Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Закончились колики, прорезались первые зубки, малыш немного подрос, стал более подвижным, научился ходить. Казалось бы, с годовалым ребенком гораздо меньше сложностей, чем с грудничком, на самом же деле это не так. Все так же случаются истерики, плач, капризы, бессонные ночи. Годовалые детки иногда даже еще более капризны, чем грудные малыши. С чем это связано? Почему ребенок в год постоянно плачет и капризничает? Давайте рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» все возможные причины такого поведения.

Почему ребенок постоянно капризничает и хнычет ?

Плач и капризы – это основной и доступный способ привлечь к себе внимание взрослых, ведь годовалые детишки не умеют говорить. Так они сообщают родителям о собственных чувствах, требуют ласки, а также дают понять маме, что у них где-то болит. Итак, причины детского плача могут носить физический и психологический характер.

Ребенок плачет – физические причины

Даже если кроха уже освоил несколько слов к концу первого года жизни, вряд ли он станет ими пользоваться, если его что-то беспокоит. Выражать свои чувства плачем все еще привычнее и надежнее. Если ребенок заболел, он непременно сообщит о своем состоянии не словами, а именно плачем. Если видимых признаков заболевания нет, возможно, у крохи режутся зубки или воспалилось ушко. Возможно, плач свидетельствует о боли в животе. У детей, как и взрослых, может разболеться голова под влиянием , но они ведь не понимают, что с ними происходит, и не могут рассказать об этом.

Совсем не обязательно нужно искать признаки заболевания. Может, все гораздо проще – крохе жарко или холодно. Возможно, ему доставляет дискомфорт влажный подгузник или вы надели неудобную одежду. Когда в домах работает отопление, воздух становится слишком сухим, тогда в носике у ребенка образуются корочки. Они мешают ему нормально дышать. Усталость – пожалуй, самая распространенная причина детских капризов и слез. В каждом из перечисленных случаев дети обычно плачут, поскольку не могут по-другому рассказать родителям о своем дискомфорте.

Психологические причины

Годовалые дети испытывают большую привязанность к маме. Они панически боятся остаться без ее внимания. Именно это чувство порой становится причиной плача и капризов. Если мама занята готовкой, уборкой, или к ней кто-то пришел, детишки всячески пытаются привлечь ее внимание. Сын или дочка повсюду перемещаются за мамой по пятам, цепляются за ноги, просятся на ручки и требуют ласки и совместных игр. Самостоятельно играть малыши в таком возрасте еще не умеют, а если и увлекаются чем-то, то ненадолго, а затем снова нуждаются в материнском внимании.

Малыши испытывают сильную эмоциональную перегрузку, когда подолгу находятся в обществе незнакомых людей, гуляют в людных местах или сопровождают вас в походах за покупками. Кроха просто не может справиться с большим наплывом впечатлений и выразить свое состояние иначе, как плачем и капризами. Отдельная тема – укладывание ребенка спать. Обычно это сопровождается слезами и требованиями «продолжения банкета», несмотря на сильную усталость. Малыши будут сопротивляться до последнего, пока хватит сил.

Если годовалый ребенок испытал какой-то стресс, он долгое время может вести себя неадекватно, слезы становятся почти постоянным явлением. Например, после нахождения на лечении в стационаре, где малыш натерпелся различных процедур, - уколов или капельниц. Примерно 2-3 недели после выписки он станет плакать по любому поводу и без него. Нужно немного потерпеть, проявлять к нему больше любви и внимания, и все пройдет.

Сильным эмоциональным потрясением для малыша может стать угроза родителей отдать его чужим людям. Это звучит очень страшно, детская психика воспринимает эти слова всерьез и в сердце крохи поселяется страх, что он останется совсем один или с чужими людьми. Никогда не угрожайте детям с горяча, чтобы не травмировать их психику. Дайте им понять, что они любимы безусловно, всегда, и вы никогда их не бросите.

Если у годовалого ребенка что-то не получается, раздражение и досада нарастают, снова появляются слезы. Не может достать игрушку или запретный предмет – истерика, не получается снять носочек – слезы, каша в ложку не набирается – снова плач. На детской площадке тоже неспокойно – отобрали игрушку, нет свободной качели, не дали мячик – опять повод покапризничать.

Годовалые малыши плачут почти так же часто, как меняется их деятельность. Допустим, дочка или сынок увлечены игрой, а вы собираетесь идти на прогулку. Конечно, свое недовольство вам будет выражено в полной мере. Будьте готовы встретить такое же сопротивление, когда вы станете собираться вернуться домой с прогулки.

Заключение

Если ваш ребенок капризничает в год постоянно, - это совершенно нормально. Развивается его нервная система, он учится управлять эмоциями и выражать свои чувства. Пока ему это удается с трудом, но по мере взросления чадо станет более уравновешенным. А пока нужно набраться терпения и постараться поддержать ребенка в этот нелегкий для него период. Будьте ласковыми, нежными, чаще обнимайте и целуйте ребеночка, уверяйте в своей любви. Капризы и слезы – чаще всего это просто признак эмоциональной незрелости, чем какой-то болезни.

Дети в 3-4 года – довольно самостоятельные люди: посещают садик, предпочитают занятия по душе. К тому же они достаточно взрослые, чтобы рассказать о своих потребностях. Тогда откуда берутся истерики и капризы, которые так беспокоят родителей? Что делать уставшим мамам, если трех- или четырехлетний малыш постоянно плачет и капризничает?

Трехлетний возраст – это благодатное время для эмоционального и познавательного развития детей. Они приобретают новый опыт, больше понимают и, в то же время, остро переживают конфликты. На все эти проблемы накладывается кризис трех лет, когда прежде покладистые детишки становятся плаксивыми, капризными и строптивыми, наотрез отказываясь выполнять требования взрослых. Часто они ведут себя некрасиво: топают ножками, плачут, кричат, швыряют предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Причины детских слез и капризов

Многие родители не понимают, почему их ребенок постоянно плачет и капризничает. А источники такого поведения обычно лежат на поверхности, только не всегда их можно сразу распознать.

  1. Малыш требует вашего внимания, ему недостает общения с родителями, он хочет видеть доказательства собственной «нужности». Желание материнской любви и ласки – базовая потребность ребенка.
  2. Капризничая, дети хотят получить желаемое , например, подарок, сладость, разрешение погулять – то, что мамы и папы не разрешают по непонятным для малышей причинам.
  3. Ребенок протестует против родительского диктата , чрезмерной опеки, демонстрируя желание стать независимым и самостоятельным. Это характерно для авторитарных методов воспитания. Вспомните, как часто вы говорите сыну или дочке: «Быстро надень эту кофту», «Прекрати глазеть по сторонам».
  4. Плач и капризы могут быть и без явной причины. Возможно, малыш переутомился, не выспался, наблюдал семейную ссору. На детское настроение влияют многие составляющие, поэтому нужно их все проанализировать.

Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее и узнаем, что делать родителям, если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает и плачет.

Желание общаться

Совет одновременно прост и сложен: если желаете избежать слез и капризов, проводите больше времени с детьми. Конечно, часто родителям не хватает времени на тесное и полноценное общение с ребенком. Но главное здесь – не количество минут, а их качество . Не нужно бросать домашние хлопоты, общайтесь со своим чадом в процессе их реализации.

Почаще устраивайте общие праздники и семейные посиделки. Помимо традиционного застолья, придумайте интересные развлечения, конкурсы для всех членов семьи. Еще один способ – сходить в цирк, парк аттракционов, выехать за город. Было бы желание, а вариантов весело провести время с домочадцами масса.

Реакция на запреты

У малыша должна быть возможность изучить окружающий его мир. Ваша задача – помочь, а не мешать детской любознательности. Для этого нужно установить четкие границы дозволенного , упорядочить требования и снизить количество запретов, оставив лишь самые важные . Обычно они касаются детской безопасности, и выполнять их нужно неукоснительно.

Сделайте ребенка помощников в домашней работе , преподнеся новые обязанности в игровой форме. Готовите обед? Предложите малышу помыть овощи или «покормить» куку. Стираете одежду? Дайте ему таз и предложите постирать свою кофточку. В совместных хозяйственных делах есть несколько плюсов. Во-первых, вы контролируете действия своего чада. Во-вторых, можете ему объяснить опасность бытовых предметов.

Самоутверждение

Ребенок в 3-4 года начинает воспринимать родительскую опеку не только как проявление любви, но и как подавление самостоятельности и досадную помеху. В этом возрасте детям требуется своеобразный баланс заботы и свободы. Вы ведь не хотите воспитать «удобного» малыша, который доставляет мало хлопот, но и сам не стремится к свершениям?

К примеру, трехлетка плохо себя ведет за обедом: отказывается от каши, требует других блюд, отодвигает кружку с киселем. Если вы станете заставлять его, он продолжит капризничать, а тут недалеко и до полноценной истерики. Смиритесь с тем, что теперь он самостоятельная личность и имеет право выбирать как список блюд, так и объем порции. Поверьте, с голода он точно не умрет.

Неявные причины капризов

Дети рождаются с разными типами нервной системы. Более «сильные» малыши устойчивы к раздражителям, не плачут из-за каждого пустяка. Ребенок с неустойчивой нервной системой раним, его реакция на неприятности и трудности слишком эмоциональна.

У таких детей незначительная боль вызывает истерику, комок в каше приводит к рвоте, а избыток впечатлений за день лишает сна. Капризы и слезы – постоянный спутник трех- и четырехлетних меланхоликов. Родителям следует предупреждать появление истерик, а при длительном стрессовом состоянии нужно обратиться за консультацией к неврологу или психологу.

Что делать?

Если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает, проанализируйте все вышеперечисленные причины и попробуйте устранить их. Старайтесь предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Если все-таки нытье началось, попробуйте переключить интерес малыша на что-либо другое.

«Смотри, какие огромные слезки льются из глаз. Давай-ка соберем их в баночку» , – говорит одна изобретательная мамочка.

Предложите крохе какой-то новый предмет или интересное занятие: посмотрите вместе мультик или почитайте любимую книжку . Совместное общение поможет ему почувствовать вашу любовь и избавит от неконструктивных способов привлечения родительского внимания.

Почему ребенок постоянно капризничает и плачет? Этот вопрос актуален для родителей младенцев и детей дошкольного возраста. Поэтому мы хотим рассмотреть данную проблему более подробно.

Почему ребенок капризничает

Большинство мам и пап каждый день сталкиваются с нежеланием ребенка есть, спать, одеваться, идти в детский сад или на прогулку. Малыш плачет, отказывается выполнять предложенные требования, а иногда просто кричит или ноет. Можно выделить несколько основных причин такого поведения:

  • Физические - к этой группе относятся различные болезни, усталость, голод, желание пить или спать. Ребенок чувствует себя плохо, но не может понять, отчего это произошло. Поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня, вовремя кормить, поить и укладывать малыша спать.
  • Ребенок требует внимания - большинство детских истерик можно предупредить, если увеличить время общения. Любовь мамы важна для маленького человека, как воздух. Если он не получит нужное количество внимания, то будет «тянуть» его всеми доступными способами. Поэтому не нужно ждать, когда у малыша начнется истерика. Просто оставьте свои дела, отключите телефон, интернет и обнимите ребенка. Поиграйте с ним, поинтересуйтесь новостями и проведите время вместе.
  • Ребенок хочет получить желаемое - маленький человечек отлично понимает, где находятся болевые точки родителей, и знает, как на них можно надавить. Поэтому, если мама или папа откупаются от капризов материально, то ребенок быстро научится пользоваться новой схемой. Очень важно научить ребенка договариваться, искать новые решения его проблем.

Природа устроила так, что детский плач вызывает у взрослых сильную эмоциональную реакцию. Это очень хорошо, так как порой рефлексия спасает жизнь и здоровье маленького человека. Если ребенок все время плачет, то необходимо понять, почему он это делает.

Грудные дети

Возраст от рождения и до трех-четырех месяцев многие родители вспоминают с ужасом. Почему в этот период ребенок постоянно капризничает и плачет? Можно выделить следующие причины:

  • Малыш голоден - иногда у мамы недостаточно молока или ему не подходит искусственная смесь. Если ребенок плохо прибавляет в весе, то врачи рекомендуют начать дополнительный прикорм.
  • Колики - считается, что их вызывают газы в кишечнике. Поэтому кормящая мама должна следить за своей диетой и исключить ряд продуктов, содержащих клетчатку. Кроме того, обычно педиатр выписывает капли, которые помогают наладить работу желудочно-кишечного тракта.
  • Простуда или воспаление уха - эту проблему поможет устранить врач. А мама должна вовремя сообщить о возникших проблемах и изменении поведения малыша.
  • Мокрые пеленки - многие дети остро реагируют на несвоевременную смену белья. Поэтому следует пользоваться подгузниками или вовремя переодевать ребенка.
  • Чувство одиночества - дети скучают по взрослым и успокаиваются сразу после того, как их берут на руки.

К сожалению, неопытным родителям очень трудно определить, почему ребенок постоянно капризничает и плачет. Поэтому им следует внимательно прислушиваться к младенцу и незамедлительно отвечать на его потребности.

Капризы в один год

Когда малыш подрастает, он сталкивается с первыми запретами. Часто дети реагируют очень бурно: они кричат, бросают вещи, топают ногами. Если родители знают о возрастных особенностях, то по мере возможности смогут предотвращать Что делать, когда кричит и плачет ребенок (1 год)? Капризничает малыш по разным причинам. Поэтому для начала нужно определить их:

  • Капризничает ребенок от болезни или внутреннего конфликта - он не понимает, почему ему плохо, и выражает протест доступным ему способом.
  • Протестует против чрезмерной опеки - хочет больше свободы, отказывается от предложенной одежды или возвращения домой с прогулки.
  • Стремится копировать родителей - позвольте ему участвовать в своих делах. Благодаря этому вы сможете постоянно находиться рядом, а заодно научите малыша пользоваться новыми предметами.
  • Реагирует на эмоциональное напряжение - излишняя строгость и контроль вызывают у ребенка приступы плача. Поэтому постарайтесь относиться к нему как человеку, а не предмету, который должен беспрекословно выполнять вашу волю.

Не забывайте, что существуют и невидимые причины детских слез. Иногда ребенок постоянно капризничает и плачет только потому, что его темперамент относится к слабому типу. Это означает, что малыш быстро перевозбуждается, остро реагирует на раздражители и моментально утомляется. С возрастом он научится управлять своим поведением, а пока важно следить за режимом дня и своевременным отдыхом.

Два года

В этом сложном возрасте даже самые покладистые дети превращаются в маленьких тиранов. Родители жалуются, что не могут справиться с капризами и требованиями малыша. У многих детей появляются проблемы со сном, наблюдается повышенная возбудимость, а иногда и первые истерики. Итак, какие причины капризов можно выделить, когда ребенку 2 года:

  • Социализация - в этом возрасте ребенок должен освоить новые для него правила общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому он резко реагирует на ограничения, которые касаются его самостоятельности и свободы действий.
  • Освоение речи - пока ребенок не может сформулировать словами то, что он чувствует или хочет сделать. Поэтому он снимает нервное напряжение криком и плачем.
  • Нерастраченная энергия - очень важно, чтобы в течение дня малыш мог активно двигаться и играть. Скованность приводит к тому, что вечером он не может успокоиться и заснуть.
  • Эмоциональное напряжение - малыш чувствует эмоции взрослых, тяжело переживает семейные конфликты и ссоры взрослых.

Когда ребенку 2 года, он вступает в фазу кризиса. Поэтому так важно отнестись с пониманием к его личным проблемам и правильно на них реагировать.

Кризис трех лет

Новая ступень развития малыша сопровождается бурной реакцией с его стороны. В этом возрасте он осознает себя личностью, в его речи появляется местоимение «я». Ребенок старается делать все сам, но не всегда в этом преуспевает. Поэтому он «мстит» родителям слезами и криками. Что следует предпринять? Психологи советуют смириться с ситуацией и просто ее пережить.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает и плачет

Каждый родитель находит свое решение проблемы. Не всегда выбранный путь приведет к положительному результату, а иногда и еще больше усугубляет ситуацию. Что же делать, если малыш плачет:


Когда следует обращаться к врачу

Специалисты считают нормой, если малыш проявляет свое недовольство два или три раза в неделю. Если же ребенок постоянно капризничает и плачет, а тем более устраивает настоящие истерики, то это повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Возможно, всего несколько визитов к детскому психологу помогут восстановить мир и спокойствие в семье.

Заключение

Каждый родитель должен понимать, что капризы в раннем возрасте - это абсолютно нормальное явление. Поэтому так важно научиться распознавать причины и вовремя их устранять.

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь