Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Из кружева можно сшить вечернее или повседневное платье, юбку, топ, блузку или брюки. Причем вещь может быть как полностью кружевной, так и комбинированной с другим материалом. Ну и, конечно, кружевом можно украшать отдельные элементы одежды (воротники, манжеты, низ платья) или делать из него эффектные аппликации.

1. Соединять детали из кружева можно на швейной машине или на оверлоке (на сайте вы можете прочитать, ). Выбор зависит от плотности материала и орнамента на нем.

2. Срезы припусков можно обметать на оверлоке или обработать с помощью шелковой косой бейки.

3. Если вы шьете платье, узкий топ или юбку, имейте ввиду: легче всего посадить по фигуре изделие из трикотажного кружева.

4. Если хотите, чтобы изделие было непрозрачным, подбирайте подходящую подкладку. Например, для трикотажного кружева подойдет трикотажная подкладка, лучше из натуральных волокон. Если вы хотите, чтобы кружевной рисунок был лучше виден, выбирайте подкладку другого тона, чем кружево (темнее, светлее или контрастного цвета).

5. Эластичное кружево очень тянется, поэтому плечевые швы лучше укрепить, пришив хлопчатобумажную косую бейку.

6. Модель лучше выбирать с минимальным количеством швов, чтобы не резать кружево и не портить его красивый узор. Вытачки на кружеве не делают, их лучше переносить, например, в боковой шов (в линию приталивания).

7. Кружевом можно дублировать как все изделие, так и отдельные его части. В качестве ткани-основы можно выбрать шелк, атлас, сатин или легкую шерсть. Необходимо раскроить детали из основной ткани и из кружева, наметать по контуру кружевные детали на детали из основного материала. Дальше можно шить изделие, как однослойное.

8. Если кружево с фестонами по краям, ими можно украсить низ изделия, рукава и вырез. В этом случае необходимо расположиться выкройку таким образом, чтобы низ платья, юбки или топа выкраивался без припусков по фестонам. Такой вариант будет не только красиво смотреться, но и облегчит обработку изделия - не придется подшивать низ или обрабатывать вырез.

9. Если вы хотите украсить платье или другое изделие кружевной аппликацией, просто закрепите кружево на ткани с помощью бумажного скотча. Он легко протыкается иглой, не оставляет следов и легко снимается с материала (если ткань, на которой вы планируете сделать аппликацию, очень нежная, попробуйте проделать эту операцию на ненужном кусочке). Далее просто настрочите кружево зигзагом, аккуратно удалите стабилизатор аппликации с изнаночной стороны.

10. Утюжат кружево очень осторожно, на низкой температуре. Лучше сначала попробовать на маленьком ненужном кусочке. Многофункциональную подложку для глажки можно купить в магазине Burda .


Из кружевного полотна можно сшить самые разные модели.

В принципе кружевом можно украсить практически любое готовое платье. Пришить воротничок и манжеты а-ля школьная форма прошлого века или вырезать красивые элементы и пришить их на платье потайными стежками вручную там, где хочется. Но ваша задача – сшить романтичную модель полностью из кружева.

Для этого необходимо приобрести:

  • кружевное полотно с фестонами
  • атлас или сатин для чехла

Материалы можно подобрать в тон или контрастных оттенков. Очень элегантно смотрится сочетание белого и черного. Все зависит от модели платья

Особенности работы с кружевным полотном

Сделайте выкройку платья и раскроите детали из подкладочной ткани. Перед тем как выкраивать из кружевного полотна, разложите материал на ровной поверхности, подложив под него однотонную ткань контрастного цвета, чтобы было лучше видно кружевной узор.

При работе с кружевом не имеет значения направление долевой нити, детали раскладывайте в зависимости от расположения узора

Вечерние платья: фото и советы стилиста

  • Подробнее

Выкройку рукавов, полочки и спинки платья положите так, чтобы фестоны располагались по низу деталей. Кроме того, следите, чтобы элементы располагались симметрично и по возможности совмещались в местах стачивания.

Пошив кружевного платья

Сначала сшейте детали платья из подкладочной ткани: сатина или атласа (или другого подходящего однотонного материала). Технология пошива чехла такая же, как и при изготовлении платья.

Стачайте вытачки и рельефные швы. Тщательно отутюжьте их. Совместите боковые и плечевые срезы деталей и стачайте. Срезы обработайте оверложным швом или зигзагообразной строчкой. Аналогичным образом сшейте детали из ажурного полотна.

У многих кружевных материалов срезы не осыпаются, поэтому их можно и не обрабатывать на оверлоке, но чтобы платье не было похоже на самоделку, все же лучше обработать их узкой зигзагообразной строчкой

Платье из кружева наложите на чехол изнаночной стороной к лицевой стороне подкладки и приметайте. Края горловины подшейте потайными стежками вручную . Если модель предусматривает потайную застежку-молнию, то вшейте ее вдоль срезов спинки, совместив и кружево и подкладочную ткань. Далее шейте по технологии работы с потайными молниями.

Нежное платье из кружева, которое мы сделаем своими руками – несомненный хит этого года. Множество популярных модных домов и дизайнеров предоставили на мировое всеобщее обозрение разнообразные коллекционные модели платьев. Dolce & Gabbana – изящные кружевные наряды черных оттенков, Valentino – роскошные праздничные модели в пол, Versace, Burberies и Victoria"s Secret – короткие красивые платья сочных цветов и оттенков. В общем, совершенно любую модель платья можно декорировать при помощи кружев. Присоедините к своему наряду воротничок и манжеты и вы будете выглядеть очень модно и уникально. Но в представленной статье мы поможем создать романтический кружевной наряд.

Делаем платье из кружева своими руками: особенности при работе

Необходимо сделать выкройку праздничного наряда и раскроить все детали из материала, который предназначен для подкладки. Можно сделать прямое кружевное платье из кружевного полотна.

Построение выкройки рукава будет аналогичным, как и для прямого платья для девочки.

Перед началом работы по выкраиванию из кружевного материала необходимо разместить на гладкой поверхности. Сначала положите под кружевной материал полотно яркого цвета, для того чтобы кружево хорошо выделялось. Работая с тканью из кружева, направление долевой нити абсолютно не важно. Детали можно располагать в зависимости от того, как идет рисунок. Выкройки рукавов, полочки и спинки модели разместите таким образом, чтобы фестоны находились внизу элементов. Также смотрите, чтобы фестоны размещались симметрично и, если возможно соединялись в местах, где стачиваются элементы.

Вначале пришейте детали наряда из атласной или сатиновой ткани, но можете брать и другой материал одного оттенка. Особенности пошива подкладки та же самая, как и при шитье самой модели. Сделайте вытачки и рельефные швы. Аккуратно пройдитесь по ним горячим утюгом. Отдельное внимание уделите срезам. Соедините срезы на боках и плечах элементов и сшейте. Срезы отделайте при помощи оверлока или строчкой с зигзагами. Платье из кружева положите на подкладку внутренней стороной к внешней стороне чехла и сшивайте. Обработка горловины срезами сшейте потайной строчкой самостоятельно руками.

Если вы желаете в наряд сделать потайную молнию, то вшивайте ее вдоль срезов спинки, соединяя и кружевную ткань, и подкладку. Затем, можете шить по способу работы с потайными застежками. Срез наряда внизу обрабатывать нет нужды, он будет интересно декорирован фестонами. А подкладку подшивайте на двадцать – тридцать миллиметров меньше, чем кружева. Загните его два раза вначале на пять миллиметров, потом на 20 миллиметров и прострочите на швейной машинке.

Ваше красивое и элегантное кружевное платье готово.

Изучаем простые способы обработки эластичных швов: советы и рекомендации

Первый способ обработки эластичного шва: запас шва изначально оставьте по 1.5 сантиметра. Так вам будет легче его обрабатывать. А после стачивания можно подрезать до семи миллиметров оверлоком.

Итак, перед стачиванием шва наклейте на ткань слева от строчки малярный скотч. Скотч не должен закрывать место строчки, а должен проходить точно встык. Теперь швом зиг-заг строчите вдоль скотча справа от него, не захватывая сам скотч, иначе вы его потом не сможете удалить.

Так можно избежать растягивания материала и строчка будет хорошая и аккуратная. Затем обмётываете край шва на оверлоке и убираете скотч.

Второй способ также позволяет стачивать растягивающиеся материалы. Для этого необходимо оторвать от газеты полоски шириной два или три сантиметра. Только отрывать следует белые участки, без печатных буковок, так как краска сильно вымазывает, и вы рискуете испортить материал светлого цвета.

Первым этапом стачиваете боковой или плечевой шов обычной прямой строчкой, только наложив на ткань полоску из обычной газеты.

Удалите газету и строчите зигзагом поверх первой строчки. Первая строчка соединяет слои и предохраняет ткань от растяжения, а вторая строчка закрепляет шов и делает его крепким. Затем обмётываете край шва, можно срезать до самой узкой ширины - 0.5 сантиметров, так шов будет выглядеть нежнее и незаметнее.

Подборка тематического видео к статье

В завершение нашей статьи мы предлагаем вашему вниманию подборку интересного видео по теме изготовления платья из кружева быстро и пошагово своими руками. Надеемся, что после просмотра материалов у вас не останется вопросов по данной теме. Приятного просмотра и изучения!

Но сегодня не об этом, а о том, как из 3,5 метров кружева и 3 метров трикотажа сделать платье-мечту.

Итак, начинаем с раскроя кружева. Это платье я шила на продажу, поэтому пользовалась моими стандартными лекалами на 40 размер. (Как их сделать рассказывать надо отдельно и здесь это, наверно, не в тему).

Особенность в том, что кружево "не любит" швы и я стараюсь минимизировать их количество в изделии. Как видите, на платье будет только один вертикальный шов - на спине, боковые швы сокращены до состояния боковых вытачек. Край платья (подол) вырезаем фигурно по рисунку кружева, так оно не будет сыпаться и просто красиво)

Срезаем фестонный край у кружева (по краю ткани идет такая полоска мелкого кружева) - она нам понадобится для обработки краев рукавов и горловины.


Теперь будем "мучить" трикотаж Cristall, который я решила использовать для подкладки. Он приятный для тела и эластичный, что важно для хорошей посадки "в облип", как мы любим))




Воспользуемся теми же лекалами, но делаем подкладку на 4 см по всему объему меньше, чем те же детали из кружева. И вытачки боковые переносим в линию середины спины.

*Я понимаю, что если вы не обладаете знаниями закройщика, то не очень понятно по какому принципу переносить вытачки и все такое, но это платье все-таки начинающим шить и не стоит - ткань дорогая, на таких не тренируются)))

Для начинающих уже приготовила простые и эффектные модели - в след. публикации поделюсь)

Рукава из трикотажа не нужно, ибо они без подкладки.

Деталь "шлейф" копируем с кружевной детали.


ВАЖНО: вся подкладка короче кружевной части платья на 4-5 см.

Чтобы убить всех наповал не только вырезом на спине, но и декольте на груди, вырезаем его на детали переда подкладки и обрабатываем край трикотажной бейкой из того же трикотажа. Вот на этом фото подкладка, по краю горла лежит еще не пришитая беечка.


Пришиваем бейку оверлоком.


Отстрачиваем ее на машинке специальной лапкой. Пользуйтесь швейными гаджетами - они облегчают труд и повышают качество)


Вот деталь подкладки с обработанным декольте.

Зашиваем нагрудные и боковые вытачки на кружевной части платья, отстрачиваем их с лицевой стороны пунктирным зиг-загом, чтоб шов был более плоским и прочным, и срезаем все лищнее с изнанки.


Теперь накладываем кружевную часть на подкладку и дальше будем делать вид, что они единое целое.

Как видите, трикотажная часть меньше кружевной по объему (выше об этом было). Это нужно, чтобы на теле обе ткани с разной степенью растяжимости сидели одинаково хорошо.

Скалываем ткани вместе по контуру. Прострачиваем.


Нашиваем на горловину фестонное кружево, которое мы еще при раскрое заготовили, пунктирным зиг-загом.


По линии середины спины сшиваем слои подкладки и кружева оверлоком.


Вставляем потайную молнию в середину спинки (а! Чего уж там - на попу, чтоб было понятнее))


Прячем хвосты молнии и фиксируем невидимым швом вручную.

Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, что журналы по кройке и шитью пестрят разнообразием выкроек повседневных и деловых нарядов, а вечерних моделей очень мало. Как правило, они скучны и не всегда следуют модным тенденциям. По этому случаю для вас создана подборка выкроек вечерних платьев с подиума от мировых кутюрье. Сексуальное платье русалка, А-силуэт с глубоким декольте, классическое прямое и дискотечное короткое – эти наряды всегда будут актуальны.

Русалка

Можно сказать, что русалка – самый интересный фасон для дизайнеров. Облегающий силуэт и расклешенная юбка остаются неизменными, а вот какими будут лиф и «хвост» зависит от фантазии.

Вашему вниманию предлагаем несложную модель на бретелях и с легкой драпировкой на лифе, которая придаст небольшой объем груди и акцентируют внимание именно на зоне декольте, широкий пояс этому дополнительно поспособствует.

Моделирование переда

  1. Прибавьте на базовой выкройке нужную вам длину юбки и расклешите её. Пышность «хвоста» зависит от ширина клеша.
  2. Нарисуйте вырез горловины и проймы. Закройте вытачку.
  3. Лиф получается отрезным, поэтому отложите вниз от горловины 15-16 см и смоделируйте пояс высотой 8-9 см (см. лекало).
  4. Пояс готов, его мы отрежем.


Моделирование лифа

Перед лифа разрежьте по линиям и расширьте на два см (см. рисунок). Расстояние между деталями можно увеличить до 3 см, если хотите, чтобы количество сборок было большим.


Моделирование спинки

Аналогично передней части платья смоделируйте спинку.

Данный наряд должен сильно облегать силуэт, а значит, прибавки на свободу облегания делаются минимальные.


Оформление пояса и банта

  1. Для драпировки пояса нужен прямоугольник шириной равной ширине передней детали пояса (дет 2). Его высота при этом в 2 раза больше.
  2. Прямоугольник прострочите по бокам, аккуратно равномерно стяните до ширины пояса переда. Сметайте их вместе и стачайте. Затем приметайте драпировку по верхнему и нижнему срезам. Дальше шейте как однослойную деталь.
  3. Для банта также выкройте два прямоугольника. Их ширина в готовом виде должна равняться ширине передней детали пояса, а длина – по 75 см.
  4. Стачайте все детали платья. Готовые элементы банта вшейте в бока русалки и завяжите на бант.

В пол от кутюр

Elie Saab на одном из показов представил вниманию красное шифоновое платье с иллюзией обнаженности.

Крой модели довольно сложный, поэтому детально рассмотрим этапы пошива.

Для работы необходимы :

  • подкладочная ткань в тон кожи;
  • кружево шантильи;
  • шифон:
  • молния.

Построение выкройки

Обратите внимание, что создать выкройку вечернего платья своими руками можно 2 вариантами:

  • начертить на миллиметровой бумаге, а потом вырезать;
  • воспользоваться программой RedCafe.

В программе есть удобная функция, которая разделяет линии по цветам, таким образом видно расположение всех линий.

Отметим, что смоделировать юбку довольно просто и можно сразу сделать это на ткани.


Выкраивание подклада

Этап моделирования завершился, приступаем к работе с тканью.

  • Распечатайте выкройку и сложите её в единое целое, совмещая углы.
  • Затем переложите выкройку на подкладочную ткань и обведите линии мылом или кусочком мела. Можно воспользоваться исчезающим фломастером.




Стачайте вытачки и боковые швы на машинке без закрепки и большой шириной стежка. Такое сметывание нужно для проверки нужной посадки лифа на манекене.




Так как модель сложная в пошиве, чаше проверяйте посадку на фигуре. Так вы успешнее добьетесь нужных результатов.


Работа с кружевом

Кружевную ткань выкройте по лекалу подкладочной ткани. Закрепите её по бокам и стачайте вытачки, предварительно срезав лишнее кружево по всем срезам.



Вытачки на талии стачайте и заутюжьте к центру. Проследите, чтобы они небыли заметны на кружеве с лицевой стороны.


Притачивание рельефных линий

На этом этапе важна последовательность притачивания рельефной бейки. Узор должен быть красивым, без накладок линий. А чтобы понять какая линия станет первой, сделайте образец. Для контурных линий возьмите косую бейку из трикотажа. Она без блеска и проста в работе.



Обработка срезов

Трикотажной бейкой обработайте срезы проймы и горловины. Горловину, переходящую в разрез на спинке, обработайте бейкой, настроченной в разворот.




Раскрой юбки

Юбка-полусолнце состоит из плотного подклада и прозрачного шифона.

Нижний радиус сделайте нужной ширины.




Работа с большими отрезами имеет свои особенности:

  • Проследите, чтобы не было брака, пятен, строчек на ткани;
  • Постарайтесь купить материал на складе, так вы не переплатите.
  • Учитывайте, что шифон с натуральными нитями может дать усадку, поэтому проведите влажно-тепловую обработку на образце материи.


Избавьтесь от кромки. Сделав надрез, оторвите её по нижнему и верхнему краям ткани.


Для сборки юбки по линии талии проложите 2 строчки в 1 см друг от друга и аккуратно стяните до нужной ширины. Нитки лучше брать армированные, они стойкие к сильным натяжениям.




Стачайте юбку из шифона с подкладом. Срезы обработайте на оверлоке. Приложите полученный низ к лифу платья на манекене. Устраните неточности при необходимости.


Втачайте молнию в средний шов на юбке.


На завершающем этапе соедините все детали. Пояс притачайте к юбке с оборками по нижнему краю, а затем – к верху платья.



Короткое платье с одним рукавом

Вечерний вариант на одно плечо позволяет не только отойти от привычных фасонов, он обладает рядом преимуществ, например практичность. Выкройка платья будет актуальной для любого повода. Торжественность модели будет зависеть от выбранного материала, при этом длину можете корректировать по своему вкусу.

Моделирование

  1. На выкройке-основе разрежьте нагрудные и плечевые вытачки.
  2. Плечевые срезы совместите.
  3. Вытачки закройте и оформите горловину.
  4. Смоделируйте спинку.

От выбранной вами ткани зависит прибавка на свободу облегания. Если она эластичная, то прибавка делается минимальная – 1,5 см. Обязательно при моделировании полностью переснимайте спинку и перед наряда на кальку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь