Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!

– самый значимый народный праздник в мексиканской культуре. Его отмечают в течение двух дней: 1-го ноября вспоминают ушедшие детские души, 2 ноября – день памяти взрослых. Календарно событие совпадает с католическим Днем Всех Святых, а также с Хэллоуином, отмечаемым в ночь на 31 октября, который, как и День Мертвых, имеет символическую нагрузку, касающуюся смерти. Однако кельтское празднование подразумевает, что смерть является тем, чего следует опасаться, а по мексиканскому верованию, имеющему древнее доиспанское происхождение, в этот день души умерших родственников возвращаются домой.

Истоки праздника дня Мертвых

Исторически истоки Дня Мертвых относятся к обычаям ацтеков, пурепеча, майя и тотонаков, и, следуя ацтекскому солнечному циклу, праздник приходился на девятый месяц календаря, август, когда почиталась богиня всех умерших Миктлансиуатль и ее супруг, бог Миктлантекутли – властитель подземного мира. Так, культ смерти был в почитании на мексиканской земле и во всей Мезамерике, а с приходом европейцев и католической религии в колониальную эпоху трансформировался в уникальную традицию, богатую обрядами и церемониями, составившими часть мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


Календарь празднования дня Мертвых

Особенности празднования Дня Мертвых варьируются от региона к региону, в некоторых поселениях мероприятия стартуют 18-го октября и заканчиваются 5-го ноября, но в большинстве случаев торжества сокращаются до двух дней, которым предшествуют некоторые обычаи:

— 27-го октября необходимо предложить кувшин воды и хлеб тем душам, у которых на земле не осталось живых родственников;
— 28-го октября вода и хлеб предлагаются грешным душам, совершившим преступления в прошлом, грабежи или убийства. При этом подношение делается вне дома или в храме;
— 30-го октября поминаются безымянные младенцы и все те, кто не принял обряд крещения;
— 31-го октября поминаются крещеные дети, души которых возвращаются в этот день в родной дом.


Семейный праздник

День Мертвых – в первую очередь, семейный праздник, и подготовка к торжествам начинается за несколько недель. С середины октября в продаже появляются бархатцы, жуткие игрушки в виде скелетов, гробов и костей, а также выпекаются специальные сахарные черепа, пирожные и хлеб, которые используются для украшения алтарей, предназначенных для приветствия духов. Для устройства алтаря в доме отодвигается мебель, над устланным скатертью столом сооружается цветочная арка, символизирующая переход между жизнью и смертью. В центре помещается фотография человека, которому посвящено событие, вокруг расставляются свечи, цветы, кувшин с водой, фрукты и другая еда, а также любимые вещи или игрушки усопшего – оставлять дар на алтаре является одной из главных традиций праздника.


Ночь перед праздником

В ночь перед праздником люди приходят на кладбище, где молятся, вспоминают умерших родственников, оставляют закуски, мясные ассорти, пироги с текилой и ставят сотни зажженных свечей – считается, что необходимо осветить путь домой для душ. Кроме свеч и лампад могилы украшаются лепестками бархатцев, желтый цвет и сильный запах которых символизирует дух смерти и помогает найти дорогу домой.


Рифмы дня Мертвых

Накануне Дня Мертвых пишутся аллегорические стихотворные композиции, высмеивающие некоторых людей так, как если бы они были мертвы. Как правило, рифмы сопровождаются сатирическими рисунками черепов, олицетворяющими юмористическое отношение к смерти. Наиболее известная карикатура – гравюра «Катрина» Хосе Гуадалупе Посады, изображающая присутствие смерти во всех социальных слоях общества, даже самых высоких. Традиция писать рифмы появилась в XIX веке как способ обойти цензуру и показать недовольство политикой или конкретным человеком, а в современных празднованиях этот обычай выражается в проведении конкурсов между лучшими сатирическими композициями.


Хлеб мертвецов

На ужин во время Дня Мертвых подается пан-де-муэрто – особый тип хлеба, выпекающегося исключительно по случаю торжества. Существует несколько видов этой выпечки, засахаренные, с кунжутом, цедрой апельсина, покрытые шоколадом, но все они декорируются выпеченными четырьмя или шестью полосками, имитирующими кости. Самый популярный пан-де-муэрто – круглой формы с красноватой сахарной посыпкой, символизирующей кровь. (больше о мексиканской кухне, читай )


Друзья! Если у Вас возникнут вопросы - !не стесняйтесь! - задавайте их в комментариях ниже или же пишите мне в соц.сетях!

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?


Мексиканцы - народ особый. Кому ещё, как не предком Майя, придёт в голову память об умерших превращать в праздник, да ещё и в самый популярный праздник в стране? В "День мёртвых" на мексиканских кладбищах пьют, пляшут и веселятся, поэтому стоит ли удивляться карнавалам скелетов?


Корни традиции отмечать праздник "День мёртвых" (Day of the Dead) уходят в 2500-3000 годы. Празднование происходило в девятый месяц ацтекского календаря. Но с тех пор, как ко "Дню мёртвых" присоединились испанцы, праздник перенесли на конец октября - начало ноября. Сегодня праздник также начинают отмечать 31 октября. В этот день принято поминать умерших детей. По этой причине первые два дня праздника называют "День маленьких ангелов". 1 и 2 ноября уже поминают взрослых умерших.



В "День мёртвых" на улицы Мексики выходят люди, переодетые в костюмы женских скелетов, которые называются Катрина. Красочные уличные шествия проходят по-разному. В одних местах страны они проходят в виде похоронных шествий - люди устраивают мрачные факельные процессии. В других люди предпочитают веселиться - петь, пить и танцевать.

Вечером люди идут на кладбища, где похоронены их близкие. В юмористическом тоне мексиканцы общаются с душами покойников. Затем на кладбище начинается веселье - люди пьют, едят, танцуют, а также рвут на себе одежду и посыпают голову пеплом. Утром собеседники умерших расходятся по домам.



Главный символ праздника - череп. Также люди охотно покупают мрачноватые фонарики и угощают детей жуткими на вид леденцами. Этим мексиканская традиция напоминает Хэллоуин.

Праздник привлекает туристов со всего мира. В 2004 году "День умерших" был признан ЮНЕСКО достоянием человечества. О празднике есть упомянание в Книге рекордов Гиннеса - в том же году студенты выстроили стену из 5667 съедобных черепов.

В Мексике , Гватемале , Гондурасе , Сальвадоре . По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам , которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов - тсомпантли . Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками - Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. День мёртвых-день празднования жизни.

Происхождение праздника

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя . По мнению ученых ритуалы, связаны с почитанием умерших отмечались ещё 2,500 - 3,000 назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших - как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль - богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп. Día de los Angelitos ). 2 ноября, в День умерших (исп. Día de los Difuntos ) почитают всех взрослых мертвецов.

Культурное и религиозное значение

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия . Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы - оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп. Flor de Muerto ). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу , пиво и другие алкогольные напитки.

Литература

  • Октавио Пас . День всех святых, праздник мертвых// Он же. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русское феноменологическое общество, 1996, с. 22-35.
  • Рэй Брэдбери . Канун всех святых, Сахарный череп

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "День Мёртвых" в других словарях:

    - (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары… … Википедия

    День Мёртвых: День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходит ежегодно 1 2 ноября в Мексике. День мёртвых (Вавилон 5) (англ. Day of the Dead) эпизод сериала «Вавилон 5» 1998 года. См. также… … Википедия

    День Мёртвых (англ. Day of the Dead) имеет следующие значения: День Мёртвых мексиканский праздник памяти умерших. День мёртвых (Вавилон 5) эпизод сериала Вавилон 5 1998 года. День мертвецов (фильм) фильм ужасов Джорджа Ромеро … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. День Мёртвых (значения). День мёртвых Сериал Вавилон 5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вампир (значения). Вампиры: День мёртвых Vampires: Los Muertos … Википедия

    День мертвецов (фильм, 1985) У этого термина существуют и другие значения, см. День мертвецов. День мертвецов Day of the Dead … Википедия

    День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые… … Википедия

    - (англ. Day of the Dead): День мертвецов (фильм, 1985) фильм ужасов, США, 1985 год. Режиссёр Джордж Ромеро. День мертвецов (фильм, 2008) фильм ужасов, США, 2008 год. Режиссёр Стив Майнер. См. также День мертвецов 2:… … Википедия

    День мертвецов Day of the Dead Жанр Фильм ужасов Режиссёр Джордж Ромеро Продюсер Ричард Рубинштейн … Википедия

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь