Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Лариса Александрова
Консультация «Почему важно играть?»

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ ?

Как только родился ребенок происходит развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Например, о размере, форме, тяжести, весе, жесткости, и гибкости. Знакомить ребенка с миром новых ощущений, развивать функции зрительного, вкусового и тактильного анализаторов, способствовать развитию мелкой моторики и укреплению мышц вашего ребенка лучше всего с помощью игр. Игра помогает изучить свойств объектов, развивает изобретательность, воображение и дает развитие творчеству. Интересная игра способствует умственному и физическому развитию, осмыслению мира. Давайте разберемся, что лежит в основе этих, казалось бы, простых игр первого года жизни ребенка. Иногда трудно провести четкое различие между игрой и баловством, например, когда ребенок неоднократно бросает игрушки на пол, сидя на стульчике! Что это : игра , желание досадить маме или эксперимент с гравитацией? Вероятно, и то и другое. Игра начинается с первого месяца жизни, когда ребенок пытается следить за игрушкой, а затем и схватить рукой висящую над кроватью. Происходят новые соединения в мозгу ребенка : зрительные и двигательные. Они имеют решающее значение для развития ребенка. Дети в процессе игры различают объекты по весу, размеру и форме, по тому, как они издают звуки, когда те ударяются о твердую поверхность, твёрдое-мягкое. Обратите внимание, как трудно ребенку сконцентрироваться, взять в руки и изучить новый предмет, и как светится личико малыша, когда кроха, наконец, достигает цели. В мозгу ребенка происходит химическая реакция, выделение эндорфинов, что привносит чувство спокойствия и удовлетворения. Психологи часто выделяются два вида игры : игра функциональная игра и разыгрывание . Функциональная игра предполагает непосредственное использование : схватить мобильный телефон, покатить шарик, построить башню и мост. Разыгрывание спектаклей намного интереснее. В этом случае ребенку можно рассказать сказку, о ком-то или предмете. Начиная с 18 месяцев, ребенок начинает использовать предметы для целей, для которых они обычно не созданы. Малыш может взять игрушечную тарелку и сделать вид, что это телефон. Кроха может вообразить, что один из пальцев - собачка, а другой - кот, создать диалог между ними! Каким образом ребенок один предмет воображает за другой? Психологи считают, что идет процесс развития образного мышления. Важным фактором является способность ребенка к созданию нового, хотя и временного представления о предмете. Например, ваш малыш может взять в руки банан и притвориться, что разговаривает по телефону. Тем не менее, у ребенка не удаляются из памяти реальные свойства предметов. И как только игра закончена , малыш с легкостью съедает банан. Некоторые психологи утверждают, что «как будто» - это мир в виде игры, которая является важной составляющей для понимания детьми мира взрослых. Второй вид игры (сюжжетно-ролевые) - это разыгрывание и притворство, в нее дети начинают играть со второго по пятый год жизни и далее. Такая игра важна для психической деятельности головного мозга. Ребенок должен представлять мысленно героев, различные объекты и помнить, какую роль несет каждый из них. Такая игра важна для развития памяти . Взяв, две одинаковые куклы, ребенок может играть в дочки матери , кусок дерева может стать машиной, а зайчик- шоколадом. Ребенок должен поддерживать на протяжении всей игры функции каждого объекта. Часто придуманные объекты совершенно не похожи на реальные. От 2 до 2 с половиной лет, дети часто сопровождают игру подробным описанием своих действий, событий, что развивает память, воображение, расширяет словарный запас и логику. Дети часто используют две разных формы языка в игре. Одно из интересных исследований показало, что дети использовали два различных способа передачи одного и того же значения : комментирование ситуации и непосредственное участие в игре. Исследователи пришли к выводу, что дети используют различные формы языка, чтобы находясь в игре, и выходя из нее, создавать различные образы, которые наполнены одним и тем же значением, тем самым показывая факт участия или неучастия в игре. Очень хорошо,если дети в игре пользуются предметами-заместителями. Так, в игре птицы могут говорить, карандаш, а несуществующую воду можно налить из кувшина. Представьте себе, как мозг, что ребенка должен совмещать все эти новые, временные представления, не нарушая стабильности тех, которые относятся к реальной жизни. Возможности игр очень большие. Ребенок, играя различные роли , тем самым развивает воображение и интеллект. В эмоциональном развитии роль игры не может быть переоценена. В игре ребенок проживает

важную ситуацию , такую как «ухаживае за ребенком» и, тем самым, подготавливает себя к ней во взрослой жизни. Врачи часто используют игру, чтобы помочь детям, подвергшихся травмам. Наблюдая за игрой ребенка можно узнать о нем намного больше, чем задавая прямые вопросы малышу. Слёзы по поводу нежелания расставаться с мамой по приходу в детский сад могут пройти, если разыграть подобную ситуацию с куклами. Поэтому, подготавливая ребёнка к детскому садику, проигрывайте различные ситуации, которые могут произойти с ребёнком на примере кукол. Также дети придумывают для своих кукол социально-драматической роли, к примеру, учителя, машиниста, мамы, папы, ребенка, полицейского, для того чтобы понять и найти свое место в этом мире. Итак, если в следующий раз вы увидите своего ребенка за игрой, не считайте это «пустым времяпрепровождением» , посмотрите на это другим взглядом. Игра – это средство всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.» Любите ли вы книги так, как люблю их я? Одно из моих любимых занятий – рассказывать и показывать книги другим. Я как библиотекарь, педагог.

Консультация «Как важно научить детей здороваться» Как важно научить детей здороваться. Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее время, к.

Любовь родителя к своему ребенку выражается не только словами или подарками, но и в прикосновениях ваших ладоней. Как важно бережно держать.

Эссе «Важно ли иметь свое собственное мнение» 1. Тема: «Необходимо ли иметь собственное мнение». 2. Аудитория: студенты вуза. 3. Цель: убедить в том, что нужно иметь собственное мнение.

Как игры смогут подготовить детей к конкуренции с роботами

На Экономическом форуме в Давосе 2018 года звучало много опасений по поводу вытеснения рабочих машинами, пишет Quartz. «В конце концов нам придётся уволить немало людей», - заявила Урсула Бернс, председатель наблюдательного совета телекоммуникационной группы VEON и бывший генеральный директор Xerox.

Большинство политиков и бизнесменов предлагают решать проблему стандартно. Например, переобучать работников, вводить понятие базового дохода, который будет выплачиваться вне зависимости от того, работает человек или нет, а также разработать новый вид контракта между работниками и работодателями, предоставляющего множество социальных гарантий сотрудникам компании.

Однако, пишет Quartz, звучат и необычные предложения: проблему будущего трудоустройства можно решать уже сегодня, играя с детьми. «Позволяя детям больше играть, мы сможем помочь им стать более полезными обществу», - говорит генеральный директор компании по производству игрушек Lego Джон Гудвин.

На первый взгляд, такие заявления со стороны представителя Lego звучат эгоистично, можно предположить, что они направлены на увеличение прибыли компании, отмечает Quartz. Однако исследования показывают, что игра имеет решающее значение для социального и эмоционального развития человека.

Переодевая детей в костюмы супергероев или предлагая им строить из конструкторов города, вы помогаете развивать творческие навыки и интеллект, это именно то, чем пока неспособны заниматься роботы.

Эта мысль в Давосе была популярна даже среди тех, кто не представляет индустрию игрушек. Но перед экономическим форумом явно не стоит задача решать проблемы детей или их образования. Все, кто выступает за необходимость развивать в подрастающем поколении творческую составляющую, в первую очередь думают о минимизации будущих затрат на переобучение людей.

Наука про игры

По мнению Кеннет Рубин, профессора по человеческому развитию университета Мэриленда, ребёнок должен получать от игры удовольствие, активно участвовать в ней, фантазировать, выходя за рамки повседневной жизни.

Акт самовыражения во время игры помогает раскрыть творческий потенциал

Исследователи выявили различные виды игр: физические, конструктивные, творческие, театральные и игры с правилами. Каждый вид помогает детям развиваться в трёх областях: физической, социальной и эмоционально-когнитивной.

Игры, направленные на развитие творчества, такие как рисование и танцы, позволяют детям выражать чувства, общаться и экспериментировать с реальностью. Работа с аппликациями из картона хорошо тренирует мелкую моторику. А постройка башни из песка мало того что развивает творческий подход, так ещё и закладывает основы для вырабатывания навыка решения поставленной задачи, ведь конструкцию нужно соорудить так, чтобы она устояла.

Игры, требующие физической активности, не только развивают выносливость, но и помогают принимать быстрые и эффективные решения, пишет Quartz. Театральные игры, такие как переодевание в костюмы супергероев или выдумывание историй, помогают детям развить навык ведения переговоров.

«Игра - это основа, с помощью которой мы изучаем мир вокруг нас, - написал педагог Кен Робинсон во вступлении к книге «Игры каждый день». - Акт самовыражения во время игры помогает раскрыть творческий потенциал, а также дать понять детям, кто они есть и кем хотят стать в будущем».

Больше не играю

Игра позволяет превратить детей в хорошо адаптированных к жизни людей. Однако Джон Гудвин заявил в Давосе, что игры находятся под угрозой исчезновения. Согласно исследованиям, проведённым Edelman Intelligence, 56% из 12,7 тыс. опрошенных родителей из десяти стран мира сказали, что их дети играют на улице меньше часа в день. Заключённые американских тюрем строгого режима и то проводят больше времени на свежем воздухе, замечает Quartz. Каждый десятый ребёнок вообще никогда не играет на улице, а две трети родителей сказали, что в детстве проводили за играми значительно больше времени, чем их дети.

56% опрошенных родителей сказали, что их дети играют на улице меньше часа в день. Заключённые тюрем строгого режима и то проводят больше времени на свежем воздухе

Современные мальчишки и девчонки всё своё свободное время стремятся отдавать гаджетам и видеоиграм. Многие родители убеждены, что лучший метод борьбы с этой зависимостью - нагрузить ребёнка учёбой, дополнительными уроками музыки или отдать ещё в одну спортивную секцию. Однако принуждение не приводит к фантастической школьной успеваемости. Данные Gallup показывают, что около 26% пятиклассников в США не сильно заинтересованы в учёбе, среди двенадцатиклассников таких уже 68%.

«Мы пытаемся обучать детей обращению с компьютером, однако мудрее было бы сфокусироваться на развитии в них человечности, - рассказывает Кэти Хирш-Пасек, профессор психологии Университета Темпл и ведущий специалист по вопросам игр. - Часто родители пренебрегают играми, а зря. Ведь машина вести переговоры не научится, а вот с арифметическими действиями справится легко. Стоит подумать, что должно быть в приоритете».

Питер Грей, профессор психологии Бостонского университета, утверждает, что современное воспитание детей с акцентом на академическое обучение приводит к психологическим расстройствам. Из-за нехватки игр дети не учатся навыкам критического мышления, поэтому многие преподаватели сходятся во мнении, что система образования нуждается в реформировании. К примеру, в начальных классах уроки необходимо проводить в игровой форме. «Сегодня дети менее свободны, чем когда-либо. И эта нехватка свободы может привести к проблемам на рынке труда в будущем», - уверен Грей.

Каждая технологическая революция приводит к социальным потрясениям и безработице, напомнил в Давосе основатель Alibaba Джек Ма. Чтобы оградить будущие поколения от такой судьбы, нужно позволить им снять шоры, в этом им поможет игра.

По материалам: Quartz
Перевод Даниила Непочатова для Фокус

Почему детям важно играть и почему кружки этого не заменят.

Полный текст статьи:

Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.

Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во-первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали.

Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени. Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки.

Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби - внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних.
По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет - учетверился. Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше - к нарциссизму.

Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора - как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения.

Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше - от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.

Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот).

Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу - они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15-19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).
Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы - в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни - а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их к этому подталкивает, им просто весело в это играть.

Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят - запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил - исключительно поддерживать мир и порядок.

Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами - и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ - в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию... Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать».

Несколько десятилетий американские дети разных возрастов - с детского сада и до конца школы - проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение. Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день.

Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде - сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.

Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина - в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры - и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом.

Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть - тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.
Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания.

Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры - научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции.
Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать - вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.

Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры.

В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра - это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.

В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое - даже если в этом не было никакого практического смысла.
В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить.

Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка. сайт подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.

Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

Внешний вид куклы

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям - негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.

Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Куклы разные важны

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла со своим набором характеристик. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка: куколки делаются «без лица» - малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

Начиная со второго года, общение с куклой становится буквальным подражанием. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

В возрасте около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.

Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Она теперь не только предмет заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Неправильный подбор

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.

мнение эксперта

Галина Ицкович психотерапевт

«Игра помогает нам, взрослым, понимать детей и вырабатывать общий с ними язык»

Лицензированный клиницист-психотерапевт, живет и работает в Нью-Йорке, специализируется на проблемах семьи и детей. В течение 10 лет работала психотерапевтом и супервизором в клиниках Еврейского совета по делам семьи и детей. Основала многопрофильную терапевтическую программу раннего вмешательства «KidsPower» и руководила ею до 2012 года. Была спикером на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», проходившем в Москве в 2013 году. Преподает методику DIR/Floortime специалистам из разных стран, работающим с детьми с расстройствами поведения и расстройствами аутистического спектра.

Psychologies:

Насколько важна для детей игра?

Галина Ицкович:

Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же продуктивная деятельность, как для взрослого работа. Результат работы для взрослого – продукт, что-либо, что он произвел. Для ребенка продукт игровых усилий – это новое понятие (например, «части объединяются в целое», причинно-следственная связь и так далее). По сути, игра и есть первая работа маленького человека. Так что стоит отнестись к играющему ребенку как к ученому, ставящему важный научный эксперимент, или конструктору, строящему прибор по чертежам. Играя, дети изучают мир. Играя, они осваивают стиль поведения, который позже станет их стратегией и тактикой в общении с другими людьми. Игра для ребенка – способ взаимодействия с миром.

Дети умеют играть от рождения или их этому надо учить?

Г. И.:

Приглашение к первой совместной игре обычно исходит от взрослого, который ставит перед ребенком какую-то задачу. Например, улыбнуться в ответ на улыбку. Для этого ребенок должен научиться менять выражение лица, напрягать одни мышцы и расслаблять другие. Для него это серьезная работа. А взрослый, произносящий «агу», вдобавок к этому приглашает ребенка овладеть искусством имитации. В этой самой первой игре всех времен и народов ребенок осваивает сложное взаимодействие между лицевыми мышцами и голосовыми связками: чтобы ответить на «агу», необходимо либо округлить рот, имитируя визуальный ряд, либо воспроизвести звук в ответ на звук, который он услышал, либо просто растянуть губы в улыбку. Затем игра усложняется. За первой интерактивной игрой следуют «ладушки», потом, в 3-4 месяца, другие игры, в которых используется не только открытая ладонь, но и пальцы, вроде «сороки-вороны». К 5-6 месяцам появляется игра в «ку-ку» – она помогает ребенку, который недавно открыл для себя, что предметы и люди продолжают существовать даже после того, как они исчезают из его поля зрения, «закрепить материал».

Обычно у ребенка есть какая-то любимая игрушка, например медведь или заяц. В чем ее смысл?

Г. И.:

К 9 месяцам у малыша начинает складываться внутренний образ мамы и возникает первая тревога, когда мама уходит. И ребенок учится справляться с ней с помощью мягкиx игрушeк. Они исполняют функцию переходного объекта – который, хоть и не мама, все же обладает магическим даром утешения в глазах малыша. Ребенок носит плюшевую зверушку за собой повсюду – так он начинает строить свой собственный мир. Это его первый шаг к самостоятельности.

И какой же следующий шаг?

Г. И.:

Качественное изменение происходит в конце первого года. Ребенок начинает ходить. Приблизительно в 12 месяцев игра «ку-ку» преобразуется в другую, сопоставимую по степени острых ощущений, – прятки. Теперь ребенок проявляет гораздо больше инициативы. Его возможности расширяются, и он готов изобретать новые и новые варианты игры, проигрывая различные сценарии таинственного исчезновения и возникновения. Умение играть самостоятельно – следующий важный шаг в эмоциональном развитии.

Часто, говоря о детской игре, подразумевают ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери. В каком возрасте дети начинают в них играть и зачем они нужны?

Г. И.:

Период ролевых игр – это 2,5-4,5 года, когда расширяется и словесный репертуар ребенка. В это же время он играет в символические игры (это знаменитое детское «А это будет…»), которые превращают кустарник – в дом, стул – в поезд и вообще что угодно – во что угодно. В это время ребенок не только воспринимает символы – он начинает самостоятельно оперировать ими. Сначала он просто подражает взрослым, потом постепенно усложняет сценарий игры и добавляет ситуации, которые сам придумывает. Ролевая игра позволяет ребенку выйти за пределы собственных возможностей (например, он может примерить роль взрослого профессионала или старшего члена семьи), совершить мысленный эксперимент и вернуться в безопасность своей комнаты. Так ребенок повторяет на новом витке развития то первое, робкое отделение от матери, которое знаменует начало индивидуальности. Он выстраивает собственный символический мир.

Почему этот символический мир так важен для детей?

Г. И.:

В этом мире ребенок может безопасно проиграть сложные ситуации (например, «меня забыли», «я потерялся»), поискать различные способы их разрешения. Также он может проиграть сюжеты, которые он наблюдал в жизни и которые вызывают у него тревогу. Игра в этом возрасте часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий – но развиваться он может по-разному: «я потерялся, но меня нашла бабушка», «я потерялся и стал жить один»). Так ребенок отрабатывает свой собственный подход к решению жизненных задач. Ребенок репетирует знакомые и вымышленные ситуации во время игры, как если бы музыкант репетировал перед концертом.

А что делать взрослому в такой игре?

Г. И.:

Роль взрослого состоит в том, чтобы поддержать ребенка в игре, ободрить его. Это помогает ребенку понять, что его попытки осмыслить ситуацию, его мнение – ценны и заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном решении взрослому не стоит, даже если ему и кажется, что он «знает, как правильно». Потому что дети реагируют на это протестом, и дело может кончиться отказом играть вместе, потерей интереса к игре и даже истерикой. В отдельных случаях дети, вроде бы принявшие условия взрослого игрока, реагируют на его вмешательство тревогой и чувством беспомощности.

Тогда, может быть, взрослым лучше совсем отказаться от участия в играх и не мешать?

Г. И.:

Если взрослый – родитель или воспитатель – избегает игрового общения или оно ему неприятно, то ребенок может ощущать напряженность или недоумение, может сделать вывод, что область чувств – запретная или опасная зона. Ребенок также может чувствовать себя одиноким или считать, что он не умеет выразить адекватно свои эмоции, а это в конечном счете приводит к понижению его самооценки. Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы оставляем детям очень мало возможностей для того, чтобы сформировать с нами значимые связи. Тогда как игра помогает нам, взрослым, понимать своих детей и вырабатывать общий с ними язык. Ритм и темп совместной игры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка – один обрабатывает информацию быстрее, другому требуется дополнительное время. Взрослым важно уловить потребности ребенка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь