Взрослым людям с сильно маленьким или, наоборот, большим размером ноги бывает очень сложно подобрать себе осеннюю или зимнюю обувь. Тем, кто носит 34-35 размер приходится ходить за обновками в детские магазины, великаны с 45-46 и вовсе могут не найти подходящей пары. Отличным выходом из положения станет собственноручный пошив сапог, которые уже точно будут отвечать всем запросам и пожеланиям.
Чтобы самостоятельно сшить сапоги понадобятся колодки. Можно приобрести уже готовые сапожковые колодки, которые отличаются от туфельных наличием набитки для пошива голенища. Тем, кто хочет максимально подогнать будущие сапоги под себя, колодку можно сделать самостоятельно. Для этого необходимо опустить ногу в наполненную слепочной массой емкость, и достать ее только после того, как вещество полностью застынет. В получившийся слепок нужно залить литьевой материал и дождаться пока колодка застынет.
Важно! Готовый макет необходимо обернуть широкой малярной лентой, которая предотвратит раскол и позволит наносить на колодку разметки и рисунки.
Помимо колодок, для пошива сапог понадобится:
Приобрести инструменты и расходные материалы можно в специализированных магазинах все вместе, или же по отдельности в супермаркетах или на рынке. Важно учитывать, что обувная кожа намного отличается от кожи, из которой шьют одежду и сумки, она очень твердая и плотная.
После того как колодка будет готова, нужно заняться построением выкройки. Стельку сделать проще всего – ее рисуют по контуру ступни. При этом важно учитывать форму носка и то, что готовая обувь должна быть немного длиннее самой стопы.
Построение выкройки верхней части сапог начинают с измерения стопы в нескольких местах. Для этого лучше всего использовать гибкий портновский метр. Имея перед глазами результаты промеров, можно нарисовать форму. Также необходимо промерять и высоту задника.
Наружные и внутренние параметры должны совпадать с наружными и внутренними контурами стельки, если за этим не уследить сшить обувь будет сложно. Чтобы построить вырез нужно промерить глубину от носка до подъема. Для построения схематического изображения голенища нужно замерить его ширину в нескольких местах с учетом замка и затем прорисовать деталь нужной длины.
Важно! Бумажные выкройки нужно прикладывать на ногу или колодку. Если нужно сделать более свободную по посадке модель выкройку можно сделать немного шире. Под верхний слой кожи в таком случае нужно будет подобрать подкладку.
После того как из выкройки были вырезаны лекала, их переносят на кожу, из которой с помощью ножа вырезают части будущего сапога:
Чтобы два сапога из одной пары были максимально похожими друг на друга работу над ними необходимо проводить параллельно.
Обувь ручной работы пользуется большим спросом благодаря качеству и долговечности – обычно ручной работы основано на натуральных материалах, требует более высокие требования к качеству готовой продукции. Соответственно, цена на обувь, сшитую вручную, будет выше в сравнении с изделиями, сшитыми на автоматизированном производстве.
Даже в век максимальной автоматизации обувь, изготовленная вручную, не является чем-то диковинным. Классические английские производства, которые высоко ценятся во всем мире:
Они выпускают обувь из натуральной кожи и замши, сшитую на ручном производстве. Этапов производства при этом значительно больше, чем при массовом автоматизированном изготовлении. Пара может изготавливаться в течение месяца, в зависимости от типа материала и сложности формы.
Что касается форм и конструкций, наиболее популярными ботинками в ручном исполнении являются:
Они отличаются по типу шнуровки. Оксфорды имеют закрытую шнуровку, скрытую передней частью ботинка. Боковые части пришивают клинообразно, возможна перфорация.
Дерби же, напротив, имеют открытую шнуровку, а боковые части нашивают поверх передней части таким образом, чтобы при развязывании шнуровки ботинок свободно расходился. Дерби также может иметь перфорацию и считается наиболее универсальной обувью для любого случая.
Всю структуру обуви разделяют на верхнюю и нижнюю часть. В составе верхней части состоят такие элементы:
В составе нижней части изделия:
Знание конструкции обуви позволяет изготовить каждую деталь более качественно, в соответствии с ее предназначением.
Для изготовления обуви своими руками понадобится немало времени, но сам процесс несложный и зависит, в основном, от правильности замеров и качества исходных материалов. Весь процесс можно разделить на девять этапов.
Без этого этапа не обходится пошив обуви по индивидуальному заказу, то же касается и одежды. Снятие мерок осуществляется, главным образом, для замера параметров будущей колодки.
Подготовив по меркам колодку, шьют предварительный макет. Для его создания шьют по готовой колодке из тонкой натуральной кожи. Здесь же следует определиться, какой вид будет у модели, как располагаются швы, имеется ли рисунок или перфорация.
Заготовка для будущей пары ботинок вырезается из листа натуральной замши или кожи. Важно оставлять небольшой попуск на сжатие и шов – строго по контуру замеров вырезать нельзя, иначе обувь будет мала как минимум на размер.
Сшитые по выкройкам верхние части будущей пары ботинок соединяют вместе. Это трудоемкая часть работы, поскольку при обметке верхней части ботинок может потребоваться обтачивание кожи, подравнивание края, его подкрашивание.
На этом этапе уже готова колодка для будущей пары ботинок, а также верхняя ее часть. Теперь эту верхнюю часть в прямом смысле натягивают встык на ранее подготовленную колодку. На этом этапе наиболее важным шагом является укладка стельки, так как от правильности ее укладки зависит удобство при эксплуатации обуви.
Рантом называют тонкую кожаную полоску, соединяющую все части ботинка, уже натянутые на колодку. Это изобретение принадлежит Чарльзу Гудиеру – благодаря его технологии, обувь может быть расшита по местам соединения рантом и починена в случае, например, потрескавшейся колодки, подошвы.
Подошва может быть выполнена из разных материалов – их следует заранее уточнить у заказчика, подсказав ему наиболее подходящий вариант к желаемой паре. Часто делают кожаные или каучуковые подошвы.
Пришитые подошвы укрепляются небольшими гвоздиками – мастера используют их для прямоты и надежности каблука. Последний набирают из толстой кожи в несколько слоев.
После пришивания подошвы и набивания каблука необходимо окрасить их необходимым цветом – выбор цвета зависит от тона ботинок. При подсыхании нанесенной краски, подушка полируется для нанесения фирменной маркировки мастера.
Ручное изготовление ботинок заканчивается самым важным этапом – полированием и доведением до идеального состояния готовой пары. После полирования получается ровная, упругая, идеально вычищенная пара с прочными соединениями.
Итак, первым делом строим стельку. Начинаем с контура ступни. Ставим ногу на бумажку и обводим ее.
После этого нам желательно подумать, какой формы обувь мы хотим. На рис. 1 показан удлиненный, тупой, слегка скругленный носок. Обувь практически всегда длиннее стопы, потому что форма носка не соответствует форме пальцев.
В остальном повторяем контур за тремя исключениями, в которых наша стелька будет уже ноги:
Почему? Либо поверьте мне на слово, либо скажу, что в первых двух местах кожа просто потянется, а в подъеме форма ступни такова, что уходит под углом внутрь.
Длина стельки показана на рис. 2. Спереди она выступает за стопу, сзади чуть-чуть не доходит до конца.
Строим верх. Для этого промеряем ширину стопы в нескольких местах — W1, W2, W3 (показаны приблизительно, можно промерять больше мест) (рис. 3). Удобнее всего мерять гибким портновским сантиметром, но можно и веревочкой.
По результатам промеров сооружаем форму, показанную на рис. 4. С формой вам наверняка придется помучиться, подбирая методом тыка и экстраполируя — в качестве помощи можно воспользоваться выкройками, которые я уже давала.
Также промеряем высоту задника h.
Внешняя длина О1 и внутренняя длина О2 верха должны точно совпадать с длиной внешнего и внутреннего контура стельки (рис. 4).
Вырез строим также на глаз, предварительно померяв желаемую глубину от носка в направлении подъема.
В процессе работы прикладывайте бумажные выкройки на ногу — это даст вам общее представление о том, в правильном ли направлении вы двигаетесь.
Мы получили базовую выкройку (рис. 5). На этой основе можно построить выкройку ботинок (рис. 6) или сапог (рис. 7). Для сапог аналогично W1…W3 замеряем ширину голенища в нескольких местах, с учетом застежки.
Стелька подошвы будет повторять форму затяжной стельки, но на 1-2 мм шире.
Всегда полезно рассмотреть готовую обувь. Если вы строите, например, ботинки на куклу — пропорции отдельных деталей можно просто «передрать» с готового изделия с учетом масштаба.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-468763-11", renderTo: "yandex_rtb_R-A-468763-11", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Я люблю делать плотно сидящую по ноге обувь, особенно помня о том, что натуральная кожа растягивается. Кроме того, меня умиляют такие натуралистические детали, как проступающий рельеф пальцев и т.д.)) Если ваши вкусы совпадают с моими — уменьшайте выкройку верха по ширине на пару миллиметров. Стельку при этом не кантовать — как построили, так и должно быть!
Если нравится обувь более жесткой формы — делайте чуть более свободную выкройку. Кожу верха в таком случае полезно посадить на подкладку.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-468763-13", renderTo: "yandex_rtb_R-A-468763-13", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Российской компании Ralf Ringer уже 17 лет. У неё три собственные фабрики (в Москве, Владимире и Зарайске), крупнейшая в России сеть дистрибуции (свыше 1 700 магазинов) и самый большой в стране объём производства мужской обуви. Всего в 2012 году она продала около 1,35 млн пар.
Обувная компания Ralf Ringer
Расположение
город Москва
Дата открытия
1996 год
сотрудники
3000 человек
Годовой оборот
2 млрд рублей
Перед началом производства будущая обувь проходит длительный путь. Команда бренд-менеджеров, опираясь на мировые тенденции моды, анализ рынка и результаты продаж предыдущей коллекции, создает техническое задание. На его основе модельеры придумывают коллекцию, которую показывают ассортиментному отделу и руководителям компании на эскизном совете. Далее отбираются модели, которые, по общему мнению, будут востребованы на рынке. Для этих моделей создают технологическую карту и выкройки, по которым в экспериментальном цехе создают первые образцы. Уже отшитую коллекцию снова показывают экспертному совету, который поэтапно рассматривает каждый фасон и модель, отправляет их на доработку модельерам и утверждает итоговый ассортимент. Только теперь коллекция презентуется закупщикам из различных магазинов. Те модели, которые они выбирают, и поступают в массовое производство.
На фабрике используется кожа из четырёх стран: из России - для грубых мужских ботинок, из Италии - для модельной классики, из Аргентины - для полуспортивной обуви, а из Франции приходит сырьё высокой селекции, которое используют в производстве самых дорогих моделей.
Колодки учитывают особенности строения российской стопы. У нас она шире и полнее, чем у европейцев, поэтому классическая итальянская обувь нашим мужчинам часто не подходит. Ширина русской стопы может быть не только генетической особенностью, но и следствием заработанного в детстве ортопедического плоскостопия от неудобной обуви.
В этом цехе вырезаются детали будущих ботинок. Он специально расположен на первом этаже, потому что прессы для вырубания деталей очень тяжёлые - их просто не выдержали бы перекрытия.
Так вырезаются стельки. Каждый ботинок (за редким исключением, мокасины, например – без основной стельки), чтобы сохранять формостойкость, обязательно содержит стельку из обувной целлюлозы – очень плотного, толстого материала. Она, подобно костям в человеческом теле, создаёт каркас ботинка.
На столе лежат связанные бечёвкой лекала для ботинка определённого фасона и размера. Каждая такая деталь вставляется в резак, который под прессом вырезает соответствующие части из материала.
Это подготовительный цех, где обрабатываются вырезанные ранее детали. Их прокрашивают, подпаливают специальной паяльной лампой, прогибают, делают разметку серебряным карандашом. Затем идёт маркировка деталей: на каждом ботинке есть данные о типе обуви, цвете, размере и номере партии.
Важный нюанс при создании ботинка - на нём не должно быть выраженных рубцов, швов, которые могут травмировать ногу. Для того чтобы обувь не натирала, у некоторых деталей стачивают края. Чтобы проконтролировать толщину кожи, используют толщиномер (на фото).
В цехе, где проводится лазерная перфорация, всегда стоит сильный запах палёной кожи. Согласно шаблону, заданному программой, лазер прожигает аккуратные «дырочки» в коже.
Через цех проходит автоматическая лента, по которой путешествуют коробки с изделиями. Чтобы специалист выполнил свою операцию, мастер ставит коробку на ленту, нажимает на пульте номер соответствующего специалиста, и коробка отправляется к нему. Когда операция выполнена, специалист возвращает коробку с изделием мастеру, и тот направляет её следующему оператору.
В этом цехе делают основные стельки, которые затем прикрепляют к заготовке верха, а затем и к подошве. Вырезанные на первом этаже детали стелек (основную и пяточную) склеивают вместе.
Эта машина делает в стельке углубление, в которое затем вставят супинатор.
Следующие этапы связаны с приданием формы ботинку. Для этого сначала к колодке тремя гвоздиками прибивается стелька из обувной целлюлозы. Затем в специальных машинах происходит затяжка и проклеивание носочной и пяточно-гелёночной части ботинка на колодке. Белые нити на бабине на фото - это полиуретановый клей, который разогревается внутри машины.
Ботинок проходит через специальную сауну, где подвергается влаго-тепловой обработке, в результате которой окончательно принимает форму колодки. Затем заготовка идёт на подготовку прикрепления к подошве: смывается чертёжка, идёт предварительная грунтовка и полировка ботинка, шлифуются при помощи грубого абразива излишки затяжной кромки.
Чтобы присоединить верх к подошве, кожу на месте стыка подошвы и заготовки верха необходимо немного взъерошить – так части лучше «схватываются».
Так происходит соединение подошвы с верхом ботинка. Подошва с клеем сильно разогревается и в специальной ванночке спрессовывается с верхом. Готовый ботинок очень горячий, поэтому его сразу отправляют в морозильную камеру, а затем быстро удаляют с него излишки клея.
Дальше из ботинка вынимают колодку, вставляют в него стельки, обрабатывают кремом, подкрашивают водоотталкивающими красками, дополнительно шлифуют, пропаривают специальным мини-утюжком, который расправляет внутренний носок. Также ботинки обрабатывают карнаубским воском, который считается самым дорогим материалом в обувной косметике. Именно благодаря нему ботинки в магазинах выглядят такими сверкающими.
Недаром существует поговорка "удобный, как домашние тапочки": что может быть приятнее, когда приходишь домой, снимаешь уличную обувь и влезаешь в уютные, мягкие, нигде не давящие и не натирающие тапочки?
Есть в этом удобстве только одно "НО" - очень часто эти уютные тапочки имеют не очень привлекательный вид: разношенные, нередко - стоптанные для удобства размещения ноги, потертые, а порой даже и протертые до дыр... Чтобы найти разумный компромисс между удобством и элегантностью, предлагаем сделать домашнюю обувь своими руками: изящные мокасины или оригинальные туфельки-тапочки.
Наверняка, многие после этих строчек подумают, что сделать обувь в домашних условиях - занятие слишком сложное и хлопотное, что для этого потребуются специальные навыки и хитроумные инструменты, владение какими-то технологиями и хотя бы начальные профессиональные знания обувного дела...
Те модели домашней обуви, которые предлагает сегодняшняя публикация, взяты из одного старого издания, предназначенного как раз для любительского творчества. Поэтому от нас потребуется лишь терпение и умение держать в руках нитку с иголкой, все остальное: выкройка обуви, подробное описание работы, пошаговые инструкции - прилагаются, остается только подкорректировать чертеж под свой размер и приступить к делу.
Для того чтобы сшить мокасины или туфельки, нам понадобятся:
Чтобы сшить стильные тапочки, по внешнему виду похожие на оригинальные туфельки, заготовим для начала шаблон будущей подошвы. На лист плотной бумаги ставим ногу, обводим контуры ступни карандашом и, отступив от этой линии 5 мм (т. е. сделав припуск), вырезаем заготовку.
Этот шаблон мы размещаем на куске кожи, войлока или драпа, обводим мелом и вырезаем, таким образом изготовив подошву своих домашних тапочек. Если вам покажется, что ткань недостаточно плотная, то сложите ее в несколько слоев и прошейте нитками - таким образом получится подошва нужной толщины.
Боковые ремешки вырезают из лоскутов кожи нужного цвета: ширину каждого ремешка подбирают опытным путем, исходя из собственных предпочтений и удобства. Для размещения этих деталей предусмотрена вся носочная часть подошвы наших тапочек. Чтобы узнать длину этой части, измеряют ногу в области подъема (та часть ноги, которой футболисты бьют по мячу), делят этот результат на три и прибавляют 15-20 мм - полученная величина и будет длиной носочной части подошвы.
Чтобы не испортить материал, рекомендуем сначала сделать макет обуви из бумаги, руководствуясь полученными замерами, таким образом проверив правильность расчетов и соответствие желаемому внешнему виду домашних тапочек. Форму для изготовления шаблонов боковых деталей можно взять из рисунка ниже.
Шаблон накладывают на изнаночную сторону лоскута кожи, обводят шариковой ручкой и вырезают по контуру. На закругленном конце каждой заготовки шилом проделывают отверстие для шнурка. Маленькая хитрость: если под рукой нет шила, то аккуратное отверстие можно сделать и ножницами: для этого заготовку складывают вчетверо, как это показано на рисунки, и обрезают уголок.
Сделав нужное количество боковых деталей, их наклеивают на подошву таким образом, чтобы длина той части, которую смазывают клеем, не превышала 15-20 мм. Пока сохнет клей, займемся эстетической стороной нашей работы: из картона вырезаем стельку по имеющемуся шаблону ступни и обтягиваем ее тонкой тканью. Ткань может быть подобрана в цвет боковым деталям или наоборот - создавать им контраст, все зависит от вкуса и пожеланий мастера. Декоративную стельку промазывают клеем и приклеивают поверх боковых деталей к основной стельке. Все изделие кладут под пресс на несколько часов.
Завершающим этапом изготовления наших домашних тапочек будет продергивание шнура или декоративной тесьмы через отверстия боковых деталей. Концы шнура завязываются узлом - в некоторых случаях узел пропитывают клеем, чтобы шнур не расплетался.
Если в боковых деталях сделать не одно, а по два отверстия, то вид соединения можно немного изменить, продевая шнур через каждое из этих отверстий и завязывая его концы на щиколотке. При необходимости сделать более надежную фиксацию обуви на ноге, можно сделать две дополнительные вставки по бокам пяточной части, через которые также продевается шнурок и завязывается на щиколотке.
На основе этой выкройки можно сделать еще один тип домашних тапочек-туфелек, отличие которых заключается в том, что боковых деталей в этой модели используется меньше, но они шире и чуть короче, чем в предыдущих. Другим же отличием модели является центральная вставка-язычок, которую можно украсить орнаментом, вышивкой или тиснением.
Боковые детали и язычок вырезают из лоскута кожи, в местах наложения боковых деталей и по центру язычка делают парные вертикальные надрезы, через которые продевается шнур. Работу начинают, как ив первых двух моделях, с изготовления подошвы. Вставка-язычок прикрепляется к боковым деталям после того, как заготовка будет извлечена из-под пресса.
Для ее крепления используем способ переплетения жгута - см. рисунок ниже.
Не забываем о том, что перед тем как сшить тапочки из заготовленного материала, рекомендуется сделать предварительный макет из бумаги, чтобы проверить точность расчетов и удобство посадки обуви на ноге. Так, к примеру, многие новички часто допускают ошибку, делая боковые детали слишком длинными - такая обувь плохо облегает ногу и доставляет множество неудобств при ходьбе.
Кроме того, стоит помнить. что при изготовлении тапочек, у которых боковые детали расположены не только в носочной части стельки, а по всей ее длине, высота этих деталей в пяточной области должна быть немного больше всех остальных аналогичных заготовок.
Другой вариант изящной домашней обуви - это красивые мокасины со вставкой в центральной части. Такие элегантные, мягкие и уютные "сапожки" можно украсить вышивкой в этническом стиле, расшить бисером, украсить мехом, бахромой или любым другим декором. Особенность выкройки заключается в том, что, в отличие от предыдущих моделей, мокасины намного больше закрывают ногу и имеют цельнокройный задник. В основе кроя данной модели - стелька.Как сделать язычок-вставку
Особое внимание стоит обратить на то, что все линии кроя - очень плавные, без прямых и острых углов, что при раскрое и пошиве позволяет получить аккуратный силуэт тапочек, без заломов и складок.
Как и в предыдущих моделях домашней обуви рекомендуется сначала сделать макет из бумаги, проверив правильность кроя и внеся необходимые коррективы.
Как сшить тапочки-мокасины: поэтапная сборка деталей
На выкройке все места соединения деталей показаны точками. Удобнее всего работать, если предварительно в этих местах проделать отверстия шилом или толстой иглой.
К внешней стороны нашей заготовки приклеивается заранее заготовленная подошва, а в внутренней стороне - стелька, обтянутая тканью. На несколько часов изделие кладут под пресс, после чего приступают к сборке деталей.
Носочная часть мокасин собирается по верхнему краю на толстую нитку: стягивая ее, подгоняют форму обуви по ноге, после чего оба конца нитки завязывают узелками. Затем через край или любым декоративным швом с внешней стороны пришивают вставку. При желании язычок можно украсить орнаментом - это придаст готовой обуви нарядный вид. Точно так же соединяют и оставшиеся детали: боковины и задник.
Через прорези продевают шнурок, ленту или декоративную тесьму, с помощью которых фиксируют обувь на ноге. Если под рукой имеется небольшое количество меха, его можно использовать для декоративной отделки верхних краев мокасин.
Мех кроят лезвием с изнаночной стороны, сделав предварительную разметку карандашом или ручкой, и пришивают швом "через край", острием иголки поправляя ворсинки, прижатые нитками. В некоторых случаях из меха делают центральную вставку-язычок - такие мокасины смотрятся очень эффектно и нарядно.