Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим с вами о такой проблеме как задержка развития речи у ребенка. Многие из родителей с наслаждением радуются достижениям своего малыша и не придают значения появляющимся проблемам. Это происходит до того момента, пока не требуется срочного вмешательства. Только бы не опоздать…

О темповой задержке речевого развития у детей можно говорить, если у малышика лепет и первые его слова появляются не в положенное время (в 6 месяцев и в год), а намного позже. И если ребенок в полтора года не строит простейшую фразу. Если после 3 лет проблема сохраняется, то нужно уже проводить специальную диагностику речевых функций и психики малышка.

Но, не смотря на то, что имеется задержка развития речи, предметная и игровая деятельность формируются своевременно. А возникшие проблемы с речью могут впоследствии проявляться в виде не грубых речевых ошибок, которые могут сохраняться практически до школы. Например, использование множественного числа каких-либо слов: стулы, тарелков, книгов и так далее.

Задержка развития речи характерна больше для мальчиков, которые созревают немного позже девочек. Но диагноз только на основании многократного обследования малыша, основываясь на динамике развития речи.


Влияние внешних факторов на задержку речевого развития

Задержка развития речи может быть обусловлена и внешними причинами. В первую очередь в этом повинны просчеты в воспитании, неблагоприятное окружение малыша, дефицит общения.

Многие мамы буквально «сканируют» своего ребенка на предмет его желаний. Не позволяют и слова сказать — угадывают по глазам: посмотрел ребятёнок на грушу — на тебе грушу, посмотрел на машинку — бери скорей, играй!

Естественно, это будет очень сильно тормозить развитие речи. Зачем напрягаться, пытаться что-то выговорить, работать язычком, когда достаточно лишь выразительно посмотреть на свою мамочку!

Вообще, родители подразделяются на два типа: одни разговаривают с ребенком очень мало, от того ли, что очень заняты, или ещё от чего. Малышу даже не с кем пообщаться, он всё время занят сам с собой. Другой вариант — это мама, которая без устали «трещит», ведает малышу обо всем, что видит и о чем думает.

С такой мамой в разговоре ребенок буквально не может и слова вставить. А если его о чем-либо и спрашивают, то фраза строится так, что ответить на неё можно одним словом или кивком головы: «Ты будешь пить компот?», «Пойдем гулять?», «Будем читать сказку?»

В таких условиях малышу уже совсем и не хочется развивать свои речевые навыки.

Профилактика задержки развития речи у детей

Профилактика — это уже и есть помощь в решении проблем. Учите детей выражать свои эмоции, высказывать свое мнение, свои желания. Главенствующая роль здесь принадлежит, конечно же, родителям. Обязательно нужно установить полный контакт со своим ребятенком, поощрять развитие его речи.

А начать такую «работу» нужно ещё до рождения — с первых мгновений после зачатия, в первые же дни, недели.

Расскажите своему малышу о своих впечатлениях, обо всём том, что случается с Вами. Расскажите, что Вы купили для него, какое оно всё красивое, яркое.

Каждый день начинайте словами: «Доброе утро!». В течение дня общайтесь с пузиком: «Сейчас мы пойдем гулять в парк», «Я тебя очень люблю!». Заканчивайте день пожеланием спокойной ночи.

Эти разговоры укрепляют взаимосвязь мамы и малыша, служат развитию интеллекта и стимулируют развитие речи.

Почаще включайте приятную (лучше классическую) музыку. Она воздействует на оба полушария мозга одновременно. Почитайте стишки, прибаутки, рассказы — всё это разовьет литературный вкус у Вашего человечка и создаст прочную основу, которая поможет в будущем освоить родную речь.

Всё понимает, но сказать не может…

Если Вы не сумели во время беременности так делать, то не надо переживать. Всё это можно догнать и позже. Для этого разработаны специальные нормы, на которые и надо ориентироваться родителям.

В нежном возрасте в ответ на обращение к себе малыш издает какие-либо звуки. Затем, примерно с полугода, начинается гуление. В этот момент можно помочь малышку. Говорите почаще с ним, обращайте его внимание на свои губы, лицо, проговаривайте протяжно определенные звуки.

До года малыш понемногу лепечет, у него появляется понимание речи. Продолжите занятия в том же ключе, проговаривайте все режимные моменты: «Сейчас мы пойдем гу-у-лять», «Будем ку-у-паться». Ребеночек посмотрит на Ваши губы и попытается повторить за Вами.

Во время игр с ребенком не забывайте спрашивать: «Где неваляшка?», «Где пирамидка?».

Малышок станет поворачивать голову и искать глазами названный предмет.

Если же он этого не делает, поднесите его или игрушку к нему и скажите: «Вот неваляшка» или «Это пирамидка».

Учите с ребенком простые действия: «Дай ножку», «Помаши рукой», «Подними ручку».

Попробуйте петь на ночь колыбельные, . Слушайте вместе музыку, детские песенки.

Где-то к году малыш может уже произнести некоторые облегченные слова-обозначения: «би-би» — машинка, «мя» — кошечка, «ля-ля» — куколка и так далее. В годовалом возрасте ребенку можно давать простые задания: принеси мячик, положи зайку. Маленький человечек почти не говорит, но всё понимает!

Появление в речи глаголов и местоимений

К полуторагодовалому возрасту в речи ребенка наблюдается огромный скачок, а именно — появляется фраза. Когда малыш играет, он может комментировать свои действия простыми словами и предложениями: «Машинка биб-биб», «Кукла бах».

Предлагаю вашему вниманию книги для малышей:

  • Эрик Карл «Десять резиновых утят ». Слушая и рассматривая эту книгу, малыш сможет узнать, каким образом игрушки появляются на свет и как попадают в магазины; познакомиться с обитателями морских глубин и научится считать до 10. Также ребенок сможет развить основные навыки ориентации в пространстве, назвать стороны света.
  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница ». В этой замечательной книге примерно 30 страниц и не больше 200 слов. 200 слов, которые родители читают своим малышам на двадцати четырех языках уже в течение сорока лет.
  • Лучшие книги для малышей - сказки на ночь, сказки-мультфильмы, первые стихи

В 2 года в речи начинают появляться предложения из трёх слов. В обиходе присутствует местоимение и прилагательное. Ребенок про себя уже говорит «Я».

В разговоре задавайте такие вопросы, отвечая на которые малышу придется давать развернутый ответ: «Ты будешь есть кашу или рагу? — «Я буду есть рагу». В это время дети очень активно обогащают свой словарный запас.

Трёхлетние «почемучки»

В возрасте трёх лет малыш использует развернутые предложения. Постарайтесь подробно и как можно точнее отвечать на все его вопросы. Постоянно читайте вместе с ребенком, попросите его пересказать сказку, рассказ, попробуйте . Обязательно вместе с малышом выполняйте артикуляционную гимнастику.

Примеры её можно найти в различных методичках по логопедии. Работайте с ладошками малыша, развивайте мелкую моторику руки.

В этом плане очень хороши занятия лепкой или .

Детки постарше уже могут собирать мозаику, паззлы, конструктор. Хороши также шнуровка и застегивание пуговичек.

Подводим итоги

Есть такие родители, сетующие на то, что у них не хватает времени для занятий с малышом. Но, позвольте! Времени у всех ровно столько, сколько его было и у великих людей, например, Да Винчи, Микеланджело, Бетховена…

Предлагаю вам скачать электронную книгу Ольги Богдановой
«Учусь говорить правильно за 20 минут в день ».
Это уникальная логопедическая методика для работы с детьми дома и в детском саду.

Ведь решать проблемы с речевой задержкой у детей можно и на прогулке, и во время поездки в транспорте из детского сада, во время покупок в магазине.

Пусть малыш расскажет Вам истории про своего любимого героя или сказок, а Вы слушайте внимательно, задавайте вопросы, расскажите свою историю!

Это и будет самым верным и коротким путем к исправлению задержки развития речи у Вашего малыша. Подумайте о своём стиле общения с ребенком, вспомните — что и как Вы ему говорите. Это крайне важно!

Посмотрите видео « Причины задержки речи. Что делать, если ребенок не говорит?» :

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз. Подписывайтесь на и полайкайте, пожалуйста, кнопочками соцсетей — поделитесь с друзьями информацией).


Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы. Важная роль в прохождении через эти периоды отведена родителям, которые, общаясь с ребенком, рассказывают ему об окружающей среде, предметах и явлениях, побуждая кроху отвечать. Однако порой случается так, что кроха мало гулит и лепечет, а его первые слова и целые фразы появляются достаточно поздно.

Роль родителей в развитии ребенка

Задержка в развитии речи малыша приводит к беспокойству родителей, они начинают пытаться решить проблему, обращаясь к специалистам, зачастую, — это педиатры или невропатологи. Врачи могут назначить медикаментозное лечение. В таких ситуациях нужно помнить, что эффективную помощь крохе способен оказать логопед. Все маленькие детки пытаются подражать речи людей, которые их окружают. Если ребенок будет общаться с человеком с нарушенной речью, возможно, он станет копировать неверные варианты произношения отдельных звуков, темп речи будет ускоряться. Известны случаи, когда по подражанию у детей появляется заикание. Неправильную речевую форму усваивает слышащий малыш, воспитываемый глухими родителями.

У дошкольника не совершенная речь, и все приведенные неблагоприятные факторы способны с легкостью нарушить ее развитие. Есть некоторые так называемые критические периоды речевого развития, выделяемые для разных возрастных периодов: возраст 1-2 года отмечен интенсивным развитием речевых зон головного мозга; в 3 годика малыш должен освоить фразовую речь; ребенок 6-7 лет идет в школу, чтобы овладеть письменной речью. В эти периоды на центральную нервную систему крохи увеличивается нагрузка, что создает некие условия для нарушения развития речи или «срыва» речи (заикания). Но следует знать об удивительных компенсаторных возможностях детского мозга. Если родители, специалисты смогли рано выявить проблему и своевременно оказать чаду квалифицированную помощь, тогда возможно значительное ее уменьшение и даже устранение.

Как определить наличие темповой задержки речи?

От многих родителей малышей разного возраста поступают жалобы на то, что «ребенок не говорит». Из-за отсутствия первых слов начинают беспокоиться родители годовалого ребенка, особенно, если он является их первенцем, и они не могут сравнить его речевое развитие с детьми старшими. Распространено мнение о том, что кроха должен начать разговаривать в год, не это не совсем так. Как говорят исследователи детской речи, есть вариативность границ развития речи малышей. Это означает, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным темпом обучения. Первые слова появятся в возрасте 9 мес. – 1 года 3 мес., причем у мальчиков всегда позже, чем у девочек. Будьте внимательны! Если в 2 года кроха не лепечет или не говорит хотя бы несколько слов, а в 3 годика не произносит фразы — это серьезная причина для беспокойства.

Говоря о причинах задержки развития речи, здесь используется общепринятая терминология, которая встречается в литературе. Это значит, что при нормальном развитии интеллектуальных способностей и понимании речи людей у малыша отмечается запаздывание сроков появления речи. Но когда ребенок начинает говорить, ему удастся быстро догнать своих сверстников. Можно определить, присуща ли малышу темповая речевая задержка?

Ребенок отлично понимает то, что ему говорим мы, взрослые. Можно предложить крохе выполнить задания, чтобы узнать, насколько хорошо он способен понимать вашу речь. В 2 годика малыш хорошо понимает простые задания и инструкции: иди на ручки; принеси мне куклу; покажи на картинке машинку. Еще одним показателем является стойкая реакция на имя. Нужно закрыть губы листом бумаги и назвать шепотом имя крохи. Он должен обернуться. Трехлетний малыш должен хорошо понимать простые задания и инструкции: посади мишку на стул; спрячь мишку за стулом; возьми газету, подойди к столу и положи ее на стол; принеси папе мамину кофту; покажи на картинке, где мальчик дает конфету девочке, а где девочка дает конфету мальчику. Малыш обладает хорошим слуховым вниманием, он может узнавать и различать звуки окружающей среды, разные шумы (пение птиц, звонок в дверь), определять расположение источника звука, различать голоса людей, подражание голосам животных, показывать на картинке предмет, названный вами.

Когда начнет говорить?

В более ранние периоды развития, включая и внутриутробный, тяжелые вредоносные факторы не влияли на организм ребенка. Темповая задержка речи зачастую возникает, когда малыш слабый, часто болеет, родители плохо воспитывают его, мало общаются с ним, игнорируют. Такие дети любознательны, проявляют интерес к предметам и явлениям, но не могут задавать вопросы, чтобы узнать нужную информацию, и подводят взрослого к интересующему предмету, показывают на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируют свою заинтересованность. Малыши с темповой задержкой речи применяют иные способы общения (жесты, вокализация, интонация, мимика). Они хотят общаться с окружающими и привлекают их внимание, тянут за одежду, поворачивают лицо взрослого к себе.

Однако такой ребенок может начать разговаривать совершенно неожиданно, без применения специального обучения, и в будущем его речь развивается как у сверстников. Иные детки резко переходят от небольшого набора слов к разговору фразами. Лингвисты этот скачок называют языковым взрывом. Это зачастую происходит летом, в это время малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится более крепким. Хотя многие дети нуждаются в «пусковом толчке». Этим стимулом становятся игровые занятия в группе со сверстниками, умеющими разговаривать, занятия по развитию речи с логопедом. Не нужно терпеливо ждать, когда малыш заговорит самостоятельно, следует проконсультироваться со специалистами, чтобы те дали полезные рекомендации по преодолению задержки развития речи крохи.

Когда речь полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией, возникающей в результате повреждения речевого отдела коры головного мозга во время внутриутробного развития или в очень раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или нарушенным интеллектом. Но без специального обучения подобные детки не смогут научиться разговаривать самостоятельно. Порой малыши не говорят вплоть до предшкольного возраста, а иногда и до более позднего времени. Если начать проводить лечение и коррекционное обучение поздно (после 4-5 лет), малыш начнет отставать и в интеллектуальном плане, ведь его запас знаний об окружающих явлениях намного меньше, чем у разговаривающих сверстников.

При алалии нарушены все стороны речевого развития крохи: плохое произношение, ухудшается речевой слух и усвоение правил родного языка, уменьшается словарный запас. Ребенок не способен усвоить правила функционирования всех систем родного языка, поэтому алалия получила название системного расстройства речи. В зависимости от расположения очага повреждения нарушается развитие разных зон речи в головном мозге. Если поражена моторная зона головного мозга, у малыша отмечаются проблемы с порождением речи: он понимает обращение к нему, но не говорит. Это называется моторной алалией. Если повреждены сенсорные зоны, которые отвечают за восприятие и узнавание речи, кроха плохо понимает обращение к нему, поэтому происходит нарушение формирования его собственной речи. Такая форма алалии называется сенсорной. Чаще всего мы встречаем смешанную форму — сенсомоторную алалию, при которой одновременно нарушены и понимание речи, и способность разговаривать. Иногда при алалии ухудшается память и умение концентрации внимания. Если не провести требуемое обучение и лечение, это может повлиять на характер ребенка: появится страх речи и нежелание говорить. Чем раньше начать лечение и коррекционное обучение, тем лучшим будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.

Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами» в расширении знаний малыша об окружающем мире.

Но многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов. Какие особенности речи ребенка могут волновать родителей?

Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками

Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка.

Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.

Изобретение относится к области медицины, точнее - к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Устанавливают степень выраженности отставания ребенка от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20 мВ или более -40 мВ, проводят транскраниальные микрополяризации (ТКМП) силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, которые накладывают следующим образом: катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод сначала в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию и логопедические занятия. Способ позволяет получить устойчивый лечебный эффект и сократить сроки лечения. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к медицине, точнее к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Темповые задержки нервно-психического развития, как один из видов дизонтогенеза, характеризуются мультиформностью клинических проявлений повреждения или парциального недоразвития мозговых систем регуляции приспособительного поведения и высших психических функций, включая речевые. В соответствии с современными представлениями в основе темповых задержек нервно-психического развития лежат множественные факторы осложнений раннего онтогенеза, в том числе гипоксический (внутриутробная гипоксия плода, осложнения в родах и др.), токсический (токсикозы беременности и другие виды интоксикации), инфекционный тип поражения в эмбриональном периоде, механический (при инструментальных пособиях в родах, при стремительных родах и т.д.) По данным МЗ России осложнения анте-, пери- и раннего постнатального периодов онтогенеза в виде темповой задержки нервно-психического развития встречаются у 60-75% детей. Установлена тесная связь нарушений в индивидуальном развитии таких детей и их адаптации в окружающем мире. Нарушения центральных механизмов восприятия, внимания, ассоциативно-мнестических и речевых функций входят в число основополагающих факторов, ограничивающих познавательные процессы и возможности обучения, тем самым являясь предпосылками к социально-биологической дезадаптации этого контингента детей. Проявлениями темповой задержки нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне являются симптомокомплекс общих церебрастенических нарушений с гемодинамическими, вегетативными и эмоционально-волевыми расстройствами на невротическом уровне, дефицитарность моторных функций (включая моторные функции языка), снижение мотивации познавательной деятельности, любознательности, целенаправленности действий. Снижение самоконтроля и прогнозирования действий у таких детей значительно ниже возрастной нормы. Нарушения высших психических функций проявляются у них нарушениями фонематического слуха, ослаблением слухоречевой памяти, снижением когнитивных способностей, в ограничении сведений об окружающем мире; имеет место позднее развитие фразовой речи, недоразвитие логико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения. Являясь следствием перинатального поражения ЦНС, такие нарушения требуют коррекции на ранних стадиях их проявления, т.е. у детей младшего и дошкольного возраста. Настоящее изобретение касается именно этой нелегкой проблемы, а именно коррекции темповой задержки нервно-психического развития у детей младшего и дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС. В настоящее время наиболее широко применяемым способом коррекции этих нарушений является сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими, педагогическими и логопедическими методами [Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы. Методическое пособие для врачей МЗ РФ, М., 2001]. Этот метод является наиболее близким к предлагаемому и взят нами в качестве прототипа. Способ заключается в применении дегидратационных и рассасывающих средств, нейрометаболических церебропротекторов, антиопротекторов, генатопротекторов, витаминных средств и их аналогов, а также средств, регулирующих эмоционально-поведенческие реакции, при необходимости - противосудорожных препаратов. Предлагаемые лекарственные средства назначают курсами от 1-2 месяцев до 1-2 лет и более в сочетании с психотерапией. Этот метод позволяет достичь выраженных положительных эффектов лечения у более 50% детей с темповой задержкой нервно-психического развития. Следует отметить, что такой эффект достигается, как отмечено авторами, при проведении лечения в течение очень длительного времени (до нескольких лет). Кроме того, в этих условиях не исключена лекарственная интоксикация. Технический результат настоящего изобретения состоит в сокращении сроков лечения за счет дополнительного использования в схеме лечебных воздействий транскраниальных микрополяризаций. Этот результат достигается тем, что дополнительно не реже 1 раза в 10 дней выполняют омегаметрию и при значениях омега-потенциала до -20,0 мВ и более -40,0 мВ проводят транскраниальные микрополяризации силой тока 0,03-0,08 мА сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины того же полушария, а через 1-2 недели в течение 2-3 сеансов - последовательно на проекции моторной коры того же полушария, причем первый сеанс транскраниальных микрополяризаций проводят через 2-3 недели после начала фармакотерапии, последующие не чаще 1 раза в неделю, а фармакотерапию и логопедические занятия продолжают в течение всего курса лечения. Целесообразно в качестве лекарственных средств использовать антиоксиданты, антигипоксические и гипотензивные средства, а также микроэлементы, аминокислоты и ферменты. Занимаясь в течение многих лет лечением больных с заболеваниями центральной нервной системы, мы использовали в своей практике не только лекарственные средства, но и большой арсенал биофизических способов коррекции патологических состояний различного генеза. Среди таких методов для лечения паркинсонизма, фантомно-болевого синдрома, депрессивных состояний нами использовались различные модификации метода транскраниальных электрических воздействий. Особенно эффективными, на наш взгляд, оказывались транскраниальные микрополяризации (ТКМП). Это хорошо согласовывалось с литературными данными, в частности, с известными исследованиями Д.Ю. Пинчука [Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС. Автореф. дис...доктор, мед. наук. СПб, 1997], использующего транскраниальные микрополяризации для лечения детского церебрального паралича и других проявлений дизонтогенетического поражения ЦНС. Известно также использование ТКМП с хорошим эффектом при лечении логоневроза (заикания) [Патент 2147447]. Опираясь на ранее накопленный нами собственный опыт, а также с учетом описанных в литературе результатов использования ТКМП, мы попробовали включить этот метод лечения у детей младшего и дошкольного возраста с темповой задержкой нервно-психического развития в схемы комплексной медикаментозной и логотерапии. При этом на первом этапе нами была сделана попытка применения общепринятых режимов ТКМП и местоположения электродов. Однако при проведении ТКМП как на правом, так и на левом полушарии, мы столкнулись с тем, что при силе постоянного тока более 100 мкА и длительности его экспозиции более 20 мин у детей младшего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС и темповой задержкой нервно-психического развития при первом же сеансе ТКМП обнаруживалось углубление астенизации с резким повышением возбудимости, тревожности и появлением агрессивности - в одних случаях и, наоборот, возникновения вялости, сонливости - в других. И в том, и в другом случаях потребовались дополнительная медикаментозная коррекция и перерыв в продолжении на этом фоне педагогических и логопедических занятий. Было решено минимизировать параметры тока и сократить длительность экспозиции тока, а также изменить местоположение токопроводящих электродов с учетом результатов комплексного диагностического обследования. Ранее нами (на основе результатов исследования базисной роли сверхмедленных физиологических процессов - частотная полоса от 0 до 0,5 Гц - в механизмах регуляции нормальных и патологических состояний человека) был разработан метод омегаметрии, используемый для диагностики уровня бодрствования и психоэмоциональных нарушений на невротическом уровне [Илюхина В.А. и др. Метод омегметрии в практике гигиенических исследований. Методические рекомендации МЗ РСФСР, М., 1986; Омега-потенциал у новорожденных детей и его применение в клинической практике. Вопросы материнства и детства, 1987, т.32, 1; Неинвазивный метод диагностики состояний и адаптивных реакций способом омегаметрии у здоровых детей и больных бронхиальной астмой. Meтодические рекомендации. ГУЗИЛ, СПб, 1992]. По результатам омегаметрии и вегетативным показателям у детей с темповой задержкой нервно-психического развития нами обнаружено: а) нарушение стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования (в виде его снижения, резкого повышения, дестабилизации); б) нарушение надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, проявляющееся симптомокомплексом вегетативно-сосудистой дистонии; в) нарушение корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и приспособительного поведения. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар в состоянии покоя измерялся на первом этапе комплексной диагностики (в сочетании с ЭЭГ, РЭГ, нейрокартированием). Данные ЭЭГ подтверждали наличие у этого контингента детей дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефального уровня), как правило, с преобладанием его синхронизирующих влияний, отмечалась незрелость корковых биоритмов, повышенная судорожная готовность ЦНС, усиливающаяся при гипервентиляции, что являлось дополнительным признаком гипоксического состояния головного мозга. Резкое снижение длительности произвольного порогового апноэ при пробе Штанге (до 20 с) в сочетании с особенностями проявлений вегетативно-сосудистой дистонии являлось дополнительным подтверждением наличия кислородзависимого энергодефицита по дыхательному, гемодинамическому или смешанному типу. С учетом обнаруженных при обследовании клинических и патофизиологических проявлений кислородзависимого энергодефицита, нарушений стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования, дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга, нарушений надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, а также корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и высшей нервной деятельности за 2-3 недели до начала использования TKMП всем детям мы проводили дополнительную медикаментозную терапию, направленную на повышение энергетического потенциала, которую продолжали и в ходе курсового лечения с использованием ТКМП. Дополнительное проведение омегаметрии оказалось наиболее информативным для быстрого (в течение 10 мин) определения уровня бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, а также характера психоэмоциональных расстройств (психоэмоциональной лабильности, психопатологических нарушений невротического уровня, психоэмоциональной ригидности) непосредственно перед каждым сеансом. Начало курса ТКМП и каждый последующий сеанс ТКМП назначался только в том случае, если обнаруживали резко повышенный уровень бодрствования, когда омега-потенциал был более -40,0 мВ или резко сниженный уровень бодрствования, когда омега-потенциал оказывался менее -20,0 мВ. Выбор области воздействия был проведен опытным путем. Поскольку у наших пациентов нарушение темповой задержки высших психических функций являлось ведущим фактором в ограничениях приспособительного поведения и социальной адаптации, было принято решение о проведении лечебных ТКМП на левом полушарии, ответственном за аналитико-синтетические и мыслительные процессы, а также рече-двигательные функции. Использовали продольное расположение электродов, при этом катод располагали произвольно на максимально удаленном от анода расстоянии и помещали его в нижних отделах затылочной области. Расположение анода выбиралось нами на основе сопоставления результатов пробных ТКМП на различные зоны левого полушария. Наилучший эффект был получен при наложении его на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, который проявлялся непосредственно после первого сеанса и выражался в "скачкообразном" положительном эффекте в виде повышения умственной работоспособности на занятиях с логопедом, ускорения темпа усвоения нового материала, появления интереса к занятиям и любознательности. Использование для ТКМП проекций моторной коры способствовало купированию отставания темпа формирования двигательных навыков от ускоренного темпа развития интеллектуально-мыслительных функций, которое наблюдалось в процессе проведения ТКМП с анодом, расположенным на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины. Последовательное проведение сеансов ТКМП с наложением анода в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины и затем 2-3 сеансов на моторную кору способствовало гармонизации ускоренного развития как психических, так и двигательных функций. Сила тока определялась нами также опытным путем и варьировала от 0,03 до 0,08 мА. Количество сеансов и интервал между ними определяли по данным омегаметрии, результатам неврологического и логопедического обследования. Использование фармакотерапии за 2-3 недели до начала ТКМП способствовало уменьшению выраженности церебрастенического синдрома и общемозговой симптоматики, что снижало возможность возникновения эффекта истощения при ТКМП. Дальнейшая медикаментозная терапия, проводимая во время всего курса лечения, как нами показано, поддерживала и усиливала достигаемый при ТКМП положительный эффект за счет оптимизации клеточного метаболизма. Проведение логопедических занятий на фоне ТКМП с поддерживающей медикаментозной терапией объективизировало ускоренное формирование речемоторных функций и приспособительного поведения ребенка. Сущность способа заключается в следующем. У ребенка с темповой задержкой нервно-психического развития на основе неврологического и логопедического обследования устанавливают степень выраженности отставания его от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию, которую проводят в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20,0 мВ или более -40,0 мВ, проводят ТКМП силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - сначала, в течение 3-6 сеансов, на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. Транскраниальные микрополяризации проводили с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК-1 (включенного в Государственный Реестр медицинской техники) в режиме постоянного тока. Использовали два стандартных металлических дисковых электрода диаметром 27 мм, которые устанавливались на кожные покровы головы через 6-8 слоев увлажненной фланелевой прокладки. Электроды фиксировались на голове с помощью резинового шлема по координатам схемы Кронляйна, используемой для уточнения проекций внутримозговых ориентиров на поверхности головы. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию в виде антиоксидантов, антигипоксических средств, микроэлементов, аминокислот и ферментов, а также логопедические занятия. Сущность способа поясняется примерами. Пример 1, Больной А., 5 лет. Поступил на амбулаторное лечение 20 сентября 2000 г. с диагнозом: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне вследствие перинатального поражения ЦНС. Общее недоразвитие речи. Моторная алалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом II половины. Роды срочные, безводный период длительный. Ребенок родился доношенным. Вес при рождении 3550 г. При рождении, на основании неврологического обследования, поставлен диагноз: Перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, врожденная расщелина твердого и мягкого неба. Наблюдался у невролога до 1 года. Моторное развитие: сидит с 7 мес., пошел в 2 года. Перенес оперативное вмешательство по поводу врожденной патологии челюстно-лицевой области под общей анестезией (10.1997). При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: Голова гидроцефальной формы, синдром Грефе (+), синдром Хвостека (+). Определяется рассеянная очаговая симптоматика резидуального генеза. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Сухожильные рефлексы стойкие, высокие, на ногах сравнительно выше, с ахиловых сухожилий отмечается стойкий клонус. Позвоночник нестабильный, мелкая моторика неудовлетворительна. Координационные пробы выполняет нечетко. Астенизирован, отмечается снижение массы тела, тургора тканей, нарушение сна, засыпает долго, сон продолжительный, беспокойный, иногда со сноговорением, снижен аппетит. При аскультации сердца отмечаются лабильность сердечных тонов, дыхательная аритмия, функциональный систолический шум. Кожные покровы бледные, розовый дермографизм АД 90/65 мм рт. ст. (D=S); ЧСС 108 уд./мин, ЧД - 18 экс/мин. Отмечаются асимметрия вибрации мягкого неба при звукопроизношении, снижение амплитуды вибрации мягкого неба. Грубая задержка речевого развития (отсутствие словообразования, звукоподражания). Обращенную речь понимает. Снижение эмоционального фона. Снижение коммуникативных функций (плохо вступает в контакт с врачом). Логопедическое обследование: Ребенок не вступал в контакт. Общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений. Наибольшие трудности отмечались в движениях мелкой и артикуляционной моторики: не держал карандаш, не мог сжать руку, не мог провести линию. Не чувствовал артикуляцию языка, не мог повторить по образцу артикуляционную позу. Нарушен фонематический слух. Понимал обращенную речь, показывал знакомые грамматические категории, не дифференцировал единственное и множественное числа (кукла - куклы), уменьшительно-ласкательные суффиксы (стол-стульчик), не понимал число глаголов (поет - поют). Словарный запас беден, состоял из одних гласных звуков и звукоподражаний. Не знает цветов, нарушены элементарные математические представления, нарушены слуховое и зрительное внимание, память. Имеется жестовая речь. Логокоррекционные занятия проводили по традиционной схеме - 3 занятия в неделю по 35 мин в первой половине дня. На первых занятиях был пассивен, не вступал в контакт, пока не привык. Отсутствовал интерес к занятиям, что создавало трудности в обучении. В течение полугода (до поступления на амбулаторное лечение в Институт мозга РАН и до начала ТКМП) при логопедических занятиях очень медленно продвигалась работа по формированию двигательных координаций речевого аппарата. С большим трудом и только с механической помощью можно было переключать с одной артикуляторной позы на другую. Отработанную позу быстро терял. Медленно шла работа по расширению активного и пассивного словаря, не автоматизировались поставленные звуки. Большие трудности были в развитии мелкой моторики. Динамика развития за полгода незначительная. При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: Фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, синхронизирована, высокоамплитудна с преобладанием диффузной медленноволновой активности в сочетании с низковольтным бета-ритмом и острыми волнами без четкой преимущественной локализации. Периодически отмечается спонтанное усиление перманентной и пароксизмальной эпилептиформной активности с большей выраженностью в височных (средне-задние отделы) и затылочной областях. Ритмическая фотостимуляция и гипервентиляция усиливают диффузную эпилептиформную активность. Таким образом, при незрелости корковых биоритмов отмечается неустойчивость функционального состояния ЦНС, дисфункция срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефальный уровень) с преобладанием его синхронизирующих влияний. Имеет место повышение судорожной готовности ЦНС, особенно при функциональных нагрузках. Данные РЭГ: Обнаружено снижение амплитуды пульсового кровенаполнения в вертебро-базилярном бассейне (билатерально на 50% ниже возрастной нормы). Выявлены умеренно выраженные вертеброгенные влияния компрессионного характера (снижение АОм на повороты головы на 25-35% от исходного уровня). В целом отмечается наличие ангиодистонических нарушений легкой и умеренной степени выраженности, повышение тонуса сосудов артериольного русла, неустойчивые признаки затруднения венозного оттока (от легких до умеренно выраженных). Клинический диагноз: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне, гипертензионно-гидроцефальный синдром I-II ст., церебрастенический синдром, вторичная кардиопатия, функциональный систолический шум, повышенная судорожная готовность, вертебро-базилярная недостаточность на фоне нестабильности позвоночника, общее недоразвитие речи, моторная алалия, состояние после уранопластики (1997 г.) по поводу врожденной расщелины неба. На основании проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальные микрополяризации. - Фармакотерапия: глютаминовая кислота 0,25 г 1 раз в день; глицин 0,1 г 1 раз в день (на ночь); рибоксин 0,2 г 1 раз в день; эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед); седативный успокоительный чай на ночь; витамин В12 в/м 400 мкг через день 15; солкосерил 2% по 2 мл в/м 15, олиговит 1/2 табл. 1 раз в день; метионин 0,25 г ежедневно (в обед), мертилене-форте по 1 капсуле 1 раз в день, солкосерил 200 мг ежедневно в течение 15 дней, фенибут 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром. Такая фармакотерапия проведена в течение 3-х недель. - Логокоррекционные занятия проводились по плану 3 раза в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП были проведены дополнительные обследования уровня бодрствования (с использованием метода омегаметрии), его вегетативного и гемодинамического обеспечения (по вегетативным и гемодинамическим показателям). По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлены резкое снижение уровня бодрствования (фоновые значения омега-потенцила в покое -4,3 мВ D=S) и психоэмоциональная неустойчивость (позитивация омега-потенциала до выхода на плато 33,0 мВ). При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 58,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,2 при норме 2,8-4,9). Данные комплексного психофизиологического обследования свидетельствовали: а) о выраженных нарушениях стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования по типу резкого снижения; б) о нарушении надсегментарных механизмов вегетативной регуляции функций (по типу гиперактивации симпатоадреналовых влияний); в) о вовлечении в патологический процесс образований лимбической системы, что проявлялось выраженной психоэмоциональной лабильностью. - Транскраниальные микрополяризации начали проводить через 3 недели после начала фармакотерапии. Длительность одного сеанса 15 мин, интервал между сеансами 2 недели. ТКМП проводились во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП был проведен во второй половине дня. Местоположение анода на стыке нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -4,5 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом ребенок был напряжен, не проявлял интереса к окружающему. Процедуру перенес хорошо, каких-либо неприятных ощущений не испытывал, негативных реакции не было. Сразу после сеанса вел себя непринужденно. Эмоциональный фон положительный. Спустя 3 дня после ТКМП, по наблюдению логопеда, впервые появился интерес к занятиям (стал проявлять интерес к игрушкам на столе, книгам, рассматривать предметы в кабинете). Спонтанно в речи впервые появился согласный звук "М", появился интерес к собственной артикуляции, стал самостоятельно повторять артикуляционные упражнения. В течение недели поле ТКМП, по наблюдениям родителей, отмечено общее психоэмоциональное оживление, ребенок стал более ловок (самостоятельно забирается на стул). Впервые стал слушать длинные сказки. Через 2 недели проведен второй сеанс ТКМП. Перед сеансом омега-потенциал в покое -9,8 мВ, D=S. Местоположение анода и катода прежнее. Параметры тока 0,05 мА (с учетом сохранения церебрастении), длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял. Неврологически стабилен. Процедуру перенес хорошо. Сразу после сеанса видимых изменений в статусе нет. По данным наблюдения логопеда, спустя 3 дня после второго сеанса ТКМП во время занятий, стал быстро пополнять активный словарь, появилась простая фраза, появились новые согласные звуки "п", "ть", стал составлять картинки из 2 - 3-х частей (конструктивный праксис), появились счетные операции в пределах 3-х. Стал удерживать карандаш, проводить прямые линии. Артикуляция без существенных изменений. С учетом сохранения сниженного уровня бодрствования и клинических проявлений астенизации принято решение сохранить интервал между последующими сеансами ТКМП в 2 недели при продолжении поддерживающей медикаментозной терапии, ориентированной на повышение энергетического потенциала с проведением на этом фоне логопедических занятий по схеме. Последующие сеансы ТКМП 3, 4, 5 продолжали при сохранении тех же режимов. Побочных эффектов не наблюдали. В ходе курсового лечения в неврологическом статусе наблюдали положительную динамику в виде исчезновения симптомов повышенной судорожной готовности, уменьшения проявлений церебрастении (прибавил в весе, улучшился аппетит, нормализовался сон), уменьшились функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. По данным динамического измерения омега-потенциала перед каждым последующим сеансом выявлено постепенное повышение его значений соответственно до -14,0 мВ перед 3 сеансом; до -17,5 мВ перед 4 сеансом и до -18,8 мВ перед 5 сеансом. По наблюдениям родителей у ребенка за прошедшие недели отмечен значительный рост познавательной активности; стал подмечать мелкие детали предметов, появилась подражательность, смотрит с интересом мультфильмы. По наблюдениям логопеда речь стала более понятной. Улучшились познавательные процессы. Сохраняет интонационный рисунок слова, появились эмоциональные высказывания, освоил возрастные обобщающие понятия, стал пересказывать небольшие тесты, виденные мультфильмы, узнает героев сказок на картинках (улучшение ассоциативных функций) освоил прямой счет в пределах 10, счетные операции в пределах 5, знает геометрические фигуры, определяет форму предмета. При существенном улучшении восстановления высших психических функций отмечается сохранение дискоординации артикуляционных движений, отсутствует существенная динамика моторной активности в дистальных отделах рук. В целях улучшения моторной активности принято решение провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария в проекции центра движения лицевой мускулатуры и верхних конечностей; катода - на нижних отделах, затылочной области того же полушария. Перед сеансом омега-потенциал -18,3 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Проведено 2 таких сеанса с интервалом 2 педели. Во время сеансов видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. В течение всего курса ТКМП продолжали выбранную для ребенка фармакотерапию. После последнего сеанса ТКМП, по наблюдениям родителей и данным логопеда, стал более ловок, мелкая моторика заметно улучшилась (рисует круги, обводит, штрихует, складывает мелкую несложную мозаику), прыгает на одной ноге, ловит мяч. В связи с выраженным положительным эффектом курс лечения был завершен. При контрольных обследованиях ребенка через месяц после окончания курса лечения с использованием ТКМП, по данным невролога, психолога и логопеда, продолжается положительная динамика общего нервно-психического развития и приспособительного поведения ребенка. Нарастание положительного эффекта подтверждено результатами комплексного психофизиологического обследования. По данным омегаметрии обнаружено удержание оптимального уровня бодрствования (омега-потенциал -34,43,6 мВ) при сохранении психоэмоциональной лабильности. По данным ЭЭГ выявлено исчезновение признаков повышенной судорожной готовности. По данным РЭГ уменьшились ангиодистонические проявления. По вегетативным показателям исчезло рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (нормализовался коэф. Хильдебранта). Ребенок переведен в коррекционную группу детского сада, до лечения он посещал группу с грубой задержкой нервно-психического развития (для умственно отсталых детей). Пример 2. Больной Н., 7 лет, поступил на амбулаторное лечение 2 февраля 2001 г. с диагнозом: Задержка психического развития. Дислалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом 1-й и 2-й половины беременности. Во время беременности отмечалось нарушение транспланцентарного кровообращения. Ребенок родился в срок в асфиксии средней степени. На первом году жизни наблюдался у невролога с диагнозом: Перинатальное повреждение нервной системы гипоксически-ишемического генеза. Темповая задержка психомоторного развития до трехлетнего возраста. В последующие годы находился на лечении у невролога по поводу задержки нервно-психического развития. Получал длительную фармакотерапию (ноотропы, сосудистые средства, аминокислоты и др.) без эффекта. Длительно (2 года) занимался с дефектологом без положительного эффекта с рекомендацией обучения во вспомогательной школе. При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: ребенок медлительный с плохо сформированными моторными навыками (моторная неуклюжесть и неловкость). Отчетливых очаговых симптомов не выявляется. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Осанка вялая, позвоночник нестабильный (больше в шестом отделе). Имеются признаки пирамидной недостаточности. Плоско-вальгусные установки стоп. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасающие. Симптом Грефе (+), симптом Хвостека (). Гипергидроз. Нарушения сна (трудное засыпание, сноговорение). Ночные страхи. Физическая и психическая астенизация (быстро утомляется, снижение памяти, внимания), трудности в обучении. Ожирение I ст. Выслушивается функциональный систолический шум, лабильность пульса. Логопедическое обследование: Пассивное восприятие информации, отсутствие любознательности и мотивации познавательной деятельности. Преобладает игровая деятельность. Ослабление всех видов памяти. Снижена способность к непроизвольному запоминанию. Ограниченный словарный запас. Аграмматизмы в грамматическом строе речи. Неумение правильного использования ряда грамматических категорий в активной речи, не выделяет основную мысль из текста. Не может пересказать услышанное, т.к. не понимает содержание рассказа. Не запоминает символы букв и цифр. Трудности в усвоении возрастной программы обучения. Отсутствие звука "р". При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, фазы диффузной, высокоамплитудной, синхронизированной медленноволновой активности чередуются с фазами снижения амплитуды и дизритмии, преимущественно в лобных и центрально-теменных областях, при сохранении высокоамплитудной перманентной эпилептиформной активности в задних отделах височных и затылочных областей. На этом фоне спонтанно возникают распространенные высокоамплитудные пароксизмы синхронизированных медленных (тета-) волн с большей их выраженностью в лобно-центральных областях. Функциональные нагрузки усиливают имеющиеся нарушения б.а. Данные ЭЭГ свидетельствуют о выраженных диффузных изменениях б.а., незрелости корковых биоритмов, неустойчивости функционального состояния ЦНС при выраженной дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга с преобладанием его синхронизирующих влияний. Наличие распространенной пароксизмальной эпиактивности без четкой преимущественной локализации, по-видимому, имеет гипоксический генез. Данные РЭГ: При слабовыраженных признаках затруднения венозного оттока и ангиодистонии наблюдается выраженное компрессионное воздействие на позвоночные артерии с ограничением кровотока, больше слева. Клинический диагноз: Темповая задержка нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне. Гипертензионный синдром I ст. Вертебробазилярная и пирамидная недостаточность, вегетативно-сосудистая дистония. Астено-невротический синдром. Вторичная кардиопатия (ФСШ). Ожирение I ст. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. На основании результатов проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальную микрополяризацию. - Фармакотерапия: глицин 0,1 г ежедневно (на ночь), метионин 0,25 г 1 раз в день, солкосерил 200 мг 1 раз в день, рибоксин 0,2 г 1 раз в день, эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед), фенибут по 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром ежедневно. Такая фармакотерапия устанавливалась на весь курс лечения. - Логокоррекционные занятия проводят по индивидуальному плану, 3 занятия в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП была проведена омегаметрия. По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлен резко повышенный, устойчивый уровень бодрствования (фоновые значения омега-потенциала в покое -51,8 мВ), что указывало на напряжение механизмов регуляции уровня бодрствования и психоэмоциональное напряжение. При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 37,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,1). - Транскраниальные микрополяризации проводились при длительности одного сеанса 15 мин, с интервалом между сеансами 1 неделя. ТКМП проводили во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП: Местоположение анода - на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -51,8 мВ. Параметры постоянною тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял, индифферентен к окружающему. Процедуру перенес хорошо, неприятных ощущений и побочных эффектов не было. Спустя 3 дня после первого сеанса ТКМП, по наблюдению логопеда, отмечено повышение мышечного тонуса, изменилась походка, стали более ловкими движения рук (стал собирать мелкую мозаику, работа с застежками и шнуровками), появился интерес к окружающему. В течение недели родители отметили появление интереса к окружающим предметам дома и на улице, впервые стал подставлять стул и доставать предметы из шкафов и верхних полок, перелезать через барьеры. При неврологическом осмотре положительная динамика в виде значительного уменьшения симптомов внутричерепной гипертензии, уменьшение мышечной дистонии, улучшение сна. Последующие сеансы ТКМП 2- 4 продолжали с интервалом в 1 неделю при сохранении тех же режимов. Во время проведения сеансов ТКМП побочных эффектов не наблюдали. После четырех сеансов ТКМП существенно уменьшились проявления астено-невротического синдрома, купировались ночные страхи, значительно улучшились моторная активность и ориентация в пространстве. Ребенок стал усидчивым, внимательным, появилась мотивация к познавательной деятельности, увеличился словарный запас, стали формироваться учебные навыки, стал пересказывать небольшие тексты. Поскольку, по данным логопеда, при проведении занятий сохранялись затруднения в мелких движениях пальцев, в формировании грамматического строя речи, элементарных математических представлений, сохранялась нестабильность внимания (быстрая отвлекаемость), отмечалось плохое усвоение символов букв и цифр, трудности в обучении письма и чтения, было решено провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария (представительство верхних конечностей) и катода - на нижних отделах затылочной области того же полушария. При измерении омега-потенциала перед 5 сеансом выявлена его выраженная динамичность при средних значениях -45,7 мВ и -42,3 мВ перед 6 сеансом. Параметры постоянного тока и длительность сеансов не изменяли. Во время сеансов ТКМП видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. Во время всего курса ТКМП продолжали фармакотерапию. После завершения курса ТКМП, по данным клинического неврологического и логопедического обследования, отмечено значительное улучшение мыслительных функций (сравнение, обобщение, анализ и синтез), улучшился фонемагический слух, отмечено улучшение в грамматическом cтрое речи, ребенок стал запоминать буквы, цифры, начинает читать, впервые появился навык письма, пишет элементы букв, ориентируется на листе бумаги, выполняет счетные операции в пределах десяти, появился прямой и обратный счет в пределах двадцати. Улучшился конструктивный праксис и гнозис. Появился звук "р". Заметно улучшилась связная речь. Существенно уменьшилась утомляемость, улучшились когнитивные способности. Моторные функции приблизились к возрастной норме. Хорошо вступает в контакт с детьми и взрослыми. При достижении такого лечебного эффекта курс комплексной терапии был завершен. При контрольном обследовании ребенка, спустя 2 месяца, отмечалось скачкообразное ускорение темпов нервно-психического развития, появилась возможность обучения в коррекционном классе с последующим переходом в общеобразовательную школу, при исходной рекомендации (до проведения комплекса лечения с ТКМП) обучения во вспомогательной школе. Способ разработан в совместных исследованиях сотрудников Лаборатории физиологии состояний Института мозга человека РАН, Кафедры неотложной медицины СПб МАПО МЗ РФ и СПб городского центра по лечению детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области и прошел апробацию у 98 детей в возрасте от 2-х до 7 лет с темповой задержкой нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне вследствие перенесенного перинатального поражения ЦНС с положительным результатом. Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет ряд преимуществ: 1) cокращение сроков достижения положительного лечебного эффекта до 2-3 месяцев, в то время как известные методы, требуют для достижения эффекта более длительного времени до 1-2 лет и более; 2) минимизация фармакокоррекции с полным исключением психотропных средств и использованием лишь препаратов, улучшающих клеточный метаболизм; 3) использование щадящих режимов ТКМП (в известных способах они на порядки выше) практически исключает эффекты истощения регуляторных механизмов у обследуемого контингента детей; 4) устойчивость достигнутого эффекта со скачкообразным расширением приспособительных возможностей ребенка и дальнейшим повышением эффективности логопедической коррекции у тех контингентов детей, логотерапия у которых практически не давала результата.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь