Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Количество детей зависело от продолжительности брака: до конца XVIII века он длился примерно 15 лет. Поскольку в Польше умирало 30-35% новорожденных, а до взрослого возраста доживала лишь половина детей, в семьях было в среднем по шесть отпрысков. Например, жившая в XVII веке Эльжбета Друшкевичова из Порадовских (Elїbieta z Poradowskich Druszkiewiczowa) за 17 лет произвела на свет 11 детей, однако до совершеннолетия дожили лишь пятеро. Снизить младенческую смертность позволило улучшение гигиенических условий и прогресс медицины в XIX веке. В целом, в эпоху, предшествовавшую разделам Польши, женщины выходили замуж немного раньше, чем на Западе, существеннее была разница в возрасте между супругами, а в браках рождали больше детей, что было вызвано, в частности, редким использованием средств контрацепции (что не означает, что о них вообще не знали).

Историк Жан-Луи Фландрен отмечает в своей книге «История семьи», что в XVII веке во Франции при самом высоком показателе рождаемости в Европе (женщины не кормили грудью и могли быстро забеременеть вновь) наблюдалась самая высокая младенческая смертность. В Польше услугами кормилиц пользовались реже, чем во Франции, это было доступно лишь состоятельным слоям населения. Одновременно можно говорить о том, что подход родителей к детям был разным: о любви свидетельствуют лирические трены Яна Кохановского (Jan Kochanowski), надгробия и эпитафии умершим дочерям и сыновьям, а о желании избавиться от них -- практиковавшаяся магнатами отправка отпрысков на воспитание к бабушкам и дедушкам.

С XVIII века детство в семьях городских жителей заканчивалось, когда ребенок в шесть-семь лет «отрывался от юбки» матери. Детей крестьян и бедных мещан в этом возрасте отправляли работать. И это еще не все. «По данным последних исследований, в крупных польских городах бывали случаи сексуального насилия против детей, их принуждали к проституции, доходило даже до инцестов. Атмосфера агрессии, насилия, принуждения развращала несовершеннолетних и закрепляла равнодушие к подобным явлениям в обществе», -- рассказывает профессор Кукло.

Кроме того, частым явлением в Польше были убийства новорожденных и аборты. О детоубийствах упоминают уже законы XIV века, из различных документов следует, что в XVI- XVII веках в Варшаве и Львове детоубийцы составляли 10-12% от всех осужденных, а в Гданьске этот процент был еще выше. Чаще всего в убийстве младенцев обвиняли девушек из прислуги. Положение детей, рожденных вне брака (в деревнях 1-4%, в городах -- до 15%), было совсем незавидным. Поскольку работающие матери не могли заниматься ребенком, они часто сдавали его в приют (варшавская больница Младенца Иисуса в 60-е годы XVIII века принимала до 400 подкидышей в год, а в 80-90-е годы - 700-800). Судьба незаконнорожденных улучшилась только с приходом эмансипации женщин в конце XIX века.

В период позднего средневековья в Гданьске мужчины, не желавшие вступать в брак, представали перед судом и платили налог на холостяков. Церковь и государственные власти видели в браке фундаментальную ценность, поскольку он гарантировал относительную стабильность и упорядоченность жизни. Брак и дети считались также своего рода страховкой на старость. Между тем, представление о семье, состоящей из нескольких поколений и мирно живущей на одной территории, - это очередной миф.

Габриэла Пузынина писала: «Когда мои родители ждали первого ребенка, мой отец, во всем чрезвычайно систематичный, пошел к доктору Лейбошицу, прося его о подробном предписании, как содержать ребенка с точки зрения гигиены, на что Лейбуня ответил со всей серьезностью: «Сударь! Главное правило: пусть будет глупым, но здоровым». На самом деле, конечно, не это было главным принципом ухода и раннего воспитания дворянских детей.

Многое в том, что относится к рождению и воспитанию ребенка, зависело от семьи. Например, даже в отношении того, насколько радостно ждали ребенка. Количество детей, материальный достаток семьи влияли на то, насколько желанным будет ребенок. Рождение Габриэлы Пузыниной, например, принесло некоторое разочарование родителям, потому что она была третьей дочкой, которые рождались друг за другом. Правда, как она пишет, она нисколько не ощущала последствий этого разочарования. Родители Габриэлы Пузыниной часто баловали также и младшего ребенка, дочь «Бенъяминку». Вообще, как правило, у польской шляхты было по многу детей; единственный ребенок всегда в воспоминаниях отмечается как особый редкий случай.

Часто кроме родных детей в семье воспитывались (временно или постоянно) и другие дети - двоюродные братья и сестры, дети родственников, приемные дети. Это было связано с семейными обстоятельствами - родственники могли воспитывать осиротевших детей, а также с ситуациями, когда для того, чтобы ребенок получил лучшее образование, его отправляли жить в другую семью - семью родственников или знакомых. Например, Эва Фелиньская с шести лет жила постоянно в доме своих родственников - сначала у одной тетки, потом у другой - т.к. только таким образом она могла учиться - сначала у учителя, потом у гувернантки. Ее двоюродные братья жили у ее матери, своей тетки, потому что учились в гимназии в этом городе. После ареста и высылки Эвы Фелиньской ее детям, особенно младшим, тоже пришлось искать пристанища у родственников, у которых они и воспитывались. В воспоминаниях Габриэлы Пузыниной есть упоминание о том, что ее дядя заботился о воспитании сирот, оставшихся после смерти его брата.

Отец, как правило, играл в жизни ребенка гораздо меньшую роль, он был занят важными делами вне дома, гораздо меньше общался с детьми и олицетворял в семье высшую власть. Но всё же глава семьи не был чем-то совсем далеким - Феликс Фелиньский пишет, как после злоключений и скитаний во время восстания они были счастливы «после столько пережитого оказаться в объятиях любимого папы». Каждое Рождество на сам праздник и именины матери отец, Герард Фелиньский, который жил в другом городе и служил чиновником, всегда выбирался к семье и проводил с ними праздники. Некоторые отцы посвящали много времени семье - например, Габриэла Пузынина пишет о своем дяде Константине Тизенгаузе, который все свое время посвящал науке и воспитанию детей, занимался с сыном орнитологией и энтомологией. Корзон вспоминает, как отец рассказывал ему о его деде, который служил в Пятигорском полку, о знаменитых войнах и битвах прошлого, о Грюнвальде и т.д.

Бывало так, что ребенок чувствовал себя «сиротой в собственном доме» - например, когда он не был родным и просто воспитывался там. Так описывает свое состояние в доме тетки Эва Фелиньская, особенно поначалу, когда она попала одна в семью, где уже сложились определенные отношения детей и родителей, где никто не оказывал ей внимания, так необходимого ребенку. Единственной близкой душой для нее в то время была служанка, которая жалела маленькую девочку. Часто дети имели хорошие отношения со слугами - но оставаясь в рамках своего положения.

Как правило, ребенок никогда не был в центре внимания взрослых, посторонние взрослые только по доброй воле и особому складу характера проявляли внимание к детям. Часто дети были для взрослых источником определенного развлечения - те же рисунки, танцы, выступления, когда они показывали свои успехи в освоении наук и искусств. Детей ограничивали - даже в отношении еды - им нельзя было пить чай, кофе, во время еды вообще нельзя было пить. При этом дети считались частью семьи, хотя и не занимали в ней центрального места.

От того, кто ближе всего общался с ребенком и непосредственно занимался его воспитанием, зависело, от кого он воспримет важные представления о жизни, нравственные принципы, представления об отношениях между людьми и т.д. В это время, в конце XVIII-начале XIX века, во время Просвещения и романтизма, воспитанию человека уделялось большое внимание. Просветители видели в воспитании решающий фактор, определяющий характер общества, залог прогресса. Конечно, не все дворяне воспринимали, хотели и имели возможность применять эти высокие принципы в воспитании собственных детей, но это повлияло на общую тенденцию и подход к детям. Фелиньский, который много внимания уделил общим рассуждениям о воспитании детей, описал педагогические убеждения своей матери. С ее точки зрения, цель воспитания - образовать добродетельного и полезного члена общества. Следовательно, в таком случае большое значение уделялось нравственному воспитанию, формированию идеалов, религиозному воспитанию. Средства были разными, конечно, и не всегда это были поучения.

Многие мемуаристы пишут о том, что их воспитатели больше повлияли на них собственным примером, чем словами. Особая роль и место в обществе предназначалась для мужчины, совершенно отличная - для женщины. В соответствующем духе по-разному воспитывались мальчики и девочки. Назначение женщины - быть женой и матерью, поэтому все, даже - образование, которое давали девочке, было направлено на то, чтобы она стала хорошей партией для женитьбы. В психологическом плане воспитатели считали, что женщина должна выполнять пассивную роль, оставаться в тени, быть скромной, заботливой, целомудренной. «Самая счастливая женщина - та, о которой меньше всего говорят» - это была излюбленная максима моей матери», - писала Габриэла Пузынина. В будущем мужчине же главным считалось привить навыки самостоятельности, активности, даже агрессивности. Не забывались при этом и нравственные принципы, основы христианской этики, дворянский кодекс чести. Польское дворянское воспитание отличалось национализмом, особенно в условиях конца XVIII - начала XIX века, отсутствия у Польши государственности. Все эти настроения господствовали среди взрослых, а детям их помогали усвоить, кроме собственных примеров окружающих взрослых, книги, особенно исторические, рассказы, проповеди, прививаемое уважение к польскому языку, национальной литературе.

Отдельная важная тема - это наказания. Существовали и применялись телесные наказания - розги, битье по рукам (по-польски - «іapa»). К девочкам они применялись крайне редко, только в случае особых проступков, к мальчикам же - в порядке вещей, хотя не ко всем - Фелиньский пишет, что дома его били розгами только один раз (в отличие от школы). Многие пишут, что воспитатели обращали внимание на причину проступка, степень его сознательности и т.д.

Мемуаристы упоминают поучительные наказания, например, Эву Фелиньскую за то, что она поздно встает и не просыпается с первого раза наказали тем, что ее спящую, в одной ночной сорочке, вынесли вместе с одеялом во двор, где около полудня она, наконец, проснулась. Такое наказание произвело на девочку сильное впечатление. Массальский пишет о том, что за многочисленные шалости его и брата родители грозились отдать в рекруты, и один раз даже начали «исполнять» угрозу, собрали их в дорогу, надели курточки, запрягли лошадей, а потом по просьбе матери отменили наказание. Массальский пишет, что потом это пророчески сбылось с его братом после раскрытия общества филаретов, его действительно отдали в солдаты.

Встречались и избалованные дети. Габриэла Пузынина упоминает одного своего двоюродного брата, который был единственным сыном вдовы, не способной применять к нему твердость, он торговался с матерью и требовал вознаграждения даже за то, чтобы пить горькое лекарство. Удивительно при этом, что он вырос неплохим человеком, потому что от природы был добрым и впечатлительным, и такое попустительство матери не очень испортило его. Некоторые родители проявляли излишнее внимание к своим детям, даже когда те подрастали, например, та же Пузынина вспоминала комичные ситуации, когда на балу заботливая мамаша кричала своим уже взрослым детям, чтобы они не пили холодный лимонад и не ели мороженое после танцев, а то заболеют, и грозила им за это розгами.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос религиозного воспитания. Оно прививалось в семье, с самых ранних лет. Мать, бабушка, воспитатели учили детей катехизису, рассказывали истории из Библии, житий святых. Для некоторых детей, особенно девочек, это было чем-то преобладающим, именно эти рассказы занимали все их воображение. Феликс Фелиньский вспоминал, как мать рассказывала им о загробной жизни и бессмертии души, когда во время прогулки они случайно встретили похоронную процессию - хоронили знакомую им старушку-крестьянку. Дети читали молитвы утром и перед сном, по воскресеньям и праздникам посещали храм (что интересно, многие из мемуаристов, прочитанных нами, жили в местностях, где единственным более-менее доступным храмом была униатская церковь). Бывало, что и в воскресенье детей не отвозили в церковь, а проводили домашнее богослужение. Мальчики (Фелиньский, Зан, Корзон) прислуживали на мессах. Интересно проследить религиозные взгляды маленького Тадеуша Корзона, который родился в 1839 году - году отмены церковной унии. Он пишет, что многие его родственники и знакомые болезненно восприняли это событие, хотя в быту он не помнит заметных различий православных от католиков, если и те, и те были, на его взгляд, поляками. Большое впечатление на детей оказывали службы, особенно праздничные.

Еще одна тема, которую нужно рассмотреть для полной картины домашнего воспитания - это, собственно, сам дом и округа, которые составляли почти весь детский мирок до лет 8-10, до того, как дети отправлялись в школу. Авторы мемуаров провели свое детство либо в имении, либо в городе. Почти ни у кого из них не было даже такой роскоши, как собственная комната, чаще всего они делили ее по крайней мере с еще одним ребенком, близким им по полу и возрасту, иногда с несколькими детьми, иногда с няней, иногда даже с кем-то из взрослых членов семьи. В тех шляхетских усадьбах, где дети учились дома, была специальная комната для занятий, но бывало, что дети спали, играли и занимались в одной и той же комнате. Например, Эва Фелиньская так описала «среду обитания» в Голынке: «Так называемая детская, пристроенная в углу дома в виде крыла, служила нам для учебы, и одновременно была спальней моих двоюродных сестер и гувернантки. Две железные кровати, на которых спали сестры, были отгорожены картонной ширмой с цветами чудовищных размеров на белом фоне. Кровать гувернантки стояла возле противоположной стены. Середину комнаты занимал большой деревянный стол <…> Что касается меня и детей гувернантки, то мы только днем собирались в детской для совместной учебы, а на ночь уходили в новый флигель, где мы занимали две комнаты, и там оставались под присмотром старой Понтус, которая вынянчила всех детей дяди и тети, а при них вырастила и собственных, и на старости доживала свой век на чужих хлебах».

В детской могла стоять детская мебель - шкафчик, комод или сундук с детской одеждой, шкаф с детскими книгами, какими-то детскими вещичками, игрушками. Не все дети могли похвастаться большим количеством личных вещей. Комната матери часто находилась возле детской для того, чтобы она могла лучше следить за процессом их воспитания, но так было не всегда, дети могли жить и отдельно, в каком-нибудь флигеле или на верхнем этаже. Комната главы семьи, особенно кабинет, была особой территорией, куда не положено было ходить детям, особенно маленьким. Зато в их распоряжении был двор, сад, у некоторых девочек был свой участочек земли, свой маленький садик. Можно было ходить гулять в лес, в поле, на реку. В городе дети тоже могли гулять, но, например, девочки из семьи Гюнтеров узнавали жизнь города только из окон дома или экипажа, и гуляли только с взрослыми, в парках, по аллеям, а Корзон в детстве знал каждый уголок Минска и его окрестностей, где он играл сам и с друзьями.

Таким образом, в жизни ребенка из шляхетского сословия семья играла очень важную роль. Несмотря на существование нянек, гувернанток и гувернеров, с которыми дети могли проводить большую часть времени, дети и родители все же достаточно много и тесно общались. Вполне возможны были доверительные отношения между родителями и детьми, и ребенку, как правило, уделяли внимание (хотя и не такое, как сейчас, в современном обществе). Дети, однако, никогда не были в центре внимания или на первом месте для взрослых. Их выделяли в отдельную группу, и существовали определенные правила для этого детского мирка, у детей были свои права и обязанности и свое место в этом обществе.

Свою первую картину, прошедшую на фестивале в Роттердаме мировой премьерой, режиссер-дебютантка Ольга Шайдас назвала «Нина». По имени главной героини. Это красивая, элегантная, как почти все польки, женщина — внешне благополучная, но внутренне глубоко фрустрированная. Она хорошо образована и преподает французский, но работа не может компенсировать ей утрату личностных ориентиров. Ее бездетный брак с большим стажем держится лишь на надежде найти суррогатную мать для потенциального ребенка. Но надежда тает, а встреченная на этом пути молодая бесшабашная Магда, категорически отвергающая мужчин, вносит в жизнь Нины совершенно другую тему.

Развиваясь, эта тема приводит обеих героинь к неожиданной для них самих эволюции: теперь их связывает не каприз, не влечение, даже не страсть, а то, что Нина формулирует в ответ на недоумение своей сестры, как это можно полюбить женщину: «Я полюбила человека». Природу подобного избирательного чувства не могут понять и принять ни муж, ни традиционное общество, в котором вращается Нина. Такой конфликт почти неизбежно ведет к трагической развязке, однако авторам удается избежать пессимистического дна и даже довести фильм до своеобразного, хоть и условного хеппи-энда.

«Нина» — уже не первый сигнал возрождения, переживаемого кинематографом Польши, который долго был подавлен величием и магией классической «польской школы». Ключевыми в этом старом кинематографе были понятия романтической жертвенности и ее антитезы — вынужденного конформизма — как двух слагаемых польской истории. Этот сюжет всю жизнь воплощал в своих фильмах Вайда — начиная с «Пепла и алмаза» и вплоть до «Катыни» и «Послеобразов», посвященных трагической судьбе художника-авангардиста Владислава Стржеминского. И даже кино «морального беспокойства» в лице Занусси и Кесьлевского, хоть и дистанцировалось от исторических проклятий, было подчинено моральному кодексу — теперь уже не патриотическому, а христианскому.

При этом семья вовсе не была главной темой классического польского кино («Семейную жизнь» Занусси вынесем за скобки). А вот новейшая генерация польских режиссеров видит мир в другой оптике. Это стало очевидно с появлением «Последней семьи» Матушинского . Поскольку она тоже сконцентрирована на судьбе художника, и тоже авангардного, контраст особенно резок. Вайда изображает романтика-одиночку, героя и страдальца, женолюба и любимца женщин, раздавленного в итоге тоталитарной машиной. Его жена, талантливая художница, после разрыва с мужем угасает в больнице. В «Последней семье» все по-другому. Художник-сюрреалист Здзислав Бексиньский, конечно, чужд укладу социалистической бюрократии, но убивает его не она, а юный сосед-отморозок (в 2005-м, когда с этой бюрократией на территории Польши уже покончено). Здзислав купается в мире буйных фантазмов, но при этом проживает рутинную жизнь в малогабаритной варшавской квартирке с ее коммунальной истерикой и отчуждением, терпит и любит свою семью — суицидального сына, больную жену, старых, одной ногой в могиле, бабок. Именно эта экзотическая польская семья становится той хрупкой опорой, которая позволяет герою внутренне противостоять как социуму, так и энтропии бытия. Распад выглядит не таким красивым, как у Висконти, но, к удивлению, спасительным.

Однако вместе с враждебным социумом, вместе с сыном художника Томашем, покончившим с собой в канун миллениума, навсегда уйдет в прошлое, останется в ХХ веке и последняя семья.

То, что рождается на ее месте, мы видим в «Нине». Возникает соблазн встроить ее в ряд знаменитых картин с женскими именами — таких, как «Кэрол» и «Жизнь Адель». Но там роскошная опытная фемина — интеллектуалка, декадентка, эстетка — соблазняет юную простолюдинку, образно говоря, пожирает ее. В «Нине» ровно наоборот: зрелость и культура ищут спасения в соблазне, бегут за спонтанной юностью, хватаются за нее, как за соломинку.

Если у Матушинского семья выглядит средоточием романтического гротеска, в фильме Ольги Шайдас она претерпевает еще более радикальную метаморфозу. Сначала она ассоциируется с католическими ритуалами и всевозможными традиционными встречами, на которые собираются многочисленные и многодетные родственники Нины. Свой брак она воспринимает как «бесплодный», хотя и она, и муж не такие уж ревностные католики и совсем не ханжи. На уроках французского Нина в качестве учебного пособия использует фильм Годара «Презрение»: явный намек на ее тягу к интеллектуальной и моральной свободе.

Магда, работающая в аэропорту на секьюрити-контроле, легко меняющая партнерш — живое воплощение свободы без берегов, как и среда гей-баров, в которую она вовлекает старшую подругу. Однако фильм в итоге выруливает на другую колею, где главную героиню ждет не только раскрепощение сексуальности, но и осуществление мечты о полноценной семье и ребенке. То, что сформируется на основе нестандартного любовного треугольника (две женщины и мужчина), можно назвать пост-семьей ХХI века. Знаменательно, что возникла она в сегодняшнем консервативном польском контексте, когда в стране табуируется свободная мысль и накладывается запрет на историческую правду.

Многое объясняет тот факт, что Ольга Шайдас живет в США и связана очень личными нитями с другой молодой польской кинематографисткой, Касией Адамик. Которая является дочерью не кого-нибудь, а Агнешки Холланд, так много сделавшей для утверждения феминистских и экологических идей. Если сценарий «Последней семьи» получил благословение Вайды, то тень его ученицы Холланд несомненно витает над «Ниной». В финале картины перед глазами героини неожиданно появляется олень: своеобразный привет Агнешке Холланд, недавно выступившей с экологическим детективом «След зверя».

Как видим, молодые польские режиссеры существенно меняют канон национального кино. И происходит это не только на уровне смыслов, но и формы тоже. В «Нину», снятую в приглушенной гамме, со сверхкрупными планами и скачущим, часто размытым изображением, входишь не без сопротивления: даже Ларс фон Триер «догматического» периода отдыхает. Но именно такая изобразительная манера адекватно передает смятение, в котором пребывает героиня, а игра Юлии Киевской, равно как ее партнерши Элизы Рыцембель, довершает список профессиональных достоинств фильма. Это не сюрприз: даже в периоды упадка польского кино в нем неизменно появлялись поразительные, харизматичные актрисы. Сейчас дело дошло до режиссеров, причем обоего пола.

Фото Legion-Media.ru

Раннее детство

Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая , никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.

Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.

Учеба

Педагогических систем в Польше много, и каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и . Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии: в колледж, лицей или профессиональной школе.

Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.

Что можно перенять . Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно .

Отношения со взрослыми

В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.

Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как , или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.

Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.

А потому что патриоты

То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.

Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от . Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.

Фото Legion-Media.ru

Раннее детство

Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая , никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.

Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.

Учеба

Педагогических систем в Польше много, и каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и . Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии: в колледж, лицей или профессиональной школе.

Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.

Что можно перенять . Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно .

Отношения со взрослыми

В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.

Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как , или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.

Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.

А потому что патриоты

То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.

Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от . Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.

В Польше, как правило, не принято скрывать беременность. Участие семейства (бабушки и дедушки, тети, дяди и прочие родственники) часто бывает довольно активным. В особенности со стороны будущей мамы. Отцы также принимают участие в процессе. Как и во многих других европейских странах, в Польше пропагандируется установка на активное вовлечение молодых пап в подготовку к рождению малыша, а затем и в уход за ним. Менять памперсы не должно быть сугубо «женской привилегией». Но общественные призывы – это одно дело, а личное отношение – другое. Консервативных пап, которые считают, что их дело «добывать», а не сидеть у люльки (даже после работы), тоже немало. Переубедить настроенных таким образом отцов – задача не из легких. Впрочем, у польских мам характер тоже сильный, и они знают, как повлиять на мужей. Так или иначе, но совместный уход за малышом так же, как и совместное посещение врача и роды, здесь в порядке вещей.

Один из первых вопросов, который слышит новоявленный польский папа от друзей и коллег – это «Когда устраиваешь «пэмпковэ?» («pępkowe» от польск. «pępek» – пупок, здесь имеется ввиду скорее пуповина). Друзья и коллеги молодого отца собираются вместе, чтобы поздравить его с рождением ребенка и «обмыть» событие. Существует даже старопольская пословица, которая гласит: «Не обмытый» ребенок – болявый ребенок». Впрочем, от этой традиции сегодня многие отказываются.

Обычно через несколько месяцев после рождения, ребенка ожидает очень важное событие – крестины. Это настоящее семейное торжество. Влиятельность Католической Церкви в Польше стала уже легендарной. На самом деле большинство современных религиозных тенденций не обошли и эту страну. Многие молодые люди относят себя к не практикующим верующим, или вообще относятся к религии безразлично. Часто считают, что ходить в Костел – дело бабушек. Тем не менее, Польша по-прежнему остается одной из самых активных католических стран. На сегодня крещеные католики латинского обряда составляют абсолютное большинство населения Польши (по разным данным за 2012 год от 86 до 95%), из них верующими себя считает около 60%, хотя регулярно ходит в Костел всего около 40%. В любом случае, как в религиозных, так и не очень семьях, крещение – важный обряд и большой семейный праздник, на который съезжаются все родственники, чтобы поздравить малыша и его родителей. Многие подходят к организации крестин очень основательно, и прилагают немало усилий для того, чтобы они прошли в каком-нибудь знаменитом Храме, и уж совсем престижно, если все произойдет на торжественной Мессе (в особенности на Пасху) и крещение совершит известный священник, а может быть даже сам Епископ, впрочем, такая честь выпадает только единицам. После самого крещения, которое происходит в Костеле и, если не совмещено с Мессой, занимает не более 10-15 минут, устраивается застолье. Польша издревле славится своим хлебосольством и широкими пирами. Здесь любят хорошо и много поесть, так что семейное празднование крестин, где бы оно ни проходило, в ресторане или дома, это всегда отличное угощение.

Воспитание

Традиции воспитания скорее зависят от характера членов семейства. Кто-то любит баловать детей, кто-то наоборот держит в строгости. Популярная сегодня в странах Западной Европы «вседозволенность», когда детей практически не ограничивают, мало что запрещают, и редко говорят слово «нет», в Польше встречается реже. Вероятно, польских детей чаще призывают к порядку, и они слышат больше замечаний, чем, скажем, их английские сверстники. Старшее поколение зачастую придерживается довольно консервативных взглядов, что также иногда отражается на воспитании детей. Многое зависит и от того, в какой именно части Польши растет ребенок, поскольку страна многие десятилетия была разделена и подвергалась огромному влиянию (в том числе и насильственному) других культур и языков. Жителям западных районов, например, больше свойственно немецкое стремление к порядку, иногда строгость. Дети, воспитывающиеся в сельской местности, ближе к старинным традициям, чем дети больших городов. Например, гурали – жители горных областей Польши, очень чтят свои обычаи, музыку, танцы. Для них это не просто музейные ценности, а живая культура, которую дети впитывают с молоком матери. На торжества и важные семейные события гурали по-прежнему предпочитают одевать национальные костюмы, чего уже почти не встретишь во многих районах Польши, особенно в городах.

гурали.jpg

Поляки известны своим патриотизмом, пожалуй, его можно назвать важной общей чертой воспитания. И хотя они любят иногда поругать своих (в особенности политиков) и различные аспекты жизни в стране, все-таки Польша, польская земля – здесь почти святые понятия. Свои земли, язык, культуру поляки очень любят, ценят и гордятся ими. Это отношение воспитывается и в детях.

Еще лет 30-40 назад польским женщинам из сельской местности приходилось с трудом отстаивать перед родней свое право на высшее образование и работу по специальности, вместо замужества с последующим появлением «кучи» детей. Люди старой закалки считали наиболее достойным для женщины занятием в жизни быть матерью семейства. Сегодня ситуация, конечно, иная. Мама и папа одинаково являются кормильцами семьи. И феминизм тут, как правило, не при чем, дело в жизненной необходимости. С другой стороны, домашняя работа и уход за детьми тоже все чаще делятся поровну между мужчиной и женщиной, и участие в воспитании ребенка они принимают одинаковое. Традиционные роли: отец – наставляет, мать – утешает и ухаживает, перемешались. Каждый скорее делает то, что у него лучше получается. Хотя где-нибудь в глубинке, такое разделение все еще можно встретить, в особенности, в строго религиозных семьях.

Польские дети.jpg

Нет, мальчику, конечно, не зазорно помочь маме по хозяйству, научиться мыть посуду или играть в готовку, а девочка вполне может с удовольствием торчать на футбольном стадионе и гораздо уютнее чувствовать себя в штанах, чем в юбке. И все же нельзя сказать, что в Польше традиционные представления о том, каким должен расти будущий мужчина и что пристало настоящей барышне, совершенно отжили свой век и более неактуальны. Никаких особых предпочтений мальчикам не делается. Но прямо или косвенно в воспитании сохраняется разделение на женские и мужские занятия, поведение, игрушки и т.д. Унисекс в Польше пока не слишком популярен.

В Польше, как это часто бывает и у нас, бабушка по материнской линии – обычно главная, и внуки от дочерей чаще воспринимаются, как более близкие. В основном это определяется позицией самой мамы и отношениями свекровь-невестка, которые далеко не всегда бывают безоблачными. То ли дело собственная мама, ее и попросить остаться с малышом проще, да и чувствуешь себя с ней свободнее. Несмотря на то, что многие бабушки и дедушки работают, им приходится также находить время сидеть с внуками. Все-таки большинство из них считают, что молодым родителям нужно помогать. Часто именно бабушки передают семейные традиции. Они же первыми ведут детей в Костел. Очень многие польские бабушки, особенно в провинции, крайне набожны и не представляют своего дня без молитвы и участия в Мессе. Кроме того, Костел для них – место встречи и общения. Так что даже если занятых современных родителей религия особенно не волнует, бабушки позаботятся о религиозном образовании внуков.

Бабушкам и дедушкам в Польше даже посвящены особые праздники – «День бабушки» и «День дедушки». Кроме того, они еще и хранители семейной истории. В свое время в Польше было немало знатных семейств. Так что сегодня многие поляки могут похвастаться происхождением из шляхетского рода. И хотя теперь это вполне обычные граждане, семейной историей, в особенности такой? в которой есть место слову «шляхтич», принято гордиться. «Родовод» («история рода») интересует не только старшее поколение, многие молодые люди с интересом изучают и отыскивают старые документы и переписку в архивах и семейных закромах, посещают бывшие усадьбы и именья. Существуют сайты, посвященные отдельным шляхетским семействам, которые создаются их потомками, чтобы делиться этой информацией и общаться.

Польские суеверия удивительно похожи на наши. Поляки также предпочитают постучать по дереву, обязательно некрашеному, чтобы не сглазить. Считается, что этот жест происходит от древней традиции стучать по гробовой доске, причем тогда, когда покойник находился в гробу, чтобы отпугнуть темные силы, угрожающие человеку. Пятницу 13-ое поляки считают несчастливым днем. Черные коты, перебежав дорогу, приносят неудачу. Также плохо проходить под лестницей. Некоторые связывают это суеверие с древним представлением о том, что дух, охраняющий человека, сидит у него на голове, и проходя под лестницей его можно «сбросить» с себя.

Возвращаться – плохая примета в Польше так же, как и в России, и также не принято приветствие или прощание через порог. Рассыпанная соль – к несчастью. Разбитое зеркало – 7 лет неудач. А вот трубочист, наоборот, приносит везение, вот только он теперь редкость. Красный цвет защищает от дурного глаза. И свадьбу лучше устраивать в месяце, название которого содержит букву R потому, что с этой буквы начинается польское слово «rodzina» – семья.

Польша свадьба.jpg

Семейные праздники – это квинтэссенция семейных традиций. И самый главный из них – конечно же, Рождество. Подготовка к нему начинается за несколько месяцев. Празднику предшествует период Адвента или Рождественского поста. Это время ожидания. Дети делают поделки – календари, в которых можно отмечать, сколько дней осталось до Рождества. В некоторых семьях устанавливают адвентовый венец с четырьмя свечками по количеству воскресений Рождественского поста. В Польше существует старинная традиция посещать в этот период Рораты – Мессы, которые служатся на восходе солнца. Часто дети делают специальные фонарики, внутри которых помещается свеча. Ее зажигают, когда идут на Рораты. Правда, сегодня многие приходы изменили время этого богослужения. Так что теперь Рораты, нередко проводят вечером, чтобы больше детей и молодежи смогли в них участвовать.

Польша ночь.jpg

Приготовление рождественского угощения – очень ответственное дело для каждой польской хозяйки. Существуют традиционные блюда, которые подаются на стол вечером 24-го декабря, когда наступает Вигилия или Канун Рождества. Пост продолжается вплоть до ночной Мессы (с 24-го на 25-ое), поэтому в Вигилию не принято есть мясо. Зато едят не менее вкусные и искусно приготовленные постные блюда: сельдь с изюмом, запеченную и жареную рыбу, пирожки с грибами, блюда из мака, меда и орехов, и разнообразную выпечку, прежде всего рождественские пряники. Рождество в польском доме сложно представить себе без двух традиционных кушаний – баршча (это очень наваристый и пряный бульон из свеклы, грибов и с добавлением разных специй), и бигоса, который готовится из капусты, тушеной с грибами, несколькими видами мясных продуктов, томатным соусом и еще массой ингредиентов. Бигос – это вкус детства, дома, и семейного праздника. Его обычно готовят за 2-3 дня до праздников. Считается, что бигос должен немного постоять, чтобы стать еще вкуснее. Прежде, чем сесть за стол, члены семьи ломаются облаткой – тонким пресным хлебом и обмениваются праздничными пожеланиями. Это очень душевный и теплый момент семейного объединения, примирения и радости.

Пасхальные яйца.jpg

В Польше любят пировать. Когда-то в старинных шляхетских усадьбах пасхальное застолье могло длиться несколько дней. Гости собирались со всей округи, а угостить гостя достойно, было делом чести для польского шляхтича. Так что на праздники опустошались все кладовые и закрома, и на свет извлекались самые лучшие припасы. Понедельник после Пасхи в Польше выходной. Его еще называют «ляным», от слова лить. Потому что в этот день молодежь обливает друг друга водой и устраивает всяческие забавы и шутки. Открывать дверь в «ляный» понедельник нужно с осторожностью, можно «принять душ» прямо на пороге.

Если в России последний четверг перед Великим Постом называют «чистым», то в Польше, его именуют «тлустым» или жирным. Этот день проходит под лозунгом – съешь, сколько сможешь. Дети любят день за коронное лакомство «жирного» четверга – пончики. Период после праздника Трех Королей (Богоявление – 6 января, тоже, официальный выходной) и до Пепельной Среды, которая в католической традиции начинает Великий Пост, называется «Карнавал» или «Запусты». В это время устраиваются балы, маскарады и всевозможные зимние забавы, в которых принимают участие и дети, и взрослые. «Запусты» – период, когда семьи, знакомые, друзья собираются вместе, для того, чтобы просто хорошо повеселиться.

В возрасте примерно 9 лет большинство польских ребятишек ожидает важное событие – Первое Причастие. Тут надо сказать, что это не означает, что все эти дети растут в религиозных семьях. Праздник Первого Причастия – это прежде всего семейная традиция. Сегодня в подавляющем большинстве польских школ ведутся официальные уроки Религии (религиозное обучение согласно канонам Римско-Католической Церкви). Их посещение не является обязательным, ученик может выбрать уроки Этики или же вообще не ходить ни на один из этих предметов. Однако обычно все же предпочитают посещать Религию, по крайней мере первые два класса школы, и именно для того, чтобы иметь возможность приступить затем к Первому Причастию. Праздник Первого Причастия проводится в конце учебного года, для детей это огромное событие. Приглашаются родственники и друзья семьи. Все дарят ребенку подарки. Дети одеваются в белые одежды (иногда в этот день девочки одеты в белое, как маленькие невесты, а мальчики в костюмы), головы ребят часто украшают цветы или венки, в руках свечи. После торжественной Мессы и принятия Причастия, а также множества фотографий, семьи отправляются праздновать.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь