Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его . Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, и Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Источники:

  • Христос воскрес

Заварная пасха по этому рецепту получается нежная, воздушная и невозможно вкусная. Технология требует терпения и заботы, но результат достоин того, чтобы посвятить процессу достаточно времени.

Вам понадобится

  • - творог 5% жирности -1 кг
  • - масло сливочное - 200 граммов
  • - сметана 20% жирности - 300 граммов
  • - яйца куриные - 2 штуки
  • - сахар - 1 стакан
  • - ваниль натуральная или ванильный сахар или ванилин

Инструкция

Творог протереть через сито (лучше сразу работать в посуде с толстыми стенками и дном, в ней потом пасха будет томиться). Масло, размягченное при комнатной температуре, растереть вилкой, добавить в творог и всю массу еще раз перетереть. Нужно добиться максимальной однородности. Следующей добавить сметану, в последнюю очередь – слегка взбитые венчиком или вилкой яйца. Смесь будет напоминать легкое суфле.

Полученную массу нужно поставить на очень слабый огонь и томить в течение часа, постоянно помешивая, чтобы будущая пасха не свернулась. Масса не должна кипеть. Если она слишком перегрелась, лучше снять ее на пару минут с огня, чтобы немного остыла. Однако сильно остужать не следует, чтобы не было большой разницы температур.

В готовую массу всыпать сахар и измельченную ваниль. Дать остудить и вылить в форму, выстеленную чистой хлопчатобумажной тканью, накрыть и поставить сверху груз, чтобы стекла лишняя жидкость и пасха как следует спрессовалась. Готовую украсить по вкусу.

Видео по теме

Обратите внимание

Пасху из указанного количества продуктов желательно сделать в четверг, чтобы она успела как следует спрессоваться. Иначе есть риск, что она не будет держать форму.

Светлое Христово Воскресение является главным торжеством православной христианской веры. Это самый значимый и торжественный церковный праздник. Воспоминание восстания Христа из мертвых дает надежду на воскресение абсолютно каждого человека.

Праздник Пасхи Христовой в православном церковном календаре не только выделен красным цветом. Вся , следующая за днем Воскресения Христа, является «

Пасха Христова



ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха Христова является Праздником праздников и торжеством торжеств.
Пасха – это величайший праздник, который стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название ― «праздников Праздник».

На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна…) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса.

Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит ангел Господень. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал:

― Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал».

Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить апостолам об увиденном. И се, Иисус встретил их и сказал:

― Радуйтесь!

И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус:

― Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня.

И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!».

Святитель Иоанн Златоуст к Пасхальному торжеству пишет следующие богодухновенные слова:

«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти… Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?! Воскрес Христос - и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших».

Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий».

«Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся», - возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.

И эта радость Великого торжества особенно ярко празднуется Церковью в течение Пасхальной седмицы.

Будем радоваться и как можно чаще возглашать:

Христос воскресе!




Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение.

Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!».

Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга обымем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!»

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.

На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; в переводе на русский язык значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях.

Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе».

Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых, приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем.

Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

☨Золотая Пасха. Песнопения Пасхальной литургии. Академический хор РХТУ им.Д.Менделеева

Содержание.1. Чертог Твой (2:21)
2. Воскресение Твое,Христе Спасе (4:49)
3. Пасхальная полночь (2:36)
4. Фрагменты Пасхальных ирмосов (3:31)
5. Плотию уснув (2:03)
6. Начало Литургии и Великая Ектенья (6:49)
7. Единородный Сыне (2:35)
8. Малая Ектенья (2:16)
9. Елицы (5:02)
10. Чтение Апостола (2:57)
11. После чтения Апостола (0:56)
12. Чтение Евангелия от Иоанна (2:48)
13. Сугубая Ектенья (6:41)
14. Херувимская Песнь (6:20)
15. Отца,и Сына,и Святаго Духа;Милость Мира;Тебе Поем (10:35)
16. Христос Воскресе (3:12)
17. Окончание Литургии (1:31)
18. Патриаршее Многолетие (2:21)
19. Колокольный звон НОВЫЙ ЕГОРЬЕВСКИЙ (4:23)
20. Хвалите имя Господне (5:00)

ПАСХА. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и
Московских Духовных академии и семинарии,
Регент архимандрит Матфей (Мормыль).

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

1 Лаврский пасхальный звон........................................­.(0:00)
2 Пасхальное начало........................................­............(6:07) Московский напев

3 Ирмосы Пасхального канона.....................................(10:33) Московский напев Катавасия Греческий распев Гармонизация иеромонаха Нафанаила (Бачкало)

4 Воскресение Христово видевше... .............................(13:06) Киевский распев Гармонизация П.Г.Чеснокова (1877-1944)

5 Кондак Пасхи. ........................................­..................(16:01) Напев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

6 Икос Пасхального канона. ........................................­.(16:47)
Напев Валаамского монастыря

7 Задостойник Пасхи. Ангел вопияше... .......................(18:31) Н. П. Макаров

8 Ексапостиларий Пасхи. ........................................­.....(20:39) Греческий распев Гармонизация П.Д.Крылова (1883-1935)
9 Стихиры Пасхи........................................­..................(22:42) Напев Зосимовой пустыни Гармонизация иеромонаха Нафаиаила (Бачкало)

10 Христос воскресе! ........................................­.............(28:08) А. Д. Кастальский (1856-1926)

11 Великий прокимен Кто бог велий, яко Бог наш... .......(29:56) Московский напев
12 Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся... ........................................­.....(32:24) Напев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

13 Тропарь Пятидесятницы........................................­....(35:26) С. Зуоачевский

14 Величание Пятидесятницы........................................­..(36:30) Знаменный распев Гармонизация А.В.Касторского (1869-1944)

15. Господь Просвещение мое... .....................................(38:21) А.В.Никольский (1874-1943)

Запись 1978 года Свято-Троицкая Сергиева Лавра

ФРАГМЕНТЫ ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРНИ, СОВЕРШЕННОЙ СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ
МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ II

16. Чтение Евангелия. ........................................­....(43:06)

17. Отпуст. ........................................­....................(45:33)

18. Многая лета........................................­.............(55:27)

Запись 1997 года
Храм Христа Спасителя

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Стихи о Пасхе русских поэтов

На Воскресение Христа

Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!

Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.

Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!

Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.

Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.

Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!

В. К. Кюхельбекер
(1797 - 1846)

Христос воскрес!

Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.

Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;

Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!

И. А. Бунин
1896

Хвала Воскресшему

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.

Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!

К. Р.
(Великий князь Константин Романов)


Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

А. Майков
1883

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Русский перевод: Хотя Ты и сошел во гроб (могилу), Бессмертный, но победил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир подарил, Ты, дающий всем воскресение.

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.

История праздника

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название «Праздников праздник» и «Торжество из торжеств». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей («неделя» - воскресенье, название дня недели) Святой, Светлым Христовым Воскресением.

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Он получил свое название от ветхозаветной «еврейской пасхи - Пе́сах». Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова после исхода израильтян из Египта под руководством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».


Бегство из Египта. Еврейский народ проходит по дну моря,
которое чудесным образом расступилось по молитве пророка Моисея.

Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. И только в V веке было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова. Он празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название «Великий день».

Предшествует Пасхе Великий пост - время усиленной молитвы, который продолжается 7 недель - 49 дней. Неделя перед Пасхой называется Великой, или Страстной.

Великий Четверг (Страстной или Чистый четверг) - пасхальная трапеза Христа с учениками. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, совершил много чудес, исцелял и воскрешал людей.

Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди них было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил предать Христа и отдать Его в руки этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над Ним издевались, избивали Его, но Он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Это день особой молитвы.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил - воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы по обычаям народа помазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели яркий свет и Ангела, который сказал им о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила учеников Христа и всех людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое время подготовки к Празднику - раскрашивание и роспись яиц, приготовление пасок, выпечка пасхальных куличей, запах от которых наполняет весь дом.

В ночь Воскресения Христова проходит праздничное Богослужение (Пасхальная Служба Божия). Задолго до полуночи верующие приходят в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.

Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестами, свечами и благовониями исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим очень рано утром ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить )..

Крестный ход в Симонове монастыре

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный звон колоколов. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, у закрытых дверей храма, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил ). Эта песня три раза повторяется священнослужителями, хором и всем народом.

Затем священник возглашает стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Наконец священник, держа в руках крест с трехсвечником, осеняет затворенные двери храма…

…двери отверзаются, и ликующий народ, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнею: «Христос воскресе из мертвых!..»

Богослужение Пасхальной службы состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным возгласами «Христос воскресе из мертвых!»

Во время пения канона священнослужители с крестом, благовониями и свечами радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе!»
В конце службы читается слово св. Иоанна Златоуста, который призывает всех разделить великую радость Воскресения Христова и начинается Божественная Литургия при открытых Царских Вратах, которые не затворяются всю Пасхальную неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царствия.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - Артос, который в первую субботу - Светлую Субботу, раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих. По традиции в храмах освящение принесенных даров происходит в Великую Субботу после Божественной Литургии.

В следующие дни Пасхи – в Светлую Седмицу (Светлую Пасхальную неделю) после Литургии, при колокольном звоне совершают крестные ходы вокруг церкви. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Есть старая традиция: после окончания службы каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола, выражая свою радость о победе Иисуса Христа над смертью и адом.


Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня,
который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

В нашем храме в ночь с 19 на 20 апреля 2014 года прошла ночная Пасхальная Праздничная Божественная Литургия с Крестным ходом.

Всю Великую (Страстную) Субботу покланяются Плащанице, которая выносится в центр Храма в Страстную Пятницу для всеобщего поклонения. Это шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Спасителя. Плащаницу перед началом Праздничной Пасхальной службы торжественно вносят в алтарь, что символизирует Воскресение Спасителя.


Плащаница


Богослужение перед внесением Плащаницы в Алтарь


Подготовка к Крестному ход. Возжигание свечей от Благодатного огня,
привезенного из Храма Гроба Господня из Иерусалима


Крестный ход


Праздничная Пасхальная Божественная Литургия


Перевод слепоглухим


Пасхальные подарки для детей


Освящение яиц, куличей и пасок после окончания ночной Службы


Открытые Царские врата

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

13 Мар 2019

4 марта 2019 года педагог ОПК школы-интерната № 52 для детей с нарушением слуха Н.Н.Ежова совместно с неслышашим священником Валентином Тереховым провели занятия по курсу ОПК в нашем монастыре и экскурсию по храму. Занятие и экскурсия прошли с большим интересом, дети задавали много вопросов священнику, общение проходило на жестовом языке.

13 Мар 2019

Последнее воскресенье Масленицы в народе именуется «Прощеным воскресеньем». В этот день после окончания Божественной литургии совершается специальное богослужение с Чином прощения, во время которого священники и прихожане просят прощение друг у друга перед началом Великого поста.

12 Мар 2019


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Великий праздник – Светлую Пасху – всегда на Руси отмечали красиво и торжественно, а готовились к нему долго и тщательно: соблюдали Великий Пост, очищали душу, тело и жилище, пекли куличи и красили яйца. В этом году Пасху отмечают 1 мая.

История Пасхи

Пасха – один из самых главных и важных праздников в христианском календаре. Она отмечает воскрешение Иисуса Христа, олицетворяя победу света над тьмой, добра над злом. Христиане вспоминают, что Иисус добровольно принес себя в жертву ради спасения всего человечества.

О воскрешении Христа поведал историк Гермидий. В ночь с субботы на воскресенье он подошел к гробу с Христом, дабы убедиться, что Иисус не может воскреснуть. У двери стояла охрана из стражников. Вдруг разом все вокруг посветлело и возник светящийся силуэт человека. Ударил гром, охранник упали от испуга. Камень, которым закрывался вход в пещеру с гробом, откатился, и свечение над гробом растворилось. Гермидий подошел к гробу и увидел, что он пуст. Он долго не верил в это чудо, хотя и утверждал, что это на самом деле случилось.

Неделя перед Пасхой называется . Все это время в храмах вспоминают о последних днях жизни на земле Иисуса Христа. Вход Иисусу Христа в Иерусалим отмечает Вербное воскресенье. В Страстной четверг - Тайная вечеря, а в Страстную пятницу – распятие Христа на кресте. Заканчивается неделя пасхальным воскресеньем, днем воскрешения Иисуса. Вечером Светлой субботы в храмах собираются верующие. В светлых и нарядных одеждах, с куличами, пасхами и крашанками они стоят торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Христос Воскресе! Традиции праздника

Этими словами люди приветствуют друг друга, поздравляют с праздником, обмениваются крашеными яйцами и трижды целуются –этот обычай получил название «христосование». Так люди показывают свое ликование и радость по случаю чудесного воскрешения Спасителя.

В Пасху, после семинедельного Великого Поста, верующие разговлялись, т.е вкушали скоромную пищу. Столы на Пасху на Руси всегда накрывались богатые. На стол ставились 40 различных блюд как символ 40 дней поста. По традиции на них присутствовали главные ритуальные блюда - творожная пасха, крашеные яйца, куличи разных размеров. Непременно должно было быть немного хрена, сала и домашней колбасы. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: всевозможным рулетам, запеченным молодым поросятам, окорокам, жареной телятине и так далее.

Откуда же пошла традиция красить яйца? Согласно древнему преданию Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию, подарила ему куриное яйцо и рассказала о воскрешении Иисуса Христа. Тиберий не поверил ее словам и ответил, что этого не может быть, равно так же, как не бывает красных яиц. И тут же принесенное Марией Магдалиной яйцо покраснело прямо у него в руках. С тех пошла традиция красить на Пасху куриные яйца и чаще всего в красный цвет, символизирующий кровь Христа, пролитую им во искупление человеческих грехов.

Пасхальный кулич всегда пекли высоким и круглым. А верхушку кулича украшали изображением креста. Существовало поверье, что если кулич удался (хорошо поднялся, идеально пропекся и не подгорел), то в семье все будет благополучно. Когда кулич ели, то разрезали его только поперек, сохраняя верхушку с крестом как крышку и прикрывая ею оставшуюся часть пасхального хлеба.

По обычаю в пасхальные дни принято угощать бедных и неимущих. В народе говорили «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Те, кто шел в гости, обязательно брал с собой крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» - «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками.

Развлечения и игры на Пасху

Светлый праздник Пасхи люди отмечали не только сидя за столом. В эти дни и взрослые и дети играли в разные игры. Кстати, немало этих забав дошли и до наших дней. Самая популярная игра – битва крашеными яйцами: один держал писанку в ладони носиком кверху, другой бил по ней носиком своей писанки. Побеждал тот, у кого крашеное яйцо оставалось целым. А потом победитель продолжал битву дальше с другими участниками игры.

Другая популярная забава - катанье яиц. На ровную поверхность (например, стола) ставили по наклоном небольшой желобок и стелили в конце желобка одеяльце. Игроки по очереди пускали по желобу яйцо, которое скатывалось на одеяло. Если оно сталкивалось с яйцом, которое скатилось ранее, то это считалось победой. И победителю доставались все битые яйца. Игра требовала навыка и ловкости рук, но чем больше было игроков, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

Игра в кучки – еще одно популярное развлечение наших предков. Играли в нее преимущественно девицы. На каждого игрока брали по две кучки песка, которые насыпались на поверхность. Потом одна из девушек, кто не играет, подкладывала в одну из кучек крашеное яйцо. Тот игрок, кто угадает – в какой кучке спрятано яйцо – становится победителем.

Приметы на Пасху

Множество примет и ритуалов на Руси были связаны с Пасхой.

На Пасху девушкам нельзя было брали руками соль, чтобы руки не потели.

Умывались водой, оставшейся от крашения яйц, чтобы быть всегда цветущей.

Девушки старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Говорили, что действительно помогает!

У того, кто родится в пасхальный период, будет отменное здоровье и ему всегда будет сопутствовать удача.

Вода, набранная в пасхальную ночь из колодца, становилась магической. И если окропить ею жилое помещение, тогда можно избавиться от недобрых наговоров, плохих дум и прегрешений.

Если девушка мечтала поскорее выйти замуж, то во время божественного служения она должна была произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!»

Пасхальный период длится сорок дней, вплоть до Вознесения. А неделя, следующая после Пасхи, в народе называлась Красной горкой.

Поздравления с Пасхой

В Пасху принято поздравлять друг друга с праздником. Если близкие и родные люди далеко, поздравьте их смс-кой со стихами.

Храни тебя Христос

От всякого ненастья,

От злого языка,

От боли, от недуга,

От умного врага,

От мелочного друга,

И дай тебе Господь,

Коль это в Его власти,

Здоровья, долгих лет,

Любви и снова счастья!

Скатерть белая, свеча,

Аромат от кулича,

Льется в рюмочки кагор.

Пить немного – уговор.

Разноцветие яиц

И улыбки светлых лиц.

С праздником!

Христос Воскрес!

Доброты, любви, чудес

Святое Воскресенье пришло!

Как на душе спокойно и светло!

Пусть будет жизнь на радости щедра!

Полна тепла, надежды и добра!

Пасхальный день. Чиста природа.

И каждый миг сегодня мил!

У православного народа

Великий праздник наступил.

Тебя с великим днем пасхальным

Я поздравляю от души!

Желаю меньше дней печальных,

Побольше счастья и любви!

Нам говорят - Христос воскрес!

Мы отвечаем: Верим, честно,

Что он воистину воскрес

И Пасху празднуем все вместе.

Колокола звонят с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Как обещание чудес:

«Воскрес! Воистину воскрес!»

Так пусть же этот глас небесный

Благословит душевный труд,

Пусть чувства лучшие воскреснут

И никогда уж не умрут!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь