Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Возраст новорожденного ребенка берет свой отсчет с момента рождения и заканчивается на 28 день (4 недели). Этот период характеризуется интенсивными морфологическими и функциональными изменениями в только что родившемся организме. Уже на этом этапе малыш проходит один из главных кризисов жизни человека – кризис новорожденности. Он связан с резким переходом от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Физическое развитие ребенка

В течение первых 5 суток жизни новорожденный, как правило, теряет массу (норма - около 5%), а после этого она начинает восстанавливаться и постепенно набираться – по мере того, как ребенок осваивает навыки сосания груди. В среднем за первые 4 недели дети набирают около 500-700 граммов веса. Это один из важных показателей жизнеспособности новорожденного человека. Кроме того, о его нормальном физическом развитии свидетельствует увеличение роста, окружности головы и общее состояние здоровья. Существуют и другие нормы относительно того, до какого возраста новорожденный должен набрать определенный вес. Так, считается, что к 4 месяцев ребенок должен удвоить вес, который был в новорожденном состоянии.

Сегодня наблюдается тенденция увеличения веса новорожденных. Во многих странах типичным явлением стало рождение детей весом свыше 4 кг. Кроме того, они рождаются с ростом более 50 см. Это одно из явлений акселерации.

Внутренние органы новорожденного еще не до конца сформированы. Однако его пищеварительная система начинает активно работать, при этом происходит заселение микроорганизмами желудочно-кишечного тракта. Температура тела малыша остается неустойчивой до 3 недель, поэтому ее необходимо поддерживать с помощью одежды и создания определенного комфорта в помещении.

Первые часы жизни ребенка в возрасте новорожденного

Зарождение новой жизни происходит с момента зачатия. Все девять месяцев ребенок находится в уютном мире – маминой утробе. Он слышит то, как к нему обращаются родители, чувствует их эмоциональное состояние и отвечает им активными или не очень движениями. Но в конечном итоге приходит время, когда нужно покинуть теплое и уютное место и появиться на свет, сменить место обитания. После рождения ребенок переживает определенный стресс. Ведь он уже физически стал отделенным от матери, процесс его дыхания осуществляется через собственные легкие, да и питание совсем другое: теплое и сладкое мамино молочко. Все органы и системы организма маленького человечка учатся адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Но первые часы жизни – это не только важный этап для физического развития ребенка, это еще и период психологической адаптации малыша, а также время, когда родители осознают себя таковыми и ощущают неразрывную связь с новорожденным. Именно в первые полтора-два часа после родов так важен физический контакт матери с ребенком. В большинстве родильных домов уже давно существует практика выкладывания только что появившегося на свет малыша на живот к роженице, а также прикладывание его к груди. Любое проявление нежности и тепла со стороны обоих родителей в это время – это залог дальнейшего успешного развития положительного психологического контакта.

В свои первые дни и недели жизни новорожденный много времени проводит во сне, состояние его слегка заторможено, а движения не контролируемые. Сон малыша могут прервать основные потребности в еде, питье. Кроме них дискомфорт может ощущаться из-за холода или, наоборот, жары, а также в том случае, если ребенок мокрый и его пеленки или подгузники нуждаются в замене.

Самой ярко выраженной эмоцией новорожденного является недовольство, которое проявляется через его плач в тех случаях, которые приведены выше. И в таких случаях только забота родителей и близких помогают малышу снова ощущать уют и удовлетворенность. Ребенок успокаивается, перестает плакать, быстро засыпает. Все эти его действия и являются выражением положительных эмоций, которые проявить по-другому он еще не в состоянии.

Кроме того, малыша, который еще не разговаривает и не ориентируется в различных состояниях, можно понять по внешним признакам, это своего рода сигналы, которые ребеночек передает взрослым для того, чтоб они его поняли. К этим сигналам можно отнести частоту дыхания, интенсивность сосательных движений во время приема еды, движения глаз и головы, частоту сердцебиения. Молодым родителям нужно научиться внимательно прислушиваться к этим сигналам, чтобы понять, чего хочет их малыш в данный момент.

Рефлексы ребенка в возрасте новорожденного

У новорожденного уже есть достаточно признаков, благодаря которым малыш адаптируется к новой для него жизненной обстановке. В научной среде такие признаки называются рефлексами. Здоровые дети имеют развитую систему дыхания, пищеварения, кровообращения. Первые реакции, которые проявляются у малышей с первых же часов после появления на свет, – это сосание и хватание (достаточно дать крохе свой палец, он сразу же обхватит его своей маленькой ручкой). Кроме того, новорожденный может защищать себя, в частности, свои глаза. Если ему бьет яркий свет, он может зажмуриться. В то же время, если прикоснуться к середине губы малыша, он повернет голову в ту сторону, откуда идет свет.

Еще несколько рефлексов относятся к двигательным. Благодаря их изучению можно установить, все ли в порядке с тонусом новорожденного, а также его двигательной способностью. Например, если ребенка выложить на животик, то он может повернуть голову в одну из сторон и проползти на животике без ручек. Если подпереть его ступни рукой, то он сможет оттолкнуться от них, совершая движения ползания. Также можно взять ребенка на руки, чтобы ноги слегка касались ровной поверхности, а корпус наклонить немного вперед - и тогда он будет выполнять шаговые движения.

Все эти признаки или рефлексы помогают врачам установить уровень развития ребенка на ранних этапах. Их особенностью является то, что они присущи только самым маленьким и сохраняются на протяжении первых месяцев жизни, а потом угасают, уступая место другим признакам развития крохи. Появляются уже не рефлексы, а реакции посложнее. Причем по срокам появления и исчезновения тех или иных рефлексов и реакций можно судить об интенсивности развития мозговой деятельности.

Если ребенок здоров, развивается правильно, то у него есть способность чувствовать некоторые признаки. Например, дотрагиваясь до чего-либо, он ощутит, горячая или холодная поверхность. Также малыш ощущает боль и болезненные прикосновения (поэтому он и плачет, если ему делают прививочную инъекцию). Ребенок четко различает вкусы. Он знает, где кислое, горькое, а где сладкое лакомство. Естественно, только что родившийся малыш имеет низкую степень чувствительности. Но по мере его развития и роста ощущения развиваются и увеличиваются. То же самое касается зрения и слуха новорожденных – они развиваются по мере роста. Например, уже через две недели после рождения плачущий малыш может прекратить истерику, прислушиваясь к какому-либо сильному звуку. А примерно через месяц глазки крохи могут остановиться на ярком или блестящем предмете, который привлечет его внимание.

Результат внутриутробного общения

Еще находясь в утробе матери, ребенок слушает и запоминает ее голос, общается с ней. Поэтому после рождения он может выделять звук материнского голоса среди многих других голосов. Кроме того, любой голос, принадлежащий человеку, грудничок может отличать от нечеловеческих звуков, а самого человека (его лицо) выделяет среди окружающих предметов.

Новорожденный способен продемонстрировать свое стремление к общению. Для этого он смотрит в сторону того, кто с ним разговаривает. Если крохе надоело общаться – он просто отвернется. Такие уникальные способности развиваются в том случае, если у ребенка с мамой налажен плотный, тесный контакт - как физический, так и духовный.

Но все вышеперечисленные умения новорожденного – это только зачатки тех умений, которые разовьются со временем. Никакой из рефлексов или умений не является законченным или таким, который ребенок сможет применить в дальнейшем своем развитии. Ни один из рефлексов, даже двигательный – не имеет отношения к тому, что ребенок будет ползать или ходить. Все признаки и рефлексы, которые были у ребенка в первые недели и месяцы после рождения, должны исчезнуть.

В отличие от животного мира, в котором все новорожденные могут выживать в какой-то степени самостоятельно, человеческий детеныш является абсолютно беззащитным. Он полностью зависит от окружения, от заботы и ухода родителей. Его физическое развитие зависит от окружения, быта, повседневного ухода, а психологическое развитие – от того, насколько внимательными и заботливыми близкие люди будут по отношению к нему.

Прожив свой первый месяц в окружении внимательных взрослых, малыш начинает выделять их из окружения. Этому способствует сам взрослый своими действиями. Например, постоянными разговорами с ребенком. Ведь даже если малыш не может ничего сказать в ответ – это не значит, что он ничего не воспринимает. Своими движениями, разговором, живыми интонациями родитель или другой человек из окружения грудничка привлекает его внимание и дает массу новых впечатлений. Если общаться с малышом с самого его появления на свет (а лучше – и до этого), то уже к концу первого месяца жизни он сможет даже проявлять свое внимание через положение губ. Например, если ласково заговорить с крохой, он будет смотреть в вашу сторону с вытянутыми губами. А на втором месяце малыш уже захочет ответить вам своей улыбкой.

Не секрет, что самый тесный контакт у ребенка, на каком бы этапе развития он ни находился, - это контакт с матерью. Именно она вынашивает своего сына или дочь девять месяцев, и именно с ней происходит первый телесный контакт новорожденного. Поэтому на маму активнее всего влияет и воздействует любое движение и звук ее ребенка, а на самого малыша – мамин голос и мамины руки. Это основа для формирования у грудничка доверия не только к родителям, но и ко всем людям.

Ласковое слово мамы – это лучшее лекарство, которое действует успокаивающе на ребенка. Достаточно обнять и сказать о своей любви к крохе, и он станет спокойнее, будет лучше спать и кушать. Настроение ребенка, его положительные или отрицательные эмоции, покой или возбуждение – это все результат проявления любви или нелюбви родителей к нему. Но в то же время эти характеристики определяют и отношение взрослых к новорожденному.

Младенец, но уже не новорожденный

После этапа рождения и спустя некоторое время ребенок переходит из стадии новорожденности, когда он был совсем беспомощным и ничего не умеющим существом, в этап младенчества. В этот период ребенок как бы оживает, он становится активнее, действия и взгляд его осознаннее, происходит стремительное развитие всех органов и систем организма.

В этот период ребенок уже может обратиться к взрослому человеку путем взгляда, остановки на лице родителя, улыбки. Чем старше возраст ребенка, тем больше движений и действий включается в это общение. Это и вздохи, и движения ручек и ножек, возгласы восторга, вскрики радости. Если ребенок хочет общения, а рядом никого нет или на него не обращают внимания, он может заплакать и тем самым обратить все взоры на себя. Все эти действия появляются на определенных этапах развития малыша. И контроль их своевременного появления – это залог правильного развития ребенка, его мозговой деятельности и нервной системы.

Отличительной особенностью оживления ребенка является его активность. Чем меньше внимания взрослые обращают на кроху, тем активнее он проявляет свою потребность в общении. Именно через движения, взгляды, эмоции устанавливается глубокая и прочная связь малыша с родителями, которая с годами будет только крепнуть.

То, что только материнское молоко способно дать вашему малышу все необходимое для его нормального роста и развития – доказанный факт, не вызывающий сомнений. И все же, вопрос о том, до какого возраста кормить грудным молоком ребенка (мальчика или девочку, неважно), остается открытым и терзает всех молодых мама и пап. С одной стороны, грудное вскармливание – это удобно и полезно, но с другой – создает определенные трудности, так как кормящая мама должна постоянно ограничивать себя в питании и быть рядом с малышом, чтобы вовремя накормить его.

Но соблюдать диету – весьма непростая задача для некоторых мам, что так же создает определенный дискомфорт. Потому сделать правильный выбор женщине, у которой нет собственного опыта ГВ, бывает достаточно непросто.

Прежде всего, стоит заметить, что в норме до возраста 6 месяцев (когда некоторые специалисты в области рационального питания детей первого года жизни рекомендуют начинать постепенно вводить прикорм) грудное молоко должно быть единственной пищей малыша. Только так он получит все необходимые вещества для того, чтобы пока незрелые внутренние органы физиологично развивались в соответствии с возрастом.

Кроме того, материнское молоко – это источник формирования иммунитета у малыша, и ни один другой продукт не сможет восполнить это потерю, если от грудного вскармливания придётся отказаться. Состав молока может меняться со временем, в зависимости от потребностей организма младенца. Именно поэтому Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание, как самый физиологичный способ, позволяющий ребенку гармонично развиваться.

Таким образом, кормить новорожденного грудным молоком, безусловно, полезно, но остается открытым вопрос, до какого именно возраста ваш малыш считается грудничком и нуждается в грудном молоке?

До какого возраста ребенок считается грудничком?

Итак, если у женщины не нарушена лактация и нет объективных показаний к искусственному вскармливанию, то кормить малыша с самого рождения нужно грудным молоком. Теперь, что касается такого понятия, как «грудничок».

С точки зрения медицинской науки, периоды жизни ребенка дошкольного возраста делятся на такие периоды:

  • от рождения до одного месяца – период новорожденности;
  • от 1 и до 12 месяцев – грудничковый возраст;
  • от 1 года и до 3 лет – преддошкольный возраст.

Из этого следует, что грудничковый период – это период от 1 месяца до 1 года, но означает ли это, что 12 месяцев – это тот возраст, когда стоит перестать кормить новорожденного грудным молоком? Вовсе нет! Этот тот период, в который ребенок считается младенцем и грудное молоко является для него необходимым продуктом. Продуктом, не только обеспечивающим более половины всех питательных веществ, нужных вашему ребенку для того, чтобы быть здоровым, но и участвующим в процессе пищеварения и усваивания пищи. В грудном молоке содержаться все необходимые ферменты для того, чтобы первые продукты прикорма, вводимые вами в рацион малыша, не только хорошо переваривались в его желудке, но и усваивались организмом, что не менее важно.

По рекомендациям все тех же специалистов ВОЗ, все дети должны получать грудное вскармливание и соответствующий возрасту прикорм до года обязательно, а затем грудное вскармливание может быть продлено до 2-х лет и больше.

Какой возраст можно считать оптимальным для завершения лактации?

Прежде, чем ответить на вопрос о том, сколько нужно кормить грудью, стоит осознать, что в первый год жизни малыша сосательный рефлекс – это один из основных его рефлексов, который всенепременно требует удовлетворения. В противном случае, возможно отставание ребенка не только в физическом, но и в психическом и эмоциональном развитии.

Опыт женщин в России показывает, что прекращают грудное вскармливание, как правило, в следующие периоды:

  • по достижении ребенком возраста 6 месяцев (чаще по объективным причинам и медицинским показаниям);
  • в возрасте одного года по причине, что в рацион малыша введено достаточно много продуктов питания, а потому материнское молоко перестает быть единственным источником энергии и питательных веществ для малыша;
  • в возрасте около 2-х лет, так как дети в этом возрасте начинают посещать детские дошкольные учреждения, а их мамы выходят, наконец, из декретного отпуска.

Какой из этих вариантов правильный, и до скольки месяцев кормить ребенка грудью? Ответ на этот вопрос должна себе дать каждая кормящая мама. Но прежде, чем решение будет принято, необходимо учесть:

  • грудное молоко богато всеми необходимыми микроэлементами и веществами для того, чтобы ваш ребенок активно развивался;
  • в нем содержится огромное количество необходимых иммуноглобулинов, что очень важно для формирования иммунитета, ведь сам процесс формирования иммунной системы у малыша заканчивается только к 6 годам;
  • удовлетворение сосательного рефлекса – важный аспект формирования не только физического здоровья, но и эмоциональной сферы ребенка, а также его психики, а отсутствие подобного удовлетворения может стать даже причиной тяжелых неврологических расстройств или психоэмоциональных патологических состояний;
  • сосание груди способствует более быстрому, а главное – более правильному и физиологичному формированию речевого аппарата у детей;
  • длительный процесс грудного вскармливания способствует полноценному формированию ЖКТ. Когда младенцу в прикорм вводят те же продукты, что кушает сама мамочка, то процесс их переваривания в организме малыша будет происходить значительно проще и быстрее, если после прикорма «допаивать» ребенка грудным молоком. Ведь желудочно-кишечная система новорожденного формируется до 3-4 лет, а мамочкино молоко облегчает ее становление.
  • длительное кормление грудью помогает развитию не только ЖКТ, но и челюстно-лицевых мышц, правильного прикуса, а главное – формированию структур головного мозга младенца.

Это вовсе не означает, что дети, выкормленные при помощи смешанного или искусственного вскармливания, всенепременно вырасту с недоразвитыми органами тех или иных систем. Это лишь означает, что у детей на грудном вскармливании все физиологические процессы проходят намного быстрее и «качественнее». Предрассудки о том, что малыш, который долго сосет грудь, обязательно вырастет если не «маменькиным сынком», то уж точно человеком с сексуальными отклонениями – не более, чем бабушкины сказки; и все ведущие специалисты сегодня рекомендуют продлевать грудное вскармливание так долго, как это возможно.

Повторимся, принять решение может только сама кормящая мама, но прислушаться к рекомендациям именно специалистов, а не других мам, все же имеет смысл.

Однозначный ответ на вопрос о том, сколько нужно кормить грудью – чем дольше, тем лучше! И это не «бабушкины сказки», а рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. Однозначно «да» до 12 месяцев. Это будет полезно не только грудничку, но и маме – так как снижается риск онкологических заболеваний, в т.ч. и рака груди.

Чем привлекательно грудное вскармливание для детей после 2-х лет?

Прежде всего, важность такого вскармливания заключается в формировании иммунитета малыша как защиты от многих болезней. Чем дольше женщина продолжает кормить своего ребенка грудью, тем больше антител или иммуноглобулинов концентрируется в грудном молоке, а значит – большее количество материнских антител получает и ребенок. Это поможет ему справиться со многими вирусными инфекциями и другими болезнетворными агентами, которые, так или иначе, окружают нас повсюду.

После года материнское молоко меняет свой состав, оно становится более насыщенным витаминами (особенно А, С и др.), что, несомненно, только благотворно влияет на развитие младенца. А после двух лет в 500 мл грудного молока содержится больше половины суточной нормы потребления кальция.

Более того, в возрасте двух и более лет малыш активно познает мир, что делает риск заражения вышеперечисленными возбудителями намного выше. Кроме того, многие малыши в этом возрасте пойдут в детский сад, который можно по праву назвать настоящим «рассадником» для многих инфекций и вирусов самой различной этиологии. Мамино молоко поможет пройти процесс адаптации намного проще, и не только с физиологической точки зрения.

Психологический аспект адаптации к коллективу и социализация малыша – это, прежде всего, стрессовая ситуация, преодолеть которую поможет не столько мамино молоко, как сам процесс сосания груди. В этот момент ребенок чувствует себя максимально защищенным, а значит - и привыкнуть к новой обстановке, изменить свой образ жизни и адаптироваться в коллективе других малышей такому ребенку будет намного проще.

Не стоит забывать, что часто бывают ситуации, когда ребенок сам отказывается от груди в возрасте более 2-х лет, на что есть объективные причины. Так мы подошли к следующему вопросу, который волнует многих молодых мам: как отучить ребенка от привычки сосать грудь?

С тем, что кормить ребенка материнским молоком рекомендовано специалистами до 2-х лет и более, мы разобрались. Но стоит ли практиковать подобный способ питания, когда ребенок достиг трехлетнего возраста. Некоторые педиатры считают, что нет, и приводят следующие аргументы:

  • женщина может выйти на работу, и лактация станет тем фактором, который причиняет неудобства;
  • ребенок плохо засыпает и капризничает, пока не получит желаемое. И это не голод, а становление характера;
  • в 3 года малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, а потому кормление грудью рекомендовано прекратить до этого периода;
  • может быть осложнена адаптация к коллективу в детском саду, так как ребенок будет эмоционально слишком зависим от своей матери и т.д.

Согласиться с этим мнением или нет – право вашего выбора, но эти заключения основаны на опыте и знаниях детской психологии и физиологии, а потому прислушаться к нему все же стоит.

Подведем итоги

Итак, вспомним основные тезисы:

  • материнское молоко однозначно показано детям в возрасте до 6 месяцев;
  • весьма желательным и необходимым для нормального формирования здорового малыша считается грудной вскармливание детей в возрасте до 1 года;
  • после 12 месяцев, когда заканчивается грудничковый период, кормление грудью не обязательно и не является единственным источником питания ребенка, но весьма желательно с точки зрения становления иммунитета;
  • при приближении возраста 3-х лет малыша можно начинать процесс отлучения от груди насильственно, если ребенок сам не отказался от такого способа питания.

Сколько по времени нужно кормить ребенка грудью решает, прежде всего, женщина. Конечно, этот выбор должен быть осознанным и основанным на советах медицинских организаций, но наилучшим выбором отказа от ГВ станет такой период, когда отказ не навредит ни физическому, ни эмоциональному состоянию кормящей мамы и малыша.

Во сколько бы вы не перестали кормить грудным молоком своего ребенка, помните, что процесс отлучения от груди должен быть постепенным, иначе это чревато стрессом для грудничка и риском для здоровья для мамочки.

Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.

По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.

Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Физическое развитие детей грудного возраста

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

Нервно-психическое развитие грудного ребенка

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.

В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.

В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.

В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.

К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.

В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».

К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.

Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста

Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.

В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.

Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.

Многих людей пугает слово «кризис», вызывая негативные ассоциации. Родители боятся кризиса подросткового возраста у детей. Кризис трех лет менее известен, но тоже доставляет немало хлопот взрослым.

Между тем, развития не вкладывает в понятие возрастного кризиса никакого негативного смысла. Более того, человеческая жизнь начинается с кризиса новорожденности.

Данный кризис связан с переходом от внутриутробного существования в внеутробному. В рамках теории психоанализа рождение рассматривается как травма, последствия которой человек ощущает всю жизнь. Это, разумеется, преувеличение, но рождение действительно становится серьезным потрясением для ребенка. Он попадает в среду более холодную и светлую, более богатую звуками, изменяется способ получения питательных веществ и кислорода, исчезает «невесомость», которую обеспечивали околоплодные воды. Ко всему этому приходится приспосабливаться, не случайно в первые дни жизни дети теряют вес.

Чтобы облегчить прохождение кризиса новорожденности, ребенку надо создавать условия, отдаленно напоминающие внутриутробную жизнь. Люди делали это интуитивно задолго до зарождения научной психологии: округлая форма люльки, напоминающая матку, покачивание, которое плод в утробе ощущает при ходьбе. В период новорожденности можно брать ребенка на руки, не боясь «избаловать», желательно так, чтобы он мог слышать стук сердца матери, который он слышал в утробе.

Особенности периода новорожденности

Новорожденность – это единственный период, в котором биологическое начало предстает «в чистом виде», без примеси социального. Ребенок рождается с набором врожденных рефлексов (инстинктов). Некоторые из них скоро угаснут – например, шаговый рефлекс, нырятельный (задерживание дыхания при попадании большого количества воды на лицо), хватательный. Последний рефлекс имел практическое значение у далеких предков человека, позволяя детенышу держаться за шерсть матери.

Особое значение имеют пищевые рефлексы. Сосательный рефлекс срабатывает при любом прикосновении к губам или даже щекам ребенка. Глотательный рефлекс развит в достаточной степени, но с ним очень легко вступает в противоречие рвотный рефлекс, поэтому часто после еды.

Из ощущений наиболее развито осязание в области рта и вкус. Хуже развито зрение, мышечные ощущения. Развитие ощущений не происходит само собой – ребенку необходимы впечатления, которые он может получить только при общении со взрослыми. Если имеет место недостаток впечатлений (сенсорный голод), в дальнейшем возможно отставание в развитии. Такая проблема существует в домах ребенка, где персонал при всем желании не может уделить достаточно внимания каждому малышу в период новорожденности и младенчества.

Примерно в полтора месяца ребенок начинает проявлять активность при появлении взрослого – улыбаться, махать руками, выражать эмоции голосом. Так ребенок реагирует на любого человека, дифференцированные реакции появятся позднее. Это комплекс оживления – основное психологическое «приобретение» периода новорожденности. С него начинается коммуникативное развитие ребенка, которое продолжится на следующей возрастной стадии – в период младенчества.

Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Физиологическое развитие

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Психическое развитие

Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.

  1. Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  2. К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  3. За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  4. К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  5. Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  6. Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  7. Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь