Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Сценарий физкультурного досуга. «Физическое развитие». старшая группа.

Тема: «Корзина с играми»

Задачи: Предоставить детям возможность применять двигательный опыт, приобретённый на физкультурных НОД.
Развитие физических качеств: ловкости, быстроты.
Развитие умения найти решение в непредвиденной ситуации.
Воспитывать чувство взаимовыручки.
Создавать у детей радостное, бодрое настроение.

Оборудование: сигнальные ориентиры, дуги, модули, воздущный шарик, канат, корзина, «хвостики», «золотая рыбка», конверт с загадками, пластмассовые шары.

Ход мероприятия
Инструктор приходит в группу. Приветствует детей.
- Здравствуйте ребята! Случилась неприятность. Я приготовила для вас корзину с играми, а она куда - то пропала. Я её искала, но не смогла найти. Кто взял, ума не приложу. Вы не огорчайтесь, собирайтесь в спортивный зал, а я ещё пойду поищу корзину с играми. Ухожу и переодеваюсь в костюм разбойника.

Дети подходят к залу, пытаются открыть дверь, но разбойник их не пускает. Затем приоткрывает дверь и говорит: «Угадайте кто я?» (ответы детей).

Я старый разбойник Бармалей. Не люблю я маленьких детей, потому что они плачут, капризничают. А вашу корзину с играми я спрятал, не отдам её. Сами вы не найдете.

Воспитатель: «Бармалей, почему ты спрятал корзину, ведь наши дети добрые, замечательные, очень любят играть. А сейчас, что нам делать?»
Бармалей: «Я спрятал вашу корзину, потому что вы со мной никогда не играете, обзываете меня злым и плохим».
Воспитатель: » Что будем делать вы ребята? (ответы детей)

Воспитатель: «Бармалей, ребята больше не будут называть тебя злым и предлагают с ними поиграть, только отдай корзину с играми».
Бармалей: «Хорошо, верну вам корзину, если преодолеете препятствия, которые я для вас приготовил».

Игровые задания:
Пройти «змейкой» между колпачками;
Перепрыгнуть через кирпичи;
Проползти через ворота любым способом;
Достать воздушный шарик.
Бармалей говорит: «Кто достанет, тот с нами дальше играет!»
- Молодцы, все достали, а сейчас если разбойника не боитесь, то на разминку становитесь.

Разминка под песню группы «Барбарики» «Разукрасим всю планету» (по показу разбойника Бармалея).

Бармалей: «Трудные игры вас ждут, друзья. Кто трудностей не боится, выходи вперёд сюда! Ноги быстрые у вас? Тогда догоните меня!»

Подвижная игра «Догони Бармалея»
- Неплохо бегаете, а силы - то у вас точно как у комариков! Предлагаю проверить. Есть канат у меня. Если перетяните меня, отдам корзину с играми.

«Перетягивание каната»

Бармалей: «Ох и сильные у вас дети. Так и быть забирайте корзину. Только нужно сказать слова: раз, два, три покружись, и корзина появись!» (воспитатель из - за ширмы опускает корзину).

Бармалей: «Давайте посмотрим, что в ней лежит?» (достаём хвостики). Я знаю интересную игру, называется «Дрессированные собачки». Дети стоят в кругу. Выбирают ловишку по считалке: «1, 2, 3 - ловишкой будешь ты!». Он стоит в середине зала, а дети идут друг за другом и говорят слова: «Мы собачки не простые, мы собачки озорные, любим мы играть с детьми, нас, попробуй, догони». (Правила: девочки - выручают мальчиков, а мальчики - девочек, проползти под ногами пойманного ребёнка). 2- 3 раза.

Бармалей: «1,2,3 - в круг скорей беги. Маша ко мне подойди, что в корзине посмотри!» (достаёт цветные шарики).

Подвижная игра «Сбор шаров» - дети собирают шарики в сухой бассейн. Задача: успеть собрать все шарики, пока играет музыка.

Бармалей: «6.7,8 - в круг скорее всех мы просим. Теперь Вика подойди, что в корзине есть - найди и ребятам покажи!» (достаёт золотую рыбку).

Подвижная игра «Золотая рыбка»

Бармалей: Чтобы в игру поиграть, нужно в круг встать и меня не выпускать. Дети встают в плотный круг, прижавшись бедрами, плечами, ногами, взявшись за руки - это сеть. Бармалей - золотая рыбка. Задача: выбраться из сети, а дети не выпускают.

Бармалей заглядывает в корзину, ищет по карманам, затем обращается к детям: «Я загадки потерял, нигде не могу найти. Нужна ваша помощь. Помогите. Поищите. Где - то тут они лежат, ничего не говорят (дети находят конверт с загадками).

М.П.И. «Найди загадки»

Бармалей говорит: «Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте».
1. «Мы забили первый…… (гол) в игре весёлой…. (футбол);
2. Ваня мяч ногою хлоп и угодил парнишке в ….. (лоб);
3. Хохочет весело парнишка, на лбу растёт большая….. (шишка);
4. Парнишке шишка нипочём, бежит он снова за……. (мячом)

Бармалей: «Мяч скорее приходи и ребят развесели»
Подвижная игра «Красный мяч» - 2 раза.
Дети стоят в кругу передают мяч и говорят слова: «Наш любимый красный мяч, он за нами мчится вскачь. Мы бежим все от него, не догонит никого! » — на последнее слово у кого в руках оказался мяч становится ловишкой и осаливает детей любым способом. Задевает детей мячом, или бросает в них мячом.

Бармалей: «Не устали, детвора, тогда костёр разжигать пора. Что - то мне стало холодно. Наверно стар стал. Помогите ещё раз старику Бармалею.
Игра - эстафета «Положи „полено“ в костёр - обруч»

Бармалей: «Вокруг костра вставайте, игру начинайте»
М.п.и. на внимание «Костёр»

Дети сидят в кругу. На слово «жарко» - отодвигаются, «руки замёрзли» - протягивают руки, «какой большой костёр» - встать и махать руками, «искры полетели» - хлопают в ладоши, «костёр принёс радость и веселье» - боковой галоп вокруг костра.

Бармалей: Молодцы, ребята, вы очень внимательные, никто не ошибся. Но нам нужно потушить огонь. «Чем потушить наш костёр?» (ответы детей).

Давайте заглянем в нашу корзину. Она пустая, значит, наш праздник тоже закончился. Дарю вам воздушные шарики. Спасибо, что поиграли со мной. Мне было с вами интересно. Летите в группу, всего вам хорошего. До свидания!

Название: Сценарий физкультурного досуга в старшей группе «Корзина с играми»
Номинация: Детский сад, старшая группа, Праздники, развлечения, сценарии, спортивные

Должность: инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория
Место работы: МАДОУ детский сад комбинированного вида №99
Месторасположение: Томская область, г. Томск

«Дню защитника Отечества».

Кружкова Дарья Александровна.

Февраль 2018 года.
Цель:

Задачи:

Оформление спортзала:

Спортивный инвентарь:

Занятие:

Танкисты – танковые войска.
На самолётах – лётные войска.
На кораблях –моряки.
На земле –пехотинцы.
На границе –пограничники.
В артиллерии – артиллеристы,
На подводных лодках-
подводники.




И поскакали
«Скачут,скачут две лошадки
Скок-скок-скок,
Скачут без оглядки
скок-скок-скок,
Скачут,скачут в город новый,
скок-скок-скок,
Быстро цокают подковы,
Цок,цок,цок…

Мы теперь как моряки»


1.Команда:
День нашей армии сегодня,
И ей уже немало лет.
Привет защитникам народа!

2.Команда: Родная Армия сильна,
В боях- необходима.
На страже родины она
Стоит несокрушимо.

1. «Разминка».

Воспитатель: Провели разминку ловко, приступаем к тренировке.
2. «Самые ловкие».

3. «Попади в цель»

4. «Самые умелые».

5. «Минное поле».

6. Игра: «Сигнальщики».
Вот флажки –четыре цвета.
Нам игра знакома эта,
Флаг я жёлтый подниму-
Всех похлопать попрошу.
Флаг зелёный подниму-
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный- все «Ура!» кричать.
(Игра проводиться 3 раза).
7. «Перенеси снаряды».



8. «Свари обед».


Воспитатель:
9. «Полоса препятствий».

10. «Бег в мешках».


Воспитатели:
Отдохнули мы на славу!
Победили вы по праву,
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады!
Вручение призов и медалей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурный досуг в старшей и подготовительной группах
посвящённый 23 февраля.

«Дню защитника Отечества».
Воспитатели: Алейникова Татьяна Викторовна.
Кружкова Дарья Александровна.

Февраль 2018 года.
Цель: Продолжать знакомить детей с защитниками отечества,
подчеркнуть их физическую подготовленность, храбрость, смелость,дружбу,меткость,скорость и быстроту реакции.
Задачи: Оптимизировать двигательную активность детей.
Создавать физиологическую,социальную,познавательную мотивацию для занятий спортом.Воспитывать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Прививать у детей любовь к занятиям физической культурой и спортом.
Оформление спортзала:
Воздушные шары,разноцветные флажки.Выставка военной техники.Рисунки на тему: «Мой папа».

Спортивный инвентарь:

Два мяча, ориентиры, 8 кеглей, 2 обруча, бутылочки с песком, мячи среднего размера по количеству игроков, 2 тоннеля, 2 обруча, 6 колец, призы, медали, 4 корзинки, 2 ложки, картошка по числу игроков, флажки 4 цветов(или султанчики),мешочки с песком, шайбы,2 больших мешка.

Занятие: Дорогие наши ребята! Сегодня мы с вами отмечаем праздник «День защитника Отечества».
Мы с вами знаем в каких войсках служат наши защитники.
Танкисты – танковые войска.
На самолётах – лётные войска.
На кораблях –моряки.
На земле –пехотинцы.
На границе –пограничники.
В артиллерии – артиллеристы,
На подводных лодках-
подводники.
Все наши защитники занимаются спортом, для того,чтобы быть сильными, смелыми и ловкими.
Мы с вами начинаем тренировку!. – Шагом марш!!!
Мы шагаем,мы шагаем,дружно ноги поднимаем,
Как пехотинцы мы идём Раз…два…,раз…два…на лошадях…
И поскакали
«Скачут,скачут две лошадки
Скок-скок-скок,
Скачут без оглядки
скок-скок-скок,
Скачут,скачут в город новый,
скок-скок-скок,
Быстро цокают подковы,
Цок,цок,цок…
Увидели море,слезли с коней и пересели на корабль «Мы в морской бинокль смотрим,
Мы теперь как моряки»
Нырнули и поплыли как моряки,доплыли до берега и пересели на самолёты.Самолёты летят,моторы гудят.Командир –пилот,Самолёт ведёт.Приземлились.И отправились на спортивные эстафеты.

Приветствия капитанов друг другу:
1.Команда: День нашей армии сегодня,
И ей уже немало лет.
Привет защитникам народа!
Российской армии….(Все) –Привет!
2.Команда: Родная Армия сильна,
В боях- необходима.
На страже родины она
Стоит несокрушимо.

1. «Разминка».
Каждая команда поочерёдно называет военные профессии.
Воспитатель: Провели разминку ловко, приступаем к тренировке.
2. «Самые ловкие».
С мячом в руках добежать до ориентира и возвратиться назад, передать мяч следующему игроку.
3. «Попади в цель»
Дети поочерёдно бегут змейкой вокруг кеглей, останавливаются около ориентира, берут мешочек с песком и кидают в обруч.
4. «Самые умелые».
Прокатить клюшкой шайбу до ориентира и обратно.
5. «Минное поле».
По залу расставлены кегли: по сигналу капитаны команд собирают кегли в корзинки.
6. Игра: «Сигнальщики».
Вот флажки –четыре цвета.
Нам игра знакома эта,
Флаг я жёлтый подниму-
Всех похлопать попрошу.
Флаг зелёный подниму-
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный- все «Ура!» кричать.
(Игра проводиться 3 раза).
7. «Перенеси снаряды».
Команды строятся цепочкой на расстоянии 50см. друг от друга.
На одном конце цепи стоит пустая корзина,на другой с мячами.
Участники по цепи передают снаряды на другой конец колонны.
8. «Свари обед».
Нужно взять картошку,положить её в ложку, добежать до кастрюли,
бросить туда картошку и бежать обратно.
Воспитатель: Солдаты должны быть смелыми,ловкими и выносливыми. И сейчас мы проверим наших ребят в последнем конкурсе.
9. «Полоса препятствий».
Нужно пролезть через тоннель,продеть обруч через себя, перепрыгнуть через кольца и вернуться обратно.
10. «Бег в мешках».
Ребёнок забирается ногами в мешок, прыгает в мешке до ориентира и обратно.Отдаёт мешок следующему участнику и.т.д.
11.Под торжественный марш команды проходят круг почёта и возвращаются на свои места.
Воспитатели:
Отдохнули мы на славу!
Победили вы по праву,
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады!
Вручение призов и медалей. Под музыку дети уходят в группу.

Сценарий физкультурного досуга для детей старшей группы

«Путешествие в страну Здоровья».

Цель. Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у детей устойчивого представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

Содействовать систематизации знаний о здоровом образе жизни.

Создавать условия для потребности в двигательной активности.

Способствовать желанию детей заботится о своем здоровье.

Предварительная работа: Беседы с детьми о пользе занятиями спортом и физкультурой, о значении соблюдений правил гигиены, режима дня и правильном питании. Чтение и рассматривание книг о спорте и здоровье.

Место проведения : спортивный зал

Участники: дети старшей группы.

Оборудование: обручи 7 шт. , разметочные конусы, стойки, дуги для подлезания, гимнастические скамейки, мягкие модули, дорожки с изображением следов, горка, тумба, деревянные кочки для ходьбы, 3 модуля, 3 клюшки с шайбами, письмо.

Ход занятия.

Дети входят в спортивный зал.

Инструктор : Здравствуйте ребята. Очень рада всех вас видеть. Ребята сегодня утром почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого оно и что там написано. Инструктор читает письмо. Дорогие ребята, вам пишут жители страны здоровье. В нашей стране все жители здоровы и сильны, у нас нет никаких болезней, потому что у нас всегда хорошее настроение, мы занимаемся спортом, следим за чистотой, правильно питаемся и много гуляем и никого не обижаем.

Ждем вас в гости.

Инструктор: Предлагает детям отправиться в Страну здоровья.

Полоса препятствий : Проползти по скамье на животе подтягиваясь руками, пролезть под дугу, шагать по кочкам, подняться по горке на возвышение и спрыгнуть с него на мат, прыжки из обруча в обруч, ходьба по дорожкам, прыжки через модули. (дети проходят полосу препятствий 3 раза)

Инструктор : Обращается к детям – « Вот мы и попали с вами в страну здоровья, ребята вы не устали? Тогда давайте проведем экскурсию по стране здоровья. Первый город который мы посетим – это город Гигиены.

Инструктор: Спрашивает детей о значении гигиенических процедур (ответы детей). А теперь давайте посоревнуемся, чья команда самая быстрая и чистая.

Эстафета «Чистюля»

Атрибуты: мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа, бумажные салфетки, поднос.

Дети строятся в две колонны по 8 человек. По команде « раз два три- беги!» бегом по очереди переносят предметы гигиены, первый ребенок бежит с подносом и кладет его на стол, и так далее. Последний ребенок бежит до стола, забирает все предметы гигиены неся их на подносе, возвращается к своей команде.

Инструктор: Ребята, вы все теперь знаете, что нужно соблюдать гигиену, содержать свое тело в чистоте. Умываться, принимать душ, чистить зубы, ведь от грязи может самый здоровый человек заболеть. Первый закон страны Здоровья – это чистое тело. В стране здоровья есть еще и другие законы.

Инструктор: Ребята, давайте дальше отправимся путешествовать по стране Здоровья, и посетим город Спорта.

Эстафета: « Хоккей »

Команда стоит в колонне по одному, у первого игрока в руках клюшка, шайба лежит на полу. По

сигналу игрок ведет шайбу клюшкой до конуса. Обводит конус и возвращается к своей команде,

передает клюшку следующему.

Эстафета: « Кто быстрее!»

Команда стоит в колонне по одному, у первого участника в руках мягкий модуль. По сигналу

первый ребенок, катит перебирая руками модуль до конуса, обводит конус, возвращается к своей команде таким же способом.

Инструктор: Ребята вы все хорошо играли, соревновались, вы двигались. Мне кажется, что вы сможете назвать еще один закон Страны Здоровья. Здоровье- это движение.

Инструктор : А сейчас мы проведем конкурс.

Конкурс: Кто быстро и правильно найдет картинки с полезными и вредными продуктами питания.

Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, разложенные на полу.

Два участника

(игру повторять 2-3 раза).

Инструктор : Ребята, вы молодцы быстро справились с этим заданием. Вы теперь хорошо запомнили, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться есть полезные продукты и витамины. И это как вы уже догадались, еще один закон страны Здоровье.

Здоровье – это правильное питание.

Инструктор: В стране Здоровья есть еще один закон. Скажите, должен ли здоровый человек быть добрым, щедрым, помогать людям, уметь видеть и понимать прекрасное? (ответы детей).

Вы сейчас открыли четвертый закон страны Здоровья, Здоровье – это доброе сердце.

Игра «Передай не зевай»

Оборудование: обручи – 6 штук, кубики – 15 штук,

Дети стоят в колонне друг за другом, перед первым ребенком два обруча в одном из них лежат пять кубиков. Первый ребенок берет кубик и передает его следующему над головой. Последний ребенок передает кубик снизу между ног впереди стоящему. После того как кубик оказался снова у первого ребенка он кладет его в противоположный обруч и только после этого может взять следующий кубик.

Инструктор: Ребята, давайте вспомним все законы страны Здоровья.

Здоровье – это чистое и сильное тело;

Здоровье – это правильное питание;

Здоровье – это движение;

Здоровье – это доброе сердце.

Инструктор: Теперь вы знаете законы страны Здоровья и если вы будете соблюдать иж, то сможете стать жителями Страны Здоровья!

До скорых встреч. Желаю вам здоровья!

Дети: выходят из спортивного зала.


Движение - это то, без чего невозможно полноценное развитие ребёнка. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, кроме обязательного элемента непосредственной образовательной деятельности (НОД) – занятий по физкультуре, проводятся физкультурные досуговые мероприятия. Остановимся детальнее на методике проведения таких развлечений в старшей группе (дети 5–6 лет).

Цели и задачи организации досуга по физической культуре

Досуговые развлекательные мероприятия относятся к наиболее действенным способам организации активного отдыха детей. Особую значимость такая форма работы приобретает в век планшетов и компьютеров, которые отрицательно сказываются на количестве и качестве физических нагрузок у подрастающего поколения. По требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) игры и задания на физическое развитие детей в рамках проведения досуговых мероприятий по физической культуре должны иметь показатель моторной плотности, то есть соотношение времени, отведённого непосредственно на двигательную активность к общему хронометражу, около 85%.

Физкультурный досуг призван дарить детям положительные эмоции

В подготовке и проведении физкультурного досуга с детьми 5–6 лет педагог концентрируется на обучении ребят проявлять инициативу, а также творчески применять накопленный опыт. Кроме этого, целями проведения досуговых занятий по физкультуре в детском саду является:

  • обеспечение природной необходимости дошкольников в движении;
  • укрепление здоровья детей (в том числе и с помощью досугов с привлечением процедур закаливания, если они предполагаются образовательной программой, по которой строит свою работу конкретное ДОУ);
  • повышение работоспособности;
  • приобщение подрастающего поколения к спорту;
  • воспитание потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • формирование чувства команды, коллектива.

Для реализации этих целей в рамках проведения досугов по физической культуре в старшей группе педагог решает следующие задачи:

  • закрепление основных двигательных навыков малышей (быстроты реакции, ловкости), умения ориентироваться в пространстве;
  • формирование умения придавать движениям выразительность;
  • развитие выдержки, внимательности;
  • освоение базовых понятий праздничной культуры (малыши знакомятся с традициями спортивных праздников страны, города);
  • воспитание организованности (дети вовлекаются в подготовку, организацию праздника, вникают в его структурные компоненты, усваивают порядок выстраивания сценария и т. д.);
  • создание эмоционально положительного климата в коллективе (ребята учатся помогать друг другу, радоваться не только своим успехам, но и удаче товарищей).

Досуговые мероприятия по физкультуре учат ребят действовать сообща

Виды физкультурных досуговых мероприятий

Как и любой другой способ организации деятельности детей, физкультурный досуг может быть нескольких видов.

Таблица: виды и формы физкультурных досугов

Вид Цели Суть и цели Формы работы Примеры
Игровой Направлен на создание у малышей весёлого настроения. Подразумевает использование забавных атрибутов (например, шляпки грибов для участников мероприятия, приуроченного к проводам осени) и музыкальное сопровождение. Игры, совместная со взрослыми деятельность.
  • «Праздник подвижных игр»;
  • «Физкультурное развлечение ко Дню защиты детей».
Соревнования Суть досуговых мероприятий этого вида состоит в организации противоборства команд между собой, или всех детей с одним или несколькими реальными или воображаемыми персонажами (родителями, гномами, колдуньями и др.).
  • формирование устойчивого интереса к спортивным принципам (например, главное - не победа, а участие);
  • развитие стремления улучшить личные достижения;
  • воспитание навыков общения с соратниками и соперниками;
  • воспитание нравственных качеств.
Эстафеты, игры.
  • «Весёлые старты»;
  • футбол;
  • бадминтон;
  • дартс;
  • боулинг.
Сюжетный физкультурный досуг Задания двигательного характера подбираются под сюжет рассказа ведущего, связывая все игры одной идеей. Цели проведения таких мероприятий, кроме собственно общих для физкультурного досуга, дополняются сутью сюжета мероприятия (например, досуг по ПДД включает закрепление знаний малышей о правилах поведения на дорогах).
  • «Непослушные мячи»;
  • «Туристы».
Творческий физкультурный досуг Дети погружаются в выполнение двигательных заданий как части «испытания» с заранее оговоренным призом (например, разгадав квест, вы найдёте сладкий клад).
  • развитие умения быстро реагировать на ситуацию и принимать решение;
  • стимулирование творческой активности;
  • воспитание чувства ответственности за ход, результаты игры.
  • решение проблемных задач;
  • головоломки;
  • квесты.
  • «Лесная олимпиада»;
  • «Весёлое путешествие».

Это интересно. Досуговые мероприятия по физкультуре может проводить как инструктор по спорту, так и основной воспитатель группы, но при условии консультационной помощи педагога по физической культуре.

Эстафета - один из самых популярных видов физкультурных досугов в детском саду

Требования к проведению физкультурных досугов

ФГОС обозначены следующие 8 принципов организации спортивного досуга в детском саду с детьми 5–6 лет.


Четыре «не» при проведении физкультурного досуга


Методические приёмы организации физкультурного досуга

Как и в любой форме работы с детьми, при проведении физкультурного досуга очень важно выбрать способы взаимодействия с маленькими участниками образовательного процесса. Для этого в распоряжении педагога есть арсенал из четырёх групп методических приёмов.

Словесные способы взаимодействия

Ребята старшего дошкольного возраста во всём стараются подражать взрослым. Особенно это касается манеры говорить. И для того, чтобы речевая модель была достойной, педагогу необходимо с особой тщательностью отнестись к сочетанию разных словесных приёмов.

Разъяснение-инструкция

Каждый шаг в физкультурном досуге детям нужно доступно и детально объяснить. Такая инструкция, помимо выполнения основной цели, напрямую касающейся реализации задач мероприятия, имеет ещё и, так сказать, общую образовательную миссию: учит дошкольников понимать и составлять по образцу инструкции, то есть при минимальном наборе языковых средств решать важные задачи коммуникации. Если досуг проводится в виде квеста, то после выполнения каждого этапа задания ребятам стоит напоминать о конечной цели этого испытания. При этом повторные инструкции должны быть более сжатыми, но с использованием того же набора лексических средств и синтаксических конструкций, что и первоначальная.

Беседа

Словесный приём, который логично вплетается в структуру досуга вместе с другими видами словесных приёмов. Реализуется в форме обсуждения того или иного аспекта темы. В старшей группе беседа строится на основе вопросов, которые педагог задаёт детям. Причём для детей старшего дошкольного возраста вопросы могут быть проблемными, стимулирующими ребят думать, рассуждать и анализировать.

Объяснение и беседа могут быть взаимосвязаны

Загадки и стихотворения

На своём опыте проведения физкультурных досугов я убедилась, что самый удачный словесный мотивационный приём в НОД - загадки и стихотворения - и в досуговой форме работы не подводит. Рифмовки отлично концентрируют внимание детей на задании, помогают им сосредоточиться. А если нужно пробудить в малышах азарт, то нет ничего более подходящего, чем загадки.

Так, при проведении сюжетного физкультурного досуга «ЗОЖ» мы с ребятами отправляемся в страну «Болезния», где помогаем постоянно болеющим жителям выздороветь и стать здоровыми, радостными. Для того чтобы рассказать об основных принципах здорового образа жизни, мы с детьми разгадываем загадки:

  • Мойдодыру я родня, Отверни-ка ты меня, И холодною водою Живо я тебя умою. (Кран с водой);
  • У неё с утра дела: Чистит зубы добела. (Зубная щётка);
  • Зелёный луг, Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети. (Стадион).

А развлечение «Весёлый мяч» мы начинаем знакомством с рифмовкой:

  • Говорит однажды мячик: «Бьют меня, а я не плачу, Улыбаюсь и скачу, Как положено мячу! Если вам в бочок ногой, Вы, конечно, сразу: «Ой!» Получив в бочок ногой, Подставляю я другой. Ну, ударьте по мячу! Я заждался! Не шучу!» Я ударил по мячу. Он мне шлёпнул по плечу, По коленке, по руке… И притихнул в уголке, Безразличный сделал вид. -Эй, нельзя держать обид! Мяч, давай мириться, Дуться не годится!

Стихотворения не только настраивают детей на тему досуга, но и расширяют словарный запас, тренируют память (обычно после 2–3 повторов малыши с небольшой помощью могут рифмовку повторить).

Пословицы и поговорки

Старшие дошкольники уже знакомы с таким словесным приёмом, как пословицы и поговорки. Эти жанры устного народного творчества удачно вписываются в качестве формулировки выводов по теме.

Обычно пословицы и поговорки я использую при организации сюжетных или творческих физкультразвлечений. Например, в ход проведения досуга по теме «Здоровый образ жизни» на разных этапах освоения темы можно включить такие пословицы и поговорки:

  • Холода не бойся, сам по пояс мойся;
  • Кто спортом занимается, тот силы набирается;
  • Солнце, воздух и вода помогают нам всегда;
  • Кто любит спорт, тот здоров и бодр;
  • И смекалка нужна, и закалка важна.

Пословицы и поговорки могут быть сопровождением к подвижным играм хороводного вида

Сказки

Для физкультурного досуга это довольно «громоздкий» приём, так как его проработка занимает определённый отрезок времени, отведённого непосредственно на двигательную активность. И тем не менее короткие истории с подходящим по теме сюжетом можно включить, например, в досуговое мероприятие-квест «Лесное путешествие», цель которого познакомиться с жителями леса, встречая их в определённом порядке, и помочь главному герою решить важную проблему. Своим воспитанникам перед началом мероприятия я предлагаю послушать и обсудить сказку «Как звери свой лес спасли». «В одном лесу прям посередине протекала быстрая речка. На одном её берегу жили лев, медведи, лоси, волки, лисы, а на другом - зайцы, куницы, ежи, белки. Очень дружили животные, друг к другу в гости ходили. Но вот однажды заметил Лось, что вода в реке помутнела. Стали звери друг друга обвинять: левобережцы кричат, мол, это жители правого берега мутят воду, а те в долгу не остаются: рычат, кричат, что это зайцы, белки и остальные загрязняют речушку. Тогда Лев - царь зверей - задумался, как бы решить эту проблему. Три дня не спал и не ел и вдруг вспомнил, что есть у него друг за пределами леса - Человек. Когда-то этот человеческий детёныш всё своё детство провёл в лесу, а когда захотел познакомиться с такими же, как и он, людьми, то лев ему помог выбраться из леса. Пошёл Лев к Человеку и рассказал о проблеме, а Человек, в свою очередь, объяснил Льву, что реку мутят люди, построившие завод недалеко от леса и сбрасывающие отходы в воду. Опечалился Царь зверей, но Человек успокоил его и пообещал разобраться во всём. Вернулся Лев, а на следующий день животные наблюдали удивительную картину: люди пришли, почистили реку, убрали трубу, из которой лились в реку отходы, и соорудили очистительные приспособления. Удивительное дело, какой крепкой может быть дружба человека с природой! А животные помирились и больше никогда не ссорились».

После прослушивания истории дети отвечают на вопросы:

  • «Почему рассорились животные в лесу?»;
  • «Кто и почему помог Льву?»;
  • «Как человек может помогать природе?»

Это интересно. В старшей группе вопросы для обсуждения должны быть не только репродуктивного характера, позволяющие определить, поняли ли дети сюжет, но и проблемного, отвечая на которые ребята учатся делать выводы, анализировать сюжет, рассуждать.

Чтение

Для поведения спортивного досуга этот приём является очень специфическим. Дело в том, что педагогу, организующему физкультурное мероприятие, зачитывать вроде как и нечего. За исключением, разве что, каких-либо «писем» от персонажей, «инструкций» от «злодеев». А вот дети, участвующие в игровых, творческих, сюжетных физкультдосугах, могут зачитывать инструкции по выполнению тех или иных заданий, правила игр. Учитывая такую вспомогательную роль текстов для чтения, они должны быть:

  • лаконичные;
  • понятные;
  • предпочтительно с иллюстрациями-картинками.

Чтение может быть одним из заданий эстафеты по тематическим станциям

Наглядность

Без приёмов этой группы работа с детьми просто невозможна, ведь дошкольники воспринимают мир через образы и взаимодействие с предметами их окружающими. К приёмам, которые могут быть использованы при проведении досуга физкультурного характера, относятся:

  • картинки (подобранные под тему досуга);
  • схемы (например, порядка выполнения игровых действий или положения тела в упражнениях);
  • игрушки (в качестве персонажа-героя мероприятия);
  • атрибуты (мячи, скакалки, кегли, санки, лыжи и пр. – всё, что нужно для проведения досуга по сценарию).

Отдельно стоит сказать о таком наглядном приёме, как показ, когда педагог личным примером показывает порядок выполнения того или иного задания.

Показ является важным наглядным приёмом, с помощью которого педагогу быстрее удаётся объяснить суть игровых действий

Рисунки, поделки, аппликации

Эти варианты практической группы приёмов используются в основном на подготовительном этапе организации физкультурного досуга, когда малыши рисуют иллюстрации к мероприятию или участвуют в оформлении площадки для игр. Однако в некоторых случаях, например, если дети участвовали в квесте и спасали животных леса от исчезновения или знакомили Незнайку с принципами ЗОЖ, творческая задача может быть своего рода домашним заданием после завершения мероприятия, то есть предполагается, что родители также включатся в работу. Например, у нас с ребятами получилась целая выставка по теме.

Фотогалерея: примеры рисунков по теме «Мы за здоровый образ жизни»

В рисунках ребята представляют своё видение ЗОЖ Дети не просто приносят рисунки, но ещё и защищают свои проекты Рисунки по ЗОЖ размещаются в уголке здоровья в группе Дети с родителями придумывают интересные образы для выполнения творческого задания

Игры

Основа основ физкультурного досуга у дошкольников 5–6 лет - это игра. При этом для такого рода мероприятий этот вид деятельности реализуется двумя видами игр: подвижными и театрализованными.

Подвижные игры

Проведение спортивных мероприятий открывает широкие возможности для проведения всех видов подвижных игр, направленных на развитие разных сторон двигательной активности детей:

  • отработку навыка бега, прыжков, приседаний;
  • ориентирование в пространстве;
  • тренировку ловкости;
  • формирование навыка имитации;
  • развитие навыка лазания, ползания;
  • отработку умения удерживать равновесие;
  • развитие внимания.

Театрализованные игры

В физкультурном досуге творческая составляющая играет весомую роль, есть даже отдельный вид творческих мероприятий. При этом из всех видов театрализации в проведение спортивных досугов в старшей группе привлекаются:


Методика проведения досугового мероприятия по физической культуре

Для старшего дошкольного возраста основу физкультурных мероприятий составляют соревнования, требующие ловкости, высокой координации движений и сноровки. Для этого физические упражнения чередуются так, чтобы в них были:

  • задания с предметами;
  • эстафеты;
  • групповые подвижные игры.

В связи с этим при проведении досуговых мероприятий есть смысл комбинировать разные их виды.

Таблица: примеры сочетаний видов деятельности на физкультурном досуге

Последовательность заданий
Первый вариант
  1. Командные приветствия.
  2. Соревнования.
  3. Состязание капитанов.
  4. Показательные задания (подвижные игры, например).
  5. Подведение итогов.
Второй вариант
  1. Мотивация (зачитывание приглашения на участок, в спортивный зал).
  2. Показательный номер (например, хореографическая постановка «Танец с листьями» для осеннего досуга или «Снежинки» для зимнего и т. д.).
  3. Подвижная игра.
  4. Эстафетное задание.
  5. Малоподвижная игра (на внимание, на развитие ловкости).
Третий вариант
  1. Xореографическая композиция.
  2. Подвижная игра.
  3. Эстафета.
  4. Момент сюрприза (например, сладкие подарки участникам).

Таблица: примеры комбинаций видов деятельности при проведении физкультурных досуговых мероприятий

Название Цели Виды деятельности
«Весёлый мяч»
  • обеспечение подходящих условий для коммуникации детей в различных ситуациях;
  • развитие навыка взаимодействия с товарищами и взрослыми;
  • стимулирование интереса к спорту.
  1. Беседа по теме.
  2. Разминка в форме дыхательной гимнастики.
  3. Общеразвивающие упражнения с мячом.
  4. Командные соревнования.
  5. Эстафета.
  6. Игры на фитболе.
«Путешествие в страну здоровья»
  • формирование навыков ЗОЖ;
  • стимулировать выход двигательной активности малышей;
  • воспитывать потребность заботиться о своём здоровье.
  1. Беседа о значении здоровья.
  2. Путешествие по «Стране здоровья» (загадки на станции «Гигиена», малоподвижная игра по ПДД на станции «Пешеходы»).
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Беседа по картинкам.
  5. Стихотворение по теме.
«Туристы»
  • подарить радость от участия в развлечении;
  • формировать основы ЗОЖ;
  • воспитывать культуру общения во взаимодействии в коллективе.
  1. Обсуждение стихотворения о важности физкультуры.
  2. Общеразвивающие упражнения (ходьба, бег, перестроения).
  3. Подвижная игра «Весёлый поход».
  4. Эстафета.
  5. Загадки.

Временной план

Вне зависимости от вида досугового мероприятия его структура подчинена хронометражу трёх этапов:

  • вводного, на который отводится до 5 минут (дети мотивируются на работу, педагог описывает ход развлечения);
  • основного, включающего предусмотренные сценарием виды деятельности (до 25 минут);
  • заключительного, или итогового, - до 5 минут (педагог подводит итоги, объявляет победителей, находит ободряющие слова для проигравших, если досуг имел соревновательный характер).

Это интересно. В заключительный этап досугового мероприятия для старших дошколят можно вводить элементы рефлексии, включающие оценку ребёнком своего вклада в работу команды или личного участия.

Каждый элемент физкультурного досуга должен быть чётко хронометрирован

Таблица: образец сценария сюжетного физкультурного досуга «Мы сильные, мы дружные» в старшей группе (фрагменты)

Атрибуты и условия проведения Этап Содержательное наполнение
мячи набивные;
обручи;
дуги для подлезания;
кегли;
две теннисные ракетки с шариком;
ведро - 2 шт;
кукольные персонажи «Петрушка» и «Матрёшка».
Команды 3 девочки, 3 мальчика 2 родителя в каждой команде (1 -2 команды от группы).
Вводный Петрушка: Ой, устал, совсем выбился из сил.
Ведущий: Здравствуйте, друзья. Куда ты торопишься?
Петрушка: На праздник в детский сад!
Ведущий: Почему вы ругаетесь?
Петрушка: Матрёшка говорит, что девочки самые спортивные, а я думаю, что мальчики.
Ведущий: И что же показали ваши соревнования?
Петрушка: Матрёшка меня обогнала (грустно).
Ведущий: Расскажи, Петрушка, нам, чем ты занят по утрам? Часто ль делаешь зарядку, спортом занимаешься, водою закаляешься?
Петрушка: Нет, зарядку-то, ребята, я не делал никогда!
Закаляться? Страшно, братцы, ведь холодная вода!
Может, средство есть такое, чтобы сильным, ловким стать,
От других не отставать?
Ведущий: Ребята, физкультурой надо заниматься, чтобы быть какими? (спрашивает у ребят).
Основной 1-й ребёнок Мы летом загорали, купались и ныряли.
Мы здоровы и сильны, вот какими стали мы.
И опять приходим в сад, чтоб здоровье укреплять…>
<… Петрушка: А теперь отгадайте загадку. Не обижен, а надут, Его по полю ведут. А ударишь - нипочём Не угнаться за… (мячом)…>
<…Игры-эстафеты. «Передай мяч поверху». Для этой эстафеты необходимо собрать 2 команды и построить их в две колонны, на небольшом расстоянии друг от друга. Ноги чуть шире плеч. Руки вверху. Мяч у капитанов команды. По команде ведущего участники передают мяч поверху. Как только мяч попадёт к участнику, стоящему последним, задание меняется. Теперь нужно передавать мяч из рук в руки понизу. Катить мяч по полу запрещено правилами. Побеждает та команда, у капитана которой раньше окажется мяч.
«Передай мяч сбоку»…>
<…«Ловкий мяч»…>
<…Ведущий Вы, наверное, немного устали, отдохните, а я пока болельщикам загадаю загадки.
Про игры с мячом: Бросают мячик через сетку, Забить стараются все гол. И ловким нужно быть и метким В игре с названьем… (волейбол)…>
Игра-эстафета «Полёт на ядре» Построить для игры команды. В одну сторону игроки передвигаются прыжками, с мячом, зажатым между колен. Обратно - взять мяч в руки и вернуться бегом. Победит та команда, которая первой справится с заданием.
Заключительный Петрушка: - Какие вы молодцы У вас не только дети спортивные, но и родители. Пойду расскажу Матрёшке, в каком замечательном саду я побывал, как многому научился и как много узнал. До свидания!

Видео: соревновательно-игровой физкультурный досуг в старшей группе

Анализ физкультурного досуга

Досуговые мероприятия, как и любой вид НОД, подвергается регулярному мониторингу, который проводится страшим воспитателем, методистом, а также приглашёнными коллегами педагога. При этом объектом анализа выступает не только сам процесс поведения мероприятия, но и подготовительный этап, а также соблюдение санитарных норм организации работы с детьми-дошкольниками.

Диагностика проводится по схеме в свободной письменной форме.

Это интересно. Анализ физкультурных досуговых мероприятий является частью диагностической карты группы, а также входит в перечень видов деятельности, подготовка и проведение которых являются элементом составления общего представления об уровне профессионального уровня педагога и входит в список пакета документов для аттестации педкадров или для участия в конкурсах педмастерства.

На досуговые мероприятия по физкультуре приглашаются не только родители, но и методисты, коллеги

Алгоритм составления диагностики физкультурного досуга

При анализе физкультурного досуга оценивается:

  • своевременность проведения досугового мероприятия;
  • соблюдение гигиенических требований для проведения досуга (соблюдение режима проветривания, требований к наличию спортивной одежды и обуви);
  • использование музыкального сопровождения;
  • соответствие возрасту и уровню физических возможностей детей;
  • реализация целей досуга в контексте осуществления задач физкультурного направления учебно-воспитательного процесса в целом;
  • целесообразность использования заявленных атрибутов;
  • чёткость, продуманность и взаимосвязь элементов структуры мероприятия, нацеленной на создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
  • степень эмоциональной выразительности речи педагога;
  • Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Данный спортивный досуг помогает воспитывать патриотические чувства у дошкольников посредством физкультуры и спорта, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою армию, развивать физические качества, соревновательный дух и чуство дружелюбности друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мы бравые солдаты»

Составитель – инструктор по физической культуре Снарская Валерия Александровна.

Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством физкультуры и спорта.

Задачи:

Обучающие: продолжать обучение различным видам ходьбы и бега, дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества, познакомить детей с военной техникой.

Оздоровительные: развивать физические качества, укреплять мышцы ног, рук, пресса.

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию, воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

2. Чтение художественной литературы.

3. Прослушивание музыкальных произведений, посвященных армии и защитникам Отечества.

Оборудование: камушки, шведская стенка, горбатый мостик, 2 каната, кубики по количеству детей, 2 обруча, легкие шарики – по количеству детей или больше, медицинский бинт (2), 1 скамейка, 2 корзины, рубашка, каска, 2 картинки самолета (разрезанные), музыкальный центр.

Ход занятия:

Восп.: - Ребята, 23 Февраля в России будут отмечать праздник День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Дети: Солдаты, которые защищают Отечество.

Восп.: А что такое Отечество?

Дети: Это Родина.

Восп.: Правильно, защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов. А еще Родина значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:

Нет земли краше, чем Родина наша!

Одна у человека мать - одна Родина!

Ребята вот как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?

Дети: нет, нужно много солдат.

Восп.: Совершенно верно, не зря сказано: - Один,в поле не воин. А когда много солдат – это армия. У каждого народа,в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

воспитатель предлогает рассмотреть картинки с военной техникой.

восп.: Что на картинках?

Дети: корабль, подводная лодка, самолет, вертолет, танк, ракеты.

Восп.: А одним словом это называется «Военная техника». А как назвать солдат работающих на этой технике?

Дети: На кораблях и подводных лодках – Моряки. Они защищают море.

На танке – танкист,защищают землю.

Восп.: правильно,а еще есть Пограничники,которые защищают границы нашей страны, ракетчики, летчики – защищают небо. А все вместе это называется родом войск.

Ребята, давайте с вами пройдем полосу препятствий как это проходят солдаты в армии.

Разминка под песню «Мы бравые солдаты»

Марш в обход по залу – 1 круг

Равномерный бег – 3 круга.

Полоса препятствий:

Шагать по камушкам - пролезать по шведствой стене – пройти по канату – пройти по мосту – ползти по матам.

Пройти 3 круга полосы препятствий.

Восп.: Вот скоро вырастут наши мальчишки и пойдут служить в армию. Станут солдатами Российской Армии. А чтобы стать солдатами нужно быть?

Дети: Сильными, смелыми, ловкими, умелыми.

Воспитатель предлагает детям из разрезанной бумаги собрать самолеты

Восп.:А кто знает стихи о самолете?

Дети рассказывают стихи о самолетах.

Восп.: Молодцы ребята! Скажите про какие рода войск вы сегодня узнали?

Дети перечисляют.

Давайте ребята мы поделимся на команды, одни будут «Пограничниками», другие «Десантниками».

2 команды.

Эстафеты:

1.«Одевайся поскорей»

Первый ребенок надевает рубашку, каску бежит до стойки, возвращается, раздевается. Следующий выполняет то же самое. И т. д

2. «Башня»

Каждый ребенок берет в руки кубик. На противоположной стороне зала лежит обруч. Задача – построить высокую стойкую башню в обруче. Бежит первый ребенок – ставит кубик в обруч – возвращается, передает эстафеты следующему.

3.«Раненый боец»

«Врач»

Участникам дается размотанный бинт, его нужно намотать на голову «раненому бойцу» который сидит на скамейке на противоположной стороне зала.

4. «Меткий стрелок»

Попасть мячиком в ведро (корзину).

5. «Перетягивание каната»

6. «Салют».

По всему залу разбросаны мячики двух цветов. По сигналу, команды собирают мячи своего цвета.

Восп.: вы замечательно справились со своим заданием, а вы знаете, что ваши папы тоже защитниками Отечества, они служили в армии. Спросите у них дома в каких войсках они служили, поздравьте их!

Занятие заканчивается под звуки «Авиационного марша» музыка Ю. Хайта.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь