Здравствуйте, дорогие читатели!
Мы продолжаем с вами анализировать ситуацию продажи. Продажа - это ряд последовательных действий продавца с целью убедить покупателя приобрести товар.
Продавец в общении с покупателем проходит 5 этапов:
1. Приветствие
2. Выяснение желаний
3. Презентация товаров
4. Работа с возражениями
5. Завершение продажи
В предыдущих номерах мы рассмотрели техники, которые используются на этапах «Приветствие покупателя» и «Выяснение желаний клиента». Сегодня мы поговорим о том, как действовать эффективно на этапе «Презентация ювелирных украшений». Цель третьего шага - описать подходящие покупателю ювелирные изделия и привести доводы в пользу приобретения каждого из этих товаров. На этом этапе продавец рассказывает о товарах.
СХЕМА ОПИСАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ
Мы предлагаем продавцу универсальную схему описания ювелирных украшений. Данная схема включает в себя три блока:
Кем сделано украшение:
2. Компания
Из чего сделано украшение:
Как сделано украшение:
6. Конструкция замка
Первый шаг в описании - дать названия. Нужно назвать страну, компанию, металл, камень, декоративные элементы и конструкцию замка! При описании украшений возможен пропуск пунктов данной схемы. У любого украшения есть страна и компания-изготовитель. Остальные пункты - металл, камень, декоративные элементы и конструкция замка - являются необязательными. Например, ювелирное украшение может быть выполнено без использования металла, без использования камней, без особых декоративных элементов или без замка. Замок предусмотрен только на отдельных видах ювелирных изделий (серьги, цепочка, колье, ожерелье, браслет, брошь). В таблице № 1 приведены примеры такого краткого описания ювелирных украшений.
Второй шаг в описании - перечислить свойства или отличительные особенности. Нужно раскрыть особенности страны, компании, металла, камня, декоративных элементов и конструкции замка! Чтобы избежать рекламы, мы опускаем обсуждение стран и компаний-изготовителей. Этот вопрос останется на самостоятельную работу. Подумает какие особенности страны и компании-изготовителя могут вызвать доверие и интерес покупателя. Например, покупателя могут заинтересовать такие особенности компании, как большой срок работы на рынке ювелирных изделий, международные контакты, длительное сотрудничество с вашим магазином и т.д. В таблице № 2 представлена полная схема описания ювелирного украшения. Первый столб - первый шаг в описании, второй столбец - второй шаг в описании. Обратите внимание, в этой таблице подробно рассмотрены все возможные особенности металла, камня, декоративных элементов и конструкции замка.
Таблица №1.
Украшения |
Кольцо «Змей Горыныч» |
Серьги «Лесная сказка» |
Цепочка «Морячка» |
1. Страна |
Россия |
Россия |
Россия |
2. Компания | |||
3. Металл |
Золото |
Серебро |
Золото |
4. Камень |
Изумруд |
Гранат | |
Змейка |
Ежевика |
Плетение «Ленточка- |
|
6. Конструкция замка |
Английский |
Карабинный |
Таблица № 2
Как называются? |
Какими свойствами (отличительными особенностями) обладают? |
1. Как называется страна? |
Какими свойствами обладает страна? |
2. Как называется компания? |
Какими свойствами обладает компания? |
3. Как называется металл? |
Какими свойствами обладает металл? Драгоценный, недрагоценный Проба Цвет, оттенок Размер -Вес |
4. Как называется камень? |
Какими свойствами обладает камень? Драгоценный, полудрагоценный, поделочный, органического происхождения, искусственно выращенный Твердость Цвет, прозрачность, блеск Огранка Размер -Вес |
5. Как называются декоративные элементы? |
Какими свойствами обладают декоративные элементы? Определенная обработка и форма металла Определенный подбор, расположение и крепление камней |
6. Как называется конструкция замка? |
Какими свойствами обладает конструкция замка? Простота Надежность Долговечность |
При описании ювелирного украшения возможна различная последовательность шести пунктов данной схемы. Например, сначала можно рассказать о стране и компании-изготовителе, затем описать особенности металла и декоративные элементы из металла, перейти к описанию камня и декоративных элементов с использованием камней, а в конце упомянуть о конструкции замка. Описание внутри пункта может тоже строиться в любой последовательности. Например, при описании камня можно сначала сказать, к какому типу камней относится данный камень, указать твердость, размер, вес, а затем описать цвет, огранку. Описание украшения - это творческий процесс. Как Вы это сделаете, зависит только от Вас!
Автор статьи пробовал описывать свои ювелирные украшения по этой схеме. Данная схема прошла испытания и доказала свою эффективность. Чтобы потренироваться, попробуйте тоже описать свои украшения. Для примера давайте опишем изображенные на рисунках ювелирные изделия.
Кольцо «Змей Горыныч» изготовлено российской ювелирной компанией X. Российские ювелирные украшения очень ценятся на мировом рынке. Компания X экспортирует свои изделия в ряд зарубежных стран. Кольцо выполнено из золота 585-й пробы. Золото - это драгоценный металл. Но драгоценные металлы не используют в чистом виде. Почему? Благородные металлы сравнительно мягкие и обладают малой прочностью. Поэтому используют сплавы драгоценных металлов с другими металлами. Сплавы обладают высокой твердостью и механической прочностью. Проба - это содержание основного драгоценного металла в сплаве. Самое распространенное количество золота в сплаве - 58,5%. Золото желтого цвета, имеет красный оттенок. Цвет и оттенок зависят от состава сплава. Медь в сплаве придает более желтый цвет с переходом в красный. Нижняя часть ободка кольца (шинка) имеет небольшую ширину (2 мм) и расширяется к верхушке. Вес кольца - 2,72 грамма. Верхушка выполнена в виде трех голов змей. Головы украшены с помощью фоновой зернистой филиграни. Кольцо выполнено с использованием трех одинаковых изумрудов. Изумруд является драгоценным камнем. Твердость - 9. Камни зеленого цвета, прозрачные, имеют стеклянный блеск. Огранка - круглая бриллиантовая. Диаметр камней составляет 1,3 мм, вес - 0,01 карата.
Изумруды - это глаза змей. Камни закреплены с помощью глухого каста. Глухое крепление подчеркивает форму камня.
Серьги «Лесная сказка» изготовлены российской ювелирной компанией Y. Российские изделия имеют большую популярность за рубежом. Украшения компании Y носят многие зарубежные звезды. Серьги изготовлены из серебра 925-й пробы. Длина сережки - 2 см. Металлическая часть сережек имеет классическое очертание. Серьги выполнены с использованием 14 гранатов. Гранат относится к полудрагоценным камням. Твердость - 7. Камни темно-красного цвета, прозрачные, имеют стеклянный блеск. Диаметр камней - 2 мм. Огранка -круглая. Камни крепятся по 7 штук на каждой сережке с помощью корнерового каста. Корнеровый каст обеспечивает максимальный доступ света. По внешнему виду сочетание камней напоминает ежевику. Общий вес изделия - 7 грамм. Серьги - с английским замком. Английский замок является очень надежным.
Цепочка «Морячка» изготовлена российской ювелирной компанией Z . Российские компании славятся уникальной ручной работой. Компания Z выпустила уже несколько эксклюзивных коллекций. Цепочка сделана из золота 585-й пробы. Золото имеет бледно-желтый цвет. Длина цепочки - 50 см, ширина - 2,5 мм. вес - 10 грамм. Плетение - «Ленточка». Каждое звено собрано из множества витков проволоки. Замок -карабинный. Карабинный замок является очень надежным.
ТЕХНИКА ПРЕЗЕНТАЦИИ СВ
От чего зависит убедительность презентации ювелирных изделий? Убедительность презентации зависит от языка описания. Чтобы убедить клиента купить, говорите на языке выгод клиента. Помните: вы продаете не свойства товара, а потребительские ценности этих свойств. Именно поэтому при презентации ювелирных украшений эффективно использовать технику СВ. Техника СВ - это перевод Свойств ювелирного изделия в потребительскую Выгоду.
Техника СВ состоит из 5 шагов:
1. Свойство ювелирного изделия.
2. Связующая фраза типа: «Это Вам позволит...», «Для Вас это означает..". «И тогда Вы сможете...».
3. Выгода, вытекающая из свойства ювелирного изделия.
4. Вопрос закрытия типа: «Это для Вас важно..."" «Это Вам интересно?».
5. Получение ответа на свой вопрос (да, нет, не совсем).
Например, «Кольцо выполнено из золота 585-и пробы. Очень прочный сплав. Для Вас это означает, что украшение будет очень долго носиться. Это для Вас важно?», «Серьги изготовлены из серебра 925-й пробы. Для Вас это означает, что серьги не потемнеют. Это для Вас важно?», «Цепочка с карабинным замком. Очень простой замок. Это Вам позволит застегивать цепочку, ш глядя. Это для Вас важно?". Держите паузу после вопроса. Пауза дает возможность покупателю ответить на Ваш вопрос.
Не нужно рассказывать покупателю о всех свойствах и соответствующих потребительских ценностях товара! Сконцентрируйте свое внимание на тех свойствах ювелирного изделия, которые являются для покупателя наиболее важными. А об этом Вы должны были узнать на этапе «Выяснение желаний клиента».
РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДОВОДЫ
В предыдущем разделе мы сформулировали правило: «Чтобы убедить клиента купить, нужно перечислить выгоды клиента». Что такое выгода клиента? Выгода - это польза или преимущество, которые приобретает клиент вместе с товаром. Преимущество может быть на уровне разума и на уровне эмоций. Поэтому продавцу следует приводить как рациональные, так и эмоциональные доводы в пользу приобретения товара.
Рациональные доводы - это рациональные преимущества данного товара перед другими товарами. Например, «Канны крепятся с помощью корнеро-вого каста. Корнеровый каст обеспечивает максимальный доступ света. Для Вас это означает, что камушки будут сверкать и переливаться на солнце. Это для Вас важно?», «Сережки с английским замком. Очень надежный замок, Для Вас это означает, что Вы их никогда не потеряете. Это для Вас важно?».
Эмоциональные доводы - это эмоциональные преимущества человека с данным товаром перед другими людьми, Например, «Украшения компании Y носят многие зарубежные звезды. Вы почувстствуете себя особенным человеком», «Насыщенный красный цвет камня. Этот цвет придаст Вам особую уверенность». Когда продавец приводит эмоциональные доводы, то техника СВ исполняется нестрого. Важно назвать свойство и преимущество покупателя на эмоциональном уровне.
Стоит отметить, что одно и то же свойство товара имеет как рациональную, так и эмоциональную выгоду для клиента. Например, «Бесцветный камень. Это Вам позволит носить украшение с любой одеждой. Это для Вас важно?» или: «Бесцветный камень. Напоминает брызги шампанского. Вы почувствуете себя рискованным человеком».
Подробный и правильный рассказ о ювелирном украшении может привести сразу к завершению продажи. Но часто на этом этапе продажи покупатель еще сомневается. И тогда мы переходим к работе с возражениями клиента. Читайте в следующем номере «Навигатора ювелирной торговли» о техниках четвертого этапа «Работа с возражениями клиента».
УДАЧНОЙ ТОРГОВЛИ!
Люди всегда любили украшать себя. И чем больше ученые узнают о наших далеких предках, тем больше понимают, что их действительно интересовало искусство украшения своего тела. Вот некоторые интересные факты о ювелирных изделиях со всего мира.
Историкам и археологам до сих пор трудно установить, что проявилось у человека раньше - потребность в одежде или желание себя украсить. Английская экспедиция, работавшая в долине реки Ак Акчеи в Малой Азии, "открыла" даму, относящуюся к эпохе палеолита, с браслетами и бусами. Она стала наидревнейшим образцом изысканно одетой женщины, которая не забыла дополнить свой туалет украшениями. История украшений - долгая и интереснейшая эволюция, напрямую связанная со становлением человека.
Все началось задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Древний человек использовал только то, что было создано самой природой, т.е. отполированные природой камни, зубы и кости животных. Даже сейчас можно уловить дыхание того времени в некоторых современных племенах.
Мощный толчок развитию древнего ювелирного искусства дало открытие золота. В то же время появились и золотых дел мастера, заложив основу ювелирного дела.
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. Профессиональный историк, глядя на произведение ювелирного искусства того или иного века, может понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества.
Самым плодотворным для ювелирного искусства стал период с середины XVIII и до конца XIX веков, когда главенствовал классицизм. Здесь все нововведения создаются исключительно для женщин. Мужчинам остается перстень, булавка для галстука и цепочка для часов. В это время на вершине славы - бриллиант! Он сияет в кольцах, серьгах, браслетах, ожерельях, кулонах и т.д. Без него не обходится ни один вечер. Как никогда важными становятся целые комплекты украшений, выполненных в одном стиле, так называемые "парюры".
XVII-XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже.
Ожерелье относится к самым древним и излюбленным украшениям. Египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. В Риме были в ходу ожерелья с миниатюрными выгравированными рельефами. Готика ввела в моду на ожерелья из цветов. Ренессанс - из жемчуга.
Ожерелья из жемчуга и гранатов назывались на Руси "монисто". В то время ожерелья украшались драгоценными камнями в высоких коронках. Каждый узор представлял украшения сам по себе и требовал от мастера умения. Понятно, что такие изделия были доступны только лишь богатым людям.
На парадной одежде царей и бояр на Руси было так называемое кружево - сверкающие полосы из небольших прямоугольных золотых и серебряных пластинок - запон. Эти украшения нашивались вокруг ворота в виде ожерелья, вокруг манжет и по головному убору. Стоячее мужское и женское ожерелье-воротник пристегивалось к одежде и скреплялось спереди драгоценными пуговицами. Все ожерелья украшались драгоценными камнями.
Кольцо - одно из древнейших украшений. Подобно любой замкнутой окружности, кольцо символизирует цельность, поэтому его (как и браслет) используют в качестве эмблемы брака. Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь была гладкой.
Первые кольца просто свивались из толстой проволоки носили не только на пальцах, но и привязывали черной тесьмой к кисти руки, пришивали к платью или банту, носили на шее на шнуре, прикрепляли к шляпам. Кольца могли быть на всех пальцах рук и ног. С древних времен кольцо служило опознавательным знаком оно указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду, а также применялось для простановки клейма на всех предметах собственности. И только потом появились кольца-украшения.
Еще в средние века появились кольца-близнецы, которые порознь украшали руки супругов. Овдовевшие носили траурные и памятные кольца, которые помечались соответствующим изречением.
В XV-XVII веках перстни нередко служили печатью. Печать вырезали на четырехугольных или восьмиугольных изумрудах, агатах и других камнях. Металлический перстень-печатку украшали белой, черной, голубой, зеленой и желтой эмалью. На печатках изображали людей, орлов, львов или же вырезали монограммы владельцев.
Браслет - такое же древнее украшение, как кольцо, и имеет ту же символику. Его носили на запястье, или выше локтя, или на щиколотке.
В древней Руси браслеты назывались непонятными словами "зарукавья" и "обруча". Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями.
Серьги сначала носили как мужчины, так и женщины. Позднее серьги сохраняются только у тех мужчин, которые были связаны с морем (особенно с пиратским промыслом). Серьги остались в ходу у мужчин определенных этнических племен. Одна серьга в ухе казака служила знаком, что данный мужчина - один сын в семье. Напомним, что в Древнем Риме колечки в ушах носили лишь рабы.
На Руси уши прокалывали девочке, как только она начинала ходить. Популярны были серьги - одинцы, двойчатки и тройчатки. Это были прикрепленные к толстой проволочной мочке 1-3 стерженька с нанизанными в различных сочетаниях бусинками. Некоторые сережки крепили к головному убору так, чтобы они просматривались с двух сторон.
Брошь - украшение, обычно прикрепляемое у декольте платья или блузки. Вероятно, брошь появилась как пряжка для скрепления отдельных частей одежды. Особенно модными были броши в XIX веке. Обычно в них вставляли драгоценные камни.
Медальон - небольшое овальное украшение, подвешенное на ленте или цепочке. Обычно медальоны делали из драгоценных металлов. Внутри них помещали волосы любимых, позднее - фотографии близких людей.
Цепь - украшение, олицетворяющее связь и коммуникацию. В космическом плане это символ неба и земли, в земном - символ брака. Цепь как символ уз связана с прочностью. Цепи любимы женщинами и мужчинами.
"Брелоки" - украшения из металла, кости и других материалов, которые вешали на цепочку мужских часов. Они были модными в XVIII веке и с 1850-го по 1914 год. В эпоху рококо брелоки, издающие звон, считались признаком элегантности кавалера.
Брелоки делали в форме бутылочек, поясных пряжек, сердец, фигурок, голов животных, крохотных слоников из слоновой кости или серебра (считалось, что они приносят счастье). Делали комбинации из креста, якоря, сердца. Пользовались большим спросом подковы - символы удачи.
Бижутерией называют украшения из недорогих материалов (стекла, металла, камня, керамики, пластмассы и т.д.).
Фальшивые украшения были известны уже в конце XVIII столетия, и дамы умело ими пользовались. Известно, что после одного бала у Наполеона I половина найденных аксессуаров оказалась поддельной. Но появляться в свете в открытом платье без украшений считалось непозволительно.
Вряд ли среди современного общества можно найти хоть одну особу, равнодушную к украшениям.
Каждый человек по-своему выбирает ювелирные украшения, большинство людей обращает внимание на два фактора: стоимость и внешний вид. И только после того, как покупатель определяется с этими двумя критериями, в расчет начинают идти и другие моменты: вид драгоценного металла, вид драгоценного камня или самоцвета, стиль ювелирного украшения. Вот именно о стилях, существующих в ювелирной моде, нам и хотелось бы поговорить.
Говорить о стиле ювелирных украшений можно в двух аспектах:
Классический стиль - в нем работают большинство ювелирных брендов, хотя при этом выпускают коллекции, немного отличающиеся от основного направления. Редко какая ювелирная компания придерживается действительно единого стиля, предпочтения покупателей разные, а ведь именно запросы потребителя являются основным на ювелирном рынке и мировые ювелирные бренды стремятся их удовлетворить.
Итак, в классическом стиле работают: , Links Of London, . Мы перечислили только малую толику существующих ювелирных компаний, которые работают преимущественно в этом стиле, просто для примера. Итак, чем же отличается классический стиль: изящные формы, утонченные, не слишком затейливые, строгие, лаконичные. Чаще всего форма ювелирных изделий - это круг или прямоугольник. Основной плюс подобного стиля - неподвластность моде, они будут актуальны в любое время и в любом месте, будь это рабочий костюм или элегантное вечернее платье.
Под словом авангард понимают более необычные украшения, которым присуще отрицание всех привычных форм и традиций. Ювелирное украшение, выполненное в данном стиле, подчиняется только одному закону - таланту, вкусу и желанию ювелира. Обычно это шокирующее, эксцентричное, необычное, подвижное, гибкое, яркое и броское украшение, в котором могут сочетать необычные материалы, драгоценные камни соседствовать с самоцветами, а платина сосуществовать с кожей. Так же нет никаких правил в использовании пропорций и форм ювелирного изделия. В стиле авангард в основном работают: Very, o, Style Avenue, La Nouvelle Bague, Mauboussin, Pomellato, Vhernier, Россильвер.
Следующий стиль - зоологический , это украшения, в которых используют фигурки животных, птиц, рыб…в общем, флоры и фауны. Иногда данные коллекции выглядят легкомысленными, иногда веселыми, однако хотя бы одну коллекцию в подобном стиле можно встретить у любого международного ювелирного бренда, даже у самых элитных марок. Причем практически все подобные украшения все же можно отнести к классике.
Этнический стиль , или еще его называют стилем фольклор. Понятно, что все украшения этого стиля интерпретируют мотивы и культуру определенной народности или национальности: Индия, Испания, Япония, Китай, Россия…. Например, к типичному представителю этнического стиля можно отнести кельтские украшения, или характерный индийский стиль. Более узкий стиль - это: экзотический, его в принципе можно отнести к этническому стилю. Украшения выполнены в ярких, вызывающих и эффектных тонах, например, ближе всего к этому направлению - африканский стиль. Бренды, у которых встречаются этнические коллекции - , Deno Silver, Bochic, Gianmaria Donin, Henry Dunay, La Nouvelle Bague.
Готический стиль - это ювелирные украшения с ритуальной атрибутикой, кресты, горгульи…в общем, пристальное внимание этого стиля направлено на символику ювелирных изделий. Можно четко проследить в переплетениях узоров пентаграмму, руны или магические знаки, так же встречаются элементы средневековья, например, ажурные шпили башен. Другой подвид этого стиля - траурные изделия темными, мрачными тонами. Ювелирные бренды этого стиля - Ле Сибилле, .
Теперь переходим к профессиональной классификации и начинаем со стиля барокко - это роскошный декор ювелирных украшений с динамичными, пышными и вычурными формами. Основные признаки данного стиля: пышный декор, нет сдержанности, четкости, правильности, гармонии. Преобладают тяжелые орнаменты, гирлянды, банты, завитки. Чаще всего - это массивные украшения. Современные ювелирные бренды этого стиля - Buccellati, .
Стиль Рококо - более легкий, чем барокко. Для него характерны изогнутые формы, ассиметричные, причудливые сочетания всевозможных завитков и гирлянд. Вообще для стиля Рококо используют всевозможные закручивания, переплетения, это веерообразная композиция: изящная, хрупкая, грациозная. В этом стиле работает множество российских ювелирных брендов: «Сирин», «Стела эксклюзив».
Стиль классицизм , обратите внимание, не путать с классическим стилем, описанным выше. Этот стиль определяется веком Древней Греции и Римской античности. К основным признакам стиля можно отнести: подражание античности, в основном используется тематика лавра, дуба, меандра и аканта. Цветовая гамма простая, неяркая, и не кричащая, самыми заметными цветами являются черный, красный и белые тона. Для стиля классицизм характерны строгие и простые формы, чаще всего, это медальоны и розетки. В данном стиле можно увидеть коллекции от Faberge, Tiffany, .
Стиль модерн отличается большим количеством плавных линий, удлиненный форм, текучести, ассиметрии, утонченности. Основной темой в ювелирных украшениях данного стиля являются флористические мотивы, изящные композиции и мистический колорит вещей. Здесь важны не стоимость драгоценные камней или металлов, а тот смысл, что они несут в себе. Важным оказывается не сочетание камней по стоимости или качеству, а по цвету, эзотерическому значению. Ювелирные компании этого стиля: Константин Крюков, Carlo Lucadella Quercia.
И завершая разговор о стилях ювелирных украшений, немного остановимся на современных стилях. Основным является стиль арт-деко , который сочетает одновременно роскошь и простоту, четкость линий и яркую игру драгоценных камней. Основным брендом и основоположником стиля является ювелирный бренд Cartier, который создает украшения, полные гармоничности, изящности, но при этом в них сохраняются простые и понятные формы. Другие бренды так же подхватили это направление: , StefanHafner, Tiffany & Co, Chorard, Picchiotti, Воucheron, Bruni, Adler.
Стиль Хай-тек - это минималистические формы и драгцоеные металлы (Chaumet, Di Modolo). В основном обращается внимание на качество обработки металла, однако драгоценные камни в ювелирных украшениях этого стиля встретишь редко. Конструктивизм подвержен одной идее: форма должна отражать название предмета и его назначение. Именно здесь чаще всего встречаются изделия - трансформеры, ювелирные украшения в стиле конструктивизм многофункциональны (Gavello, ).
Как видно, стилей много, мы рассказали только об основных направлениях, однако внутри каждого стиля есть свои течения, подстили, классификация. Поэтому человек, прежде всего при выборе ювелирного украшения должен основываться на собственном вкусе. К тому же, пристрастие к одному стилю никак не исключает наличия в вашей домашней коллекции и украшений других стилей. Человек - существо изменчивое, многоплановое, поэтому мы довольно часто подстраиваемся под настроение: сегодня хочется выглядеть строго, классически и для этого подбираем соответствующие стили. А завтра хочется немного подурачиться, отдохнуть от привычного образа жизни и четких правил - именно для таких случаев и нужны украшения других стилей.
Введение
1. Характеристика ювелирных изделий
1.1 История возникновения
1.2 Производство и материалы, используемые в производствеювелирных изделий
1.3 Товароведная характеристика ювелирных изделий
1.4 Классификация и ассортимент ювелирных изделий
1.5 Потребительские свойства ювелирных изделий
1.6 Маркировка, упаковка, клеймение ювелирных изделий
1.7 Правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними
2. Исследование торгового ассортимента ювелирных изделий
2.1 Анализ ассортимента
3. Подтверждение соответствия ювелирных изделий
3.1 Участники сертификации
3.2 Порядок проведения сертификации
Заключение
Введение
Ювелирное искусствовозникло в глубокой древности. Золото и серебро издавна использовали вдревнерусском искусстве. Основными материалами в производстве ювелирных изделийявляются благородные (драгоценные) металлы и их сплавы, драгоценные,полудрагоценные и поделочные камни, синтетические камни, стекло, кость, эмаль,пластические массы.
Целью написания этойкурсовой работы является изучение ассортимента ювелирных изделий.
ü Охарактеризовать ювелирные изделия;
ü Исследовать торговый ассортиментювелирных изделий;
ü Подтверждение соответствия ювелирныхизделий;
1. Характеристикаювелирных изделий
1.1 Историявозникновения ювелирных изделий
Ювелирные изделия (отлатинского uwel - драгоценность), это предметы украшенияили обихода, изготовленные из металлов, иногда с другими декоративными материалами,выполненные на художественном уровне и с большим исполнительским мастерством.
В начале для изготовленияювелирных изделий человек использовал исключительно только золото, затемпостепенно стал применять серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг,янтарь, а в наши дни и выращенные в специальных условиях камни, которые повнешним характеристикам и физико-химическим свойствам не уступают природным:изумруду, гранату, бирюзе, опалу, малахиту др.
Ювелирное дело натерритории России возникло с незапамятных времен. Центрами ювелирноготворчества в разное время были Киев, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород,Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Калуга, Москва, Петербург.
Шедевры, созданныегениальными мастерами-ювелирами всех времен, изделия из золота с бриллиантами,рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда украшают лучшие музеимира.
Ювелирная промышленностьРоссии, неразрывно связана с такими отраслями, как золотопереработка и огранка,объединяет предприятия – изготовители изделий из драгоценных металлов идрагоценных камней и организации, осуществляющие продажу ювелирных изделий.
В настоящее время вювелирной отрасли работает более 500 предприятий, в том числе около 80занимается производством ювелирных изделий с бриллиантами.
1.2 Производствои материалы, применяемые в производстве
Вначале разрабатываетсяэскиз, создается модель ювелирного изделия. Основные процессы изготовленияювелирных изделий: заготовка материалов, создание формы, отделка,художественная обработка, огранка, и закрепление вставок (камней).
Огранку производят наспециальных станках. Распространенные виды огранки: бриллиантовая, огранкарозой, таблицей, ступенчатая, кабошоном.
Закрепление камней визделиях . Место, гдена изделиях крепится камень, называется кастом (оправой), каст должен прочноудерживать камень. Существуют разные способы закрепления камней в изделиях.Закрепки: крапановая, гладкая, гризантная, в обсыпку и др.
Крапановая закрепканаиболее распространена. Камень закрепляется с помощью лапок (крапанов),которые загибаются и охватывают камень со всех сторон.
Гризантная закрепка –камень закрепляется по окружности ободком металла и отделывается мелкойнасечкой – гризантом.
При гладкой закрепкекамень крепится в касте или высверленном гнезде, края которого обжимаются покраям камня.
Благородные(драгоценные) металлы и их сплавы
Металлы называют благороднымиза их природные свойства – химическую стойкость, тягучесть, красивый внешнийвид, а драгоценным – за их высокую стоимость.
В чистом виде эти металлыне применяют, так они обладают малой механической прочностью и довольно мягкие.Сплавы благородных металлов с другими обладают лучшими механическимисвойствами. Состав сплавов регламентируются государственными стандартами.
К благородным металламотносят золото, серебро, платину, а также палладий, рутений, иридий, родий,осмий.
Золото – металл тягучий, мягкий, пластичныйи ковкий, а также химически стойкий. Растворяется золото в смеси азотной исоляной кислот «царской водке», в крепких ядах, легко реагирует с ртутью. Всостав золотых сплавов могут входить серебро, медь, палладий, платина, никель идр. В ювелирной промышленности применяют сплавы золота: 375, 500, 583, 585,750, 958.
Серебро – красивый, белый, мягкий, блестящийметалл, тягучий, стойкий к окислению, обладает исключительной отражательнойспособностью. Серебро устойчиво к щелочам, но растворяется в азотной иконцентрированной серной кислотах, соединяясь с сероводородом, при этомпокрывается тонким налетом. Сплавы серебра имеют только один легирующий элемент- медь. В ювелирной промышленности применяют сплавы серебра: 750, 800, 875,916, 925, 960.
Платина – серебристо-белый, тяжелый,тугоплавкий металл. В ювелирном деле применяют сплав 950-й пробы.
Цветные металлы и ихсплавы
К цветным металламотносят алюминий, медь, цинк, никель, олово, свинец, хром. Для изготовлениянедорогих ювелирных изделий применяют следующие сплавы меди.
Латунь – сплав меди с цинком, имееткрасивый желтый цвет, сходный с золотом.
Бронза – сплав меди с оловом, применяют дляотливки сувениров, художественных изделий малых форм.
Мельхиор – сплав меди (80%) и никеля (20%).Обычно мельхиоровые изделия покрывают слоем серебра, это придает им красивыйвнешний вид.
Нейзильбер - сплав меди (65%), никеля(20%); имеет высокую стойкость к коррозии и хорошие механические свойства.Изделия из нейзильбера также серебрят, изделия после серебрения очень похожи насеребро.
Ювелирные камни
Камни бывают природные исинтетические. Природные камни могут быть минерального или органическогопроисхождения. В ювелирной практике и в торговле камни классифицируются надрагоценные, полудрагоценные и поделочные.
К драгоценным камням относятся камни минеральногопроисхождения – очень твердые, прозрачные: алмазы, изумруды, рубины, сапфиры;органического происхождения – жемчуг.
Для драгоценных камнейвесовой единицей является карат, равный 0,2 г, а для всех остальных камней –грамм.
Алмаз – самый твердый камень; ограненныйалмаз называется «бриллиант». В зависимости от количества дефектов алмазы делятна 8 групп, наиболее ценные алмазы «чистой воды».
Изумруд (от греческого«смарагдос» - твердый) – хрупкий камень травянисто – зеленого цвета.
Рубин (от лат. «рубеч» - красный)представляет собой разновидность минерала корунда красного цвета.
Сапфир – (от греч. «Сапфиерос» - синий)прозрачная разновидность корунда различной окраски – от темно-синей до бледно-голубой.Сапфир натуральный считается редким камнем, хотя ценится дешевле рубина.
Жемчуг – драгоценный камень органическогопроисхождения, образуется в раковинах морских и речных моллюсков. Цвет жемчуга –от белого до черного.
Полудрагоценные камни –это прозрачные, бесцветные или цветные камни. Единицей массы полудрагоценныхкамней является грамм. К полудрагоценным камням относят:
александрит – при различном освещении меняетокраску от густо – зеленого до малиново-красного;
хризолит – прозрачныйминерал от желтовато-зеленого до густо-зеленого, камень довольно редкий;
бирюза – непрозрачный минералнебесно-голубого цвета, хорошо сочетается с серебром;
гранат – твердый, может быть прозрачным,полупрозрачным, и непрозрачным, красноватых оттенков (более 30). Гранатприменяют и как основу, и как вставки для украшений (браслеты, бусы, ожерелья идр.)
топаз – камень тяжелый,твердый, прозрачный, в основном желтоватых, но встречается и других оттенков.
К полудрагоценным камнямотносят также шпинель, аметист, аквамарин, берилл, турмалин, циркон, гиацинт,опал, лунный камень, горный хрусталь, кварц дымчатый и камни органическогопроисхождения – янтарь, коралл.
Янтарь – это ископаемая смола хвойныхдеревьев третичного периода. Ценится прозрачный янтарь с включениями насекомыхи частиц растений. Янтарь применяется для изготовления бус, брошей, серег,браслетов и др.
Коралл – это известковая масса скелетовбеспозвоночных морских животных. Коралл бывает розово-белый, белый, красноватыхоттенков. Коралл является ценным материалом для изготовления серег, ожерелий,бус, вставок в ювелирные изделия.
Поделочные камни этонепрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твердостиполудрагоценным камням. Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски,поэтому широко применяются в ювелирной промышленности.
Халцедон – твердый поделочный камень, цветсеровато-голубой. Существует много разновидностей халцедона.
Сердолик – разновидность халцедонакрасноватых оттенков (группа кварца).
Агат – имеет вулканическое происхождение,представляет собой многоцветно-рисунчатую разновидность халцедона.
Оникс – разновидность многоцветного агата,у древних греков и римлян использовался для вырезания камей и амулетов.
Кошачий глаз – разновидность агата разныхоттенков; отшлифованный кабошоном при движении камень дает отлив и игру,напоминающей глаз кошки.
Яшма бывает весьма разнообразной окраскиразличных оттенков, чаще окрашивается в кирпично-красный или бурый цвет. Яшмаприменяется как облицовочный, декоративный материал для колонн, светильников идр.
Малахит – непрозрачный минерал, содержащийдо 57 % меди, имеет зеленый цвет разных оттенков. Малахит – камень среднейтвердости, на разрезе имеет сложный красивый узор.
В производстве ювелирныхизделий применяют искусственные камни – кристаллы. Некоторые из них называютсинтетическими.
Синтетический изумруд обладаетхарактерными признаками природного самоцвета.
Фианит – получил свое название от первыхчетырех начальных букв названия института, где был создан (Физический институтАкадемии наук). Исходным материалом для фианита служит в основном окисьциркония и гафния.
В производстве ювелирныхизделий применяют декоративные различные и поделочные материалы: стекло, кость,рог, папье-маше, пластические массы.
1.3Товароведная характеристика ювелирных изделий (таблица №1)
Род Потребительские товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования Класс Непродовольственные товары, удовлетворяющие социальные потребности Подкласс Удовлетворяет аналогичные группы потребностей, имеющие определенные различия Группа Удовлетворение потребностей определенных групп
1.4Классификация и ассортимент ювелирных товаров
Ювелирные изделия поназначению делят на группы:
ü Предметы личных украшений;
ü Предметы туалета;
ü Предметы сервировки стола;
ü Предметы для украшения интерьера;
ü Принадлежности для часов;
ü Сувениры;
Ювелирные изделияразличают в зависимости от применяемого материала, а также характеризуютсяформой конструктивными особенностями, отделкой (изделия могут быть гладкие,гравированные, с чернью, эмалью и др.)
Ювелирные изделиявыпускают отдельными предметами и в наборах (гарнитурах).
К предметам личныхукрашений относят серьги, кольца, бусы, браслеты, кулоны, медальоны, цепочки,колье.
Серьги – распространенный вид украшений,изготавливают их из различных материалов, разнообразных форм и конфигураций.Серьги прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, пружинным откиднымзамком или замочком в виде винта с гаечкой.
Клипсы – серьги для непроколотых ушейизготавливают из недорогих металлов.
Кольца – изготавливают из золота, серебра исплавов меди. Кольца из металла называют обручальными, а кольца со вставками –декоративными.
Бусы – вид женских украшений. Изготавливаютиз драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, из стекла, кости, дерева,пластмассы. Бусы красиво дополняют одежду и должны с ней гармонично сочетаться.
Браслеты – изготавливают для украшений ичасов. В зависимости от конструкции бывают жесткие, пруженные на замках. Поотделке: гладкие, гравированные, рельефно-штампованные, с чернью, эмалью,проволочные, со вставкой из камней.
Медальоны – это небольшие подвески, лицеваясторона гладкая или с рисунком (открываемые, не открываемые).
Гарнитуры – это набор предметов схудожественным одинаковым оформлением.
Знаки зодиака – рисунок, соответствующийсозвездию.
К предметам туалетаотносят пудреницы, зажимы для галстуков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконыдля духов, и др.
Предметы сервировкипредназначены для оформления стола. К ним относятся посуда и приборы,выполненные из драгоценных металлов. Изделия выпускаются в виде отдельныхпредметов, в виде сервизов и приборов.
В ассортимент предметовдля украшения интерьера входят скульптуры малых форм, настенные украшения, вазыдля цветов, шкатулки, камнерезные изделия и др.
К принадлежностям длячасов относят браслеты, бортовые цепочки – ремни для часов и др. Бортовыецепочки предназначены для крепления карманных часов к борту жилета. Длинабортовых цепочек – 300 мм.
Сувениры – изделия,отражающие национальные или региональные особенности культуры, а также памятныедаты, достижения в спорте и др.
1.5Потребительские свойства ювелирных изделий
Главными изпотребительских свойств являются эстетические. Ювелирные изделия имеютпрекрасный внешний вид, и всегда могут найти своего покупателя. Большинствупотребителей присуще стремление к красоте, гармонии. Показателями эстетическихсвойств могут служить внешний вид, дизайн, мода, стиль, совершенствопроизводственного исполнения.
Внешний вид – комплексный показатель, включающийформу, цвет, состояние поверхности.
Дизайн – обусловлен их художественнымконструированием.
Стиль – историческисложившаяся общность средств художественной выразительности.
Мода – проявление вкусов потребителей,сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнееоформление товаров. Наиболее быстро мода меняется на непродовольственныетовары, а именно украшения.
1.6Маркировка, клеймение и упаковка ювелирных изделий
Все ювелирные изделияобязательно должно иметь пробу. Основные виды проб: золотниковая, метрическая,каратная.
Золотниковая проба применялась в России до 1927 г., иопределялась числом золотников драгоценного металла в фунте сплава, (золотниксоставлял 4,266 г золота, фунт равен 96 золотникам или 409,5 г).
Метрическая проба принята в 1922 г., но фактическиначала применятся с 1927 г. Метрическая проба означает количество драгоценногометалла в 1000 весовых единицах сплава и обозначается трехзначным числом.
Так, золото 583-йметрической пробы означает, что в 1000 г имеется 583 г химически чистогозолота, остальные 417 г – это лигатурные металлы.
На золотых импортныхизделиях указаны каратные пробы и слово «gold». Если же на изделиях маркировка « gold-field», то это означает, что изделие из определенногосплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота итолщину напыления.
Если такое изделиеизготовлено в Германии, то на нем указывается пояснительная маркировка «Goldmult» - «нарисовано золотом».
Для серебра существуетлотовая, метрическая и золотниковая пробы. Если изделие изготовлено в конце 19века - начале 20 века, пробирное клеймо – в золотниковой системе (пробы 78, 84,90). Если изделие было произведено до конца 19 века, то оно маркировалосьримскими цифрами – лотовой пробой. С 1927 г. Серебряные изделия сталимаркироваться клеймом метрической системы. Соотношение метрической,золотниковой и каратной проб золота. Система проб (Таблица № 2).
Маркировка (клеймение)изделий из драгоценных металлов регулируется нормативными актами:
ü Указом Президента РФ от 02.10.1992 г.№1152 «Положение о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ»;
ü Постановлениями Правительства РФ от12.02.1993 г. №114 и от 15.06.1994 г. № 684.
Таблица № 2
Соотношениеметрической, золотниковой и каратной проб золота. Система проб.
Метрическая
Золотниковая
Каратная
375 36 9 583 56 14 750 72 18 958 92 23 1000 96 24
В соответствии с этимидокументами продажа ювелирных изделий осуществляется только при наличии на нихоттисков государственных пробирных клейм РФ.
Именник – оттиск клеймаизготовителя, состоящий из цифр и букв. Цифра обозначает год выпуска, а буква –условное обозначение изготовителя. На этикетке изделий из драгоценных металловуказываются реквизиты: на лицевой стороне – наименование и товарный знакизготовителя, наименование изделия, шифр изделия, артикул, наименование и пробадрагоценного металла, масса изделия в граммах. На оборотной стороне – размеркольца, браслета, цепочки, наименование материала вставок, обозначение стандарта.
Этикетки прикрепляютбелыми нитками и пломбируют.
Ювелирные изделия имеютобщероссийские артикулы. Первая цифра изделия – группа материала изделия,вторая и третья – группа изделия, четвертая и пятая – материал вставки,последующие цифры от 01 до 99 – порядковый номер. Например: арт.101011 – 1-материал – золото; 01 – браслет для часов; 01 – без вставки, 1з порядковыйномер.
Упаковка ювелирныхизделий
Ювелирные изделияупаковываются в индивидуальную, групповую и транспортную тару. Индивидуальнаятара выполняется из бумажных пакетов, пакетов из полиэтиленовой пленки, коробокиз различных материалов и футляров. Упаковка должна обеспечивать сохранностькачества изделий и их количества при транспортировании и хранении.
На ящиках с хрупкимиизделиями должны быть нанесены предупредительные надписи или значки: «Небросать!», «Верх», рисунок рюмки, что означает: «Осторожно стекло».
В магазинах, гдеосуществляется продажа изделий из драгоценных металлов, должны быть весы дляпроверки посылок и коробочек с изделиями с точностью до 1 грамма, а каждогоизделия – до 0,01 грамм.
1.7 Правилаобращения с ювелирными изделиями и уход за ними
Для сохранения ювелирныхизделий с ними необходимо обращаться бережно и соблюдать правила эксплуатации иухода. Не рекомендуется оставлять на руке кольца при выполнении домашних работ.Следует помнить, что при выполнении работ, связанных с применением сернистых,ртутных соединений, на золотых изделиях могут появиться темные пятна, а такжеизделия могут разрушаться.
На серебряных изделиях вовлажных помещениях появляется темный налет. Темные пятна с серебряных изделийудаляют в основном путем чистки зубным порошком или мелко толченым мелом. Можноосвежить серебряные изделия промыванием в теплой мыльной воде с добавлениемнашатырного спирта (на 1 л воды 1 столовая ложка).
Жемчуг тускнеет от пота ижира, выделяемого организмом, а также портится от сырости. От резких колебанийтемпературы он разрушается. Чтобы удалить жировые налеты, жемчуг надо промыть вмыльной воде, затем прополоскать и просушить. Хранить жемчуг следует в сухомпомещении.
2.Исследование торгового ассортимента ювелирных изделий
2.1 Анализассортимента ювелирных изделий
а) мужчины; (20 %) б)женщины; (80%)
В опросе участвовало 50женщин и 50 мужчин, женщины чаще приобретают ювелирные изделия.
2. Возраст?
а) до 18 лет; (25%) в) от30 до 50 лет; (10%)
б) от 18 до 30 лет; (60%)г) свыше 50 лет; (5%)
В результате анализавыяснилось, что наибольшее число покупок приходится на возраст от 18 до 30 лет,далее либо меняются вкусы на приобретение товара, либо отсутствие благоприятныхдля этого условий.
3. Социальное положение?
а) рабочий; (5%) в)учащийся; (5%)
б) предприниматель; (50%)г) пенсионер;(5%)
д) домохозяйка; (35%)
Большее количество ювелирныхизделий приобретает предприниматель, и домохозяйка, все зависит от наличияфинансов.
4. Потребительскиепредпочтения при выборе магазина?
а) Адамас (18%) г) Универмаг(12,2%)
б) Алмаз (13,8%) д)Ювелирная империя (11,6%)
в) На Амурской ярмарке(12,7%) е) ТЦ Хуафу (9,5)
При выборе магазинабольшее предпочтение отдают Адамасу (18%), этот магазин зарекомендовал себя сположительной стороны.
5. Влияет ли цена на Вашвыбор при покупке?
б) нет; (40%)
Для потребителей городаБлаговещенска цена при выборе ювелирных изделий играет не последнюю роль, новсе же для 40% потребителей она не является проблемой.
6. Чему больше отдаетепредпочтение?
а) золото; (65%)в)другие; (10%)
б) серебро; (25%)
Среди потребителей золотоявляется самым приемлемым вариантом, в зависимости от вкусов, возраста,социального положения.
7. Какие из драгоценныхкамней Вы предпочитаете?
а) алмаз; (35%)б) рубин;(15%)
в) жемчуг; (35%)г)изумруд; (15%)
Наибольшее предпочтениепокупатели отдают алмазам и жемчугу.
8. Выбирая предметыличных украшений, чаще Вы акцентируете внимание на:
а) серьги;(35%)б)кольца;(35%)
в) бусы;(20%) г)клипсы;(10%)
Наиболее покупаемымиизделиями являются серьги и кольца, бусы и клипсы менее покупаемы.
9. Является ли качествоизготовленного изделия одним из важных показателей при совершении покупки?
а) да; (96%)б) Нет; (4%)
Наибольшая частьпотребителей ювелирных изделий считает, что качество это самый важныйпоказатель.
10. Что вызывает потускнениежемчуга?
а) Жир; (60%) б) незнаю;(40%)
Вывод: в результате проведенияисследований выяснилось:
ü Большая часть потребителей ювелирныхизделий – это женщины;
ü Цена является весомым показателем привыборе, какого либо изделия;
ü Магазин Адамас является лучшиммагазином среди аналогов;
ü Потребители настаивают на качестветовара;
ü Большая часть потребителей припокупке выбирает золото.
3.Подтверждение соответствия ювелирных изделий
3.1Участники сертификации
Участниками сертификацииявляются изготовители продукции и исполнители услуг, первая сторона – заявителизаказчики- продавцы, а также организации, представляющие третью сторону – органыпо сертификации и испытательные лаборатории (центры), федеральный органиспытаний по техническому регулированию.
Основные участники –заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именноони участвуют в процедуре каждого конкретного объекта на всех этапах.
Заявитель вправе:
ü Выбирать форму и схему подтверждениясоответствия, предусмотренных для определенных видов продукции;
ü Обращаться для осуществленияобязательной сертификации в любую (ОС) область аккредитации, котораяраспределяется на продукцию, которую заявитель намерен сертифицировать.
Заявитель обязан:
ü Обеспечить соответствие продукцииустановленным требованиям;
ü Выпускать в обращение продукцию,подлежащая обязательного подтверждения соответствия.
ü Предъявлять в органы государственногоконтроля, также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие оподтверждении соответствия.
ü Извещать ОС об изменениях, вносимых втехническую документацию или технологические процессы производствасертифицированной продукции.
ü Приостанавливать производствопродукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечаетустановленным требованиям на основании решений органов государственногоконтроля.
Органы по сертификациивыполняют функции:
ü Привлекать на договорной основе дляпроведения испытаний испытательные лаборатории в порядке, установленномПравительством РФ;
ü Осуществлять контроль за объектамисертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемойобязательной сертификации и договором;
ü Приостанавливать или прекращатьдействие выданного ими сертификата соответствия;
ОС несет ответственностьза обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдениеправил сертификации.
Испытательные лабораторииосуществляют испытания конкретной продукции и выдают протоколы испытаний дляцелей сертификации. ИС
Несут ответственность засоответствие проведенной ею сертификации испытаний требованиям нормативныхдокументов, а также достоверность и объективность результатов.
ОС не в праве предоставлятьаккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе.
3.2 Порядокпроведения сертификации
Сертификация продукциипроходит по следующим этапам:
1) Подача заявки насертификацию;
2) Рассмотрение ипринятие решения по заявке;
3) Отбор, идентификацияобразцов и их испытания;
4) Проверка производства(если предусмотрена схемой сертификации);
5) Анализ полученныхрезультатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
6) Выдача сертификатасоответствия;
7) Инспекционный контрольза сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
Результаты инспекционногоконтроля оформляются актом.
По результатам контроляорганы сертификации могут приостановить или отменить действие сертификации, а вслучае соответствия продукции требованиям нормативным документам.
Заключение
В ходе проделанной работыстало известно: история возникновения ювелирных изделий, ассортимент,классификация, производство.
Главной целью в условияхрыночных отношений – это формирование определенного ассортимента. Этадеятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса в будущем, анализи оценку на дальнейшее развитие.
В городе Благовещенскенаблюдается высокий спрос на ювелирные изделия, но в различные периоды он неодинаков. Во время праздников число покупок увеличивается до 98%. В непраздничные дни число покупок не выше 50%.
В настоящее время всебольше появляется в городе ювелирных салонов. Кроме крупных салонов Адамас,Алмаз, Ювелирная империя, появились такие как: Золотая рыбка, Русское золото, Афродита,Золотой остров, Туймада Даймонд.
Литература
1) Мельниченко Т.А. Товароведение ювелирных товаров,художественного народного промысла. 2002 год.
2) Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. 1997год.
3) Неверов А.Н. Товароведение и организация торговлинепродовольственными товарами. 2000 год.
4) Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров.2002 год.
5) Лифиц А.И. Стандартизация, метрология, сертификация. 2000год.