Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

«Дневник по соблазнению миллиардера» Насти Рыбки очень грустная книга. Формат у нее: «пересказываю все в подробностях три дня, когда нам было нечем заняться, набралось на книжку», а содержание душераздирающее. Сюжет такой: выпускница пикаперских курсов Алекса Лесли Настя проходит кастинг для оплачиваемой поездки на какую-то яхту, прилетает с группой других девушек, под руководством Лесли, который ее постоянно держит на контроле через сообщения и звонки, забирается в постель («соблазняет») к владельцу яхты, выясняет, что тот со всеми приезжающими девушками договаривается о суррогатном материнстве, затем узнает, что подсаживают тем клонов олигарха, и хотя тот вдруг хочет от нее их общего ребенка, а не клона, смывается к Лесли. Что же в этой истории, процент правды в которой неизвестен, печального?

Во-первых, пикаперские тренинги Лесли, обильно рекламируемые в книге. Они существуют и для женщин, — тех называют охотницами, насилуют, приучают к диссоциации с собственным телом и отсутствию заботы о себе (в книге героиню долго не кормят,не дают спать и т.д., а она терпит и не выступает), склоняют к идее заниматься сексом, даже когда не хочется, с теми, кого не хочется, а самым важным объявляется сексуальная активность, регулируемая исключительно главой тренингов. Желающие ознакомиться с подробностями — вам на Baginya.org . По факту, это деструктивная секта с мощным промыванием мозгов. Это и снаружи видно, и в книге проговаривается — в гуру его поклонницы поголовно влюблены, но внимание необходимо зарабатывать, а сам Лесли изображается человеком несколько не от мира сего, например, не думающим о будущем, это типичный культ.

Во-вторых, использование Алексом Лесли женщин в собственных целях и сутенерство. Рыбка неоднократно проговаривает, что поехала на яхту эскортом не ради денег, то есть логично предположить, что деньги ушли не ей, а хозяину. Он при этом обставляет все как очередное задание («влюбить в себя олигарха»), то есть пудрит мозги, заставляя женщину заниматься проституцией, а доход прибирает себе. Причем (прямо по книге, изданной под его руководством) он так и с другими женщинами поступает. Например, в одной из глав он нанимает частного детектива и вопрос оплаты нигде не поднимается, однако Лесли приводит детектива в квартиру, где находятся четыре голые «охотницы» с завязанными глазами, которых предложили для секса. Самим же женщинам сказали, что это челлендж — надо будет угадать в обычной жизни, с кем из встречающихся мужчин этот секс был. Учитывая, что детектива в их тусовке нет, и они его все равно никогда не встретят, Лесли девушек просто поимел и расплатился ими за работу.

В-третьих, совершенно искаженная картина мира героини (явно в том числе и результат предыдущих пунктов). Ее и компанию девушек привезли как эскорт, то есть секс подразумевается (она несколько раз проговаривает, что за секс им не приплачивают, все по доброй воле, но секс в таких случаях и так входит в пакет), однако героиня описывает все так, будто она сама склоняет олигарха к сексу, и это достижение. Это довольно типичное поведение для переживших неоднократное сексуальное насилие — начинают проявлять взрывную сексуальную активность, потому что сексуальное использование представляется неизбежным (и нередко так и есть), и попытка управлять ситуацией под видом «а я сама хотела» вызывает ощущение контроля. Помогает сохранить самоуважение и не чувствовать себя жертвой, но это самообман. Она даже (похоже, искренне) считает, что разводит других девушек на секс с владельцем яхты, хотя они именно за этим и прилетели. Кроме того, героиня уверена, что ловко манипулирует окружающими, хотя все описанные приемы довольно топорные и в долгосрочной перспективе не работают. Впрочем, поскольку учащий этим приемам гуру настаивает только на краткосрочных целях (кодекс охотницы приводится в конце книги), у членов секты нет возможности проверить, как манипуляции действуют на длинной дистанции, они сваливают раньше, поэтому нет и возможности верифицировать методы.

В-четвертых, насилия-то на яхте завались. Например, олигарх вынужден прятать героиню от другого персонажа, потому что тот ее хочет, и если бы спрятать не успели, ей пришлось бы заниматься с тем сексом, несмотря на нежелание. Сама она большую часть времени секса с самим олигархом не хочет тоже, более того, он ей противен, потому что влюблена в другого, ей приходится постоянно притворяться. В одном из эпизодов героиня боится, что ее убьют, поэтому минет потенциальному убийце выполняет с особым старанием — в надежде, что это поможет ей спастись. Еще владелец яхты занимается анальным сексом без подготовки с женщиной, которая еще не проснулась (описание из книги: «Со стороны кажется, что Руслан занимается сексом с мертвой девочкой»). Но сама героиня как насилие это не квалифицирует, таких идей даже не возникает, границы нормы у нее очень смещены. Более того, она сама пытается максимально использовать других присутствующих женщин, и это худшее, на самом-то деле, последствие любого насилия — оно вовлекает все больше и больше людей, и подвергающиеся насилию тоже начинают активно проявлять, другой-то продуктивной модели действий у них перед глазами нет.

Так что книга Насти Рыбки — это подробное изложение, во что превращается жизнь участницы секты Алекса Лесли: насилие, боль, отвращение, распространение всего этого дальше при полной поддержке «учителя» и его культа. Когда же его наконец посадят-то, а?

Настя Рыбка

Дневник по соблазнению Миллиардера, или Клон для олигарха

© Настя Рыбка, текст, фото, 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Посвящается

моему стеснительному миллиардерчику

Руслану ПодХвост

[Введение]

Я прочла несколько книг про соблазнение миллиардеров – художественных произведений, будто бы основанных на реальных событиях. К сожалению, авторы всех этих произведений, видимо, недостаточно хорошо знакомы с людьми этого круга. Именно поэтому я выпускаю эту книгу как есть, в виде собственных заметок, без какой-либо литературной обработки. Такого миллиардера, который описан во многих романах, не может существовать в природе. Я не видела ни одного миллиардера, который сам ходил бы в магазин, водил машину, наливал себе чай или встречался с кем-либо лично в одиночку. В знаменитых «Пятидесяти оттенках серого» мистер Грей сам пошел в магазин за стройматериалами, один на один дал интервью студентке – без посторонней помощи, без секретарей… Ха-ха, с ума сойти, – да никогда! Люди этого уровня привыкли к прислуге, и, находясь в отношениях с ними, волей-неволей вступаешь и в отношения с прислугой, которая весьма многочисленна. Она чуть ли не в кровать заглядывает, и к ней привыкаешь, как к мебели.

Поэтому для соблазнения миллиардера необходимы такие навыки коммуникации с мужчинами и женщинами, которые без специальной подготовки недоступны обычным молодым девочкам. А теперь часть такой подготовки можно получить в этой книге. В ней ты увидишь реальную историю соблазнения простой белорусской студенткой человека, вошедшего в двадцатку самых богатых людей планеты, одного из самых богатых в России. Конечно, без поддержки не обошлось, мне помог гениальный учитель по соблазнению, мой тренер Алекс Лесли. Без него этой истории не было бы!

Я раскрываю техники соблазнения, которые сработали, и предлагаю тебе вместе со мной пройти по пути соблазнения этого миллиардера. Я буду анализировать каждый свой шаг, привлекая тебя к рассуждениям по поводу стратегий манипулирования самыми богатыми людьми планеты. Так мы вместе пройдем этот путь, что позволит передать тебе мой ценный опыт.

Предупреждение для слабонервных, моралистов и девственниц

В жизни сверхбогатых людей много странностей, много вещей, которые выходят за рамки понятного для обычного, нормального человека. Поэтому у нас с тобой возникнет множество ситуаций, из который придется выпутываться. Меня, обычную белорусскую студентку, кое-что из жизни миллиардера шокировало. Прошу прощения, если что-либо окажется очень неприличным для тебя . Все равно выбираться из этих историй нам придется вместе, не забывая о цели – соблазнении миллиардера.

[Охотница: кто это?]

Охотница живет в эмоциональном мире, объекты которого – изменения.

Она живет здесь и сейчас, она не думает о прошлом и будущем. Потому что эмоции существуют только здесь и сейчас, не в прошлом и не в будущем. Поэтому она встречается с мужчинами и, так как живет в эмоциональном мире, то и им дает кучу эмоций. И они влюбляются в нее. Влюбляются в том числе и очень богатые мужчины – еще и потому, что стандартными вещами им ее не зацепить. Они не могут получить ее, покатав на «Ламборгини» или кучу бабок ей отвалив. Почему? Потому что для нее это не является ценностью, ее ценность – эмоция. А чем может цеплять богатый мужик? Он привык цеплять одним и тем же. Статусом. Деньгами. Системными вещами. А она – не системный игрок. Она – человек, которого может зацепить только что-то эмоциональное. Поэтому охотница для богатых мужиков недоступна, и эти мужики влюбляются в нее.

Они не могут ее купить. Посадить дома. Заставить ее делать то, что они хотят. Она для них недоступна. Почему же они хотят ее? Да потому, что она передает им глубокие эмоции и делает это умело. Она научена раскачивать любого человека, вызывать чувства. Это мастерский уровень воздействия на мужчин. Он куда глубже и сильнее по воздействию, чем обычное поведение женщины, выпрашивающей бриллианты.

Идеология Охотницы

Материальный мир – это неподвижная картина. Это мир комфорта. Этот мир – статичный.

И есть женщины, которым наскучило смотреть на одно и то же, они хотят движения. А движение – это кино! Это эмоциональный мир. Кино строится по законам изменений, а картина – по законам статичности.

В материальном мире главное – это стабильность и постоянство, а в эмоциональном – изменения и приключения. Ценность эмоционального мира – в изменениях.

Отношения, которые строятся в эмоциональном мире, – это отношения, построенные по законам кино, по законам драматургии, изменений. Там все наоборот! Если в обычных отношениях люди стремятся к определенности, то для страсти и эмоциональных отношений необходима неопределенность. Необходима полярность. Противоположные эмоции. Раскачка. Для обычных отношений раскачка – это плохо; нужно, чтобы все было ровно и тихо. А для страсти – хорошо! Маятник эмоций приводит к изменениям. Большим страстям, чувствам.

Охотница – это существо эмоционального мира. Ее ценностями являются любовь и страсть, влюбленность этого мужчины. Ей не нужны его деньги, ей нужно приключение, увлеченность им, ситуацией, романом, историей. Чтобы он влюбился в нее по уши. Дал ей страсть, ощущения, незабываемые истории с ним, которые она сможет вспоминать. И такие воспоминания для нее ценнее, чем любые деньги, которые он ей может дать. Чтобы вызвать у него эмоции, она может отказаться от всех его подарков, даже очень дорогих, вернуть ему все подаренное или отдать что-то свое, очень дорогое в материальном мире.

Ни одна обычная женщина этого не сделает, потому что для обычной женщины важна стабильность. Обычной женщине важно затащить его в загс и распечатать его на пол-ярда.

Хорошая метафора, или Что нужно Охотнице?

– Что я для тебя могу сделать? – спрашивает царь.

– Отойди от солнца, ты его заслоняешь!

– Я царь. Я стою перед тобой и могу дать тебе все, что ты захочешь! Проси!

– Царь, если ты будешь умирать от жажды в пустыне, сколько будешь готов отдать за стакан воды?

– Полцарства.

– Так какой толк от твоего полцарства, когда оно стоит стакан воды?

Эта история показывает ценность материального мира для человека, который живет в эмоциональном мире, – для Охотницы.

Когда человек знакомится с высочайшими ценностями эмоционального мира, такими как любовь, безумная страсть, он настолько обесценивает объекты мира материального, что готов покончить жизнь самоубийством, потерять весь мир. Потому что все богатства мира кажутся ему ничем в сравнении с тем, что он потерял в эмоциональном мире.

Многие люди теряли капитал – и ничего; но мы постоянно слышим, что люди убивают себя, теряя любовь. Почему? Получив однажды ее, любовь, и потеряв впоследствии, они осознают, что без любви мир не мил.

Мы понимаем, что объект эмоционального мира гораздо ценнее, чем объект материального. Ценность измеряется в эмоциях, вложенных в имущество или деньги. Вот миллиард: что ты сможешь с ним сделать? Можешь ли ты испытать инсайд? Просветление? Ощущение оргазма мозга? Нет! А от того, что ты получишь миллиард, или от того, что ты его потеряешь, – да! Изменение материального мира породило объект эмоционального мира, и ты уже кайфуешь или страдаешь!

Все творцы, писатели, ученые, все новаторы живут в эмоциональном мире.

Моя история. Книга, которая изменила мою жизнь

Мой путь начался в маленьком белорусском городке. Я обычная студентка – заочница биофака. Прохожу практику после обучения, подрабатывая в лаборатории. Живу в двушке с мамой, она хирург, работает с утра до вечера, я ее почти не вижу. Папу не видела никогда.

Настя Рыбка

Дневник по соблазнению Миллиардера

Посвящается моему стеснительному миллиардерчику Руслану ПодХвост.

Введение

Я прочитала несколько художественных произведений, основанных на реальных событиях, про соблазнение миллиардеров. К сожалению, авторы этих произведений, видимо, незнакомы с людьми этого круга. Именно поэтому я без художественной редактуры выпускаю эту книгу – как есть в виде заметок. Такого миллиардера, который описан во многих художественных романах, не может существовать в природе, ибо я не видела ни одного миллиардера, который сам ходит в магазин, водит машину, наливает себе чай или встречается с кем-либо лично, в одиночку, как в «50 оттенков серого», когда мистер Грей сам пошел в магазин за стройматериалами, один на один дал интервью студентке без посторонней помощи секретарей – ха-ха с ума сойти – никогда! Люди этого уровня привыкли к прислуге, и при отношениях с миллиардерами волей-неволей вступаешь в отношения с прислугой, которая весьма многочисленна. Она чуть ли не в кровать заглядывает, и к ней привыкаешь как к мебели. И поэтому для соблазнения миллиардера необходимы такие навыки коммуникации с мужчинами и женщинами, которые без специальной подготовки недоступны обычным молодым девочкам. А теперь часть такой подготовки можно получить в этой книге. В ней ты увидишь реальную историю, соблазнения простой бедной белорусской студенткой человека, вошедшего в 20 самых богатых людей планеты, одного из самых богатых в России. Конечно, без чужой помощи не обошлось, мне помог в этом гениальный учитель по соблазнению, мой тренер Алекс Лесли. Без него этой истории не было бы!

Я раскрываю техники соблазнения, которые сработали, и предлагаю тебе вместе со мной пройти по пути соблазнения этого миллиардера. Я буду анализировать каждый свой шаг, привлекая тебя к рассуждениям по поводу стратегий манипуляции самыми богатыми людьми планеты.


Так мы вместе с тобой пройдем по одному пути, и это позволит передать тебе мой ценный опыт.


Предупреждение для слабонервных, моралистов и девственниц: В жизни самых богатых людей много странностей и вещей, которые заходят за рамки обычного нормального человека. Поэтому у нас с тобой возникнет множество ситуаций, из который придется выпутываться. Меня, обычную простую белорусскую студентку, кое-что из жизни миллиардера шокировало. Прошу прощения, если что-либо окажется очень неприличным для вас. Все равно выпутываться из всех ситуаций нам придется вместе, не забывая о цели – соблазнение миллиардера.

Охотница – кто это?

Охотница живет в эмоциональном мире, объекты которого – это изменения.

Она живет здесь и сейчас, она не думает о прошлом и будущем. Потому что эмоции существуют только здесь и сейчас, не в прошлом и не в будущем. Поэтому она встречается с мужчинами, и так как она живет в эмоциональном мире, она дает им кучу эмоций. И они влюбляются в нее. И очень богатые мужчины влюбляются в нее еще и потому, что стандартными вещами они ее зацепить не могут. Он не может зацепить ее, покатав на «Ламборджини» или кучу бабок ей отвалив. Почему? Потому, что для нее это не является ценностью, ее ценность – это эмоция. А чем может цеплять богатый мужик? Он привык цеплять одним и тем же. Статусом. Деньгами. Системными вещами. А она – не системный игрок. Она человек в которого может зацепить только что, то эмоциональное. Поэтому она для этих мужиков недоступна и эти мужики влюбляются в нее. Он не может ее купить. Посадить дома. Заставить ее делать то, что он хочет. Она для него недоступна. Притом что она передает ему достаточно глубокие эмоции, так как она этому научена. Научена раскачивать любого человека, вызывать чувства.


Идеология Охотницы

Материальный мир – это картина. Это мир комфорта. Это мир статичный. И есть женщины, которым наскучило смотреть на одно и то же, и они хотят движения. А движение – это кино! Это эмоциональный мир. Кино строится по законам изменений, а картина – по законам статичности.

В материальном мире главное – это стабильность и постоянство, а в эмоциональном – изменения и приключения. Ценность эмоционального мира в изменениях.

Отношения, которые строятся в эмоциональном мире, – это отношения, построенные по законам кино, по законам драматургии, изменений. Там все наоборот! Если в обычных отношениях люди стремятся к определенности, то для страсти и эмоциональных отношений необходима неопределенность. Необходима полярность. Полярные эмоции. Раскачка. Для обычных отношений раскачка это плохо, нужно, чтобы все было ровно и тихо. А для страсти – это хорошо! Потому, что они приводят к изменениям. Большим страстям, эмоциям.

Охотница – это существо эмоционального мира. Ее ценностями являются любовь и страсть, влюбленность этого мужчины. Ей не нужны его деньги, ей нужно приключение, увлеченность им, ситуацией, романом, историей. Чтобы он влюбился в нее по уши. Дал есть страсть. Ощущения, истории с ним, которые она сможет вспоминать. И для нее это ценнее, чем любые деньги, которые он ей может дать. Для того чтобы вызвать у него эмоции, она может отказаться от его подарков, даже от очень дорогих, от всех, вернуть ему все или дать ему что-то свое, очень дорогое в материальном мире.

Ни одна обычная женщина этого не сделает, потому что для обычной женщины важна стабильность. Для обычной женщины важно затащить его в загс и распечатать его на пол ярда.


Хорошая метафора, или Что нужно Охотнице?

– Что я для тебя могу сделать? – спрашивает царь.

– Отойди от солнца, ты его заслоняешь!

– Я царь. Я стою перед тобой и могу дать тебе все, что ты захочешь! Проси!

– Царь, если ты будешь умирать от жажды в пустыне, сколько будешь готов отдать за стакан воды?

– Пол царства.

– Так что-толку от твоего пол царства, когда оно стоит стакан воды!

Эта метафора показывает ценность материального мира для человека, который живет в эмоциональном мире, – для Охотницы.


Когда человек знакомится с высочайшими ценностями эмоционального мира, такими как любовь, безумная страсть, он настолько обесценивает объекты материального мира, что готов покончить жизнь самоубийством, потерять весь мир. Потому что все богатства мира ему кажутся ничем в сравнении с тем, что он потерял в эмоциональном мире.

Многие люди теряли капитал, и ничего, но мы постоянно слышим, что люди убивают себя, теряя любовь. Почему? Они, получив ее, любовь, когда ее теряют, понимают, что без любви мир не мил.

Таким образом мы понимаем, что объект эмоционального мира гораздо ценнее, чем объект материального мира, так как ценность измеряется в эмоциях, вложенных в эти имущество и деньги. Вот миллиард, что ты сможешь с ним сделать? Можешь ли ты испытать инсайд? Просветление? Ощущение оргазма мозга? Нет! А от того, что ты получишь миллиард, или от того, что ты его потеряешь, – да! Изменение материального мира породило объект эмоционального мира, и ты уже кайфуешь или страдаешь!

Настя Рыбка

Дневник по соблазнению Миллиардера, или Клон для олигарха

© Настя Рыбка, текст, фото, 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Посвящается

моему стеснительному миллиардерчику

Руслану ПодХвост

[Введение]

Я прочла несколько книг про соблазнение миллиардеров – художественных произведений, будто бы основанных на реальных событиях. К сожалению, авторы всех этих произведений, видимо, недостаточно хорошо знакомы с людьми этого круга. Именно поэтому я выпускаю эту книгу как есть, в виде собственных заметок, без какой-либо литературной обработки. Такого миллиардера, который описан во многих романах, не может существовать в природе. Я не видела ни одного миллиардера, который сам ходил бы в магазин, водил машину, наливал себе чай или встречался с кем-либо лично в одиночку. В знаменитых «Пятидесяти оттенках серого» мистер Грей сам пошел в магазин за стройматериалами, один на один дал интервью студентке – без посторонней помощи, без секретарей… Ха-ха, с ума сойти, – да никогда! Люди этого уровня привыкли к прислуге, и, находясь в отношениях с ними, волей-неволей вступаешь и в отношения с прислугой, которая весьма многочисленна. Она чуть ли не в кровать заглядывает, и к ней привыкаешь, как к мебели.

Поэтому для соблазнения миллиардера необходимы такие навыки коммуникации с мужчинами и женщинами, которые без специальной подготовки недоступны обычным молодым девочкам. А теперь часть такой подготовки можно получить в этой книге. В ней ты увидишь реальную историю соблазнения простой белорусской студенткой человека, вошедшего в двадцатку самых богатых людей планеты, одного из самых богатых в России. Конечно, без поддержки не обошлось, мне помог гениальный учитель по соблазнению, мой тренер Алекс Лесли. Без него этой истории не было бы!

Я раскрываю техники соблазнения, которые сработали, и предлагаю тебе вместе со мной пройти по пути соблазнения этого миллиардера. Я буду анализировать каждый свой шаг, привлекая тебя к рассуждениям по поводу стратегий манипулирования самыми богатыми людьми планеты. Так мы вместе пройдем этот путь, что позволит передать тебе мой ценный опыт.

Предупреждение для слабонервных, моралистов и девственниц

В жизни сверхбогатых людей много странностей, много вещей, которые выходят за рамки понятного для обычного, нормального человека. Поэтому у нас с тобой возникнет множество ситуаций, из который придется выпутываться. Меня, обычную белорусскую студентку, кое-что из жизни миллиардера шокировало. Прошу прощения, если что-либо окажется очень неприличным для тебя . Все равно выбираться из этих историй нам придется вместе, не забывая о цели – соблазнении миллиардера.

[Охотница: кто это?]

Охотница живет в эмоциональном мире, объекты которого – изменения.

Она живет здесь и сейчас, она не думает о прошлом и будущем. Потому что эмоции существуют только здесь и сейчас, не в прошлом и не в будущем. Поэтому она встречается с мужчинами и, так как живет в эмоциональном мире, то и им дает кучу эмоций. И они влюбляются в нее. Влюбляются в том числе и очень богатые мужчины – еще и потому, что стандартными вещами им ее не зацепить. Они не могут получить ее, покатав на «Ламборгини» или кучу бабок ей отвалив. Почему? Потому что для нее это не является ценностью, ее ценность – эмоция. А чем может цеплять богатый мужик? Он привык цеплять одним и тем же. Статусом. Деньгами. Системными вещами. А она – не системный игрок. Она – человек, которого может зацепить только что-то эмоциональное. Поэтому охотница для богатых мужиков недоступна, и эти мужики влюбляются в нее.

Они не могут ее купить. Посадить дома. Заставить ее делать то, что они хотят. Она для них недоступна. Почему же они хотят ее? Да потому, что она передает им глубокие эмоции и делает это умело. Она научена раскачивать любого человека, вызывать чувства. Это мастерский уровень воздействия на мужчин. Он куда глубже и сильнее по воздействию, чем обычное поведение женщины, выпрашивающей бриллианты.

Идеология Охотницы

Материальный мир – это неподвижная картина. Это мир комфорта. Этот мир – статичный.

И есть женщины, которым наскучило смотреть на одно и то же, они хотят движения. А движение – это кино! Это эмоциональный мир. Кино строится по законам изменений, а картина – по законам статичности.

В материальном мире главное – это стабильность и постоянство, а в эмоциональном – изменения и приключения. Ценность эмоционального мира – в изменениях.

Отношения, которые строятся в эмоциональном мире, – это отношения, построенные по законам кино, по законам драматургии, изменений. Там все наоборот! Если в обычных отношениях люди стремятся к определенности, то для страсти и эмоциональных отношений необходима неопределенность. Необходима полярность. Противоположные эмоции. Раскачка. Для обычных отношений раскачка – это плохо; нужно, чтобы все было ровно и тихо. А для страсти – хорошо! Маятник эмоций приводит к изменениям. Большим страстям, чувствам.

Охотница – это существо эмоционального мира. Ее ценностями являются любовь и страсть, влюбленность этого мужчины. Ей не нужны его деньги, ей нужно приключение, увлеченность им, ситуацией, романом, историей. Чтобы он влюбился в нее по уши. Дал ей страсть, ощущения, незабываемые истории с ним, которые она сможет вспоминать. И такие воспоминания для нее ценнее, чем любые деньги, которые он ей может дать. Чтобы вызвать у него эмоции, она может отказаться от всех его подарков, даже очень дорогих, вернуть ему все подаренное или отдать что-то свое, очень дорогое в материальном мире.

Ни одна обычная женщина этого не сделает, потому что для обычной женщины важна стабильность. Обычной женщине важно затащить его в загс и распечатать его на пол-ярда.

Хорошая метафора, или Что нужно Охотнице?

– Что я для тебя могу сделать? – спрашивает царь.

– Отойди от солнца, ты его заслоняешь!

– Я царь. Я стою перед тобой и могу дать тебе все, что ты захочешь! Проси!

– Царь, если ты будешь умирать от жажды в пустыне, сколько будешь готов отдать за стакан воды?

– Полцарства.

– Так какой толк от твоего полцарства, когда оно стоит стакан воды?

Эта история показывает ценность материального мира для человека, который живет в эмоциональном мире, – для Охотницы.

Когда человек знакомится с высочайшими ценностями эмоционального мира, такими как любовь, безумная страсть, он настолько обесценивает объекты мира материального, что готов покончить жизнь самоубийством, потерять весь мир. Потому что все богатства мира кажутся ему ничем в сравнении с тем, что он потерял в эмоциональном мире.

Многие люди теряли капитал – и ничего; но мы постоянно слышим, что люди убивают себя, теряя любовь. Почему? Получив однажды ее, любовь, и потеряв впоследствии, они осознают, что без любви мир не мил.

Мы понимаем, что объект эмоционального мира гораздо ценнее, чем объект материального. Ценность измеряется в эмоциях, вложенных в имущество или деньги. Вот миллиард: что ты сможешь с ним сделать? Можешь ли ты испытать инсайд? Просветление? Ощущение оргазма мозга? Нет! А от того, что ты получишь миллиард, или от того, что ты его потеряешь, – да! Изменение материального мира породило объект эмоционального мира, и ты уже кайфуешь или страдаешь!

Все творцы, писатели, ученые, все новаторы живут в эмоциональном мире.

Моя история. Книга, которая изменила мою жизнь

Мой путь начался в маленьком белорусском городке. Я обычная студентка – заочница биофака. Прохожу практику после обучения, подрабатывая в лаборатории. Живу в двушке с мамой, она хирург, работает с утра до вечера, я ее почти не вижу. Папу не видела никогда.


Настя Рыбка

Дневник по соблазнению Миллиардера

Посвящается моему стеснительному миллиардерчику Руслану ПодХвост.

Введение

Я прочитала несколько художественных произведений, основанных на реальных событиях, про соблазнение миллиардеров. К сожалению, авторы этих произведений, видимо, незнакомы с людьми этого круга. Именно поэтому я без художественной редактуры выпускаю эту книгу – как есть в виде заметок. Такого миллиардера, который описан во многих художественных романах, не может существовать в природе, ибо я не видела ни одного миллиардера, который сам ходит в магазин, водит машину, наливает себе чай или встречается с кем-либо лично, в одиночку, как в «50 оттенков серого», когда мистер Грей сам пошел в магазин за стройматериалами, один на один дал интервью студентке без посторонней помощи секретарей – ха-ха с ума сойти – никогда! Люди этого уровня привыкли к прислуге, и при отношениях с миллиардерами волей-неволей вступаешь в отношения с прислугой, которая весьма многочисленна. Она чуть ли не в кровать заглядывает, и к ней привыкаешь как к мебели. И поэтому для соблазнения миллиардера необходимы такие навыки коммуникации с мужчинами и женщинами, которые без специальной подготовки недоступны обычным молодым девочкам. А теперь часть такой подготовки можно получить в этой книге. В ней ты увидишь реальную историю, соблазнения простой бедной белорусской студенткой человека, вошедшего в 20 самых богатых людей планеты, одного из самых богатых в России. Конечно, без чужой помощи не обошлось, мне помог в этом гениальный учитель по соблазнению, мой тренер Алекс Лесли. Без него этой истории не было бы!

Я раскрываю техники соблазнения, которые сработали, и предлагаю тебе вместе со мной пройти по пути соблазнения этого миллиардера. Я буду анализировать каждый свой шаг, привлекая тебя к рассуждениям по поводу стратегий манипуляции самыми богатыми людьми планеты.

Так мы вместе с тобой пройдем по одному пути, и это позволит передать тебе мой ценный опыт.

Предупреждение для слабонервных, моралистов и девственниц: В жизни самых богатых людей много странностей и вещей, которые заходят за рамки обычного нормального человека. Поэтому у нас с тобой возникнет множество ситуаций, из который придется выпутываться. Меня, обычную простую белорусскую студентку, кое-что из жизни миллиардера шокировало. Прошу прощения, если что-либо окажется очень неприличным для вас. Все равно выпутываться из всех ситуаций нам придется вместе, не забывая о цели – соблазнение миллиардера.

Охотница – кто это?

Охотница живет в эмоциональном мире, объекты которого – это изменения.

Она живет здесь и сейчас, она не думает о прошлом и будущем. Потому что эмоции существуют только здесь и сейчас, не в прошлом и не в будущем. Поэтому она встречается с мужчинами, и так как она живет в эмоциональном мире, она дает им кучу эмоций. И они влюбляются в нее. И очень богатые мужчины влюбляются в нее еще и потому, что стандартными вещами они ее зацепить не могут. Он не может зацепить ее, покатав на «Ламборджини» или кучу бабок ей отвалив. Почему? Потому, что для нее это не является ценностью, ее ценность – это эмоция. А чем может цеплять богатый мужик? Он привык цеплять одним и тем же. Статусом. Деньгами. Системными вещами. А она – не системный игрок. Она человек в которого может зацепить только что, то эмоциональное. Поэтому она для этих мужиков недоступна и эти мужики влюбляются в нее. Он не может ее купить. Посадить дома. Заставить ее делать то, что он хочет. Она для него недоступна. Притом что она передает ему достаточно глубокие эмоции, так как она этому научена. Научена раскачивать любого человека, вызывать чувства.

Идеология Охотницы

Материальный мир – это картина. Это мир комфорта. Это мир статичный. И есть женщины, которым наскучило смотреть на одно и то же, и они хотят движения. А движение – это кино! Это эмоциональный мир. Кино строится по законам изменений, а картина – по законам статичности.

В материальном мире главное – это стабильность и постоянство, а в эмоциональном – изменения и приключения. Ценность эмоционального мира в изменениях.

Отношения, которые строятся в эмоциональном мире, – это отношения, построенные по законам кино, по законам драматургии, изменений. Там все наоборот! Если в обычных отношениях люди стремятся к определенности, то для страсти и эмоциональных отношений необходима неопределенность. Необходима полярность. Полярные эмоции. Раскачка. Для обычных отношений раскачка это плохо, нужно, чтобы все было ровно и тихо. А для страсти – это хорошо! Потому, что они приводят к изменениям. Большим страстям, эмоциям.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь