Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Австрийский инженер (по образованию), философ-мистик и педагог по роду деятельности, создатель: «науки о духе» - антропософии; вальдорфской педагогики; эвритмии («искусства видимой речи») и ряда других социальных новаций.

«…в жизни Рудольфа Штайнера была одна сторона, которую он старательно скрывал от остальных людей после одного происшествия. С самого детства мальчик обладал некими сверхъестественными способностями, к которым обычные люди относились с недоверием. Однажды в возрасте семи лет Рудольф пережил первый мистический опыт, о чём рассказал в своей автобиографии. Дело в том, что сестра его матери покончила с собой. Мальчик «увидел» эту сцену, когда с родителями был на железнодорожной станции. Родители отнеслись к его рассказу как к глупой детской выдумке или страхам. Однако рассказ Рудольфа полностью подтвердился, когда пришло письмо с известием о смерти. С этого времени у Штейнера началась «особенная жизнь»».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 429.

В детстве Рудольф получил преимущественно домашнее воспитание и с 14-ти лет начал заниматься с отстающими учениками школы. Позже он так вспоминал об этом: «На моих учениках я познакомился с трудностями человеческого душевного развития…»

В 15 лет Рудольф Штайнер познакомился с собирателем трав, который утверждал, что видит исходящие из растений жизненные токи, их эфирные тела и т.п.

В 1899 году Рудольф Штейнер пережил - как он считал - мистическую встречу с Иисусом Христом

Позже, изучая архив и труды И.В. Гёте , стал последователем его натурфилософии.

С 1902 года Рудольф Штайнер координировал в Германии работу Теософского общества, основанного в 1875 году в Нью-Йорке Еленой Блаватской и Генри Олкоттом , целью которого было исследовать скрытые силы человека. После кончины Е.П. Блаватской в 1891 году и Генри Олкотта в 1907 году, Президентом общества стала Анни Безант , объявившая в 1912 году вместо Иисуса Христа новым учителем и спасителем человечества Джидду Кришнамурти … Не согласный с этим, Р. Штайнер в 1913 году основал в г. Дорнах (Швейцария) своё Всеобщее антропософское общество.

В отличие от теософии, антропософия продолжает западную мистическую традицию.

«Если главные авторитеты теософии - Елена Блаватская и Анни Безант - основывались прежде всего на индийской мистической традиции, то Штейнер был носителем западной традиции и опирался в своих трудах на христианство и достижения современной науки».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 433.

В 1904 году основы «науки о духе» - Антропософии были изложены Рудольфом Штайнером в книге: Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Theosophie. Einfiihrung in übersinnlische Welterkenntnis und Menschenbcstimmung и во многих последующих, например: Антропософия / Anthroposophie (1924 год). Автор пытался соединить религию и построить мост между религией и наукой для пробуждения духовного / божественного / сверхчувственного в человеке.

Замечу, что масса тезисов антропософии, добыты не опытным путём, а часто являются результатом мистических озарений самого Рудольфа Штайнера . Он вводит массу новых понятий, например: «Самодух»; «Жизнедух»; «Духочеловек»; «Эфирный Христос»; «Скифианос»; «Солнечный Логос»; «Лунный Логос»; «Страж порога»; «Слуги Аримана» и т.п., строго говоря, с помощью которых можно «доказать» что угодно...

В 1913 году была начата постройка - по проекту Рудольфа Штайнера - в г. Дорнахе (Швейцария) архитектурного комплекса – «дома всех искусств» Гётеанума, названного так в честь И.В. Гёте . На строительстве комплекса работали добровольцы из 17-ти стран Европы, слышавшие, начиная с 1914 года, выстрелы первой Мировой войны, доносящиеся из-за швейцарской границы…01 января 1923 г. первый деревянный Гётеанум сгорел (возможно, из-за поджога).

Бетонный вариант второго Гётеанума был завершён в 1928 году.

В 1919 году в г. Штутгарте (Германия) была открыта первая Вальдорфская школа (этот термин был образован от названия фабрики «Вальдорф-Астория», для детей рабочих которой и была открыта школа). Декларируемая задача Вальдорфской педагогики - воспитание духовно-свободной личности на основе идей антропософии. Рудольф Штайнер придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и активно возражал против тестирования и специального отбора одарённых детей…

Рудольф Штейнер (Штайнер) (Rudolf Steiner) родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание.

После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера.

В 1891 г. Рудольфу Штейнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым.

Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штейнера. Его книгой "Фридрих Ницше - борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штейнера.

Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904 г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904 г.), "Очерк тайноведения" (1910 г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000.

Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.

Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый.

Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штейнера.

На жизнь Штейнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923 г. Это явилось сильнейшим ударом для Штейнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штейнер.

Последний год жизни Штейнера был очень плодотворен. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", - так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штейнер.

Книги (34)

Божественная молитва. Эзотерическое изучение

Подумайте о Христианской молитве. Вы все знаете, что она такое есть. Она часто обсуждалась, а члены антропософского движения часто объясняли ее с точки зрения духовно-научного мировозрения.

Это духовно-научное мировозрение принесло членам антропософского движения другой метод возвышения человеческого существа - человеческой души - до контакта с божественными, духовными, космическими силами.

Бхагават Гита и послания св. Павла

Мы стоим сегодня, как бы, у стартовой точки основания Антропософского общества в более узком смысле и мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз напомнить нам о важности и значении нашего общего дела. Это верно, что то, чем Антропософское общество желает быть для более новой культуры не должно в принципе отличать ее от того, чем мы всегда занимались в нашем кругу под имением Теософии. Однако вероятно такое придание нового имени может все же напомнить нам о серьезности и достоинстве с которыми мы намереваемся действовать в нашем Духовном движении и ввиду этой точки зрения я выбрал название этого курса лекций.

Внутреннее существо человека

Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением.

Лекции эти должны показать ту тесную связь, которая существует между внутренней жизнью человека и его жизнью в период от смерти до нового рождения.

Шесть лекций, прочитанных в Вене с 9‑го по 14‑е апреля 1914 года. Цикл 32‑й. Библиотечный № 153

Воздействие духовных существ на человека

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане.

Границы естественного познания

В книге рассматриваются встающие перед человечеством в новейшее время проблемы, связанные с одной стороны с мировоззрениями, основанными на результатах естественнонаучных экспериментов, и, с другой стороны, - с социальными отношениями, возникающими как следствие таких мировоззрений.

Даны пути преодоления этих проблем: как в естественных науках - с помощью гетеанизма, так и в социальных отношениях - с помощью новых, основанных на духопознании деяниях в социальной жизни.

Действие ангелов в астральном теле человека

Антропософское духопостижение не должно быть просто теоретическиммировосприятием, оно должно быть жизненным содержанием и жизненной силой.

И только если мы окажемся в состоянии укрепить в нас нашеантропософское мировоззрение настолько, что действительно станет в насдействительно жизнеспособным, только тогда исполнит оно свою задачу.

Ибо, дорогие друзья, соединяя свои души с антропософскимдухопостижением, мы, в некотором отношении, стали стражами вполнеопределенных значительных процессов в развитии человечества.

Евангелие от Марка

Тому, кто серьезно ищет познания и углубления собственного "я", должно быть ясно, что человечество находится в развитии, и поэтому то, что называют пониманием того или другого откровения, также не является чем-то незыблемым; ничто не заключено в рамках одной эпохи, но понимание углубляется; так что, в сущности, глубочайшие вещи, касающиеся человечества, для того, кто серьезно относится к словам "развитие" и "прогресс", настоятельно требуют, чтобы они с развитием времени понимались лучше, основательнее, глубже.

Евангелие от Матфея

Когда мы говорим о Евангелии от Иоанна, нашу душу пронизывает прежде всего духовная высота космических существ, родственных человеку.Вспомним чувства, вызванные в нас изучением Евангелия от Луки.

Они были совсем другого характера, не правда ли? Когда мы раскрываем душу благовестию евангелиста Иоанна, нас, словно магическое дуновение, пронизывает предощущение духовного величия.

Египетские мифы и мистерии. Лекции

Предлагаемый читателю цикл лекций Рудольфа Штейнера о египетских мифах и мистериях представляет переход от лекций вводного характера к лекциям специальной тематики.

В этом цикле на фоне широкого полотна становления человечества в ранние эпохи истории Земли показано происхождение важнейших образов мифологии и элементов мистериальной практики древнего Египта, их связь с образами более поздней греческой мифологии и, что особенно важно, отражение египетского мировоззрения и практики в современной культуре.

Истина и наука

В своих многочисленных лекциях Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивал, что основания своего монистического учения о единой чувственно-сверхчувственной реальности он заложил именно в философских сочинениях раннего периода своего творчества.

Как достигнуть познания высших миров?

В этой книге выходят в свет мои исследования, которые первоначально были напечатаны отдельными статьями под заглавием: "Как достигнуть познаний высших миров?" Этот том составляет первую часть, следующий будет заключать продолжение.

Появлению в новой форме этого труда о развитии человека, возводящем его к постижению сверхчувственных миров, необходимо предпослать несколько сопроводительных слов, которые и будут здесь сказаны.

Краткий очерк антропософии

Это сочинение выдающегося мыслителя и ученого, христианского посвященного Рудольфа Штайнера является заключительной главой его книги «Загадки философии, изложенные как очерк ее истории» (1914) и дает глубокое понимание существа основанной Р.Штайнером новой духовной науки, или антропософии, актуальность которой возрастает с каждым годом.

Очерк будет интересен всем, кто испытывает недостаток в сильной и гармоничной душевной жизни как верном инструменте для проникновения в смысл происходящих исторических перемен, для сознательного участия в них.

Лекции 1907-го года

Эти четыре лекции сделают ударение некоторым образом на более сокровенном звучании, так как может быть предположено, что аудитория является большей частью, состоящей из тех,которые были знакомы с фундаментальными идеями оккультого учения некоторое время. ледовательно они могут вполне желать узнать о более сокровенныхдеталях из области Духовной науки.

То, что будет избрано в этих лекцияхявляется оккультными знаками и символами в их отношении к Астральному и духовному миру и некоторые из них будут исследованы в их более глубоком значении.

Метаморфоз душевной жизни

Даже тому, кто собирается бросить лишь краткий взгляд на духовную жизнь человечества, заранее понятно, насколько осторожно следует обращаться с выражением "переходное время". Если хоть немного продумать это понятие, станет ясно, что, в сущности, любое время может быть охарактеризовано как "переходное".

Но тем не менее в истории человечества есть эпохи, которые выступают, так сказать, скачками в эволюции духовной жизни.

Мистерии древности и христианство

Естественно-научное мышление оказало глубокое влияние на современные представления. Все менее становится возможным говорить о духовных потребностях, о "жизни души", не впадая в противоречие с представлениями и выводами естествознания.

Конечно, существует еще много людей, удовлетворяющих этим потребностям не касаясь в своей духовной жизни круга естественно-научных течений.

Мистика

Кто вступит в мир моих идей, не освободившись от предвзятости, тот найдет в нем противоречие на противоречии. Лишь недавно я посвятил книгу о мировоззрениях XIX века (Берлин, 1900) великому естествоиспытателю Эрнесту Геккелю, пытаясь показать в ней правомерность его круга мыслей. А в нижеследующем изложении я с полным сочувствием и признанием говорю о мистиках, начиная с Мейстера Экхарта и до Ангела Силезского. О других "противоречиях", на которые мне могут еще указать, я не стану упоминать. Я не удивлюсь, если меня осудят с одной стороны как "мистика", с другой - как "материалиста".

Мой жизненный путь

Рудольф Штайнер является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им было создано новое искусство движения — эвритмия. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.

Данная книга является незаконченной автобиографией, впервые изданная Марией Штайнер в 1925г. Написать эту книгу Р. Штейнера побудило только то, что «... я чувствую себя обязанным опровергнуть некоторые ложные представления, касающиеся связи моей жизни с антропософией, и представить ее в истинном свете».

Низвержение духов Тьмы

Духовные подосновы внешнего мира.

Целью данного курса лекций было показать, как события, происходящие в духовных мирах, влияют на все сферы жизни людей, включая индивидуальное здоровье человека.

В результате битвы Архангела Михаила с Ариманом в XIX веке был очищен духовный мир, а демонический сонм был низвергнут в мир людей. На конкретных примерах из культурной, социальной и политической жизни (рассматриваются также события в России 1917 года) Р.Штайнер показывает, как демонические существа вносят разрушение, хаос и неприятие истины в душевный мир человека.

Подпавшие их влиянию люди в частности утрачивают способность увязывать факты в единую картину, а массы людей обретают склонность к националистическим проявлениям.

Оккультная физиология

Цикл из восьми лекций, прочитанных в Праге 20-28 марта 1911 г., и отдельная лекция от 28 марта 1911 г.

Книга о человеке, его строении и органах. О том, как он общается с внешним миром. Рассказывается о глубинных соответствиях человеческого организма и космоса. Показано, каким образом, изучая «внешнее», сугубо физическое, можно прийти к постижению духовного и душевного - в человеке и во Вселенной. Основанные на данных естественных паук и духовных исследованиях, эти рассмотрения открывают путь к дальнейшему изучению физиологии как науки о живом человеке во всей полноте его бытия, человеке чувствующем, волящем и мыслящем.

Основные черты социального вопроса

Если к задачам, которые ставит перед нами современная социальная жизнь, мы захотим подойти с мыслью о какой-либо утопии, то неизбежно впадем в заблуждение.

Можно, руководствуясь определенными взглядами и ощущениями, поверить, что те или иные социальные институты, основывающиеся на определенных идеях, должны осчастливить человечество; эта вера может приобрести покоряющую силу убеждения; и тем не менее, утверждая такую веру, мы так и не поймем, что на самом деле означает для нашей эпохи "социальный вопрос".

Основы развития врачебного искусства

В этой книге мы укажем на новые возможности врачебного знания и врачебного мастерства. Правильно оценить изложенное здесь можно лишь поднявшись до тех точек зрения, из которых эти медицинские воззрения возникли.

При этом речь идет не об оппозиции к современной медицине, работающей с помощью признанных ею научных методов. Мы полностью признаем принципы этой медицины и считаем, что применять изложенное нами во врачебном искусстве должен только тот, кто способен быть полноценным врачом в соответствии с этими принципами.

Очерк тайноведения

Перевод сделан с тридцатого издания книги "Die Geheimwissenschaft im Umriss", что дословно означает "Тайнонаука в очерке", Дорнах, 1989. Была сделана попытка переводить не литературно, но насколько это удалось, дословно, сохраняя стиль, смысл и где возможно порядок слов немецкого языка.

Такой перевод отличается как по стилю так и по смыслу от сделанного в 1916 году. Несколько слов следует также сказать о фамилии автора. Фамилия автора на немецком "Steiner" произносится и читается как "Штайнер", а не "Штейнер", как это иногда переводится литературно.

Перевоплощение и карма их значение для культуры современности

Переводчик: Витковский В.Е.

Лекции были прочитаны перед членами Теософского общества.

Текст их составлен на основе стенограмм В. Фегелана (берлинские лекции) и Р. Хана (штутгартские), расшифрованных самими стенографами. Перевод сделан по Полному собранию сочинений и лекций Р. Штайнера: «Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe».

1913 год был ознаменован еще и тем, что совместно с его супругой и несколькими их соратниками была создана Антропософия, а точнее - организовано Антропософское общество.

Оно просуществовало вплоть до 1923 года, но на пороге грядущего 1925 г. на Рождественском Собрании общество было реорганизовано и Штайнер объявил о создании его нового воплощения - Всеобщего Антропософского общества. Надо сказать, что эта организация существует и поныне. Ее штаб-квартира расположена в Швейцарии, а последователями и членами общества на данный момент являются около 45 000 человек.

Антропософия Штайнера

Чтобы понять, что представляет из себя антропософия, как таковая, - важно разобраться в ее корнях и истоках. А лежат они в теософии.

Этот термин, в переводе с греческого «божественная мудрость», обозначает теоретическую часть оккультизма, и в широком смысле его можно трактовать как мистическое познание Бога и естественного порядка вещей на планете. Антропософия - это своего рода часть теософии: христианство и православие при этом играют здесь немаловажную роль. Это, мы бы сказали, «Наука о духе», как характеризует направление его основатель. Кстати, появление такой теории - нечто совершенно новое для западной культуры. В целом же учение антропософии предполагает раскрытие методов развития человека за счет расширения его кругозора и мышления.

Высшая школа самопознания или секта?

Основатель антропософии Рудольф Штайнер в своем учении преследует цель исследования мистического и запредельного для человеческого восприятия мира посредством использования науки. Хотя, надо иметь в виду, что сам первый в мире антропософ считал при этом, что заниматься этой наукой могут далеко не все. Прежде всего, антропософия Р. Штайнера ориентирована на людей, в чьих душах кроется стремление познать тайну существования Вселенной и природу человека в ней. Он свято верил в то, что людям пока удается постичь лишь ту часть информации, которую дарует им небо. Также исследователь отрицал всякую принадлежность своей науки к движениям сектантским или же партийным, делая акцент на том, что управления массами в его учениях нет и не может быть. Кроме того, он пояснял, что его методы позволяют постичь истину бытия, исходя из научных методов.

В педагогике Штайнером был также оставлен свой след. Им была образована впоследствии система образования, которая была основана на антропософских принципах. Этот метод в педагогике получил название Вальдорфской педагогической школы.

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?


История развития этого движения берет свое начало еще в 1919 году. Некий хозяин фабрики по производству сигарет Вальдорф Астория Эмиль Мольт, вдохновленный лекциями Штайнера, обратился к нему с просьбой о помощи в открытии школы для детей его сотрудников. Так появилась Вальфдорская школа. Ее принципы, как мы уже знаем, строились на основах антропософии, то есть, прежде всего, - на духовном воспитании детей. Формы и методы обучение малышей в значительной степени отличались здесь от нам известных, что приняты и по сей день в обычных общеобразовательных школах.

Так, например, в школе не было привычных всем учебников и тетрадей. Оценки учащимся младших классов и вовсе не выставлялись: уже тогда преподавание в классах велось без применения оценочной системы и даже без применения специальной учебной литературы. То есть предполагалось, что учитель должен быть абсолютно компетентен в своем предмете без помощи любого рода подсказок и шпаргалок.

Философия свободы

Она закладывалась в души и умы учеников с самого детства. Хотя, тема свободы в еще не вполне сформировавшемся детском мировоззрении - вещь неоднозначная. Но манера донесения информации в школе была настолько деликатной, а критерии и рамки доступного - настолько широкими, что вальдорфские ученики не пренебрегали зачастую и нормами морали-нравственности, воспринимая, порой, свободу - как нечто неотъемлемое и разрушающее все существовавшие до сих пор запреты.

Тем не менее, в целом Рудольф Штайнер последством вальдорфской педагогики заложил потрясающую основу для взращивания свободных и просветленных умов. Более подробно об этом можно прочитать в его трактате о развитии личности «Вена, Веймар, Берлин».

Антропософия и педагогика: о школе

Школы, работающие по принципу вальдорфских, идут по пути содействия и сотрудничества с личностью ребенка. Их основная идея состоит в том, что образование не должно подгонять идущего по своему пути развития маленького человека. Но, в то же время, для этого развития предоставляются все возможные его направления.


Школы оборудуются, по большей части, органическими натуральными материалами. Дети снабжаются пособиями, которые помогают им самостоятельно мастерить себе игрушки. По сути, игровой процесс, так увлекающий малышей, становится для них перым этапом развития и применения всех их способностей. Но главное в таком обучении - духовное развитие детей.

Обучающие материалы в этом случае подаются некими эпохами (блоками), а учебный день на всех этапах обучения поделен на несколько частей:

  • духовная часть – в этой части должно преобладать мышление в активной стадии;
  • душевная часть – здесь детям преподается эвритимия (понятие взаимного соответствия (греч .);
  • креативно-практическая часть – на этом этапе развиваются творческие навыки: дети в школе занимаются шитьем, лепкой, резьбой по дереву, уроками живописи).

Каждый учебный день в вальфдорской школе несет на себе некий символ определенной обучающей дисциплины, стоящей в этот день во главе обучения: скажем, если сегодня по программе день алгебры или геометрии, то эти предметы, например, детям предлагается рассмотреть и с позиции … танца.

Дальнейшее развитие вальдорфского движения

Вальдорфское движение, хотя и было поначалу воспринято приверженцами традиционной системы образования довольно скептически, но все-таки одержало верх над принципами традиционного детского воспитания. При таком подходе были налицо: как явный прогресс в образовании, который был очевиден при общении с вальдорфскими детьми, так и то, что личность педагога отбиралась тщательно, приглашались лишь люди, подлинно заинтересованные в этой профессии, что позволяло учителю расти вместе со своими учениками.

И хотя Штайнер был занят и многими другими направлениями постижения мира, передачи своих знаний и духовных открытий людям, но, тем не менее, - он до конца жизни оставался верен принципам своей образовательной школы и справедливо считал, что педагогика – это основа всех основ в деле воспитания правильного социума. Не случайно вальдорфское педагогическое движение, зародившись почти два века назад, до сих пор имеет мировое признание.

Но вернемся к антропософии.

От антропософских научных исследований до духовных познаний

«Наука о духе» зарождалась, подталкиваемая потребностями общества начала двадцатого века. В то время многие пытались свести воедино взгляды восточной и западной мудрости и самых разных вероисповеданий. Но тонкая грань, отделяющая науку от мистики и оккультизма, все же здесь присутствовала. Порой, эта же грань не давала развиваться науке, а порой – мистике. Но, благодаря усилиям Штайнера, познание Вселенной с использованием научных методик было благоприятно встречено обществом. Мало того, антропософия не может считаться культом или чем-либо в этом роде. Ее активное распространение в сфере образования, например, подтверждает актуальность этого учения даже с точки зрения современных научных знаний.

Исходя из собственного понимания создателем антропософии Рудольфом Штайнером своего учения, его наука не просто способна расширить кругозора человека. Используя методы, предлагаемые антропософией, каждый посвященный в тему может постичь тайны бытия и получить желаемые ответы на многие и многие вопросы, остающиеся открытыми до сих пор.

Антропософская медицина

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение и в медицине, и даже в сельском хозяйстве и промышленности: тема использования в быту натуральных материалов возникла, к слову говоря, совершенно не случайно. Но давайте по порядку.


Известно, что медициной интересовался и сам Штайнер. С помощью антропософских приемов и способов он пытался расширить рамки восприятия не только человеческой души, но и человеческого естества. В конечном итоге, поскольку в этом вопросе все взаимосвязано, понимание этих взаимосвязей может реально помочь человеку добиться более эффективных результатов и в борьбе с болезнями.

Методику разделения человека на физическое тело, душу и дух в своей практике используют многие врачи и сегодня. Подобного рода терапия, подкрепляемая учением антропософии, уже давно доказала свое право на жизнь, и результаты ее очевидны.

А задумывались ли вы, например, о том, что значит, скажем, обычное тепло в жизни человека с точки зрения антропософии?.. Эта наука считает тепло - седьмым чувством человека. Опять же, антропософское восприятие тепла отличается от обычного физического его ощущения. В антропософском случае под этим элементарно понятным каждому словом подразумевается то тепло, которое может излучать сам человек, используя свою астральную частицу. Так, находясь, например, в теплой ванне, он будет отдавать и получать тепло в равной степени, в то время как на холоде его внутреннее тепло будет уходить наружу, в пространство, находящееся вне его телесной оболочки…

Влияние антропософии на работу Weleda

В качестве примера влияния антропософии теперь уже и на производство можно привести такую, скажем, известную компанию как Weleda. Это один из наиболее старых (основана в 1921 г.), но уверенно удерживающих позиции лидеров на рынке индустрии в сфере изготовления биокосметики даже сегодня.

Компания, что интересно, была основана, с учетом философии и научных трудов Штайнера, который, хоть и не был ее руководителем, но оказал огромнейшее влияние на развитие и продвижение этого бренда. Но какое, казалось бы, отношение Штайнер имеет к биокосметике? На самом деле, как оказалось, вполне конкретное: ведь он изучал не только теологию, философию, но и химию, а также другие естественные науки, - и список их весьма объемен. Познания в сфере биологии и химии в сочетании с методиками, используемыми в антропософии, помогли Рудольфу Штейнеру и в этом случае создать нечто большее, чем просто обычный продукт…

Созидательные и разрушительные идеи


Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».

«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д."

Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.

Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас - сон; он - БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.

Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.

В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, - сказывалась его центральная христианская линия.

Он всемерно старался быть "ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ"; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.

Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он - потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.

Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее - наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, - эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, - бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил - "ВСЕМУ МИРУ"; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил - не четверть века, а - ВЕКАМИ ВЕКОВ.

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.

Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.

В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.

С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.

В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.

Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше - борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.

В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.

С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.

В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.

В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.

Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.

В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.

В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».

В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.

Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.

Антропософия Штайнера имела несколько подразделов. Это социально - политическое учение, основанное на идеях Платона. Это особая система хозяйствования, при которой преодолевается бездушная механизация и устанавливается "новое земледелие" на основе постижения биоритмов растений и т. п.

Штайнер (1861 - 1925) был последователем натурфилософии Гете (редактировал и комментировал его естественнонаучные сочинения), а также находился под влиянием эволюционизма Ч. Дарвина и Э. Геккеля, наконец, философии жизни Ф. Ницше. Основные произведения Р. Штайнера - "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека", "Очерк тайноведения", "Мистерии древности и христианство". Эти произведения написаны в начале XX в., в них с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества.

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.

Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения новой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его последователями был открыт Клинико-Терапевтический институт в Арлесхайме. В основе их деятельности лежало антропософское понимание существа человека.

В настоящее время издано более 350 томов наследия Р. Штайнера. Обратимся к основным идеям Штайнера.

1. Философ называл себя "наблюдателем сверхчувственного". Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря ему раскрывается "око духа" и появляется "высшее чувство". "Каждое духовное око может быть раскрыто", и лишь вопрос времени, когда оно откроется"

2. Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого человека, но ему должно предшествовать "развитие познавательных сил".

3. "Высшее знание" дается, по Штайнеру, с помощью "высшего зрения", т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть "духовное призвание". Штайнер называл его "божественным" знанием и чувством, "божественной мудростью", т. е. теософией.

Итак, первое, что отметил Штайнер, это: человек есть "гражданин трех миров": своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.

Во-вторых, это знание, по Штайнеру, "перевоплощение духа и судьбы". Объяснялось это так. Впечатления от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие.

Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. Отсюда Штайнер заключал, что "в жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях". Он ввел понятие "Самодух". Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. "Жизнедух" переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.

Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.

Популярность Штайнера обусловлена его нестандартной философией.

Такова концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию. Как видим, Е. П. Блаватская и Р. Штайнер во многом разработали схожие концепции, хотя и отличающиеся в некоторых отношениях. Е. Блаватская синтезировала в своей "Тайной доктрине" огромный религиозно-философский материал, создала весьма любопытную теоретическую концепцию. Штайнер, продолжая эти идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его деятельности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь