Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Сочинение «Ветеран в моей семье»

Кибальниченко Николай, кадет 7 класса, ГБОУ- кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа – интернат имени Героя Советского Союза Кашина И.А.», г. Дятьково, Брянская область
Руководитель: Жидикина Оксана Михайловна, воспитатель, ГБОУ- кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа – интернат имени Героя Советского Союза Кашина И.А.», г. Дятьково, Брянская область
Описание материала: предлагается познакомиться с работой моего кадета, которая посвящена его прадедушке. Предложенный материал, посвящённый 70-летию Великой Победы, будет интересен учащимся, педагогам и родителям.
Цель: изучение истории своей семьи в годы ВОВ.
Задачи:
- изучить семейный архив;
- способствовать развитию речи, памяти;
- воспитывать чувство гордости и уважения к старшему поколению
Мой прадедушка Кайнара Николай Тихонович родился 30 мая 1923 года в станице Кайнари Ленинтальского (Манчевского) района Ростовской области. По словам моей бабушки, прадед воевал с июня 1941 г., в архивных документах значится дата призыва - 17 апреля 1942 г. В апреле 1945 г. сражаясь в составе 49-й дивизии II Белорусского фронта, мой прадед был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, на подступах к Берлину, за две недели до Победы…
Николай Тихонович был разведчиком. Он служил в разведывательной группе при артиллерийском полке. Моему прадедушке удалось захватить в плен немца живым, пронести его на себе через охрану немецкого лагеря и выведать у него важные данные для нашей армии. За выполнение успешного боевого задания мой прадед был награжден Орденом Красной Звезды.

Помимо разведывательной работы, мой дед выполнял не менее сложную работу – был наводчиком артиллерийского орудия. От его снайперских навыков, мгновенных математических расчетов, внимания и самообладания зависела судьба не только его взвода, но и множества солдат на поле боя. Именно наводчики помогали развивать наступление, прикрывали пехоту и даже отражали наступление танков.
Дружба, рожденная на поле боя, становилась нерушимой, святой на всю жизнь. Мой прадед никогда не пропускал официальные встречи ветеранов и часто встречался с фронтовыми друзьями безо всякого повода.


Мой прадед третий слева направо в первом ряду
Николай Кайнара прошел через всю войну. В составе 31-го артиллерийского полка 49-й стрелковой дивизии он принимал участие во многих выдающихся битвах: под Сталинградом, в Брянске, Могилеве, Вильно, Гродно, Каунасе, у немецкого города Одер и на подступах к Берлину.
Летом 1943 года 49-я стрелковая дивизия принимала участие в Курской битве. Затем отличилась в боях за Рославль (Смоленская область). 25 сентября 1943 года ей было присвоено почётное наименование "Рославльская". В 1944 году участвовала в освобождении Белоруссии и Литвы. В 1945 году участвовала в прорыве линии обороны противника южнее Варшавы. Форсировала Вислу и Одер. Штурмовала сильно укреплённый Франкфурт-на-Одере. В конце войны ликвидировала группировку противника в районе Берлина. Награждена орденами Красного Знамени, Суворова 2 степени.
Мой прадед участвовал в двух самых знаменитых битвах Великой Отечественной – Битве на Курской дуге и Битве под Сталинградом. Эти бои стали переломными в ходе всей войны, отсюда пошла гибель немецкой армии. Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества. Медаль «За оборону Сталинграда» мой дедушка ценил едва ли не больше всех остальных наград.


Двадцать второго апреля 1945 года мой дед был тяжело ранен возле реки Одер на подступах к Берлину. У него были изувечены обе ноги, и его отправили в польский госпиталь в городе Лодзь.


В госпитале
Ноги, часть мышц с которых была удалена, отдавали болью каждый день всей его жизни. Первоначально речь шла об однозначной ампутации обеих ног, но мой прадед настоял на том, чтобы остаться работоспособным, даже ценой ежедневной боли.
Ужасные вещи рассказывал мой прадед про те времена – поляки, которых мы спасли от немецких оккупантов, при малейшей возможности убивали наших раненных солдат даже на территории госпиталя, которую охраняли советские воины. Отряды НКВД положили конец этим зверствам, и наши солдаты смогли вернуться домой.
Для моего прадеда война окончилась только в декабре 1946 года, когда его выписали из госпиталя. Однако, эхо войны еще продолжало звучать. Хронические болезни из-за тяжелых контузий и повреждений барабанных перепонок привели к тому, что в феврале 1946 г. военно-врачебная комиссия признала моего прадеда непригодным к строевой службе. Всю дальнейшую жизнь ему приходилось мириться с ограниченными возможностями, при этом, не теряя истинных лидерских качеств – мой дед не одно десятилетие проработал начальником снабжения крупного металлургического завода.


За заслуги перед Родиной мой прадед получил не только Орден Красной Звезды, но и Орден Славы III степени, Ордена Отечественной Войны I и II степени.
Умер Николай Тихонович Кайнара 6 июня 1992 г. в городе Алчевск Луганской области (бывший город Коммунарск Ворошиловградской области Украинской СССР) от обширных внутренних кровоизлияний. Захоронен там же.

На мой взгляд, День Победы — это главный праздник в году, мне лично он нравится даже больше, чем Новый год! Этот праздник, как говорят в народе, «радости и слез», напоминает нам о том, что единый народ непобедим, что были люди, которые были готовы отдать жизнь за свою Родину. И этот праздник важен не только для нашей страны, но и для многих стран Европы. Для моей семьи этот праздник очень важен! Мы все уважаем ветеранов Великой Отечественной войны и гордимся нашими великими предками.

Один из моих прадедов был понтонщиком, а второй — начальником лагеря военнопленных. Благодаря ему у нас дома много картин, не покупных, а нарисованных. В лагере был пленный польский солдат — художник. Мне говорили, что прадед однажды вывел его на вышку и попросил нарисовать закат, вид на который открывался оттуда. Художник согласился и попросил за свою картину буханку хлеба. Поскольку мои предки воевали за Россию, за мою Родину, за меня и весь народ, я горжусь и буду продолжать ими гордиться! И мои дети тоже будут гордиться ими, и я надеюсь, что и их дети тоже. Повторюсь: для моей семьи 9 Мая — больше, чем праздник, это день памяти, день уважения и день скорби! Современная молодежь начинает забывать тех, благодаря кому они родились на свет, это правда. Я несколько раз наблюдал, как в автобусе, когда входил ветеран, все делали вид, будто они его не замечают... Тогда только я и мои друзья вставали и просили его присесть... Я убежден, что среди моих друзей нет таких, кто останется сидеть и делать вид, что не замечает ветерана. В моей семье ветеранов нет — они не дожили до этих дней, мой прадед успел увидеть меня, но до рождения моего младшего брата он не дожил.

Мне рассказывали бабушка с дедушкой, как им описывали войну их родители. Мой прадед был сержантом Красной армии. Я не знаю, как это называется, но мне говорили, что он спускал понтоны на воду и сооружал переправы. Моя прабабушка была медсестрой. Как я уже говорил, 9 Мая — это большой праздник, в честь которого в нашем городе проводят много мероприятий. В том числе и поздравление ветеранов. В честь Дня Победы в нашем городе устраивают разные соревнования, конкурсы. Например, соревнования по баскетболу. На главной площади мы проводим их, а ветераны смотрят за игрой и болеют. На параде у нас в городе я был всего один раз, и мне не очень понравилось. Вблизи нашего города нет никаких танковых частей, поэтому у нас в параде участвуют только несколько десятков солдат ближайшей части. По-моему, все должны воспитывать своих детей, в том числе и с помощью этого праздника, учить их любить свою страну и уважать людей, благодаря которым у них есть жизнь, и я не стану исключением. Если честно, я не знаю, как сделать так, чтобы память жила вечно, но очень бы хотелось, чтобы это стало возможным...

  • Воспитывать чувство уважения к Родине.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Подготовка семейного праздника в школе на 9 Мая

Дети выполняют рисунки на тему «Мир глазами детей».

Педагог проводит индивидуальную работу с родителями: обсуждается подготовка концертных номеров и выступлений.

Готовятся разноцветные флажки - по два каждому мальчику, цветы - по два каждой девочке; телефон, бинокль, карта, автомат, орден; бескозырка, фуражка летчика, четыре пилотки, косынка и сумочка медсестры; бинт; цветы для ветерана ВОВ; салютики (пучки лент) красного, зеленого и желтого цветов - каждому ребенку.

Действующие лица

  • Ведущий
  • Родители
  • Телефонист
  • Медсестра
  • Моряк
  • Автоматчик
  • Летчик
  • Рядовой

На центральной стене - радуга, под которой стоят мальчик и девочка, протягивающие к ней руки. Над радугой сияют буквы «Победа» и салют. На боковой стене в центре - знак «Осторожно, дети!»: в треугольнике дорожного знака, окаймленного красной линией, на земном шаре сидят мальчик и девочка. Вокруг них прикреплены рисунки детей.

Дети входят в зал с цветами и флажками и выполняют праздничное построение под мелодию песни «Здравствуй, Москва!» А. Лепина.

Ведущий

Здравствуй, праздник День Победы,
День великий, славный!
Ты и взрослый, ты и детский,
Праздник самый главный.

А. Кузнецова

1-й ребенок

Сейчас часы кремлевские
Торжественно пробьют,
И я увижу с мамою
В честь праздника салют.

2-й ребенок

Он озарит всю площадь,
Все лица, ордена…
Так День Победы нынче
Вновь празднует страна.

«Упражнение с цветами й флажками» М. Красева.

Ведущий

Более __ лет назад фашистская Германия напала на нашу страну.

Стихотворение «Быль для детей» С. Михалкова.

Рассказывают родители.

…Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в людей голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!

Ведущий

Четыре долгих года длилась эта война.
И вот, наконец, пришла победа.
Майский полдень лучист,
Над Берлином затихла гроза,
И пришла тишина
Насторожённо-чуткая следом…
Тот, кто видел ее,
Кто тогда заглянул ей в глаза,
Тот навеки запомнил
Черты долгожданной Победы.

В. Кочетков

Песня «День Победы» Д. Тухманова.

Исполняют дети и родители.

1-й ребенок

Был великий День Победы
__-десят уж лет назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.

2-й ребенок

Помнит славный День Победы
Вся любимая страна,
В День Победы наши деды
Надевают ордена.

3-й ребенок

Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ -
Как сражались наши деды
За весь мир, за всех нас!

Л. Некрасова

Ветеран вспоминает о войне. Дети дарят ему цветы.

1-й ребенок

На улице нашей
Двадцать домов,
На улице нашей
Двадцать дворов.

2-й ребенок

На улице нашей
Небо одно:
Распахнуто, звонко,
Для всех оно.

3-й ребенок

И беды, и горе -
Рана одна:
Двадцать дедушек наших
Убила война.

Н. Опанасенко

Песня «Вечный огонь» А. Филиппенко.

Ведущий

После войны нужно было восстанавливать наши города, разрушенные войной, поднимать промышленность, сельское хозяйство. Отгадайте, люди каких профессий стали залечивать раны войны.

У станка он дни и ночи,
Все умеет, он - … (рабочий ).

Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит… (сталевар ).

Пламя пышет жаром,
Льется лот с лица,
Звонко бьет по стали
Молот… (кузнеца ).

До работы он охотник,
День-деньской с рубанком… (плотник ).

Под весенний птичий свист
Пашет землю… (тракторист ).

В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведет… (комбайнер ).

Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома… (строитель ).

И. Агеева

Ребенок

Мирный день плывет над нами -
Радость в селах, городах,
Над заводами, полями -
Неба чистого размах.

Ведущий

Скажут дети наши дружно…

Дети

Хорошо в краю родном!
Нам добру учиться нужно,
Мы для радости растем.

Н. Френкель

Парный танец (по выбору).

Ведущий

Дети радуются миру, веселятся, смеются, играют. Но мальчики часто играют в войну.

Инсценировка стихотворения «Мы - военные» С. Михалкова.

Телефонист (с телефоном )

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совеем не слышно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло, алло!

Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стуле, он стонет )

Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть,
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль )

На горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить, истребитель наш.

Автоматчик

Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.

Летчик (рассматривает карту )

Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось пять минут.
Понятен боевой приказ?

Противник не уйдет от нас.

Рядовой (с орденом )

Я пехотинец молодой,
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил.

Песня «Настанет час» Л. Казачок.

Исполняют мальчики.

1-й ребенок

Взвился в небо змей крылатый
Над родным зеленым краем.
Это значит - мы, ребята,
В игры мирные играем.

2-й ребенок

За грозой грозы раскаты
То слышны, то замирают.
Гром, я думаю, ребята,
С тучами в войну играет.

3-й ребенок

Пламя с треском разрывает
Небо сумрачное в клочья -
Молния в войну играет,
Мира молния не хочет.

4-й ребенок

Но уже в промытой сини
Голубей трепещет стая.
Блеск и гром военной силы
Им не по сердцу, я знаю.

5-й ребенок

Пусть уйдет из мира злоба,
Пусть раскинет голубь крылья…
Мы в войну играем, чтобы
Взрослые о ней забыли!

А. Чокану

Игра «Салют»

В игре участвуют трое взрослых. Они встают в разных местах зала, держа салютики красного, зеленого и желтого цветов.

1-я часть . Звучит марш. Дети с разноцветными салютиками маршируют по залу в разных направлениях. По окончании музыки взрослые говорят: «Салют, зажгись! Скорей соберись!» Дети собираются вокруг взрослого, у которого салютики такого же цвета, как и у них, кричат: «Ура!»

2-я часть . Звучит вальс. Все танцуют. Взрослые, танцуя, меняются местами. С окончанием музыки взрослые говорят: «Салют, зажгись! Скорей соберись!» Дети опять собираются в три группы по цвету салютиков, поднимают салюты над головой и кричат: «Ура!»

3-я часть . Звучит полька. Все бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки собираются в «салюты» и опять кричат: «Ура!»

Ведущий после каждой части отмечает, какой «салют» быстрее других собрался вместе.

Ведущий

Наступает вечерний час,
Не смыкают матери глаз
И с любовью глядят на ребят.
Слышен всюду призыв матерей:

Мама

Наша жизнь - это счастье детей!
Посмотрите на наших ребят:
Тишина - дети спят, дети спят.
Для того, чтобы жить, рождены,
Пусть они не узнают войны!
Верим - разум и мир победят!
Тишина - дети спят, дети спят.

Песня «Носики-курносики» Б. Емельянова.

Исполняет одна из мам.

Ведущий

Дети хотят жить радостно и счастливо. Посмотрите, наши гости, какие солнечные и светлые рисунки нарисовали наши ребята. А вот этот дорожный знак мы назвали «Осторожно - дети!».

1-й ребенок

Этот знак дорожный
Знают все на свете.
Он зовет, он просит:
«Осторожно - дети!»

2-й ребенок

И, сойдя со знака,
Скачут по планете
Девочка и мальчик:
«Осторожно - дети!»

3-й ребенок

«Осторожно - дети!»
Тормозит машина
На проселках Курска,
На шоссе Берлина.

Но у каждой мамы
На душе тревожно:
«Осторожно - дети!»
Только осторожно.

Мы за них в ответе.
Мы за мир в ответе.
«Осторожно - дети!»
«Осторожно - дети!»

В. Медведев

Песня «Пусть всегда будет солнце!» А. Островского.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области

347180, ст. Советская, ул. Ю. Горева, 7, Советского района

Ростовской области, телефон (факс) 88636323-6-32

Всероссийский конкурс

«Поклонимся великим тем годам»

2015 год

Весна. Май. Аромат сирени. Дом, утопающий в белоснежном облаке цветущих яблонь. Под зелёным шатром шелковицы длинный стол, накрытый праздничной скатертью. За ним – большая дружная семья Каплиных: дети, внуки, правнуки. Вот появляются гости – друзья семьи. Они радостно приветствуют всех и направляются к главному человеку за столом -моему прадедушке Каплину Петру Васильевичу.

Самый главный праздник нашей семьи – День Победы. Сегодня вся наша любовь и уважение главе семьи – дедушке Пете. Я совсем маленькая, поэтому мне можно всё. Вот забираюсь к дедушке на колени, трогаю медали на его груди. Вокруг царит атмосфера тепла, добра, счастья…

К сожалению, прадедушка умер. Но традиции семьи свято хранятся. 9 Мая - самый любимый праздник нашей семьи. Только теперь он грустный: это день памяти. Мы собираемся, как прежде, вместе и идем на станичное кладбище к могиле прадедушке, возлагаем букет сирени, молчим, вспоминаем.

Прадедушка не любил говорить о том, что пережил, участвуя в боевых сражениях Великой Отечественной войны. О других рассказывал, считая их героями. Но о себе… Что говорить? Да, был ранен, наградили Орденом Славы. Ну, значит, заслужил. За что? Почему? Ранили… и всё.

Я думаю, ветераны немногословны потому, что слишком много страданий пережили, много горя повидали. Об их героических подвигах рассказывают ордена, медали да раны на теле.

Боевой путь своего прадедушки – Каплина Петра Васильевича – я восстанавливала по документам, найденными мною на сайте «Подвиг народа, и по воспоминаниям дедушки.

В конце декабря 1942 года советские войска освободили родные места от оккупантов. Прадедушку 1января 1943 года призвали в ряды Красной Армии. Ему ещё не исполнилось 18. Но он был крепким, отважным парнем, ненавидевшим фашистов и мечтающим о победе. Много страданий и бед уже увидел и пережил.

Служил в звании красноармейца, был назначен комсоргом стрелкового батальона 1176 стрелкового полка 350 стрелковой дивизии 12 армии 3 украинского фронта,

В боевых действиях принимал участие с 1 июля 1943 года. Их полк в составе 350 стрелковой дивизии принимал участие в Донбасской наступательной операции.

Нашим войскам предстояло форсировать Северский Донец, правый берег которого господствовал над левым, и прорвать сильно укреплённую вражескую линию обороны.

17 июля 1943 года после артиллерийского и авиационной подготовки советские войска перешли в наступление. Завязалась ожесточенная битва. Особенно кровопролитными были бои за населенные пункты.

В начале сентября 1943 года перед батальоном, комсоргом которого был прадедушка, была поставлена задача – прорвать линию обороны противника в районе поселка Голая Долина.

Читаю воспоминания ветеранов, свидетелей битвы за Донбасс, и понимаю, там был ад. Командир 8 гвардейской армии генерал Чуйков пишет: «Завязались ожесточенные бои в поселке. По несколько раз одни и те же строения переходили из рук в руки. Домов в поселке не осталось. Горела техника, горели солдаты… Голая Долина в войсках получила другое название – « Мертвая Долина».

В результате боев поселок Голая Долина был стерт с лица земли. И там сражался, защищая родную землю, мой прадедушка.

Через все эти испытания прошел мой прадедушка. Прошел достойно, честно, как настоящий русский солдат.

С волнением читаю строки Наградного листа: «Т. Каплин собрал комсомольское собрание своего батальона, правильно разъяснил поставленную командованием задачу и личным примером воодушевлял бойцов на выполнение данного командованием боевого задания».

По рассказам прабабушки знаю, что во время наступления погиб командир батальона, командование на себя взял прадедушка. Он, 17-летний солдат, вел вперед бойцов.

Продолжаю читать наградной лист: « В результате доведения бойцам поставленной задачи, часть, где находился т. Каплин прорвала оборону противника и перешла в наступление. При прорыве этой обороны т. Каплин 6 сентября 1943 г. был тяжело ранен в область шеи с повреждением голосовых связок.

Четыре осколка артиллерийского снаряда попали в него. Два из них врачи смогли удалить. А еще два прочно «засели» в его теле: трогать их было нельзя. Один, повредив голосовые связки, «остановился» около самого позвоночника. Другой, раздробившись, остался в бедре.

Полгода лечился по госпиталям, восстанавливался, долгое время не мог говорить, учился заново ходить. 22 февраля был комиссован из рядов Красной армии с записью – «инвалид Отечественной войны 3 группы».

18 лет – инвалид. Страшное слово… За ним какая-то обречённость. Но молодость, жизнелюбие, упорство взяли своё. Вед в 18 жизнь только начинается…

В 1947 году награда нашла своего героя: прадедушка был награжден Орденом Славы 3 степени.

Много воды утекло с тех пор. Нет уже в живых прадедушки… Но память о нем, о подвиге русского солдата жива и будет жить вечно. Что бы ни происходило в моей жизни, я свято буду хранить традиции семьи, я передам их своим детям.

9 мая 2015 года мы, как всегда, соберемся всей семьей и пойдем поздравлять прадедушку с великим праздником – 70-летием Великой Победы.

Мне трудно сдерживать слезы, но я их не стыжусь. Это слезы благодарности и уважения. Я горжусь своим прадедушкой, я преклоняюсь перед ним, всеми защитниками земли Русской. Вечная Вам память!

Добрый день, дорогие друзья! В 1945 году закончилась кровопролитная Великая Отечественная война. Прошло уже много лет, но отголоски того времени до сих пор напоминают о себе. Страшная война затронула всех соотечественников, почти в каждой семье есть своя история.

Всегда выступают детские коллективы местных школ, звучит музыка. Людей приходит много. Приятно повидать тех, кого давно не видел. Приезжают солдатские кухни. В том году была вкусная походная еда – наваристая гречка с мясом. Дети с удовольствием ее ели.

Часто, когда заканчивается концерт, с друзьями идем гулять на Кратовское озеро. Жарим шашлыки, общаемся. А вечером обязательно смотрим старые фильмы про войну.

Вот так в моей семье проходит праздник День Победы. Конечно бывают изменения, но если мы в этот день находимся дома, то просмотр парада и посещение митинга обязательны. Это традиция нашей семьи.

Поздравление

Дорогие друзья!

Поздравляю всех с наступающим праздником – День Победы!

От всей души желаю вам Мира!

Счастья, здоровья и любви!

Цените то, что вы имеете, не забывайте историю нашей страны, передавайте свои знания детям!

Посмотрите короткий, но очень содержательный ролик, хроника войны под песню «День Победы».

Татьяна Соломатина

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь