Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Обсуждения в комментариях к одной из моих работ.
Двое читателей обсуждают отношение к женщинам в исламе. Один пишет, что женщина в этой религии унижена перед мужчиной, поставлена на вторые роли. Его оппонент отвечает:

Мир Вам! Ошибаетесь, как раз таки по законам ислама женщина по отношению к мужчине не на вторых ролях. Но некоторые мужчины, в основном неуверенные в себе, пытаются это выставить так, что женщина якобы на вторых ролях. - То есть подминают Законы ислама под себя. А то, что говорится о превосходстве мужчины - так оно лишь в том, что на нём лежит обязанность содержать жену, даже если она имеет свои средства (которые, кстати, не обязана тратить на свою семью). И если муж не содержит жену, то брак просто-напросто аннулируется. А женщине решать: хочет она работать или нет. Если хочет - работает, не хочет - то и не обязана. Но обленившиеся мужики решили подмять всё под себя, чтобы не работать, и чтобы жена дома сидела, вот и аят исказили, выставив дело так, что, якобы Коран разрешает побивание жены. На самом деле там говорится о том, что нужно временно пожить отдельно, чтобы определиться: жить дальше или развестись. (Соцерцание)

Я согласен с вами, что женщина не на вторых ролях, а скорее на третьих и даже на пятых. На первых ролях там Аллах, потом пророк, потом имам, потом он сам, потом братья по вере, потом его сыновья, потом мама, потом верблюд, а потом жена. (Николай Кладов)

Не спорьте вы:) На самом деле у кого как - зависит от степени зазомбированности религиозными авторитетами. Если человек не шибко религиозен, а живёт по совести, по сердцу, то и жена у него будет любимой и оберегаемой. И в книжку для этого заглядывать не надо! (Я)

Если рассуждать, беря за образец только Коран, то в нём положение женщины даже лучше библейского варианта - и мужчина и женщина перед Богом РАВНЫ. В исламе нет концепции первородного греха, и на Еву не сваливают все шишки за падение Адама. Считаются, что ОБА согрешили, ОБА принесли покаяние и были прощены. А на новорождённых детях нет никакого греха. (Я)

Вас понял, Кирстен Файр. И даже согласен. Спорить, чтобы появилось раздражение, раздор - не надо. А вот обсуждать, уважая собеседника всегда - можно и нужно. Сегодня религия отводится от обсуждения. Она припудривается (как старая кокетка) хочет выглядеть пристойной. (Николай Кладов)

Конечно, всё зависит от степени зомбированности. Нас не беспокоят умеренные, нас беспокоят - фанатики. И по теории: христианство это не Ветхий Завет. Тогда Христа еще не было. В христианстве вообще не были прописаны отношения мужа и жены. Христианство это отношения человека и человека. Отношения человека и Бога. (Николай Кладов)

А вот в Коране эти отношения прописаны. И чтобы там не говорили "защитники веры", мы эту книгу читали и знаем, что там написано. И, даже более того, знаем что было сказано - до того как было написано. И поверьте, Кирстен Файр, это две большие разницы.... А, если не обсуждать, так и будем жить в 13 - том веке? (Николай Кладов)

В христианстве прописаны отношения мужа и жены - смотрите послания апостола Павла. Там женщина должна подчиняться в первую очередь мужу, а через него, опосредованно, Богу. В связи с тем, что Павел ввёл в религию понятие о первородном грехе, женщины в христианстве очень долго воспринимались как падшие создания, соблазнительницы, исчадия ада - притом, не последними людьми в христианстве, а "отцами церкви". (Я - привожу цитаты и продолжаю аргументировать свою позицию).

Тертуллиан: «Вы – врата дьявола, вы – открыватели запретного древа, первые нарушители божественного закона. Вы совратили того, на кого не осмеливался напасть сам дьявол. Вы разрушили образ Божий – человека».

Климент Александрийский: «Становится стыдно при размышлении о том, какова природа женщины».

Григорий Чудотворец: «Один человек из тысячи может быть чистым, женщина – никогда». Св. Бернард: «Женщина – это орган дьявола».

Св. Иоанн Дамасский: «Женщина – это дочь лжи, страж ада, враг мира» - и так далее, и тому подобное.

В исламе же женщина воспринимается как сестра по вере, РАВНАЯ мужчине в обязанностях перед Богом. В иудаизме такое же представление о жене-сестре. Но там женщины более порабощены вековыми традициями (например, жена может всю жизнь прождать разводного письма от разлюбившего её мужа и прожить в одиночестве). Ислам же даёт женщине множество прав, которые не были гарантированы ни язычницам, ни христианкам.

Вспомните, как много нелюбимых христианских жён было заключено мужьями в монастыри. Участь вдовы в христианской Европе до эпохи просвещения – практически всегда – монастырь. В Индии вдова обязана была взойти на погребальный костёр мужа, а иначе становилась изгоем. В этой стране тысячи женщин-вдов до сих пор сжигается родственниками!

Напомню, что гонения на ведьм, принуждения женщин к монашеству, женоненавистничество, и вообще отношение к плотской любви как к чему-то грязному, нечистому, непристойному очень характерно именно для христианства (а, точнее - павловой версии христианства).

Павел - вообще уникальный персонаж - 13-й апостол, не знавший Христа при жизни и ослеплённый и напуганный кем-то (кто представился ему Христом) по пути в Дамаск... Неудивительно, что его учение противоречит учению самого Христа и привносит в христианство гностический, жизне- и женоненавистнический элемент.

А то, что вошло в Библию как послания апостола Павла, полно противоречий. То там написано, что женщина в церкви может пророчествовать, то - что должна молчать и у мужа спрашивать дома то, что ей непонятно. В ранней церкви были диакониссы, но в поздней - женщины напоминали безмолвных наседок. Эти "евангельские" заповеди "устроения церкви" до сих пор живы у ортодоксов и протестантов старой закалки типа баптистов. Там проповедуют только мужчины, а обязанность женщины - постоянно рожать (пока силы есть) и молчать, с благоговением внимая мужчинам.

Я лично НЕ СОГЛАСНА с оценкой униженного положения женщины в исламе по сравнению с христианством, так как сама знаю и как женщина могу оценить, как живут так называемые евангельские христианки и коранические мусульманки. И если знакомые мусульманки имеют высшее образование, водят машину, занимаются собственным бизнесом, спортом, саморазвитием, то знакомые баптистки живут жизнью очень ограниченной.

Они (современные нам христианки!) боятся "скверного мира", как огня. Родители дают им только среднее образование – среднюю общеобразовательную школу и музыкальную (чтобы аккомпанировали потом на церковных собраниях несколько раз в неделю). Девушки обычно работают дома или по домам у других (кухарками, гувернантками, горничными), а потом выходят замуж и их обязанность в браке - рожать и как можно больше. И кто тут более ущемлён? Кораническая мусульманка или евангельская христианка? Я считаю - вторая.

Конечно, я понимаю, что в исламе много зла исходит именно от преданий-хадисов. И нынешняя кораническая мусульманка - это современная и деловая женщина, опирающаяся на Коран и не позволяющая никаким хадисам и «богословам» унизить себя.

В христианстве же изначально женщине прямо или косвенно внушают чувство вины за грехопадение человечества. Страстная и дерзкая женщина Востока (мусульманка!) и забитая, уверенная в своей греховности и испорченности средневековая католичка, православная и современная баптистка-евангелистка - это две большие разницы.

Я испытала оба этих состояния по очереди и знаю, о чём говорю.

Я заметила, что у некоторых людей, не живших жизнью настоящей церковной общины "по Евангелиям" складывается этакое лубочное представление о Библии, о христианстве. Я же хочу заявить вот что:

Реальное отношение христианства к женщине таково - (читаем внимательно и вникаем В СУТЬ ПОСЛАНИЯ!)

«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь
рождать детей и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать
над тобою» (Ветхий Завет, Бытие 3:16).

Как вы заметили, здесь речь идет о господстве мужа над женою. Что же значит слово «господство»?

Муж является абсолютным господином жене, подобно хозяину рабыни.

Обратимся к комментариям Толковой Библии, и вот как она комментирует
этот текст: «…И только в христианстве - религии искупления - жене снова
возвращены её утраченные в грехопадении права» . Интересно, что это за
права, права - быть рабой господина?

Вот ещё высказывания так называемых отцов церкви, которые содержатся в христианских книгах, в пояснении к данному стиху:

«Разве вы не знаете, что каждая из вас - Ева? Божий приговор этому вашему роду
живет в этом веке: вина несомненно тоже жива. Вы - разломавшие печать
запретного дерева. Вы - первые ослушники божественного закона. Вы есть
она (Ева), которая склонила его (Адама) , на которого не отважился
напасть дьявол. Вы так легко изничтожили Божий образ - мужчину» (Святой
Тертуллиан) .

«Касательно индивидуальной натуры, женщины неполноценны и совершенно тупы… » (Фома Аквинский) .

«Какая разница - жена ли, мать ли - это все равно соблазнительница Ева,
которую нам надо остерегаться в каждой женщине» (Святой Августин)

«Женщина - это дочь лжи, адский часовой, враг мира, из-за нее Адам потерял Рай» (Святой Иоанн Дамасскин) .

«Не имеет значения, если женщины устанут или даже помрут. Пусть умирают,
рожая детей, для этого они и нужны!» (Мартин Лютер Кинг).

Эти мужи, в свою очередь, опираются на Библию:

Новый Завет гласит: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в
безмолвии» (Новый Завет, 1-е Тимофею 2:11–12);

«Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Новый Завет, Ефсянам 5:22).

Мы видим из этих текстов, что жена должна без возражений всегда и во всём
подчиняться мужу, ведь именно подобным образом подчиняются Господу.

"Теперь пусть хоть один христианин покажет подобное высказывание о женщинах имамов Исламской общины", - резонно говорят мусульмане, когда ислам обвиняют в ущемлении женских прав.

Напомню, что все женоненавистнические цитаты, которые приписывают исламу - плод преданий мулл и улемов (тех же фарисеев, только в исламе) и они не основаны на Коране. В христианской же традиции и первородный грех, и рабское положение женщины (как бессловесной и всегда покорной наседки) перед мужем - узаконенные Библией положения.

Николай Кладов, хочу ещё обратить ваше внимание на один ВАЖНЫЙ момент. Вы пишете: "Христианство это не Ветхий Завет. Тогда Христа еще не было". Хочу сказать вам об удивительном лицемерии христиан. Когда показываешь им все ужасы и зверства Ветхого Завета, они говорят "а мы уже по Новому завету живём!"

И при этом в их ДОГМАТ веры входит то, что ХРИСТОС ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ БОГ - ВЕЧНО СУЩИЙ, ОН ЕДИНОСУЩЕН И РАВЕН ОТЦУ, и ОН ЕСТЬ СЛОВО БОЖИЕ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ДАЛ ТОЖЕ ХРИСТОС, ещё не воплотившийся в человека, но уже существующий как вечный Бог-Сын, Бог-Слово (это следует из церковного догмата о Троице и равенстве Христа и Отца Небесного (Яхве) - во все эти тонкости обычных мирян не посвящают. Но это официальное учение христианской церкви (всех трёх основных ветвей). Можете легко проверить. (Кирстен Файр)

Этот разговор я привела не для того, чтобы пропагандировать исламские ценности или что-либо в этом роде. Я считаю, что не только традиционный ислам заслуживает справедливой критики. Вся подноготная христианства, как религии и Библии, как Священного Писания этой религии, также должны быть вскрыты перед глазами всего человечества. Мы должны здраво осознать и ту пользу, и тот вред, что несут нам религии в целом. Все, без исключения.

«Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги, чтобы быть униженной… Не из головы, чтобы превосходить… А из бока, чтобы быть бок о бок с ним…. Из-под руки, чтобы быть защищенной… И со стороны сердца, чтобы быть Любимой!»

Блаженный Августин

«Имей жену подругою и сильной любовью заставляй ее быть себе покорной».

Святитель Феофан Затворник

Из книги блаженного Августина «Исповедь»: «У матери блаженного Августина святой Моники супруг был весьма вспыльчив и крут нравом, но она жила с ним согласно и спокойно, так что подруги её, часто ссорившиеся со своими мужьями, просили у неё совета, как бы смягчить их строптивый нрав?

«Любезные подруги, — отвечала она, — вы сами виноваты, что терпите большие оскорбления от своих мужей: вы на каждое оскорбительное слово их отвечаете досадою и взаимным оскорблением, тем больше их огорчаете.

А я, когда вижу, что мой муж сердит, молчу и только в душе своей молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. Его вспыльчивость проходит сама собой, и я всегда бываю спокойна».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который через него часто выражает волю Свою».

Священник Александр Ельчанинов: «Есть путь брака и путь монашества. Третье состояние – девственников в миру очень опасно, соблазнительно и не всякому посильно. Кроме того, такие и для окружающих представляют собой опасность: сияние и красота девственности, которые ведь в некоторой степени – «брачное оперение» (когда не имеют прямого религиозного смысла), влекут к себе и возбуждают несчастные чувства.

Брак – посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте.
Но индивидуализм нашего времени создает в браке особые трудности. Преодоление их – сознательными усилиями двух над созиданием брака, «хождением» перед Богом (только Церковь по-настоящему, до конца разрешает все проблемы). И еще, — самое, казалось бы, простое, но и самое трудное — решимость занять в браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу — взять тяжесть и ответственность быть главой. Если есть эта решимость и желание, Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом («Святии мученицы…» — во время хождения вокруг аналоя), но и блаженном пути.

Ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг перед другом абсолютной власт и. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда – вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого дорогого? Безконечное количество несчастных браков именно оттого, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все трудности брака – отсюда. Величайшая мудрость брака – дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной – подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода.

О женщине сказано – немощный сосуд (ср.: 1 Пет.3, 7) – «Infirmior vasa». Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

Как грустно и неполно существование девушки, и какая полнота существования у женщины. Никакой роман не может заменить брак. В романе люди являются в пышности и расцвете, но все же не самими собой: в романе открывается призрачная, приукрашенная действительность, и жизнь каждого из двух — непременно поза, хотя бы и простительная и невинная.
Только в браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, осязания, видения чужой личности, и это так же чудесно и единственно, как познание Бога мистиками. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.
И эта полнота еще углубляется с возникновением из нас, слитых и примиренных, третьего — нашего ребенка…

Философия семейных ссор : часто ссоры происходят от упреков жены, которые тяжело принимаются мужем, даже если эти упреки правильные (самолюбие). Надо разобраться, откуда эти упреки: часто они от желания жены видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, от повышенной требовательности к нему, то есть от своего рода идеализации. В этих случаях жена является совестью своего мужа и нужно так и принимать ее упреки. Мужчина, особенно в браке, склонен опуститься и успокоиться на эмпирической данности. Жена отрывает его от нее и ждет от мужа большего. В этом смысле наличие семейных столкновений, как это ни странно, — доказательство осуществившегося (а не только проектированного) брака, и в этом новом человеке, слившемся из двух, жена играет роль совести.
Вот почему между близкими людьми ссоры иногда даже полезны — в огне ссоры сгорает весь мусор обид, недоразумений, накопившийся иногда задолго. И после взаимного объяснения и исповеди, наступает чувство полной ясности и спокойствия — все выяснено, ничего не тяготит. Тогда развязываются высшие способности души и, общаясь взаимно, договариваешься до удивительных вещей, достигается полное едино-душие, едино-мыслие.
В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой.

Так дорога в браке только любовь, так страшно ее потерять и от таких пустяков она иногда исчезает, что надо все мысли и усилия направить сюда (и еще на «божественное») — все остальное придет само.

Трудность отношений между близкими по крови и вообще в семье зависит от того, что в семье (муж — жена, родители — дети) господствуют обычно отношения инстинктивно-природного порядка и если один из членов ее живет духовной жизнью, то ему приходится плохо. Враги человеку домашние его (Мф.10, 36) — сказано об этом случае.
Та ошибочность суждений, обычно неправильная — в хорошую или дурную сторону оценка, которой почти все грешат по отношению к своим близким, — от неумения объективно отнестись к своему, от кровной и страстной заинтересованности своим, что и ведет к слепоте и преувеличениям.
Когда Христос за заслуги одного говорит: Ныне пришло спасение дому сему (Лк.19, 9), то эти слова говорят о признании и в том мире, о вечности наших земных, кровных связей. Заслуги и страдания одного спасают и его близких — как утешительны и многозначительны эти слова, какую вечную ценность придают они нашей земной жизни!

Младшие дети в семьях или «дети старости» — обычно избранные: Святая Дева, Иоанн Предтеча, Исаак, Иосиф. Святая Тереза была последней из девяти. В сказках — отличен, именно в духовном смысле — младший. Верно, это оттого, что плотское, эгоистическое, страстное ослабело в родителях, а духовное возросло». (Священник Александр Ельчанинов «Записи». М.: «Отчий дом», «Родное слово», Симферополь, 2014г.)

«Ты знаешь, что так называемые счастливые браки действительно бывают. Чтобы брак оказался счастливым, от супругов требуется соблюдение одного условия: они должны приобрести духовное богатство, любя Христа и соблюдая Его заповеди. Тогда они по-настоящему полюбят друг друга и будут счастливы. В противном случае они будут душевно бедны и не смогут никому подарить любовь. Они будут открыты сатанинским нападениям, которые сделают их несчастными».

Монахиня Нина Крыгина: «На Руси называли любимого мужчину - «Свет очей моих», потому что мужчина - это Путь, это стрела, указывающая восхождение в верхние миры.

Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя.

А женщину звали - «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путём. Всё только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях - если забыта душа».

«Жены, учитесь решать вопросы без истерик. Помогите мужчине почувствовать себя главой семьи. Не унижайте и не упрекайте его, а чаще с ним советуйтесь. И детей воспитывайте так, чтобы на любую ситуацию было папино мнение. Должно быть так, как он скажет».

«Чувство материнства не является врождённым.

Учёные установили, что оно развивается у женщины, как развивается мышление, воля, воображение. Его можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры. В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систему координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом. Девочку с раннего детства ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем – на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться. Что делать в этих условиях? Изменить установку на значимость материнства и, конечно же, рожать. Осознать, что материнство – это долг перед Отечеством и залог личного счастья ».


Архимандрит Ефрем (Ватопедский):
«Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань.

И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»…

Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это - духовная брань, невидимая духовная война».

Протоиерей Феодор Бородин: «Главное богатство человека на земле — это люди, которые его любят. Чем их больше, тем человек богаче. Семья — это именно такие люди: жена, которой не было, а теперь она есть; дети, которых вообще не было, а теперь Господь их вам дал. Если человек любит только себя, то, конечно, в семье ему тяжелее. Несчастным человека делает не семья, а неумение любить».

Митрополит Лимассольский Афанасий: «Порой мы слышим,
как молодые пары говорят: «Я хочу от тебя лишь одного: чтобы ты меня любил». Я им говорю: «Деточки, вы уже совершили основополагающую ошибку!» Когда ты требуешь любви от другого, ты даешь повод для ссоры. Скажи лучше своей жене: «Я хочу лишь одного — любить тебя», а не чтобы «она меня любила». Я должен тебя любить, я должен сделать первый шаг и любить тебя, отдавать себя тебе. Другое последует, другое придет как следствие. Когда ты выдвигаешь другому требование, чтобы он тебя любил: «единственное, что я хочу от тебя, — это чтобы ты меня любила, меня уважала, была порядочной, была хорошей женой», — всё кончено! Подписан конфликт на будущее, потому что после ты скажешь: «А ты, оказывается, вовсе не такая, как я думал раньше». Разве ты не понимаешь, что сперва ты должен дать другому человеку, и только потом получишь от него? Если ты с самого начала хочешь получать, тогда всё пойдет наперекосяк!»

Священник Максим Первозванский: «Легко научиться читать молитвенное правило, освоить церковнославянский язык, понять, что происходит в храме, вовремя приступать к исповеди или причастию, знать, как взять благословение у священника, к каким святым обращаться в тех или иных жизненных ситуациях. Но гораздо сложнее преобразить себя в другого человека, который будет жить не для себя, любимого, а ради тех людей, которые находятся рядом».


Игумен Мелхиседек (Артюхин):
«Счастье заключается не в том, чтобы мы искали наслаждения и чтобы вся наша жизнь была как красивая упаковка. Оно может состояться лишь в том, чтобы уметь других делать счастливыми. Почему много разводов, половина из которых происходит в первый год жизни? Потому что выходили замуж, женились на обещаниях и на надеждах. Надежды прошли, а обещания не исполнились. То есть он или она искали одного — чтобы было им хорошо, а не другим — с ними».

Митрополит Антоний Сурожский: «Как часто, обидев кого-нибудь и поняв, что мы были не правы, мы идем к обиженному и говорим о своем раскаянии и после взволнованных объяснений, слез, прощении и трогательных слов уходим с чувством, что сделали все возможное. Мы плакали вместе, мы помирились, и теперь все в порядке. Но это отнюдь не так. Мы просто насладились своими добродетелями, а другой человек, быть может, добросердечный и способный легко растрогаться, откликнулся на нашу эмоциональную сцену. Это - что угодно, только не обращение. Никто не просит нас проливать слезы и искать трогательной встречи с жертвой нашей жестокости, даже если эта жертва - Бог. Ожидается от нас совсем другое: чтобы, поняв свою неправоту, мы ее исправили».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит:

Однажды приходит ко мне мужчина и жалуется мне на свою жену. Я ему говорю:
— Неужели ты настолько глуп?
— А разве это глупости - то, о чем я говорю?
— Большие глупости. Жена твоя тебя очень любит.
— Да, но она постоянно ворчит на меня…
— Она делает так, чтобы ты стал святым, а твоя голова этого не вмещает. Ты гневаешься и, вместо того чтобы становиться святым, мучаешь сам себя.
Но если бы у него были терпение и смирение, то он не терял бы удобных случаев для своего освящения.

Святой праведный Алексий Московский (Мечев):

Какими должны быть муж и жена

«Вы присутствовали на свадьбе татарской, (пишите) что Вас тронуло прощание жениха с родными, во время которого много было пролито слез. На это скажу, что все это естественно, если серьезно отнестись ко всему, то многое, о чем следует подумать и о чем погоревать. Жених жил без забот, у него, может быть, так же, как и у Вас, был ежедневный праздник, но, увы, пришло время начать жизнь самостоятельную, ему вверяется немощный сосуд – жена, о которой он должен заботиться, как о слабом существе, и всю тяжесть жизни нести самому, как более сильному. Может быть, его жизненный опыт показал, что вести воз приходится одному мужу, без всякого участия жены. Должен сказать, что брак есть дело серьезное.

Жизненный опыт показывает, что в жизни приходится каждому переносить много скорбей и страданий. Поэтому каждый должен позаботиться о том, как бы облегчить себе тернистый жизненный путь. Для этого нужно иметь твердую веру к Богу и любовь к Нему и к ближнему или, лучше сказать, искать Царствия Божия и правды Его, и тогда все приложится вам.

Брачующиеся должны, главным образом, преследовать не красоту внешнюю, как малоценную, но красоту душевную, которая дороже всего. Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу, бывшие и совершенно противоположны друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух. Впрочем, я незаметно совсем зафилософствовался – простите».

Как молиться о женихе

«Ты пишешь, что тебе тяжело видеть любимого тобой человека с другой. Мучаешься и по временам приходишь в отчаяние. Верю, дорогая, что это тебе тяжело. Но представь себе, что уже замужем, и он стал вести себя безобразно. Все это говорит о том, что Николай твой по природе нехороший человек, бесчестный человек, и с ним соединить себя в настоящее время на всю жизнь – страшное страдание.

Молись, дорогая, Божией Матери, святому пророку Илие, святителю Николаю, Трифону мученику и мученице Фомаиде об устроении твоей жизни. И я вполне уверен, что жизнь твоя устроится. Предай себя всецело Господу Богу, и Он устроит. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит: псалом 90, 16-й стих: Воззовет ко Мне и услышу его. С ним есмь в скорби, изму его и прославлю его.

Я обещаю молиться за тебя и за заблудшего Николая. А ты только молись об устроении твоей жизни, а с кем, — будет угодно Господу Богу. Может быть, исправит Господь Николая и соединит с тобою, а может быть, милосердный Господь пошлет тебе другого человека, который и осчастливит тебя, и скрасит твою жизнь, и утешит чрез то твоих родителей.

У меня, дорогая, недавно был случай вроде тебя: приходит ко мне месяца три тому назад одна девица и жалуется на то, что был жених у нее, которого она полюбила, но скоро он отошел от нее и стал гулять с другой, а ей наносит страшные огорчения. Я выслушал ее и посоветовал ей, как и тебе, молиться об устроении ее жизни, но не с Владимиром, ее женихом, а с кем будет угодно Богу. Она ушла, стала молиться, но в молитве просила о соединении ее с Владимиром. И что же, чрез три месяца приходит ко мне и просит со слезами простить ее в непослушании меня, и рассказала, что она стала молиться, как я говорил, но не с кем Господу угодно, а настаивала на своем, на Владимире, и что же, повенчалась с ним скорее. И он, прожив немного, совершенно бросил ее. Вот тебе пример, как опасно настаивать на своем. А лучше, советую тебе, отдать себя воле Божией».

Святитель Феофан Затворник о семейной жизни пишет: «Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются и во всяком звании и состоянии.

Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни… Надо только страсти погашать и искоренять. На сие все внимание и обратите.

…Хорошо ты делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый поле свадьбы.

…Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни.

…Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено, напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский.

…Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей.

…Вы – жена, мать, хозяйка. Обязанности сюда относящиеся – ваше спасение.

…Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.

О брачных союзах рассуждать очень мудрено. Усложнилось дело. Есть жены – ведьмы, есть мужья – лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена – от мужа… а плоть своего требует… А в молодости — вспышки любвишки… и пошли ребятишки… Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем не повинных… Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и пристроение рожденных и требовать его от родивших, не перенося пятна со лба родивших на рожденных, когда они вступят в черед живущих в обществе… ибо они не виноваты.

Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.

Надо терпеть: таков предел Божий, которого перешагнуть нельзя. Всякий раз, как будет забирать за сердце неправость сына, восстановляйте веру, что тут рука Господня и Господь посылает вам то, за что улучите спасение, если благодушно то примете и перенесете. Эта мысль сгладит остроту и горечь окружающего вас течения дел.

Дети вам много горя причиняют. Это материнское мученичество! Если се благодушно и с благодарением Господу будете переносить, то воистину так будет. Буди воля Божия над вами во всем, а в вас соответственные тому преданность Богу и покорность».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о трудностях семейной жизни, и как их преодолеть, пишет (из писем мирским особам): «А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей.

Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе – нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей!»

«…Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей . Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас – спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы.

Умудри Вас Бог!»

«…Вы оба только-только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами.

Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ.

Начинать же трудиться надо над тем, чтобы искоренять массу дурных привычек, с которыми вы сроднились. И я бы вам посоветовал не спешить связывать себя узами брака, пока вы не укоренитесь в христианском мировоззрении.

Сейчас, в период духовной брани и становления, лучше не связывать себя житейскими попечениями о супружестве. Да попробуйте испытать себя в чистой дружбе – она должна лечь в фундамент чистой семьи».

«…Женщина-христианка по Божию повелению должна воспитывать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей . Судя по Вашему письму, для своих детей Вы этого не сделали. Так что о внуках бы попеклись. И муж у Вас жив, и принять постриг Вы могли бы только в том случае, если бы и он этого захотел, то есть по обоюдному согласию. Но этого у Вас нет. А потому оставайтесь женой своего мужа и помогайте детям своим воспитывать внуков.

Я не могу благословить Вас на принятие монашества».

«…В жизни кому не пришлось ошибаться – молитесь Господу о своем супруге и всеми возможными силами стремитесь к воссоединению семьи. Это Ваш подвиг и жертва Богу. Ну, а если Д. окажется глух и слеп и закоснеет в падении, то Вашей вины в том не будет, и Господь Вас утешит как безвинно пострадавшую. Скорби же учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому – слава Богу за все.

Будем молиться за Вас, предавая Вас воле Божией не как Вы хотите, но как Сам Господь!»

«…Ну чем могу я помочь Вам? Ком греха, начавшийся непослушанием родительскому слову, рос, рос, да и вырос. И как на слово матери никакого внимания не обратил сын, так и на скорбь детских сердечек никто, — ни мама, ни папа, — не посмотрит. И нет понятия, что жизнь – это подвиг крестный, где всегда надо приносить себя в жертву кому-то. И только для Бога и ради Бога и во славу Божию будет путь жизни во спасение. А у молодых все – или личные похоти и амбиции, или жизнь не в жизнь.

Молитесь о сыне, и о невестке, и о внуках, ведь наша родительская вина есть в том, что они такие, как есть.

Помоги, Вам, Господи. Молитесь, чтобы сын донес до конца свой жизненный крест ради своих детей».

«…Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет».

Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное – дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл.7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы – плоть едина.

А то, что молитесь тайно от него, — хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно.

Божие благословение Вам!»

«…Чтобы спасаться, надо жить не мечтанием, а в реальной жизни нести крест, который уже определил Вам Господь для спасения.

Если Богу будет угодно видеть Вас не семейным человеком, а монахиней, то для Него нет препятствий освободить Вас от семейного крестоношения. Но этого нет, а потому и не надо обращать внимания на бесовские шутки – мечтания.

Молитесь о муже (он болен), о сыне – пред Богом Вы за них в ответе. Скорбите о них и молитесь – вот духовный труд Ваш во спасение всей семьи.

А о духовном отце надо молиться, и если Господь сочтет, что он Вам необходим, то Он и дарует его Вам.

Умудри Вас Бог!»

«…А жизнь-то какая сложная теперь, особенно для молодежи . Все ориентиры сметены, грех стал нормой жизни. И сколько материнских слез проливается, и нет никакой возможности утешить и ободрить, — ибо здешняя жизнь уже ходатайствует о гибели в вечности».

Стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от , тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам в манускриптах. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты отношения к женщинам в одной из крупнейших мировых - христианстве.

Женщина в христианстве

Религиозное принижение женских прав связано во многом с социально-экономическими факторами. Исторически, во времена матриархата, женщина была главой семьи, пользовалась ее безоговорочным уважением. В те времена женский труд – собирательство – зачастую являлся более продуктивным, чем охота. Не случайно античная мифология воспевала женщин – Деметру, Латону, Исиду и многих других. Но с производства и разделения труда в первобытном обществе женщина теряет свое доминирующее положение.

Надо сказать, что христианство проигрывает битву за толерантность и равноправие. Происхождение "из ребра" послужило основой для многочисленных нападок на представительниц прекрасного пола. Библия прямо говорит о том, что Бог вдохнул в Адама бессмертную душу, зато никаких упоминаний о душе Евы в писании нет.

Вопрос, есть ли у женщин душа, вызвал настоящие битвы среди духовенства. Многие из его представителей даже начали сомневаться в том, является ли женщина человеком. В 585 г. н.э., Маконский церковный собор поднял этот вопрос, и после долгих обсуждений большинством всего в один голос официально признали, что все-таки женщина имеет некое подобие души, хотя и является существом более низкого порядка. Это воистину «героическое» признание стало возможным благодаря той части Писания, где говорится, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человека – Марии. Впрочем, это никак не повлияло на потребительское отношение к женщине в Европе и остальном христианском мире. Книга Притчей Соломона объявляла женщину сосудом греха, источником искушения, давая продолжение неравенства и угнетения.

За грех праматери

Занимательно, что даже имя Ева в Священном писании не мелькает. Каноны утверждают, что первыми людьми на земле были Адам и его жена. Имя Ева – имеющее древнееврейские корни – женщина получает уже после изгнания из Рая. И стоит ли после этого заикаться о равенстве?

Посмотрим на двенадцать апостолов, окружающих Иисуса. Нет среди них ни одной женщины. Все божественное долгое время считалось чуждым, чужеродным для прекрасного пола. Роль женщины определялась патриархальным строем общества – «терпи и молчи». Жена должна быть послушной и трудолюбивой. Женщина в христианстве была дополнением к мужчине – ведь негоже ему быть одиноким. Так что сделал Бог ему помощника. Еще раз отметим, не ровню, которой была . И которую предпочли забыть, вычеркнуть со страниц, причислить к демонам.

Многие известные личности позволяли себе довольно резко высказываться о женщинах. Так, Тертуллиан, один из отцов раннего христианства, довольно лестно обращался к дамам: «Вы – врата дьявола, вы – открыватели запретного древа, первые нарушители божественного закона». Он обвинял женщин в совращении того, кого опасался атаковать сам дьявол, и тем самым в разрушении человека как образа Божьего. Клименту Александрийскому становилось «стыдно», когда он размышлял женской природе. Григорий Чудотворец утверждал, что женщина не может быть «чистой» душой, да и в целом только один из тысячи может оказаться таким. Образ женщины дополняет голос как шипение , яд кобры и злоба дракона. Святой Бонавентура был уверен, что женщина – как скорпион, и вторил ему святой Киприан, веря в то, что женщина – дьявольский инструмент по захвату душ. Монахи Средневековья избегали даже женской тени, чтобы не осквернить себя и душу свою.

Религиозная христианская философия Средних веков однозначно и крайне жестко указывает женщине на ее место - похотливой и нечистой твари. Именно христианская традиция принесла женоненавистничество, связанное с гипотетическими колдовскими способностями женского рода. До XIII века Ева была главным виновником грехопадения, а вот идея женских связей с дьяволом распространилась по Европе в XIII - XIV веках. Средневековые мыслители полагали, что женщина из-за своей сексуальности представляет опасность для мужчин.

Таким образом, Абеляр осудил женщину за то, что она вводит в искушение - как некогда Ева вынудила Адама согрешить, так и дочери ее стали поступать во веки веков. Женщина в христианстве долгое время воспринималась как существо несовершенное. Женщина в христианстве - человек второго сорта. Суровые законы древнего мира поработили женщин, приведя к полному беззаконию в их отношении. Женщинам вменялось в обязанность помнить, что не муж от жены, а жена от мужа.

Папа Иннокентий VIII в 1484 году подписал буллу, дающую карт-бланш на охоту на ведьм. Надо ли упоминать, что от подозреваемых бедняжек просто выбивались признания, без зазрения совести применяя пытки. «Виновные» предавались аутодафе. Европа осветилась огнем костров . В обвинительных приговорах то и дело звучало, что ведьма была «дьявольски» привлекательна. Спустя три года был издан «Молот ведьм», превратившийся в настольную книгу инквизитора, а их пыточный арсенал заметно расширился.

На первый взгляд несколько иного отношения женщины были удостоены в католицизме, в котором особо почитали Деву Марию, мать Иисуса Христа. Ватикан придерживался догм, которых не было в протестантизме и православии, например, о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и о ее телесном вознесении после (1950). Кроме того в марте 1987 года была опубликована энциклика Папы Римского Иоанна Павла II "Матерь Искупителя", где образ Марии был назван идеалом истинной женственности. Любопытно, что доминиканские монахи XIII - XIV веков видели и воспевали в образе Девы Марии послушание и смирение.

По мнению экспертов в последние десятилетия католическая церковь очень часто делает заявления, что статус женщин сегодня не соответствуют требованиям справедливости. Тем не менее, некоторые радикальные богословы обращают внимание на несоответствие между словами Церкви и той ролью, которую церковь на самом деле определяет женщинам. В частности это относится к давно обсуждаемому вопросу о праве женщин носить сан. В этом пункте католическая церковь стоит на том, что женщина не может быть священником, так как ни Писание, ни теология не дают оснований для изменения существующей традиции. Один из главных аргументов – это всё то же отсутствие женщины среди апостолов. А еще Церковь полагает священника заместителем Христа, а поскольку он был на Земле в мужском обличье, то негоже женщине выполнять эту роль.

Сейчас, когда позиция церкви слабее, а движение феминизма, напротив, набирает силу, церковь начинает искать пути к отступлению, предлагая новую интерпретацию Библии. В результате вина за первородный грех делится поровну между Адамом и Евой в настоящее время. Говорится, что и женщина была создана по образу и подобию Бога и наделена теми же стремлениями и возможностями, как и мужчины, что жена должна уважать мужа не из страха, но из любви и желания не обидеть.

Поделись статьей с друзьями!

    Женщина в христианстве. Человек второго сорта?

    Любая религия стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от религии, тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам...

Мироздание иерархично; отношения между разумными Божьими творениями тоже иерархичны. Взрослый поставлен над ребенком, священник – над мирянином, Епископ – над священником, муж – над женой, ангелы – над людьми, Христос – над всеми.

Этот тезис может вызвать как горячее одобрение, так и не менее горячее негодование – причем и то и другое часто связано с непониманием, о чем идет речь.

Мы, как и все жители сколько-нибудь развитых стран, живем в мире, настаивающем на равенстве – то есть какие-то иерархии, конечно, неизбежны, и в любой корпорации есть разные уровни руководства, но они (теоретически) являются ситуативными – хорошо работайте, и вы займете место начальника. Это игра, в которую вы теоретически можете выиграть.

Идея же органической, врожденной, встроенной в саму природу вещей иерархии вызывает негодование – и этому есть серьезные причины.

В падшем мире иерархия – это иерархия эксплуатации и подавления.

Вышестоящие склонны обращаться с нижестоящими крайне дурно. Помещик мог быть добрым и справедливым человеком, который проявлял искреннюю заботу о крестьянах. Но обычно это было не так – неравенство приводило к самым отвратительным злоупотреблениям.

Сильные склонны подавлять и эксплуатировать бессильных, богатые – бедных, представители доминирующих этнических и социальных групп – тех, кому с происхождением повезло меньше. При этом притеснители охотно ссылаются на порядок, установленный Богом (в светском варианте – природой), как будто подавление, эксплуатация, и пренебрежение к человеческому достоинству других – есть нечто, имеющее высочайшее происхождение и оправдание.

Общее место в марксистских и нападках на религию – то, что религия используется для оправдания эксплуатации и несправедливости. Привлекательность этих нападок для многих людей обусловлена тем, что они отчасти верны – религия может так использоваться. Есть люди, которые используют ее именно так. Есть люди, которые именно так используют науку, и вообще все что угодно – таково уж проявление первородного греха, человек использует все, до чего дотянется, для того, чтобы угнетать своего ближнего.

Легко отмахнуться от бесконечной горечи и гнева, который составляет основной эмоциональный фон феминизма – мол, не встретился бедной женщине достойный мужчина, такие у нее личные проблемы – но это никак не снимает совершенно реальной проблемы.

Обращение мужчин – мужей, прежде всего – с женщинами отмечено тяжким грехом. Грехом, который в православной среде ищет себе оправдания в том, что Библия, несомненно, видит семью как иерархию – «жене глава – муж» ().

А с мирской точки зрения, тезис «я поставлен иерархически главой» воспринимается как «у меня есть Богом данное право подавлять и эксплуатировать тебя».

Человек с радостью вцепляется в любую возможность приискать авторитетное обоснование своим грехам.

Норвежский душепопечитель Эдин Ловас в своей замечательной книге «Люди Власти: Властолюбие и Церковь» рассматривает это явление на примерах из знакомой ему протестантской среды:

«Вопрос взаимоотношения супругов, как и вопрос положения женщины в семье и в церкви также продолжает оставаться во многих церквах дискуссионным и рождает немало дебатов.

Человек власти легко ориентируется в такого рода дискуссиях. После чтения Библии и молитвы о получении ясности в актуальном вопросе он, как правило, не спешит говорить о своей собственной позиции.

Однако он сразу же становится на сторону тех, кто требует экстремальной, максимально мыслимой формы подчинения. Так он поступает, когда решаются вопросы взаимоотношений детей и родителей, мужа и жены, равно и при обсуждении правил взаимоотношений в церкви, в христианской группе или обществе. Ему совершенно несложно при этом подобрать нужные ему соответствующие тексты Библии. Затем остается лишь использовать подходящий момент в создавшейся ситуации для утверждения своего лидерства. Ведь изложение и толкование подобранных текстов несложно: используются те толкования, которые требуют экстремальнейшего послушания.

В собственной своей семье человек власти открывает Библию – предпочтительно массивную, крупного формата – и зачитывает из нее те отрывки, которые повествуют об абсолютном послушании ему во всем его жены и детей. Слово Божие цитируется буквально, строго и беспощадно. Такую же линию человек власти ведет и в церкви».

В нашей среде та же самая проблема получила ироническое наименование «младостарчества», священноначалие даже обратилось к пастве со специальным , см. Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить».

Библия действительно иерархична – как иерархично мироздание – но совершенно в ином смысле. где-то обращает внимание на то, что евангельская иерархия – это иерархия перевернутая.

Как сказано в Евангелии, «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ().

Христос умывает ноги своим ученикам:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ().

Власть мужа в семье, домашней Церкви, как и любая власть в Церкви, подобна власти Христа. Как говорит апостол:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ().

Мужское доминирование в семье проявляется в том, что муж подражает Тому, кто один есть Dominus, Господь. И состоит оно в том, чтобы мыть жене ноги и и служить ей до положения жизни, и при этом кротко и терпеливо сносить ее недостатки. Это верно и по отношению к другим видам иерархии – отношения священника к пастве, например.

Это трудно – а без благодати Божией неисполнимо. Но «быть главой» в библейском смысле означает именно это.

Современная тенденция к выравниванию неверна – но она является реакцией на грех угнетения, подавления и эксплуатации, который часто проявляется даже в семье.

Нельзя возражать феминизму, пытаясь утвердить домострой – потому что феминизм кругом неправ, но вот в чем он прав – так это в реакции на домострой.

На ситуацию, когда абсолютно неевангельское – и просто бессовестное – отношение к женщине объявляется чем-то священным.

Писание же, напротив, требует оказывать женам честь – и предупреждает, что отказ делать это полагает преграду в отношениях с Богом.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ().

В чем разница между мужчиной и женщиной? Почему женщина не может быть священником, должна носить головной убор в Церкви, не может причащаться в определенные дни? Cуществует ли дискриминация женщины в Церкви?

Уважаемая Ольга! Все Ваши вопросы исходят из половых различий в тварной природе человека. Эти различия и их смысл во многом остаются загадочными. Предлагаю Вам отрывок из лекции по Православной антропологии читанной мною Православном Российском Университете.:

"Мужчина и женщина

Смысл разделения. Первое, что можно заметить - это то, что человек сотворен единым. Я подчеркиваю еще раз этот аргумент, потому что он очень важен. Единство человека проявляется уже не только в том, что в Адаме есть все человечество, но в Адаме есть мужчина и женщина. В первом созданном человеке есть соединение обоих полов, потом они разделяются. Но вот проблема, с какой необходимостью проявляется в первозданном человеке разделенность на пол. Была ли в этом необходимость? Если женщина происходит от неполноты Адама, то законно задать вопрос, создал ли Господь Адама неполноценным? Что невозможно, ибо Господь благ. Почему вдруг потребовалась помощница, в чем был недостаточен сам Адам, чтобы необходимо была изведена Ева из его недр? В чем она должна была ему помогать?

Мнение отцов Церкви делится на две части. Профессор Троицкий пишет: “В истории человеческой мысли встречаем две главные теории в учении о браке, ... Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической” . Христианские писатели во многом наследовали эти взгляды. Также и в православном мире существует два взгляда на смысл полов. Профессор Троицкий пишет об Иоанне Златоусте, в творчестве которого он различает, как зеркале, борьбу двух течений (см. с 33, прим.). Итак, одни богословы относят появление Евы к необходимости размножения рода человеческого, другие к необходимости познания своей недостаточности и взаимному стремлению к единству. Не имея сейчас возможности говорить об этом подробно, скажем только, что это разделение, на мужчину и женщину, важно для нас, по следующим важным причинам:

первое - разделение совершено Самим Творцом, мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 27), значит разделение промыслительно, то есть в нём есть смысл и задание человеку;

второе - оно разделило людей на такие две половины, которые неминуемо и естественно тяготеют друг к другу, то есть разделены, но остались связаны любовью и эросом;

третье - человек не может не быть одним из двух, он либо мужчина либо женщина, третьего не дано.

Более оригинальную точку зрения высказывает святитель Григорий Нисский, он ставит вопрос так: Как же должен был распространяться человек, если бы он не совершил греха? То есть, был бы другой способ распространения человека, кроме чувственного, плотского, если бы он не пал? И тогда он отвечает: Ну а как же ангелов же множество, значит они каким-то образом размножаются, вот и человек бы так же, если бы он не пал в грехе, размножался бы таким же ангелоравным способом. (См. главу XVII, “Об устроении человека. С 56-59, ).

Думаю, что такое рассуждение нас не может удовлетворить. Во-первых, мы ничего не можем знать о размножении ангелов, тем более, что наиболее распространенное мнение, что ангелы не размножаются, а, во-вторых, сотворены в том числе, в котором есть.

Итак, женщина создана для восполнения недостающей функции воспроизводства, т.е. для рождения детей. Это одна точка зрения. Другое мнение на сотворение мужчины и женщины заключается в том, что Ева изводится из Адама не для деторождения только, хотя, безусловно, что в естестве мужчины и женщины, в их разделении эти свойства закладываются в творении, они такими мужчины и женщины создаются, чтобы рождать детей. Но не это главное, не в этом суть. Суть в полноте человеческого бытия.

Но разве Адам не в полноте? Зачем ему помогать и в чем? Имена животным он нарек один. В этом ли помощь ему? Я думаю, что здесь возникает вопрос, который имеет для Церкви первостепенное значение в исследовании философии и богословии брака. Исходя из того, как будет решаться этот вопрос, будут решаться вопросы безбрачия, монашества, духовной жизни или плотской жизни. Если подходить к этому вопросу деторождения, то тогда, действительно, человек есть животное, у которого есть необходимость размножаться, причем совершенно тогда не понятен смысл размножения - зачем множество такое великое. Затем становится непонятным тогда явление брака, ибо брак как супружество двух в смысле рождения детей не удовлетворителен в полном смысле слова. Для рождения детей могла существовать другая форма - полигамия. Она еще более способствует заповеди "плодитесь и множьтесь", и тогда смысл брака бы исчезал.Если в соитии мужчины и женщины главная цель - деторождение, тогда и все остальные условия деторождения должны быть направлены на это.

Но смотрите в творении появляется пара, и пара эта достаточна. В ней не появляется с необходимостью поиск третьего. В чем проявляется образ Божий? В троичности. Адам, Ева и сын Адама - как бы образ Троицы. Думаю, что такой строй мышления методологически не выдержан. Соотношение между Адамом и Евой совсем не такой, как между Лицами Святой Троицы, тем более между Адамом и сыном его рожденным тоже не таково. Хотя в некотором символическом образе это может угадываться. Но для нам важны некоторые фундаментальные вещи.

В силу того, что познание в Адаме связано с делением на качества и на действование духа в нем, ума и слова, любви, познание самого себя и стало быть познание Бога, было неполновесным. В силу того, что Адам не с необходимостью должен был познавать самого себя, он не обладал этим объектом познания. И стало быть, познанием Бога. Ибо в себе, в том числе и в себе он должен был познать Бога. Помимо того, что в непосредственном богообщении Адам познавал Бога, во всем мире и в творении мира он познавал Бога, он должен был Бога познавать и через самого себя.

И вот это познание через самого себя рождает в нем необходимость некоторого внутреннего отступления от себя, выходя из себя. Познание и любовь, и действие в Адаме с необходимостью предполагают выход из себя самого. И тогда Бог из него выводит новое существо и даем ему душу. Не душа Адама двоится, но Бог изводит Еву из тела Адама и дает ей душу. В тот момент, когда, как сказано в Библии, Бог привел Еву к Адаму, и он сказал: это плоть от плоти моей, кость от костей моих. Он увидел человека, но не в себе, а вне себя. А до этого он не мог видеть человека как творение. В Еве он впервые видит человека такого же, как он, причем это его сущность. Не сотворил Бог нового человека, человек уже создан и никакого нового творения не происходит, но появляется существо, которое есть действительно Адамова плоть, Адамово существо, но он видит это существо вне себя, он видит его как образ человека и познает в нем образ Божий. Таким образом познание человека становится не внутренним, субъектным, но субъектно-объектным. Он познает самого себя вне себя и можно сказать, что в этом смысле в Адаме впервые появляется со-знание, в зародыше, в возможности, потому что сознание предполагает одну чрезвычайно важную умственную процедуру - для того, чтобы сознавать себя, нужно выйти за рамки своего знания и увидеть, каков ты есть, со стороны. И можно предположить, хотя я на этом не могу настаивать, что появление перед Адамом Евы открыло в нем эту чувственную, доселе невозможную способность познавать себя вне себя. Он стал видеть “себя” в “другом”.

Заповедь "возлюбить с появлением Евы становится осуществляемой. Адам выходит из замкнутости в отношении к себе, вступает в диалог, и любовь рождается не как некое приобретаемое качество, а как врожденное качество, как качество, которое необходимо должно быть. Ева есть он сам, и в то же время есть выхождение из самого себя. Но поскольку это он сам, то не может быть никакого антагонизма, никакого противоречия между этими двумя этими субъектами, между двумя этими "Я". Есть полное соединение и приятие друг друга, потому что это и есть "Я". Можно сказать, что первозданная пара есть идеал человеческого брака, как начальной точки брака. В браке мужчина и женщина должны достигнуть такого соединения своих "Я", чтобы получилась одна плоть, одно естество. Таким образом то, что Адаму было дано как данность - единство, разделяется Богом, и становится его задачей. Его бытие теперь уподоблено единству, через двойственность.

Можно сказать так, что единство человеческого рода, вернее, единство человеческого существования на земле олицетворяет пара. И эта пара не двое людей, эта пара есть одно целое существо. Она есть единица измерения человеческой жизни. Это и есть брак. Брак как полнота человеческого существования на земле по воле Божией.

Рождение детей первой пары, рождение первого сына - оно нарушает равновесие, полноту. Адам и Ева - как бы некая достаточность друг для друга и перед Богом. Рождение третьего вносит дестабилизацию, происходит нечто совершенно новое, рождается множественный мир, и он уже в этой паре, в этой полноте не удерживается, он выходит за ее пределы. Поэтому можно сказать, что с рождением первого сына мир человеческий приобретает совершенно иное качество. Естественно, что внутри этой пары есть как бы два движения одновременно: это тяготение друг к другу, две половины, разделенные, стремятся к объединение, всецелому соединению, и чувственному, и плотскому, и духовному. И в то же время эти две половины являют собой два субъекта, между ними должен возникнуть некий антагонизм. Но этот антагонизм поглощен во-первых, любовью, во-вторых, совершенством, и, в-третьих, единственностью и единством. Этот антагонизм не становится враждебным, не становится реальным, исполненным. Он является только возможным. Грех открывает ему полные ворота. Через грех эта разделенность становится враждебностью, агрессией друг против друга. Но о грехе - в следующей лекции.

Неравенство. Теперь обратимся к вопросу о равенстве мужчины и женщины в этом смысле, смысле творения. Многие богословы подчеркивают, что женщина не обладает полнотою бытия человеческого по одной простой, так сказать, причине: Бог сказал, сотворим помощницу ему. Адам самостоятельный художник, самостоятельный творец, сотворец, а женщина, Ева, помощница ему. И как бы этим подчеркивается ее служебная, второстепенная роль, по сравнению с Адамом. Но можно сказать, что если в этой паре, в Адаме и Еве, есть безусловная полнота человеческого бытия, то тогда это не совсем совпадает с таким пониманием, что Адам и Ева не в равном положении, что она помощница, а он глава. Но несомненно то, и мы никак не можем обойти этот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства. И дело не в том, что Адам сотворен, а Ева изведена, - почти все богословы настаивают на этой разнице, - один человек - Адам - творится руками Божиими, другой человек - Ева - изводится из него недр, третий человек - сын Адама и Евы рождается по плотскому способу. Здесь как бы три ступени появления человека. И затем как бы все люди уже появляются третьим способом. Как бы три способа рождения человека."

Теперь о Ваших конкретных вопросах:

А) Алтарь это место священнослужения, поэтому мужчинам и мальчикам возможно там служить, они посвящаются Господу. Девочки же предстоят после Крещения перед Церковью и только.

Б) "Месячные" еще в Ветхом Завете считались не чистотой, что мешало женщинам приходить в храм. Сохранилось это и в христианстве.

В) Послеродовое 40-дневное воздержание от храма и Таинств тоже основано на иудейском законе, но смысла в Церкви Христовой найти не могу.

Священник Андрей Лоргус

С нетерпением жду ответа отца Андрея на Ваши вопросы. Но умоляю Вас, Ольга, не отлучайте себя от богослужений и Таинств, т.к. Вы отсекаете себя от источника, который исцеляет душу и рассеивает всякие смущения. Если Вы крещены и исповедуете Символ Веры, то где как не в Церкви просить у Бога вразумления.

Уважаемая Ольга!

Вы задаете "неудобные" для многих церковных людей вопросы. Действительно, на многие вопросы в Церкви нет "сформулированной позиции", не все "разложено по полочкам", четко и ясно определено методами формальной логики. Кроме того, существует и много формально противоречивых мнений, в том числе и святых отцов, по какой-либо проблеме. Так, например, одни Отцы говорят, что женщина более виновата в первородном грехе, т.к. она послушала змея, а другие приводят пример Пресвятой Богородицы, Которая единственная из людей, подверженных первородному греху, явилась выше Архангелов и Ангелов. Однако никогда и нигде никто из Отцов не говорил о том, что женщина - "существо второго сорта", что "муж не верующий - жена не спасется" и т.д. Эти измышления - продукт невежества людей, в том числе многовековых предрассудков и народных обычаев. А современные православные неофиты быстро все это подхватывают и пытаются другим навязать ошибочные мнения, считая, что все, кто с этим не согласен - чуть ли не враги Церкви. Можно все это слушать, но зачем же воспринимать это как истину в последней инстанции? Только на основании того, что они 5 лет в Церкви, а Вы 1 год? Плюс ко всему, одной из причин этих воззрений на женщину является всеобщее стремление женщин к эмансипации, т.е. освобождения от своего предназначения, данного им Творцом.

Да, между мужчиной и женщиной не может быть равенства, потому что в равенстве не может быть любви. А Бог есть Любовь и Его Заповедь суть: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Мужчина и женщина созданы так, чтобы дополнять друг друга и в браке должна быть полнота: "Тяготы друг друга носите и тако исполните Закон Христов". "Не хорошо человеку быть одному". Даже в монашестве эта проблема существует, но она решается с помощью Благодати Божией многими усилиями и подвигами. Что же касается подчиненности женщины, т.е. послушания жены мужу, то в этом также проявляется любовь, если это послушание свободное и сознательное, а самое главное, в Боге. В послушании нет унижения, а есть смирение, т.е. следование Воле Творца. Гордыня же никому не приносит пользы - ни женщине, ни мужчине.

По поводу того, что мужчина входит в алтарь, а женщина нет - в этом тоже нет дискриминации, а опять же - установленный Богом порядок, в котором каждому существу отведено свое место и дано определенное предназначение. Для женщины - рожать детей и созидать дом, быть помощницей и утешением мужу, для мужчины - служить Богу в качестве священника, поддерживать семью материально, любить жену и заботится о ней, как о своей плоти. Нарушать этот порядок - значит спорить с Богом. Что же касается месячных очищений, на на этот вопрос я ответить не берусь.

В любом случае, в церковь ходить надо, даже если что-то не ясно и с чем-то не согласны. Как правило это несогласие происходит либо от неправильно понимаемой проблемы, либо от гордости, с которой нужно бороться. Многие недоуменные вопросы разрешаются именно после участия в богослужении и Таинствах, в практической жизни Церкви, иногда сразу, а иногда через много лет.

Простите, если что не так.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь