Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у его ребёнка была хорошая память. Ведь от этого зависит его успех во многих жизненных сферах. Как развивать память ребёнка? Это, в первую очередь, зависит от возраста малыша и его темперамента. Но, в любом случае, важно иметь представление об особенностях развития памяти у детей.

Какая бывает память?

Ещё несколько десятилетий назад известный психолог и педагог П.П. Блонский, исследующий мышление, память, речь, эмоции ребёнка и взаимосвязь этих психических процессов, выделил 4 вида памяти:

  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесная

По убеждению профессора, память появляется у ребёнка именно в этой последовательности, и эти этапы развития памяти генетически обусловлены.

Возрастные особенности развития памяти у детей

С рождения до года

У новорожденного первой появляется моторная память , основанная на условных двигательных рефлексах. В первую очередь, это пищевые реакции ребёнка. То есть двухнедельный малыш уже «помнит» (на уровне рефлекса), что требовать еду можно раскрыванием рта или искательными движениями головы.

В первые месяцы жизни ребёнок отлично запоминает различные простые движения. Поэтому родители и акцентируют внимание на простейших подвижных играх и действиях («Ладушки», «Пока-пока», пальчиковые игры).

Примерно в 5 месяцев у малыша начинает функционировать эмоциональная память . Он узнаёт маму и других близких людей, реагирует на их появление улыбкой и радостными движениями рук.

К концу первого года жизни ребёнок знает много предметов. По просьбе найти что-либо, поворачивает голову в нужном направлении.

Второй год жизни

Главное достижение этого возраста - ходьба. Ребёнок научился ходить, а значит, у него теперь в разы больше возможностей для обогащения опыта и знаний об окружающем мире. Именно в этом возрасте у малыша складываются первые представления о людях, окружающих предметах, их величине и размерах, о действиях, которые можно с ними совершать.

В этот период закладываются основы образной памяти , что связано с появлением первых осознанных воспоминаний.

2-4 года

Этот возрастной период характеризуется активным развитием речи, в связи с чем воспоминания становятся более чёткими и полными. Начинает формироваться долговременная память, при этом лучше всего ребёнок запоминает то, что тронуло его эмоционально. Память носит непроизвольный характер, то есть у ребёнка нет цели что-то сознательно запомнить. Он запоминает то, что его впечатлило в рамках какой-либо (преимущественно игровой) деятельности.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

У ребёнка этого возраста прекрасно развита моторика, а значит, всё лучше становятся навыки, вырабатываемые на основе двигательной памяти. Это прыжки, бег, действия рук при умывании и одевании и т.п.

На этом возрастном этапе формируются основы логического мышления. Словесная память (которая начала складываться уже до года) сливается со смысловой. Ребёнок уже может составить осмысленный рассказ.

Старший дошкольный возраст

Всё также память ребёнка носит, в первую очередь, наглядно-образный характер. То есть дети лучше запоминают вещи и предметы через образные и эмоциональные переживания или описания. Отвлечённые понятия и абстрактные рассуждения плохо воспринимаются ребёнком.

К концу дошкольного возраста у ребёнка начинает проявляться произвольная память , то есть ребёнок задаётся целью выучить что-то.

Воспоминания становятся длительными и прочными. Если годовалый малыш способен удержать в памяти лишь то, что случилось несколько дней назад, в 3-4 года — несколько месяцев, то многие впечатления, полученные в старшем дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.

Как развивать память ребёнка

Так как память ребёнка раннего возраста носит преимущественно непроизвольный характер, то развивать её лучше всего в игре.

Показывайте и называйте грудничку все окружающие предметы, пойте песенки и рассказывайте потешки. С годовалым ребёнком учите простые движения. Подкрепляйте эти движения весёлыми стишками. С 2-3 лет можно начинать играть в логические игры для развития памяти и учить стихи и песни.

О том, как развивать память ребёнка старшего дошкольного возраста, посмотрите в этом видеоролике

Идеи интересных игр для развития памяти ребёнка читайте на нашем сайте .

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм - „блокировка” негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама - это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита - отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент - на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать” уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается”. Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет. В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин”, и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”, как летают гуси: „Гуси-гуси - га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку”), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)”. Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра - разложите игрушки по разным коробкам. Машинки - в одну, конструктор - в другую, животных - в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно”. Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша - вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка - малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок”, „Репка”, „Три медведя” и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр - лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.
Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее - словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.
Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций”, но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант - Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

Память - это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?

Наиболее загадочным и спорным вопросом в широких кругах ученых, психологов и врачей является вопрос о памяти. Наверное, каждому из нас было бы интересно узнать, с какого возраста человек начинает запоминать определенные события, узнавать увиденных ранее людей или вспоминать услышанные звуки. Что же представляет собой детская память, когда и как происходит ее формирование, стоит ли оказывать на эти процессы влияние и как разумно подойти к развитию памяти ребенка мы сегодня и обсудим.

Большинство авторитетных ученых утверждают, что память присуща человеку с момента его рождения. Более того, существуют гипотезы, что ребенок на уровне подсознательного помнит свою внутриутробную жизнь. Так как же это происходит на самом деле?

Когда ребенок преодолевает девятимесячный рубеж своего существования, его сознание подвергается определенным изменениям - детский мозг обретает минимальную величину, требующуюся для базовой работы интеллекта. Эта величина, а точнее объем, равна 750-800 куб. см. При меньшем объеме человеческий мозг не способен проводить мыслительные операции.

Когда ребенок рождается, объем его мозга составляет не больше 360-400 куб. см. Это сравнительно малый показатель, так как объем мозга взрослого человека составляет около 1400-1600 куб. см.

Именно поэтому обсуждать вопрос формирования памяти у малышей стоит начиная с 9 месяцев. Почему так происходит, и почему не раньше 9 - можно проверить экспериментальным способом. Понаблюдайте за своим 6-месячным малышом. Если вы спрячете от него игрушку, с которой он играл, и незаметно подмените ее, ребенок не станет искать предыдущую. После 9 месяцев реакция будет совершенно другой - кроха обязательно отправится на поиски спрятанной игрушки, возможно даже сопровождая этот процесс плачем и криками негодования. На таком простом эксперименте легко убедиться, что определенный образ игрушки формируется у ребенка именно после 9 месяцев. Осознание действительности становится более сильным, и память начинает развиваться с каждым днем все быстрее и эффективнее.

Разница между мозгом семилетнего ребенка и мозгом взрослого составляет лишь 10%. Тем не менее, дети, не смотря на такую небольшую разницу, имеют отличный от взрослых тип мышления. Для лучшего понимания процессов запоминания информации малышами вспомните Маленького Принца Сент-Экзюпери, который везде носит с собой портрет удава, проглотившего слона. Но взрослые на этом рисунке упорно видят шляпу, из-за чего главный герой вынужден подстраиваться под этот странный взрослый мир.

Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.

Следовательно, работа детского мозга по большей степени направлена на восприятие, нежели на размышления. Детской памяти присущ синкретизм, ребенок воспринимает мир в полном объеме, связывая между собой предметы, образы и действия. Впечатления более яркие, эмоциональная составляющая выходит на первый план, что позволяет детской памяти перерасти в долговременную. Как правило, взрослому человеку легче восстановить в памяти какое-то яркое событие из детства, нежели вспомнить позавчерашний день.

Что же запоминают дети?

Родители не должны забывать, что память ребенка неразрывно связана с эмоциями, которые он переживает. И запоминает скорей свое состояние в том или ином событии, нежели сопровождаемые его факты.

Что касается обучения и рационального использования детской памяти, помните: ваша задача сделать этот процесс увлекательным для ребенка. Любые занятия должны проходить в игровой форме, особенно это касается детей дошкольного возраста. Старайтесь не перенапрягать ребенка чтением, чередуйте виды работы. Существует ряд упражнений для тренировки памяти, но и тут главное не переусердствовать.

Память – один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие. Память помогает ребенку познавать мир и устанавливать связи между предметами, событиями, явлениями, людьми. Без нее невозможна ни одна целенаправленная деятельность. Развитие памяти у детей взаимосвязано с развитием речи, мышления, восприятия, внимания и двигательной активности. «Помочь» этому процессу взрослые могут, разобравшись в возрастных нюансах формирования памяти.

Развитие памяти у детей 1-2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

  • На прогулке и дома показывайте ребенку как можно больше разных предметов. Называйте их и рассказывайте о них (что это, какое оно, что делает). Обращайте внимание на свойства: приятно пахнет, мягкое, холодное, звенит, красное и т.д. Давайте малышу как следует «насладиться» исследуемым объектом. Многочисленное повторение приведет к запоминанию новых слов, обозначающих названия предметов, их свойств и действий.
  • Реагируйте на все, что интересно самому крохе. Следуйте за его активным указующим пальчиком, называя все, что привлекает внимание малыша.
  • Из игрушек для этого возраста подойдут разноцветные пирамидки (в 3–4 кольца), кубики, разные емкости, вкладывающиеся друг в друга.

Игры

«Угадайка»

С ребенком можно поиграть в игру «Что это?» или «Кто это?». Сначала сами показывайте на предмет и спрашивайте: «Что это?» Подождав несколько секунд, чтобы привлечь внимание малыша, назовите предмет. Как только ребенок поймет, что все имеет названия, он захочет узнать как можно больше. Поэтому скоро сам начнет показывать пальчиком и произносить какой-нибудь звук с вопросительной интонацией, а потом и задавать вопрос самостоятельно. Эта игра развивает словарный запас и тренирует память.

«Называлки»

Поскольку ребенок в этом возрасте активно изучает свое тело, родители помогут ему в этом, задавая вопросы: «А где у тебя носик (глазки, ручки, пальчики, пятки, коленки и т.д.)?» По мере освоения материала игру можно усложнить, спрашивая «где носик у папы?»,

«а у мамы?», «а у мальчика на картинке?». И уже к 1,5 годам малыш, как правило, будет хорошо знать части своего тела.

Развитие памяти у детей 2-3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т.д.) С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

  • Продолжайте удовлетворять любопытство крохи. Называйте все, что его интересует.
  • Отвечайте на его вопросы как можно более просто и точно.
  • Учите стишки и песенки.
  • Разглядывайте картинки и многократно перечитывайте любимые книжки.
  • Чем больше видов деятельности освоит ребенок, тем больше ассоциативных связей, помогающих запоминанию, будет создаваться.

Игры

«Секретики»

Попробуйте зарыть секретик (это может быть вырезанная картинка из журнала, положенная под кусок прозрачного пластика, или пуговка). «Секретики» можно зарыть у приметного дерева и запомнить ориентиры. Через какое-то время предложите ребенку найти спрятанное. Помогайте только в случае большого затруднения. Так тренируется память.

Цифры и буквы

Малыш в состоянии выучить цифры до 10 и некоторые буквы. Для этого можно разровнять снег и, пользуясь палочкой, рисовать на нем числа или буквы и произносить их. А для лучшего запоминания обращать внимание малыша на особенности буквы (на что она похожа), а с цифрами проводить ассоциации – например, сколько ему лет. Это упражнение тренирует память и расширяет кругозор.

Развитие памяти у детей 3-4 лет. Начинающие аналитики

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

  • Важно, чтобы ребенок как можно больше говорил. Для этого просите, чтобы он подробно описывал увиденное. Играйте в «Что делает?», проходя мимо кого-то/чего-то или рассматривая картинки, спрашивайте: «Этот дедушка что делает?» Ответом может быть: «Идет» или «Сидит и смотрит».
  • Расширяйте кругозор ребенка. К 4 годам ему положено знать основные овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы, грибы, животных (причем выделять домашних и диких), птиц; одежду и обувь. Малыш должен ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), знать времена года.

Игры

«Повторялки»

Взрослый показывает подряд 1–2 движения, и ребенок должен их повторить в той же последовательности. Игру можно усложнять, добавляя трудные движения. Так будет развиваться мышечная память тела.

«Запоминалки»

Приготовить 10 карточек с изображениями. Ребенок вытаскивает три и разглядывает их некоторое время. Потом ему даются все 10 карточек, и он должен выбрать из них те, которые вытаскивал.

«Найди пару»

Надо находить пару из предложенных картинок или предметов. Еще следует позаботиться о том, чтобы малыш умел классифицировать предметы по группам и давать им названия (яблоко, груша и персик – фрукты; майка, рубашка и штаны – одежда и т.д.).

Развитие памяти у детей 4-5 лет. Младшие дошкольники

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить.

  • Постарайтесь определить, что малышу легче запомнить – картинку (образ) или слова на слух. Помогайте запоминать новую информацию с опорой на разные органы чувств. Уделяйте внимание тому, что вызывает затруднение.
  • Учите с ребенком стишки, песенки, считалки. Обсуждайте разные профессии (название, кто и что делает).
  • Обратите внимание на то, как ребенок запоминает правила игры. Можно разучивать их заранее, проговаривать возможные игровые ситуации. И тогда в нужный момент память малыша «не подкачает».

Игры

«Почемучка»

На прогулке и дома можно задавать ребенку разные вопросы. «Можно ли осенью купаться в речке?», «Почему утром чистят зубы?», «Для чего зимой одевают шубу?» и т.д.

Противоположности

Ребенку предлагается запоминать пары слов-антонимов: девочка-мальчик, кошка-собака, холодно-горячо и т. д.

Времена года

Взрослый описывает время года, а малыш как можно быстрее должен догадаться и назвать его. Усложнить игру можно объяснением, что ему помогло догадаться и как еще можно описать данное время года. Если детей несколько, то играть можно на скорость.

«Отгадайка»

Загадываем слово. Затем, не называя слова, даем описание предмета, человека, животного, явления. Например, солнышко. Мы говорим: «Большое, теплое, светит». Сначала пусть малыш научится отгадывать, а со временем сможет сам подбирать нужные для описания слова.

Не за горами у малыша поступление в первый класс. И нагрузка его ожидает гораздо более значительная, чем в детсадовские годы. А хорошо развитая память сможет облегчить ему адаптацию к школьным правилам и освоение новых предметов. Дело родителей – помочь ребенку развить этот заложенный природой механизм вовремя.

Важно!

От 1 до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на овладение традиционными способами употребления вещей (т.е. в игрушки надо играть, одежду – надевать, ложкой – есть и т.д.). Именно она оказывает наибольшее влияние на развитие памяти.

С 3 до 6 лет ведущая деятельность – ролевая игра. Происходит освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми, формируется произвольность поведения. Восприятие, которое во многом развивает память, в этом возрасте становится более осмысленным. Ребенок начинает анализировать увиденное и услышанное.

Важность хорошо развитой памяти уже в раннем детстве переоценить сложно, ведь она во многом ведет за собой развитие ребенка и является залогом успешного обучения. От того, с какой скоростью, насколько легко и полно малыш запоминает входящую информацию, прямо зависит и его интеллектуальный потенциал. По этой причине игры, развивающие память, входят в состав всех методик раннего развития и рекомендуются для регулярного домашнего использования. Что ж, не будем отставать от специалистов и займемся тренировкой память у наших ненаглядных карапузов прямо сейчас.

По горячим следам

Детки – очень благодарные и прилежные ученики. Они воспринимают любой входящий материал и с удовольствием усваивают его. Интересно то, что для подобного восприятия практически нет лимита. И это значит, что ребенок может без устали усваивать буквально все что угодно. Проверить эту любопытную особенность вы сможете чуть позже, когда маленький умничка научится хорошенько говорить. А пока у вас есть масса времени для знакомства с окружающим миром.

Возьмите себе за правило не молчать в присуствии крохи, а рассказывать ему все, с чем он столкнулся в ближайшее время. Например, сходили на прогулку – расскажите ему про деревья, машины, облака, людей, которых вы видели. Собирали веточки и камешки – обязательно вспомните об этом по дороге домой. После завтрака и обеда напомните малышу, что он только что кушал. После ухода гостей назовите их имена и обязательно расскажите об их радости от встречи с вашим умничкой. Практикуя такую нехитрую систему припоминания, вы сможете добиться максимально положительных результатов в развитии памяти малыша!

Юный сыщик

Если вы думаете, что с маленьким карапузом нельзя играть «в прятки» - любимую забаву детства каждого человека, то вы, к счастью, заблуждаетесь. Как только ваше маленькое сокровище научилось уверенно сидеть на попке, ему под силу вступить в клуб юных сыщиков. И вот первая задача – найти любимую игрушку.

На глазах сидящего ребенка положите перед ним два носовых платка, и под одним из них спрячьте игрушку. Игрушка должна быть яркой и интересной для крохи. Спросите: «Где игрушка?». Он будет какое-то время думать, а потом, скорее всего, обнаружит замаскированный предмет. Тем же образом повторите игру несколько раз, все время пряча игрушку под один и тот же платок. Такой нехитрой игрой мы прекрасно закаляем память и внимание малыша, формируя у него целенаправленную сложную деятельность!

Обучающее пространство

Оказывается, даже привычное пространство, окружающее малыша, способно действовать на него с немалой пользой для развития. А помогут вам в этом деле яркие стимулирующие детали. Закрепите возле места наиболее частого пребывания ребенка яркое панно. Это может быть коллаж из кусочков ткани, лент, колокольчиков или красочная картина. Главное, чтобы в панно были включены красный, зеленый, желтый и синий цвета, выраженные насыщенными, «чистыми» оттенками. Так, разместив панно, например, над пеленальным столом, на противоположном бортике кровати или на кухне напротив стульчика, вы добиваетесь естественной концентрации внимания малыша и, соответственно, запоминания этого предмета. Через некоторое время переместите панно так, чтобы оно осталось в поле видимости ребенка, и вы обнаружите «поисковое» поведение и радость от обнаружения любимой картинки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь