Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Моделирование ночной сорочки «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». 7 класс


Цель урока: Познакомиться с приёмами моделирования, научиться выполнять различные модели ночных сорочек с цельнокроеным рукавом; Познакомиться с профессией художника-модельера, художника-конструктора.


План урока: 1.Проверка выполнения учащимися домашнего задания: 2. Актуализация знаний учащихся; 3. Объяснение нового материала; 4. Практическая работа; 5. Закрепление нового материала; 6. Подведение итогов урока. Рефлексия; 7. Домашнее задание.


Повторение. Какой размерный признак влияет на ширину ночной сорочки: А) Сг В) Дст Б) Ди Г) Ст 2. Установить соответствие между условными обозначениями и названием размерных признаков: 1) полуобхват тали а) Ди 2) полуобхват груди б) Ст 3) обхват плеча в) Оп 4) Длина изделия г) Дтс 5) длина спины до талии д) Сг


3. По какому размерному признаку определяют длину ночной сорочки: А) Ст Б) Ди В) Сг Г) Оп 4. Какая расчётная формула определяет ширину базисной сетки чертежа ночной сорочки: А) (Сб:2+Пб) : 2 Б) Ст:2+Пт В) (Сг:2+Пг) : 2 Г) Сш:3+1 Д) Оп:2+Поп Повторение


5. Размерные признаки делят пополам при записи: А) обхват плеча Б) длина изделия В) ширина плеча Г) полуобхват груди Д) полуобхват талии 6. Чертёж швейного изделия строят в масштабе: А) 1:1 Б) 1:16 В) 4:1 Г) 1:4 Повторение


Повторение 7. К какому стилю одежды относятся вещи, мало подверженные капризам моды? спортивный романтический классический фольклорный авангард


8. Как называется силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча или проймы? прямой прилегающий "трапеция" овальный 9. Определите, что здесь лишнее? блузка юбка ночная сорочка сарафан


Проверочный тест по теме: «Конструирование ночной сорочки. Снятие мерок.» 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1-полуобхват груди второй - ….. 2-полуобхват талии - ….. 3-полуобхват бедер - ….. 4-обхват плеча - ….. 5-длина спины до талии - ….. 6-длина изделия - ….. 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. а - горизонтально вокруг шеи б - от 7-го шейного позвонка до яремной впадины в - вокруг шеи: сзади - над 7-м шейным позвонком, спереди - над яремной впадиной


3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. а - спереди выше грудных желез б - от линии талии до 7-го шейного позвонка в - горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку «обхват плеча" снимают …. а – параллельно подмышечной впадины б – перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины в - сзади – вдоль плеч 5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. а – колготы б – ночная сорочка в – пижама для сна г – халат д – нижнее белье


6. Дайте название конструктивным линиям и срезам 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 7. Из приведенных ниже примеров выделите группу поясной и плечевой одежды – брюки, носки, жилеты, платья, шорты, сарафаны, блузы, кепки, жакеты, юбки, пальто, плащи, распашонки.


Проверь соседа 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1-полуобхват груди второй - Сг II 2-полуобхват талии - Ст 3-полуобхват бедер - Сб 4-обхват плеча - Оп 5-длина спины до талии - Дст 6-полуобхват шеи - Сш 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. в - вокруг шеи: сзади - над 7-м шейным позвонком, спереди - над яремной впадиной 3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку «обхват плеча" снимают ….. б – перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины При оценивании работы за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 30 б. 30–28 – «5», 27-23 – «4», 22- 19 – «3», 18 и меньше «2».


5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. б – ночная сорочка в – пижама для сна д – нижнее белье 6. Дайте название линиям и срезам 1 – горловина спинки 2 – линия плеча 3 – горловина переда 4 – линия низа рукава 5 – линия талии 6 – линия бока 7 – линия низа изделия 7. брюки жилеты шорты платья юбки сарафаны блузы жакеты пальто плащи распашонки Поясная одежда Плечевая одежда


Словарь В Древнем Риме: длинная одежда, носимая под тогой; Туника- 2)Простейший вид наплечной одежды: прямого покроя, без плечевых швов.


Большая родня древней тунике одежда времен Древней Руси (называли исподней)


Современная одежда с цельнокроеным рукавом

Ночная сорочка


Требования, предъявляемые к ночной сорочке Гигиенические: должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма, не вредить здоровью. Эксплуатационные: удобная в носке, достаточно прочная. Эстетические: красивая, оригинальная. Экономические: недорогая и доступная


Ткань для ночной сорочки Ситца, сатина, бязи, батиста, шифона, фланели Окраска – белая, гладкокрашеная светлых тонов, и с мелким рисунком


Модели сорочек


По одной и той же выкройке можно сшить изделия разных фасонов. Для этого необходимо промоделировать его.


Моделирование - (произошло от слова «модель» т.е образец) – это изменение выкройки основы изделия путем нанесения линий фасона, дополнительных деталей, отделок. Существует два этапа моделирования


Этапы моделирования Художественное моделирование –изменение внешнего вида изделия с применением различных видов декоративной отделки. Художник-модельер


Техническое моделирование – изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. художник -конструктор Этапы моделирования


Что можно менять? Длину изделия Форму кокетки Форму горловины 3 способа моделирования


Изменение длины ночной сорочки. Самый простой из приемов моделирования. Всё зависит от желаемой длины. Модель №1 и №4 длина «макси». Модель №2, №3, №5 длина «миди».


Увеличение длины изделия Величина удлинения Приклейте к вырезу снизу лист, продлите линию бока и линию сгиба И отложите увеличение длины, параллельно линии низа


Уменьшение длины изделия Новая линия низа Проведите новую линию низа, параллельно срезу, на любом расстоянии


Моделирование изменением формы выреза горловины. При изменении формы выреза нужно нанести новую линию выреза горловины на выкройке переда и спинки. Фигурный вырез «V» образный вырез


Моделирование изменением формы выреза горловины Р V – образная форма выреза горловины Нанести новую линию выреза горловины и срезать лишнюю часть выкройки


Моделирование изменением формы выреза горловины Квадратная форма выреза горловины


Виды отделок выреза горловины Рюшем, бантом, планкой, кружевом, тканью.


Моделирование формы выреза горловины Вырезы: круглый (овальный), углом, прямоугольный (каре), …


Моделирование кокетки Коке?тка - отрезная деталь одежды, которая образует её верхнюю часть. Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. Прямая кокетка


Моделирование прямой кокетки Прямая кокетка + расширение низа изделия На выкройке намечают линию кокетки и линии расширения низа, разрезают их и раздвигают, в таком виде обводят.


Моделирование овальной кокетки Овальная кокетка + расширение по низу и по линии кокетки


Игра: Ателье “Кокетка”. Цель игры – выполнить заказ по моделированию ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.


Моделирование это: Проверь себя. 1. построение чертежа деталей одежды 2. изменение формы деталей одежды 3. изменение формы деталей одежды и художественное оформление


Назовите два вида моделирования. Проверь себя. О каких профессия х вы сегодня узнали? Художественное Техническое Художник-модельер Инженер-конструктор


Рефлексия урока Оцени себя. - умница - стараюсь - не все получилось - было лень Что узнали нового? Что понравилось на уроке? В чем испытывали трудности?


Правильно сам - ошибался - с помощью других - здорово - хорошо - было трудно -сделано мало Как работал на уроке? Мое впечатление об уроке:


Домашнее задание: § 22 учебника. Стр.92-95 Применяя полученные знания, выполните моделирование своей ночной сорочки. *Выполнить исследовательскую работу на тему: «История ночной сорочки» Принести: ткань, портновский мел, ножницы, английские булавки, готовую выкройку.

На рисунке 44 показаны приемы раб.оты чертежными инструментами: как правильно проводить окружность или дугу и кривые линии. Окружность или дугу проводят циркулем, поворачивая его за держатель в направлении движения часовой стрелки (рис. 44, а).

Кривые линии, соединяющие заданные точки, проводят с помощью лекал. Кромку лекала подбирают так, чтобы она соединяла возможно большее число точек (не менее трех), и по ней проводят линию (рис. 44, б).

При выполнении чертежей и выкроек, а также при составлении инструкционных карт надо пользоваться правильными приемами работы чертежными инструментами и использовать линии и знаки, показанные в таблице 25.

Одежду, которую мы носим, можно разделить на три вида: верхнюю, легкую и белье (цвет. табл. 4).

К бельевым изделиям относят верхнее белье (пижамы, манишки, воротнички, манжеты) и нательное (сорочки, комбинации, трусы, пижамы для сна и др., рис. 45). Нательное белье шьют из бельевых тканей (см. с. 62).

К готовому белью предъявляют следующие требования:

1. Гигиенические - белье должно быть удобным в носке, свободным, иметь немного отделочных деталей.

2. Эксплуатационные - белье должно иметь определенный срок носки. Это зависит от удобства конструкции, правильно выбранных способов обработки и качества выполненной работы.

3. Эстетические - белье должно быть красивым по форме и отделке.

Конструирование ночной сорочки

Ночные сорочки очень разнообразны по покрою и отделке. Они могут быть с воротником и без него, с различной формой ворота, без рукавов или с рукавами разной длины, длинные и короткие (рис. 46).

Ночные сорочки должны быть свободные по форме.

Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки

Для построения чертежа ночной сорочки снимают мерки, приведенные в таблице 26.

Детали ночной сорочки Сорочка состоит из двух деталей - спинки и переда. Форма и размер деталей одинаковы, отличаются они только формой линии ворота. У переда ворот вырезан глубже, чем у спинки (рис. 48).

Это объясняется строением фигуры человека: большая часть шеи, по основанию которой располагается ворот, расположена спереди.

Запомните слова: верхняя одежда, легкая одежда, верхнее белье, нательное белье, покрой, мерки: полуобхват шеи, полуобхват груди, обхват плеча .

Вопросы и задания

1. Для чего снимают мерки?

2. Какие из мерок записывают в половинном размере, а какие полностью и почему?

3. По какой мерке определяют размер изделия?

4. Из каких деталей состоит сорочка и какая между ними разница?

5. Рассмотрите рисунок 49 и запомните названия линий чертежа сорочки.

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Подготовьте лист альбома для построения чертежа ночной сорочки.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа ночной сорочки на 38-й размер, II рост

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом

Вопросы и задание . 1. От каких мерок зависит ширина и длина сорочки? 2. Для чего дается прибавка к мерке ПОг? 3. Какие инструменты применяют при построении чертежа сорочки? 4. Сделайте расчет и постройте выкройку ночной сорочки по снятым меркам. МОДЕЛИРОВАНИЕ НОЧНОЙ СОРОЧКИ По одной и той же выкройке можно шить изделия разных фасонов. При моделировании линии фасона наносят на выкройку основы изделия. На рисунке 46 изображены модели ночных сорочек. Они отличаются друг от друга длиной, формой ворота и оформлением (применением отделок). Сорочки 2, 3 и 5 сшиты по одной выкройке, в которую внесены изменения и дополнения. Эти изменения наносят на выкройку основы сорочки при ее моделировании. На рисунке 50 показаны образцы для отделки сорочек вы-ШИЁКОЙ.

Вопросы и задания

1. В чем заключается процесс моделирования?

2. Какие изменения можно внести в форму деталей сорочки?

3. Как выполняется эскиз изделия?

4. Подберите форму ворота для сорочки, которую вы будете шить, и отделку в соответствии с выбранной тканью (рис. 51).

5. Сделайте разработку фасона ночной сорочки. Пример выполнения работы показан на рисунке 52. Нарисуйте в альбоме эскиз сорочки. Сделайте образец изделия из цветной бумаги (в М 1:4) в соответствии с эскизом и приклейте в альбом.

6. Рассчитайте примерное количество ткани, которое потребуется для изготовления ночной сорочки по вашим меркам: 2Ди+40 (на обработку низа сорочки и на подкройную обтачку).

Подготовка выкройки к раскрою

Задания

1. Вырежьте выкройку сорочки.

2. Сделайте выкройку обтачки ворота сорочки: обведите по лекалу выкройку обтачки (лекало надо брать в зависимости от своей мерки ПОш). Выкройку обтачки можно вычертить самим, как показано на рисунке 53. Вырежьте вы-, кройку. 3. Нанесите надписи на выкройку деталей сорочки - названия деталей и величину припусков - и укажите направление долевой нити и положение линии плеча на обтачке (рис. 54).

Шитье ночной сорочки

Для изготовления ночных сорочек используют в основном хлопчатобумажные и льняные ткани: мадаполам, ситец, шифон, бумазею, фланель, льняное полотно. Это должны быть ткани светлых тонов, гладкокрашеные или с мелким рисунком (цвет. табл. 5).

Практические работы

При выполнении практических работ по изготовлению швейных изделий необходимо помнить об экономном расходовании ткани, соблюдать санитарно-гигиенические требования (см. прил. 4) и правила техники безопасности при работе на швейной машине, с электрическим утюгом, ножницами, иглой и булавками (см. прил. 5) и технические условия на выполнение работ ручных и на машине (см. прил. 11 и 12).

Инструкционная карта . Раскрой ночной сорочки (см. прил. 10)

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, выкройка ночной сорочки, ткань.

Вопросы и задание . 1. Как подготовить ткань к раскрою? 2. Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое? 4. Подсчитайте, сколько ткани требуется на ночную сорочку.

Инструкционная карта . Подготовка деталей кроя к обработке

Вопросы. 1. Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя? 2. Почему при выполнении копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм1 3. Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?

Обработка ворота подкройной обтачкой

На цветной таблице 6 приведена инструкционная карта для выполнения работы по обработке ворота подкройной обтачкой.

Самоконтроль . Проверьте: 1) аккуратность выполнения и выметывания обтачного шва; 2) аккуратность выполнения настроч-ного шва; 3) равномерность ширины обтачки по всей длине; 4) качество глаженья.

Вопросы . 1. Какие машинные и ручные швы вы использовали при обработке ворота? 2. Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?

Инструкционная карта . Обработка низа рукава швом вподгибку

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.


Вопросы. 1. Какова последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом? 2. Какое приспособление можно использовать при выполнении шва вподгибку? 3. Какие ручные инструменты вы использовали при обработке низа рукава?

Инструкционная карта . Соединение деталей сорочки двойным швом

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.


Вопросы. 1. Какие швы используют для шитья белья? 2. Как выполняют двойной шов? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе электроутюгом?

Инструкционная карта . Обработка низа сорочки швом вподгибку

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, полуфабрикат сорочки.


Вопросы. 1. Какие ручные работы применяют при выполнении шва вподгибку? 2. Как приутюжить обработанный низ сорочки? 3. Какой инструмент используют при удалении сметочных стежков?

Инструкционная карта . Окончательная обработка сорочки

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, ночная сорочка.


Вопросы и задание . 1. Какие стежки временного назначения удаляют при окончательной обработке сорочки? 2. Расскажите о последовательности глаженья сорочки. 3. Как проверить качество готовой сорочки?

Различные виды обработки срезов сорочки (цвет, табл. 7 и 8)

Обработка ворота и среза рукавов

Ворот ночной сорочки обрабатывают подкроиной обтачкой из отделочной или основной ткани. Отделать можно кружевом, лентой, кантом, тесьмой-вьюнчиком, оборкой из основной или отделочной ткани, вышивкой: Нижние срезы рукавов можно обработать швом вподгибку с закрытым срезом или подкройными обтачками с применением таких же отделок, как и при обработке ворота В сорочках 1 и 4 кружево встрачивают между обтачкой и основной тканью. У сорочки 2 ворот обработан подкройной обтачкой, а низ рукава - швом вподгибку с закрытым срезом. Кружево настрачивают с изнаночной стороны на обработанные ворот и низ рукава. В сорочке 3 из-под обтачек, которыми обработаны срезы сорочки, может быть выпущен кант из полоски отделочной ткани, вырезанной под углом 45°. На обтачку можно также настрочить вьюнчик или выполнить на ней отделочную строчку.

Обработка нижнего среза сорочки

Нижний срез сорочки обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом и отделывают кружевом, оборкой из ленты или отделочной ткани. Их настрачивают с лицевой (сорочка 5) или изнаночной (сорочка 6) стороны.

Вопросы и задания для повторения темы "Изготовление ночной сорочки"

1. Какие виды нательного белья вы знаете?

2. Какие мерки надо снять для построения чертежа ночной сорочки и какие из них определяют размер ворота и рукава?

3. Назовите линии чертежа сорочки.

4. В чем заключается разработка фасона сорочки?

5. Как подготовить выкройку к раскрою?

6. Расскажите о последовательности раскроя.

7. Как подготовить детали кроя сорочки к обработке?

8. Как обрабатывают ворот, низ рукавов и низ сорочки?

9. В чем заключается окончательная обработка сорочки?

10. Заполните таблицу. Для этого найдите правильные ответы и впишите их номера.

Цели: формировать представления о взаимосвязи технического и художественного моделирования: учить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранными фасонами ночных сорочек.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала

  • Какую работу мы выполняли на прошлом уроке?
  • Назовите основные линии на чертеже.
  • Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

III. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

– Сегодня на уроке вы закрепите и расширите знания о приемах моделирования.
– Как вы понимаете, что такое моделирование?
Моделирование – процесс создания новых моделей одежды.
Основные принципы моделирования определяются по формулам художника-модельера Н.П.Ламановой:

  • для кого (соответствие костюма внутреннему и внешнему облику человека);
  • для чего (соответствие костюма определенной обстановке);
  • из чего (соответствие ткани выбранной модели и образу женщины).

Этот принцип является определяющим при выборе любого вида одежды.

Задание. Рассмотрите рисунки и определите соответствие модели и ткани фигуре человека.

Моделирование делиться на художественное и техническое.
Художественное моделирование осуществляют художники-модельеры. Художник придумывает модель и отражает свою идею в рисунке (эскизе). К данному эскизу дается подробное описание модели (рис.1).

Техническое моделирование осуществляют конструкторы-технологи, которые разрабатывают новые фасоны одежды по рисункам художников. Они изучают внешний вид модели, свойства материала из которого будет сшита модель, затем выбирают основной чертеж и наносят на нем фасонные линии.
Мы с вами будем выполнять художественное и техническое моделирование.
На прошлом уроке мы выполнили построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. На основе данной конструкции можно создать новые модели ночных сорочек (рис.2-6).

– Что общего в данных моделях? (Цельнокроеный рукав)
– Чем отличаются? (Формой выреза горловины, длиной и формой низа изделия, силуэтом)

Основные элементы технического моделирования:

  • изменение длины изделия (рис.3);
  • изменение формы низа изделия (рис. 2; рис. 4);
  • изменение формы выреза горловины (рис.3; рис.4);
  • моделирование кокеток (рис.5; 6);
  • метод параллельного расширения (рис.5);
  • метод конического расширения (рис.6).

При моделировании учитывается сочетание элементов друг с другом, то есть формы выреза горловины, формы низа изделия, формы воротника, карманов и т.д.
Для того, чтобы выполнить данные модели, надо на основной чертеж нанести фасонные линии.

IV. Практическая работа на доске и в тетради

Техническое моделирование по рис.5; рис.6.

V. Практическая работа (самостоятельно)

Цель: моделирование ночной сорочки для себя.

Инструкционная карта.

  • Нарисуйте в тетради эскиз своей модели ночной сорочки.
  • Дайте краткое описание модели.
  • Выполните техническое моделирование в соответствии с эскизом ночной сорочки.
  • Прикрепи образец ткани, из которой ты будешь шить сорочку.
  • На всех деталях выкройки напишите их названия, количество деталей, укажите стрелками направление долевой нити.
  • Проставьте величины припусков на швы.
  • Вырежьте детали выкройки.

VI. Итог урока

– В чем состоит процесс моделирования?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моделирование ночной сорочки «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». 6 класс

Цель урока: Познакомиться с приёмами моделирования путем изменения длины изделия, формы горло-вины, кокетки; Представить свою модель ночной сорочки.

Проверочный тест по теме: «Конструирование ночной сорочки. Снятие мерок.» 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1- полуобхват груди второй - ….. 2-полуобхват талии - ….. 3-полуобхват бедер - ….. 4-обхват плеча - ….. 5-длина спины до талии - ….. 6-длина изделия - ….. 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. а - горизонтально вокруг шеи б - от 7-го шейного позвонка до яремной впадины в - вокруг шеи: сзади - под 7-м шейным позвонком, спереди - под яремной впадиной

3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. а - спереди выше грудных желез б - от линии талии до 7-го шейного позвонка в - горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку "полуобхват бедер" снимают горизонтально вокруг бедер ….. а - с учетом выступа живота б - по наиболее выступающим точкам ягодиц в - сзади - по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота 5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. а – колготы б – ночная сорочка в – пижама для сна г – халат д - плавки

6. Дайте название линиям и срезам 7. Из приведенных ниже примеров выделите группу поясной и плечевой одежды – брюки, носки, жилеты, платья, шорты, сарафаны, блузы, кепки, жакеты, юбки, пальто, плащи, распашонки. 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- Линия горловины спинки Линия плеча Линия горловины переда Линия низа рукава Линия талии Линия бока Линия низа

Проверь себя 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1- полуобхват груди второй - Сг II 2-полуобхват талии - Ст 3-полуобхват бедер - Сб 4-обхват плеча - Оп 5-длина спины до талии - Дст 6-полуобхват шеи - Сш 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. а - горизонтально вокруг шеи 3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку "полуобхват бедер" снимают горизонтально вокруг бедер ….. а - с учетом выступа живота При оценивании работы за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 30 б. 30–28 – « 5 », 27-23 – « 4 », 22- 19 – « 3 »,

5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. б – ночная сорочка в – пижама для сна д - плавки 6. Дайте название линиям и срезам 1 – горловина спинки 2 – линия плеча 3 – горловина переда 4 – линия низа рукава 5 – линия талии 6 – линия бока 7 – линия низа изделия 7. брюки жилеты шорты платья юбки сарафаны блузы жакеты пальто плащи распашонки Поясная одежда Плечевая одежда

При всей изменчивости современной моды меньше всего, пожалуй, ее влияние коснулось домашнего гардероба и одежды для сна. Вопрос об каких-то кардинальных изменениях в области домашней одежды никогда не перед кем не стоял, но она поддавалась веяниям времени и моды. Появление новых способов отделки, новых тканей, новых силуэтов сразу отражалось и на ней. Женщине всегда важно, чтобы дом был полон уюта, частицей которого является она сама. И пусть идея не нова, знакомый всем халат с ярким цветным узором, так любимый нашими мамами и бабушками, и самая обыкновенная ночная сорочка, по-прежнему незаменимы.

В период средневековья домашняя одежда, тем более одежда для сна, не была замысловатой. В качестве ночной одежды использовали длинную нательную рубаху и чепец. Ночная одежда знати была выполнена из шелка, хлопка, украшалась кружевом, вышивкой, большим количеством оборок и рюш. Пижама, как ночная одежда, появилась в Англии и носили её преимущественно муж- чины. Модели не отличались разнообразием силуэтов и тканей. Пижама носилась обязательно вместе с халатом из одного вида ткани. В костюме русского человека использовалась простая прямая рубаха «понёва», которая выполняла несколько функций, в том числе была и ночной сорочкой Историческая справка.

Удобный, красивый, тщательно продуманный домашний, ночной костюм является не только украше -нием человека и дома, он способствует хорошему настроению, помогает в домашней работе, и что нема- ло важно доставляет удоволь- ствие окружающим. Такая одежда отличается более свободным покроем, особой декоративностью, но в ней не должно быть неряшливости. Она должна распределятся по группам - для детей (а), мужчин (б), женщин (в). а б в К одежде для сна относятся пижамы и ночные сорочки.

Какой должна быть ночная сорочка? Свободный удлиненный силуэт - идеальный вариант для ночной сорочки, которая не должна сковывать уставшее за день тело. Какую выбрать ткань? Конечно же, натуральную - мягкую фланель, приятный на ощупь трикотаж или прозрачный хлопок. Ночной наряд можно украсить вышивкой, воланами, рюшами, всевозможными кантами, бей- ками, аппликациями. Только все это должно быть очень нежным, мягким, воздушным.

Традиционные ночные сорочки из ситца могут быть открытыми и как бы невесомыми, особую пикант- ность придают им завязки-бантики, легкое кружево на плечах, груди и боковом разрезе. А более закрытые, с кокетками, рюшами, оборками и шитьем, чем-то напоминающие исконно русский костюм, дают женщине ощущение защищенности и комфорта.

«Модель» - слово пришло к нам из французского языка, значит – изменять. Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. По одной и той же выкройке можно сшить изделия разных фасонов. Для этого необходимо промоделировать его.

Вот так будет выглядеть ваша ночная сорочка если её не модели- ровать. Что можно менять? Длину изделия Форму кокетки Форму горловины

Изменение длины ночной сорочки Самый простой из приемов моделирования. Всё зависит от желаемой длины. Модель №1 и №4 длина «макси». Модель №2, №3, №5 длина «миди».

Моделирование изменением формы выреза горловины. При изменении формы выреза нужно нанести новую линию выреза горловины на выкройке переда и спинки. Фигурный вырез « V » образный вырез

Овальный вырез

Вырез «карэ» Вырез «лодочка»

Моделирование кокетки Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. Прямая кокетка

Круглая кокетка

Источники информации Учебник «Технология» 7класс. Авторы: Симоненко В.Д.


«Сорочки чертёж» - Середина спинки. Линия груди. Линия плеча. Боковой шов. Кромки. Горловина переда. Сгиб. Мерки: Чертёж переда и спинки ночной сорочки. ВВ - ширина сорочки. ВГ = В Г = Спл +7 (7 – прибавка на свободное облегание). Сетка чертежа сорочки. Перед сорочки. ВН = В Н = Диз. Построение чертежа ночной сорочки.

«Моделирование ночной сорочки» - Моделирование Вырез горловины Обтачка Волан. Модель №4. Эскизы ночных сорочек. Назначение Сезонность Особенности фигуры человека. Художник-модельер. Модельер-конструктор. Модель №5. Модель №1. Моделирование ночной сорочки. Модель №2. Модель №6. Модель №3. Изменение деталей чертежа изделия в соответствии с выбранным фасоном называется моделированием.

«Характеристика одежды» - По половозрастному признаку одежду делят на группы. Внутренние размеры и форма одежды. Характеристика внешней формы. Классификация и кодирование швейных изделий. Характеристика размеров, формы и конструкции одежды. Манекены. Отдельные швы, например рельефные, швы кокеток. Основные понятия об одежде, ее функции.

«Школьная форма» - Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. История школьной формы в России начинается в1834г. История школьной формы. Преподоватепи… начало ХХ века. Исключение тогда составили кадеты и курсанты военных училищ. 1999-2002гг. Гимназистки. Форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на 4-х пуговицах. 1973г.

«Аппликации на одежду» - Ремонт одежды с использованием аппликации. Холодные цвета. Цель урока. Несколько рекомендаций. Задание: выполнить эскиз аппликации. Тёплые цвета. Животные, растения, транспорт. Нейтральные цвета. Последовательность выполнения ремонта одежды штопкой. Основы цветовой гармонии. Прикладывание. Аппликации.

«Окантовочный шов» - Окантовочный шов. Заутюжить кант вдоль пополам. Приметать кант к лицевой стороне изделия. Технология изготовления окантовочного шва. Виды окантовочных швов. Отвернуть кант на изнаночную сторону детали. Окантовочный шов атласной косой бейкой. Полоска ткани. Притачать кант. Проложить машинную строчку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь