеется - стиль общения, который сложно назвать иначе как завуалированный гипноз.

Невероятный талант создать видимость своей исключительности вкупе с искусным умением играть образ “рыцаря на белом коне” и является самой большой опасностью в судьбе выбранной Им дамы. Он много дает, но еще больше забирает. Ведь виртуозно играя на струнках женской души, парализуя волю и разум мистическим магнетизмом своей натуры, Он забирает часть души, пленит ее и с этим уходит, оставляя свою жертву в горьких мечтах о своем возвращении. Поэтому любовь к этому человеку остается навсегда. И не потому, что так предначертано судьбой, а потому что перед этим испытанием мы порой очень слабы...

РОКОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

- Елена, расскажите, пожалуйста, вкратце о феномене Роковых Отношений.

Прежде всего следует понимать, что, появляясь в жизни своего партнера, Роковые Мужчина или Женщина априори влияют на нее крайне негативно. Построенная на болезненной игре чувств и страстей жизнь очень часто принимает драматический оборот - а подчас и вовсе может закончиться трагично. Ведь даже если Он (Она) бросает вас - маниакальная одержимость партнером перетекает в серьезнейшую психическую болезнь.

- На чем основана столь глубокая зависимость и есть ли что-то общее во всех подобных историях?

Разумеется, каждая история неповторима, полна глубоко личных переживаний. Однако, если рассматривать ее эзотерически, я вижу, что меняются лишь детали и обстоятельства - в остальном же суть остается неизменной. Все, кто когда-либо сталкивался с Роковым Увлечением, повторяют одни и те же слова: «Любовь к Ней (Нему) - это ВСЁ, что было в моей жизни». Человек навсегда делит свою жизнь на «до» и «после». В этом и состоит самый сложный аспект. Ведь любые отношения с Роковой Половиной представляют собой, в первую очередь, глубочайшую психическую привязку. У меня на приеме очень часто встречаются ситуации, когда доведенные до отчаяния жертвы Роковой Привязанности просят убрать эту болезненную и истощающую привязку и настроить на истинную любовь.

Это был обычный, как казалось, легкий флирт на работе. Вот только он как-то слишком стремительно перерос сначала в страстное влечение, а затем - почти незаметно - в почти полную одержимость.

К моменту, когда Ольга полностью растворилась в его любовных манипуляциях, ситуация стала необратимой. Даже узнавая еще и о параллельных похождениях Андрея, она не могла противостоять его магнетизму - разум был парализован мыслями только о нем. Но именно в этот кульминационный момент – он увлекся… начальницей Ольги. Для него это была лишь игра на их чувствах и мыслях. И он жил этой игрой, а для Ольги под угрозой оказалась все – семья, любящий муж, прекрасные дети, карьера. Она чахла в своих страданиях, теряя себя и свои силы. И лишь чудовищным усилием воли, находясь на грани нервного срыва, она выбрала единственно верный путь – прийти на прием. Именно это решение и спасло ее жизнь, спасло семью и карьеру.

РОКОВАЯ ЛЮБОВЬ

- Роковая Любовь, Елена, скажите в чем ее главная опасность?

Это всегда кармическое слияние двух судеб. Здесь нет места интуиции, поддержке и взаимопониманию. Это пара “Хозяин-Слуга”, в которой удел жертвы - помимо ее воли - терпеливое участие в судьбе возведенного ею на пьедестал Хозяина, ради которого она готова идти на бесконечные страдания. Такие браки всегда драматичны тем, что партнеры ломают судьбы друг другу.

История из практики.

С самого начала Наталья понимала, что ступила на зыбкую почву. Вот только поделать уже ничего не могла. Подруги наперебой твердили, что она совершает огромную ошибку, уходя из стабильного брака с Игорем к избалованному жизнью Виктору, что она лишь очередной желанный трофей в его победоносной коллекции. Виктор мало походил на Казанову, зато от него веяло каким-то особенным магнетизмом, заставляющим забыть обо всем на свете. Свой медовый месяц они провели на Сейшелах, в полном уединении. Виктор дарил ей самые прекрасные рассветы и закаты, и она полностью растворилась в мечтах о безоблачной жизни. Все было слишком сказочно, чтобы обращать внимание на мелочи. И едва закончились эти волшебные дни, как в словах и взглядах Виктора проступила едва ощутимая холодность, а чуть позже отсраненность… Наталья перестала чувствовать себя любимой и единственной.

Мир померк и потерял смысл, когда она узнала о его интрижках на стороне, но скрепя сердце, решила терпеливо ждать, что он успокоится. Получая взамен уже редкие, но оттого еще более желанные часы с ним... Он то уходил, то приходил. Раз за разом, сжигая себя изнутри, прощала - лишь бы ее любимый был рядом, лишь бы не распался ее уже второй брак. Если бы мама буквально не заставила ее прийти на сеанс, все могло закончиться фатально.

- Елена, какой выход из такой ситуации? Как вы разрешаете такие проблемы?

Прежде всего, в каждой ситуации есть своя кармическая упорядоченность, я вижу в силу каких причин образовалось роковое кольцо и что необходимо сделать, для обеспечения положительного энергообмена в паре. Находясь внутри прочного Рокового Круга сделать это своими силами невозможно, ведь независимость мышления каждого из партнеров сводится к нулю. В роковом браке Слуга-Хозяин, не только роковые ошибки у самих супругов, но и их дети вырастают с роковыми страстями, полностью копируя судьбы родителей. Я меняю ситуацию коренным образом - возвращаю истинные чувства и гармонию в семью. Это работа профессионала, работа с душами партнеров, работа с тонким планом чувств… Поэтому, хочу сказать парам, далеким от гармонии - не стоит идти на поводу у Рока, вы созданы для счастья, оно изначально заложено в вашу судьбу, и вы обязательно должны его обрести.

Совет от Елены Мэйли:

Я предлагаю вам сопоставить свои отношения в паре через парность зодиакальных знаков (первый знак пары – «Слуга», второй – «Хозяин»):

Овен-Стрелец, Телец-Водолей, Близнецы-Телец, Рак -Лев, Лев-Рыбы, Дева-Скорпион, Весы-Овен, Скорпион-Близнецы, Стрелец-Дева, Козерог-Рак, Водолей- Козерог, Рыбы-Весы.

Этой схематике подчинен и принцип ритмической смены активности времен года: период «Слуги» – подъем; период «Хозяина» – спад.

Поэтому, намечайте себе в период подъема все, что требует активизации (здоровье, косметология, планы, намерения, мечты). А в моменты спадов - избавляйтесь от всего ненужного (лишние килограммы, вредные привычки, отношения).

Интервью с Еленой Мэйли вела Наталья Зимина

1952 год. Похороны в мусульманской семье. Вдруг с неба на маленького Риззу (Парзан Дастур) падает красная дупатта… В этот же день за обедом Риззу стал свидетелем ссоры бабушки Файязи (Сурекха Сикри-Реге) и деда (Амриш Пури); бабушка просила своего мужа простить наконец их единственную дочь… Мальчика эти события стали тяготить, и он попросил свою няню Зайнаби рассказать ему о маме, спросил где она. Тогда няня рассказывает Риззу о его «второй маме»- сказочной принцессе Зубейде, которая танцевала в кино, а потом ее встретил махараджа и увез на ковре-самолете в далекую сказочную страну, но этот самолет упал и сейчас дом Зубейды среди звезд. Звезды мерцают, когда она начинает танцевать… Риззу уснул, и во сне ему явилась сказочная принцесса Зубейда…

Проходят годы. Действие фильма переносится в 1980 год. Риззу/Риаз Масуд (Раджит Капур) — киножурналист, он задался целью узнать правду о жизни своей матери, которую от него так тщательно скрывали все эти годы и попытаться понять тайну ее гибели. Он мечтает раздобыть пленку единственного фильма Зубейды «Девушка-цыганка» с ее легендарным танцем. Молодой человек едет в Пуну, где встречается с постановщиком этого танца Мастером Хиралалом (Шакти Капур), который с любовью вспоминает о талантливой красавице Зубейде ("Зубейда!!! Как она танцевала! Она могла стать известной актрисой! Сейчас же девушки напялят на себя короткие маечки и мини-юбки и прыгают как обезьяны! И это танцы?»), но помочь с пленкой не может. Хиралал направляет Риаза к Роуз Девенпорт/Рози (Лиллит Дубей) — известной актрисе и танцовщице того времени, подруге Зубейды, музе и любовнице Сулеймана Сетха, отца Зубейды, владельца киностудии.

Так, из обрывков воспоминаний разных людей и чтения дневника Зубейды, перед Риазом открывается картина жизни его матери.

… Зубейда (Каришма Капур за работу в этом фильме удостоена премии Национальной ассоциации кинематографистов Индии и Filmfare Awards как Лучшая актриса 2001 года) — единственная дочь известного и влиятельного кинопродюсера Сулеймана Сетха. Она молода, красива и талантлива и мечтает стать актрисой, но отец категорически против. Он может показаться деспотом, на самом же деле он старается уберечь дочь от возможного пагубного влияния мира кино. На вечеринке Сулейман объявляет о предстоящей свадьбе дочери. Слезы Зуби, ее нежелание выходить замуж за нелюбимого не смогли сломить волю отца: «Любовь только в кино и в поэзии. Какое это имеет отношение к замужеству?» Сулейман насильно выдает дочь замуж за Мехбуба Алама (Винод Шерават) — сына своего старого приятеля Саджида Масуда (С. М. Захир), который переехал из Пакистана.

Вскоре у Зубейды рождается сын Риззу, но именно в этот день главы породнившихся семейств ссорятся и Мехбуб разрывает брачные узы… Зуби остается одна с ребенком на руках, но судьба дает ей еще один шанс — однажды на скачках, куда она поехала вместе с Рози, в нее с первого взгляда влюбляется привлекательный правитель княжества раджпутов махараджа Фатехпура Виджейендра Сингх/Виктор (Манодж). В жизнь Зубейды приходит любовь, и она наполняется смыслом. Но, оказывается, Виктор женат и не собирается разводиться со своей женой Мандирой Деви (Рекха), у него двое маленьких детей. Зубейда соглашается стать его второй женой.. .

Мать благословляет Зуби и дает добро на этот брак при одном условии — Риззу останется с ними, чтобы продолжить их род. Зуби уезжает в Фатехпур и проводит там несколько счастливых лет с любимым человеком, став младшей госпожой Минакши Деви. Конечно, не все было гладко; жизнь во дворце текла по строгим правилам и эти правила являлись частью культуры раджпутов.» У нас есть права и долг, это две стороны нашей жизни и мы должны следовать этому» — сказала однажды Мандира Деви/Манди. Обязанность же Зуби заключалась, по словам Виктора, в том, чтобы всегда выглядеть красивой и ублажать своего мужа.

Сам Виктор большое количество времени уделял государственным делам, подготовке к выборам и в этом ему помогала Манди. Зуби жила в охотничьем домике, куда ровно в 13 часов приходил на обед Виктор и оставался с ней до вечера… Зуби все чаще ощущала себя птичкой в золотой клетке. И однажды красивая сказка о принцессе-танцовщице и прекрасном правителе княжества закончилась трагедией…

Режиссер фильма Шьям Бенегал — известный мастер серьезного думающего кино. В своих ранних работах он предпочитал снимать мастеров «новой волны» индийского кинематографа — Смиту Патиль, Шабану Азми, Насируддина Шаха, Амриша Пури, Кулбхушана Кхарбанду, Саида Джаффри, Ома Пури, Гириша Карнада, Ананта Нага и других. Наиболее известны его фильмы в России — «Росток», «Конец ночи», «Трудная роль», «Рыночная площадь». «Zubeidaa» нисколько не уступает лучшим работам гениального Мастера; это драматическая и печальная история девушки, страстно ищущей свою дорогу в жизни, свое счастье, на которые она имеет полное право. Это история любви в контексте семейных отношений и традиций. Кто побеждает в этом поединке? И есть ли виновные?

Фильм поставлен просто отлично, нет ни единого момента, где бы не хотелось верить происходящему на экране. Абсолютно все актеры играют изумительно и очень достоверно, никакого переигрывания, вставных эпизодов, все песни гармонично вплетены в канву повествования. Превосходно передан колорит той эпохи, от костюмов и песен до воссоздания домов и сооружений, не говоря уже о быте, нравах и традициях. Я была восхищена искусством перевоплощения Лиллит Дубей. Роль Зубейды, наверное, лучшая в карьере Каришмы, настолько замечательно переданы все эмоции и чувства своей героини, что порой я забывала, что смотрю фильм, искренне сопереживая Зуби. Манодж величав и статен, настоящий махараджа. Рекха красива и грациозна, ее героиня мудра и спокойна. Сурекха и Амриш замечательно смотрелись в роли диаметрально противоположных, но образующих одно целое супругов — суровый и деспотичный Сулейман и безропотная Файязи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь