Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

помнится обещала я рассказать о взаимоотношениях между свекровью и невесткой в узбекских семьях... так вот сегодня пост будет об этом... всё попытаюсь объяснить и рассказать на примере своей семьи и учитывая что у нас в семье всё устроенно также как и во всех знакомых мне семьях, могу с уверенностью сказать что такова ситуация на сегодняшний день в большинстве случаев... итак как всё начинается....

Живет себе девочка, растёт и радует родителей.... проходят годы, она взрослеет... и вот начиная примерно с лет 18 к ним в гости приходят свататься.... приходят разные люди: знакомые, не знакомые, знакомые знакомых.... короче разные... но что важно приходят свататься люди примерно из того же социального круга что семья девушки, т.е богатые люди ходят свататься к богатым, средний уровень к средним ну и так далее... хотя бывают и исключения... зачастую по традиции будущие пары знакомятся друг с другом по средством родителей, т.е уже заранее одобренные кандидаты, и очень редко строятся браки когда муж и жена нашли друг друга сами, может учились вместе, или жили рядом, или просто познакомились на улице... но повторяюсь это скорее исключение чем правило...
вот как было это у меня... как то позвонила моей маме знакомая с которой они работали в одном проектном институте (по секрету это была моя будущая свекровь) и сказала что придут свататься.... надо сказать, что только очень воспитанные и интеллигентные люди заранее предупреждают о своём приходе... хотя в узбекских семьях где есть дочка на выданье всегда в гостевой комнате стоит готовый накрытый стол, красиво сервированный и постоянно обновляемый.... и вот пришла моя будущая свекровь со своей сестрой, обычно приходят свататься с самыми близкими родственниками женского пола.... поговорили они, рассказали кто жених, чем занимается, всё : образование, профессия, интересы... и попросили разрешения для встречи молодых... примерно на следующий же день мы с ним встретились... но любви с первого взгляда с моей стороны не произошло.... и я мягко дала понять что ещё слишком молода, всего то первый курс института и не собираюсь замуж ближайшие 2 года.... конечно за такую самодеятельность мне попало дома... но, ответ я уже дала и родители тоже не хотели отдавать меня замуж против моей воли... когда позвонила свекровь и спросила что будет дальше, мама сказала что они пока не будут отдавать дочь за муж, может потом когда нибудь в будущем они ещё встретятся, а пока нет....
вот так я отделалась от своего мужа в первый раз, что могу сказать в своё оправдание: молодая была, глупая думала что где то что то должно ёкнуть, щёлкнуть... и ждала этого.... между тем, продолжали приходить сваты... и конечно это немного напрягает, но что поделаешь такая у нас традиция, что если в доме есть дочь на выданье то любой может попытать счастья и посвататься... конечно не со всеми кандидатами я выходила на встречу, а только с теми кто Очень того стоил)).... и так пробежали 2 года... и опять к нам позвонила моя свекровь и попросила разрешения прийти, и в этот раз она пришла со своей старшей дочерью.... поговорили... решили дать ещё возможность молодым... я опять вышла на встречу с ним... тогда, именно на том свидании я поняла что не встречала больше таких людей как он... его остроумие зашкаливало, он развлекал меня как мог и мы так заболтались что не заметили как пролетело 3 часа... а для первого свидания это неприлично долго.... ну и понятно что я попалась))) все эти события происходили в конце августа, на одном из свиданий он преподнёс мне "подарок" (обычно если подарок девушка принимает то означает что она согласна выйти замуж, если же берет значит она не хочет...) , тогда мой подарок включал в себя золотую цепочку с золотым браслетом, отрез красивой ткани, и букет цветов.... сегодня к примеру отрез заменяют готовым костюмом или платьем,плюс золото в виде браслета (наиболее частый вариант) или кольцо с сережками, букет и большой торт... как уже стало понятно я приняла подарок...в октябре была помолвка - потаха, я уже писала об этом обряде .... и в ноябре свадьба.... об узбекских свадьбах я писала там же.... мой муж единственный мальчик в семье после 2х девочек, и жить мы стали естественно с родителями мужа... если же в семье несколько сыновей то родители остаются жить с младшим из сыновей.... а старшие перебираются в новые дома... у молодых невесток в узбекских семьях Очень много обязанностей.... это и уборка, и готовка, и стирка и глажка.... короче вся женская работа по дому перекладывается с плеч свекрови на плечи невестки... хотя конечно это происходит не сразу а постепенно..... моя свекровь например очень долгое время по возможности готовила сама так как я училась в институте... и вообще она помогала мне как могла во всем.... но стирать, гладить и убираться это без разговоров - обязанность невестки... и это совершено нормально, даже больше того стыдно если невестка не делает что то из всего этого.... и ещё у нас не принято жить в гражданском браке... если честь девушки потеряна до свадьбы это большой позор для всей семьи... и здесь хочу отметить что проанализировав всё своё окружение. всех знакомых, подруг и их семья пришла к выводу что свадьбы которые произошли с подачи родителей, т.е молодые познакомились только после сватовства самые прочные, долговечные и счастливые...
по моему у меня получилось несколько сумбурно, но надеюсь суть ясна... если что то не понятно спрашивайте постараюсь объяснить))

Хотя религия узбеков - ислам - разрешала многоженство, преобладающей формой брака у уз­беков была моногамия. Многоженство бытовало только у господствующей верхушки узбекского общества - феодальной аристократии (с гаремами у ханов и эмиров) и у зажиточных слоев населения.

Во второй половине XIX в. при господстве моногамного брака не только среди старого земледельческого населения, но и у полукочевых узбеков, широко бытовала большая неразделенная семья, являющаяся пережиточной формой древней патриархальной семейной общины и сложившаяся в результате распада последней. По сравнению с древней формой состав неразделенной большой семьи сузился. В большой патри­архальной семье объединялось несколько поколений родственников, разделы не допускались; во второй половине XIX в. такие семьи у уз­беков уже составляли исключения. Разложение большой семьи началось в далеком прошлом, но протекало медленно, и процесс этот к началу XX в. не был завершен. После присоединения Средней Азии к России, под влиянием развития товарных отношений и элементов капитализма, процесс разложения больших неразделенных семей ускорился. Дольше всего бытовала нераз­деленная семья в богатой среде, где делению семьи препятствовали эко­номические интересы. У широких кругов узбеков к этому времени обыч­ными стали разделы братьев после смерти отца; бывало, что сыновья выделялись еще и при жизни отца. Отделение женатых сыновей начи­налось с выдела старшего сына; это осуществлялось обычно при женитьбе его старшего сына, т. е. первого внука главы неразделенной семьи. Та­ким образом, выделяющаяся семья с самого начала была сложной - она состояла из двух брачных пар разных поколений: отца и его женатого сына. Иногда, если жилище становилось слишком тесным, выделялись при женитьбе своих сыновей и другие братья. Младший сын по обычаю оставался с отцом и после его смерти наследовал дом и хозяй­ство.

Если выделившаяся семья состояла из одной супружеской пары и ее малолетних детей, то впоследствии, когда подрастали и женились дети, она снова превращалась в сложную неразделенную семью. Выделение обычно было неполным: отделялись только жилище и «котел». Основ­ная собственность семьи - земля, промышленное или торговое пред­приятие - оставались в руках отца, и отделившийся сын продолжал работать в хозяйстве отца, оставаясь в экономической зависимости от него. Чаще сыновья уходили от своих отцов в среде бедняков, которым приходилось посылать детей на заработки в другие районы, где иногда они и оседали.

И малая, и большая неразделенная дореволюционная узбекская семья несла в себе многие консервативные особенности старого патриархаль­ного быта. Под властью главы семьи объединялось несколько поколений кровных родственников, ведущих происхождение от одного лица. Большая неразделенная семья отличалась замкнутостью, патриархаль­ностью быта, с господствующим положением мужчин, приниженным положением женщин и подчиненностью младших членов семьи старшим. Старший в семье, преимущественно в среде зажиточного населения, имел одновременно две-четыре, а иногда и больше жен, и в таких случаях число членов семьи достигало порой нескольких десятков человек. Кроме главы семьи со своими женами, часто его братьев с женами, в нее обычно входили женатые сыновья и внуки. Экономической основой патриархаль­ной неразделенной семьи являлась общая собственность на землю, скот и другие средства производства, находившиеся, однако, в распоряжении главы семьи. Общими являлись также продовольственные запасы семьи, питались «из одного котла» (бир цозон). Общим было и жилище неразде­ленной семьи. В условиях Хорезма, например, усадьба (хаули) сохра­няла характер жилища патриархальной большой семьи. В усадьбах ста­рого типа наряду с общим большим помещением имелось несколько жи­лых комнат для отдельных супружеских пар с их потомством.

Внутренний строй такой семьи держался на авторитете старшего, ее главы, имевшего неограниченную власть. Остальные члены семьи, сколько бы ни вкладывали труда в хозяйство, доходами не распоряжались и были обязаны беспрекословно подчиняться главе семьи. Все женщины семьи подчинялись старшей в семье, она же распределяла между женщинами домашнюю работу.

Типичной чертой такой семьи было бесправие и затворничество жен­щин, которое приводило к их полному обособлению от общественной жизни и общественного производства. И хотя в малоимущих крестьян­ских семьях, особенно среди кочевого населения, а также в семьях мелких ремесленников женщина занималась, кроме домашнего хозяйства, разведе­нием шелкопряда, прядением, сбором хлопка, очисткой курака, оказывая значительную экономическую помощь семье, она все же по законам ша­риата не имела ни правового, ни имущественного равенства с мужчиной, и лишь приобретала в доме некоторую самостоятельность. Неравноправ­ное положение женщин ярко выражалось при разделе наследства. По шариату доля сына равнялась доле двух дочерей, а доля жены - лишь одной восьмой части имущества, оставшегося от мужа. Обязательным условием брака у узбеков еще в начале XX в. являлась выплата семьей жениха калыма (цалин). Размеры калыма определялись имущественным положением семей жениха и невесты. У тех групп узбе­ков, в хозяйстве которых большую роль играло животноводство, калым выплачивался главным образом скотом и был особенно велик. В земле­дельческих районах, особенно в городах, калым состоял из одежды, рас­ходов по устройству свадьбы и угощению гостей; часть его выплачива­лась наличными деньгами. Маломощные семьи должны были в течение многих лет копить средства на калым и свадебные расходы. Поэтому муж­чины из таких семей могли жениться нередко только в 30-40 лет.

До революции, как правило, заключались очень ранние браки, обыч­ным был возраст вступающих в брак 13-14 лет для девушек и 15-16 лет для юношей. Бывали случаи выдачи замуж девочек 9-11 лет.

Судьбой детей распоряжался отец. Он, по своему усмотрению и вы­бору, женил сыновей, выдавал замуж дочерей. Мать имела лишь сове­щательный голос. Жених и невеста о предстоящем браке нередко узна­вали последними, их согласия на брак даже не спрашивали. Обязательное требование выплаты калыма часто превращало брак детей в экономиче­скую сделку родителей. В некоторых случаях практиковался обмен девушками между семьями. Это облегчало расходы, так как в таких случаях калым не выплачивался, а лишь устраивался свадебный той. Довольно распространенным был обычай сговора детей в младенческом возрасте. Бытовали обычаи сорората - женитьбы на младшей сестре (болдиз) умершей жены или невесты - и левирата, когда в случае смерти жениха или мужа невесту или вдову, не считаясь с ее волей, имел право и был обязан взять в жены младший брат умершего.

Брачные обряды отличались некоторыми особенностями в разных районах и у разных этнографических групп узбеков. Они начинались со сватовства. При успешном его завершении совершалось обрядовое «пре­ломление хлеба». После договоренности о размерах калыма, сроках уплаты его и о свадебных расходах происходила помолвка, сопровож­давшаяся угощением. После окончательной выплаты калыма устраивали «большой пир», т. е. свадьбу. В это время совершался и мусульманский обряд бракосочетания («никоу»).

Свадебная обрядность, унаследованная от далекого прошлого, носила характер магических действий. Чтобы охранить молодую от сглаза и злых духов, совершалось ее очищение огнем: невесту перевозили через пылающий костер (у узбеков Ферганской долины), обводили вокруг него во дворе или подводили к огню, держа над ее головой большое вышитое покрывало (Ташкентская область). Особые обряды должны были обеспе­чить молодой чете благосостояние (молодых осыпали сладостями, сереб­ряными монетами), светлую жизнь (их заставляли смотреться в зеркало), многочисленное потомство (молодых усаживали на шкуру барана, к ним на колени сажали ребятишек, угощали молодую чету вареными яйцами). Сва­дебные обряды совершались вечером. После их окончания в большин­стве районов молодую (келин) перевозили в дом мужа; на другой день совершался обряд «открытия лица»- показ молодой новой родне и со­седкам.

У некоторых узбекских племен молодая чета начинала свою жизнь в доме невесты. Жена более или менее долгое время оставалась у роди­телей, а муж приходил к ней украдкой, по ночам. Его встречала и прово­жала к жене ее близкая родственница - жена ее брата (янга). Случалось, что молодая переезжала к мужу, имея уже детей. Во время раздельной жизни молодые выполняли обычай «избегания»: они не должны были показываться близким родственникам друг друга. В этой форме брака, существовавшей у узбеков, нельзя не видеть пережитков матрилокально- го брака, сохранявшихся до начала XX в. под влиянием тех трудностей, которые представляли вып­лата калыма и подготовка к свадьбе с ее громадными расходами.

Особое покровительст­во жениху в доме невесты оказывала янга и другие родственники невесты, а в доме молодого одна из его старших родственниц на­значалась «посаженной ма­терью» молодой четы (му- рундуц-ене в Хорезме, она в южном Узбекистане). Эта женщина приобщала молодую - келин - к но­вому дому, вводила ее в круг женщин новой родни; она считалась для молодой и ее мужа второй матерью, а муж ее считался их вто­рым отцом. Молодые ока­зывали своей «она» уваже­ние как матери, а к ее детям относились как к кровным братьям и сест­рам. Больше того, если у мурундук-ене была дочь, а у молодой - брат, то и они считались братом и сестрой (Хорезм).

Современные брачные и семейные отношения у узбеков являются одним из ярких показателей глубоких прогрессивных изме­нений, совершившихся в узбекском обществе в результате Октябрьской революции. Новые советские законы о ликвидации вредных и консерва­тивных патриархально-феодальных обычаев прошлого обеспечили преоб­разование семейно-брачных отношений. Главнейшими из них были реше­ния об установлении общественно-правового и экономического равенства мужчин и женщин, а также запрещение унизительных обычаев калы­ма, насильственной выдачи замуж, многоженства, брака малолетних - всего того, в чем проявлялось в прошлом бесправное и угнетенное по­ложение женщин-узбечек. Советский закон признает единственной фор­мой брака моногамию, запрещает браки несовершеннолетних, устанав­ливает минимальный брачный возраст в 18 лет.

Борясь за фактическое осуществление полученных прав, многие жен­щины уже в первые годы после революции стали сбрасывать паранджу - символ закрепощения. Первые активистки узбечки, работницы женот­делов, созданных при центральных и районных организациях коммуни­стической партии, вовлекали женщин в кустарно-промысловые и батрац­кие сельскохозяйственные артели, женские клубы, женские кооператив­ные магазины. В 1927 г. в борьбе со старым бытом был выдвинут лозунг «худжум»- «наступление», призывавший к решительному отказу женщин от паранджи, к активному искоренению феодально-байских пережит­ков и привлечению женщин к общественному производству. Это движе­ние, несмотря на яростное сопротивление реакцион­ного духовенства и бай­ства, приняло массовый характер; многие узбечки на многолюдных митингах публично сбрасывали па­ранджи, кидали их в пы­лающие костры.

Переустройство всей жизни и мировоззрения узбекского народа, корен­ные изменения экономиче­ского, правового и общест­венного положения узбе­чек вызвали глубокие из­менения в семейных отно­шениях и во всем бытовом укладе семьи. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве женщинам соз­даны благоприятные условия для работы. Повсюду обеспечена равная j оплата мужского и женс­кого труда. Всеобщее обязательное образование детей школьного возраста явилось базой для повы- шения общего культурно­го уровня женщин, расширило их кругозор и от­крыло перед ними широкие возможности приообобщения к различным видам высококвалифицированного труда. Многие узбечки, получившие высшее образование,сталиучеными, врачами, педагогами; многие стали обществен­но-политическими деятелями, избраны депутатами в высшие партийные и советские органы и принимают непосредственное участие в управле­нии страной.

Процесс развития новых форм социалистического быта, преодоления вредных привычек религиозных и патриархальных пережитков про­исходил постепенно. В первые десятилетия Советской власти в массе населения брак совершался с выполнением почти всех свадебных обрядов, в соответствии со старыми нормами, вплоть до выплаты калыма, правда, после его запрещения, уже в скрытой форме. Еще в 1920-1930-х годах были обычными браки в раннем возрасте, часто практиковались род­ственные браки, заключаемые по желанию родителей.

В настоящее время браки в Узбекистане заключаются по взаимной склонности молодых. Юноши и девушки, работая в одной организации, в учреждении, на заводах, на колхозном поле, встречаясь на учебе, на досуге в кино, театрах, в клубе, имеют возможность лично об­щаться друг с другом. Быстро искореняются многие старые пережитки, идет активный отход от всех условностей и ограничений, связанных со старым бытом. Часто браки заключаются между представителями разных национальностей.

В некоторых семьях, где родители еще соблюдают старые обряды, они пытаются иногда устроить брак детей по своему усмотрению, но в большинстве случаев их роль теперь ограничивается только советом. От воли их взрослых детей зависит, согласиться или отказаться. В тех же случаях, когда родители стараются принудить своих детей к браку или категорически отказывают в своем согласии на брак по любви, моло­дежь действует решительно и отстаивает свои права, опираясь на со­ветские законы.

Наряду с признанием обязательности регистрации гражданского брака часть узбекского населения, кроме того, совершает и мусульманский брак (никох). В устройстве свадьбы бытуют и старый свадебный ритуал (эски туй), и новый (янги туй), возникший в советское время. Свадьба по старому традиционному обычаю справляется еще некоторой частью колхозного крестьянства. Однако обряды, сопровождающие ее, пере­осмысливаются, упрощаются, а совершенно устаревшие - не совер­шаются.

Молодежь, за редким исключением, отрицательно относится к обрядам старой свадьбы и соглашается их выполнять лишь в угоду родителям, старшим, не желая конфликтов с ними.

Новая свадьба, бытующая преимущественно в среде рабочих, служа­щих, интеллигенции, в том числе и сельской, с каждым годом получает все большее распространение. Твердо установившихся новых свадебных обычаев пока не существует, они варьируют по усмотрению и желанию устроителей свадьбы. Современный свадебный той по существу уже пред­ставляет собой простое празднество с угощением, на котором все веселятся, отмечая радостное событие в жизни молодых. Свадьба сопровождается музыкой, пением, танцами. Нередко выступают профессиональные певцы и музыканты. На свадьбу, кроме родственников, приглашаются ближай­шие соседи и товарищи по работе не только жениха и невесты, но и их семей. Гости одаривают молодых. Обычно они вручают подарки родите­лям жениха тотчас по приходе, как это полагалось по традиции. Новым является торжественное преподношение подарков во время тоя молодой чете от товарищей по работе.

И в настоящее время свадьба сопряжена с большими расходами на свадебное угощение, на подарки, которыми сторона жениха одаривает невесту, ее родителей, ближайших родственников. Несет значительные, хотя и меньшие, расходы и семья невесты, посылающая ответные подарки жениху и его родне. Много расходует семья невесты и на приданое. Обычно его основную часть составляют одежда, вышивки и ковры, но теперь, особенно в городах, вместе с ними (а иногда вместо них) в приданое вклю­чают предметы обстановки: шкаф, шифоньер, стол, стулья, кровать и т. п.

Получив равные права с мужчиной во всем, в том числе и на растор­жение брака, многие узбекские женщины, выданные замуж до револю­ции против своей воли, использовали свои права и по своей инициативе разошлись с мужьями. В настоящее время узбекская женщина не терпит дурного обращения ни со стороны мужа, ни со стороны его родствен­ников и, в случае невозможности ужиться с ними осуществляет свое право на развод.

Сложившиеся в советское время новые общественные навыки перено­сятся и в семейную жизнь. Современная узбекская семья построена на равноправии взрослых ее членов, занятых общественным трудом, на дружбе и уважении их друг к другу. Жена наравне с мужем является хозяйкой дома, вместе с ним решает все семейные вопросы и хозяйствен­ные дела семьи. Она воспитывает детей, участвует в решении вопросов, связанных с их будущим - учебой, женитьбой, замужеством. Во многих семьях жена, а не муж, как это было раньше, стала хранительницей и распорядительницей денег. Одной из самых характерных черт современ­ной узбекской семьи является установление между супругами небывалых прежде товарищеских отношений. Нередко, работая вместе с женой на производстве, муж берет на себя и часть домашних дел, ранее лежавших исключительно на женщине.

Изменились взаимоотношения не только супругов, но и родителей с детьми, старших с младшими. Сейчас все дети в семье обычно получают образование, им стараются создать хорошие условия для учебы. Обра­зованные дети пользуются в семье большим авторитетом и уважением. Ими гордятся, старшие обращаются к ним за советом, прислушиваются к их мнению.

До Октябрьской революции обязанность содержать стариков родите­лей лежала исключительно на сыновьях, теперь она в равной степени относится и к дочерям.

В настоящее время женщина, зарабатывая и самостоятельно распо­ряжаясь своим заработком, в состоянии не хуже, чем мужчина, обес­печить своих престарелых родителей.

Советские и партийные организации, комсомол и школа, передовая общественность активно реагируют на отношения между членами семьи. Если в семье ущемляются права и интересы кого-либо из них, советская общественность осуждает эти случаи нарушения семейной этики и помо­гает пресечь и устранить конфликт.

Потеряв мужа, главою семьи обычно становится жена, в отличие от старого положения, когда женщина, овдовев, по обычаю левирата, обязана была выйти замуж за брата мужа, либо попадала под опеку де­веря, сына или какого-нибудь родственника.

В процессе развития новых форм жизни складываются не только новые отношения в семье, но изменяется весь строй домашнего быта, идет глу­бокий процесс ломки старых семейных отношений и оформления новых.

Изменения коснулись и самой структуры семьи. Уже в канун револю­ции, как указывалось выше, начался процесс разложения большесемей­ного уклада, что выражалось в участившихся разделах семьи. В настоя­щее время основной формой стала малая семья. Исчезла экономическая зависимость взрослых детей от отца; у молодежи есть полная возмож­ность самостоятельного существования. Участвуя в общественном труде, каждый имеет свой определенный заработок - самостоятельный бюджет- и может обеспечить свою семью.

Уже стало необязательным проживание женатых сыновей с родите­лями, хотя в сельских местностях еще бытуют такие неразделенные семьи.

В повседневной семейной жизни возникают и развиваются новые тра­диции и обычаи, которые соответствуют современному образу жизни узбеков.

Кроме тоя по случаю брака сына или дочери, теперь, как и раньше, устраивается семейное торжество по случаю рождения первенца. Этот праздник, издавна называющийся бегиик-тпуй,- праздник колыбели,- изменился по своему содержанию. В прошлом бешик-тый, связанный с рядом магических обрядов, был праздником специфически женским - мужчины в нем не участвовали. По традиции колыбель и приданое ново­рожденному полагалось готовить бабушке по материнской линии. В ус­ловленный день она вместе с родственницами и соседками (всего человек 20-30) в торжественной процессии шла в дом дочери, неся нарядно укра­шенный бешик со всеми его атрибутами и детскую одежду. Бабушка ода­ривала и родителей новорожденного, она же доставляла и все необходимые для угощения продукты. Те, кто приходил с ней, приносил лепешки, жа­реные пельмени, пирожки. Вечером, после ухода гостей, совершали обряд положения новорожденного в бешик.

Немало женщин и сейчас, по старым правилам, на свои средства устраи­вает первому ребенку своей дочери бешик-той. Но многие, особенно в городах, не совершают ста­рых обрядов, а вместо бешика дарят детскую кроватку или коляску.

Очень часто, помимо бе- шик-тоя, устраиваемого ба­бушкой, сами родители отме­чают рождение первенца се­мейным торжеством, пригла­шая близких друзей, хоро­ших знакомых, сослуживцев. Мужчины и женщины пиру­ют все вместе. Нередко ро­дители торжественно отме­чают рождение не только пер­вого ребенка, но и после­дующих детей.

Новым в семейной жизни является ежегодное праздно­вание дня рождения детей (тугилган купи).

Исключительно важным событием в семье узбека яв­лялось раньше совершение обряда обрезания (сунпат). Его выполнение было сопря­жено с большими материаль­ными затратами на обязатель­ный многолюдный той, после которого многие семьи годами не могли расплатиться с дол­гами. Из старых религиоз­ных обрядов больше других удерживается обряд обрезания. Однако все больше укрепляется отрица­тельное отношение к этому обряду.

Сохраняются еще и традиционные мусульманские и некоторые домусульманские погребальные обряды. Часть узбеков до сего времени соблюдает мусульманский обычай захоронения - умершего заворачива­ют в белый саван и хоронят без гроба, укладывая покойника в специаль­ную камеру лауад, чтобы на него не попадала земля. Все реже соблю­дается обычай траурного радения (садр), во время которого родствен­ницы, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, царапали лицо, приходили в исступление, иногда теряя сознание. Все еще выполняется, хотя и в упрощенной форме, обряд давра-очищения умершего от грехов путем символической продажи их имаму мечети или могильщику. Умень­шились расходы на погребальную тризну и поминки. Бывают граждан­ские похороны-в гробу, с музыкой, венками, с проведением граждан­ской панихиды. В похоронах и проводах тела на кладбище, вопреки мусульманской традиции, иногда участвуют и женщины, родственницы умершего.

Нередко в семье соблюдаются и старые и новые обычаи.

В современных советских условиях, помимо узкосемейных, широко отмечаются события, связанные с учебой, с успехами в работе членов семьи, а также советские праздники. Устраиваются вечеринки по поводу окончания школы или вуза, получения членом семьи правительственной награды или почетного звания. Вместо празднования Науруза входит в обычай встреча Нового года в ночь на первое января, хотя еще не­давно празднование Нового года носило в основном общественный харак­тер и проводилось лишь в коллективах, по месту учебы или работы.

В городских и в некоторых сельских школах стало входить в обычай устраивать в школе елку. Теперь значительная часть узбекской интелли­генции, рабочие и служащие перенесли этот обычай и в свои семьи.

Несмотря на сохранение в народном быту, как общественном, так и семейном, многих традиционных черт, этот быт претерпел за годы Со­ветской власти коренные изменения. В нем находят свое выражение новые отношения, складываются новые традиции. Сохраняя национальный коло­рит, современный бытовой уклад узбекского народа проникся мораль­ными устоями социалистического общества.

Обычаи и традиции узбекского народа крайне необычны и интересны. Формирование традиций происходило на протяжении нескольких веков. Узбеки – очень древний народ. С особым уважением в стране относятся к старшим людям. Гостям всегда оказывают положенное гостеприимство и почтение. Множество узбекских традиций связано с празднествами свадьбы, рождение ребенка.

Приветствие друг друга в Узбекистане

В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.

Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.

Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.

Узбекское гостеприимство и чаепитие

Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.

Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.

Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.

Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.

Едят плов в шесть утра

Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.

Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.

Наливают гостям половину пиалы чая

Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.

Бросают камешки в праздничное угощение

Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.

Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решени. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

Проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Традиции и обычаи в национальных узбекских праздниках

Каждый узбекский праздник неразрывно связан с традициями и обычаями, основанными только на торжестве. Приглашение означает уважение к гостю.

Праздники:

  • Мустакиллик или День независимости – самый масштабный . Отмечается 1 сентября, хотя готовятся к нему за несколько месяцев. Празднество проходит в столице Узбекистана на . Обязательно приглашают известных звезд и устраивают большое представление, завершающееся фейерверками;
  • свадебное торжество обязательно присутствует в жизни каждого узбекского жителя. Перед свадьбой по традиции всегда проводится помолвка. В день свадьбы обязательно устраивается праздничный плов, происходят обряды прощания с родителями и приветствия невесты в доме жениха. На узбекской свадьбе обязательно веселятся, режут барана и отдают почтение родителям молодоженов;
  • рождение ребенка имеет особое значение в традиционных узбекских празднествах. В связи с этим событием мужчина готовит утренний плов, угощает гостей, принимает поздравления и подарки;
  • праздник Навруз – еще одно национальное торжество. Отмечается 21 марта и считается праздником нового года на востоке. На Навруз обязательно навещают родственников и знакомых, просят прощения и прощают других.

Обычаи и традиции узбекского народа Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в "диком поле", среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют. Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: "Гостеприимство - выше мужества". В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: "Лучше прийти вовремя, чем прийти рано", "Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге". Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу. Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном. Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка "Фатиха туй". В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд"Нон синдириш" - "Переломления лепешки" и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными. Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо - свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы - праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек - считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются. Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, - молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом. На следующее после свадьбы утро начинается обряд "Келин саломи", означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь. Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель - бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной. Рождение мальчика в семье - особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания - хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом. Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора - два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана. Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля - это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания. Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи - хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район. Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

Традиционная узбекская семья богата обычаями, характерными только для нее традициями, передающимися из столетия в столетие, из поколения в поколение. Благодаря высокой организации внутреннего семейного уклада, сложившимся неписаным нормам семью отличает тенденция к сохранению и процветанию. Здоровая, крепкая семья определяет стабильность всего государства. В обращении, сделанном к семье, Президент Ислам Каримов приравнивает благоденствие семьи благоденствию национальному, народному.
«Отличительная особенность социально-демографического положения нашей страны – это сильный институт семьи как основы общества. В Узбекистане высокий уровень брачности и, что характерно, один из самых низких в мире показатель распада семей. Семья была и остается для населения республики одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующей многовековым традиции и менталитету нации. Для республики характерны сложные семьи, где вместе живут и совместно ведут хозяйство семьи разных поколений. Это создает благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями».
(Каримов И.А., Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент “Узбекистан”, 1997 г.)
Придавая особое внимание семье, определяя ее место и роль в обществе, необходимо признать, что семья является базовой ячейкой общества, которой свойственны свои экономические, культурные, морально-этические отношения, сложившиеся между членами семьи. А ведь основная часть семей в Узбекистане состоит из нескольких поколений. А управлять и сохранить ее — немалый труд. В Узбекистане насчитывается боле 4 миллионов семей, из которых 2,2 миллиона в сельской местности, и средний состав ее 5-7 человек. В республике более 12% семей имеют 10 и более детей. Многодетность является характерной особенностью узбекской семьи. Воспроизводство населения, продолжение человеческого рода является основной функцией семьи, свойственной только семье. Эта важная миссия семьи – репродуктивная — определяет и другие не менее важные ее функции: экономическую, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, воспитание и социализацию подрастающего поколения, и, конечно, протекторную и рекреационную для всех членов семьи. Каждая семья, в которой рождаются дети, несет огромную ответственность перед обществом, осуществляя их воспитание. Образованные, хорошо воспитанные, здоровые дети – это огромное достижение старших поколений, это достояние общества, строящего свою независимость. А ведь большую часть населения Узбекистана составляют дети и подростки, которых насчитывается более 10 миллионов.
На Востоке во все времена особое почтение воздавалось семье, семье клановой, традиционной. Семья священна, и потому она неприкосновенна. Являясь неоспоримой ценностью общества при любых формах государственного строя, узбекская семья проявляет и поныне удивительную жизнеспособность, — в то время как в западных обществах наблюдается нарастающий кризис института моногамного брака и семьи. В чём причина жизнеспособности традиционной узбекской семьи?
В чем же неистребимая её сила? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Обсуждению того, как осуществляется эта целостность на примере узбекской семьи с многовековыми культурными традициями, и посвящена настоящая статья.
Семья – колыбель зарождения и воспитания чувства и сознания достоинства человеческой личности, семья сопровождает человека с младенчества до седин, являясь опорой и надеждой, бастионом и цитаделью, священной обителью самых сокровенных взлётов и мечтаний души, спасительной гаванью для израненного сердца. Один восточный мудрец утверждал: «Высшую славу нации приносит не бесчисленная армия воинов, не огромные корабли, а обыкновенная семья, воспитавшая великих личностей, которые своим трудом возвысили достояние нации и человечества».
Узбекские национальные традиции и ценности – этнические и моральные – с древнейших времён направлены на одну цель — сохранить семью от распада и деградации, всё более встречающейся, к сожалению, в современном западном и российском обществах.
В традиционной узбекской семье – многоукладной и часто многодетной – фактически, на протяжении многих столетий осуществляются неписаные правила самоуправления самой древней самоорганизованной системой – семьёй. Определяющими принципами внутрисемейных отношений являются уважение, почитание и авторитет старших поколений, преемственность правил поведения и традиций, огромная роль женщины в организации и сохранении семейного очага, в воспитании детей. В традиционных семьях глава рода осуществляет руководство, держит связь с внешней средой, охраняет семью, принимает судьбоносные решения. Отец отвечает за самые ответственные задачи – пропитание и безопасность семьи, обеспечивающие её жизнеспособность. Супруга его управляет домохозяйством, в том числе и распоряжается семейными финансами – бережно и рачительно, руководит воспитанием детей, воздействуя непререкаемым авторитетом отца. Почитание старших и учтивость выражаются не только в обращении на «Вы» к старшим: «ота» — отцу, «ойи» – матери, брату – «ака», сестре – «опа», «амаки, почча, опоки», — дядюшка, тетушка — но и в правилах поведения и этикета, прописанных ещё в XI веке Кайковусом в рукописи «Кабус-нома» (1082 г.), посвященной внуку Гиланшаху в назидание потомкам.
Отец – мощная гора, дуб, опора и зашита, гарант устойчивости и неприкосновенности семьи. Мать – светильник развития и просвещения семьи. А сама семья – священная обитель – «мукаддас даргох», цитадель – «кал’а»
“Har kimning uyi jonajon qal’asidir” — Для каждого свой дом является родной крепостью.

«О Надира, ты надёжно воздвигла чертог любви:
Обитель счастья ты хранишь, и прочен её гранит», —
так пишет в своих стихах замечательная поэтесса XIX века Надира, правившая Кокандским ханством более 20 лет (1822 -1842 гг.), воспевшая верность и преданность любви, а свою газель, как гимн любви, скрепляющей семью подобно цементу, завершает бейтом:

«Nodira, jomi muhabbatni labolab ichibon,
Mastliq birla qilay ishq namozini ado».
«О Надира, любовную чашу сполна я допью,
В хмельном упоеньи молитву любви вознесу».
(Нодира шеъриятидан, Шарк классиклари меросидан. Тошкент, 1979, с.10)

«ЧЕЛОВЕК КРЕПЧЕ СТАЛИ И НЕЖНЕЕ ЦВЕТКА» — так говорится в узбекских кладезях народной мудрости. В полной мере эти слова можно отнести к семье. Беречь и хранить семью – значит и ограждать человека от напастей и угроз внешней среды. Только в устойчивых, надёжных и здоровых семьях дети могут развиваться, быть любимыми, сами дарить любовь. «Mehr ko’rgan – mehr beradi» — «Кто видел любовь, тот и способен её дарить», — говорят люди.
Традиционно – из поколения в поколение – переходят с одной стороны – иерархия ценностей, приоритетов, целей, задач, с другой стороны – иерархия исполнителей – детей, братьев, сестёр, внуков. Каждый член семьи имеет своё место – и по своим обязанностям, и по правам, и каждый владеет свободой в той мере, на которую может взять свою личную ответственность. Поэтому разделение функций, обязанностей и ответственностей — для узбекских семей является выверенной веками и оправданной традицией. Только в такой семье, где чётко разграничены полномочия (права) и обязанности, может гармонично и свободно развиваться личность ребёнка – будущего гражданина и патриота своего Отечества, и создаются благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, бережливость, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями.
“Ota amrini bajarish – bola uchun farz”
Выполнять повеление отца – безоговорочная обязанность детей.

“Каттарогини ака де – култигига кир,
кичикрогини ука де – култикка ол, кунглини топ”.

Старшего зови “ака” — войди под его сень,
Младшего зови “ука” – возьми его под защиту, утешь его.
(Пулат Турсун “Укитувчи”)
Великий Алишер Навои безграничное почитание родителей выражает следующими искренними словами:
Главу свою перед отцом склоняй,
А сердце матери своей отдай…
Пускай отец – Луна и Солнце – мать
Тебе дорогу будут озарять.

Из Хадиса: “Jannat onalar oyog’i ostidadur” «Рай – у ног матерей»

Родители для ребёнка представляют собой два мира, составляющих одно целое:
Ikki jahoningga tilarsen fazo,
Hosil et ush bu ikkisidin rizo.
Двум мирам своим беспредельности космоса пожелай,
Плоды благословений их обоих всю жизнь пожинай.
(«Смятение праведных», 1485 г.)

О важности воспитания в детях непререкаемого уважения к родителям напоминает Навои:
«Жалей дитя, оберегай от бед,
Но в нежности чрезмерной – явный вред.

Святое уважение к своим
Родителям пускай владеет им.

Великим уваженье быть должно
К тому, кем благо жизни нам дано».
(«Смятение праведных», 1485 г.)
Дети должны с молоком матери впитать основные правила порядка и семейных традиций. Только в рамках гармонии свободы и ответственности, прав и обязанностей, возможности и необходимости может развиваться, расти и процветать творческая личность ребёнка.
Где есть чёткая иерархия ролей и ответственностей, — там самая комфортная среда для рационального воспитания детей. Уметь чувствовать гармонию чувств – радости и печали, веселья и грусти, наслаждения и горечи, осознавать динамический баланс прав и обязанностей, свободы и ответственности, долга и совести, потребления и отдачи, а также грани, отделяющие щедрость от расточительства, бережливость от скаредности, жадность от алчности и пр. и последовательно учить – «что такое хорошо и что такое плохо» — это основные задачи семейного воспитания.
В традиционных семьях выбор невесты или жениха для взрослых детей – очень ответственная задача. В «Кабус-номе» автор советует: «Если захочешь жену взять, не требуй от неё приданого (имущества). Не бери чрезмерно красивую, её возлюбят и другие. Если натура и душа женщины чисты, она будет тебе подругой. Она должна быть стыдливой, сдержанной, бережливой. Говорят, хорошая жена – наслаждение для супруга и жизни. Беги от женщины, не ставшей подругой и госпожой… Жена должна быть достигшей совершеннолетия, благородной, получившей воспитание матери — управительницы дома — и отца – главы семьи. Если найдёшь такую прелестницу, немедленно женись».
(«Qobus-noma», гл.27, изд-во «O’qituvchi», Ташкент, 1968, стр.71)
Выбору невесты соответствует и выбор рода и семьи будущей избранницы:
“Kabutar bo kabutar, jins bo jins” — Голубь к голубке, род – к роду.
Какую огромную роль придают выбору жены, свидетельствует народная пословица:
“Erni er qiladigan ham xotin,
Qora yer qiladigan ham xotin”.
“Женщина из мужа творит мужчину,
Женщина же мужа делает чёрной землёй”
Выбору невесты обязательно сопутствует выбор семьи будущих сватьев, так как несомненно, что
“Qush uyasida ko’rganini qiladi” — Птица делает то, что видела в гнезде.
То же относится и к выбору жениха для дочери, и семьи, куда войдёт их дочь, как невестка:
«Бу бола бир безот, ноасл одамнинг боласи эмас, у тагли, зотли одам» («Равшан»)
«Этот парень – не сын какого-нибудь безродного низкого человека, а основательный человек благородного происхождения».
“Тенгини топсанг – текин бер”
Найдёшь ровню – даром отдай (замуж, без выкупа-калыма)
“Тенг – тенги билан, тезак – копи билан”
Ровня с ровней, помёт – со своим мешком.
«Зар кадрини заргар билар, чилангар нени билар»
Цену золоту знает ювелир, а что может понимать в нем слесарь.
«O’xshatmay uchratmas» «Qizni tanlaganga ber»
Встречаются – похожие. Дочь выдай избравшему её.
Исключительное внимание писателей и журналистов, деятелей образования и культуры Узбекистана обращено на вопросы смысла жизни, культуры семейных отношений, согласия и мира в семье, о соответствии звезды (жениха) со звездой (невесты), по современным понятиям – о комплементарности (взаимодополнительности) личностей семейной пары.
Есть такая поговорка: одному тяжелому – один лёгкий, одному хорошему – один плохой (“Bir og’irga bir engil, bir yaxshiga bir yomon”). Согласно этой поговорке свахи, приходя в дом невесты, говорят: «Мы пришли просить вашу хорошую для нашего плохого», заранее прогнозируя благовоспитанность и терпение избранницы, так необходимых для совместной жизни.
По традиции, семья жениха выбирает на брачном рынке невесту для своего жениха из той семьи, которая подходит им по статусу, иерархии ценностей, чтобы род прибавил жизнеспособности и стойкости, семья не теряла своё достояние, а преумножила, и будущая жена была готова воспринять семейные ценности и продолжить семейные традиции мужнего рода. Неслучайно происходит ренессанс всех старинных деталей свадебных церемоний, подчёркивающих святость и уникальность события, вошли в прочную практику видеосъёмка свадеб и оформление красочных свадебных фотоальбомов, закладывающих фундамент будущей прочной семьи.
Соревнованием ума, находчивости, сообразительности, поэтических находок, юмора и веселья являются выступления участников свадебных церемоний и народных гуляний в «лапарах» (наподобие частушек). В лапарах, с одной стороны, формируется образ искренней, умной, верной, воспитанной, стыдливой и чувствительной девушки, с другой стороны, представляется образ влюблённого в неё парня – джигита — с пламенным сердцем, терпеливого и скромного, верного долгу и открытого для любви. Четверостишия лапара, исполняемые поочередно то девушкой, то джигитом, создают захватывающее зрелище – диалога талантов исполнителей, сочиняющих экспромтом свои строфы.
Отношение к женщине в узбекском народном фольклоре – совершенно отличается от стандартов повсюду и неустанно критикуемой «патриархальной» семьи:
“Nozsiz xotin – yolqinsiz o’tin”. «Хотин – уйнинг чироги»
Жена без причуд (капризов) — что дрова без огня. Жена – светильник дома.
«Аёл – уйдаги хазина», «хотин – уйнинг зийнати». «Хотин – эрнинг вазири»
Женщина – сокровище дома. Жена – управительница (визирь) мужа.
«Аёвлигим» — «Моя драгоценность» — этим одним словом так характеризуется отношение отца, старших и младших братьев (всех членов семьи) к женщинам семьи – издревле – почтительное отношение — как к явлению чуда и милости творца-созидателя (из стихотворений Миртемира).
Дистанцирование – одно из самых эффективных способов защиты своего достоинства: в обращении на «Вы» у супругов, у младших к старшим, у невестки к родне мужа, даже малолеткам. Культура домохозяйства в участке («хаули») делила дом на две половины – женскую («ичкари» — внутреннюю часть) и мужскую – («ташкари» — внешнюю), а также и в функциях. Так, традиции диктуют мужчинам не терять своего достоинства, забирая функции у супруги без неотложной на то надобности:
«Когда господин в присутствии госпожи в служанку превращается, подол женской чести (стыдливости) рабом оскверняется.
Бейт:
Когда мужчина этих правил не желает соблюсти,
Пускай он на себя пеняет, коль горе встретит на пути».
(Навои, Соч., т.X «Возлюбленный сердец», Замечание, стр.91)
Вследствие этих неразумных действий постепенно происходят искажение авторитета и престижа главы семейства, ущемление и потеря мужчиной своего достоинства:
«Бора-бора кетди кадрим, интихобим ким десун»
«Шаг за шагом утерялись мои достоинства (моя ценность), кто скажет о моём конце».

Очень большое место в культурных традициях занимает воспитанность, благопристойность:
«Адаблилик одати тугрисидаким, кичикларга бахтиёрлик сабаби, улугларга эса юксак мартабалик боисидир; тавозуъ васфидаким, «дол»дек каддин хам килган кадамини бахтнинг бошига куяди ва хаё нури хакидаким, бирон киши бунинг ичига кирса рахмат ёмгирлари билан сероб булади».
«О тех, у кого в привычке воспитанность, младшим приносит счастье, для старших является источником высокого положения (чина); похвала учтивости состоит в том, что, тот, кто согнёт свой стан буквой «дол» — ﺩ — прямиком ступает на вершину счастья; о свете совести – кто под его лучи взойдёт, тот наполнится изобилием от дождей благодарения».
(А.Навои, «Смятение праведных», т.3, Т.,1968, XXXII глава, 6-я беседа «О благопристойности», вступление)

О понимании важности воспитания культуры общения, культуры слова говорят пословицы:
“Gapni gapir uqqanga” Слова говори понимающему.
«Хар нарса эви билан-да, кам-кам булсин!» Пусть всего будет в меру, понемногу.
“So’zdan so’zning farqi bor, o’ttiz ikki narhi bor”
Слово от слов отличается, 32 значения (цены) есть у него.
“O’zingga boq – nog’ora qoq” —
Сначала посмотри на себя, а потом труби о недостатках других.
“Aytilgan so’z – otilgan o’q” Сказанное слово – что стрела из лука (вылетит – не поймаешь)
«Шутка веселит, если украшена острой и изысканной мыслью.
Если же в ней грубость и бессмыслица, зачем человеку её высказывать (пачкать ею свои уста)?»
«Тот, кто язык свой распустив, всем людям шлёт свои упрёки,
Рискует тем, что в нём другие отыщут худшие пороки»
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970)
Прекрасное описание традиционного этикета, культуры учтивости и сладкоречия («ширинсуз») дал в своих романах замечательный писатель Абдулла Кадыри. Так, героиня Кумюш в письме к родителям в Маргелан пишет: «Даже если будете досадовать, всё равно скажу, что люблю свекра больше родного отца, и не за то, что он отец вашего зятя, а потому, что купаюсь в лучах доброты, исходящих от его облика, люблю его мягкие, кроткие, пленительные слова с обращением «ойим» (госпожа моя). Едва он раскроет свои уста для наставлений, душа моя тает и наслаждается, как во сне».
(Абдулла Кодирий «Утган кунлар» — «Минувшие дни», Изд-во худож.лит. УзССР, Т., 1958, с.358)
А обращения в письмах героя романа – Отабека к своей супруге Кумюш – достойны восхищения:
«Ой юзли рафикам, кундуз кошли маъшукам, Кумуш хонимга!»
«Луноликой жене моей, чернобровой возлюбленной, моей г-же Кумюш!»
«Умидим юлдузи, орзум чечаги, хаётим тираги Кумушимга!»
«Звезде моей надежды, цветку моего желания, опоре жизни моей Кумюш!»
Современная узбекская семья опирается на 2 могучие традиции: 1) уважение к старшим и милосердие к младшим; 2) равноправное партнёрство супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными, будущими поколениями – «Долг и Совесть».
“Yuk ko’targan yutadi” Побеждает взявший на себя груз (ответственность).
Верность долгу – Навои называет жемчужиной человеческой нравственности, терпение – ключом утешения: «Терпение горько, но сладость – его последствие, оно отвращает бедствия…
Бейт: Кто терпеливо сносит горе, жестокие судьбы угрозы,
Тому уколы будут в сладость, тому колючки будут розы».
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970, с.57)
Воспитанию «совершенной» личности призывает великий просветитель и поэт:
«Щедрость и великодушие — отец и мать, долг и совесть — их обоюдные дети. В каждом сердце, где поселяется долг, там живёт и совесть… У бесчестного нет совести, у бессовестного — чести (чувства долга). Чья жизнь — без сознания долга, от того не загорится звезда надежды… Совершенные — люди с совестью, а подлые — бессовестные…»
(Алишер Навои, «Возлюбленный сердец», 1500 г.)
В главе XXXII “Смятения праведных” поэт призывает:

«Етса гаму гусса юки тогдек, «Всё горе вынеси, что рок пошлёт,
Булмок анинг остида туфрокдек. Как горы на себе земля несёт.

Айламок жола киби ёгса тош, И град камней бестрепетно прими,
Рост бинафша киби юккори бош. В грозе фиалкой стан свой распрями.

Вазъи тавозеъда вафо айламак, В почтеньи верность долгу восприми,
Даъби адаб бирла хаё айламак. И с воспитаньем честь и совесть соблюди.

То бу васила била топиб кабул, И силу и величье обретёшь,
Максади аслий сори булгай нузул. И к вечной цели верный путь найдёшь».

Недаром самым распространённым эпитетом возлюбленного является «вафодорим» (мой ответственный, надёжный), ибо верность, постоянство и надёжность мужчины – самая главные гаранты прочности семейных уз.
В настоящее время – развития рыночных отношений – женщины оказались более приспособленными и востребованными на рынке труда. В 30% опрошенных семей выявилось, что карьера жены оказалась более значимой, чем карьера мужа. При сохранении семейной миссии, ценностей, традиционных рамок уважения-почтения руководящую роль берут на себя женщины, а управляющую – мужчины, нисколько не умаляя себя в глазах жены и детей, а показывая пример рационального распределения обязанностей и ответственности за семью. Культ семьи является основой стабильности и жизнеспособности узбекского общества.

Наверное, потому и статистика свидетельствует, что Узбекистан последовательно отличался по следующим показателям:
* — самый низкий процент разводов; * — высокая фертильность женщин;
* — высокая рождаемость детей даже в семьях женщин с высшим образованием.
Очень часто причинами распада семей являются не только издержки семейного воспитания и недостаток терпения и последовательности во владении этикетом, а глобальная ошибка выбора. Есть такие глубинные сферы личности, которые не терпят уколов, упрёков, насмешек — понятия цели жизни, методов воспитания детей, отношения к родителям и окружающим. Если супруги за много лет так и не сблизились в понимании принципиальных жизненных позиций, то вряд ли эта семья имеет хороший прогноз. Поэтому каждому, кто собирается связать себя семейными узами, необходимо чётко представлять свою иерархию ценностей: что ценю, что люблю, с чем смириться не смогу никогда, — и выявить представления избранника. Сможете ли вы войти, как две шестерёнки в сцепление? Сможете ли вы стать одним целым, единодушной, спасительной и прочной крепостью для своих детей и потомков?
Современные нуклеарные молодые семьи не теряют связей с родительскими семьями, продолжая жизнеспособные традиции узбекской семьи, одновременно развивают восприимчивость и чувствительность к требованиям современности, отвечая на вызовы нового времени – эпохи глобального информационного общества в планетарном масштабе.
Как завет потомкам, звучат строфы великого Алишера Навои («Стена Искандера», Соч. Т.7, с.393):
«Да будет всем земля ковром услад,
Где радость, песни и плодовый сад.
Пусть в мире справедливость и покой
Воздвигнут совершенные душой!»
Ф.Пирназарова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь