Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Звучат фанфары. Раздвигается занавес. Выходят ведущие.
Надя. Добрый день, дамы и господа!
Ираклий. Мы вновь рады приветствовать вас на шестом юбилейном Фестивале культур народов мира.
(Аплодисменты)
Надя. Сегодня на этой сцене мы говорим слова приветствия всем гостям и участникам фестиваля.
Ираклий. Этот праздник стал по-настоящему визитной карточкой нашей школы, приобрёл популярность среди всех, без исключения, учащихся, их родителей, учителей и гостей.
Надя. Фестиваль доказал, что творческий потенциал наших детей, их учителей и родителей очень велик и поистине неисчерпаем.
Ираклий. Нынешний фестиваль собрал 12 команд, представлявших 12 стран.
Надя. Сегодня, в заключительный день Фестиваля, ребятам предстоит выступление в рамках конкурса «Возьмёмся за руки, друзья!».
Ираклий. Они представят на суд публики и жюри презентацию культуры страны, расскажут об её особенностях, возможно, откроют какие-то тайны!
Надя. Обожаю тайны!
Ираклий. Уверяю тебя, тайны любят все собравшиеся в этом зале, а особенно те, кто сидит в первом ряду.
Надя. Встречаем наше опытное многоуважаемое беспристрастное жюри.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ираклий. Это те, кто должен будет сегодня нести нелёгкую вахту: им предстоит оценить творческий труд нескольких месяцев детских коллективов, задачей которых стало представление европейских, латиноамериканских, африканских и азиатских стран.
Надя. Именно поэтому жюри сегодня будет особенно трудно. Давайте поддержим членов жюри аплодисментами.
(Аплодисменты).
Ираклий. Кроме того, каждому из вас, уважаемые гости и зрители, тоже предстоит стать тем, кто определит судьбу победителя.
Надя. Победителя конкурса зрительских симпатий.
Ираклий. При входе в зал мы раздали представителям команд и гостям разноцветные карточки, на обороте которых приведён перечень команд, за одну из которых вы можете отдать свой голос.
Надя. Голосовать можно только за одну команду. За своих голосовать нельзя.
Ираклий. Таким образом, по окончании сегодняшнего конкурса жюри подведёт итоги не только всей конкурсной программы, но и огласит победителя в номинации «Приз зрительских симпатий».
(Аплодисменты)
Надя. Итак, участники готовы, зрители в нетерпении, жюри полно внимания.
Ираклий. Мы начинаем конкурс «Возьмёмся за руки, друзья!»
Надя. Скажи мне, Ярослав, сколько в нашем зале детей?
Ираклий. Затрудняюсь ответить точно, но что-то мне подсказывает, что детей здесь гораздо больше взрослых.
АНЯ. А вот учащиеся 2 «А» класса утверждают, что каждый из нас в душе ребёнок и никто из собравшихся здесь не спешит покидать страну детства.
ЯРОСЛАВ. Ну что ж, вполне вероятно. Давайте встречать команду Страны Детства.
(Выступление 2 «А»).
АНЯ. Кто никогда не слышал прибоев двух океанов, кто никогда не видел соединение двух материков, кто не наслаждался голубизной неба…
ЯРОСЛАВ. Кто не вдыхал ароматы настоящего кофе, кто не испытывал восхищения от настоящей латиноамериканской кухни, кто не наблюдал зажигательных танцев под аккомпанемент национальных мелодий,
ВЕДУЩИЕ ВМЕСТЕ. Тот не был в Панаме.
АНЯ. У вас есть уникальная возможность прямо сейчас перенестись в эту благословенную страну под руководством 4 «А» класса.
(Выступление 4 «А»).
АНЯ. Как ты тиха – ночь Украины…
Бескрайни все твои равнины…
Твоя прохлада так приятна…
Ты беспредельна, необъятна…

ЯРОСЛАВ. Твоих прекрасных звёзд мигание
Приводит сердце в трепетание…
Сверчков таинственная песня –
Так вдохновенна и прелестна…

АНЯ. Какие проникновенные строки о стране!
ЯРОСЛАВ. А ещё больше хвалебных слов мы услышим в представлении 11 «А» класса, которые расскажут про Украину!
(Выступление 11 «А»).

АНЯ. Природа удивительно прекрасна,
Всё сразу: горы, море, небеса!
И запахи к себе манили страстно,
Лаванда, розы, хвойные леса…

ЯРОСЛАВ. Нам повезло: светило солнце ярко,
И грела Адриатика теплом.
Дул ветерок и не было так жарко,
Хотя ни облачка на небе голубом!
АНЯ. Такие слова мы могли бы услышать из уст любого представителя 7 «А» класса, веди именно им повезло целых 3 месяца быть хорватами.
ЯРОСЛАВ. Предоставим им слово. Пусть отчитаются о проведённом не напрасно времени.
АНЯ. 7 «А» и Хорватия!
(Выступление 7 «А»).
ЯРОСЛАВ. Аня! Как ты относишься к идее путешествия в Южную Африку?
АНЯ. В целом положительно, но…
ЯРОСЛАВ. Что тебя пугает?
АНЯ. Ну, например, неизвестность.
ЯРОСЛАВ. Я бы на твоём месте неизвестности не боялся, ведь ученики 6 «А» класса могут ответить на любой вопрос, связанный с ЮАР.
АНЯ. Пусть ответят! На сцене 6 «А» и Южная Африка.
(Выступление 6 «А»).

ЯРОСЛАВ. Удивляет, изумляет
Эта дивная страна:
Короли, дворцы, костелы…
Величава, хоть мала!
АНЯ. Каждый камень – как легенда,
Здесь история во всем,
Древних вечные заветы,
Дышит прошлым каждый дом.
ЯРОСЛАВ. 9 «А» класс представляет Венгрию.
(Выступление 9 «А»).

АНЯ. Восточная сказка таинственной ночи,
О, сколько историй ты мне напророчишь.
О, сколько мгновений и странствий души,
Что оказалась с тобою в тиши.
ЯРОСЛАВ. О Сирия, древний цветок нераскрытый,
В тебе сколько тайны, что временем скрыта!
АНЯ. Снова тайна!
ЯРОСЛАВ. Восток – это всегда тайна.
АНЯ. 9 «Б» класс представляет Сирию.
(Выступление 9 «Б»)
ЯРОСЛАВ. Мне с детства снится полуостров,
Он словно свет в моей душе.
Там нет того, что ненавижу.
Там только то, что по душе.
Там словно чудо происходит:
Стоит Венеция в воде,
Там сказки вновь все оживают
На карнавале в феврале.
АНЯ. Италия, тебя люблю я!
Ты, всех на свете мне милей
И не на что не променяю,
Твой Форум Римский, Колизей.
ЯРОСЛАВ. Я словно слышу голоса ребят из команды 10 «А» класса
АНЯ. Предоставим сцену им, чтобы они рассказали нам об Италии!
(Выступление 10 «А»)
ЯРОСЛАВ. При слове Вена сердце вдохновенно
Ликует, задыхаясь от любви.
При слове Вена – музыка Шопена,
И Моцарта, и Штрауса, и, и…
АНЯ. И сразу вальс, цветущих яблонь пена,
Шампанское, кофейный аромат,
И оперы сияющая сцена,
И на Соборной площади набат!
ЯРОСЛАВ. Какие проникновенные строки из стихотворения Неизвестного австрийского поэта!
АНЯ. А мы приглашаем продолжить разговор о прелести Австрии учащихся 5 «Б» класса.
(Выступление 5 «Б»).
АНЯ. Варшава, я тебя люблю легко, печально и навеки.
Хоть в арсенале слов, наверно, слова есть тоньше и верней,
Но та, что с левой стороны, святая мышца в человеке,
Как бьется, как она тоскует!..
И ничего не сделать с ней.
ЯРОСЛАВ. Слово о Польше предоставляется ученикам 7 «Б» класса.
(Выступление 7 «Б»)
АНЯ. Стокгольм прекрасен круглый год,
Капелью талых быстрых вод,
Сырой дождливою погодой,
И здешней северной природой.
ЯРОСЛАВ. Действительно, в Швеции всё правильно, всё красиво.
АНЯ. Слово предоставляется команде 6 «Б» класса.
(Выступление 6 «Б»)
ЯРОСЛАВ. Рио де Жанейро в ритме
Самбы и накатах волн.
В эти пляжи, пальмы, рифы
Остап Бендер был влюблён.

АНЯ. Рио – радужные платья
Оттеняет смуглота.
Рио распахнул объятья
На ладонях у Христа.
Там банан желтей и слаще,
Там тебе прохожий рад,
Там поют и любят чаще
В оголтелый треск цикад.

ЯРОСЛАВ. 8 «Б» класс представляет Бразилию.
(Выступление 8 «Б»)
АНЯ. Ну вот мы и добрались до Ирландии.
ЯРОСЛАВ. А что ты о ней знаешь?
АНЯ. Это страна, находящаяся в северном полушарии, с интересным растительным и животным миром.
ЯРОСЛАВ. А ещё это страна, богатая национальными традициями.
АНЯ. Встречаем команду 8 «А» класса, настоящих ирландцев.
(Выступление 8 «А»).
ЯРОСЛАВ. Вот и подошла к концу наша конкурсная программа.
АНЯ. Но ведь всегда и всему наступает конец.
ЯРОСЛАВ. Но не в нашем случае, ведь пройдёт всего лишь один год и мы снова встретимся в этом зале.
АНЯ. В знак прощания с Фестивалем звучит наша песня.
(Все участники финальной песни поют)
ЯРОСЛАВ. Спасибо всем участникам Фестиваля!
АНЯ. Давайте проводим их в зал продолжительными аплодисментами.
(Все уходят, кроме ведущих, под музыку финальной песни)
ЯРОСЛАВ. Это настоящие герои, мужественно преодолевшие препятствия на пути к участию и победе в фестивале.
АНЯ. Настала пора подвести итоги конкурсной программы.
ЯРОСЛАВ. Жюри может посовещаться и сдать протоколы в счётную комиссию.
АНЯ. Уважаемые зрители! Отдайте свой голос за команду, которая стала, по-вашему мнению, самой достойной получить приз зрительских симпатий.
ЯРОСЛАВ. А пока работает счётная комиссия, мы дадим возможность нашим членам жюри выразить своё отношение к тому, что происходило сегодня и всю фестивальную неделю.
(Ведущие идут к жюри и гостям в зал и задают вопросы. В это время готовится оглашение результатов).
ЕГОР. Скажите, вы не пожалели, что пришли сегодня на конкурс?
АНЯ. Считаете ли вы, что Фестиваль удался или надо было бы что-то изменить?
ЕГОР. Какое из выступлений, по вашему мнению, было особенно запомнившимся сегодня?
АНЯ. Достойны ли наши артисты дружных аплодисментов?
ЕГОР. В какую страну вам захотелось поехать?
АНЯ. Считаете ли вы конкурсную программу познавательной?
ЕГОР. Скажите, костюмы музыкальные фрагменты способствуют более наглядному представлению страны?
АНЯ. Можем ли мы рассчитывать, что вы и на следующий год придёте к нам на Фестиваль?
ЯРОСЛАВ. А может быть, предложить и команде учителей представить страну на следующем Фестивале культур народов мира?
(Звучат фанфары)
Ведущие поднимаются.
АНЯ. Итак, мы можем объявить результаты сегодняшнего конкурсного дня.
ЯРОСЛАВ. Для оглашения результатов на сцену приглашается директор школы 403 Макаров Родион Владимирович.
(Слово директора школы).
АНЯ. Внимание на экран. На нём будут появляться результаты конкурсной программы Фестиваля.

ЯРОСЛАВ. А теперь о результатах конкурса «Приз зрительских симпатий».
АНЯ. Мы рады представить вам команду, ставшую, по мнению зрителей лучшей и завоевавшей расположение большинства в зале.
(Фанфары)
ЯРОСЛАВ. Это команда_____________________
(Вручается приз).
АНЯ. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в Фестивале.
ЯРОСЛАВ. Мы говорим всем
Вместе ведущие: «До новых встреч в следующем году!»

погодой,
И здешней северной природой.

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)

Сценарий национального праздника «День коренных малочисленных народов севера»

Цель : Пропаганда и сохранение ненецкой культуры, организация досуга коренного населения.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ямало-ненецкий Автономный Округ. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? … Правильно! Живут ненцы в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. И сегодня мы отмечаем праздник день коренных малочисленных народов севера. Пусть этот праздник подарит вам радость, смех, улыбки и хорошее настроение!
Песня «Сенгакоця»
ВЕДУЩИЙ: Малые народы Севера. Если всех вместе собрать – Миллионы с миллионами, Тысячи с тысячами, они займут полземли.

Край далекий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, -это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе. А знакомиться мы будем через песни. Ведь именно через песни передаются чувства, настроение и характер. Я объявляю конкурс песен «Песни разные и все прекрасные» Приглашаю желающих принять участие на сцену.
Проводится конкурс песен
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим наших исполнительниц аплодисментами. Помимо песен, существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. И поэтому мы сейчас поиграем в эти игры.
Игры народов севера.
ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника у нас проводились конкурсы фотоколлажа «Я и моя семья – разные народы», конкурс выставка-рецепт «Секреты национальной кухни», конкурс декоративно-прикладного искусства «Чудеса из бересты» и конечно же конкурс песен «Песни разные и все прекрасные». Результаты конкурсов известны и для награждения победителей приглашается ________________.
Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к своему завершению и я желаю вам не забывать свои традиции. Для вас дарят свой танец дети клубного формирования Дома культуры «Фольклор».
Танец
ВЕДУЩИЙ: До новых встреч!

Сценарий праздника «Дети разных народов»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности.

2. Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям.

3. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Оформление: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Предварительная работа : Работа с картой мира, с глобусом; Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран; Чтение художественной литературы разных народов мира; Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай); Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки); Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» .

Ход мероприятия. Ведущие мальчик и девочка. Мальчик одет в русский народный костюм. Девочка одета в узбекский костюм.

Мальчик: говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение. «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?» Дети: В России. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Девочка : Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено! Край у нас общий и общая Родина! И чтобы Россия могла процветать Душою и сердцем должны мы понять, Что мир от отцов нам достался в наследство, А дружба для мира надежное средство! Все дети планеты, давайте дружить И Землю родную беречь и любить. Чтоб мир для потомков своих сохранить! Девчонки, мальчишки, Нам в будущем жить! Страна моя огромная - Россия, В сравненье с ней Канада и Китай не выглядят такой особой силой, как наша.

Гордость - наш родимый край.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

И в то же время мы народ единый,

Достичь мы сможем многого

Когда мы будем вместе – мы непобедимы,

Мы знали это правило всегда.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… ».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Встречайте детей разных национальностей.

(В зал под музыкальную презентацию входят дети в разных национальных костюмах, проходят по кругу).

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты - Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ.

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Дети танцуют «Русский народный танец».

Российский край, моя земля,

Родимые просторы! У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Дети танцуют «Казачий танец».

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия, У нас у всех одна.

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности.

Мальчик : Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей.

Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь «в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Мы всегда гостей встречаем,

Круглым, пушным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.

Девочка : Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете, и как отмечают, эти праздники. Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей, приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы. Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла»). Все слова сопровождаются движениями). После хоровода все рассаживаются на свои места.

Мальчик: Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди» (Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)

Девочка: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться. Дети: До свидания! (Матушка Русь уходит)

Мальчик : В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.

Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.

Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова) представители разных национальностей и народностей.

Мальчик.
Узбекистан находится в Средней Азии. Это густонаселённая страна. На юге - горы, но большая часть территории - пустыни, среди которых одна из красивейших в мире - Кызыл кум.

Девочка: Узбекистан называют страной «белого золота», потому что здесь выращивают хлопчатник. Из него получают хлопок для изготовления ткани. Именно из этой ткани шьётся национальный мужской полосатый халат. Узбечку тоже нетрудно узнать по яркому шёлковому платью, а ещё по множеству заплетённых косичек. И мужчины, и женщины носят тюбетейки - шапочки, вышитые красочным узором.

Мальчик: Знаменитые города в Узбекистане - это Бухара и Самарканд. В Самарканде жил великий полководец Тамерлан. С тех пор сохранились дворцы, мечети, украшенные мозаикой и резьбой. А в Бухаре жил хитрый и остроумный Ходжа Насреддин. Народ сложил о нём много легенд.
Девочка: Если вы попали за праздничный стол к узбекам, то обязательно отведайте плов. Это древнейшее восточное блюдо из риса и баранины. Есть его принято руками. Считается, что только так можно по-настоящему ощутить вкус этого блюда. Ну а развлекать вас будут своими великолепными танцами восточные красавицы.

( Гостья исполняет народный узбекский танец). Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем.

Девочка: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их (Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме.

Мальчик : Армения - одна из стран Закавказья. Это, в основном, горная страна. Древнее название Армении - Наири. Это значит - « страна рек». Их в Армении более двухсот.

Девочка: Столица Армении - город Ереван - был основан почти 3000 лет назад. Это город очень древний и очень красивый. Его украшают дома из природного розового камня -туфа. Это делает город похожим на цветок. В самом Ереване и его окрестностях до сих пор сохранились многие памятники старины.
Мальчик: Жемчужина Армении - высокогорное озеро Севан. Его гигантская чаша зажата со всех сторон кольцом гор. В озере изумительно чистая вода. Там водится редкий вид рыбы форели. В озеро впадают десятки рек, но вытекает только одна.
Девочка: Природа Армении мягкая и суровая. Когда в одном уголке падает снег, в другом - наливаются соком персики и виноград, растёт миндаль, инжир, хурма, гранат.

В Армении вас обязательно угостят лавашем, голубцами из виноградных листьев и, конечно же, шашлыком. А также вас не оставит равнодушными прекрасный кавказский танец.

Исполняется кавказский танец.

Мальчик: Как и в России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от»). Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).

Девочка: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

Стихи детей :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем.

Мальчик:

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту,

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им навсегда

И будь ещё галантен!

Встают в хоровод все: и дети, и родители и гости.

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!

Все поднимают руки вверх и хлопают.

Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»

Подружки и товарищи
У нас повсюду есть
Подружек и товарищей
По всей земле не счесть!
Пусть весело и дружно
Ребята все живут
И песенку о друге
О друге все поют

Исполняется песня о друге.

Участники праздника становятся в «хоровод дружбы».

Сценарий национального праздника народа Ханты

«Вороний день»

для детей подготовительных групп.

Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить понимать изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера. Вот уже несколько лет вновь отмечают народный праздник “Вороний день” – день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи урока.

Образовательные.

    Познакомить детей с обычаями и традициями народов

    сочетание цветов и оттенков.

Развивающие.

    Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов. Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

    В процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое

Воспитывающие.

    Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

    Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Предварительная работа с детьми:

    внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение “Северные мелодии”.

Литературный ряд : легенды, сказки, северный фольклор.

Действующие лица: Бабушка (Щащи)

Женщины и дети в национальных костюмах.

Оборудования и материал:

Чум, костер, береза- дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда, колокольчики.

Ход праздника:

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Дети: Бабушка, откуда появился костер?

Бабушка: От искорки. Б ез огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети: Бабушка, а снег откуда?

Бабушка: «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!

Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

Исполняется песня «Колыбельная»

(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)

Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

Танец «Яклув» общий с детьми.

Бабушка: По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое- затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву играют игру с вороной)

Игра «Порни- порни, нёв-нёв»

(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи)

Дети:

На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!

Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!

Носят серенький жилет,

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.

Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подарки!

Женщины исполняют национальную пеню под звуки шумовых интсрументов.

(дети разносят по залу сушки)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь