Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Нежных материнских прикосновений и добрых объятий так не хватает давно уже выросшим детям. В отличие от взрослых новорожденному повезло – он наслаждается теплом и любовью родного человека, ведь мама носит его на руках почти все время. Эту идиллическую картину нарушают лишь причитания бабушек: «Нельзя приучать ребенка к рукам! Балованным вырастет!». Стоит ли слушать советы представительниц старшего поколения или лучше довериться своему инстинкту любящей матери и брать на руки своего малыша при первом его требовании?

Почему младенец «просится на руки»?

Естественная реакция мамы на плач крохи – желание взять его на руки и успокоить. Женщине, недавно ставшей матерью, на первых порах трудно распознавать причины беспокойства ребенка по характеру плача. А они могут быть разными:

  • малыш голоден;
  • у него мокрые или грязные пеленки;
  • он начинает заболевать, его мучают ;
  • кроха замерз или, наоборот, ему жарко;
  • от перевозбуждения и усталости малыш не может заснуть;
  • ему одиноко, не хватает впечатлений.

Пока мама не возьмет свое чадо на руки, она может не понять, в чем нуждается малыш. Как только кроха оказывается в объятиях матери, он, чувствуя защиту, комфорт и любовь, успокаивается на первые мгновения. А затем уже маме становится понятно, в чем причина плача, и она устраняет ее – переодевает, кормит, согревает, убаюкивает.

Такое стремление младенца ощущать тепло материнских рук и тела вполне объяснимо: он долгих девять месяцев не расставался с мамой, был с ней одним целым, и когда новорожденного что-то начинает беспокоить, он ищет защиты у родного человека.

Чем плох «ручной» ребенок?

Почему же некоторые взрослые придерживаются мнения, что «приучать к рукам» вредно? Их аргументы просты: ребенок, привыкая, что по первому требованию его берут на руки, начинает в будущем манипулировать родителями, используя плач и капризы для удовлетворения своих прихотей.

В чём-то такое мнение оправдано, ведь слишком быстро реагируя на беспокойство крохи, мама рискует оказаться целиком поглощенной ребенком, и тогда у нее не останется времени на себя и домашние заботы. К тому же постоянно носить малыша на руках тяжело, особенно когда он уже набрал приличный вес.

Как найти «золотую середину» – не приучить ребенка к рукам и одновременно сохранить его психологический комфорт?

Как не носить ребенка на руках?

Существуют способы, позволяющие маме оставаться с младенцем в тесном контакте, которого он так жаждет, и не выработать у него привычку добиваться исполнения своих желаний криком и плачем:

  • . По своей функциональности и удобству устройство для ношения ребенка не уступает ни маминым рукам, ни коляске. Младенец, находясь в непосредственной близости с матерью, чувствует себя защищенным и любимым, в то же время мама может спокойно передвигаться и заниматься своими делами. Если размеры слинга подобраны правильно, спина от ношения младенца не устает.
  • Разнообразие тактильных контактов с ребенком. Необязательно брать плачущего кроху на руки сразу. Если причина крика в неудобном положении, невозможности уснуть, можно поправить пеленки, разгладить постельные складки, повернуть малыша на другой бочок, погладить его по спине, плечикам, побыть некоторое время рядом, пока он не успокоится и не уснет.
  • Разнообразие впечатлений. Младенцу скучно лежать в кроватке долгое время – ему необходимы новые интересные впечатления. Для этого родители могут приобрести подвесные игрушки, мобиль в кроватку. Хорошо помогают звучание музыки (лучше, если это будет классика в обработке), смена освещения. Чтобы маме не отвлекаться от домашних дел, можно переместить кроху в коляску и возить его за собой – на кухню, в другие комнаты.

Носить малыша на руках можно и нужно, особенно если он в этом на самом деле нуждается. Ведь только любовь, ласка и забота помогут вырастить уверенного в себе и психологически уравновешенного человека.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

С появлением на свет такого родного и такого долгожданного малыша каждая мама сталкивается с необходимостью научиться не только ухаживать за ним, но и понимать, что, порой, является непростой задачей, ведь ребенок еще не говорит, а сигналы, которые он подает маме ею еще пока не расшифрованы.

Основным помощником в этом вопросе становится для мамы ее материнский инстинкт, именно он подсказывает, что малыш голоден, замерз или ему хочется на ручки. Однако все мы живем в социуме, поэтому кроме инстинктов руководствуемся и другими источниками информации – советами близких или других авторитетных для нас людей (врачей, опытных подруг и проч.)

Действительно трудно приходится маме, когда ее инстинкт и рекомендации извне оказываются прямо противоположными.

Чаще всего от наших бабушек и мам приходится слышать: «Не бери на руки так часто, приучишь к рукам, потом все время будет на ручки проситься!». И послушные новоиспеченные мамы кладут обратно в кроватку истошно вопящего младенца и выходят из комнаты, стараясь не приучить к этим самым рукам, пока их материнское сердце просто разрывается на части, потому что инстинкт буквально кричит: «Твой ребенок плачет! Скорее возьми его на руки и прижми к груди!». Так что же делать маме? Что будет правильнее?

Несколько фактов о физиологии младенца.

Человеческий детеныш рождается фактически недоношенным, и на момент рождения совершенно несамостоятельный. Он не может сам добывать себе еду, не может следовать за мамой, как детеныши других животных, он полностью зависим от нее и ее присутствия. Это происходит из-за того, что человеческий мозг (а с ним и голова) имеет большие размеры, и если бы женщина донашивала ребенка до условно самостоятельного периода, то она просто не смогла бы родить его тем способом, что предусмотрела природа, именно по причине сильно увеличившейся к этому времени головы малыша. Поэтому наши дети рождаются неспособными к самостоятельной жизни, и фактически мы продолжаем донашивать их на руках.

Само тело ребенка так устроено, чтобы на маме ему было комфортно, а маме удобно:

  • с рождения у ребенка сильно развит хватательный рефлекс , он нужен для того, чтобы зацепиться за маму (когда-то - за ее шерсть), ведь быть потерянным ею для него равносильно смерти;
  • у новорожденного большинство клеток кожи, способных к терморегуляции, расположено на спине , ведь по замыслу природы животиком он будет прижиматься к матери, а значит, так не замерзнет;
  • именно на маминой груди сразу после рождения малыш проявляет первую свою активность . Он отталкивается ножками, стремясь добраться до соска.

Таким образом, природа предусмотрела все основные моменты для того, чтобы мама могла донашивать на руках свое новорожденное дитя до тех пор, пока он не сможет передвигаться самостоятельно и не обретет навыков добывания себе пищи.

Теория привязанности

Кроме физиологии существует и психологический аспект ношения на руках. В первые двенадцать месяцев жизни у ребенка закладывается базовое доверие к миру . Это основа формирования гармоничной личности, уверенной в себе. К сожалению, как-то развить это доверие позже уже невозможно, и человек, у которого в раннем детстве это доверие не сформировалось или недостаточно сформировалось, рискует обзавестись множеством комплексов, остро реагировать на любые неприятности и т.д.

Для новорожденного формирование доверия происходит через выстраивание отношений с его матерью, поскольку на данном этапе развития именно она и есть весь его мир. Именно ее присутствие рядом, в непосредственном телесном контакте с малышом и является основой этого доверия.

Для ребенка потерять маму из поля зрения панически страшно , ведь у младенцев нет чувства времени, поэтому каждая минута без матери словно вечность. Ребенок надрывно кричит, призывая маму, до тех пор, пока верит, что она вернется. Он испытывает сильный стресс, не чувствуя себе в безопасности без мамы. Прокричав долгое время, ребенок может уснуть, но это происходит не от того, что он успокоился, а от того, что устал кричать, и наступает сон как реакция на стресс. Такой сон даже сравнивают в некоторой мере с состоянием в забытьи.

С каждым таким стрессом от отсутствия мамы тревожность у младенца только растет, а уверенность, что мама вернется, все меньше и меньше. Доверие падает. Таким образом, подрастая и становясь старше, ребенок старается сделать все для него возможное, чтобы маму не потерять, чтобы всегда оставаться с ней. Стараясь не приучать к рукам, мы гарантированно получаем «ручного ребенка».

Можно ли носить ребенка и не уставать?

Хорошенькое дело, скажете вы, ребенок с каждым днем становится все тяжелее, как же быть маме, если она не инструктор по фитнесу и не тяжелоатлет, а на руках своего кроху носить хочет?

Все очень просто, используйте . Это физиологичные переноски, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка и носить в них без ущерба для спины лет до 2-3.

Слинг в отличие от нефизиологичных переносок («кенгурушки» и проч.) притягивает ребенка очень плотно ко взрослому, образуя при этом единый центр тяжести, поэтому вес малыша в слинге гораздо менее ощутим, чем вес просто на руках. Начиная носить в слинге с самого раннего возраста, мама постепенно привыкает к возрастающей нагрузке, поэтому и подросшего годовалого ребенка можно носить без проблем.

Слинг дает возможность носить ребенка, не нарушая контакт «кожа к коже». Это благотворно влияет на лактацию, а также стимулирует у мамы выработку окситоцина, который в свою очередь снижает уровень стресса, что очень немаловажно для молодых мам.


Благодаря своей универсальности и разным вариантам намоток будет отличным помощником как с новорожденным, так и с уставшим двухлеткой, который просится на ручки.

– отличный вариант для недолгого ношения на руках, спасает маму при укачиваниях на сон, посещении поликлиники, когда нужно постоянно вынимать и снова помещать в слинг ребенка, да и просто для ношения дома, когда малыш капризничает.


– прекрасный помощник дома или для ношения в жаркое время. Он меньше по объему, чем слинг-шарф, поэтому легко поместится в сумку и выручит в дороге (в аэропорту или на вокзале, например).

удобен скоростью надевания и особенно нравится папам, а также мамам, предпочитающим спортивный стиль в одежде.

Носить или не носить?

Это каждая мама решает для себя сама. Наши мамы и бабушки тоже неспроста стремились как можно раньше освободить руки. Возможности находиться с ребенком долго у них не было, требовалось как можно раньше выйти на работу, поэтому единственное, что им оставалось, это покрепче запеленать и уложить малыша в кроватку, отучая от маминых рук.


Природа же настаивает на обратном, а если объединить ее с современностью – носить не только на руках, но и в слингах, то можно избежать проблемы наших бабушек – раннего расставания с малышом.

Когда в семье появляется малыш, особенно, долгожданный, для мамы нет ничего приятнее лишний раз покачать его на руках, обнять, прижаться к родному комочку. Это не только правильно, но и необходимо в первую очередь самому карапузу. Но что предпринять, чтобы и в дальнейшем, когда кроха подрастет, покачивания и ношения на руках не стали для него постоянной нормой? Как не приучить ребенка к рукам? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Боятся ли мамы приучать малыша к рукам?

Уже выросшим деткам не хватает нежных маминых прикосновений и добрых нежных объятий. Но, в отличие от взрослых и подростков, новорожденным крошках повезло: они все время наслаждаются любовью и теплом родного человека, потому что мамы почти все время носят их на руках. Такие идиллические картинки способны нарушить только причитания бабушек: а нужно ли приучать ребенка к рукам, ведь он может вырасти балованным? Так ли уж правильно прислушиваться к советам представительниц старшего поколения или лучше опираться на инстинкт любящей мамы и по первому требованию грудничка брать его на руки? В среднем период ношения на руках малышей составляет год. Как только карапуз начинает самостоятельно ходить, дополнительные средства передвижения в виде родительских рук ему не нужны. Но что делать до первого дня рождения крохи? Надо просто учитывать некоторые особенности малышей, находящихся в этом возрасте.

Почему грудничок может попроситься на ручки?

Единственной и вполне объяснимой реакцией мамы на плач ее крохотульки будет желание взять ребеночка на руки и постараться успокоить. Женщина, которая совсем недавно стала мамой, в первое время не сумеет распознать по характеру плача малыша, из-за чего он расстроился.

А причины могут быть самыми разными:

  • у малыша мокрые пеленки;
  • он замерз или, наоборот, ему очень жарко;
  • ему одиноко и скучно, не хватает впечатлений;
  • кроха хочет кушать;
  • грудничок устал либо перевозбудился и не может уснуть;
  • его мучают колики, он заболевает.

Уже потом, по прошествии нескольких месяцев, родителей будет мучить вопрос: приучили ребенка к рукам - что делать? А пока мама поскорее берет малыша на руки, стараясь понять, что его так тревожит, в чем он нуждается в данный момент. В ту же секунду, как малыш оказался в маминых объятиях, он чувствует ее любовь, заботу, ему очень комфортно и он успокаивается. Теперь маме становится ясно, из-за чего плакал ее крошка, и она будет устранять причину его слез — переоденет, накормит, согреет...

Стремление малыша постоянно ощущать мамино тепло можно объяснить очень просто: он на протяжении девяти месяцев не расставался с ней, они были единым целым, и теперь, когда крошку что-то беспокоит, он старается найти защиту у родного человека.

Вкратце о проблеме

Максимально подробно о том, существует ли такая проблема и как с ней справиться, может рассказать известный детских врач Евгений Комаровский.

Первое время новорожденный продолжает находиться «на одной волне» со своей мамой. Да, теперь между ними нет соединяющей пуповины, они разделены, но только физически. Психологическая зависимость между ними все еще есть. Именно у малыша она выражена больше всего. Поэтому не стоит удивляться, что карапузу, который в новом для него мире ориентируется еще не очень хорошо, так необходим тактильный контакт с мамой. Со стороны это выглядит так: малыш забеспокоился — мама взяла его на руки, кроха почувствовал ее присутствие, услышал голос, узнал родной запах и успокоился.

Именно этим и пользуются многие мамы с первых самостоятельных дней своего чадушки.

Маленькие хитрецы

Как только малыш издаст хотя бы звук, лежа в своей кроватке, мама уже спешит к нему и берет на руки, если у него колики, мама опять хватает его. За очень короткое время кроха понимает, что получить маму «под бочок» очень просто: достаточно заплакать или засопеть. Но до двух месяцев детки не умеют злоупотреблять доверием, и если уж они попросились на руки, значит, им это действительно необходимо.

Все меняется к трем месяцам. Колики постепенно стихают, они появляются все реже и реже. Мамам уже нет нужды подбегать к малышу ежеминутно, но они все-равно делают это по привычке. А малышам все это очень нравится.

Это как раз тот возраст, когда можно начинать разговоры об избалованности. Теперь уже не надо спрашивать: как понять, что ребенок приучен к рукам. Все и так становится понятно. Чем дальше родители будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее им будет это сделать.

Засыпание и укачивание

Так как не приучить ребенка к рукам? Первое время после рождения малыша интересует его новый мир. И пусть он будет находиться только в его комнате. Зато это весьма удобно — мама берет на руки, а карапуз указывает пальчиком, куда он хочет «пойти» дальше. Иногда даже полезно предоставить ему эту возможность, ведь когда крошка научиться ползать, он станет залезать даже туда, куда не надо.

Самую большую сложность будет доставлять засыпание. Именно в этот момент мама способна потерять последние силы, особенно если понадобится укачивать малыша ночами. Для облегчения маминой «работы» можно использовать кроватку, в которой есть маятниковый механизм.

Случается и так, что после того, как малыша покормили, он нуждается в укачивании. И ему не нравится, когда мама пытается убрать его от груди. Правильно будет поступить так: маме можно просто полежать с ним рядом или даже постоять, держа кроху на руках. Только ни в коем случае не ходить и не покачивать его. Малыш с самого детства должен понимать, что мама и укачивания — не одно и то же.

Вместо ношения побудьте рядом

Если ребенок приучен к рукам, как отучить его от этого? Когда малыш становится ручным, а родители пытаются изменить ситуацию, можно постепенно, не спеша, заменить ношение на руках пребыванием вместе с карапузом. Довольно часто желание побыть на маминых руках, в ее объятиях, вызывается обычным страхом: мама ушла. Для малыша, который всего три-четыре месяца назад появился на свет, не видеть маму, даже если она вышла всего лишь в соседнюю комнату, является тревожным сигналом. Для него это означает, что мама ушла очень далеко, неизвестно, когда она вернется и вернется ли вообще. Лучше почитать ему книжки, спеть песенку или даже заниматься домашним хозяйством, но находясь в поле зрения карапузика.

«Ручные» малыши

Почему нельзя приучать ребенка к рукам? Этот вопрос задают многие мамочки, особенно молодые, которым постоянно твердят старшие родственники, что приучение — вредно. Аргументы, выдвигаемые старожилами, довольно простые: малыш быстро привыкает к тому, что, как только он потребует, его сразу же берут на руки. В дальнейшем он научится манипулировать родителями, и чтобы его прихоти удовлетворялись, он будет прибегать к плачу или капризам.

Мнение о вреде данного действа, в принципе, оправдано. Потому что если мама будет слишком быстро реагировать на детские капризы, она будет полностью поглощена только малышом, не оставляя времени на ведение хозяйства или себе на небольшой отдых. К тому же довольно тяжело носить все время малыша на руках, особенно когда он набирает свои килограммчики.

Каким же образом найти пресловутую золотую середину - сохранять психологический комфорт карапуза и как не приучить ребенка к рукам? Действительно, вопрос важный, и родителям в его решении следует прийти к общему знаменателю.

Слинги и тактильные контакты

Конечно, приучать ли ребенка к рукам, - это личное дело каждой мамы. Женщина должна решать это только для себя, как будет удобно лично для нее. Но если мамочка уже поспособствовала тому, что ребенок привык к рукам, как отучить теперь его от этого? Надо приложить некоторые усилия. Причем все действия следует осуществлять из расчета, что малышу ненавязчивое разрывание контакта с мамой не навредит.

Если ребеночек еще совсем маленький, то для отучения подойдет слинг. По удобству и функциональности он не будет уступать ни рукам любимой мамочки, ни коляске. Малыш все так же будет находиться близко к маме, чувствовать себя защищенным. Мама же сможет заниматься своими делами. Главное — правильно подобрать размеры слинга, тогда спина женщины от ношения карапуза не устанет.

Полезно разнообразить тактильные контакты с крошкой. Совершенно не обязательно при первых же звуках плача хватать на руки ребеночка. Если, например, он плачет из-за того, что неудобно лежит, не может уснуть, достаточно просто поправить пеленочки, перевернуть малыша на другой бочок, погладить по плечикам и спинке. Мама может побыть рядом, пока он не успокоится и не уснет.

Разнообразим впечатления

Малышу может быть скучновато лежать в кроватке довольно долго, поэтому ему просто необходимы новые и интересные впечатления. Как не приучить ребенка к рукам в этом случае и одновременно не давать ему возможности скучать?

Можно приобрести подвесные игрушки в кроватку или мобиль. Поможет и звучание музыки (особенно если это классика в обработке), изменение освещения. Чтобы мама могла заниматься домашними делами, не отвлекаясь, карапуза можно посадить (или положить) в коляску и возить за собой в другие комнаты либо на кухню.

Можно и даже нужно носить малыша на руках, особенно если ему это действительно необходимо. Потому что уравновешенным и психологически уверенным в себе человеком он вырастет, только если будет чувствовать любовь, заботу и ласку со стороны родителей.

Эмоции родителей

Если уж так случилось, что малыш приучен к рукам, что надо сделать, чтобы прекратить бесконечные качания?

Знаменитый доктор Комаровский дает простой совет: для начала следует успокоиться именно родителям, выпив настойку пустырника или валерьянки, а потом, собравшись с силами, решиться больше не качать свое чадушко.

Полезные паузы

Конечно же, не получив желаемого укачивания, малыш может начать кричать — очень громко, без остановки и совершенно безутешно. В таком случае мамы начинают пугаться и стараться успокоить ребенка, взяв его на руки. Но делать так нельзя. Надо постараться перетерпеть. Как правило, будет достаточно только двух-трех суток, чтобы карапуз сообразил, что его крик далеко не всегда поможет добиться желаемого. Правда, процесс может немного затянуться.

Так как отучить ребенка от рук? Отзывы мамочек свидетельствуют о том, что можно малыша отвлекать. Например, карапуз накормлен, переодет, уложен в кроватку или манежик. И вдруг он начинает плакать, требуя, чтобы мама взяла его на руки. В этом случае лучше дать в ручки ребенку яркую интересную игрушку либо положить рядом с ним что-то очень для него интересное. Таким образом малыш отвлекается и на время забывает о том, что старался попасть на мамины руки. Со временем таких «пауз» можно делать больше.

Как отучить от рук годовасика?

Иногда бывает и так, что малышу уже год, а он все еще «ручной». Плохо это или хорошо? На этот вопрос каждый родитель должен ответить для себя сам. Как отучить ребенка от рук (отзывы родителей по этому поводу самые разные), чтобы это было сделано правильно и не трагично для малыша? Если кто-то решает, что пока все в порядке, то можно оставить все как есть. Если кто-то придерживается точки зрения, что ребенок уже большой для того, чтобы находиться на руках, значит, надо радикально решать эту проблему.

Как отучить ребенка от рук в год? Вообще, это надо делать примерно с восьмимесячного возраста. Любимая малышами игра в прятки даст возможность привыкнуть к коротким расставаниям с мамой. Для начала надо спрятаться всего на несколько секунд за обычным платочком. Так малыш будет видеть, что мама находится на месте. Со временем мама может спрятаться за дверью, у дивана, но даже в этом случае карапузу необходимо слышать мамин голос. Когда крошка подрастет, игру в прятки можно расширить до пределов разных комнат. Таким образом будет увеличиваться время расставания, да и разлука будет выглядеть не разлукой, а обычной игрой.

Чем заменить пресловутые «ручки»?

Теперь, когда малыш уже стал постарше, он все так же может проситься на ручки. Например, когда он проснулся. Но не стоит сразу же выполнять подобное требование. Маме можно просто прилечь рядом с ним, поцеловать в щечки и пяточки, погладить по спинке.

В годик малыши, в основном, уже ходят — кто лучше, кто хуже. Они могут падать, царапаться или ударяться. В этом случае каждому ребенку важно, чтобы его пожалели. Даже в такой ситуации не стоит брать на ручки, если родители решили отучить малыша от этого. Можно его крепко обнять, пожалеть, посочувствовать, посадить к себе на колени. Такая альтернатива принесет намного больше пользы.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Одной из основных задач мам и пап, которая должна быть привита в раннем детстве, это как приучить ребенка к порядку, дабы не получить великовозрастного подростка, лежащего в куче барахла в своей непроветренной комнате (шутю конечно).

О том, как приучить ребенка к порядку и помогать родителям не только в уборке, но и в любой другой работе, поговорим об этом ниже.

Формируем у ребенка привычку

Вырабатывая у ребенка привычку убирать за собой сначала игрушки, потом свою одежду, потом карандаши и альбомы и любые другие принадлежности.

Мы формирует в ребенке самостоятельную личность, способную самому себя обслужить.

Посредством уборки ребенок становится более ответственным, дисциплинированным, уверенным в себе, приобретает способность планировать и ранжировать свои дела, отдает отчет времени.

Все это очень важно. Конечно же все это мы получим намного позднее, но семена порядка мы должны сеять уже сегодня.

В противном случае вы всю жизнь будете за ним убирать, и убирать, и убирать! И конца этому не будет никогда!

Пока ваше чадо не улетит из родного гнезда, где это переходящее знамя будет нести его супруга или супруг. Тьфу, тьфу, не дай бог, конечно. Чтобы этого избежать приступаем:

Правило № 1. Рано не бывает

Когда же начинать этот сложный процесс? Как только узнали об этом — тут же и начинаем, не откладываем на следующий понедельник.


Многие родители оттягивают этот момент, жалея свое солнышко, что он еще слишком мал, он еще не понимает, он не умеет и прочие отговорочки, тогда, как времячко идет и ваш малыш привыкает к тому, что за ним убирают.

И чем старше он становится, тем сложнее вам будет приучить его к порядку.

Вот ваш малыш научился ползать — он ползет и на своем пути все сметает, ой, а если он поднялся на ножки, то вообще берегитесь — вот оно самое время для сбора этих самых игрушек.

Так же ребенок вряд ли будет поддерживать чистоту, если у вас в квартире повсюду бардак. Не требуйте от ребенка того, чего сами не делаете.

Ребенок всегда подражает своим родителям, если мама содержит дом в чистоте, то разбросанные игрушки, сразу бросятся в глаза и объясняйте крохе, что везде все прибрано — посмотри, все вещи на своих местах и твои игрушечки тоже хотят на свои места.

Правило № 2 Убираемся играя

Ну и как же это все организовать? Как приучить ребенка к порядку?- ну конечно же посредством игры. Заставить его не получиться, а вот заинтересовать - это да!

Включите фантазию и тогда ребенка увлечет этот процесс. Этот мишка устал валятся на полу, он хочет к себе в домик в коробку, эта машинка поехала в гараж, в эту же коробку.

А этот конструктор сейчас убежит от тебя, если мы его не спрячем в специальный ящик, где живут такие же детали.

Этот зайка хочет к мишке в коробку, ему здесь скучно, давай его отвезем на этом поезде и этот поезд отправляется с зайкой на конечную остановку под названием «коробка для игрушек».

1, 2, 3, 4, 5, будем игрушки с тобой убирать: раз — слоненок, два — мишутка, три — плюшевая утка, отправляйтесь на места, отдохните до утра. Четыре — машинка, а пять — кенгуру, утром опять я за вами приду.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь