Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано.

Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения - это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте - контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.

Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка - самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша, т.е. ребенка удобнее уложить головой к окну.


В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф - фиксирование, П - прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено - 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 - 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней - сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно - белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.

Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.

П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см - 1 метр - вертикальное прослеживание).

1 - 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому - малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.


П: В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.

3 - 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.

Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже - зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.

Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).

П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.

4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один - у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов - жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка - в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.

Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.

П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.

Чтобы получить печатные материалы, можно здесь: (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).

Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы - не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.

Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. - М. : Эксмо, 2010. - 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. - 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. - М. : Попурри, 2003. - 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.

Основная цель правил композиции - привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета - это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным - черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст - контраст черного и белого. Черный с белым - это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным - идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива . Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.


ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание - диаметрально удаленная пара .

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада - цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным - оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

ЗРЕНИЕ

Для нормального развития зрение очень важно. Именно видя предметы, ваш ребенок захочет узнать, как они называются. Стремление тянуться к предметам, переворачиваться, ползать и ходить тоже происходит от любопытства и желания исследовать все, что он видит вокруг. В первые 2 месяца жизни ваш ребенок лучше всего видит на близком расстоянии.

При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 - 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 - 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.

К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. (Дети, которые получали стимуляцию до рождения, часто улыбаются уже через 1-3 недели после рождения). Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Количество синапсов между нейронами в зрительной коре, которая занимается интерпретацией информации из глаз, начинает увеличиваться в первые 2 месяца после рождения.

Между 2 и 4 месяцами количество синапсов начинает резко расти и увеличивается не менее чем в 10 раз. Именно в это время зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки (4 концентрических круга, а не два) и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.
Многие дети к 2 месяцам начинают различать цвета, потому что в сетчатке начинают работать колбочки. Но до 3 месяцев, возможно, они не видят синий цвет так же хорошо, как красный или желтый.
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах. Ему очень нравится наблюдать за вами и за другими людьми, особенно детьми. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. Кроме того, у него появляется чувство объема, и к 4 - 5 месяцам он начнет тянуться к предметам, которые видит. К 7 - 8 месяцам ему будет удаваться хватать предметы и засовывать их в рот. У детей, которые получают дородовую стимуляцию, все это происходит гораздо раньше.

Ребенок, окружение которого визуально обогащено, обычно более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции. Если ваш ребенок не видит одним глазом -например, из-за врожденной катаракты, - необходимо хирургическое вмешательство. В противном случае мозг перестроится и перестанет принимать сигналы от сетчатки пораженного глаза. Если катаракту убрать позже, зрение глазу уже не вернуть, несмотря на то, что функционально он будет здоров. Это называется мозговой слепотой. Впрочем, если катаракта возникает в более поздний период, нормальное зрение может вернуться.

Количество синапсов в зрительной коре доходит до пика в 8 месяцев, остается максимальным до 4 лет и начинает постепенно снижаться в течение следующих 5 лет, доходя до половинного в результате частичного удаления.

Новые интересные исследования показывают, что маленькие мальчики узнают пол друг друга всего в 3 месяца, даже если они полностью одеты - это едва ли удается многим взрослым. Исследователи проводили психологические тесты среди 60 трехмесячных детей, которым показывали изображения мальчиков и девочек в одинаковой одежде, а также грузовиков, кукол и старших детей. Мальчикам было интереснее смотреть на изображения других мальчиков того же возраста. Девочки смотрели на мальчиков столько же, сколько на девочек.

Бинокулярное зрение продолжает развиваться в течение первых четырех лет жизни, и к 4 годам полностью формируется. Острота зрения практически приходит к 5 годам, но полностью формируется только к 10 годам.

КАК ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ НА ПРАКТИКЕ.

Можно нарисовать самим на белом листе бумаги чёрным жирным маркером, чёрной гуашью или даже тушью. Можно распечатать готовые уже шаблоны. Что рисуем - рисуем геометрические фигуры (малыш знакомится с формами), смайлики (познание эмоций), силуэты животных, насекомых (природа), овощей- фруктов, да что угодно - вплоть до ломанных линий и знаков препинания. Главное здесь-контрастность.
Варианты размещения- можно рисовать картинки разных размеров, как вам будет удобнее, можно их рисовать на картонных коробках обклеенных белой бумагой, на коробочках из-под кассет-дисков (удобно ставить перед ребёнком), на коробочках из-под духов, упаковок от чипсов «Pringles», лампочек и т.д. Особо креативные родители смогут смастерить чёрно-белый мобиль - тоже великолепная развивающая игрушка для первых недель жизни. Картинки могут быть плоскими или объёмными (рисуете вы на листе бумаги или цилиндре, или кубике, к примеру), статичными и подвижными (нарезанные чёрные полоски бумаги, кружки, сердечки и бабочки, к примеру, прикреплённые к планке над белым фоном- листом бумаги), которые будут развлекать вашего малыша ещё и движением в такт лёгкому дуновению. Можно сделать что-то вроде накладки на бортик в детскую кроватку.

Можно сделать вот такие «долгоиграющие кубики»! Вначале малыш будет просто их с интересом разглядывать, а когда подрастёт будет играть с ними, это полезно для развития моторики, а затем можно даже изучать по ним буквы и цифры!

Сейчас в продаже можно найти специальные недорогие наборы - мягкие игрушки для раскрашивания, почему не превратить её в наше чёрно-белое пособие? Если постараться, можно и мобили с готовыми контрастными ч/б игрушками купить. Так что выбор за вами!

Вот несколько выдержек из разговоров мам:

  • С рождения я показываю самые простые - квадраты, треугольники, линии. Когда можно перейти к сложным картинкам из прямых и ломаных линий? В месяц? А когда к волнистым? Кстати, рожицы ведь тоже из волнистых линий состоят, а говорят, деткам нравятся. Когда их начинать показывать? Или малыш сам даст понять, когда готов перейти к следующему этапу?
  • Именно так! Давайте попробовать разные картинки, увидите, какие он рассматривает более внимательно, а какие пробегает глазами и отворачивается!
  • Обязательно ли обклеивать их скотчем, боюсь будет отсвечивать?
  • Не нужно! Картинки используются в таком возрасте, когда ребенок еще не потянет их в рот.
  • Меня очень волнует размер карточек. Мне кажется, это принципиальный вопрос. Как бы не навредить. Встречала в литературе разные ответы, от формата А4 до 1/4А4?
  • Меня тоже интересовал этот вопрос, когда делала карточки для второго ребенка. Потом поняла, что надо делать разные, ведь предметы которые рассматривает в комнате ребенок не одинаковые по размеру. Карточки это тренажер для развития зрения. Вы сами поймете какие интересней для малыша. Саше показываю и А4 и карточки Зайцева-они маленькие(13 на 13 см). Сын смотрит с удовольствием.

Еще никак нельзя обойти вниманием мультики для младенцев Wee See, тоже черно-белые. Геометрические формы плавно движутся по экрану под очень красивую музыку The Polyphonic Spree, написанную, кстати, специально для этого проекта.

Ещё мультфильм.

И ещё несколько занимательных минут под аккомпанемент прекрасной музыки…

Многие фирмы выпускают уже готовые чёрно-белые игрушки, например мобили (как я уже говорила выше) и развивающие коврики.

Дерзайте, дорогие мамочки - у вас непременно получится!

Использованы материалы сайта
detkityumen.ru
danilova.ru
mamacitaurbanita.ru

Всем доброго дня!
Как вам известно, у нас пополнение в семье и теперь я чаще буду радовать Вас играми и пособиями для самых маленьких.
Сегодня, я хочу рассказать вам о

Для чего же младенцам черно-белые изображения?
Действительно, для чего?
Зрительное восприятие имеет огромное значение в развитии мозга человека, основная доля информации поступает человеку именно через зрение. Видя предметы, малыш стремится тянуться к нему ручками, взять его, ползти и идти к нему, потому что появляется любопытство и желание исследовать все, что видит вокруг себя.

Немного о возрастных особенностях зрения у детей.

Ребенок видит мир, который его окружает уже с первых дней, но лишь со временем он начинает разбираться в том, что он видит.

Новорожденным характерна естественная дальнозоркость (различают предметы на близком расстоянии), так как у них размер глазного яблока маленький и лучи света от предметов находящихся далеко, сходятся за сетчаткой. Оптимально он видит на расстоянии 20 – 30 сантиметров, поле зрения его ограничено (слева и справа до 30 градусов, а вверх и вниз не более 10 градусов).

До двух лет глазное яблоко увеличивается на 40% от первоначального объема, к пяти годам 70%, к 12 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Одна из зрительных реакций новорожденного – ориентировочный рефлекс на световое раздражение, мелькающий предмет, на который малыш реагирует поворотом головы.

В первые дни жизни ребенка глаза двигаются независимо друг от друга – отсутствует координация движений глаз. С 3-6 недель малыш уже способен фиксировать взгляд, но продолжительность этой реакции не более 1-2 минуты. С возрастом продолжительность фиксации длительнее.

Новорожденный видит, но не различает и не дифференцирует цвета. Эта особенность человеческого организма связана с тем, что в сетчаткеглаза находятся клетки, которые называются «колбочки» и «палочки». «Колбочки» дают возможность видеть цвета и их оттенки, а «палочки» позволяют видеть только черно-белые рисунки. В первые месяцы жизни, у него активнее работают «палочки», а «колбочки» начинают усиленно развиваться к 5-6 месяцам, поэтому новорожденный видит только черно-белые картинки.

Это говорит о том, что не стоит перегружать зрительную и нервную системы ребенка в первые месяцы жизни, большим количеством ярких игрушек вокруг. Пока для него отлично подойдут черно-белые картинки.


До 2 месяцев жизни он различает только высококонтрастные, четкие изображения.
Черно-белые картинки рекомендуется использовать для развития хорошего зрения малышей.

Восприятие пространства у детей формируется с трехмесячного возраста.

Восприятие формы предмета начинает формироваться с пятимесячного возраста.

К 7-8 месяцам он начинает воспринимать отдаленность предметов.

Малыши первых месяцев лучше всего различают высококонтрастные изображения – черный и белый цвета. Использование именно таких картинок стимулирует формирование связей между нейронами в коре головного мозга, подстегивает естественное детское любопытство, развивает внимание, успокаивает в период перевозбуждения.

Картинки можно сделать самим – нарисовать черным фломастером, карандашом, красками, гуашью, на чистом листе бумаге. Картинки могу быть разнообразные: геометрические фигуры и узоры, животные и транспорт, птицы и деревья.
Размер также может быть любой: в формате А4 или размером 10*10 сантиметров. Они могут быть подвешены, наклеены на картон в виде коллажа, на коробки, кубики, на диски. На кроватке можно приклеить их скотчем, если вы перебрались с ребенком на кухню (мама кроме малыша, еще занимается домашней работой), то их можно согнуть пополам и повесить на бортик или дверную ручке, в любом месте, где вам и ребенку удобно будет фиксировать на нем свой взгляд. Располагать рисунки нужно так, что бы они были в поле зрения малыша и не дальше, чем на 20 – 30 сантиметров от него.

С целью развития зрительного восприятия у новорожденного логопеды и психологи рекомендуют с раннего возраста заниматься с ребенком с помощью черно-белых картинок и фотографий для новорожденных.

В период от рождения и до полугода их палочки – клетки в сетчатке, особенно чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый цвета, функционируют лучше, чем колбочки – клетки, чувствительные к яркому свету. Активные малыши предпочитают рассматривать прямые или ломаные линии, концентрические круги, простые изображения лиц. Новорожденные более пристально смотрят на внешние края картинок черно-белого цвета, чем в центр.

Для нормального развития ребенка очень важно зрение, поэтому очень значимыми являются упражнения на его развитие. Созерцание предметов побуждает ребенка дотянуться к ним, потрогать, впоследствии, узнать, как они называются и используются. До трех месяцев ребенок не различает цвета, поэтому именно черно-белые картинки отлично подходят для развития детей. Чтобы помочь малышу развить зрение, мамочки могут воспользоваться черно-белыми картинками уже на седьмой-десятый день после рождения. Это должны быть предпочтительно абстрактные изображения. Через два-три дня малыш потеряет интерес к этим картинкам, тогда нужно их сменить на новые изображения.

Как заниматься по развивающим картинкам для новорожденных?

Рассмотрим, как правильно заниматься с ребенком по развивающим картинкам для новорожденных: на расстоянии тридцати сантиметров от глаз ребенка показать карточку малышу. Убедившись, что ребенок зафиксировал на ней взгляд, переместить черно-белую картинку вправо, потом влево для развития горизонтального прослеживания. Занятие, при котором картинка приближается и отдаляется от малыша, развивает вертикальное прослеживание. Чем старше становится ребенок, тем сложнее траектория движения предметов для прослеживания: рисунок можно передвигать по двум диагоналям, по кругу, по дуге, волнообразным движением.

Картинки можно показывать, а можно прикрепить к стенке кроватки листы бумаги с черно-белыми контрастными рисунками. Их необходимо менять по нарастанию сложности изображения – это поможет малышу фокусировать взгляд. Использовать в качестве развивающих картинок для новорожденных можно также черно-белые фотографии родителей и членов семьи, игрушек.

Из картинок можно смастерить ребенку черно-белый : на вешалку, скрещенные карандаши или натянутую ленту на нитках повесить карточки. Также можно заменить подвесные игрушки на готовом мобиле на черно-белые картинки. Игровой материал также можно развесить на стенах по всему дому, когда малыш может зрительно сосредотачиваться, сидя на руках у взрослого, таким образом, прогулки по дому будут более интересны для новорожденного.

Развивающие картинки для новорожденных

Развивающие черно-белые картинки можно купить готовые в магазине или распечатать самостоятельно, например, такие, как представлены в нашей галерее.

Годовалому ребенку можно усложнить задание – на картинках можно изображать цифры, буквы, предметы бытового употребления, фрукты, овощи. Следующим этапом развития являются , предназначенные для раннего обучения чтению.

Картинки черно-белого цвета не только полезны для раннего развития ребенка, но и подарят мамочке ценные минуты, пока малыш занят созерцанием, заняться собой или домашними делами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь