Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.

Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…

Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того — ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь

И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку

Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.

Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части

должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ

долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь

Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.

Вспоминаем детство и катаем шарики

запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.

И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.

так как я планирую не анарексичку, наращиваем на ножки мяско…

почему-то упустила момент, когда нужно прилепить шарики к ногам

также поступаем и с руками… из палочек делаем подобие рук и прилепляем шарики, в туловище делаем отверстия под них.

Продолжение завтра…
Вырезаем внутриности, оставляя тоненькую стеночку.Несмотря на то что она тоненькая… все равно крепкая.

Доделываем ручки, прилепляем шарики к нижней части и вырезаем верхнюю до тонкой стеночки, как у ножек.

делаем заготовки для ладоней и стоп

Ну вот… продолжим… не успела вчера выложить, но это не значит что работа стояла)))
У нас готовы коленые шарниры.О том как их делать… лепите примерно такую форму
Вид спереди

Вид сбоку

примеряете к ногам… и долго и усердно трете и долеплеваете подгоняя и примеряя… иначе я этот процесс не могу объяснить.Для первого раза лучше делать шарниры попроще например как у «Ксюши»(топик про нее в моем профиле)Два шарика(опять же хорошо подогнаные) и серединка между ними как бы продолжение ноги.Вот шарниры которые я делаю в этот раз в работе

еще у нас появились ножки(стопу сделала каблучную, так как собираюсь делать ей туфельки или босоножки на каблуках)

и ручки

теперь займемся технической частью… сверлим, прорезаем отверстия и делаем S-образные крючки

Вот и пробная сборка

Не хочу вас пугать, но это только половина работы))))
Теперь снова все разбираем и трем до посинения, придирчиво рассматривая и выискивая косяки.Сначала шкуркой покрупнее, потом помельче.
Собираем снова.Если добавить на локтевые шарниры вот такие чашечки…

то подвижность рук увеличивается вдвое

крутим, вертим, смотрим все ли хорошо работает…

начинаем делать голову

А дальше я так увлеклась… что забыла сфотогафировать промежуточный процесс, поэтому описываю словами.
Вырезаем в заготовке головы два круглых отверстия, вставляем туда заранее приготовленые глазки, залепляем изнутри пластикой(на первом фото видно)и начинаем делать лицо.Когда закончили, осторожно вынимаем глазки изнутри(если глазки задуманы невставные, то этот пункт пропустить).

здесь уже есть все кроме глаз
Затем тонируем тело и лицо(по желанию)

фото со вспышкой, на самом деле она не такая блестящая, скорее блеск как у здоровой человеческой кожи… завтра при дневном свете еще пофотографирую.Глазки еще в процессе.Видимо завтра поставлю и закончу мастер -класс.
Так вот глазки.На певой фото видно какие они первоночально.Затем углубление красим в нужный цет, рисуем зрачек и покрываем в несколько слоев лаком, чтоб сверху была полусфера.
вот они в невысохшем виде

вот высохшие

в голове у нас приготовлены вот такие углубления для глаз

глаза вставляем

залепляем кусочком сырой пластики

и вуаля.....))) они на нас уже смотрят…

вот такие у нас ручки

и ножки

в целом

Ну вот и закончился наш мастер класс… получилось за 10 дней.Благодарю за внимание.Желаю всем творческих успехов и надеюсь увидеть ваши топики, с вашими шарнирными куклами (надеюсь аппетит я вам нагуляла).Ну а теперь кто куда, а мы подбирать образ, делать топик о самой куколке и готовиться к шопику)).Удачи всем!

Шарнирная кукла своими руками — это вполне реально. И подтверждение тому масса мастер-классов начинающих рукодельниц. Если Вы обладаете усидчивостью и скрупулезностью, у Вас хорошие способности к лепке и художественный вкус, то вполне вероятно, что Вы с первого раза поймете, как сделать шарнирную куклу и все получится.

Мы постараемся рассказать и показать подробно для новичков все о процессе создания шарнирной куклы своими руками. Весь процесс будем сопровождать фото. Фото взяты с разных мастер-классов, так как пересмотрев многие, мы не нашли идеальных, которые в полном объеме все показывают. Но в основе 2 из них: от автора Минченко Татьяна Владимировна и tatala.

Шарнирные куклы бывают литые и лепленные (пластик, папье- маше, глина, фарфор). Посмотрим 2-ой вариант, так как он менее затратный. И материалы можно купить в наборе.

Весь процесс создания собственной куклы можно разделить на 3 больших этапа:

  1. Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза.
  2. Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы.
  3. Отделка и художественное преображение.

Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза

Инструменты нужно заготовить заранее, чтобы потом не попасть в безвыходную ситуацию и не испортить работу. Вам понадобится ваш маникюрный набор, а лучше стоматологический. Нужны будут крошечные сверла, пилки, надфили, шило, проволока разной толщины, резинка (круглая), наждачка разной текстуры, а также кисти. Нужен примерно такой набор. А самое главное — пластик самозатвердевающий материал капризный — не терпит пересыхания!).

Еще до начала работы нужно придумать образ своей куколки до мельчайших подробностей: возраст, пол, телосложение. Советуем все зарисовать. Для естественного вида тела нужно изучить анатомическое строение . Можно конечно поступить проще — просто взять эскиз из интернета , но тогда кукла будет лишена индивидуальности. Но для начала можно и так. Также возьмите оптимальный размер : 15-20 см — маленькая и требует особой кропотливости и мастерства, 50-60 см - большая и займет много времени и затрат, 25-30 см — самое оно!

Итак, можно взять такой эскиз

Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы

Приступаем ко второму самому трудоемкому этапу. Лепить части тела предлагаю в такой очередности:

  • туловище и голова;
  • шарниры (суглобы);
  • ноги-руки и подгонка с шарнирами.

Все части должны быть пустотелыми, кроме кистей и ступней.

Лепку туловища можно осуществлять несколькими подходами. 2 оптимальных - на основе пенопласта (взять с мелкой текстурой — легче будет вырезать нужные формы) и на основе фольги (обернуть в пищевую пленку, чтобы легче было потом вытащить). В обоих вариантах мы делаем основу на 8-10 мм меньше чем эскиз и стараемся как можно четче подогнать основу под эскиз.

Слепленную основу наращиваем глиной (с поэтапным запеканием15 мин и ставить в холодную духовку) или пластиком до нужных пропорций. Не забывайте постоянно прикладывать заготовку к эскизу и проверять на симметрию. Конечно же, затираем наждачной бумагой до гладкости. В нижней части туловища нужно сделать круглые выемки для тазобедренных суставов. Такие же нужно сделать и для плечиков, только поменьше. Точно также мы делаем заготовки для ног и рук.

Вот так получается голова. Тут много работы - нужно постепенно выйти на нужное выражение лица. Поэтапность лепки можно освоить с помощью альбомов по лепке людей.

Когда туловище и голова сравнительно готовы, приступаем к шарнирам. Нам нужен такой набор.

Можно их просто катать до нужного размера (прикладываем в выемки на туловище), а можно и с помощью пищевой пленки. Очень важно вылепить шарниры правильной сферической формы, чтобы куколка хорошо двигалась.

Пока высыхает можно слепить кисти и ступни.

Теперь приступаем к следующему этапу. Нам нужно разрезать пилочкой туловище вот так и вытянуть фольгу или пенопласт.

Получится это.

Теперь тщательно выпиливаем верхнюю часть до гладкости среза и внутреннюю часть уменьшаем в толщине, чтобы она смогла надеться на верхнюю часть.

Ноги и руки также разрезаем в местах предположительного сгиба. Вычищаем фольгу.

Как вы видите, верхние шарниры в ноги и руки уже вклеены. Прикладываем нужные шарниры и приклеиваем на пластик к нижней части, натягиваем нужные формы, зачищаем. Верхнюю часть вычищаем и затираем в полукруглой форме, чтобы хорошо ходили шарниры.

Также делаем ноги. С вклеенными шариками выходит так.

Но можно сделать не шарик в колене, а шарнир Вот так оно выглядит.

Если делаем шарами, то перед тем, как вставить их в ножки нужно в шарнирах сверлышком пропилить отверстия. Вот так.

Готовим стопы и кисти для сборки. Для этого пропиливаем пилочкой отверстия и вставляем крючки.

Так готовим и голову.

При условии, что вам нравятся все формы, все отшлифовано и гладко, готовимся к первой сборке. Для этого набираем резинки следующим образом.

Это крепление рук. Резинка проводится сверху вниз и цепляется за крючок запястья.

Следующая резинка для соединения головы и ног. Также с помощью самодельного крючка протягиваем резинку до стоп.

Пробуем, стоит ли наше творение, все ли детали на месте, ничего ли не трет.

Отделка и художественное преображение

Теперь разбираем, покрываем розовой пастелью, тонируем тельце и личико. И опять собираем. Далее делаем волосы, разрисовываем, одеваем!

Шарнирная кукла своими руками - это вполне реально. И подтверждение тому масса мастер-классов начинающих рукодельниц. Если Вы обладаете усидчивостью и скрупулезностью, у Вас хорошие способности к лепке и художественный вкус, то вполне вероятно, что Вы с первого раза поймете, как сделать шарнирную куклу и все получится.

Мы постараемся рассказать и показать подробно для новичков все о процессе создания шарнирной куклы своими руками. Весь процесс будем сопровождать фото. Фото взяты с разных мастер-классов, так как пересмотрев многие, мы не нашли идеальных, которые в полном объеме все показывают. Но в основе 2 из них: от автора Минченко Татьяна Владимировна и tatala.

Шарнирные куклы бывают литые и лепленные (пластик, папье- маше, глина, фарфор). Посмотрим 2-ой вариант, так как он менее затратный. И материалы можно купить в наборе.

Весь процесс создания собственной куклы можно разделить на 3 больших этапа:

  1. Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы.
  2. Отделка и художественное преображение.

Инструменты нужно заготовить заранее, чтобы потом не попасть в безвыходную ситуацию и не испортить работу. Вам понадобится ваш маникюрный набор, а лучше стоматологический. Нужны будут крошечные сверла, пилки, надфили, шило, проволока разной толщины, резинка (круглая), наждачка разной текстуры, а также кисти. Нужен примерно такой набор. А самое главное - пластик самозатвердевающий материал капризный - не терпит пересыхания!).

Еще до начала работы нужно придумать образ своей куколки до мельчайших подробностей: возраст, пол, телосложение. Советуем все зарисовать. Для естественного вида тела нужно изучить анатомическое строение . Можно конечно поступить проще - просто взять эскиз из интернета , но тогда кукла будет лишена индивидуальности. Но для начала можно и так. Также возьмите оптимальный размер : 15-20 см - маленькая и требует особой кропотливости и мастерства, 50-60 см - большая и займет много времени и затрат, 25-30 см - самое оно!

Итак, можно взять такой эскиз

Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы

Приступаем ко второму самому трудоемкому этапу. Лепить части тела предлагаю в такой очередности:

  • туловище и голова;
  • шарниры (суглобы);
  • ноги-руки и подгонка с шарнирами.

Все части должны быть пустотелыми, кроме кистей и ступней.

Лепку туловища можно осуществлять несколькими подходами. 2 оптимальных - на основе пенопласта (взять с мелкой текстурой - легче будет вырезать нужные формы) и на основе фольги (обернуть в пищевую пленку, чтобы легче было потом вытащить). В обоих вариантах мы делаем основу на 8-10 мм меньше чем эскиз и стараемся как можно четче подогнать основу под эскиз.

Слепленную основу наращиваем глиной (с поэтапным запеканием15 мин и ставить в холодную духовку) или пластиком до нужных пропорций. Не забывайте постоянно прикладывать заготовку к эскизу и проверять на симметрию. Конечно же, затираем наждачной бумагой до гладкости. В нижней части туловища нужно сделать круглые выемки для тазобедренных суставов. Такие же нужно сделать и для плечиков, только поменьше. Точно также мы делаем заготовки для ног и рук.

Вот так получается голова. Тут много работы - нужно постепенно выйти на нужное выражение лица. Поэтапность лепки можно освоить с помощью альбомов по лепке людей.

Когда туловище и голова сравнительно готовы, приступаем к шарнирам. Нам нужен такой набор.

Можно их просто катать до нужного размера (прикладываем в выемки на туловище), а можно и с помощью пищевой пленки. Очень важно вылепить шарниры правильной сферической формы, чтобы куколка хорошо двигалась.

Пока высыхает можно слепить кисти и ступни.

Теперь приступаем к следующему этапу. Нам нужно разрезать пилочкой туловище вот так и вытянуть фольгу или пенопласт.

Получится это.

Теперь тщательно выпиливаем верхнюю часть до гладкости среза и внутреннюю часть уменьшаем в толщине, чтобы она смогла надеться на верхнюю часть.

Ноги и руки также разрезаем в местах предположительного сгиба. Вычищаем фольгу.

Как вы видите, верхние шарниры в ноги и руки уже вклеены. Прикладываем нужные шарниры и приклеиваем на пластик к нижней части, натягиваем нужные формы, зачищаем. Верхнюю часть вычищаем и затираем в полукруглой форме, чтобы хорошо ходили шарниры.

Также делаем ноги. С вклеенными шариками выходит так.

Но можно сделать не шарик в колене, а шарнир Вот так оно выглядит.

Если делаем шарами, то перед тем, как вставить их в ножки нужно в шарнирах сверлышком пропилить отверстия. Вот так.

Готовим стопы и кисти для сборки. Для этого пропиливаем пилочкой отверстия и вставляем крючки.

Так готовим и голову.

При условии, что вам нравятся все формы, все отшлифовано и гладко, готовимся к первой сборке. Для этого набираем резинки следующим образом.

Это крепление рук. Резинка проводится сверху вниз и цепляется за крючок запястья.

Следующая резинка для соединения головы и ног. Также с помощью самодельного крючка протягиваем резинку до стоп.

Пробуем, стоит ли наше творение, все ли детали на месте, ничего ли не трет.

Отделка и художественное преображение

Процесс создания шарнирно-расчленненной куклу шаг за шагом.

Это своего рода куклы с шарик-шарнирами в теле, руки и ноги. Конечности и голова соединяются между собой упругой нитью.

Есть много вариантов в том, как присоединиться к каждой части куклы.

ШАГ 1

Рисуем схему

Для начала нарисуйте схему вашей будущей куклы в натуральную величину в фас и в профиль, обращая внимание на размер соединений..

Делаем каркас

Мы покажем вам, как использовать пенополистирол Styrofoam (универсальная строительная изоляция голубого цвета, которая используется для утепления всех типов и элементов зданий) для каркаса. Вырежьте все части куклы из пенополистирола размером на 10 мм меньше реального размера деталей.

Основа

Основу будем делать из опилок, смешанных с клеем. Эта смесь становится твердой и легкой после высыхания. Пенополистироловый каркас в последствии вынем из основы, чтобы детали стали полыми. Существует два типа опилок: грубые и пудрообразные. Для нашей работы больше подойдут пудрообразные опилки. Смешиваем равные части опилок и химического клея с водой (так же можно использовать крахмал) и разминаем руками, пока он не станет глинистым. Не делайте слишком много материала, так как он высохнет за несколько дней, и вы не сможете его использовать. Скомкайте получившуюся массу и заверните во что-нибудь, чтобы она не высохла. Теперь массой из опилок облепите каркас, используя клей для скрепления каркаса с массой. Облепите все части куклы, исключая места соединения, равномерным двухмиллиметровым слоем. Дайте деталям высохнуть. Если в процессе сушки появятся трещины, ничего страшного. Замажьте их той же массой и высушите

Лепка

Смешайте равные части опилок и stoneclay. Очертите границы вверху, внизу, справа и слева на поверхностях стыков.

Сначала мы должны облепить равномерным слоем всю форму, и разметить поверхность для последующего моделирования. Для разметки не используйте чернильную ручку, так как чернила могут проявиться на поверхности. Больше подойдет цветной карандаш.

После того как форма головы будет окончательно завершена, сделайте шею тем же самым способом, что и остальные детали, используя styrofoam для каркаса.

Основа для рук

Нарисуйте руку и сделайте ладонь из опилок. Порежьте тоненькую проволоку на 10 частей для пальцев.

Сделайте дырочки для пальцев в ладони тоненькой дрелью.

Зафиксируте проволоку в дырочках эпоксидной смолой.

После высыхания, подрежьте пальчики до нормальной длины и согните их в подходящую позу.

Глаза

Теперь нужно разрезать голову и выскрести из нее styrofoam .

Вырежьте резцом дырочки для глаз.

Закрепите глаза клеем

Прикрепите отрезанную часть головы смесью опилок, клея и stoneclay.

Голова и тело

После того как вы проработаете черты лица, отшлифуйте поверхность шкуркой.

Нарисуйте внешнюю линию уха и сделайте уши из опилок и stoneclay. Сделайте дырочки для ног руг и шеи в торсовой части куклы и выскребите оттуда пеноплистироловый каркас. Зашлифуйте неровности шкуркой.

Вставьте голову в отверстие для шеи и проверьте баланс.

Начертите границы на поверхности для проверки симметрии и неровностей.

Проработайте детали и отшлифуйте поверхность.

Руки

Насыпьте в чашку немного грубых опилок. Намажьте проволочный каркас клеем, положите заготовки рук в чашку и облепите их опилками.

После высыхания проработайте детали опилками, смешанными со stoneclay .

Разрежьте руки в локтях. Вставьте соединительные шарики в отверстие в плечах и на локтях и скрепите детали.

Отшлифуйте поверхность шкуркой, затем налепите сверху stoneclay , чтобы сделать поверхность гладкой.

Вырежьте дырочки в запястьях и приклейте туда соединительные шарики эпоксидной резиной

В местах соединения подрежьте края соединений в направлении плавного сгиба деталей.

Ноги

Нарисуйте эскиз ног и сделайте основу из опилок. Затем проработайте детали смесью опилок и stonaclay . Вырежьте дырочки (как в запястьях) и приклейте к ним соединительные шарики.

Зафиксируйте соединительные шарики так же на верху бедер и в коленях.

Проверьте соразмерность каждой части, отшлифуйте поверхность и при помощи stonaclay сделайте ее гладкой.

Соединительные углубления

Работа над занимает достаточно много времени, которое может исчисляться месяцами: нужно слепить тело, проработать анатомию, вписать шарниры в анатомию тела, так чтобы они смотрелись гармонично и работали хорошо. Дальше уже идет работа над образом куклы – лепка лица, кистей рук, роспись, парик и одежда.

Миниатюрная в плане работы ничем не отличается от куклы обычного размера. Разве что требуется большая точность и аккуратность движений, особенно при работе над лицом, стопами и кистями рук куклы.

Лепка кистей

Для изготовления миниатюрной шарнирной куклы зачастую используется специальный запекаемый пластик Fimo Puppen miniature , он обладает увеличенной прочностью, отличной памятью и после полного запёка деталей приобретает определенную степень упругости. Этот пластик достаточно интенсивного цвета, что не всегда подходит под задуманный образ, поэтому в своей последней работе я использовала пластик Fimo porcelain .

Лепку кистей шарнирной куклы я начинаю с формирования заготовок для обеих рук. Для этого из пластика я формирую две детали в форме «лопаточки» (фото 1), с ручкой, за которую мы будем держать деталь в процессе работы, и со сплюснутым концом, который разрезаю маникюрными ножницами на 4 части (фото 2) – это будут пальцы. Дальше, каждую часть я скатываю в «колбаску» (фото 3), при этом они становятся тоньше и вытягиваются. Нужно следить за тем, чтобы эти части не оторвались от основы. Ориентируясь по лицу куклы (можно заранее нарисовать схему для руки), определяю длину пальцев, отделяю лишнее и сужаю каждый пальчик.

После этого я придаю примерное желаемое положение пальцам (фото 4,5) и делаю полузапек детали. Для каждого пластика, с учетом особенности печки, подбирается своя температура. Я использую аэрогиль и делаю полузапёк деталей 10 минут на 95 градусах (не разогревая предварительно).

Если для обычного размера куколки ручку можно вылепить сразу или слепить отдельно пальчики и затем вставить их в ладонь, то при работе с миниатюрными ручками я действую методом отсечения лишнего. Самым кончиком макетного ножа я, очень аккуратно, срезаю все то, что мне кажется лишним – придаю рельеф пальцам, уточняю их изгибы с внутренней и внешней стороны (фото 6). Лезвие должно быть острым. После первого полузапека действовать нужно особенно аккуратно, дальше пластик будет чуть прочнее и работать будет проще. Затем я долепляю пластик (примазывая стеком) там, где мне кажется это необходимым – например, фаланги пальцев с внешней стороны, намек на сухожилия с тыльной стороны ладони и тд (фото 7). Снова делаю полузапек. Этот процесс повторяется до достижения нужного результата. Так же лезвием ножа я выравниваю поверхность – совершаю скоблящие движения (в направлении от себя), лезвие при этом расположено под углом к поверхности примерно в 30-40 градусов(фото 8).

После того как готовы 4 пальца, я уточняю форму кисти и прорабатываю ладонь – формирую подушечки (вырезаю, долепляю) и наношу кончиком лезвия основные линии на ладонь. Затем я шлифую кисть мелкой шкуркой (1000 дисп). Теперь я могу сформировать большой палец. Прилепляю кусочек пластика, одновременно формируя на ладони соответствующий бугорок (фото 9,10), и работаю дальше, так же как и с другими пальцами.

Дальше я наношу мелкие царапинки на фаланги пальцев с тыльной стороны ладони и формирую ногти. В отличие от работы над ногтями для обычного размера кукол (обозначается форма ногтя, срезается пласт на ногте с увеличением толщины среза ближе к лунке ногтя, ближе к концу пальца срезается пластик по бокам от обозначенного ногтя – тем самым возвышается пластина ногтя) в миниатюре достаточно просто срезать верхнюю часть пальца до обозначенного места – делать это нужно очень аккуратно.

После этого я наношу на руку кисточкой совсем немного масла Sculpey , даю полежать минут 5 – поверхность пластика немного размягчается и это позволяет сгладить оставшиеся шероховатости, уделяя внимание местам между пальцами (разглаживаем кисточкой). Делаю полузапек, после чего отрезаю хвостик (фото 11), за который так удобно было держать руку в процессе работы и формирую шарнир.

Прорези в стопах и кистях, вставка перемычек

Прорезь в шарнире влияет на свободу движения детали, поэтому нужно определить крайние точки прорези. Для этого я прикладываю стопу к голени и отмечаю на шарнире крайние точки в максимальном положении (фото 12,13) – крайняя точка отмечается на линии, мысленно проведенной через центр голени (так будет проходит резинка).

В отмеченных крайних точках я высверливаю отверстия сверлом (1мм диаметр). При этом, в отличие от сверления прорезей в остальных шарнирах куклы, направление сверла идет не к центру шарнира, а чуть ниже (фото 14). Это делается потому, что через центр шарнира будет проходить перемычка (фото 15), за которую будет цепляться резинка, для этого нужно, чтобы отверстия крайних точек встретились чуть ниже перемычки. Далее я просверливаю тем же сверлом отверстие с боку стопы, проходящее через центр шарнира (фото 15), при этом я контролирую выход сверла из детали, прикрывая его пальцем, это позволяет более аккуратно справиться с этой задачей. Затем я вырезаю прорезь (фото 16) – для облегчения вырезания можно просверлить еще одну промежуточную точку (нужно следить, чтобы все отверстия проходили в одной плоскости).

Прорези в кистях рук я делаю аналогичным образом (фото 17,18).

Затем я вставляю перемычки. Их я делаю из вязальной проволоки диаметром 1мм, что очень удачно подходит для отверстий высверленных сверлом такого же диаметра. Для этого я кусачками откусываю кусочек проволоки, длинной чуть меньше длинны самого отверстия, чтобы края проволоки оставались внутри шарнира.

При работе с шарнирной куклой обычного размера в отверстия с проволокой обычно закапывается супер-клеем, но для миниатюрной шарнирной куклы этого не требуется, так как натяжка резинки не такая сильная. Я использую слегка расплющенный конец перемычки для того чтобы зафиксировать проволоку внутри шарнира – конец немного шире отверстия и достаточно острый для того чтобы врезаться в пластик при продвижении проволоки внутрь (фото 19). После этого я замазываю пластиком отверстия с краями перемычки и делаю полузапек.

Дальше я тонирую шарнирную куклу маслом и делаю окончательный запек, согласно характеристикам пластика. На последнем этапе полного запека, можно незначительно кратковременно (2-3 минуты) увеличить температуру для прочности (требует предварительного теста на кусочке пластика). Детали вынимаю, когда пластик полностью остыл. После этого добавляю акценты пастелью и расписываю лицо акварельными карандашами и закрепляю фиксативом (фото 20,21).

Сборка куклы

Еще на этапе полузапека я высверливаю изнутри головы куклы отверстия под глаза (фото 22) –(такие сверла разного диаметра продаются в магазинах для ювелиров).

Для фиксации глаз я использую специальный воск, из которого я формирую «бублики» и одеваю их на глаза (фото 23), слежу затем чтобы центр глаза оставался чистым (блестящим). Вставляю подготовленные глаза в голову (фото 24), при необходимости используя пинцет и приминаю воск. Устанавливаю взгляд куклы (фото 25)

Для натяжки рук я делаю петлю из спандекса без оплетки, длинна которой чуть больше, чем длинна натягиваемых деталей (фото 26) (длинна петли определяется опытным путем, в зависимости от упругости резинки). Используя тонкую медную проволоку (из телефонного провода) я протягиваю петлю под перемычкой в кисти (фото 27). Получается петля сложенная пополам, то есть резинка в 4 слоя (фото 28). Дальше проволокой объединяются 2 конца петли и протягиваются через предплечье и плечо (фото 28).

Вытянутая резинка фиксируется зубочисткой. Обе руки протягиваются проволокой в грудную часть и вытягиваются в центральное отверстие, где фиксируются зубочистками (фото 29).

Обычно при натяжке рук больших кукол используются крючки, которые одним концом цепляются за перемычку в кисти, а другим концом за петлю резинки, и резинка тянется через грудину из одной руки в другую. Резинка заранее отрегулирована, что обеспечивает хорошую натяжку. Но в миниатюрных куколках для использования крючков пришлось бы делать достаточно широкие прорези в кистях, что было бы не очень красиво. Просто завязать резинку в центре грудины, так чтобы была хорошая натяжка, тоже не получится из-за размера. Поэтому я использую крючок, соединяющий в грудине две, заранее отрегулированные, петли (фото 30).

Натяжка ног так же осуществляется на петли, как и натяжка рук. В этом случае немного сложнее продеть петли через перемычку – я ввожу петлю пинцетом под перемычку, а с обратной стороны поддеваю иголочкой (фото 31,32). Далее петля сложенная пополам протягивается последовательно через детали ноги, туловища, грудины и выводится через шею, где фиксируется зубочисткой (фото 33).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь