Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Казалось, ему суждено было стать тем, кем он стал. В 13 он уже делал выкройки платьев для матери и сестер, а те отдавали их на пошив местным портнихам. В 17 отправил свои эскизы на конкурс молодых дизайнеров, организованный Международным секретариатом по шерсти, и занял первое место.

На церемонии награждения, проходившей в Париже, он познакомился с тогдашним главредом французского Vogue Мишелем де Брунофф, который сыграл ключевую роль в его карьере. Разглядев в застенчивом голубоглазом юноше талант, он советует ему переехать в Париж и заняться модой.

В сентябре 1954 года, последовав совету де Брунофф, Сен-Лоран перебирается в Париж и поступает на курсы Синдиката высокой моды. В ноябре того же года он вновь занимает первое место в конкурсе Международного секретариата по шерсти с дизайном коктейльного платья, обойдя другую восходящую звезду моды - Карла Лагерфельда.

В 1955-м, во время одной из встреч с де Брунофф, Сен-Лоран показывает ему свои эскизы. И тот, пораженный сходством моделей с дизайном новой коллекции Кристиана Диора, которую он видел этим утром в кабинете легендарного кутюрье, решает познакомить его с творчеством молодого художника.

Я в жизни не встречал никого более талантливого, напишет впоследствии де Брунофф.

Диор, увидев работы Сен-Лорана, моментально распознает в нем единомышленника и тут же нанимает его в ассистенты. Пройдет совсем немного времени, как Диор назовет Сен-Лорана своей правой рукой, а впоследствии и наследником.

Для меня было счастьем работать у Кристиана Диора, которым я бесконечно восхищался. В то время он был самым известным кутюрье. <…> Он обучил меня основам моего ремесла. Я обязан ему большей частью своего успеха. Независимо от того, что случилось со мной потом, я никогда не забуду годы, проведенные с ним, вспоминал позднее Сен-Лоран.

Маленький принц французской моды

В августе 1957 года Кристиан Диор сказал матери Сен-Лорана, что выбрал ее сына наследником своей модной империи. Женщина была несколько удивлена, ведь мэтру тогда было всего 52 года.

Через месяц Диор скончался от сердечного приступа во время отдыха на итальянском курорте Монтекатини. Согласно его последнему желанию, Сен-Лоран был назначен арт-директором Christian Dior.

Так в возрасте 21 года Ив Сен-Лоран стал во главе одного из влиятельнейших в мире модных домов: его продукция составляла 50% экспортируемых товаров сегмента высокой моды, а штат насчитывал 1400 сотрудников.

Ив не подвел своего наставника. Первая же коллекция, созданная им в качестве главы дома Christian Dior в январе 1958-го, произвела фурор. Предложенные им платья-трапеции положили начало его последующим революционным прорывам. СМИ тут же окрестили его «маленьким принцем», спасшим Францию.

В период с 1958 по 1960 год он создал шесть коллекций для Dior.

Изгнание из Dior

В 60-м над «маленьким принцем» сгустились тучи. Моментальная слава и признание юного гения не давали покоя завистникам и конкурентам в Dior. Сен-Лорана, на которого Диор оставил модный дом, «неожиданно» призывают в армию и отправляют в Алжир, который воюет с Францией за свою независимость.

Вся сущность дизайнера, чье детство прошло в алжирском Оране, противится военному конфликту. Ему хватило 20 дней унижений от сослуживцев, чтобы впасть в жесточайшую депрессию. Молодого человека помещают в военную клинику, где его три месяца лечат психотропными веществами и электрошоком. Ко всему прочему ему приходит извещение о том, что он уволен из Dior.

Сен-Лоран боролся с последствиями такой «шоковой терапии», которые проявились в виде наркотической и алкогольной зависимости и развившейся на этом фоне депрессии, большую часть своей жизни.

Появившийся к тому времени в его жизни Пьер Бежар спас Сен-Лорана из алжирского «плена» и помог ему открыть свой собственный модный дом, который был обречен на успех.

«Живой гений»

В 60-70-е годы Сен-Лоран становится королем радикального шика. Его революционные находки . Первым прорывом стала коллекция «Мондриан», на которую его вдохновило творчество нидерландского художника-абстракциониста Питера Мондриана.

В 1966 году он создал женский смокинг, который стал революцией в мире моды и послужил основой для дальнейшей эмиграции типично мужских вещей в женский гардероб.

…Нужно было учитывать специфику времени. Женщины все больше включались в деятельность, которая требовала большей свободы движения… вспоминал Сен-Лоран.

Он был первым дизайнером, доказавшим, что женщина в брюках - это красиво, создавая модели, подчеркивающие женскую фигуру. Первым, рискнувшим превратить парку и бушлат в модную верхнюю одежду. Первым, открывшим линию бутиков готовой одежды («Рив гош»).

Он всегда был первым и на шаг впереди, и этот шаг измерялся несколькими десятилетиями. Задолго до Готье использовал в коллекциях африканские этнические мотивы и опередил Лакруа и Гольяно, выпустив коллекцию, навеянную традиционными костюмами различных народов.

Моя скромная роль как кутюрье - создавать одежду, отражающую время, заявлял Сен-Лоран и каждый раз доказывал, что это ему удается лучше других.

В 1983 году в возрасте 47 лет он стал первым в мире дизайнером, которому посвятили прижизненную выставку в Институте костюма в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Признание его заслуг перед модной индустрией сделало его иконой стиля.

Что бы он ни сделал, женщины во всем мире, всех возрастов последуют за ним, заявила куратор выставки Диана Вриланд, называвшая Сен-Лорана не иначе как «живым гением» от моды.

Участь короля

Что ж, они „короновали“ меня. Но посмотрите, что случилось с другими королями Франции, заявил Сен-Лоран в 1968 году - задолго до того, как критики начали хоронить его талант новатора.

Это случилось в 80-е, которые прошли под знаком затворничества Сен-Лорана: он редко появляется на публике, разве что дважды в год выходит на традиционный поклон в конце показов. Пошли слухи о его алкогольной и наркотической зависимости. В какой-то момент Пьер Берже вынужден был публично заявить, что Сен-Лоран не болен СПИДом.

В одном из интервью Сен-Лоран признался, что однажды ему было так плохо, что он «хотел привязать к шее самую тяжелую из своих бронзовых скульптур» и броситься в Сену.

Богатство и слава не спасали от зависимости и депрессии.

Критики от моды поспешили заявить, что времена Сен-Лорана прошли и король «давно не создает ничего нового». Но показ 1992-го, на котором были представлены лучшие творения модного дома за 30 лет его существования, доказал обратное.

Элитный бренд Высокой моды Saint Laurent Paris до 2012 года назывался именем его основателя Ив Сен Лорана Yves Saint Laurent. Французский бренд производит одежду, обувь, парфюмерию, часы, украшения и на сегодняшний день принадлежит холдингу Pinault-Printemps-Redoute Group.

История Saint Laurent Paris начиналась не «вопреки», а «потому что». Многим брендам прежде чем стать знаменитыми пришлось пережить непонимание, долгий путь из низов к славе. Ив Сен Лоран родился в 1936 году семье французских аристократов из Алжира, и должен был стать адвокатом, следуя традиции своего рода. Но мать Лорана увидела в нем талант дизайнера и поспособствовала переезду сына в Париж в школу при парижском Синдикате Высокой моды Chambre Syndicale de la Haute Couture school когда тому было 17 лет.

Маленький Принц Высокой моды

На конкурсе дизайна Вулмарк Лоран одержал победу благодаря изысканному коктейльному платью. Так молодой дизайнер познакомился с Мишелем де Брюноффом — главным редактором французского Vogue, который поспособствовал устройству Лорана на работу к самому Кристиану Диору. Яркое появление дизайнера возрастом 21 год в модном мире закрепило за Ивом Сен Лораном прозвище «Маленький принц Высокой моды».

В 1955 году Лоран вовсю работал ассистентом Кристиана Диора и создал свое первое вечернее платье. Через два года Диора не стало, и бренд Christian Dior перешел под управление Ива Сен Лорана. Не имея опыта выпуска собственных коллекций, Лоран начал руководить брендом с авторитетным именем. В 1958 году вышла первая коллекция Christian Dior, которую полностью создал молодой дизайнер, а не основатель бренда. Лоран разработал новый для того времени силуэт «трапеция», чем привлек еще больше внимания к Christian Dior и себе, доказав, что он по праву возглавляет бренд.

Не было бы счастья…

Всего через два года, после того как Ив Сен Лоран возглавил Christian Dior, в 1960 г. началась алжирская война за независимость и дизайнера призвали в армию. Менее чем через год у молодого человека случился нервный срыв и его поместили в психиатрическую лечебницу для восстановления. Вернувшись во Францию, Ив обнаружил, что его неправомерно уволили из Christian Dior. Начался громкий судебный процесс, в результате которого Ив Сен Лоран получил крупную компенсацию.

На полученные денежные средства Лоран открыл в 1961 году собственный бренд Yves Saint Laurent и уже в следующем году выпустил первую собственную коллекцию. Публика аплодировала стоя на первом показе, обложки журналов заполонили вещи от Yves Saint Laurent. Прозрачные блузки, стеклянные и деревянные бусы для вечерних образов и некоторые другие новшества Лорана вызвали громкую критику в США, но вместо того, чтобы поддаться мнению толпы, дизайнер продолжал творить для женщин, а те в свою очередь были благодарны за неординарные идеи.

Новые идеи в моде

Ив Сен Лоран был настоящим бризом в мире моды. В 1971 году он создал коллекцию “40s” состоящую из вещей в стиле ретро и ввел этот стиль в моду. В семидесятых отнеслись к этому достаточно критично, но очень скоро коллекция была признана успешной. Через четыре года Лоран создал еще один модный стиль – денди. В 1976 году Ив Сен Лоран представил коллекцию посвященную России, а немного позже – русскому балету.

Иву Сен Лорану мы обязаны такими привычными вещами как лодочки на низком каблуке с квадратным носом и металлической пряжкой, платье без рукавов и воротника, черно-белый графический узор. Дизайнер заимствовал элементы мужского гардероба для женской одежды, а его брючные костюмы критики признали лучшими после времен Chanel. Он изобрел женский смокинг.

Yves Saint Laurent не обошел вниманием и парфюмерию. Аромат “Opium” выпущенный в 1977 году стал хитом продаж и успешен по сегодняшний день. Мужской Yves Saint Laurent Pour Hommes подарил публике еще один скандал: Ив Сен Лоран снялся обнаженным в рекламе аромата.

90-е и 2000-е

В 90-х Ив Сен Лоран был ответчиком в суде и проиграл: производитель шампанского не мог допустить неправомерного использования слова «Шампань».

В 1996 году Ив Сен Лоран стал Кавалером Ордена Искусств и Литературы, а в 1998 году приглашает дизайнера Альбера Эльбаза возглавить линию одежду прет-а-порте, оставив себе линию Высокой моды.

В 2002 году Ив Сен Лоран решил уйти из мира моды. Наиболее вероятной причиной такого решения считается то, что дизайнер не мог смириться с масштабным спортивного стиля и джинсов. Также возможно, что дизайнер расстраивался находя свои идеи у других кутюрье. На тот момент бренд Yves Saint Laurent уже принадлежал Gucci.

В 2007 году была запущена линия повседневной молодежной одежды Edition24, но через несколько лет она была закрыта, так и не добившись успеха. В этом же году Ив Сен Лоран был награжден титулом Великого командора ордена французского легиона. В 2008 году дизайнер умер.

После Ив Сен Лорана

Бренд возглавляли и продолжают возглавлять талантливые дизайнеры. Том Форд, Стефано Пилати, Эдди Слиман продолжили дело Маленького Принца Высокой моды.

Гениальный дизайнер XX века Yves Saint Laurent (Ив Сен Лоран) является преемником Коко Шанель в деле революции женского костюма. По утверждению самой великой мадемуазель, она освободила женщин, а Ив Сен Лоран – сделал их сильными.

Детство и юность Ив Сен Лорана

Будущий дизайнер родился в 1936 году в алжирском городе Оране в семье юристов. Мальчик проявлял интерес к куклам и рисованию: ему нравилось придумывать для них платья.

Учась в юридическом колледже Парижа, Ив Сен Лоран решился отправить несколько эскизов в журнал «Vogue» и на конкурс, организованный Международной организацией шерсти. Его ждал потрясающий успех: вечернее платье на конкурсе было удостоено первого приза (наравне с работой Карла Лагерфельда), а главный редактор журнала Vogue Мишель де Брюноф показал эскизы Лорана Кристиану Диору, который предложил юному дарованию стать его ассистентом. В срочном порядке Ив устроился подмастерьем к простому портному, чтобы получить навыки кройки и шитья. В это же время он учился на курсах рисования «От кутюр».

Yves Saint Laurent (Ив Сен Лоран) -фото: платье Мондриан, 1965 года


Ив Сен-Лоран проработал с Кристианом Диором немногим больше года, а после его смерти в 1957 году возглавил Дом Диора. Юному везунчику, как его окрестила пресса, исполнился к тому времени всего 21 год! Про него тогда сказали: «Король умер! Да здравствует Король!»

В 1958 году Ив Сен Лоран создал свою первую самостоятельную коллекцию под названием «Трапеция», которая стала бестселлером. Вместо невероятно пышных юбок от Диора он предложил более удобные фасоны в виде трапеций, которые быстро вошли в моду. За вечернее платье 1958 года он получил престижную премию Неймана Маркуса.

Yves Saint Laurent (Ив Сен Лоран) - фото: платье-кокон, платье с голубями и др.


Ив Сен Лоран первым из представителей моды «От кутюр» согласился на показ коллекции Дома Диор в СССР, который состоялся в июне 1959 года.

Однако триумф был недолгим: из-за войны в Алжире Ив Сен Лорана в 1960 г. призвали в армию.

Черные дни и спасение

Чувствительному юноше армия была противопоказана: через три недели он попал в психиатрическую клинику с тяжелой депрессией. В таком положении его и застал Пьер Берже, который работал в коммерческом отделе Дома Диора и был дружен с Ивом.

Берже добился его увольнения из армии, увез на полгода на Канары для восстановления здоровья, подал в суд на владельца Дома Диора из-за неправомочного увольнения Ив Сен Лорана с должности художественного директора и выиграл суд. На полученные по судебному иску 680 тыс. франков, Пьер Берже помог Ив Сен Лорану открыть в 1962 году собственный Дом моды Yves Saint-Laurent (YSL), уговорив также миллионера Мака Робинсона вложить свои капиталы в этот бизнес.

Ив Сен Лоран - фото: аксессуары - обувь и сумка


Крепкий, энергичный Пьер Берже обладал качествами, которых не было у Ив Сен Лорана: смелостью, коммерческой хваткой, расчетливостью. Он стал бессменным директором Дома Yves Saint Laurent.

Творчество Ив Сен Лорана

Трудно оценить значение творчества Ив Сен Лорана для современной моды. Он был родоначальником таких стилей, как Beat, Op Art, Carmen, мужской, сафари, хиппи, этно-африканский look, прозрачный, унисекс. Каждая его коллекция была сенсацией. Он внес в копилку женской моды огромное количество бестселлеров на все времена: силуэты «трапеция», байкерские куртки и кожаные тренчи, матроски и бушлаты, брючные костюмы и смокинги, высокие сапоги–ботфорты, прозрачные блузки, мини-юбки в виде шара, цыганские платья и др.

Фото: мода 70-х от Ив Сен Лорана - брючный костюм и Верушка в костюме сафари (знаменитое фото)


Никто до него не использовал кожу для женской одежды, считая ее слишком грубым материалом, но сегодня это – один из самых востребованных материалов. Вещи из мужского гардероба использовались женщинами и раньше, но он ввел моду на них, позволяющую женщине выглядеть особенно соблазнительно. «В этой жизни я жалею лишь об одном - что джинсы придумал не я», - сказал как-то дизайнер.

Ив Сен Лоран любил искусство, поэтому неоднократно обращался к произведениям живописи, как к источникам творчества. К числу его шедевров относится коллекция «Mondrian» (1965г.), созданная на основе живописи абстракциониста Пита Мондриана, платья в стиле Op Art. В 80-е годы были созданы коллекции, посвященные Пикассо и кубизму.

Мода от Ив Сен Лорана - фото: смокинг, шуба на Наими Кэмпбэл и др.


Его работам для театра и кино нет числа: наряды Катрин Денев в фильмах "Сирена Миссисипи" и "Дневная красавица", костюмы Клаудиа Кардинале в фильме "Розовая пантера» и Софи Лорен - в "Арабеске" и др.

Ив Сен Лоран интересовался русской культурой, был знаком с Лили Брик и Майей Плисецкой, а коллекция 1976 года была посвящена русскому балету.

Дружбой с Лили Брик он очень дорожил. Ей было уже за 80, когда они познакомились в 1975 году. На территории одного из поместий Ив Сен Лорана есть русская изба, а любимого бульдога дизайнера звали Мужик.

Yves Saint Laurent - фото: Клаудиа Шиффер в брючном костюме, темнокожая модель, Карла Бруни в наряде от Лорана


Он был не только кумиром модниц мира: его труд отмечен целым рядом наград. В 1985 году он стал Кавалером Ордена Почетного легиона, в 2001 – Командором этого ордена, а в 2007 году – Великим офицером ордена Почетного легиона!

«Никогда не путайте элегантность со снобизмом», – говорил великий мэтр моды Ив Сен-Лоран. Он подарил миру новую женщину, свободную от предрассудков, независимую и сексуальную, точно знающую, чего хочет, стильную и уверенную в себе. А ещё страстно желающую любви. Он часто будет говорить о любви, о том, как она красит женщину, как женщине непременно необходимо любить… Женщины его вдохновляли. Женщины были его музами.

«С годами я понял, что главное в платье – женщина, которая его надевает», – еще одно знаменитое высказывание Сен-Лорана. И когда мне говорят, что мода обезличивает женщин, я вспоминаю другую цитату гения: «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот». Обезличить себя может лишь сама женщина. И, к сожалению, эту простую истину понимают далеко не все. Что же касается модного наследия Ива Сен-Лорана, то оно настолько велико и значимо, что его можно открывать для себя снова и снова, и каждый раз будут появляться новые детали стиля великого мэтра, новые грани его таланта.

Женский смокинг

Коллекция Smoking, 1967 год

Вещи коллекции Ива Сен-Лорана 1975 года

Если Коко Шанель засовывала свой любопытный носик в мужской гардероб, чтобы черпать оттуда массу идей, тем не менее предлагая женщинам в большей степени лаконичные платья и юбки элегантной длины, то Ив Сен-Лоран подарил женщине свободу и власть, с которыми у него ассоциировался мужской костюм. С тех пор как он эстетизировал смокинг под женское тело в 1966 году, этот предмет уже женского гардероба по праву вошел в классику моды. Пожалуй, только ленивый дизайнер не предлагает из сезона в сезон свои вариации на тему смокинга. Что уж говорить о прочих мужских костюмах, навсегда вошедших в женский гардероб и адаптированных на все случаи жизни.

Если во времена молодости Ива Сен-Лорана его знаменитых манекенщиц не пускали в ресторан в брючном костюме, считая подобный внешний вид вызовом и отклонением от нормы, то сегодня хорошо сидящий смокинг зачастую является негласным пропуском на мероприятия различного толка и дресс-кода. Менее известный, но не менее стильный подарок женщинам от мэтра – платье-смокинг. Прекрасно подходящее к любой жизненной ситуации, оно может также использоваться как легкое пальто.

Прозрачная блуза

Модель в YSL

Модель в YSL

«Я нашел свой стиль благодаря женщине. Именно оттуда идет вся сила и жизнеспособность моего стиля – я черпаю их из тела женщины», - говорил великий кутюрье. В 60-х годах именно женское тело в коллекциях молодого дизайнера Сен-Лорана стало причиной настоящего скандала. Ив предложил женщинам совершенно прозрачную блузу, которую следовало носить без нижнего белья. Разумеется, «приличных дам» это изобретение повергло в глубокий шок. Но атмосфера бунтарства, царившая тогда в умах, несомненно, сыграла на руку чуткому кутюрье, моментально сделав прозрачную блузку культовым предметом. Самые смелые поклонницы бренда тут же воспользовались советом Сен-Лорана и стали сочетать сей предмет с не менее революционным в то время смокингом.

Любопытно, что сейчас мало кто из модных дизайнеров откажет себе в удовольствии сделать хотя бы одну прозрачную вещь в каждой своей коллекции.

Бушлат

Модель бушлата, созданная Ивом Сен-Лораном, 1962

Благодаря гению короткое двубортное пальто эволюционировало из форменной одежды военных моряков в must-have современного мужского гардероба. Сен-Лоран сам носил бушлат и легко делился им с женщинами. Стильное пальто никогда не выходит из моды, однако в нынешнем осенне-зимнем сезоне бушлат – это остроактуальная и желанная вещь для самых модных и стильных женщин.

Сафари

Коллекция Сафари, 1968 год

Модель Верушка позирует в 1967 году

Африка являлась источником вдохновения для Сен-Лорана не раз. Родом из Алжира, северной части страны, он сделал одежду для элитного вида отдыха классикой стильного летнего гардероба. Легендарная сафарская куртка, жакеты, рубашки, комбинезоны и платья песочного цвета и всех оттенков хаки – еще одна яркая характерная черта стиля великого мэтра моды. Сюда можно отнести и знаменитый леопардовый принт. Король моды сделал его символом роскоши и изящества. А также тюрбан, характерный головной убор для северной африки, в руках Сен-Лорана стал звучать по-светски элегантно.

Платье «Мондриан»

Коллекция 1965 года по мотивам живописи голландского абстракциониста Пита Мондриана навсегда вошла в золотой фонд истории моды. Шесть платьев А-силуэта (тот самый силуэт, который Ив ввел в моду еще будучи на посту преемника Кристиана Диора) стали символом новой эпохи. А сами платья до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне (крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна). Кстати, знаменитый мондриановский рисунок – это не принт, а сшитые между собой кусочки разноцветной ткани. Матисс, Мане, Веласкес, – художник-модельер часто ищет вдохновение в искусстве и сам его создает.

Цвет

Вещи коллекции в стиле поп-арт, 1966 год

Модель в платье Сен-Лорана, 1969 год

О цвете сказано уже не мало, однако, говоря о модном наследии Ива Сен-Лорана, невозможно не отметить его отдельным пунктом. Король моды любил черный цвет: «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит». С этим трудно не согласиться: влюбленная женщина будет хороша даже в мешке из-под картошки. И Сен-Лоран это не раз отмечал.

Для всех остальных он предложил цвет. Много цвета. Помимо того, что он популяризировал цвет хаки, он ввел в моду яркие цвета, самые неожиданные на первый взгляд сочетания и цветовые блоки. Красный с розовым, пурпурный с лиловым и синим, фуксия с черным. Цвет от Ива Сен-Лорана – это всегда больше чем мода. Это произведение искусства.

Русская тема и этника

Русская коллекция Russian Ballet and Opera в итальянском Vogue, 1976 год

Сен-Лоран не единственный художник, который выражал свое восхищение русским стилем и использовал фольклорные мотивы в своих коллекциях. Однако он сделал это незабываемо. Мэтр стал первым, кто предложил зрителю показ моды как спектакль, как таинство, как посвящение в мир цвета, богатства русских фактур, в мир кутюр. Именно такой стала коллекция Russian Ballet and Opera 1976 года. Ив Cен-Kоран был страстным почитателем театра, много работал для него, создавая костюмы для легендарных балетов и опер. Сам он не считал русскую коллекцию лучшей, однако называл ее самой красивой. Русская тема от мэтра подарила миру моды яркие чистые цвета, такие как красный, зеленый, богатый фиолетовый, а также пышные юбки в пол, замшевые жилеты, отороченные мехом, вообще мех, в том числе и цветной. Мужской блейзер он изящно раскрашивал в зеленый цвет, сочетая с красным и золотыми пуговицами. Ив стилизовал японское кимоно и индийское сари из национальной одежды в европейский шик, стиль современной женщины, свободной от снобизма и предрассудков.

Зачатки уличной моды и спортивного шика

YSL AW 1963/1964

YSL AW 1963/1964

Сложно себе представить, однако это так: в 21 год застенчивый юноша Ив Сен-Лоран в один миг превратился из ассистентов Кристиана Диора в художественного руководителя легендарного дома моды Dior. Это было в далеком 1957 году. Уже в первой коллекции он покажет всё лучшее из традиций дома, добавив свой неповторимый взгляд. Он станет первым модельером, кто посетит Москву в 1959 году с коллекцией верхней одежды. Однако наиболее революционной станет коллекция Beatnik 1960 года. Тогда она оказалась непонятой критиками, их сознание в тот момент не готово было принять элементы уличного стиля на подиуме высокой моды. Соболиные пальто с трикотажными рукавами, ботфорты, кепи, байкерские куртки из кожи крокодила стали шоковой терапией для патриархальных клиенток Christian Dior. Битники или «разбитое поколение» – одно из самых модных и опасных явлений той поры.

Кожаная куртка из коллекции YSL Beatnik, 1960 (фото из журнала Vogue)

Прогремевший с огромным успехом фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо ввел в моду новую эстетику и новых героев своего времени. Брутальные парни в косухах и байкерских куртках, грубых ботинках и джинсах с подворотами, которые выглядят в точности так, как буквально несколько сезонов назад носили джинсы-бойфренды хипстеры. Однако женщины в культовом фильме пока еще далеки от женщины Ива Сен-Лорана. Убранные волосы, уложенные мягкими кудельками, нежный силуэт new look еще является актуальным, но уже становится образом женщины прошлого. Поскольку женщина будущего, женщина Ива Сен-Лорана – динамичная, свободная, независимая и вместе с тем роскошная, отчетливо заявила о себе в искусстве от кутюр.

Елена Мареева, тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, www.mareevastyle.com

Учредитель «Школы стиля Елены Мареевой», успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь