Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Я не знаю кто я: чеченка или русская. Папа – чеченец. Мама – чеченка. Родилась в Чечне в 1993 году. Отец часто уезжал, а однажды увез с собой и меня, мне было тогда 3 года. Как выяснилось, он бросил свою чеченскую жену и женился на русской. Привезя меня в новую семью, он сказал, что теперь эта русская женщина моя мама. В школе мне с моей кавказской внешностью и именем было нелегко, т. к. городок маленький и практически все жители русские. Со временем все наладилось. Когда мне было десять лет отец исчез. Больше мы его не видели. Я осталась со своей русской мамой (она меня удочерила, дала русскую фамилию). Сейчас мне 18 лет. У меня кавказские внешность, имя и отчество; чеченский язык забылся. Русские фамилия и семья. Так кто я? Хочу еще сказать, что я не крещенная, но и ислам мне не прививался. Пожалуйста, дайте совет. Мне действительно сейчас нелегко. Для русских я чеченка. Для чеченцев никогда не буду своей.

24/03/12, Максимилиана
Меня часто спрашивают о моей национальности. Сказать что я русская язык не поворачивается (да и не поверят, а решат, что я стыжусь, поэтому говорю что метиска, мама-русская, папа - чеченец) А кавказцам вообще не отвечаю, говорю что это не этичный вопрос, а они мне говорят, что, видимо, я просто стыжусь своей национальности. Но я не стыжусь. Просто слишком много объяснять придется, а это все очень личное. Я очень люблю свою маму, очень ей благодарна за все, считаю ее родной и никому не рассказывала всю правду. А проблема в том что избавиться от стереотипов не получается.Я не знаю что мне можно, а что нет. Ведь если я чеченка то мне нельзя встречаться с парнем не своей национальности.Все попытки ухаживания парней свожу к дружбе или говорю нет. Я не могу встречаться с ними! Я же чеченка! Или нет…

11/06/12, dovsh
во общем, пишу по твоей теме. сделал регистрацию, думаю дойдет сообщение. как я понял ты чеченка. мать и отец тоже чеченцы. что тебе стоит сделать. самое первое, это прими Ислам. чеченцы без Ислама, тоже самое что цыгане без карт. 2. Спроси у своей русской мамы, кто был твоим отцом, спраси его фамилию, откуда он родом, где жил дома на родине. Так ты найдешь его корни, и своих родственников. Они должны будут тебя принять как свою! 3. если ты останешься со своею русской мамой, то после её смерти останешься сама без никого. выйдешь за кого нибудь, и будешь жить русской жизню без будушего и прошлого. а в старости за тебя и никто не посмотрит. я не говорю бросать твою русскую маму, просто найти своей корень на родине, ты не пожалеёшь. поверь мне.

11/06/12, dovsh
тебя в Чечне никто не бросит, и не обидит. сделай первых 2 шагов. если у тебя такое тяжолое прошлое, тебе никто ничего не скажет. не верь слухам. мм, незнайю что еще тебе написать. хотелось сохранить сестру чеченку а самое главное будушую мусульманку. без веры ты никто. а вера, это продолжение жизни после смерти на небесах. последняя вера, которую нам завещал Бог, это Ислам. последний Пророк Мухаммад алейхи салям. Дай Аллах тебе удачи. пиши если нужна будет помощь.

https://www.сайт/2018-01-10/chechenka_poprosila_mat_ramzana_kadyrova_povliyat_na_syna

«Ты недостоин быть главой республики»

Чеченка попросила мать Рамзана Кадырова повлиять на сына

Кадр с Youtube

Жительница Чечни записала видеообращение к главе Чечни Рамзану Кадырову, требуя от него прекратить похищения людей. Ролик размещен на канале Anti Kadyrov в Youtube.com.

Женщина, не называя своего имени, обвиняет главу республики в том, что по его приказу в Чечне похищают людей, призывает Кадырова вернуть матерям их детей. «Ты не достоин быть главой республики. Даже пастух, который уводит овец на пастбища, возвращает их, а тебе нельзя доверить даже эту работу. Чеченский народ чтит Аллаха, а ты совсем его не боишься», — говорит женщина.

По ее словам, Кадырова «Путин поставил править», но глава Чечни злоупотребил этим доверием и чинит беспредел.

Также автор ролика упоминает певца Зелимхана Бакаева, который исчез в прошлом году. По ее словам, он был похищен по приказу Кадырова по обвинению в гомосексуализме, хотя сам не является геем. В другом своем обращении — к матери Кадырова Аймани Кадыровой — женщина просит сказать сыну, чтобы он перестал убивать невинных молодых людей.

Напомним, о секретных тюрьмах для геев в Чечне, а также о массовых убийствах людей нетрадционной сексуальной ориентации в прошлом году рассказало издание «Новая газета». Впоследствии эта тема неоднократно поднималась в правозащитных сообществах. Издание предоставило список из десятков фамилий пострадавших. Чеченские власти неоднократно опровергали эту информацию, заявляя, что в Чечне геев просто нет и быть не может.

Правозащитные организации, пытавшиеся разобраться в этой теме, подвергались давлению. Так, уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев в конце прошлого года заявил о намерении обратиться в прокуратуру республики и Роскомнадзор с требованием заблокировать информационные сайты «Кавказский узел» и «Кавказ.Реалии».

Данные сайты очень часто пишут о нарушениях прав человека в республике. Однако, по мнению чеченского омбудсмена, их деятельность носит «дисфункциональный» и «деструктивный» характер. «В целях предотвращения дестабилизации общественно-политической ситуации в республике и информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, а также на систему государственной власти, необходимо безотлагательно принять меры противодействия информационным диверсиям», — уверен чеченский правозащитник.

«Наблюдается усиление негативного потока информации, направленной на дискредитацию общественно-политической системы в Чеченской Республике, лишение субъекта доверия инвесторов, подрыв авторитета и имиджа, также и провоцирование социальной напряженности среди населения. И с этим что-то надо делать», — говорится в заявлении Нухажиева, опубликованном на официальном сайте омбудсмена.

Мой муж, потомок грузинских князей, рассказывал, что его дедушка, приходя с работы, а он был поваром в известном московском ресторане "Арагви", садился за стол, опускал на его поверхность свой тяжелый кулак и значительно изрекал: "Ви мною созданы"! И вся семья, а особенно младшие ее члены, слушалась его беспрекословно.

У разных народов есть самые различные традиции воспитания детей, кто-то своих чад балует, кто-то с рождения помещает их в спартанские условия . Но всех нас объединяет одно - подрастающем поколению мы искренне желаем счастья и процветания.

Чеченцы

В республике очень популярна притча: молодая мать пришла к старцу, чтоб спросить: "С какого времени нужно начинать воспитывать ребенка"? "А сколько твоему сыну сейчас"? – Спросил мудрец. "Месяц", - ответила женщина. "Ты опоздала ровно на 30 дней", - вздохнул старец.

В Чечне до сих пор сохраняется самая главная древняя традиции – многодетность. Каждому новорожденному искренне желают 7 братьев, и не важно, какой это ребенок в семье, может быть 3-й, а может и 5-й. Авторитет мужчины, отца, деда здесь непререкаем.

Президент республики Рамзан Кадыров говорил в одном из своих интервью: "Я никогда не садился в присутствии отца и не разговаривал, отвечал только, когда спрашивали. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно также у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми, нас так воспитали, и эта традиция будет продолжаться".

Знаменитый кавказковед, историк Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бранят своих сыновей, чтобы те не выросли трусами. Как гласит вайнахская пословица: "лошадь, которую били кнутом, никогда не станет настоящим конем". А еще в республике практически не бросают детей, если с родителями что-то случилось, ребенка возьмут родственники, пусть даже самые дальние, или на крайний случай, соседи. Отказаться приютить сироту – позор на весь род.

Якуты

В давние времена у якутов была школа богатырского воспитания, в которую мальчиков отдавали с 3 лет, своеобразное, индивидуальное воинское обучение. Учителем там выступал отец или заслуженный воин-наставник. Система опиралась на спартанские, и даже еще более суровые традиции: в ребенка кидали горящие угли и учили от них увертываться, позже пускали деревянные стрелы с прикрепленными к ним короткими иглами. А защитные доспехи выдавали только после прохождения полного курса и сдачи сложного экзамена. С этого момента мальчик становился мужчиной и получал звание "боотур", воин.

Мордва

Предпочтение в республике издавна отдавалось мальчикам, продолжателям рода, дочь считалась обузой, в семье. Если появлялся сын, говорили: "Ведь-ава (богиня, покровительница любви и деторождения) подарила", если дочь – "Ведь-ава – бросила". А еще: "Сына корми – себе сгодится, дочь корми – людям понадобится", или "Сын – домашний гость, дочь в люди пойдет". Среди мордвы издавна были распространены "помочи", своеобразные субботники, когда собирались всей деревней и безвозмездно помогали одному соседу строить дом, другому рыть колодец, третьему – резать скотину к празднику. И детей воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи. Мальчики с 10 лет уже ходили на помочи, выполняя посильную работу. А девочки принимали участие в супрядках - женском варианте совместного труда. Хозяйка, нуждавшаяся в помощи при прядении шерсти, вязании чулок или варежек, нанимала тех же самых подростков за сладости или выпечку, для созыва как можно большего количества девочек и девушек. Зазывалы ходили по домам с большим шумом, стучали в окна палкой, призывали откликнуться. Различались дневные супрядки – "чинь супряд" и ночные – "вень супряд". На дневные ходили в будничной одежде, на ночные – в праздничной, поскольку на последние часто подтягивались и парни. В перерывах между работой знакомились, играли, танцевали, пели.

Донские казаки

После крещения в люльку мальчику обязательно клали шашку, пулю или стрелу, что называлось - "на зубок". И наблюдали за его реакцией: начнет играть – добрый знак, заплачет – стоит задуматься. Посвящение в казаки проходило в 3-4 года. В этот день собиралась вся родня, отец сажал сына на коня, давал в руки шашку, проводил по двору, а потом и по всей улице. Затем также верхом казаченка везли в церковь, где служили молебен. Из женской половины дома он перебирался в мужскую, старшие братья проверяли его подушку и одеяло, и безжалостно выкидывали, если те казались им слишком теплыми и мягкими, вразумляли: "Учись служить, ты теперь не дитя, а пол казака". Далее все силы направлялись на физическое развитие подростка. И даже игры со сверстниками были в большинстве подвижно-соревновательными. Но интересно, что проходили они обязательно под присмотром станичных стариков, которые строго следили за соблюдением правил и поведением каждого, а в случае нарушений, останавливали забаву и строго вразумляли провинившегося. В 7 лет мальчишка уже умел стрелять, в 10 – рубить шашкой. А по достижении 21 года являлся на службу "конно и при оружии", обладая всеми необходимыми навыками для защиты отечественных границ.

Евреи

Образ еврейской мамаши очень ярок в книгах, фильмах и анекдотах. Она выступает как символ гипертрофированного материнского инстинкта, полной и беспредельной отдачи своему, порой сильно великовозрастному чаду. По всем законам у такой родительницы должен вырасти абсолютно беспомощный, инфантильный ребенок. Однако этого не происходит! Еврейские дети рано взрослеют и порой опережают ровесников в развитии. Они с раннего возраста приучены не болтаться на улице, а ходить в музыкальную школу, шахматный кружок, художественную студию и т.д. Казалось бы, ограниченные в общении и собственных желаниях, они должны в подростковом возрасте срываться с цепи и бунтовать. И снова – мимо. Благодаря привычке к строгому графику и полученным многочисленным умениям, еврейские дети более дисциплинированы, меньше времени тратят на школьные уроки, больше успевают, максимально эффективно выстраивают свой день. А в итоге, подрастая, добиваются достаточно высоких результатов.

Вам понравилась какая-то модель воспитания? Смело берите ее за основу. Ведь одно из преимуществ жизни в большом многонациональном государстве – это возможность перенимать друг у друга лучшие черты. Однако помните, что ваш ребенок индивидуален, уникален, он единственный в своем роде, а потому, соблюдая национальные традиции, не забывайте прислушиваться к его желаниям и интересам.

Евгения Асатиани

У чеченцев исстари особым уважением пользовались женщины, потому что они несли людям жизнь, мир и покой. Об этом говорят фольклорные и литературные источники. О культе матери у чеченцев говорит и присутствие компонента «нана» («мать») в словосочетаниях, которые являются святыми для народа: «нана-мохк», «ненан мотт», «х1усамнана».

Женщина, прежде всего – мать, потому что она сеет и взращивает семена добра в детях, семье. От уровня ее добропорядочности зависит степень нравственного воспитания детей, поэтому она считается сердцем нации, ее духовным образом.

Много суровых испытаний выпало на долю чеченской женщины. Наряду с красотой и женственностью в ней всегда ценились такие качества, как: твердость воли, верность слову, смелость и отвага. В самые трудные для многострадального чеченского народа времена она делила с мужчинами все тяготы и лишения судьбы. И при этом ревностно оберегала свою честь и репутацию. Самый яркий образец этого качества наших соплеменниц запечатлен в событиях двухвековой давности.

После сожжения Ермоловым села Дади-Юрт в сентябре 1819 года солдаты решили переправить через Терек 46 плененных девушек, но на середине реки они стали бросаться в реку, увлекая за собой конвоиров, чтобы не попасть в руки к врагам. Они достойно погибли, но не дали себя опозорить. Село Дади-Юрт было сожжено, но подвиг доблестных чеченок не будет предан забвению.

И это далеко не единственный пример такого поведения женщин, которые рядом с отцами, братьями, мужьями с оружием в руках становились на защиту своей отчизны.

К примеру, дочь известного чеченского шейха, видного религиозного и политического деятеля Северного Кавказа Х1Х века Гази-Хаджи Зандакского Теа (Тоа), не успев еще выйти замуж, стала бок о бок со своими братьями на газават во время Чеченского восстания 1877 года под руководством своего двоюродного брата Алибек-Хаджи Алдамова. Она погибла в сражении в окрестностях с.Симсара Ножай-Юртовского района в начале октября 1877 года и там же похоронена. Ее могилу - «Теи каш» - знает любой житель Симсара от мала до велика. Она стала чеченской Жанной д Арк, национальной героиней, имя и подвиг которой потомки должны знать и помнить».

Отрадно, что в память о геройских девушках, которые предпочли смерть бесчестию, в нашей республике учрежден праздник – День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября.

Нам известно множество примеров беспрецедентного героизма дочерей Чечни. Их беззаветная любовь и преданность Родине порой могла пересилить привязанность к семье и детям, когда она благословляла сыновей на защиту родной земли. И это при том, что чеченская мать всегда являла собой пример материнской любви, ласки и заботы. Ее материнский инстинкт сильнее инстинкта самосохранения.

Много мифов и легенд, рассказывающих о том, насколько сильна материнская любовь. Говорят, некий юноша влюбился в девушку, однако она не отвечала ему взаимностью. Он стал приставать со сватовством и тогда жестокосердная девушка сказала ему, что выйдет за него замуж, если он принесет ей сердце своей матери.

Ослепленный любовью юноша пришел домой, убил мать, взял ее сердце и понес девушке. По пути он споткнулся и упал на колени. Тут сердце матери участливо спросило его: «Не ушибся ли ты, сынок?» Вот, насколько сильна материнская любовь. Поэтому у чеченцев принято с особым почтением относиться к матери, ее родственникам, а также родственникам жены.

Заметное место занимает женщина в чеченских фольклорных и литературных источниках. В национальной мифологии «ц1енана» - «мать огня», а огонь – это жизнь. Согласно мифологии, мать огня живет в огне и является хранительницей чистоты. Этот добрый дух дает людям горячую пищу, свет и тепло. Поэтому самое страшное проклятие у чеченского народа – «чтобы потух в твоем доме огонь».

Сердце кровью обливается, когда вспоминаю случай, рассказанный мне одним знакомым. Было это в холодный февраль чудовищного 1944 года, когда чеченцев высылали с родной земли. Во время долгого и страшного пути, в пронизываемых со всех сторон ледяным ветром товарных вагонах, смерть без устали косила даже доселе здоровых. Тела умерших конвоиры просто выбрасывали на обочину железной дороги. На каждой остановке вагоны инспектировались солдатами для обнаружения трупов, поскольку о добровольной их передаче не могло быть и речи, хотя за умышленное укрывательство умерших или противодействие изъятию трупов людей расстреливали на месте.

В одном вагоне с моим знакомым, который и поведал мне эту страшную историю, ехала молодая мама с грудным младенцем. Ребенок не выдержал суровых испытаний и скончался на руках у матери. Однако мать, желавшая похоронить свое чадо согласно обычаям, скрывая постигшее ее горе от «защитника Отечества», не подавала виду. Каждый раз, когда в вагон заходили солдаты, она имитировала кормление грудью и качала на руках своего ребенка, будто пытаясь его успокоить. Так продолжалось до самого приезда в места спецпоселений, где малыш и был похоронен.

Тяжелая история, которую трудно выслушать без слез, но в то же время это пример матери с большой буквы, это пример чеченской матери! Именно о таких матерях говорил наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Рай находится под ногами наших матерей».

Нет необходимости углубляться в далекое прошлое, чтобы привести примеры подвигов чеченских женщин. Достаточно проследить последние два десятилетия, и мы откроем бесчисленное множество таких примеров. Героиням нашего времени, несмотря на раннюю седину и бездонную усталость в глазах, в среднем - не более пятидесяти. На их молодость пришлись трагические события 90-х. Это они спасали детей и стариков во время бомбовых ударов, не разделяя на своих и чужих. Это они, рискуя жизнью, перевозили через федеральные блокпосты раненых. Это им пришлось спасать от голодной смерти мирное население, брошенное на произвол судьбы в самые страшные дни. Именно наши женщины снабжали республику, зажатую в тиски безысходности, провизией и медикаментами. Для этого им приходилось отправляться в соседние республики и в прямом смысле на собственных плечах, переходя вброд реку (как это было на известном герзельском посту), невзирая на непогоду, перетаскивать тюки и коробки, мешки и баулы со столь долгожданными продуктами, лекарствами и предметами первой необходимости.

В период послевоенной разрухи чеченки без устали трудились наравне с мужчинами, восстанавливая республику, причем в самых различных отраслях: на стройках и в библиотеках, в торговых рядах и на сцене, в правительстве и жилищно-коммунальной сфере, в медицине, образовании, сфере социально-бытового обслуживания.

И при этом чеченские женщины, как правило, остаются всегда сдержанными и скромными, ни на минуту не забывая о своем изначальном предназначении и необходимости существовать в гармонии с заветами предков. В этом особенность чеченской женщины, в этом ее ценность и достоинство.

Чеченка-хранительница очага, чеченка-мать, чеченка-символ чистоты и непорочности - за всеми этими эпитетами просматривается масштаб ответственности чеченской женщины перед обществом, перед предками и потомками. Но великая миссия, которую она с достоинством выполняла на протяжении веков, воспитывая сыновей - къонахов и охраняя домашний очаг, не ограничивалась только этим.

Роль женщины в чеченском обществе столь же важна, сколь и ответственна. Из века в век чеченская женщина стояла на страже семейных ценностей и традиций, установленных предками.

У вайнахов есть понятие «къонах» («къо – «сын» + «нах» - «народ», то есть сын народа, истинный мужчина – так говорят чеченцы о храбром, благородном, мужественном человеке. Он выступает в чеченской народной поэзии борцом за правду и справедливость, проявляя храбрость и отвагу в боях с неприятелем и чужеземцами». Данное понятие, как правило, у нас ассоциируется с представителем мужской половины: бородатый, усатый, вооруженный и в папахе. В этом мы глубоко ошибаемся, потому что къонахом – храбрым, благородным человеком может быть и женщина. Сегодня их немало среди нас. Иная женщина себя ведет намного достойнее некоторых мужчин. Их, как правило, называют «къонах-зуда» - (достойная женщина). Это самая высокая оценка женщины. Они у нас были, есть и будут.

В том, что чеченская женщина была поставлена в очень унизительное положение в 90-х годах, во многом виноваты именно мы, мужчины.

В последнее время, безусловно, меняется положение женщины в нашем обществе. Ведь, в отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать, и наши женщины – свободные, гордые, талантливые и красивые – не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. Нет ничего страшнее не в меру эмансипированной женщины, ибо женщина (а чеченская женщина тем более - М.О.) в любых обстоятельствах должна сохранять нежность, женственность, скромность.

На мой взгляд, особым вниманием в нашей республике должны быть окружены именно женщины-матери и женщины-труженицы. Помимо мер социальной поддержки, предпринимаемых руководством республики в отношении слабой половины населения, у нас отмечаются ежегодно три женских праздника: Международный женский день; День чеченской женщины и День матери, учрежденный Указом Президента РФ в 1998 году. Он отмечается в последнее воскресенье ноября.

Так что наша республика, пожалуй, является единственной, где трижды в год празднуют женщин. Этого, конечно, недостаточно. Мы постоянно должны их оберегать, окружать вниманием и заботой.

Зачастую мужчины, будучи убежденными, что этот мир находится на их попечении, забывают о том, что сами-то от рождения и до последнего дыхания окружены неусыпной заботой и вниманием женщин. И мы почти не замечаем, что, помимо основной нагрузки на работе, они всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта, а ведь большинство мужчин, если бы им довелось заняться обычными женскими делами, по всей вероятности, очень быстро протянули бы ноги (может быть я несколько утрирую – М.О.), однако лично у меня не вызывает сомнения то, что в житейском плане наши женщины намного выносливее нас, мужчин, а кроме того, намного чувствительнее и, конечно же, добрее. Поэтому, наверное, если бы женщины все-таки правили миром, то на свете было бы гораздо меньше войн.

В некоторых странах женщин назначают на самые ответственные должности вплоть до министра обороны. И вовсе не потому, что они славные воины, а потому что женщина в самой экстремальной ситуации искренне попытается сохранить человеческую жизнь, ведь только дающие, по воле Всевышнего, жизнь доподлинно знают ее настоящую цену.

Будь мы, мужчины, немного внимательнее к нашей прекрасной половине, каждый новый день мог стать для них ярким, насыщенным и радостным. Для этого достаточно осмотреться, оценить красоту и прелесть окружающих нас женщин. На всем протяжении истории чеченского народа они отличались преданностью семье, трудолюбием, терпимостью и мудростью. Поэтому во многом от них зависит настоящее и будущее нашего народа.

Дорогие наши женины, от всей души желаю вам крепкого здоровья, благополучия, огромного человеческого счастья, успехов во всех делах и начинаниях!

Пусть теплое весеннее солнце заряжает вас энергией, а праздничное настроение, радость и любовь к жизни всегда будут с вами!

Мовла Осмаев

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь