Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Плохие отношения с одноклассниками, моральные и физические издевательства с их стороны – это проблема, с которой сталкиваются многие мальчишки школьного возраста.

Причины плохих отношений бывают разные, и каждый случай индивидуален. Но все их объединяет одно общее обстоятельство: справиться с ними не удаётся практически никогда. Обычно ситуация просто нормализуется сама собой по мере взросления детей.

Стресс, который может продлиться несколько лет, по-разному влияет на детей: кого-то он закаляет, кого-то ранит на всю жизнь, кто-то, повзрослев, вспоминает об этом, смеясь. Но если ситуация с одноклассниками складывается тяжёлая и сильно депрессирует ребёнка, сидеть сложа руки не стоит.

Главная трудность при этом заключается в том, что напрямую помочь ребёнку родители обычно не могут.

Разговор с родителями хулиганов чаще всего бесполезен и даже, напротив, может привести к конфликту между взрослыми людьми. Поговорить непосредственно с хулиганами и пригрозить им – чревато большими последствиями при существующем законодательстве, и не всякий папа на это способен в чисто моральном плане.

Ещё одна попытка решения проблемы плохих отношений с одноклассниками – обращение к классному руководителю. Может помочь, если это авторитетный и волевой человек, способный повлиять на обстановку в детском коллективе. Но на практике такие классные руководители встречаются не часто. Обычно обращение родителей в школу за помощью сводится к бесконечному хождению к разным учителям, жалобам в администрацию, многочисленным эмоциональным женским разговорам, которые выматывают мамины нервы и создают ей стойкую репутацию жалобщицы и истерички.

Регулярно заниматься с сыном спортом и учить его драться? Не все родители на это способны.

Обычно, первое, что приходит в голову родителям, оказавшимся в такой ситуации – это записать сына в секцию каких-нибудь единоборств. Проблема здесь одна – скорого результата не получить.

Надеяться на то, что за ваши большие деньги ребёнка научат каким-то волшебным приёмам за пару занятий, я думаю, не стоит, поскольку способность «постоять за себя» зависит у детей, прежде всего не от физической силы, а от внутренней решимости. К тому же, мальчик, испытывающий проблемы в общении с одноклассниками часто не хочет ходить в такие секции, т.к. там с ним, по сути, опять происходит то же самое – к нему прикасаются, хватают и толкают, только уже на законных основаниях.

Часто мама, которая изо всех сил пытается помочь своему ребёнку наладить отношения с одноклассниками, даёт ему советы о том, что и как нужно говорить и делать при общении с хулиганами, по сути, мама предлагает действовать по заранее продуманному плану, который составляется психологом.

Стратегия хорошая, но с детьми редко осуществимая, потому что действовать по плану в стрессовой ситуации дети обычно не могут. Если бы речь шла, например, о том, как успешно выйти замуж после тридцати, применять на практике заранее продуманные действия и слова было бы, наверно, вполне реально.

Что можно сделать: общие меры

Очень хорошо отдать ребёнка на любые общеукрепляющие физические занятия. Их польза для любого ребёнка очевидна, но в нашем случае они приобретают особое значение и уж лучше пожертвовать любыми другими занятиями, но спортом заниматься.

Плавание – хорошая вещь, но там есть такое маленькое обстоятельство – мужская раздевалка – место, которое активно не нравится некоторым не слишком уверенным в себе и стеснительным мальчишкам. Можно заняться лёгкой атлетикой, лыжами или спортивным ориентированием. Можно попытаться перевести ребёнка в другую школу. Но перевод в соседнюю, такую же «дворовую» школу, скорее всего, не решит проблему. Переводить нужно в школу, где учатся дети с более высоким культурным уровнем. Например, в спецшколу с углублённым изучением физики и математики, гуманитарную гимназию или лицей с углубленным изучением иностранных языков. В данном случае все будет зависеть от способностей вашего ребенка – насколько интересны ему профильные предметы. Стоит помнить, также о проблемах, которые возникают при общении среди детей из разных социальных слоёв.

Очень важно создавать ребёнку комфортное общение вне школы. Нужно найти ему адекватных друзей, т.е. детей, с которыми он будет спокойно общаться.

Это могут быть дети ваших друзей и соседей, товарищи по какому-нибудь кружку. Чтобы найти их, познакомить с ребёнком, наладить регулярное общение, нужно много времени, креативных усилий и желания. Надеяться на то, что ребёнок сам решит эту проблему, думаю, не стоит. Обязательно нужно приглашать к нему детей в гости, даже если он сам этого не хочет и сделать так, чтобы всем у вас было интересно. Есть большое количество материалов на тему, как организовать детский праздник. Дело это нелёгкое и родителям, конечно, придётся потрудиться, т.к. малообщительные дети сами себя не развлекают, и если вы не будете с ними играть, организовывать и вовлекать всех в совместную деятельность – толку не будет.

Что обязательно нужно сделать, или Развиваем уверенность в себе

Физические занятия и комфортное общение – это, безусловно, очень важные меры общего характера. Но самое главное – воспитывать в ребёнке смелость и уверенность в себе. Неуверенного в себе ребенка в любом коллективе, начиная с детского сада, чуют за версту и начинают его задирать, самоутверждаясь и проверяя самого себя на прочность за счёт него.

Травля в школьном коллективе начинается не с избиений. Она начинается с мелочей, например, со сбрасывания портфеля с парты на пол и наблюдения за реакцией хозяина: промолчит и будет ползать под партами, собирая выпавшие из него вещи или примет ответные меры.

Можно сколько угодно говорить с детьми о правильных методах выстраивания отношений, но только на сбрасывания портфеля со стола нужно ответить резко и сразу, желательно равноценным способом, иначе уважения от мужской части класса не будет. А уж последствия не замедлят сказаться. — Вчера у одного парня из параллельного весь рюкзак в мусорку в туалете вытряхнули. Он заплакал и сразу побежал жаловаться…

— Тебе его не жалко?

— Нет, а чего его жалеть?

— А если бы с тобой так?

— Вы что, смеётесь, кто бы посмел?

То, что во взрослом сообществе называется цивилизованным способом улаживания конфликта (жалоба вышестоящему начальству), дети определяют простым словом «трусость». В детском мальчишеском сообществе соотношение именно этих личностных качеств — «смелость» и «трусость» — в первую очередь, определяет положение мальчика на иерархической лестнице.

«Сегодня нашим хулиганам скучно было. Народу мало, тех, над кем они обычно издеваются, не было. Смотрю, ко мне цепляться начинают. Очки мои начали хватать, якобы померить хотят… Я вдруг вспомнил, когда на дачу в машине ехали Высоцкого слушали, там слова были «…ударил первым я тогда, так было надо».

Я подошёл к Никитке и говорю: я тебя сейчас головой ударю. Он засмеялся, и все сразу к нам подошли. Страшно было… он выше… я зажмурился и со всей силы его лбом в лоб ударил. Ровно не получилось, как-то боком пошло…больно да, очень было. Шишка прямо за пять минут вскочила… Никитке тоже больно было, я видел… Что дальше? Нормально. Никто не обиделся, очки положили, да всё нормально! У меня с тех пор с ними хорошие отношения.»

Смелость в отношениях с людьми и в жизни вообще, если её явно не достаёт, желательно воспитывать в ребёнке, где только возможно. И как можно раньше.

Рецепт в данном случае один, и он хорошо известен: «Боишься – сделай!» Неуверенный в себе ребенок много чего боится в жизни. Боится подойти к учителю и спросить, за что тройка, особенно если учитель раздражён и ему некогда. Боится присоединиться к весёлой компании, играющей в снежки, потому что в прошлом году ему больно попали в лицо. Боится сказать учителю пения, что ненавидит петь в хоре на школьных концертах. (Другой мальчик сказал об этом прямо, спорил с учителем, но, в конце концов, они пришли к компромиссу и заменили хор на подготовку презентации). Боится спросить у билетёра в театре, где находится туалет. Боится спросить у очереди в детской поликлинике «Кто последний?» когда приходит туда с мамой.

Конечно, сам ребёнок неуверенностью или трусостью это не называет, но корни проблемы растут именно оттуда.

Нужно мотивировать ребёнка преодолевать свой страх всеми возможными способами: уговаривать, заставлять, ободрять, не ругать за неудачные попытки и хвалить даже за самые маленькие подвижки.

На практике это может происходить так: у лотка с мороженым в зоопарке толпится много народа. Мороженое он хочет, но сам покупать не идет. Сначала уговариваете или придумываете причину, по которой вы сами купить мороженое не можете. Обычно в таком случае у него сразу пропадает желание есть мороженое, но отступать нельзя. Просите купить мороженое для себя. Рассказываете о том, как сами не могли купить мороженое в детстве по той же причине, и какой он будет молодец, если попробует это сделать. Если пойдёт – хвалите без меры, мол, совершил невозможное. Если всё-таки не пошел, ничего, на десятый раз обязательно получится.

На самом деле таких ситуаций по жизни очень много. Надо просто внимательно наблюдать за ребёнком и подталкивать его к преодолению страха общения с людьми.

Мало помалу, вот такие, казалось бы, не имеющие прямого отношения к травле в школе ситуации, приведут к тому, что ребёнок будет меньше бояться и школьных обидчиков, что они, конечно, сразу почувствуют.

Большинство мальчиков — достаточно смелые от природы, и вполне могут постоять за себя. У некоторых это качество развивается с годами, и совсем не обязательно, что постоянно обижаемый в школе ребёнок будет испытывать те же проблемы и в дальнейшей жизни.

Но если с самого детства смелости явно не хватает – родителям, возможно, стоит задуматься и попробовать как-то скорректировать эту ситуацию: пока ребёнок маленький, правильным воспитанием можно многое изменить в его характере. Ведь уверенность в себе и смелость — это качества, ценимые в любом мужском сообществе.

Александра Фомина

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3

ГЛАВА I.Теоретический анализ проблемы взаимоотношений в коллективе подростков

1.1.Характеристика взаимоотношений в коллективе учащихся……………….4

1.2.Взаимоотношения в подростковом возрасте: проблемы…………………...5

ГЛАВА II. Исследование взаимоотношений учащихся средней школы

2.1. Методика исследования и ее описание………… …………………………..9

2.2. Анализ анкет и полученных результатов……………… ………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………………14

ВВЕДЕНИЕ
Эффективность воздействия коллектива на личность школьника во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с классом. В подростковом возрасте повышается избирательность общения, что приводит к усилению разделения детского коллектива, причем с годами школьников, чье положение в классе неблагополучно, становится все больше. Негативные последствия низкого статуса в школьном классе широко известны: это снижение отношения значимости, связывающего подростков с одноклассниками, открывающее доступ асоциальным влияниям, невротизация школьника, возникновения мнительности, тревожности, агрессивности и т. п. В связи с этим выявление причин, обусловливающих статус подростка в классе, является важной научно-практической задачей.
Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатии, которое традиционно описывается статусом популярности.
Целью данной работы является изучение проблемы взаимоотношений в коллективе учащихся подросткового возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме
- рассмотреть общую характеристику взаимоотношений учащихся подросткового возраста
-подобрать методику исследования по теме
- выявить особенности взаимоотношений учащихся подросткового возраста
- обработать данные, сделать выводы.
Объектом работы является процесс взаимоотношений между учащимися подросткового возраста
Предметом – выявление «звезд» и « аутсайдеров» в классе и их влияние на коллектив.

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимоотношений в коллективе учащихся подросткового возраста

1.1.Характеристика взаимоотношений в коллективе учащихся
Взаимоотношения отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.
Взаимоотношения на 1 году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика качеств товарища).
На 2-3 году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится менее значимой, но зато более тесными становятся контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 2/3 учеников 3 класса мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.
Взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам.
Отношения со сверстниками обычно строятся как партнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность их обсуждать,– вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых
людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, у подростков появляются два других вида отношения: товарищеские и дружеские.
Примерно с 5 класса школы общение подростков превращается в
самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя стремление жить групповой жизнью. Это характерная черта детей именно подросткового возраста, она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв взаимоотношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное.
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени.
В 7 – 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и
внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение взаимоотношений в самом классе. Более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.
Критерии, определяющие статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. Старшеклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся во взаимодействии с товарищами
(честность, готовность помочь в трудные минуты жизни) , на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства.
Статус подростков в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. 9/10 обследованных М. А.Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно.
Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе.
1.2.Взаимоотношения в подростковом возрасте: проблемы
Подростковый возраст характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков, секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с
интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и
стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственной составляющей в оценках. Морально–волевые характеристики товарища становятся важным основанием для предпочтений. Статус личности больше всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из важных оснований выбора.
Выявлено, что "звезды" и "изолированные" подростки в классе
отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный организованный характер.
Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню
социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстранённо. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками определенной конфликтной ситуации. Они или уходят от решения, или, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с
максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, независимо от
статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.
Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом взаимоотношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа
сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой
ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей рано и с возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые по тем или иным
причинам не сообщают взрослые.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,
скрывающиеся за юношеской потребностью в стремлении быть в обществе других людей индивидуальны.Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другой черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Третий удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры. Чувство принадлежности к группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки
– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.
Подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в
свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, а средство самовыражения, установления новых человеческих контактов.
Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируются на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностно. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой
истории. Явление это многоуровневое. Самый универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –существуют практически везде.

Глава II.Исследование взаимоотношений учащихся средней школы

2.1.Методика исследования и ее описание
Для изучения взаимоотношений в классе была проведена социометрия. Для исследования был взят 8 класс МОУ СОШ №8 г. Железнодорожный. В классе 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков.
Социометрический метод– это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии - это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный - дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом.
Сведения, полученные в результате метода, не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляет собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Поэтому социометрический метод использовался в комплексе с методикой изучения малой группы Федоришина (анкета на выявление коммуникативных и организаторских способностей).
Для проведения социометрического опроса использовался бланк анкеты, который заполнялся каждым учеником класса.
Бланк анкеты
Вопрос:
С кем бы ты хотел дружить? С кем бы ты пошел в поход? Кого бы пригласил в гости? К кому бы обратился за советом? Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся класса была взята анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы вопросов, и зачитывалась инструкция: честно и быстро ответить на все предложенные вопросы.
Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»
Анкета:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию им вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами, или какими- либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми?
10. Любите ли вы организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вы включаетесь в новую компанию?
12. Часто ли вы откладываете дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни?
13. Легко ли вам устанавливать контакты с другими людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить новое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых вам людей?
28. Верно ли, вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми вам людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
2.2. Анализ анкет и полученных результатов
Анализ социометрических анкет позволил установить разные проявления взаимоотношений: предрасположенность, предпочтение, отвержение, избегание, оставление без внимания, игнорирование.
Итак, результаты социометрического метода показали, что в классе:
4 лидера: 2 девочки и 2 мальчика;
15 предпочитаемых: 9 девочек и 6;
4 неавторитетных: 3 девочки и 1 мальчик;
2 отвергнутых - 2 мальчика.
Наличие в классе 2 «изгоев» можно характеризовать как группу с невысоким уровнем благополучия, так как коллектив сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка. Из-за этого изоляция от коллектива сверстников имеет серьезные последствия в жизни подростка, которые проявляются в формировании негативных черт личности. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети, не принятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.
4 детей занимают промежуточное положение, т.е. иногда принимают участие в мероприятиях класса, имеют мало друзей. По отношению к ним осуществляется функционально-ролевое взаимодействие. К ним обращаются по мере необходимости. А интимно-личностное общение не происходит.
4 учеников являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятий.
Таким образом, это позволило нам определить лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».
В ходе проведения опроса по анкете Б.А. Федоришина были получены следующие результаты, которые подтвердили проведенную социометрию:
Количество учеников, получивших 5 баллов – 4 человека. Они обладают наивысшим уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти учащиеся испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение, могут внести оживление в незнакомую компанию, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Получивших 4 балла -15 человек, они обладают высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти учащиеся не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении,способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Получивших 2 балла - 4человек. Коммуникативные и организаторские склонности им присущи на уровне среднего. Они пассивно относятся к новым знакомствам, предпочитают проводить время по своему усмотрению, не проявляют инициативу в общественной деятельности, многие организаторские мероприятия стараются избегать (им неинтересно).
Получивших 1 балл - 2 ребенка, они обладают низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей (не имеют своего мнения, не участвуют в жизни класса, не заводят знакомств и т.д.).
Выявленные лидеры и аутсайдеры при ответах в социометрической анкете показали соответственно высокий и низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Из этого следует, что при высоком уровне развития коммуникативных качеств для группы лидеров характерен высокий уровень эмоционально - личностного взаимодействия, а для аутсайдеров - наоборот, характерно функционально - ролевое взаимодействие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
и т.д.................

Для примера представим, что где-то подрастает девочка или мальчик в семье строгих родителей. В доме все время звучат слова «быть хорошей(им)», «слушаться маму и папу», «не расстраивать родителей», «ты ДОЛЖЕН (ДОЛЖНА)».

Главное в такой семье для ребенка что? Конечно же, ХОРОШО УЧИТЬСЯ и СЛУШАТЬСЯ МАМУ и ПАПУ.

Если рассматривать детально: не обязательно учиться на все 5-ки, но, чтобы троек не было, а иной раз, чтобы и четверок не было. А то родители расстроятся. Расстройство родителей представляет из себя что-то вроде этого:

После очередной контрольной, если что-то не так, никто не спросит: «Почему у тебя не получилось? Может, тебе что-то непонятно или просто не интересно это учить? Или, может, ты на что-то отвлекаешься, тебя что-то беспокоит?» Обычно следует вопрос: «Ну, что ты там не написал(а)? Ты что, не можешь нормально выучить?» (Это, конечно, сильно ударяет по самооценке. Из таких детей вырастают, как правило, во всем сомневающиеся дети. Если вы тоже не уверены в себе, рекомендую заказать на сайте «Солнечные руки» книгу Рашида Кирранова «Как стать уверенным в себе за 3 месяца» ).

(Не идет речи о том, чтобы все время «прыгать» над ребенком, сдувать пылинки и преодолевать за него все сложности, через которые он должен пройти сам, делать за него школьные задания и т.п., но интерес к жизни больше формального: «Как в школе?» и попытки понять, в чем все-таки сложность или причина неудачи, вряд ли нанесут вред.)

Возвращаясь к теме, зачастую ребенок теряет интерес к предмету и начинает учить просто «для галочки», чтобы не получить плохую оценку и не ссориться с родителями. В институтах преподаватели о таких случаях говорят: «Максимум знания студента наступает в ночь и утро перед экзаменом, а потом быстро спадает, причем почти до нуля, так как глубоко выучить и отложить в долгосрочную память материал за одну ночь невозможно».

Продолжая о «правильном воспитании», остановимся на свободном личном времени. У современных детишек его, к сожалению, очень мало. Так вот, если возможность передохнуть все-таки выпадает, в свободное время ребенок из «строгой» семьи никак не имеет права играть в игры или заниматься «бесполезным» хобби. Нужно или читать книжку по школьной программе (если все прочитано, то желательно читать вперед), или гулять с родителями (притом бегать и дурачиться нельзя, нужно чинно идти рядом, и ни в коем случае не привлекать к себе лишнего постороннего внимания). На тему важности отдыха рекомендую вам статью автора сайта «Солнечные руки» Ларисы Ким «Отдых - необходимая часть человеческой жизни» .

По мере взросления ребенок часто хочет помочь родителям сделать что-нибудь по дому, поучаствовать в их делах. Конечно, с первого раза не все у малыша получается, девчонки бьют тарелки, мальчишки роняют на пол маленькие винтики и гайки и т.д., и это нормально, общий семейный опыт, призванный смешить, объединять и сплачивать. Но вместо того, чтобы показать, как лучше справиться, родители не редко отодвигают детей в сторону со словами: «Не трогай, а то еще уронишь. Не подходи, а то испортишь. Не лезь, все равно не поймешь, лучше книжку почитай». (К слову, если вы не знаете, что вам почитать, обратите внимание на статью «Хочу порекомендовать книги о любви со смыслом» на сайте «Солнечные руки» )

Если ребенка кто-то обижает, и он приходит домой «надутый», сначала его долго «пытают», а потом оказывается, что не прав всегда он сам, потому как должен быть выше любой обиды и не опускаться до ответной реакции, он же хорошо воспитан. Притом, сплошь и рядом происходит обратное, тех сверстников, кто может дать отпор, пусть даже грубовато, начинают уважать остальные, а его продолжают «тюкать» или же просто перестают замечать.

Теперь поподробнее о школьном коллективе.

Довольно часто среди одноклассников зарождается (не без помощи рекламы и СМИ, конечно) какое-то «повальное увлечение»: игрушки из определенной серии, журналы с наклейками, конструктор, музыкальные композиции известной рок или поп-группы, серия мультиков или фильмов и т.д., вот тут и начинается самое «веселье» для нашего «хорошо воспитанного» малыша или подростка. (На тему воспитания читайте на нашем сайте статью )

Вроде родители правы, мне им особо нечего возразить, только наш человечек постепенно откалывается от коллектива, потому что у него не остается тем для разговоров с одноклассниками. Да и ребята считают его странным, «не от мира сего». Одноклассники встречаются после школы, чтобы обменяться «штучками», а нашего ребенка с собой не зовут. Все логично, ведь у него нет таких «штучек». Но со временем ребята все крепче дружат, ходят всюду вместе, вроде бы и хочется ему присоединиться, а никто уже и не зовет, да и гулять с ними по вечерам нельзя, потому что «это безделье». Никто не виноват, просто так вышло, грустно…

Про мужскую психологию в подростковом возрасте, да и вообще, я писать не берусь. А вот про девчонок напишу.

Перед нами девочка-подросток из такой вот семьи. Что для нее главное? Чему ее учат? Опять-таки хорошо учиться и аккуратно прилично одеваться, неважно, что все одноклассницы выглядят, «как с картинки», начинают разговаривать о косметике или обновках, вместе ходят по магазинам… Модные вещи, туфельки на каблучках и даже простенькие стрижки не для этой девочки (потому что «не аккуратно» и т.д.). Она ходит с косичкой или хвостиком, в строгой одежде темных тонов. Про общение и кокетство с мальчиками и речи идти не может: «это все неприлично», «ты что, вертихвостка?» А девчонки знакомятся с ребятами, ходят на каток, в кино, учатся кокетничать и общаться. Это все опять не для нее, «не прилично», «мало ли какие там ребята, вдруг дурному научат» и т.д., нужно домой, обратно к книжкам, там привычней. Так не сложно окончательно стать белой вороной. (Кокетство - важное качество для представительницы слабого пола. На эту тему рекомендую почитать статью «Что такое кокетство? Кокетничайте, и мужчины будут у ваших ног» на сайте «Солнечные руки» )

В дальнейшем уже молодая женщина совершенно не умеет красиво одеться, краситься, уложить волосы и т.д.. (Хорошо, если есть кому научить, если есть понимание, что это тоже нужно, и терпение научиться всему, а если нет?)

Конечно, не стоит в школьном возрасте накладывать на лицо несколько слоев тонального крема и теней, модная одежда не значит обязательно мини-юбка и кофточка с огромными вырезом, не желательно портить ножки каблуками по 10 см, но все же здорово, когда девочка понимает, что красота женщины важна и нужна, прежде всего, ей самой, развивает вкус, учится правильно подбирать красивую и удобную одежду и обувь, ухаживать за своим телом, заботиться о своем здоровье и т.д.

Не стоит молодой женщине стесняться своей красоты и совсем не следить за собой, потому что «лицо мазать — это не дело», и «не прилично», «учеба важней». Ведь бывает, девушка даже не видит смысла следить за собой, потому что в книгах женщин любят чаще за «красивую душу», «доброту», «свободное мышление», «интеллигентность и утонченность». А уж этого ей не занимать. Тем более «учеба важней».

Возвращаясь в тему семьи и подростка без разделения полов, можно подытожить, что в голове у вчерашнего ребенка начинают все чаще появляться интересные недетские мысли. Например: «Родители, безусловно, во всем всегда правы. Они меня кормят и одевают, нам есть, где жить. Я должен их только радовать. Но почему со мной никто не дружит? Почему мной не интересуются мальчишки (девчонки)? Я ведь никогда никого не обижал(а), даже на обиды не отвечал(а), потому что воспитанные дети так не делают. Почему меня не берут в свои компании? Почему без меня отмечают конец четверти и день рождения, хотя, если нужно решить сложную задачку, всегда вспоминают обо мне? Наверное, во мне что-то не так? Может, я просто хуже других и обречен(а) на одиночество? Может, и не надо мне пытаться с ними сблизиться, зачем? Ведь воспитанные люди никому не навязываются…»

Бывают и другие не очень здоровые мысли: » Я никого не обижал(а). Я не хуже других. Я не участвовал(а) в их играх, потому что это безделье. Со мной никто не дружит, а за помощью в учебе все бегут. Значит, они все подлизы и лицемеры, а я один(а) правильный(ая) и честный(ая). И я сам(а) не хочу быть с ними и дружить, не зовут и не надо!» и т.д.

Не буду приводить все возможные варианты. Хорошего тут мало.

Время идет, вот окончание школы, в коллектив, как правило, влиться уже не получилось и вряд ли выйдет.

Но есть новый шанс что-то наладить и построить, это институт, колледж или университет. Там новые люди, никто никого не знает, можно что-то в себе изменить, забыть о прошлом и приблизиться к этим людям. Вместе предстоит столько преодолеть и столько узнать, это отличная почва для крепкой дружбы. Много у кого получается, и институтские друзья, как у кого-то и школьные, часто бывают, как говорится, «на всю жизнь». Но и здесь есть подводные камни.

Вот, допустим, человек чувствует себя отлично в новом коллективе. Он так долго ждал этого ощущения, что забывает про все, и друзья становятся для него центром «маленькой вселенной». А окончание института или колледжа в любом случае подразумевает под собой довольно острую конкуренцию за рабочие места (в некоторых ВУЗах придумали так называемый «рейтинг» среди учащихся, и жестокая гонка за первое место начинается еще там). Не всегда для товарищей по учебе дружба оказывается важнее трудоустройства или просто амбиций. Крах этой «маленькой вселенной» бывает крайне тяжело пережить. Притом со временем все женятся и выходят замуж, находятся другие заботы, и на встречи с одногруппниками часто просто нет времени.

Пока сверстники еще в школе учились общаться «обо всем и не о чем» с противоположным полом, на бытовом уровне осваивая психологию, гуляли по паркам аттракционов, праздновали дни рождения, сидели друг у друга в гостях (говоря языком строгого воспитания, «бездельничали»), мы что делали? Правильно. Читали книги, играли на скрипочке и т.п., смотря куда в детстве нас отдали. Какими бы ни были отношения с противоположным полом в институте или колледже, школа — пласт длиной в 10 лет, и от багажа «книжных» и «родительских» представлений о жизни перейти к реалиям совсем не просто.

Спору нет, книги - это замечательно, только наши классики известны во всем мире, и многие иностранцы учат наш язык специально, чтобы прочитать Толстого и Достоевского в оригинале, а есть еще и зарубежные авторы… Человек при чтении действительно духовно обогащается, с ним становится интересно говорить, приятно слушать его хорошо поставленную богатую речь… (Обратите внимание на статью Милы Александровой «Риторика - как убедить человека с помощью слов» на сайте «Солнечные руки» ) Если вы не умеете четко выражать свои мысли и испытываете трудности в общении, она вам очень поможет решить эти проблемы) НО! Если сверстники в большинстве своем общаются на сленге, который для начитанного человека, не привыкшего сидеть в интернете (потому что «это безделье» и «от него все зло, только глаза испортишь») или гулять «во дворе», перестроиться не так уж просто. Даже стыдно перед товарищами становится, когда не понимаешь значения каких-то словечек. Здесь снова появляется ощущение, что ты «не от мира сего».

А поведение противоположного пола от поведения книжных героев отличается просто невыразимо, тем более времена вееров из перьев, белых перчаток и балов уходят от нас все дальше. Да, здорово знать литературу и историю, принимать и уважать опыт прошлых поколений, но вот для прямого применения «мотивов из книг» и «родительских уроков» в жизни нужно обладать немалой мудростью и все время вносить коррективы.

Да и потом - сложно близко и долго общаться с человеком, который все знает и непрерывно сыплет красивыми фразами и цитатами, это сродни королевскому приему, где должно показать знания, искусство поведения и общения, не показывая никому и краешка своей души.

Вот и получается, что это НЕбезделье отобрало у человека несколько существенных частей жизни:

Во-первых, ему тяжело и страшно браться за что-то новое (вдруг не получится и я всех подведу и расстрою?), выходить к новым людям (вдруг не примут?). Непривычно в большой компании. Сложно открыться. Или же наоборот, захлестывает ощущение нужности своим друзьям, и человек готов на все, лишь бы не потерять такое отношение, он открывает свою душу до той степени наготы, которая и не нужна вовсе, а только пугает окружающих.

Во-вторых, учеба заканчивается и работа выбирается по инерции долгих лет, «чтобы не расстраивать родителей». Не всегда выбор родителей совпадает с желанием самого человека. И даже глубже: здесь уместно спросить, есть ли у него вообще какие-либо желания, кроме «не расстраивать родителей».

В-третьих, отсутствие интересов влечет за собой отсутствие хобби, эмоциональной разрядки, отсутствие общения с единомышленниками, кроме как по работе, и, в конце концов, потерю интереса самого к себе, как к личности, одиночество, мысли об отчужденности и ненужности в этом мире. (На тему счастья, принятия и прощения себя рекомендую статью «Откуда берется недовольство собой и жизнью?» на сайте «Солнечные руки» )

В-четвертых, сложности построения отношений с противоположным полом и, как следствие, вероятность так и не построить свою семью. Ведь нужно почти с нуля учиться общению и психологии, во взрослом возрасте и «на взрослых людях» это все осваивается намного дольше и сложнее, взрослые менее откровенны и открыты, у всех разный личный опыт, да и вообще в детстве учиться проще, не зря в музыкальные, спортивные и т.п. школы (где изучают что-то специфическое) рекомендуют отдавать детишек еще в дошкольном возрасте.

Итак, годы идут, а семья все не строится, и теперь уже критика окружающих, если она есть в наличии, однозначно направляется на «тебе **** лет, у всех уже дети, семьи, а ты все никак не соберешься…» и.т.д. И это еще полбеды, ведь некоторые, чтобы не расстраивать окружающих, (не остаться одному с родителями, когда все друзья Новый год празднуют с женами и детьми, не остаться старой девой, родить до 30 лет и т.п.) еще и создают семью с первым(ой) встречным(ой), чтобы хоть здесь быть как все, и перестать наконец-то слушать советы и понукания. Узнаете свою жизнь? Хотите что-то изменить в ней, но не знаете, с чего начать? Для начала рекомендую внимательно изучить статью автора сайта «Солнечные руки» Оксаны Чистяковой «Как изменить свою жизнь за 21 день?»

Ни в коем случае не осуждая ничьих родителей, здесь я попробовала отобразить последствия слишком строгого воспитания с одной стороны, с элементами манипуляции вида «не расстраивай самых близких и дорогих», и чрезмерной опеки с другой.

Не возникает даже сомнений, что подавляющее большинство родителей далеко не безразличны к судьбе ребенка, многие пытаются вложить в дорогого человечка как можно больше, использовать время становления и взросления личности максимально эффективно. И это правильное желание.

Конечно, обязательно нужно воспитывать ребенка, учить всему, и объяснять все, что вызывает вопросы. Естественно, не лучшей линией отношения будет поощрение хулиганства и капризов, не стоит делать из человечка «звезду» на ровном месте. И про это тоже следует писать. Но для данной статьи я выбрала тему излишней строгости и требовательности к малышу, чрезмерной опеки, когда он боится сделать лишний шаг, не получив одобрения родителей, сказать лишнее слово. Когда его успехам не радуются, а требуют только больше и больше, или же даже в успехах находят недочеты.

Есть вероятность, что такой человек переборет в себе чувство страха и начнет заявлять о себе везде, где нужно и не нужно, но, скорее всего, это будет сопровождаться ссорами с родителями, кардинальным переворотом в жизни, стиле поведения, манере одеваться, вплоть до ухода из дома (зачастую нам кажется, что на новом месте начать новую жизнь гораздо проще).

Но выберется ли он из этого состояния? Вернется ли к равновесию? И, если все закончится благополучно, сколько же это будет стоить нервов и сил прежде всего ему самому, а так же всему окружению?

Не проще ли шире смотреть на проблемы, и, главное, на их возможные причины и последствия? Конечно, всегда много дел и мало времени. Само собой, все предусмотреть нельзя. Но все же…?

Неужели у самых близких, у мамы и папы, совсем нет возможности построить с ребенком доверительные отношения? Научиться вести диалог? («мал еще рассуждать», «мама всегда права» и «все, хватит!» за диалог не сойдет).

Попытаться понять мотивы «плохого» или «странного» поведения? Поискать истинные причины обид или неудач, вместо того, чтобы гнаться за положительным результатом любой ценой в незримом соревновании со своими амбициями или другими родителями?

Может, тогда меньше подростков будут писать на сайтах из серии «Вопрос психологу» страшные посты, такие как: «не хочу ничего!», «меня все ненавидят…», «не знаю, как дальше жить и зачем?», «меня никто не понимает и не любит…»?

Я здесь написала много неприятного, где-то преувеличила и сгустила краски. Я позволяю себе отослать на «Солнечный сайт» такую вот несолнечную статью в надежде, что ее опубликуют, и хоть одним непонятым и отчужденным человечком станет меньше.

P.S. Уважаемые администратор, редактор и авторы сайта «Солнечные руки»! Спасибо вам еще раз за ваш проект.

С уважением, Ирина Разина.

В каком смысле можно говорить об отчуждении в образовании? Что подвергается отчуждению, т.е. изъятию из владения ученика.

Отчуждению подвергается свобода человека распоряжаться временем, пространством, собой в соответствии с собственными ценностями. В последнее время школа все чаще сталкивается с проблемой отчуждения ребенка от образования. Установленный извне режим жестко регламентирует, регулирует жизнедеятельность ребенка вне зависимости от его внутренних потребностей, установок, ресурсов или дефицитов. Образование противоречиво по своей сути. В своей реализации оно сталкивается со многими противоречиями, которые должны разрешаться в процессе учения - обучения. Это противоречие между натуральными способами миропонимания, мироощущения и культурной формой учебно-предметного содержания, противоречие между сложившимися за предыдущий возрастной период и предлагаемыми учителем формами общения, противоречие между самооцениванием и внешней оценкой, между поколениями, между автономностью и зависимостью и т. д. Эти противоречия могут иметь формы продуктивных конфликтов. Если образовательной системе не удается выстроить процесс продуктивного разрешения противоречий, то это приводит к обессмысливанию школы и отчуждению ребенка.

Неизбежность пребывания ребенка в образовательном институте при отсутствии личностного смысла (причастности к образовательному процессу) приводит к фактическому отчуждению с сохранением суррогатных способов (имитаций), что может вводить в заблуждение учителя, ориентированного на оценку последействия, и может приводить к обнаружению отчуждения очень поздно, когда это уже сложно компенсировать.

Заданность содержания образования извне и отсутствие специальных действий по приведению в соответствие культурных притязаний на ребенка и его натуральных форм, отчуждает это содержание от личности, ориентирует не на личность учащегося, а на достижение требуемых извне результатов в узких предметных рамках.

Стремление представителей системы удержать ребенка в рамках отношений, не меняя характеристики среды в сторону их соответствия, приводит к интерпретации учебного процесса как чужого.

В системе образования ученик лишен важнейших измерений личной свободы, причем именно в отношении того, что и составляет предмет его деятельности. Отчуждение ученика от предмета деятельности является проблемой развития системы образования.

Невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения своего места, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации, приводит к появлению личностно-отчужденного характера обучения, поиску мест и возможностей для самореализации и самоактуализации вне системы образования.

Согласно Л.С. Выготскому, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем. Эта фундаментальная идея противостоит требованиям авторитарной педагогики, согласно которой учитель может непосредственно эффективно воздействовать на ребенка исходя из своих учебно-воспитательных целей, не сообразуясь с мотивами, интересами и готовностью ребенка осуществлять собственную, личную деятельность.

В системе образования отчужденность содержания обучения от личности учащегося фактически приобрела повсеместный и всеохватный характер - от начальной школы до учреждений повышения квалификации, от обучения математике до обучения искусствам.

Один из результатов отчуждения содержания обучения, психологически в значительной степени связанный именно с предметностью, состоит в том, что полнокровное взаимодействие учителя и ученика как личностей сужается, ограничивается рамками предмета. Не менее действенным механизмом отчуждения деятельностей учения и преподавания от субъектов образовательных взаимодействий выступает сложившаяся практика группирования учащихся и педагогов (классы в школе). По существу единственным основанием для объединения учащихся в постоянные по составу группы (классы) в традиционной образовательной практике выступает биологический возраст. В сочетании с предметностью «классность» (наличие классов) психологически ограничивает возможности проявления свободной познавательной активности учащегося, заставляя его на протяжении многих лет взаимодействовать с не им выбранными партнерами, действовать вместе с ними и как они, ориентироваться на них в оценке успешности деятельности. Класс задает всем некий усредненный темп и ритм деятельности. Работая в постоянной по составу группе под руководством навязанного извне и вынужденного по обстоятельствам деятельности навязывать себя преподавателя, учащийся постоянно ограничен в возможностях ставить и преследовать собственные познавательные цели (интересы), выбирать способ и темп работы, партнеров по ее выполнению, вырабатывать собственные критерии ее оценки. Учитель в современной образовательной практике почти всегда, во-первых, обучает не им собранную и выбранную группу учащихся, а, во-вторых, делает это совместно (или, скорее, параллельно) с группой коллег, собранной также не им и не по им определяемым основаниям (такими основаниями являются, как правило, набор предметов по учебному плану, состав штатных преподавателей, их учебные нагрузки, а вовсе не общие педагогические позиции или психологическая совместимость).

Урок, основная структурно-временная единица обучения, определяя пространство-время взаимодействия деятельностей учения и преподавания и межличностного взаимодействия учащихся и учителя, выступает одним из главных механизмом их взаимного отчуждения и отчуждения деятельностей. Посредством разбиения процесса учения на мелкие единицы - уроки - ему придается насильственная, не мотивированная никакими человеческими потребностями дискретность (прерывистость), препятствующая погружению в изучаемое содержание, не допускающая увлеченности им. «Урочность» требует быстрых переключений с предмета на предмет, почти невозможных для нормальной познавательной активности нормального человека. В результате у учащихся активизируется охранительная реакция, требующая не включаться вообще.

Таким образом, механизмами отчуждения в системе образования выступают единый учебный план, программы, учебники, вообще сама по себе предметно-классно-урочная структура процесса обучения. Следовательно, явление отчуждения имело место в системе образования с момента ее появления и, по сути, демонстрировало нечувствительность системы образования в отношении взрослеющего человека, субъекта собственной деятельности .

Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива.

Личностные и деловые отношения между учащимися вспомогательной школы складываются весьма трудно и медленно. Эти дети недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими.

Весьма характерным проявлением в поведении детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что общие интересы коллектива учащимися вспомогательных школ воспринимаются весьма абстрактно.

Детский коллектив складывается с установлением деловых отношений, обусловленных единством целей в совместной деятельности учащихся. Эти отношения А.С. Макаренко называл “ответственной зависимостью” и рассматривал их как наиболее характерные. Без них влияние коллектива на личность невозможно.

В формировании коллектива учащихся школы VIII вида одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик вспомогательной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения.

Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его личный учебный труд носит общественный характер, что его успехи небезразличны для его товарищей. Большое значение в развитии личности и коллектива имеет правильная организация взаимопомощи.

В учебном труде это сначала могут быть простейшие формы, такие, как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно в силу недостаточной сформированности соответствующих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети.

По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности – в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности. Зачастую общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане.

Если жизнь в рамках класса строго регламентирована и заорганизована, детям становятся неинтересны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности.

Часть детей, которые имеют более глубокое поражение коры головного мозга, не проявляют интересы к окружающему их миру. Коллектив таких детей развивается гораздо медленнее, и его потенциальные возможности остаются нераскрытыми.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки только той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

В школе VIII вида имеются разновозрастные детские коллективы, особенно во внеурочное время. В разновозрастном отряде учащиеся попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более умелыми, более опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости “перестраивать” себя. В постоянном общении с младшими более старшие дети удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы. В разновозрастном коллективе имеется больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости.

Взаимосвязь и взаимопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходимость. В нем, по словам А.С.Макаренко, создается “удивительные отношения”, “нежные нюансы” товарищества.

В группе учащихся 1 класса школы VIII вида уже происходит дифференциация на наиболее популярных, предпочитаемых и изолированных. Такое положение ребенка в коллективе напрямую зависит от оценки учителя.

Во 2 классе происходит разделение деловых и личных взаимоотношений.

Ученики 1-3 классов вспомогательной школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет.

Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый).

Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость. Предпочтение моральным качествам учеников отдается в тех классах, где лучше поставлена воспитательная работа.

К 4 классу школы VIII вида межличностные отношения приобретают диффузный характер, а именно: в таком коллективе часто вообще нет самых мобильных. Поэтому 4 класс – это переломный этап формирования межличностных отношений учащихся вспомогательной школы.

В 5 классе вновь усиливается избирательное отношение друг к другу. К 4-5 классу учащиеся начинают осознавать и правильно оценивать свое положение в коллективе.

В 5-7 классах более четко появляется разделение коллектива в зависимости от симпатии и антипатии, при этом количество учеников, попавших в группы, занимаемые самые неблагоприятные положения, более многочисленно, чем в массовой школе.

Так как у учащихся школы VIII вида еще не сформировано умение тонко дифференцировать личностные качества своих сверстников, они дают популярные оценки – хороший, плохой.

Учащиеся старших классов более осознают мотив выбора товарища, чем младшие. Они готовы простить своему товарищу физический недостаток, если черты характера привлекательны. В старших классах достижению высокого положения мешают драчливость, лень, грубость и другие негативные качества. Старшеклассники отдают предпочтение мотивам морального порядка. Следовательно, учитель может положительно влиять на формирование личности учащегося через коллектив.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь